Летняя педагогическая практика Выполнил:

Министерство образования и науки в Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии развития

Отчетная документация по практике

Студент 201 группы

Специальность –

педагогика и психология

Никитина К. Н.

Руководитель-методист:

М. Л. Мельникова – канд. психол. н.,

доцент каф. психологии развития

Екатеринбург

2008-09 уч. г.

Содержание

  1. Аналитическое направление работы………………………………………3
  2. Социально–педагогическое направление работы. План-сетка социально – педагогических мероприятий.………………………………………….13
  3. Конспект воспитательного мероприятия…………..……………………15
  4. Культурно-просветительское направление работы. План-сетка мероприятий, нацеленных на повышение психологической культуры в детском коллективе.………………………………………………………16
  5. Конспект культурно — досугового мероприятия…………………………17
  6. Конспект беседы о профессии педагога-психолога…………………….18
  7. Самоанализ студента практиканта………………………………………19
  8. Список используемой литературы………………………………………21

Аналитическое направление работы

Должностная инструкция педагога — психолога детского летнего лагеря дневного пребывания

23 стр., 11102 слов

Общая психология. Конспект лекций

... школ и направлений. Перспективы развития психологии. Основные понятия: психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.   ...

1. Общие положения.

1.1. Педагог — психолог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ.

1.2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование.

1.3. Педагог — психолог непосредственно подчиняется начальнику ЛОЛ.

1.4. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, имеющее высшее профессиональное психологическое образование, назначенное приказом начальника ЛОЛ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и современное исполнение возложенных на него обязанностей

1.5. В своей деятельности педагог — психолог руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании”. Типовым положением о ЛОЛ. Инструкцией по охране жизни и здоровья детей. Уставом МОУ, локально-правовыми актами МОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка).

2. Функции

2.1. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья у участников педагогического процесса через разнообразные активные формы организации досуга, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников.

2.2. Обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.

2.3.Создание оптимальных условий для развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.

2.4. Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.

3. Должностные обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Планирует и организует перспективное и текущее психологическое сопровождение.

3.2. Анализирует основные и сопутствующие заболевания у детей, прибывающих в лагере совместно с медицинским персоналом.

3.3. Изучает и развивает основные личностные особенности детей и подростков, способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. При необходимости проводит дополнительное, более глубокое, психологическое обследование.

3.4. Проводит активные формы деятельности, направленные на удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей обучающихся, развитие их умственных способностей, помощь определиться в личной трудовой творческой деятельности, обучение грамотно относиться к своему здоровью.

3.5. Оценивает результативность проведенных им коррекционных, развивающих, просветительско-профилактических мероприятий.

12 стр., 5616 слов

Профессиональная деятельность педагога-психолога

... необходимых умений и навыков в деятельности педагога-психолога. Педагог-психолог должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие ... установленными стандартами; 3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; 4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение ...

3.6. Реализует образовательные психологические коррекционно-развивающие, просветительско-профилактические программы в соответствии с собственным УТК и расписанием занятий, использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения.

3.7. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

3.8. Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости воспитанников, своевременно представляет отчетные данные.

3.9. Допускает в установленном порядке на занятия начальника ЛОЛ в целях контроля и оценки деятельности педагога.

3.10. Заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника ЛОЛ.

3.11. Участвует в организации дополнительных услуг.

3.12. Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими.

3.13. Обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.

3.14. Обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала.

3.15. Работает в контакте с другими специалистами ЛОЛ, совместно с медицинскими работниками, социальным педагогом обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечающих за их жизнь и здоровье.

3.16. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.

4. Права

Педагог-психолог имеет право:

4.1. Участвовать в управлении летнего детского лагеря в порядке, определенном Уставом МОУ.

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с рекомендациями органов МО РФ и Управлений образования.

4.7. Давать воспитанникам во время лечебно-образовательного процесса обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.

4.8. Давать психолого-педагогические рекомендации участникам образовательного процесса.

5. Ответственность

5.1. За исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений начальника ЛОЛ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5 стр., 2069 слов

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...

... особенностям ребенка. Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении диагностической, консультативно-организационной, коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми. Содействие полноценному личностному развитию детей ... Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ...

5.2. За применение, в том числе однократное, методов, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанники, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, организации воспитательного процесса, педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За причинение ЛОЛ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения

6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях ЛОЛ и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

6.2. Получает от начальника ЛОЛ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Работает в тесном контакте с родителями воспитанников, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с коллегами.

В детском летнем лагере так же имеется примерная форма заполнения журнала учета посещаемости детей занятий с психологом / социальным педагогом 200_ г. (_____________месяц)

Лист 1 № Ф.И.О. Дата проведения

1.

Специалист: ____________________ (___________________)

Лист 2 Дата проведения Тема Количество часов Подпись специалиста

Примерный анализ деятельности специалистов (социальных педагога, педагога-психолога) по реализации психопрофилактических мероприятий в период функционирования детских летних лагерей дневного пребывания (в 200_ — 200_ учебном году)

  • направление деятельности службы
  • наличие организационных условий
  • качество реализации направления
  • нормативно-правовое обеспечение социально-психопрофилактической деятельности приказы на организацию социально психопрофилактических мероприятий;
  • приказы об открытии пунктов помощи детям и семьям.
  • организационное обеспечение социально-психопрофилактической деятельности наличие службы оказания экстренной социально психологической помощи, в т.ч. телефона доверия;
  • количество консилиумов;
  • стандартизация психодиагностических и социально-педагогических методов (сопровождение личностного развития детей);
  • стандартизация программно-методического обеспечения социально-психопрофилактической деятельности;
  • межведомственные взаимосвязи с органами здравоохранения, правоохранительными органами;
  • кадровое обеспечение социально
  • психопрофилактической деятельности в ОУ.
  • информационно-аналитическая деятельность мониторинг личностного развития детей;
  • мониторинги факторов среды (ОУ, семья, соц. группа).
  • консультативная деятельность стандартный механизм оказания помощи детям группы риска;
  • просветительская деятельность со специалистами и педагогами по работе с детьми группы риска;
  • программно-методическое обеспечение консультативной и коррекционно-развивающей работы;
  • консультирование детей, родителей

Материально-техническое оснащение деятельности специалиста в период детского летнего лагеря:

1. Наличие достаточного для реализации функционала количества мебели и оборудования в соответствии с рекомендуемыми требованиями (и функциональными обязанностями)

2. Наличие/возможность использования при необходимости:

  • аудио- видеотехника (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера);
  • игровое оборудование (мячи, игрушки и т. д.);
  • материалы для детского творчества;
  • специфическое оборудование(аромалампа, сухой бассейн, маски и т.д.);
  • информационный уголок, стенд;
  • библиотека (периодические и научно-методические издания).

В период социально-психологического сопровождения детского летнего лагеря дневного пребывания организованные и проведенные мероприятия педагогом-психологом, социальным педагогом фиксируются в той же документации по организации деятельности, что и велась специалистами в течение учебного года. Обязательна эстетичность оформления документации:

  • журнал учета индивидуальных консультаций;
  • журнал учета групповых форм работы: (учет диагностики; развивающей и коррекционной работы; группового консультирования, просветительско-профилактической работы);
  • журнал учета посещаемости детьми занятий со специалистом;
  • журнал учета входящей документации для специалиста;
  • журнал учета исходящей документации;
  • индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад);
  • папка отчетной документации деятельности специалиста (текущая (социальный паспорт отряда, лагеря; результаты соцопросов, аналитические отчеты; акты обследования жилищно-бытовых условий и др.) и итоговая отчетность (за смену).

Так же для деятельности специалистов в период работы детского летнего лагеря необходимы:

годовой план работы специалиста, в котором сделан акцент на содержание работы специалиста в период каникул детей и подростков (в т.ч. летних каникул).

Включенность мероприятий социально-психологической направленности в общий лагерный план;

утвержденная директором должностная инструкция специалиста детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад);

утвержденная директором циклограмма деятельности специалиста социально – психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, летних трудовых бригад);

программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса);

при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.

Социально – педагогическое направление работы. План-сетка социально – педагогических мероприятий

(общая продолжительность 8 недель)

Неделя

Мероприятия

Цели

1 неделя

с 15.06 – 19.06

Праздник, посвященный началу летних каникул, «Праздник детства. Здравствуй лето, красное, веселое, прекрасное…»;

Игры на знакомство «Снежный ком», «Расскажи про своего друга»

Оздоровление детей и сплочение детских коллективов в единый дружественный коллектив;

2 неделя

с 22.06 – 26.06

Мероприятие «Знай и люби свой край»

Познакомить с символикой родного города и страны;

Игры на свежем воздухе: «Быстро шагай»

Развития внимания, быстроты бега;

3 неделя

с 29.06 – 3.07

Конкурс знатоков «Красный, желтый, зеленый»;

Закрепить знания правил дорожного движения

Игры с мячом «Горячая картошка», «Мой веселый звонкий мяч»

Развитие ловкости

4 неделя

с 6.07 – 10.07

«Сильнее! Выше! Быстрее!» (армейские состязания)

Расширить знание детей о вооруженных силах страны

Изготовление мозаичных панно. Аппликация;

Развитие творческих навыков;

5 неделя

с 13.07 – 17.07

Конкурсы-забавы «Здоровый образ жизни»;

Развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;

Экскурсия в лес «В гостях у матушки природы»

Развитие любви и бережливости к природе;

6 неделя

с 20.07 – 24.07

Курс начинающего туриста (веселые соревнования);

Формировать чувство сплоченности класса;

Музыкальный час «Ритмы лета»;

Поднятие эмоционального настоя детей;

7 неделя

с 27.07 – 31.07

Культурное мероприятие «Правила этикета»;

Формирование знаний основных правил этикета;

Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья»;

Развитие творческих способностей, любви к своей семье;

8 неделя

с 3.08- 7.08

Подвижная игра «Антошка»;

Развитие интересов к игровой деятельности;

Сказка-терапия «Как светлячок друга искал» (на сплочение коллектива)

Формировать чувство сплоченности детей;

Конспект воспитательного мероприятия

Посещение пожарной службы и МЧС.

Цели экскурсии:

  1. общее ознакомление детей с деятельностью пожарной службы и МЧС;
  2. предоставление информации детям о том, как избежать пожара и как вести себя во время пожара.

Ход мероприятия:

Данное мероприятие проходило в здании пожарной службы и МЧС. Сотрудник данной организации ознакомил детей с особенностями своей деятельности, рассказал об основных правилах пожарной безопасности, продемонстрировал экипировку пожарного, а также показал как работает необходимое для выполнения специализированных заданий оборудование. Достаточно интересным для ребят оказалась знакомство с укомплектовкой пожарной машины.

Особо хочется отметить восторженное поведение детей во время наблюдения их за работой сотрудника МЧС на стропах, закрепленных на уровне второго этажа.

Таким образом, в результате проведенного мероприятия дети приобрели много новых знаний, касающихся деятельности пожарной службы и МЧС, а также получили полезную информацию о правилах пожарной безопасности.

Культурно – просветительское направление работы. План – сетка мероприятий нацеленных на повышение психологической культуры общения детей

(общая продолжительность 8 недель)

Неделя

Мероприятия

Цели

1 неделя

с 15.06 – 19.06

Развлекательная программа для детей «Друг воспитанный тобой»;

Прививать детям чувство любви к животным;

2 неделя

с 22.06 – 26.06

Инсценирование на тему «Фома и лень»;

Воспитание культуры поведения;

3 неделя

с 29.06 – 3.07

Развлекательное мероприятие «Дружба крепкая очень нам нужна»;

Формировать чувство сплоченности детей;

4 неделя

с 6.07 – 10.07

Игра на развитие воображения «Гномы»;

Развитие воображения детей;

5 неделя

с 13.07 – 17.07

«Хорошие манеры на каждый день»;

Повторение норм и правил поведения в обществе;

6 неделя

с 20.07 – 24.07

Конкурс рисунков, плакатов, лозунгов на тему: «Защита окружающего мира»;

Привитие любви к природе; защита окружающей среды;

7 неделя

с 27.07 – 31.07

Час доброты «Будьте добрыми и человечными»;

воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;

8 неделя

с 3.08 – 7.08

Беседа на тему: «Курить – здоровью вредить»

повышение уровня знаний детей об опасности курения, привитие навыков здорового образа жизни;

Конспект культурно — досугового мероприятия

Игра «Уголки»

Оборудование: из картона делаются уголки или же просто можно нарисовать уголок на асфальте.

Ход игры: дети встают в уголки, а одному не хватает – он ведущий. По сигналу ведущего остальные должны поменяться местами, оставаться в своем уголке нельзя. Задача ведущего — занять какой-нибудь уголок. Игрок, который остался без уголка, становится ведущим.

Мои наблюдения: игра очень подвижная и поэтому сразу понравилась детям, особенно когда включилось много народу, однако долго играть в нее они не смогли из-за однообразия действий.

Конспект беседы о профессии педагога-психолога

Наша беседа началась с моего вопроса: «Ребята, знаете ли вы кто такой педагог-психолог?» Так как в лагере, в котором я проходила практику, нет психолога, дети не смогли дать полный ответ на данный вопрос. Но было заметно, что они заинтересованы в получении информации по этому поводу. Тогда я продолжила: «педагог-психолог – это человек, который помогает людям решить затруднительные ситуации». «Что за затруднительные ситуации?» — спросил у меня мальчик Дима Ф.Честно говоря я не была готова к такому вопросу, т.к. для меня это само собой разумеющееся. Но собравшись с мыслями я ответила: «У каждого человека свои. Например, если человек чего-то боится, но хочет справится со своим страхом; или человека кто-нибудь обидел, и он постоянно об этом думает, и ему плохо от этого; или когда человек не может сделать свой выбор; или когда у человека умирает кто-то из близких…Ситуаций много. Были ли у вас подобные в жизни?»

«Да!» — послышалось с разных сторон.

«Когда Серега не честно играет», — ответил Дима.

«Когда мама Алене (сестре) покупает что-нибудь, а мне нет», — сказала девочка Вика.

«Вот», — говорю я, — «С этим вы можете обратится к педагогу-психологу. Но, как правило, такие ребята как вы не обращаются к педагогу-психологу, т.к. вы можете поделится своими проблемами с мамой и папой. А вот взрослые люди, которые не могут ни с кем поделится, обращаются к психологу».

Дети сидели молча, но я видела, что в общих чертах они все поняли и уже ждали, когда я их отпущу. Я их задерживать не стала.

Самоанализ студента-практиканта

Я проходила практику в детском летнем лагере дневного пребывания. Дети были разных возрастов от 6 до 16. Я работала в качестве воспитателя и была ответственна за отряд.

Данная практика – мой первый опыт подобной работы. Поэтому я ожидала послушных детей, отзывчивых и понимающих, что им нужно от этой работы коллег, огромное количество литературы. Что-то из моих ожиданий оправдалось, что-то нет. А именно, про литературу пришлось забыть и надеяться на собственные источники (которые я к счастью успела достать), коллеги, в силу того, что работают весь учебный год да еще две смены летом, были малоинициативные и заняли позицию «ты говори, а мы послушаем». А слушать хотелось мне, т.к. это были педагоги с огромным опытом работы, и у них есть чему поучиться. Ну, а дети оправдали все мои ожидания, но хочется отметить, что чтобы добиться такого результата мне пришлось приложить некоторые усилия.

Что касается трудностей, то они, как Вы уже могли видеть, были. В частности, большой возрастной диапазон (мне пришлось искать подход и к дошкольникам, и к младшим школьникам, и к средним школьникам), а также небольшая несогласованность моих ожиданий и реальности по поводу коллег. Но я считаю, что с трудностями я справилась, и поэтому практика мне очень понравилась.

Таким образом, чему меня научила данная практика?

Во-первых, я на собственном опыте поняла, что дети – это маленькие личности, а с личностью надо считаться. Крики и истерики со стороны педагога не уместны, нужно просто объяснить какая тебе нужна помощь, и попросить ее у детей.

Во-вторых, педагог – деспот ничего кроме неуважения не добьется. Нужно идти с детьми на компромисс, если не удается убедить ребенка Вашу точку зрения.

В-третьих, вечным педагогом быть не желательно, нужно иногда менять специфику своей деятельности.

В конце хочется сказать, что дети поразили меня своей честностью, открытостью миру, своей искренностью. Мне кажется, что их я запомнила навсегда.

Список используемой литературы

1.Абдуллина, О. А. Педагогическая практика студентов [Текст] : учебное пособие для ВУЗов / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1989. — 175 с.

2.Баташев, А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности: кн. для деловых людей. — Талин: Регалис,1998.-108с.

3.Игры — обучения, тренинг, досуг [Текст] : сборник / ред. В. В. Петрусинский. — М. : Новая школа, 1994. — 368 с.

4.Коваль, М. Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей / М. : НИИ семьи, 2002. – 411 с.

5.Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. : методический материал / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. -СПб. : Речь, 2000.-190 с.

6.Никонова, О.В. Формирование культуры общения младших школьников : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Брянск, 2001 202 c.

7.Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. Заведений. — М.: ТЦ Сфера; Юрайт-М, 2001-448с

8.Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. / М. В. Осорина. — СПб. : Питер, 1999. — 288 с.

9.Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе. Экспериментальные материалы для воспитательной работы с учащимися начальной и основной школы [Текст] : методический материал / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. — М. : Педагогический поиск, 2001. — 160 с.

10.Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие.- СПб.,1999. 288с.

11.Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 1995.-529с.

12.Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей : допущено Мин.обр.РФ / М.Е. Сысоева. — М. : Гуманитар. издат. центр, 1999. — 176 с.