Методы диагностики основных волевых свойств личности

Методы диагностики основных волевых свойств личности

ВВЕДЕНИЕ

Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Изучение воли необходимо, что бы регулировать своё поведение и деятельность; преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков; сформировать способность к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств, связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых.

К волевым свойствам относятся: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание. Знание развитости этих свойств позволит человеку акцентировать своё внимание на развитие того свойства, которое больше требует развития для успешной деятельности в жизни и общении с другими людьми.

Актуальность этой работы состоит в том, что с проявлением воли мы сталкиваемся каждый день и нам необходимо знать, как она проявляется и каким образом её можно регулировать. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения.

Знание методов, выявляющих волевые свойства личности, необходимо для практического психолога для того, чтобы уметь быстро и качественно определить нужный метод для клиента и провести его с наилучшими условиями (быстрота проведения, качественные результаты, объёмная интерпретация и простота в обработке полученных данных).

Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

2 стр., 731 слов

Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику ...

... единства сознания личности и деятельности Сознание, личность и деятельность – три тесно взаимосвязанные общепсихологические категории, отражающие 3 взаимодействующие феномена, которые определяют специфические свойства человека, отличающие ... основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе ...

Цель исследования: изучить методы диагностики основных волевых свойств личности.

Предмет исследования: методы изучения волевых свойств личности.

Гипотеза исследования: наиболее оптимальной для изучения волевых свойств личности является методика «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ волевых свойств личности.

2. Проанализировать основные методы изучения волевой сферы личности.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей воли.

Методы исследования: основными методами исследования выступили: теоретический анализ литературы и такая методика эмпирического анализа как: «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана

Н.Е. Стамбуловой, которая была выбрана как самая лучшая.

Объект исследования: В качестве объекта исследования выступил — учениках 11 класса МОУИСОШ №4 посёлка Иноземцево в возрасте 17 лет.

Структура и объём работы: курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 12 источников, основное содержание курсового проекта изложено на … страницах.

I/ ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие волевых свойств личности, их основная характеристика

Артур Ребер определяет волю как внутреннюю, личную способность к свободному совершению выбора или действия. Обычно она понимается как функция решения, когда человек решает осуществлять некоторые поведенческие акты и воздерживаться от других [1, с.219].

Тогда как Анатолий Геннадьевич Маклаков, определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [5, с.373].

Лев Семёнович Выготский дал такое определение понятию воля — стадия овладения собственными процессами поведения. Воля является непосредственным продуктом и результатом развития труда [2, с.27].

Роберт Семёнович Немов дал определению воля 7 следующих понятий:

1. Воля — некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.

2. Воля — это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого самим человеком и связанного с его сознанием, мышлением, принятием решений и их последующим выполнением.

3. Воля — это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять.

4. Воля — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой труднодостижимые цели и достигать их, преодолевая серьёзные внутренние и внешние препятствия на своё пути.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... РЕАЛИЗАЦИИ 19 18. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 20 19. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ 21 20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ 22 21. МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА 23 ... ТЕОРИЯ «САМОДЕТЕРМИНАЦИИ» Р. РАЙЕНА И Э. ДЕЙСИ 13 12. ВОЛЯ КАК ПРОЦЕСС СОЗНАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ. ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 14 13. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15 14. ...

5. Воля — это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор и следовать ему в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных форм поведения.

6. Воля — то, чем отличается поведение человека от поведения животных. У последних воли нет, они действуют под влиянием или внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства.

7. Воля — источник сознательных и разумных действий человека [8, с.124].

Борис Гурьевич Мещеряков и Владимир Петрович Зинченко определяют волю как способность человека действовать в направлении сознательно поставлено цели, преодолевая при этом внутренние препятствия [7, с.81].

Воля — это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в инициации действий, их осуществлении и контроле [10, с.59].

По мнению Марата Исхаковича Еникеева, воля — это сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции [3, с.38].

Таким образом, воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Выполнение волевого акта — несомненно, что волевому поведению предшествует принятие решения о том, что будет выполнено какое-либо определённое поведение. Но до принятия решения субъект должен обдумать, учесть те или иные соображения, которые помогут ему принять решение. Таким образом, волевой процесс содержит три периоды: подготовительный период решения, который выявит, какое решение следует принять и по каким соображениям; период самого решения и, наконец, период выполнения решения [11, с.130].

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Для того чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... Действуйте наоборот Одобряйте положительные намерения Трудные люди Выскочка Ваша цель – нанести прямой сокрушительный удар по невыносимому поведению Ориентация на работу Пассивное Норма Агрессивно ... завершением дела. Укрепляйте дружеские отношения. Трудные люди Сделаю потом Ваша цель – помочь этому человеку научиться принимать самостоятельные решения Ориентация на работу Пассивное Норма Агрессивное ...

Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе все более сознательного регулирования [6, с.295].

Волевому поведению свойственна упорядоченная целесообразность, однако она никоим образом не подразумевает активного вмешательства субъекта на каждом шагу, сознательного поиска и нахождения средств выполнения решения. Достаточно принять решение, чтобы дело как бы само собой двинулось вперед. Одним словом, протекание волевого, то есть намеченного, преднамеренного поведения, такое же, как и импульсивного поведения; и пока решение осуществить поведение остается в силе, оно протекает так же, как и импульсивное [12, с.135].

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека, зародилось в Древней Греции, и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384-324 гг. до н. э.).

Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводится к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.

Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель называл произвольными. Существенным для аристотелевского понимания роли волевого начала в детерминации поведения является то обстоятельство, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Кроме того, философ приписывал действию волевого начала способность человека владеть собой. В то же время любое волевое движение имеет, по Аристотелю, природные основания.

Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей [9, с.205].

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно ... неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. ... биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения ...

Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

3) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели, может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности [10, с.642].

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств, связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:

17 стр., 8483 слов

Особенности волевых качеств личности младших школьников с задержкой ...

... достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят настойчивость, решительность, самостоятельность, ... путей коррекции недостатков волевых качеств личности, детей младшего школьного возраста с ЗПР. Объектом исследования: являются особенности волевых качеств личности младших школьников с ...

Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;

Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском.

Смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;

Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;

Выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности — склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;

Мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;

Инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;

Самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;

Дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам [7, с.298].

Таким образом, когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характеризуем не только поведение человека, но и его самого как личность. Мы, например, говорим: «Этот человек, безусловно, волевой, а тот человек, вероятно, безвольный». Пользуясь подобного рода высказываниями, мы имеем в виду, что люди могут обладать или не обладать некоторыми особенными качествами личности, которые называются волевыми. Такие качества действительно существуют. Их можно определить как свойства характера человека, в которых проявляется его воля. К этим свойствам относятся, например, упрямство, упорство, целеустремленность, настойчивость, ответственность, обязательность, исполнительность и ряд других личностных свойств. Знакомство с перечнем таких свойств показывает, что человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. Например, такие волевые свойства, как упрямство и упорство, характеризуют человека как не очень высокоразвитую личность, а целеустремленность и ответственность, напротив, представляют человека как высокоразвитую личность. Отсюда вытекает, что по мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... отрицательном отношении ученика к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности ... и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, она свидетельствует об ...

1.2 Основные методы изучения волевых свойств личности

В современной психологической литературе предлагаются следующие методы для изучения волевых свойств личности:

Остановимся на некоторых подробнее:

Тест «Самооценка силы воли».

Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым в 1997году и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция:

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет».

Если Вы ответили:

«да», то за это присваивается — 2 балла;

«не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл;

«нет» — 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

Затем идёт текст опросника. Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:

от 0 до 12 баллов — у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

от 13 до 21 баллов — у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда — настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

от 22 до 30 баллов — у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах [15].

Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств».

Методика разработана А.И. Высоцким.

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие

активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа).

Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Оценка силы волевых качеств, производится по пятибалльной системе: 5 -волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например, 3,7 или 4,2 и т. д.).

6 стр., 2909 слов

Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство ...

... Arnaud(цит. по Л.Б. Дубницкому, 1975). Это, во-первых, ее неосознанность больным в качестве идеи ложной, болезненной и, во-вторых, медленный темп ее развития. Оба эти ...

Общая оценка каждого волевого качества, определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Приводим признаки этих волевых качеств у школьников:

Признаки дисциплинированности:

— сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

— добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.); недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

— соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

— выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

— умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.); умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.).

Признаки выдержки: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

— умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

— умение тормозить проявление чувств, при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

— соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

— планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

15 стр., 7113 слов

«Психологические особенности развития волевых качеств в ...

... идеологические требования. Цель - изучить особенности развития волевых качеств у детей подростковом возрасте. Объект – эмоционально- волевая сфера личности. Предмет – волевые качества личности, в подростковом возрасте. Гипотеза: Изучение эмоционально ... отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в ...

Признаки решительности:

* быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

* выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

* проявление решительных действий в непривычной обстановке. Признаки инициативности:

* проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

* участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

* активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

* стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Выводы. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — то это, скорее всего качество личности [16].

Опросник для оценки своего упорства.

Методика разработана Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко.

Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны — знак «-».

Затем идёт текст опросника. Ключ для определения степени упорства. Начисляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17.

Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше у него упорство [4, с.318].

Методика «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов».

Методика разработана Н.Е. Стамбуловой.

Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью — универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция. Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов:

1. «Так не бывает» (+2).

2. «Пожалуй, неверно» (+1).

3. «Может быть» (0).

4. «Наверное, да» (-1).

5. «Уверен, что да» (-2).

Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Затем обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.

Затем идёт текст опросника.

Ключ к расшифровке. Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19

— для диагностики генерализованности волевых качеств.

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов — низкий уровень; 20-30 баллов — средний уровень; 31-40 баллов — высокий уровень [4, с.320].

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль).

Методика Разработана Г.С. Никифоровым, В.К. Васильевым и С.В. Фирсовой.

Инструкция. Прочтите утверждения опросника и выскажите своё отношение к каждому из них, зачеркнув одну из букв.

Затем идёт текст опросника.

О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере свидетельствуют ответы по пунктам: 1, 3, 10, 18, 24, 27, 29, 32, 33, 35.

О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности: 4, 4, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 20, 22, 23, 25. При этом 4, 12, 25 направлены на выявление степени выраженности предварительного контроля, а 5, 11, 23 — текущего, т.е. самоконтроля, включенного уже в процесс деятельности.

О выраженности склонности к социальному самоконтролю: 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу — от 0 до 2) [4, с.344].

Методика «Готовность к риску».

Методика (RSK Шуберта) направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску.

Инструкция. Оцените степень готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл

по следующей схеме:

(+) 2 балла — полностью согласен, безусловное «да»,

(+) 1 балл — скорее «да», чем «нет»,

0 баллов — ни «да», ни «нет»,

(-) 1 балл — скорее «нет», чем «да»,

(-) 2 балла — совершенно не согласен, безусловное «нет».

Затем идёт текст опросника.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+» или «-»).

Выводы. Если опрашиваемый набирает меньше 20 баллов, то у него имеется слишком большая осторожность, если от —10 до +10 баллов — средняя осторожность, а свыше +20 баллов — большая склонность к риску, смелость [4, с.332].

Методика «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов».

Методика разработана Б.Н. Смирновым для оценки развития волевых качеств у спортсмена по степени сформированности волевых умений.

Затем идёт текст опросника.

Постановка диагноза. Пользуясь описанием признаков проявления волевых умений, можно оценить развитие собственных волевых качеств или дать оценку развития волевых качеств другого, хорошо знакомого спортсмена. Читая пункт за пунктом описание признаков волевых умений (а, б, в), следует оценить степень проявления каждого из них и записать соответствующий балл в протокол. Рекомендуется следующая шкала оценки: отчетливое проявление — 2 балла, неотчетливое проявление — 1 балл, не проявляется — 0 баллов.

Оценка волевых умений. Сложить оценки за каждые три признака проявления волевых умений и записать суммарную оценку в протокол (всего 15 оценок).

Для большей наглядности следует представить полученные результаты графически, для чего построить систему координат: на оси абсцисс отложить волевые умения (15 умений), на оси ординат — оценку в баллах (из 6 баллов) и вычертить пять профилей, характеризующих количественно развитие волевых качеств [4, с.324].

Опросник для самооценки терпеливости.

Методика разработана Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко.

Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».

Затем идёт текст опросника.

Ключ к расшифровке. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 баллов и больше [4, с.317].

Опросник темперамента (автор Я. Стреляу).

Опросник позволяет выявить следующие характеристики:

1. Сила процессов возбуждения;

2. Сила процессов торможения;

3. Подвижность нервных процессов.

Текст опросника включает 134 суждения, описывающих различные формы поведения. Испытуемый может отвечать «да», «нет», «не знаю».

Код к опроснику: Если ответ соответствует коду — 2 балла, если не соответствует коду — 0 баллов, за ответ «не знаю» — 1 балл.

Опросник может применяться как в групповой, так и в индивидуальной формах работы.

Затем идёт текст опросника. Интерпретация результатов:

Шкала возбудимости. Высокие результаты по данной шкале (больше 42 баллов) свидетельствует о высоком уровне силы процессов возбуждения. Для таких школьников характерны сильные реакции на внешние раздражители, способность выполнять деятельность, требующую напряжения, энергичных действий, достаточно успешно и длительное время без видимого утомления. Они склонны проявлять бурные реакции, не всегда адекватные обстоятельствам, их вызвавшим. Полезно обратить внимание таких учеников на необходимость развивать в себе способность иногда сдерживать свои проявления, объяснив им их особенности. Учителям стоит учитывать эти особенности как при индивидуальной работе с такими учениками, так и в общении с ними, соответствующим образом организовать их работу на уроке и их взаимоотношения с одноклассниками.

Низкие результаты (менее 42 баллов) свидетельствуют о слабости процессов возбуждения, быстром достижении запредельного торможения. Для таких ребят характерно быстрое наступление состояния утомления, они нуждаются в более частых передышках в работе. В учебной деятельности они лучше работают с аналитическим материалом в спокойной, не угрожающей обстановке. Самим ученикам можно посоветовать дозировать свою работу, чередуя ее передышками, избегать переутомления. Недопустимо интерпретировать данные результаты как несостоятельность, недостаточность нервных процессов. Достижение успешности возможно за счет соответствующего содержания деятельности и режима ее осуществления.

Шкала торможения. Высокие результаты (больше 42 баллов) свидетельствуют о выраженности показателя силы нервной системы по отношению к процессам торможения. У таких ребят быстро и прочно вырабатываются тормозные условные рефлексы, они способны быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, прекращать нежелательные формы поведения. Они могут достаточно легко смириться с теми или иными правилами, требованиями, запретами, связанными с проявлением активности. Учителям полезно учитывать это при организации ребят на уроке, включая их в учебные микро-группы для создания обстановки спокойной деловой работы, продуманных и взвешенных решений.

Низкие результаты (менее 42 баллов) являются показателем слабости тормозных процессов. Такие ребята склонны к импульсивным действиям, им трудно быстро отказаться от активных действий, иногда они с трудом справляются со своими реакциями. Их действия часто бывают скорыми и не очень продуманными. Важно посоветовать таким ученикам, вырабатывать сдержанность, способность принимать решения после соответствующего размышления и взвешивания обстоятельств. Недопустимо на основании этих результатов рассматривать таких учеников как расторможенных, несдержанных, комментировать эти результаты как недостаток или негативную личностную черту.

Шкала подвижности. Высокие результаты (более 42 баллов) отражают способность нервной системы к быстрой смене, выработке рефлексов (из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот).

Для школьников с такими свойствами характерны готовность и желание воспринимать новые предметы и явления, испытывать новые впечатления. Однообразная деятельность, ограниченность новой информации снижает их активность, могут вызвать скуку, утомление. Такие ученики постоянно нуждаются в подпитке новизной. Они могут отличаться большой сообразительностью, разговорчивостью, иногда болтливостью. Им свойственна легкая смена настроения, зависимость его от окружающей обстановки.

Низкие результаты (менее 42 баллов) указывают на высокую инертность нервной системы, затруднения в процессе перехода к новым навыкам, способам действия. У таких ребят всякая новая ситуация, неожиданные вопросы, предложения вызывают затруднения. Им не просто привыкнуть к новой обстановке, новым товарищам, учителям. Для них свойственно явление «раскачки»: при включении в новую работу или при переходе от одного вида работы к другому они не могут быстро выйти из состояния «переменки» и войти в состояние «урок». Всякое новое требование, новый способ решения или действия их осваивается ими после периода «врабатывания», привыкания. Таким ученикам полезно знать о себе, что всякое новое дело может получиться у них не сразу, а при известном терпении. Им также можно объяснить, что в новых обстоятельствах, новых условиях они могут временно испытать дискомфорт, что им не всегда бывает легко подружиться с новыми людьми.

Код опросника.

Сила процессов возбуждения:

«Да» — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

«Нет» — 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения:

«Да» — 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

«Нет» — 18, 34, 36, 59, 67, 128.

Подвижность нервных процессов:

«Да» — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

«Нет» — 25, 57, 63, 116.

Диагноз: сумма в 42 и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень выраженности факторов темперамента [14].

Исследование волевой саморегуляции.

Материал и оборудование: тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования:

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника, проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому.

«Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (-).

Затем идёт текст опросника. Обработка результатов:

Цель обработки результатов — определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс — это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» — от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» — от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала

1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-

«Настойчивость»

1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+

«Самообладание»

3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

Анализ результатов.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» — 8, для шкалы «С» — 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека — его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе — деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность — начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы — спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. Отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те, или иные ситуации [13].

Методика «Агрессивное поведение».

Методика разработана Е.П. Ильиным и П.А. Ковалевым и направлена на выявление сдержанности-несдержанности и типа агрессивного поведения.

Инструкция: на каждое утверждение в матрице нужно дать ответы «да» (ставится знак «+») или «нет» (ставится знак «-»).

Для удобства подсчета набранных баллов, целесообразно иметь четыре ключа, которые по размерам и форме точно должны соответствовать опросной матрице, а в месте указанных выше ответов — вырезанные окошечки, в которых может появиться поставленный опрашиваемым знак («+» или «-»).

Подсчитываются как плюсы, так и минусы.

Ключ к расшифровке ответов:

ответы «да» по позициям 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37 и «нет» по позициям 25, 29, 33 свидетельствуют о склонности опрашиваемого к прямой вербальной агрессии; ответы «да» по позициям 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34, 38 и «нет» по позициям 22, 26 — о склонности к косвенной вербальной агрессии; ответы «да» по позициям 7, 11, 15, 27, 35 и «нет» по позициям 3, 19, 23, 31, 39 — о склонности к косвенной физической агрессии; ответы «да» по позициям 8, 12, 16, 20, 32 и «нет» по позициям 4, 24, 28, 36, 40 — о склонности к прямой физической агрессии. За каждый из указанных ответов начисляется 1 балл.

Выводы. Чем больше сумма набранных баллов, тем выше склонность к агрессии данного человека.

Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию и прямую вербальную агрессию дает возможность судить о несдержанности, если сумма 20 баллов и больше, или сдержанности (выдержке) — если сумма 10 баллов и меньше [4, с.353].

Методика «Социальная смелость».

Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

Далее текст опросника.

Обработка данных опроса.

За ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13 и ответы «нет» по пунктам 3, 5, 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Выводы. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость [4, с.333].

Таким образом, для изучения волевых свойств личности с нашей точки зрения наиболее оптимальным является такая методика как — «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой, потому что она проста в использовании, проста в обработке, имеются качественные данные, так же подробная и объёмная интерпретация, быстрота выполнения методики, так же, даёт подробное описание волевых качеств личности.

волевой личность исследование решительность

II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методы, процедура и объект исследования

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такая методика эмпирического исследования как: «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой.

С помощью методики оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью — универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция. Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов:

1. «Так не бывает» (+2)

2. «Пожалуй, неверно» (+1)

3. «Может быть» (0)

4. «Наверное, да» (-1)

5. «Уверен, что да» (-2)

Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Затем обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.

Затем идёт текст опросника.

Ключ к расшифровке. Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 — для диагностики генерализованности волевых качеств.

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов — низкий уровень; 20-30 баллов — средний уровень; 31-40 баллов — высокий уровень.

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1. Анализ литературы

2. Выбор методик для проверки волевых свойств личности

3. Выбор объекта исследования: в качестве объекта исследования выступили — ученики 11 класса МОУИСОШ №4 посёлка Иноземцево в возрасте 17 лет.

4. Проведение исследования

5. Получение результатов и их интерпретация

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2011 года.

2.2 Анализ результатов исследования

Изучение особенностей волевых свойств личности осуществлялось с помощью — Методики «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой.

В обследовании принимали участие 5 человек. Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице [1, с.46] и диаграммах.

В таблице приведены баллы по ответам испытуемых. Получено 5 диаграмм по каждому волевому качеству (рис.1 — 5).:

Рисунок 1. Процентное соотношение выраженности целеустремленности у подростков (нужно подписывать именно так)

3. Смелость и решительность

4. Инициативность и самостоятельность

5. Самообладание и выдержка

Анализ полученных данных показывает, что первое волевое качество (Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности) выражена плохо, только у одного испытуемого. Целеустремлённый человек точно знает, чего хочет, куда идет и за что борется; Это наличие у человека убеждений, от которых он не отказывается даже под давлением обстоятельств.

Для него характерно наличие руководящей цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой общей перспективной цели у него исходят частные цели и задачи деятельности как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; всё же лишнее, ненужное отбрасывается.

Второе волевое качество (Настойчивость (упорство) — это способность преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи).

Для спортсменов они наиболее важны, потому что именно благодаря этим двум качествам можно многого добиться и достичь. У испытуемых наблюдается низкая выраженность качества.

Третье волевое качество (Смелость (решительность) — это способность и умение самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их в реальной деятельности).

У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств. У испытуемых наблюдается низкая выраженность качества.

Четвёртое волевое качество (Инициативность (самостоятельность) — способность человека к самостоятельным волевым проявлениям).

Она выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей. Эта черта характера отличается большой сложностью. Для проявления инициативы необходимо понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать, правильно ориентироваться в окружающей обстановке и уметь оценивать ее. Продумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, т.е. разработать план действий, решиться выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. Качество выражено плохо у всех испытуемых, кроме одного.

Пятое волевое качество (Самообладание (выдержка) — это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях).

Выдержка понимается, как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности. Средняя выраженность качества у испытуемых.

Анализ полученных данных показывает, что выбранная методика довольно качественно и полно раскрыла выраженность волевых качеств, которые мы стремились раскрыть в этой курсовой работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый теоретический анализ литературы показал, что понятий волевых свойств личности в психологии существует на данный момент огромное множество, так как понятие воли является одним из наиболее сложных, в психологической науке. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно сложным психологическим явлением — сознанием и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Анализ диагностического материала по изучению волевых свойств личности показал, что (тут нужно указать много ли методик я нашла про волю, на сколько они удобны, валидны.. в общем характеристики методик, на кого рассчитаны эти методики (дети, взрослые, подростки) кому они больше всего подходят.

Проведённое эмпирическое исследование показало, что успех, связанный со спортивными достижениями зависит не только от характера и других существенных факторов, но и от волевых свойств личности, которые можно в себе развивать, прикладывая определённые усилия.

Таким образом, основными выводами исследования можно считать следующие:

1. Человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. По мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества, например целеустремленность и ответственность характеризуют человека как высокоразвитую личность, упрямство и упорство наоборот.

2. Методы по изучению воли довольно разнообразны, для практического психолога очень важно знать какие из них наиболее валидны, а какие не подходят для профессионального использования.

3. Нами была выбрана следующая методика — «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой, потому что она проста в использовании, проста в обработке, имеются качественные данные, так же объёмная интерпретация и подробное описание волевых качеств личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой толковый словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ./Ребер Артур. — ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001 г. — 592 с.

2. Выготский Л.С. Словарь/Под ред. Леонтьева А.А. — М.: Смысл, 2007 г. — 119 с.

3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012 г. — 560 с.

4. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер — (Серия «Мастера психологии») 2009 г. — 368 с.

5. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер — (Серия «Учебник для вузов») 2010 г. — 583 с.

6. Максименко С.Д. Общая психология. Издательство: Рефл- бук. Год: 2004 г. — 523 с.

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь./ Сост. И общ. Ред. — СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, (Проект «Психологическая энциклопедия») 2004 г. — 672 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — Кн. 1: Общие основы психологии. 2014 г. — 688 с.

9. Нуркова В.В. и Березанская Н.Б. Психология. М.: Юрайт-Издат, 2004 г. — 484 с.

10. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, -Ч1. — 2003 г. — 304 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком — (Серия «Мастера психологии») 1999 г. — 720 с.

12. Узнадзе Д.Н. Общая психология Под ред. И.В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, :ил. — (Серия «Живая классика») 2004 г. — 413 с.

13.

14.

15. http://psylist.net/praktikum/00465.htm

16.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Стимульный материал к методике

Материал к методике «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов»

Текст методики.

Целеустремленность:

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.

3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.

5. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель жизни.

14. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.

15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.

16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность:

1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

12. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

13. Не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. С трудом преодолеваю страх.

19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.

4. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

7. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

13. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.

14. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.

15. В споре чаще всего уступаю другим.

16. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность:

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

5. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.

8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.

10. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

11. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.

12. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

13. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

14. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

15. Обычно не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.

16. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

18. Процесс творчества не привлекает меня.

19. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.

20. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

3. Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего соревнования четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. В процессе соревнований с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

18. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Специально учусь владеть собой.

Приложение 2

Результаты первичной обработки данных

Таблица 1

Результаты изучения волевых свойств личности

Волевые качества

Испытуемые

Целеустремленность

Настойчивость

Смелость

Инициативность

Самообладание

1 (В.М.)

29 (ср.)

6 (н.)

7 (н.)

17 (н.)

28 (ср.)

2 (О.Я.)

23 (ср.)

17 (н.)

16 (н.)

16 (н.)

21 (ср.)

3 (В.К.)

22 (ср.)

15 (н.)

5 (н.)

32 (выс.)

25 (ср.)

4 (С.А.)

30 (ср.)

26 (ср.)

13 (н.)

3 (н.)

22 (ср.)

5 (С.С.)

33 (выс.)

16 (н.)

12 (н.)

10 (н.)

23 (ср.)

% Высокий

20

0

0

20

0

% Средний

80

20

0

0

100

% Низкий

0

80

100

80

0

Размещено на