Проявления темперамента в поведении человека

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3

1.Общая характеристика понятия темперамента и его физиологические основы………………………………………………………………………………..5

2.Типы темперамента и их свойства……………………………………………….9

3.Связь темперамента с характером………………………………………………16

4. Связь свойств темперамента с поведением человека………………………….20

Заключение………………………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………………………………33

Введение

Постоянные наблюдения показывают, что одни люди отличаются уравновешенностью, действуют сдержанно, не проявляют своих чувств, а другие же при аналогичных обстоятельствах сразу вспыхивают, нервничают по поводу незначительных событий. Одни эмоционально уязвимы, все воспринимают близко к сердцу, их чувства оказываются сильными и продолжительными, другие — спокойно относятся к окружающим событиям, эмоции их менее интенсивные, неглубокие и непродолжительные.

Есть люди, легко адаптирующиеся к изменениям в условиях жизни, а есть те, кто наоборот, имеют проблемы с адаптацией к окружающей среде. Некоторые люди отличаются устойчивостью настроений, а другие неустойчивы в тех же условиях.

Разным бывает и индивидуальный темп течения психической деятельности. Эти особенности людей оказываются в их практической и умственной деятельности. В нормальных условиях темперамент влияет только на стиль деятельности и не сказывается на результатах.

Доказано, что тип темперамента зависит от наследственности, однако отдельные его показатели могут изменяться в зависимости от условий обучения, воспитания и жизнедеятельности человека.

Под влиянием внешней среды тип темперамента обостряется или смягчается. Например, если оживленные подвижные дети живут однообразно, безрадостно, они могут сформироваться робкими, неуравновешенными, нерешительными. Спокойная обстановка уменьшает возбудимость, раздражительность, несдержанность. Темперамент, также, накладывает отпечаток на способы поведения и общения. Однако темперамент может изменяться в результате воспитания и самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Темперамент не характеризует убеждений, взглядов, интересов личности, не определяет ее возможности.

Все вышесказанное и определяет актуальность данной работы.

Цель курсовой работы — характеристика различных типов темперамента и их проявление в поведении человека.

Предмет исследования — проявление темперамента в поведении человека.

3 стр., 1077 слов

взаимозависимость темперамента и стиля деятельности.

Содержание Введение 3 1. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 6 2. Учет влияния типа темперамента на основные виды деятельности 14 3. Учебно-познавательная деятельность и темперамент 17 3.1 Учет темперамента детей в учебно-воспитательной деятельности 17 3.2 Темперамент учителя и учебно-познавательная деятельность 21 Заключение 28 Литература 30 Введение Каждый человек рождается с ...

Объект исследования — темперамент.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть общее понятие о темпераменте, его проявлениях, изучить физиологические основы.

2. Классифицировать типы темперамента, рассмотреть их свойства,

3. Рассмотреть связь темперамента с характером и их роль в поведении.

Список литературы включает 28 источников.

1. Общая характеристика понятия темперамента и его физиологические основы.

Общее понятие о темпераменте и его проявлениях

Темперамент — это совокупность типологических особенностей человека, которая проявляется в динамике ее психических процессов: в скорости и силе реакций, в эмоциональном тонусе и жизнедеятельности.[]

Темперамент — одно из наиболее значимых свойств личности.

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, обусловленных особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.

К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент.

Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной уязвимости, темпа и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть скоростью возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой».

Можно выделить следующие важные компоненты, определяющие темперамент :

1. Общая активность психической деятельности и поведение человека выражается в разной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различается.

5 стр., 2398 слов

Темперамент и центральная нервная система

... нервных процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов. Заключение Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамческой стороны поведения человека, ...

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой стороны — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители разных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная активность показывает состояние активности двигательного и опорно-двигательного аппарата. Выражается в скорости, силе, интенсивности мышечных движений и речи человека, ее внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), болтливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной уязвимости (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (скорость смены эмоциональных состояний, начало и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. За внешними устойчивыми признаками можно говорить о некоторых свойства темперамента.

Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов, при изучении особенности возникновения условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти разногласия проявились, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания .

Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные разногласия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов.

По мнению И.П. Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность. И.П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, то есть в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

7 стр., 3396 слов

Диагностика свойств нервной системы, типов темперамента

Темперамент – совокупность индивидуальных, природных качеств (свойств) человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности личности. Основные свойства темперамента: активность, реактивность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, эмоциональность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия. Методы диагностики темперамента Опросник Айзенка. Предназначен для ...

Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого.

Четвертое свойство нервной системы: подвижность нервных процессов. Проявляется в скорости перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменениями условий жизни.

Мерой этого свойства нервной системы является скорость перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния в активное, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

Считается, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий нужно, чтобы перейти от одного процесса к другому. Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов могут создавать определенные комбинации, определяющие так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Этот тип состоит из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы: сил уравновешенности и подвижности, соотношение процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов считает, что существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Через различия в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут делиться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешены типы делятся на подвижные и инертные.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

6.5. Генотип и среда в развитии темперамента и личности К темпераменту традиционно относят формально-динамические характеристики поведения человека. Широко известнвш представления о темпераменте, основанные на понятии типа (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), не могут выступать в роли предмета психогенетики, поскольку эти понятия не операционализированы, т. е. не представлены в виде ...

Таким образом, под типом нервной системы И.П. Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под влиянием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, что является психическим проявлением общего типа нервной системы .

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы.

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в его деятельности.

2. Типы темперамента и их свойства.

Классификация типов темперамента

Еще Гиппократ описал четыре типа темперамента, получившие следующие названия :

— сангвинич……..

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности[Текст] / Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. c. 178-188.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа[Текст]/Александр Асмолов. — М.: Смысл, 2001. — 414 с.

3. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента — к характеру и типологии личности.[Текст]/Анатолий Батаршев. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

4. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие./ Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.Пятигорск. 1990 г.

5. Дронов, В.М., Крупнов, А.И. Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента[Текст]/В.Дронов, А.Крупнов, Вестник РУДН, Серия: Психология и педагогика, 2006. — № 3. — с. 103-110.

6. Кирина Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : дис… . канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. П. Кирина ; Российский университет дружбы народов. — М., 2009. — 142 с.

7. Коваленко Е. А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: Дис…. канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Коваленко; Российский университет дружбы народов. — М.: 2007. — 181 с.

2 стр., 638 слов

Психология личности. Темперамент, характер, способности

Психология личности Психика и организм Темперамент, характер, способности Роль темперамента в трудовой деятельности Психика и организм Источником информации о психике может служить не только внешность и особенности поведения, но и общая конституция человека. Конституция человека учитывает – анатомические, физиологические и биохимические особенности человека. Эрнст Гречмер написал работу строение ...

8. Комплексные исследования свойств личности. Научная школа А. И. Крупнова / Сборник научных статей посвященных 70-летию А. И. Крупнова. — М.: РУДН, 2009. — 439 с.

9. Контроль поведения как субъектная регуляция: монография для специалистов в разных областях психологии и человекознания ; РАН, Институт психологии. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 352 с.

10. Лютова, С. Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. — М.: МГИМО, 2002. — 175 с.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Спб.: Питер, 2011. — 583 с.

12. Методические рекомендации по написанию курсовой работы для специальности 030301 — «Психология».Часть 2. — Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2006. — 29 с.

13. Немов, Р.С. Психология[Текст]/Роберт Немов, Книга 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688 с.

14. Общая психология: Учебное пособие для вузов;под общ. ред. проф. Е. Н. Рогова, МО РФ.-М.-Ростов н/Д: МарТ, 2008. — 560 с.

15. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01 «Психология»); рец.: Е. А. Климов, Л. В. Тарабакина, УМО по специальностя. — М.: Академия, 2010. — 285 с.

16. Основы общей психологии / Под ред. К. А. Абульхановой, В. Д. Шадрикова. — СПб.: Питер, 2009. — 713 с.

17. Первин Л. А. Психология личности : теория и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 606 с.

18. Петросян, Е. Ю. Диапазон пластичности темпераментальных свойств при воздействии на человека различных факторов: автореф. дис. докт. мед. наук / Е. Ю. Петросян. — Томск, 2007. — 35с.

19. -Психология личности: Учебное пособие для вузов. Ростов на/Д: Феникс, 2011. — 575 с. < literatura_card/13120/>

20. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.

21. Русалов, В. М. Атрибутивные стили и характер / Владимир Русалов// Психологический журнал, 2008. — Т. 29. — № 4. — с. 44 -53.

22. Русалов, В.М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности./Владимир Русалов// Психологический журнал.-2005 г.,№3.-с.65-73.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра общей и возрастной психологии   Ю9.я7П863 Батурин Н.А., Марковская И.М., Солдатова Е.Л., Чумакова Е.В.   ПСИХОЛОГИЯ   Учебное пособие По написанию курсовой работы Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, ...

23. Русалов, В.М. О представлении типов психической деятельности в различных моделях темперамента./Владимир Русалов// Психологичекий журнал.2011 ,№3 с.74-84.

24. Русалов, В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности[Текст] / Владимир Русалов. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. c. 66-75.

25. Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь, 1982. С. 115-117.

26. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии[Текст]/ Стреляу Ян — Москва: Прогресс, 1982 — c. 231.

27. Тутушкина, М. К. Современная практическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Тутушкина, Е. А Соловьева, О. Б. Годлиник и др.; Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.

28. Ярзуткин, С.В. Стабильность и динамика темпераментального и личностного уровней индивидуальности[Текст]: дис …. канд. псих. наук / Сергей Ярзуткин. — М.,РГБ ОД. 2001. — 165 с.