Отчёт о педагогической практике

Министерство образования и науки РФ

Филиал Федерального Государственного Бюджетного образовательного учреждения

Высшего образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

в г. Миассе

кафедра социально – педагогического образования

Студента 4 курса №ЗФ-409/081-4-1 МС группы

Смирновой Анны Леонидовны , проходившую практику в

Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) «Чебаркульский профессиональный техникум»

(полное название предприятия, учреждения)

Руководитель практики от вуза:

Барсукова Л.Я.

(должность, Ф.И.О)

Оценка работы: ___________________________________________________________

Челябинск

2016 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО ЧГПУ)

Кафедра социально-педагогического образования

Задание на педагогическую практику Выдано

Студентке 4 курса.№ЗФ-409/081-4-1 МС группы

Смирновой Анне Леонидовне

  1. Ведение и оформления дневника практики
  2. Составление и оформление отчета
  3. Индивидуальное задание
    1. Дать краткую характеристику образовательного учреждения
    2. Посетить не менее 10 уроков по экономическим дисциплинам
    3. Подготовить и провести один урок по экономической дисциплине, предоставить его конспект
    4. Подготовить и провести воспитательное мероприятие, предоставить его конспект и анализ
    5. Составить психолого-педагогическую характеристику студента, сделать выводы по ней
    6. Провести самоанализ практики
    7. Провести исследовательскую работу

Начало практики 09.11.2015

10 стр., 4505 слов

Проблемы и перспективные решения управления качеством образования ...

... понятие качества образования в школе; определить специфику работы специализированного коррекционного образовательного учреждения; провести практический анализ управления качеством образования в образовательном учреждении. Структура ... быть человеком высокой педагогической культуры, всесторонне компетентным в вопросах педагогики и психологии, теории и практики, глубоко знать содержание предметов, ...

Окончание практики 06.12.2015

Задание выдал: 07.10.2015_____________________ (Барсукова Л.Я.)

Задание принял: 07.10.2015_____________________(Смирнова.А.Л.)

Характеристика студента Челябинского государственного педагогического университета филиала гоу впо «чгпу» в г.Миассе

В период с___________ по ________ _____________________________________

(Ф.И.О. студента)

Проходил педагогическую практику__________________________________________

(наименование предприятия)

___________________________________________________________________________

На практике студент выполнил следующие виды работ:

Качество выполненной работы:

Трудовая дисциплина:_________________________________________________________

Общая оценка за практику: ___________________

Дата_____________________ ______________________________

( фамилия, подпись руководителя)

Место печати

Министерство образования и науки РФ

Филиал Федерального Государственного Бюджетного образовательного учреждения

Высшего образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

в г. Миассе

кафедра социально – педагогического образования

ДНЕВНИК

Прохождения педагогической практики

студента 4 курса №ЗФ-409/081-4-1 МС группы

Смирновой Анны Леонидовны

Проходившую практику в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) «Чебаркульский профессиональный техникум»

(полное название предприятия, учреждения)

Руководитель практики от предприятия: _______________________________________

(Ф.И.О., должность)

Месяц и число

Подразделение предприятия

Краткое описание выполнения работы

Подпись

руководителя практики

09.11.

Начало практики : 09.11.2015

Окончание практики: 06.12.2015

Содержание и объём выполненных работ подтверждаю:__________________________

Руководитель практики от предприятия: _______________________________________

(Ф.И.О., должность)

Место печати

Оглавление

  1. Дать краткую характеристику образовательного учреждения
  2. Посетить не менее 10 уроков по экономическим дисциплинам
  3. Подготовить и провести один урок по экономической дисциплине, предоставить его конспект
  4. Подготовить и провести воспитательное мероприятие, предоставить его конспект и анализ
  5. Составить психолого-педагогическую характеристику студента, сделать выводы по ней
  6. Провести самоанализ практики
  7. Провести исследовательскую работу

Характеристика образовательной организации

Полное наименование : Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Чебаркульский профессиональный техникум» 

Дата создания: 01.10.2012г;

Тип: общеобразовательное учреждение;

Вид: техникум;

Специализация: образование;

Вышестоящий орган: Министерство образования и науки Челябинской области;

Орган самоуправления ОУ: Управляющий совет школы;

Директор ОУ: Долгополов Максим Владимирович;

Приемные дни и часы: понедельник – с 8:30 до 12:00;

Телефон директора: 89609891326;

Телефон приемной: 8 (38171) 2-11-94;

Электронная почта: 

Место нахождения ОУ: 456440 Челябинская область г. Чебаркуль, ул. Электростальская д. 5 

Язык, на котором ведется обучение: русский;

Уровни образования: среднее профессиональное, начальное профессиональное, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации для работников лесного хозяйства;

Форма обучения: очная и заочная формы обучения;

Срок действия государственной аккредитации ОУ: от 07.12.15. по 13.12.2019г.;

Реализуемые программы:

 Среднее профессиональное образование по специальностям:

  • «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
  • «Лесное и лесопарковое хозяйство»
  • «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
  • «Ветеринария»
  • «Технология машиностроения»
  • «Обработка металлов давлением» 

Начальное профессиональное образование по профессиям:

  • «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
  • «Повар, кондитер».

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам:

Численность студентов на 09.11.2015:

1 курс: 5 групп – 128 человек

2 курс: 7 групп – 153 человека

3 курс: 8 групп – 126 человек

4 курс: 4 группы – 64 человека

Предпринимательство как особый вид деятельности: функции предпринимателя. Доход и риск в предпринимательстве. Предпринимательство и общественный прогресс. Интересы предпринимателя, общины и общества: черты различия и современные способы гармонизации

 

Цель урока: сформировать у учащихся знания о предпринимательстве как вид экономической деятельности; выяснить, в чем заключается место и роль предпринимателя в экономике; определить зависимость между величиной дохода и величиной риска; проанализировать причины и последствия различий между интересами предпринимателей и общества; развивать умение учащихся аргументировать свою точку зрения; формировать толерантное отношение к точке зрения своих одноклассников; развивать экономическое мышление.

Основные понятия: предпринимательство, предприниматель, доход, риск, качество, цена, затраты, инновации.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент

 

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

1. Почему, по вашему мнению, возникла потребность в развитии предпринимательства?

2. В чем заключается цель хозяйственной деятельности предприятия? (Удовлетворение общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой или иной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством)

3. В чем, по вашему мнению, заключаются наиболее характерные различия между предпринимательством и любым другим видом деятельности (профессии учителя, инженера, водителя и т.п.)? (Предприниматель имеет новаторские, коммерческие и организаторские способности, способен находить и развивать новые направления и методы производства, определять новые сферы вложения капитала, умеет рисковать и брать на себя ответственность, может профессионально обосновать экономическую целесообразность производства, способен целенаправленно идти к своей цели и адаптивно реагировать на потребности рынка.)

 

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Неотъемлемой составляющей современной экономики являются предприятия, производящие товары и услуги для удовлетворения потребностей общества и получения на этой основе прибыли. Движущей силой развития предпринимательского сектора являются предприниматели. Их называют «революционерами в экономике», поскольку они способны по-новому посмотреть на привычные для нас вещи. О таких людях говорят, что они обладают «естественной компетенции», поскольку отличаются необычайной способностью к принятию рациональных решений и прогнозирования будущего. Давайте выясним, в чем заключается особенность предпринимательской деятельности, почему ее осуждают, так и одобряют, как предпринимательство влияет на общество и на нас с вами.

 

  1. Изучение нового материала

Предпринимательская деятельность базируется на стремлении найти новые возможности производства товаров и услуг на основе инноваций и умения привлекать ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство — это хозяйственная деятельность, которая осуществляется для получения экономических и социальных результатов, а также с целью получения прибыли. Предприниматель — человек (или группа людей), которая берет на себя инициативу, риск и ответственность за организацию деятельности предприятия. Обратите внимание на то, что целью предпринимательской деятельности является не только получение максимально возможной прибыли, но и удовлетворения социальных нужд общества.

 

 

Предприниматели играют важную роль новаторов, чем способствуют прогрессивному развитию общества: развития наукоемких высокотехнологичных производств, быстрому освоению новаций, научно-техническому прогрессу, повышению материального благосостояния общества. Наиболее распространенными являются инновации в сфере внедрения новых технологий, ресурсосберегающих технологий, освоение производства новой продукции. Инновационный потенциал в Украине наиболее активно развивается в таких отраслях, как:

♦ отдельные отрасли оборонной промышленности (радиоэлектронное слежение, радиолокация, средства наведения высокочастотной оружия, системы бронетанковой техники, системы противовоздушной обороны);

♦ атомное энергетическое машиностроение;

♦ авиационное и энергетическое турбиностроения;

♦ ракетная, авиационная и космическая техника;

♦ технологии сверхвысоких частот;

♦ кристаллические материалы для радиоэлектроники, солнечной энергетики. 

Механизм реализации предпринимательских интересов предполагает сложное взаимодействие нормативно-правовых и институциональных факторов.

 

 

Создание собственного дела — это всегда огромный риск и преодоление сопротивления, неизбежно возникает.

Риск — это опасность потери ресурсов или дохода. Доход — это увеличение экономических выгод в форме поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала.

Между уровнем риска и дохода является четкая зависимость.

Важно, чтобы предприятие находилось в без рисковой зоне или в зоне допустимого риска. Это обеспечит эффективность его развития. Однако, помните, что умение рисковать является одной из характерных черт предпринимателя.

  1. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Работа в малых группах

Ученики объединяются в группы по четыре-пять человек. Учитель выдает группам распечатанный текст (или зачитывает его вслух) и объявляет задание: ученики, работая коллективно, должны ознакомиться с ситуацией и ответить на вопросы после текста. Время на выполнение задания — до 15 мин. После обсуждения от каждой группы должен выступить по одному ученику с коротким докладом (3-4 мин).

Советы ученикам от учителя по работе в группах

1. Внимательно ознакомьтесь с заданием.

2. Во время чтения конспектируйте главные факты.

3. Выберите вариант сотрудничества:

1) распределение обязанностей в группе: каждый ученик отвечает за отдельную часть задачи, а избранный глава команды объединяет эти части;

2) учащиеся вместе обсуждают все вопросы и пытаются дойти истины и консенсуса.

4. Записывайте краткие ответы — это поможет вам во время доклада.

5. Не стесняйтесь высказывать собственное мнение и уважайте мнения других!

 

Сила предпринимательской свободы

Майкл Делл основал компанию «Dell Computers» 1984 года, когда ему было 19 лет. в 1992 году его компания вошла в рейтинг «Fortune-500». На то время Деллу исполнилось 26 лет. в 2005 году он вошел в четверку самых богатых людей США с состоянием в 18 млрд. долл.

Майкл Делл родился в 1965 году в возрасте 15 лет увлекся компьютерами. Свой первый бизнес-проект он совершил в 12 лет, занявшись торговлей марками. Тогда он узнал о том, что если у человека есть хорошая идея, то усилия по воплощению ее в жизнь будут иметь достойное вознаграждение. Получив 1980 года от родителей первый компьютер, он сразу же разобрал его на части, чтобы узнать его устройство. Очень скоро начал переделывать компьютеры, каждый раз совершенствуя их. Вступив в Техасского университета, Майкл решил превратить свое увлечение в бизнес и зарегистрировал фирму «PC’s Limited». 18-летний юноша смело заявил, что хочет конкурировать с IBM. Вскоре он создал фирму «Dell Computer Corporation» со стартовым капиталом 1000 долл. США.

В основу своего бизнеса Делл положил простую, но революционную на то время идею — продавать компьютеры напрямую клиентам. Преимущества такого подхода очевидны: появилась экономия за счет комиссионных посредникам и торговым агентам, кроме того, от покупателей Делл сразу узнавал об их потребностях, что позволяло предпринимателю создавать товар, который всегда имел спрос. В результате доходы компании росли значительно быстрее, чем у конкурентов.

1999 года «Dell Computers» стала лидером рынка США. В возрасте 22 лет Делл открыл филиал компании в Англии, в 29 лет — в Японии, всюду заняв ведущие позиции.

►► Дайте ответы на вопросы

1. Объясните, благодаря чему Майкл Делл смог согласовать собственные предпринимательские амбиции с потребностями потребителей?

2. Назовите черты Майкла Делла, которые позволили ему стать успешным предпринимателем (сильные стороны).

3. Назовите причины, по которым Майклу Деллу не удалось превзойти успех бизнеса Билла Гейтса (слабые стороны).

4. Назовите факторы внешней среды, которые способствовали компьютерном бизнеса Майкла Дела (возможности: например, спрос, государственная поддержка и т.п.).

5. Назовите факторы внешней среды, которые противодействовали компьютерном бизнеса Майкла Дела (угрозы: например, конкуренция, поведение поставщиков и т.д.).

6. Используя предыдущие ответы, составьте SWOT-анализ, заполнив каждый квадрант схемы определенными факторами.

 

 

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание

Подготовить доклад о самых известных в мире предпринимателей. Охарактеризовать причины их успеха, направления деятельности, влияние их предпринимательской деятельности на экономику страны.

Урок № 1 УРОК ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

План-конспект урока

Тема урока: Предпринимательство

Учебная задача: введение понятий предпринимательство и бизнес

Цели:

-обучающие:

1. Формулирует основные задачи предпринимательства

2. Выделяет зн0430имость предпринимательства для экономики в целом

— развивающие

1. Развить навыки общения

2. Формирование умения работы в парах и группах

3. Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, логического мышления, осознание собственной значимости в образовательном процессе.

Тип урока: урок изучения нового (проблемно-развивающее обучение)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:
  • Словесный (введение ключевых понятий урока)
  • Наглядный (закрепление введенных определений)
  • Практический (выполнение упражнений, работа со справочной литературой)
  1. По дидактический целям:
  • Метод приобретения знаний
  1. По характеру учебной деятельности:
  • Частично-поисковой

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска)

Средства обучения: учебники, справочники и словари экономической направленности, Гражданский кодекс РФ

Структура и ход урока:

1 этап: Организационный момент: 2-3 мин.

2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап (подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний) 5 мин

3 этап: Операционно-познавательный этап: 33 мин., из них

  1. Восприятие нового материала: 27 мин.
  2. Осмысление нового материала: 6мин

4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов): 5 мин.

5 этап: Формулирование домашнего задания: 2 мин.

1 Этап: Организационный момент

Учитель: Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться, успешно действовать в этом мире. Поэтому в курсе экономических знаний мы изучаем тему: «История возникновения и сущность предпринимательства».

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку стали слова незнакомого автора: «Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете».  Итак, тема урока «Бизнес и предпринимательство»

Учащиеся: Записывают тему урока в тетрадь.

2 Этап: Мотивационно-ориентировочный этап (подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний).

Учитель: 1. Что такое предпринимательство?

2. Какие пути и средства обогащения предпринимателя являются нелегальными?

3. Вы хотели бы стать предпринимателем?

4. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?

5. Зачем люди занимаются бизнесом?

Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня и в дальнейшем дать ответ.

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами.

3 Этап: Операционно-познавательный этап.

3.1. Восприятие нового материала.

Учитель: В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует множество определений, характеризующих предпринимательство и бизнес. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на доске зафиксированы термины).

Учащиеся: Учащиеся высказывают свое мнения и пытаются сформулировать определение:

Ученик 1: Предпринимательство – это процесс организации производства товаров и услуг для  получения прибыли

Ученик 2: Бизнес – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью

Ученик 3: Предпринимательство – это процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым результатом.

Ученик 4: Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.

Ученик 5: Предприниматель – это частное лицо, которое предпринимает действия по поставке на рынок товаров или услуг ради получения прибыли.

Ученик 6: Бизнесмен – это, прежде всего человек, организующий предприятие по производству продукции и оказанию услуг за счет собственных или привлеченных средств с целью получения прибыли.

Учитель: Среди предложенных словарей и справочников попытайтесь найти определения следующим терминам.

Учащиеся: делятся на группы (пары) и пытаются подобрать определения представленным терминам с помощью специализированной литературы.

Учитель: Итак, сформулируйте определения заданным терминам.

Учащиеся:  формулируют определения из различных источников (приведем некоторые из них):

Группа 1: Гражданский кодекс РФ: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от  пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…»

Группа 2: Словарь В. Даля: «Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человека»

Группа 3: Современный экономический словарь: «Бизнесмен – это человек, который затрачивает необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».

Группа 4: Учебник: «Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли или других форм доходов»

Группа 5: Экономический словарь: «Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя».

Учитель: Все определения данных терминов верные, попробуйте найти в них общие черты понятия «предпринимательство».

Учащиеся: Учащиеся выделяют такие черты, как:

Ученик 1: Процесс создания нового, обладающего ценностью;

Ученик 2: Процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

Ученик 3: Процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Учитель: Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать:

Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.

Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли;

Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Учитель: Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.

Учащиеся: Учащиеся высказывают мнения:

Ученик1: предприниматель должен обладать определенными личными качествами;

Ученик 2: наличие конкуренции;

Ученик 3: наличие начального капитала;

Ученик 4: условия кредитования;

Ученик 5: хорошая законодательная база, с предоставлением экономических прав и свобод.

Учитель: Совершенно верно, и все ваши высказывания можно представить в виде схемы

Учащиеся фиксируют схему в тетрадь.

Учитель: Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? (учитель ответы учащихся фиксирует на доске в виде схемы)

Учащиеся высказывают мнения:

Ученик 1: получение прибыли, с которой платят налоги тем самым пополняя казну государства.

Ученик 2: создание новых рабочих мест;

Ученик 3: самореализация;

Ученик 4: внедрение новых технологий, проявление творчества и др.

Учитель: Совершенно верно.

Учащиеся: записывают схему в тетрадь.

Учитель: В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?

Учащиеся высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются причины стать предпринимателями.

       

3.2. Осмысление нового материала

Учитель: Используя полученные знания, ответить на тестовые задания

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы.

Учитель: Поменяйтесь своими решениями и проверьте ответы соседа по парте.

Учащиеся проверяют ответы и выставляют оценку.

4 Этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).

Учитель: Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока? Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем? Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью? С какими новыми понятиями Вы познакомились? В каких вопросах расширили знания?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель выставляет оценки за самостоятельную работу всем учащимся, а также дополнительную оценку наиболее активным учащимся.

Учащиеся выставляют оценки в дневник и подают на подпись учителю.

5 Этап: Формулирование домашнего задания.

Учитель: Перелистав страницы истории, мы возвращаемся в сегодняшнюю действительность. Вопрос: Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность способствует улучшению экономики России? (подготовить о них сообщение).

Учащиеся: Записывают домашнее задание.

 

УРОК №2 ТЕМА: Налогообложение в России

Образовательные цели:

1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.

2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели:

1. Знать о налогообложении в России.

2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения

3. развивать новое экономическое мышление у учащихся в современном обществе, развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать

Воспитательные цели:

1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.

2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы

3. воспитывать деловые качества характера, воспринимать и понимать новые термины в экономике

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: проектор, наглядные пособия, рабочие тетради

Ход урока

1. Организационный этап – 2мин.

2. Мотивационный этап – 3 мин.

Учитель:

Мы изучили с вами раздел «Экономические проблемы безработицы. Конкуренция». На прошлом занятии мы написали самостоятельную работу. Сейчас мы с вами проанализируем результаты работы. Повторить вопросы:

-социальные программы

— роль государства в снижении безработицы

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела — «Налогообложение». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель: Что означает слово «налог»?

Ученики: ???

3. Сообщение темы и цели урока -1 мин.

Учитель: (слайд)

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» 

Каковы цели урока: (слайд)

  1. Ознакомиться с понятием налога
  2. Ознакомиться с видами налогов
  3. Изучить сущность налоговой системы России
  4. Уметь применять знания на практике

4. Изучение нового материала

Учитель: (слайд)

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.

 Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта.

Учитель: А для чего необходимы налоговые поступления бюджету государства?

Ученики: ???

Учитель: Бюджет необходим государству для решения:

социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Налоги, таким образом, выполняют в экономике две важнейшие функции:

  • фискальную;
  • регулирующую.

 Учитель: На какие виды разделяются налоги? (слайд)

Классификацию налогов можно провести по различным основаниям. Так, налоги бывают общие и специальные. Поступления от общих налогов идут в бюджет, а затем полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут быть потрачены на любые цели. Поступления же от специальных налогов направляются в специальные бюджетные или внебюджетные фонды и могут быть потрачены только на определенные цели. Например, сборы от дорожного налога поступают в дорожные фонды, которые расходуются только на содержание и ремонт автомобильных дорог, их реконструкцию и строительство. Другим примером специального налога может быть налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков.

Прямой налог – это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенностью прямого налога является то, что агент, чей доход уменьшается, и налогоплательщик, который перечисляет сумму налога государству, – это одно и тоже лицо.

Косвенный налог – это налог, на потребление, уплата которого в конечном итоге производится налогоплательщиком за счет конечного потребителя. Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец, однако он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства государству. Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость – НДС;
  • налог с оборота;
  • налог с продаж;
  • акцизный налог;
  • таможенная пошлина.

 Учитель: В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Если доля суммы выплачиваемого налога в общей сумме доходов не зависит от размера дохода, то такой налог является пропорциональным. (слайд  )

 Если доля суммы выплачиваемого налога в общей сумме доходов растет по мере роста суммы дохода, то такой налог является прогрессивным. (слайд )

 Если доля суммы выплачиваемого налога в общей сумме доходов уменьшается по мере роста суммы дохода, то такой налог регрессивным. (слайд )

 Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе. (слайд)

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.(слайд)

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

5. Закрепление

Работа в парах. Называя ответ, учащийся подходит к компьютеру и проверяет ответ.

1. Какое из приведенных утверждений является неправильным? 

  • налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц
  • налоги являются основным источником государственных доходов 
  • граждане уплачивают налоги государству на добровольной основе
  • налоги выполняют в экономике фискальную и регулирующую функции

2. Задание (вопрос для обсуждения)

Далеко не все граждане, которые исправно платят налоги, посещают концерты симфонической музыки в филармонии, деятельность которой финансируется из государственного бюджета. Справедливо ли, что они платят за услуги, которыми не пользуются?

3. Задание (вопрос для обсуждения)

Как вы думаете, с какой целью вводятся специальные (или как их еще называют – целевые) налоги?

4. Задание (вопрос для обсуждения)

Поясните, почему в России не может быть единой системы налогообложения, а существуют разные уровни налогов?

5.Если доля суммы выплачиваемого налога в общей сумме доходов растет по мере роста суммы дохода, то такой налог является…

  • прогрессивным
  • акцизным
  • пропорциональным
  • регрессивным

6.В период инфляции цены растут обычно быстрее, чем доходы. Как вы думаете, какие налоги выгоднее государству в этот период – прямые или косвенные?

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Учитель:

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидностями налогов.

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: изучить конспект.

Узнайте у своих родителей, какие налоги они платят?

Vll. Рефлексия

Учитель:

Как вы оцениваете данный урок? Каким баллом? (слайд)

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Психолого педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая характеристика учащегося (краткая).

Психолого-педагогическая характеристика ученика.

Артемов Дмитрий – студент 1 курса, ему 16 лет. Физически развит, не имеет серьезных проблем со здоровьем, активно занимается спортом. Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец –кузнец на заводе, домохозяйка, старшая сестра – студентка вуза.

Моральный климат в семье Дмитрия благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, все средства на содержание семьи зарабатывает отец, он много работает, иногда даже по выходным. По словам Дмитрия, его отец – человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать — добрая и понимающая, отношения с сестрой ранее нельзя было назвать идеальными, были ссоры из-за компьютера, громкой музыки, но в последнее время наладились, что, вероятно связано с тем, что сестра все свое внимание уделяет учебе в институте.

В семье Дмитрия четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Дмитрия тоже есть свои обязанности по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности

В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на лыжах зимой, выезды за город летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.

Такое благотворное влияние семьи не могло не сказаться на формировании характера Дмитрия. Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка. У Дмитрия очень хорошо развита образная и двигательная память, он без труда запоминает большой объем материала и точно его воспроизводит, по прошествии времени точность воспроизведения уменьшается, что говорит о преобладании кратковременного типа памяти.

Преобладающий тип мышления – словесно-логический. Дмитрию доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Среди особенностей его мышления можно выделить последовательность, проявляющуюся в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов; гибкость – умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения; критичность, характеризующуюся умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, принимать решения, только взвесив все «за» и «против».

У Дмитрия большой словарный запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и последовательная, практически без пауз. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного. Волевые качества Дмитрия не слишком хорошо развиты. Хотя он энергичен и настойчив, на пути к цели он не всегда добивается ее, склонен браться за несколько дел сразу, не доводя до конца многие из них. Скорее всего – это следствие недостаточной самостоятельности и ответственности.

Самоанализ результатов педагогической практики

1.     Самым большим успехом для меня является установление контакта с учениками. На моих уроках учащиеся работали плодотворно, вели себя хорошо, даже если учитель выходил из кабинета, то ситуация не изменялась.

2. За время практики я:

научился: составлять конспекты уроков; организовывать учебный процесс в классе; выделять цели и задачи урока; поддерживать дисциплину на уроке; оценивать работу учеников и свою работу;

узнал: что подготовка к урокам очень затратное занятие в плане времени; проведение урока требует очень большой психологической и педагогической подготовки;

понял: что учащиеся всегда идут на контакт, если к ним относится доброжелательно и быть открытым в общении; если задача на уроке интересна, то учащиеся работают гораздо плодотворнее

3.      За время практики я испытывал некоторые трудности при подготовке материала к урокам, и психологической самоподготовке .

4.     За время практики я смог почувствовать себя учителем информатики. Каждую неделю я проводил по 6-8 уроков. В общении с учителями не возникало проблем, возможно это связано с тем, что я учился в этой школе. Дети охотно шли на контакт.

5.     Среди проблем современной школы я выделяю:  необоснованно строгий фильтр интернет трафика, к тому же многие сайты из списка разрешенных на самом деле не работают.

6.     С учителем информатики Кано Т.В. контакт установлен, еще в то время когда я учился в школе, поэтому трудностей не возникло.

7.     Мое представление о деятельности учителя информатики не изменилось.

8.    Я бы хотел пожелать учителю информатики здоровья, терпенья, успехов в работе и послушных, способных учеников. А так же побольше нового оборудования и программного обеспечения.

9.     Да, до практики у меня были мысли пойти работать в школу учителем.

10. Свое намерение по поводу устройства на работу в школу учителем я не изменил.

11. Я думаю, что мне не помешает почитать тематическую литературу, чтобы учащимся было еще интересней на моих уроках. Свой уровень психологической и педагогической подготовки оцениваю выше среднего.