30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

«Молодежь»— это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д. 22% населения страны.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия — некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии — приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

8 стр., 3827 слов

Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...

... системы общественных отношений. Стремительными темпами происходит социальная дифференциация в обществе, формирование новых социальных групп, слоев. Этот процесс отразился на психологической ... использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретические аспекты толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения 1.1.Сущность этнической толерантности Понятие толерантности ...

Федеральные программы: «Молодежь России», «Молодая семья», «Земский доктор», «Жилище».

Региональные программы: «Молодежь Волгограда», «Развитие и поддержка деятельности талантливой и одаренной молодежи в городском округе город-герой Волгоград», «Организация отдыха детей в каникулярное время».

Федеральный закон: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О государственной молодежной политике в Российской Федерации»,

Региональный закон: «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области»

31. Патогенетическая и профилактическая направленность медико-социальной работы

Медико-социальная работа — это новый вид мультидисципдинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Медико-социальная работа профилактического направления включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа патогенетического (реабилитационного) направления включает мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекцию психического статуса клиента, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Построение базовой модели основывается на двух положениях.

Первое. Выделяется пять групп клиентов: 1) группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно и часто болеющие; 5) инвалиды.

Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист выполняет два блока основных мероприятий: медико-социальную работу профилактической направленности; медико-социальную работу патогенетической направленности.

Базовая модель медико-социальной работы с клиентами группы повышенного риска

I. Медико-социальная работа профилактической направленности:

1. Выполнение определенных профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и региональном уровнях в учреждениях разной ведомственной принадлежности и разных организационно-правовых форм;

2. Проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики клиентов групп повышенного риска;

3. Участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

4. Участие в разработке целевых программ профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, организации медико-социальной помощи на разных уровнях;

5. Содействие медико-генетическому консультированию;

10 стр., 4527 слов

Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, ...

... ИППП имеют большую социальную и экономическую значимость. Цель данной работы - изучить медико-социальную работу по профилактике ... любви; персонал гостиниц, воздушных линий, международного транспорта), социально-культурные факторы (изменение норм сексуального поведения; терпимость ... нных сексуальных отношениях с партнёром, состояние здоровья которого нам неизвестно. Заражение возможно при любой ...

6. Участие в организации профилактических осмотров;

7. Определение факторов риска, влияющих на соматическое, психическое и репродуктивное здоровье, а также генетической и врожденной патологии;

8. Информирование граждан о состоянии индивидуального, общественного здоровья и состоянии окружающей среды.

II. Медико-социальная работа патогенетической направленности:

1. Социальная экспертиза семьи;

2. Медико-социальная помощь в планировании семьи, охране материнства и детства;

3. Медико-социальный патронаж семей социального риска;

4. Содействие в обеспечении государственных гарантий прав граждан в охране здоровья и оказании медико-социальной помощи;

5. Участие в оказании помощи пострадавшим в природных и индустриальных катастрофах;

6. Содействие в решении правовых проблем клиента;

7. Психокоррекционная работа.

32.Педагогическая деятельность в учреждениях социального обслуживания и здравоохранения

Социальные педагоги, как правило, работают в учреждениях социального обслуживания населения.Социальное обслуживание – это деятельность по оказанию различных видов материальной помощи и социальных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях лицам престарелого возраста, инвалидам, а также малообеспеченным семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам.

Территориальные центры социальной помощи семье и детям — Социальный педагог в данном центре работает, в основном, с неблагополучными и асоциальными семьями. В первую очередь объектом его деятельности является ребенок, а потом его семья. Соц педагог осуществляет социально-экономическую поддержку ребенка через повышение социально-экономического статуса семьи, психолого-педагогическую коррекцию семейного неблагополучия, социально-правовую защиту ребенка.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей – Соц педагоги в данных центрах обеспечивают ребенку возможность продолжать учебу, осуществляют социальную реабилитацию ребенка, обеспечивают сбор документов, необходимых для дальнейшего устройства детей в замещающие семьи или государственные учреждения, проводят педагогическое просвещение и обучение приемных родителей или воспитателей, осуществляют патронаж детей в приемных семьях.

Социальный приют для детей и подростков – Соц педагоги реализуют программы социальной реабилитации, обеспечивают подростку возможность продолжать учебу, участвуют в ликвидации кризисной ситуации в семье, восстанавливают социальный и правовой статус ребенка и устраивают его дальнейшую судьбу.

Центр психолого-педагогической помощи населению — Соц педагог в таких центрах проводит диагностику причин дезадаптации ребенка, осуществляет социально-педагогическое обследование условий его проживания; консультирует детей и родителей по вопросам развития и возрастных особенностей детей и подростков, детско-родительских отношений; оказывает помощь семье в воспитании и обучении детей и родителей здоровому образу жизни, проводит консультации молодых семей.

7 стр., 3069 слов

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

... неотложной социально-психолого-педагогической помощи (ЦНП)был открыт как приют временного пребывания детей и подростков, но впоследствии в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и ... оказания помощи в разрешении конфликтов между детьми, подростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.д. При ЦНП была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально- ...

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Соц педагоги выявляют причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, участвуют в разработке программ социальной реабилитации детей и подростков, изменяют отношение детей к учебной деятельности, восстанавливают нарушенные связи со школой, прививают социально полезные навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстанавливают утраченные контакты с семьей и внутри семьи, восстанавливают социальный статус детей в коллективе, содействуют подросткам в получении работы, а также профессионально ориентируют их на дальнейшую учебу и трудоустройство, осуществляют патронаж семей до достижения ребенком совершеннолетия.Такие реабилитационные центры создаются также для детей и подростков с ограниченными возможностями в целях их социальной адаптации. В этом случае социальный педагог способствует формированию у детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду с помощью комплекса медицинских, социальных, психолого-педагогических мероприятий. Также социальные педагоги работают и с родителями по обучению их взаимодействию с детьми, имеющими нарушения; организуют реабилитационные группы и реализуют индивидуальную программу реабилитации ребенка.

дом-интернат для умственно отсталых детей— Соц педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д. Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

К учреждениям системы здравоохранения относятся: — дома ребенка; — детские поликлиники; — больницы; — психоневрологические и наркологические клиники и диспансеры. Должность «социальный педагог» может быть введена в каждом из этих учреждений. Его функции заключаются в следующем: — социально-средовая и социально-психологическая реабилитация; — выработка умений общаться, вести себя в социуме; — помощь детям в освоении социальных ролей; — формирование активной жизненной позиции, развитие творческого потенциала; — профессиональная ориентация учащихся (ознакомление с профессиями, помощь в профессиональном самоопределении, профессиональная консультация, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений); — учебно-методическая и просветительская работа с детьми; — социально-правовое консультирование и информирование детей и их родителей. — обеспечение оптимальной связи больного с его социальным окружением; — оптимизация поддержки больного со стороны близких ему людей; — обеспечение связи работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного.

3 стр., 1438 слов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

... К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: 1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые ... очень рано появляется социальная маска. Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей. Индивидуальная программа ...

33. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕОНТОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Деонтология — это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб, и включают в нее основные принципы, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе.Долг — категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм).

Этические принципы и ценности социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности.

В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста.

Основные стандарты этического поведения подразделяются на четыре группы.

регулирование этических отношений между социальным работником и клиентами. стандарты взаимоотношения социального работника с агентствами и организациями. стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами.

стандарты по отношению к профессии.

принципы профессиональной этики.

Каждый человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;

Каждое общество, независимо от его формы должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

В своей деятельности социальный работник должен руководствоваться принципом социальной справедливости;

обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;

должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней вне зависимости от пола, возраста, физических и умственных способностей, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации клиентов;

должен уважать основные человеческие права и действовать в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации о своей деятельности. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями;

14 стр., 6822 слов

Социальный работник: личность и профессия

... Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника .1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования ...

тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

должен свести до минимума применение правового и иных видов принуждения при решении проблем клиента;

ср не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей и унижение их человеческого достоинства».

34. Понятие личности. Психологическая структура личности (мотивы, потребности, интересы, ценности и др.) и ее учет в социальной работе

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие личность используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).Д.А.Леонтьев выделяет 4 уровня анализа личности:

I. Уровень психофизиологических предпосылок личности:

Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психологии и состояния.

Задатки – это врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Неспецифичны по отношению к способностям.

II. Экспрессивно-инструментный уровень: это типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, его внешнюю оболочку.

Характер – это такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером. Биологической основой характера является темперамент.

Способности – это свойства личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий. Биологическая основа способностей – задатки.

Роли. Социальные роли как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо, предъявляются тому, кто попадает на это место, с частотой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

III. Уровень отношений человека с миром.

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятеьности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельными социальными группами. Личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. личностные ценности не ограничены данным моментом, данной ситуацией, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... помощи и поддержки нуждающемуся человеку. С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса ... учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. ...

Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеет для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Источником отношений служит индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл для нас тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности.Отношения могут быть различной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям у каждого человека существуют отношения к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, блондинкам, врачам и т.д.

IV. Экзистенциальный уровень:

Свобода подразумевает возможность преодоление всех форм и видов детерминации, внешних по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть.

Ответственность – осознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью.

Духовность, как и свобода и ответственность, — это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узко личностных потребностей, жизненных отношении и личностных ценностей определяющей принятие решения у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность.

35. Понятие, принципы и виды социального обеспечения в рф

Под социальным обеспечением понимают:

— форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца;

— систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях;

К числу отраслевых принципов относятся:

1. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п. 2. Общедоступность социального обеспечения. 3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни. 4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право на социальное обеспечение. 5. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. 6. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей

14 стр., 6748 слов

Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

... социального обеспечения. Социальное обеспечение может быть основано на механизме: 1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей; 2) социальной помощи, ... как основными участниками отношений по социальному страхованию. В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции ...

Виды социального обеспечения

пенсия — это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций. Важными чертами пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер.

Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах — интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.

Пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Цель трудовых пособий — полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

социальное пособия — это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения).

Цель — предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой.

Семейные пособия. оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством. К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т. д.

предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

12 стр., 5563 слов

Инновационные технологии социальной защиты пожилых людей

... пожилого человека, признает свой долг перед ним. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной ... социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение. 1.2 Пути развития социальной защиты пожилых людей Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная ...

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.

ФЗ: от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

36. Правовая база социальной работы в здравоохранении. Проблемы и перспективы

1. Международные законодательные акты медико-социальной работы

Признано, что социально-медицинская помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Особенность социально-медицинской работы с данной категорией состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и социальной защиты населения.

Существует ряд основополагающих международных законодательных актов, на которых базируется социально-медицинская деятельность и в России. К основным «всеобщим» документам, относится: Устав Всемирной Организации Здравоохранения, где дано определение понятия «здоровье» и определены основные направления деятельности этой организации. Устав всемирной организации здравоохранения гласит, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, а достижения каждого государства в улучшении и охране здоровья представляют ценность для всех.Для организации оказания медицинской помощи значимым документом является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Принципы медицинской этики». В данной резолюции выделено 5 принципов медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Для защиты прав инвалидов общей основой и руководством во всём мире являются: Декларация о правах инвалидов, принятая ООН в 1975 г.; Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая ООН в 1982 г., в которой основное место отводится предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, принятая в 1971 г., провозглашает для них практически те же самые права, как права для инвалидов. В 1991 году ООН были приняты Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи.

Назовем лишь некоторые нормативно-правовые акты международного уровня, определяющие правовые основы медико-социальной работы: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларация социального прогресса и развития; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция о правах ребенка; Международная программа действий в интересах пожилых; Профессионально-этический кодекс социальных работников и др.

2. Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России

Основополагающим законом, регламентирующими охрану здоровья населения Российской Федерации, являются Конституция РФ:

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 7. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых четко определено понятие «охрана здоровья граждан» (гл. 1, ст. 2) — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданами обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011. №856.

Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

В Российской Федерации принята страховая система здравоохранения. Законодательно это положение закреплено в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, который касается каждого гражданина РФ.

Страховая медицина является системой профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых за счет средств страхования здоровья граждан, формирующихся на основе периодических целевых денежных взносов.

Медицинское страхование — форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья населения. Модель медицинского страхования является основой развития здравоохранения РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ ОМС.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.

Существует четыре субъекта медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис.

Принципами медицинского страхования являются:

медицинскому страхованию подлежит все население (работающие и неработающие);

застрахованный, имеющий страховой полис, независимо от места проживания имеет право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении России;

система ОМС строится на безвозвратной основе, т.е. предприятию страховая сумма не возвращается, а идет на расширение услуг;

каждый гражданин имеет право на дополнительное медицинское страхование сверх установленного минимума. Эти взносы могут быть возвратными или частично возвратными.

Права граждан РФ, получивших дорогостоящее лечение, отражены в постановлении правительства РФ от 19.03.2001 г. №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации и лекарственных средств…».

Согласно данному постановлению, по окончании финансового года гражданин, получивший дорогостоящее лечение (согласно утвержденному перечню), имеет право подать заявление (с прилагающимися к нему необходимыми справками и чеками) в налоговые органы с просьбой пересчитать сумму его подоходного налога, при этом гражданину должно быть возвращено 13% от израсходованной на лечение суммы.

В 2004 г. появился Федеральный закон №122 (о монетизации льгот).

Изменения, вносимые этим законом в уже ранее принятые, имеют три направления. Во-первых, он предписывает отменить различным категориям населения положенные ранее льготы и заменить их на денежные компенсации.

Кроме вопроса о замене льгот, в данном законодательном акте решается вопрос о переводе значительной части финансового обеспечения социальных проектов и программ с расходных обязательств Российской Федерации на таковые субъектов РФ.

Третье существенное изменение, вносимое в законодательные акты на основании ФЗ №122, — замена в них понятия «помощь» на — «поддержка». В соответствии с понятийным аппаратом «помощь» намного шире, и одним из видов ее оказания является «поддержка».

Документы нормативно-правовой базы, регламентирующие в настоящее время социально-медицинскую работу в России:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. 23.07.2008).

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. 30.11.2011).

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 №3185-1 (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. 01.07.2011).

ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 №2-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 №175-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» от 27.07.1999 №29.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» от 27.07.1999 №32.

Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.1995 №1105.

Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»;

Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» и др.

37. Правовые и этические аспекты медико-социальной работы с вич-инфицированными и больными спиДом

В связи с массовым распространением в мире заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), которое остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для РФ, создает угрозу личной, общественной и государственной безопасности, угрозу существования человечества, — все это вызвало необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения современных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим оказание медико-социальной помощи лицам, затронутым ВИЧ в РФ является принятый в 1995 году и действующий по настоящее время ФЗ от 30.03.1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». В ст. 4 гл. 1 «Гарантии государства» определены следующие гарантии:

• регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

• эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории РФ;

• производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;

• доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции;

• бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам РФ;

• развитие научных исследований по проблемам ВИЧ — инфекции;

• включение в учебные и образовательные программы учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

• организация и пропаганда мер профилактики ВИЧ — инфекции и СПИДа среди населения;

• социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам РФ, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

• оказание помощи в решении социально-правовых и реабилитационных вопросов в отношении носителей ВИЧ и больных СПИДом.

Кроме этого закона, на современном этапе организация медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Федеральным законом от 30.03.95 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» , Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 28.07.2005 N 461 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год»; от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»; от 27.12.2004 N 856 «Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях», а также ведомственными нормативными документами.

Таким образом, социально-медицинская работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом основывается на нормативно-правовой базе, которая определяет социальный статус, права и обязанности данного контингента. Расширение перечня нормативно-правовых актов и уточнение их содержания связано с ростом численности заболевания, а так же осознанием необходимости оказания социальной и медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом лицам.

38. Правовые основы оказания психиатрической помощи

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями, либо на иных причинах, непосредственно связанных с состоянием его психического здоровья.При добровольном обращении за психиатрической помощью отношения между гражданином-пациентом и учреждением складываются на основании договора по оказанию медицинской помощи.Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится только после получения его письменного согласия.

Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния.Они признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях. Выписка пациента производится только по решению суда.

Недобровольное психиатрическое освидетельствование лица без его согласия может быть проведено в случаях если:

1) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

2) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

3) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ст. 23 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Лицо, помещенное в психиатрический стационар по указанным основаниям, подлежит обязательному освидетельствованию в течении 48 ч комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 ч направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения его представителем для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

При отсутствии непосредственной опасности лица для себя и окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования, и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы в суд. Выписка пациента, госпитализированного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, производится по заключению комиссии врачей-психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации в случаях выздоровления или улучшения его психического состояния, при котором не требуется дальнейшего стационарного лечения, а также завершения обследования или экспертизы, явившихся основаниями для помещения в стационар.

Диспансерное наблюдение предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и медико-социальной помощи и устанавливается независимо от согласия в отношении лица, страдающего хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или частично обостряющимися болезненными проявлениями.

39. Предмет теории социальной работы. Место и роль теории социальной работы в системе современного научного знания

Предмет теории СР – закономерности содействия, становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения жизненных сил человека и средств их реализации и реабилитации. 

Философия выступает методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т.е. направлена на совершенствование человеческих отношений.

Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т.е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены.

Познания в области социологии позволяют расширить диапазон действий и анализа различных общественных явлений, состояния и отношения человека, группы, их оценки происходящих событий в окружающей среде. Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.

антропологией социальной, касается особенностей бытия, культуры и взаимосвязи различных этносов и сообществ. Именно здесь лежат истоки столь острой и актуальной для нашего общества проблемы межнациональных отношений, занимающей важное место в теории и практике социальной работы.

Психология, ее различные отрасли являются базовой основой профессионального обучения социальной работе. Различные направления психологии как науки изучаются социальными работниками как в средних, так и высших учебных заведениях: социальная психология, психология личности, возрастная психология, психодиагностика и др.

особое значение приобретают следующие направления:психодиагностика – отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования, психотерапевтической помощи и др.);

психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом зависит и определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции.

Важным составным компонентом формирования профессионально-личностной компетентности социального работника выступает медицинский блок предметов, т.к. знания в этой области позволяют ставить более правильный диагноз социального неблагополучия человека или группы лиц, выявлять состояние здоровья, причины и последствия и находить оптимальные методы, формы и приемы работы с клиентами. Теоретические и практические занятия формируют адекватную позицию у студентов – будущих социальных работников, представления, знания и умения дают возможность выявлять различные отклонения у человека, в его поведении и состоянии с учетом биологических, методологических аспектов в постановке социального диагноза, прогнозирования, реабилитации, консультирования и т.д.

Уровень профессиональной подготовки специалистов социальной работы в немалой степени определяется знанием норм права, поскольку оно ориентировано на все население страны, а в основу положены такие события, как рождение человека, болезнь, старость, безработица, нуждаемость в социальной помощи и защите, смерть. Специалисты по социальной работе наиболее часто вынуждены сталкиваться с проблемами оказания консультативно-правовой помощи молодым семьям в области семейного, гражданского, трудового законодательства; оказания юридической помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом льгот, пособий, субсидий, алиментов и других выплат. Пенсионное обеспечение относится к исключительной компетенции специалистов данной области деятельности. В сфере пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан всех возрастных категорий, что углубляет данный вопрос.