Отчёт о результатах психолого-педагогической практики |
15 |
МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
База практики:
ГУО гимназия № 34
220068, г. Минск,
ул. Азизова, д. 3
Срок прохождения практики:
с 1 июня по 26 июня 2010 г.
летний лагерь «Лучик»
дети 7-8 лет
Работу выполнила:
студентка 3 курса
302 группы
факультета французского языка
Минск 2010г.
Оглавление
Введение |
3 |
1. Общая характеристика базы практики |
3 |
1.1. Место прохождения практики |
3 |
1.1.1. Общая информация |
3 |
1.1.2. История |
3 |
1.2. Материальное обеспечение и условия работы |
5 |
1.3. Педагогический коллектив |
5 |
1.4. Контингент детей |
6 |
2. Организация педагогической практики |
6 |
2.1. Система работы с детьми в период летнего отдыха |
6 |
Цель летней работы: |
6 |
Лечебно-оздоровительная работа |
7 |
Творческая работа |
8 |
Развитие традиций лагеря |
8 |
2.2. Основные работы и задания, выполняемые в процессе практики |
8 |
Теоретическая часть (4 часа) |
8 |
Практическая часть (7 часов) |
8 |
Аналитическая часть (6 часов) |
8 |
Консультативная часть (5 часов) |
9 |
Нормативная часть (6 часов) |
9 |
Коррекционно-развивающая часть (6 часов) |
9 |
Групповая часть (6 часов) |
9 |
Отчётная часть |
9 |
2.3. Приём детей |
10 |
2.4. Беседа с родителями |
10 |
2.5. Режимные моменты дня |
10 |
2.6. Организация самообслуживания детей |
11 |
2.7. Определение детских увлечений и интересов |
11 |
3. Содержание формы и методы работы |
11 |
3.1. Формы и методы работы |
11 |
3.2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей |
13 |
3.3. Вовлечение детей в деятельность коллектива |
13 |
4. Взаимодействие в коллективе |
13 |
4.1. Стиль общения с детьми |
13 |
4.2. Сотрудничество с коллегами и администрацией |
14 |
4.3. Проблемные ситуации и способы их разрешения |
14 |
4.4. Результаты работы летнего лагеря «Лучик» |
14 |
Заключение |
14 |
Введение
Психолого-педагогическая практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной школьной организации, приобретение первоначального практического опыта.
Основными целями учебно-ознакомительной практики являются:
- Знакомство с практической работой учителя в школьном учреждении.
- Закрепление теоретических знаний по психологическому сопровождению и развитию детей и получение навыков их практического применения.
- Знакомство с различными видами деятельности специалиста и приоритетными направлениями через посещение занятий и других мероприятий.
- Формирование представлений о профессиональной позиции, подходах учителя в работе, его мировоззрения, стиля поведения, соблюдения этических и профессиональных норм.
- Осознание индивидуально-психологических особенностей собственной личности и соотнесение их с требованиями профессии к специалисту.
- Освоение профессиональной этики.
- Развитие профессионального мышления.
1. Общая характеристика базы практики
- Место прохождения практики:
1.1.1. Общая информация
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 34 г.Минска»
Адрес:
220068, г. Минск, ул. Азизова, д. 3
1.1.2. История
Гимназия, в которой я проходила практику, это – бывшая минская средняя общеобразовательная школа №79 с углублённым изучением французского языка.
За более чем 40 лет своей работы, она стала достаточно известна в Центральном районе и городе Минске.
За прошедшее время в гимназии накоплен богатый опыт обучения учащихся французскому и английскому языкам, а так же предметам общего цикла.
Большую помощь в работе оказывает то, что перед учителями гимназии стоят чётко обозначенные задачи:
- получение основного образования;
- охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- обеспечение социализации детей в коллективе;
- выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Гимназия работает в 2 смены.
- Материальное обеспечение и условия работы
Не имея дополнительного внебюджетного финансирования, гимназия, тем не менее, прилагает все усилия для полноценной реализации потенциала детей и создания атмосферы внимания и заботы.
В процессе работы проводятся психолого-педагогические семинары, студии по изучению новых технологий и методов ораторского мастерства, открытые уроки городского и районного уровня по французскому языку. Начиная с 2000 года, в гимназии работают районные методические объединения учителей биологии и физики. На базе гимназии № 34 ежегодно проводятся районные олимпиады по французскому языку.
Ученики имеют возможность развивать свои индивидуальные способности в кружках и школьном французском театре »Багатель», »Лидер», »Юный инспектор движения», »Юные друзья милиции» и школьных клубах: клуб »Юных спасателей», Интерклуб »ReVeS».
- Педагогический коллектив
Педагогический коллектив сотрудничает с преподавателями лингвистического университета, особенно с факультетом французского языка, а так же с кафедрами психологии и методики обучения иностранным языкам, математики.
Основные направления работы педагогического коллектива заключаются в следующем:
создание наиболее благоприятных условий для получения образования детьми;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей на основе их индивидуальных потребностей и возможностей;
обновление содержания воспитательно-образовательного процесса;
ориентация на семью в воспитании и развитии ребёнка.
Педагогический коллектив мне очень понравился – много грамотных учителей, у которых есть чему научиться.
- Контингент детей
В настоящее время в гимназии обучается более 500 учеников.
Язык обучения – русский.
Начальная школа насчитывает 8 классов, средняя – 13, старшая – 4 классов-комплектов.
В силу определённых обстоятельств (гимназия находится в районе с повышенным уровнем криминогенности — бульвара Шевченко) в ней присутствуют дети из неблагополучных семей. Это, безусловно, повышает требования к качеству работы учителей.
2. Организация педагогической практики
2.1. Система работы с детьми в период летнего отдыха
Работа с детьми в летний период является гармоничным продолжением образовательного процесса и деятельности педагогического коллектива гимназии по развитию каждого ученика, его способности к заполнению досугового пространства общественно-полезной, театральной или иной творческой деятельностью, формированию вкуса к активному отдыху.
Цель летней работы:
Обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, его духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое заполнение досугового пространства, активный творческий отдых в сочетании с трудовой и спортивной деятельностью, воспитание интереса к истории гимназии, родного города и страны в целом.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- создание необходимых условий, способствующих занятости, развитию, воспитанию и оздоровлению детей.
- организация социально-значимой деятельности для подростков, направленной на улучшение окружающей среды, помещений и территории;
- создание условий, стимулирующих инициативу, творчество, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии активных детей и подростков;
В летнем лагере «Лучик» я участвовала в работе с учениками 2-3 классов, возраст 7-8 лет.
Работа велась в соответствии с Планом.
Основной состав педагогов лагеря постоянный, с опытом работы от 2 до 25 лет.
Работа в лагере велась по трём направлениям:
- Лечебно-оздоровительное
- Творческое
- Развитие традиций лагеря
Лечебно-оздоровительная работа
На протяжении всей смены большое внимание уделялось здоровому времяпрепровождению детей. В начале смены был проведен медицинский осмотр. Каждое утро дети проводили оздоровительную физическую зарядку, чередуя её со спортивными упражнениями. Постоянно осуществлялся контроль над соблюдением личной гигиены детьми до и после приема пищи. Ни одного дня не проходило без подвижных игр на свежем воздухе. Проводились как командные игры, так и игры на личное первенство. В случае недомоганий или физического дискомфорта дети обращались за помощью к воспитателям лагеря.
Также проводились спортивные мероприятия с оздоровительной направленностью, в которых были задействованы все дети. Проводились «Веселые старты» на футбольном поле с участием двух команд, «Игровая эстафета» по трём видам спорта с участием четырех сборных команд, состоялось первенство смены по велосипедным гонкам.
Не осталось и без внимания и охрана здоровья. Специалист по пожарной безопасности проводил тематическую игру на знание всех правил поведения в ситуациях пожара.
Творческая работа
Творческая работа вовремя первой смены летнего лагеря «Лучик» была, как этого и следовало ожидать, сконцентрирована вокруг школьного французского театра «Багатель». Дети с большим энтузиазмом разучивали небольшие роли и сценические миниатюры.
Развитие традиций лагеря
Для того чтобы поддержать традиции лагеря, было проведено несколько, ставших уже ежегодными, мероприятий.
Как и всегда, в смене были назначены вожатые из числа старших школьников, которые помогали воспитателям поддерживать дисциплину и порядок в лагере. По желанию детей устраивались просмотры мультфильмов.
2.2. Основные работы и задания, выполняемые в процессе практики
Во время психолого-педагогической практики я выполняла следующие работы и задания:
Теоретическая часть (4 часа)
1).
Составление плана прохождения практики, согласование времени и условий участия в мероприятиях, знакомство с персоналом лагеря.
2).
Знакомство с работой преподавателя иностранного языка.
3).
Знакомство с основными требованиями к психологическому сопровождению в образовательном учреждении.
Практическая часть (7 часов)
1).
Посещение плановых мероприятий в группах детей 7-8 лет.
2).
Посещение мероприятий, связанных с деятельностью театра «Багатель» и преподаванию французского языка школьникам.
Аналитическая часть (6 часов)
1).
Я наблюдала за организацией групповых занятий и индивидуальным общением педагогов с учениками. При этом формировалось умений наблюдать и протоколировать ход педагогической работы, анализировать полученные данные.
2).
Собеседование с учителем французского языка, по результатам проведённой работы.
Консультативная часть (5 часов)
1).
Знакомство с формами, подходами и тематикой работы педегога с семьёй. Определение эффективных путей определения и изучения родительского запроса, с целью проведения групповых консультаций, тематических родительских собраний, просветительской работы в родительских уголках.
Нормативная часть (6 часов)
1).
Знакомство с нормативной документацией учебного процесса.
2).
Работа с учебной литературой, оформление результатов наблюдений.
Коррекционно-развивающая часть (6 часов)
1).
Практическое участие в коррекционно-развивающих занятиях по теме «Учимся сотрудничать».
2).
Знакомство с комплектом методик, используемых в работе.
Групповая часть (6 часов)
1).
Групповая работа
- концентрация и переключение внимания
- опосредованное запоминание
- коллективные действия
Отчётная часть
1).
Составление отчётной документации по проделанной работе в рамках практики.
2.3. Приём детей
В самом начале прохождения практики я познакомилась с группами детей. В процессе общения был сформирован личный психологический портрет каждого ученика.
Так же я постаралась с самого начала определить потенциальные узлы возникновения напряжённости в группах, для их скорейшей локализации.
2.4. Беседа с родителями
Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей очень важен. Семья традиционно играет самую главную роль в воспитательном процессе, поэтому установлению тесных контактов с родителями в гимназии № 34 уделяется большое внимание.
Во время практики я принимала участие в общении с родителями учеников.
2.5. Режимные моменты дня
Для правильной регламентации воспитательного процесса и повышения эффективности работы воспитателей в летнем лагере «Лучик» было составлено детальное расписание:
8.30 Подъем
8.30 Утренняя зарядка
8.30-8.50 Водные процедуры
8.50-9.00 Операция «Уют»
9.00-9.15 Завтрак
9.15-9.45 Спортивно-развлекательная программа
9.45-10.25 Свободное время
10.30-11.30
/поочередно по отрядам/ Подвижные игры на свежем воздухе
11.30-12.30
12.30-13.00 Занятия французского театра «Багатель»
13.00-13.30 Обед
13.30-14.30 Час отдыха
14.30-15.30 Свободное время
15.30-15.45 Полдник
16.00-18.00 Солнце, воздух и вода
18.00-18.15 Ужин
18.15-19.15 Подготовка к вечернему мероприятию
19.15-19.30 Общение с родителями
19.30-21.00 КТД /Коллективно Творческое Дело/
21.00 – 21.15 Вечернее чаепитие
21.10 – 21.30 Отрядная «Свечка»
21.30 – 21.40 Подготовка ко сну
21.40-22.00 Вечернее чтение
22.00 Спокойной ночи, малыши» (отбой)
2.6. Организация самообслуживания детей
Во время работы летнего лагеря было необходимо закреплять навыки самообслуживания детей. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.
Один из наиболее интересных примеров развития навыка самообслуживания (одновременно с навыком коллективного общения) это – групповая уборка учебного класса.
2.7. Определение детских увлечений и интересов
Определение и анализ детских увлечений и хобби позволяет создать наиболее точный психологический портрет каждого ученика, найти с ним полный контакт в доверительной форме.
К сожалению, достаточно часто наблюдается тенденция к тому, что у детей устойчиво формируется только одно увлечение – «мультики». Можно сделать вывод о том, что многие семье учеников гимназии уделяют недостаточное внимание своим детям.
3. Содержание формы и методы работы
3.1. Формы и методы работы
Для изучения форм и методов работы я провела анализ воспитательного мероприятия, проведенного учителем гимназии.
Одно из специальных воспитательных мероприятий, было посвящено Правилам дорожного движения. Данная тема очень актуальна, поскольку важно воспитывать правильное отношение к собственной безопасности и социальной ответственности уже с малых лет.
Мероприятие проводилось для 3-го класса в форме ролевой игры с использованием презентационных материалов, а именно слайд-фильма, в котором приводились различные ситуации и выводились основные проблемы и способы борьбы с ними, что в конечном итоге должно было сформировать мотивацию учеников к правильному поведению на дороге.
Учащимся было интересно, так как использовались визуальные материалы (фильм и вспомогательные предметы – жезл, светоотражатели и т.д.), что способствовало большой заинтересованности в раскрытии этого проблемного вопроса.
Материалы были подобраны в соответствии с возрастом учащихся 8 лет, адаптированы под наиболее встречающиеся в их жизни ситуации, с забавными картинками.
Мероприятие проводилось не в форме чистой лекции, а побуждало к эмоциональной вовлечённости.
Речь учителя была вдохновенна, а потому не скучна и не утомительна для учеников, внимание переключалось с фильма на слова наставника, тем самым заинтересованность учеников удалось сохранить в течение всего занятия.
Степень подготовленности мероприятия была достаточно высокой, учитель владел материалом.
Мероприятие проходило 40 минут, то есть в рамках одного урока, и это не вызвало чрезмерной утомляемости учеников. Временные рамки и структура мероприятия были четко соблюдены. Прослеживалась вводная часть, основная и заключительная.
По степени участия детей в обсуждении, их активности и помощи в организации можно сказать, что основная педагогическая задача – формировать у детей правильное отношение к безопасности дорожного движения была выполнена.
3.2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
Личностное развитие ребёнка отражает его возрастные и индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперёд, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Поэтому учёт индивидуальных особенностей учеников представляет особую важность.
3.3. Вовлечение детей в деятельность коллектива
Одна из главных ролей в деятельности летнего лагеря, это – создание коллективного взаимодействия учеников. Многие дети (особенно в силу специфики района, в котором находится гимназия) приходят в школу замкнутыми, с проблемами в коммуникативных функциях. Задача учителя – способствовать повышению адаптивности учеников, способности к сопереживанию и коллективной деятельности.
В этой связи необходимо напомнить об успешном опыте коллективной уборки класса.
4. Взаимодействие в коллективе
4.1. Стиль общения с детьми
Стиль общения с детьми начальной школы не должен быть либерально-попустительским (антиавторитарный).
Он обязательно должен строиться на авторитете и любви к детям, работе самого педагога. Перегиб в сторону авторитета и строгово подчинения (императивный (авторитарный) стиль), беспрекословного выполнения поставленных задач, так же недопустим. Во всём необходимо учиться находить «золотую середину».
4.2. Сотрудничество с коллегами и администрацией
В гимназии № 34 работает очень дружный коллектив педагогов с которым легко находить общий язык и решать все возникающие вопросы на базе взаимопонимания.
4.3. Проблемные ситуации и способы их разрешения
Большая часть проблемных ситуаций возникает из-за того, что в группах оказывается несколько детей с явными недоработками в процессе воспитания. Это ещё, и ещё раз повышает степень ответственности педагога за результаты своего труда. Находить подход к таким детям – это не только сложная, но и увлекательная задача.
4.4. Результаты работы летнего лагеря «Лучик»
По данным мониторинга оздоровления детей в летнем лагере дети прибавили в весе, росте. Посещаемость лагерной смены была очень высокой.
Оценивая работу лагеря, следует отметить, что дети стали более обязательны, ответственны, аккуратны; отношения детей в коллективе стали более открытыми.
Существование лагеря «Лучик» способствовало повышению чувства коллективизма, повысило интерес к дальнейшему развитию креативных способностей.
Заключение
Прохождение психолого-педагогической практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.
В это время будущий учитель применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.
Основными задачами в этот момент являются:
- ознакомление со спецификой работы учреждения образования;
- получение практического опыта работы;
- улучшение качества профессиональной подготовки.
Практика помогла мне научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы учителя. Я поняла, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной в университете.
Выводы
Педагогическая практика в летнем лагере, безусловно, помогла формированию моих профессиональных компетенций.
Психолого-педагогическая практика доставляет большое удовлетворение, прежде всего от ощущения реальной эффективности помощи детям.
На успешность моей работы с детьми положительное влияние оказала, прежде всего, способность находить простой человеческий контакт. А всё, что для этого необходимо – такт и стремление к взаимопониманию.
Дополнительная литература:
Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. М. Просвещение, 2002. 239 с.
Учимся дома: дистанционное обучение / авт.-сост. В.Н. Пунчик, С.В. Вабищевич, М.В. Короткевич. Минск: Красико-Принт, 2010. 176 с.
Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик. Минск: Красико-Принт, 2009. 176 с.
Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б., М. Астрель ВКТ АСТ, 2008.
Батяновская В.В.