УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заседанием кафедры проректор по учебно-методической
Протокол № 2 от 10.12.2014 работе
Заведующий кафедрой ________________________
____________ О.В. Кузьмина «__»_______________20___ г.
Практикум для студентов
направления 37.03.01 «Психология»
Автор: д.м.н., проф. Вогулкин С.Е., ст.преподаватель Стригулина Е.Ю.
Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.
Екатеринбург, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3
Тема: Сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения……………………………………………….…………….…………..5
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка. Федеральное государственное казенное образовательное ...
... ББК 67.408 © Уральский юридический институт МВД России, 2012 Пояснительная записка Программа итогового государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право» ... государственного экзаменапо специальностям 030501.65 Юриспруденция и 030505.65 Правоохранительная деятельность. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. – 25 с. ...
1.1 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Курс «Основы нейропсихологии» является дисциплиной ООП ФГОС ВО по направлению 37.03.01 «Психология».
Данная дисциплина опирается на дисциплины общепрофессиональной психологической подготовки («Общая психология», «Введение в клиническую психологию», «Нейрофизиология», «Основы психогенетики», «Специальная психология»).
- Цель и задачи дисциплины
Основная цель изучения дисциплины – формирование у студентов-психологов представлений о мозговых основах психической деятельности человека; мозговых механизмах отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, мышления, речи и др. В процессе изучения дисциплины студенты познакомятся с основными нейропсихологических симптомами и синдромами. Прикладная задача – ознакомить студентов с порядком нейропсихологического исследования, направленного на выявление нарушений высших психических функций, связанных с органическим поражением мозга, их локализации.
Основные задачи дисциплины:
- дать понятие об основных методологических подходах и методах, разработанных в современной нейропсихологии;
- сформировать представление о связи определенных нарушений психики с конкретными повреждениями головного мозга;
- показать значение нейропсихологии в реабилитации больных и оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности
1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны:
знать:
- основные понятия нейропсихологии
- основные принципы структурной и функциональной организации головного мозга,
- понятия нейропсихологических факторов, симптомов и синдромов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга
- синдромы, возникающие при поражении мозга, и факторы, лежащие в их основе.
- перспективы развития нейропсихологии.
уметь:
- понимать результаты клинической нейропсихологической диагностики;
- определять значение и масштаб повреждающих факторов, влияющих на реабилитацию и абилитацию клиента
- оценить возможность и перспективы нейропсихологической коррекции и возможностей психолога-реабилитолога.
иметь навыки:
- работы с информационной базой и чтения медицинских карт;
- сопровождения процесса нейропсихологической коррекции в практической работе с детьми и подростками с отклоняющимся развитием;
- разработки мероприятий, связанных с восстановлением больных
Итогом освоения содержания дисциплины «Основы нейропсихологии» должно стать формирование следующих компетенций:
- Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5)
- Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6).
Практические задания
ТЕМА: Сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения
Практическая работа № 1.
Тема: Сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения
Цель практической работы: Научить студентов анализировать функционирование головного мозга, определять и описывать сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения
Ожидаемый результат: в процессе практической работы студенты приобретут и отработают умение анализировать функционирование головного мозга, определять и описывать сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения
Задание 1. Проведите сравнительный анализ работы первого и второго функциональных блоков мозга.
Задание 2. Опишите афферентные и эфферентные взаимосвязи структур второго функционального блока мозга.
Задание 3. Заполните таблицу
Структура деятельности |
Мозговая организация |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Перечислите области коры головного мозга, при поражении которых возникают различные нарушения гнозиса, кратко опишите соответствующие синдромы.
Задание 5. Перечислите структуры мозга, при поражении которых возникают различные модально-неспецифические нарушения памяти. Опишите соответствующие синдромы.
Задание 6. Опишите нарушения ПВФ, возникающие при поражении задне-лобной коры левого полушария.
Задание 7. Опишите нарушения ПВФ, возникающие при поражении левой височной области (зона Т1).
Задание 8. Проведите анализ приведенной классификации апраксий с позиции современной отечественной нейропсихологии.
Виды апраксий |
Очаг поражения |
|
Левое полушарие |
Правое полушарие |
|
Кинетическая апраксия Апраксия конечностей |
средние отделыцентрально-теменной области, нередко в сочетании с поражениемпремоторной области |
|
Идеомоторная апраксия |
надкраевая извилина (нарушения двусторонние) |
надкраевая извилина (нарушения чаще на противоположной стороне) |
Идеаторная апраксия |
угловая извилина (нарушения двусторонние) |
|
Конструктивная апраксия |
угловая извилина |
угловая извилина |
Амнестическая аграфия |
зона ТРО |
|
Апраксическая аграфия |
угловая и надкраевая извилина |
|
Моторная амузия |
задние отделы второй лобной извилины |
задние отделы лобной извилины (чаще) |
Акулькуляция |
нижнетеменная область |
|
Оральная апраксия |
Нижние отделы центально-теменной части |
|
Апраксия одевания |
|
Угловая, частично надкраевая извилины теменной области |
Задание 9. Составьте план нейропсихологической реабилитации больного с афферентной моторной афазией. Обоснуйте свой ответ.
Задание 10. Составьте схему моторной организации счета и перечислите нейропсихологические факторы, выпадение которых может привести к акалькулии.
Задание 11. Опираясь на литературные данные, внесите в таблицу функциональную характеристику каждого из пяти уровней организации движений, по Н.А. Берштейну, и охарактеризуйте двигательные нарушения, которые возникают при поражении этих уровней.
уровень |
Функции уровня |
Двигательные нарушения |
А |
|
|
B |
|
|
C |
|
|
D |
|
|
E |
|
|
Задание 12. Заполните таблицу нарушений ВПФ при различных поражениях головного мозга
|
Первый блок |
Второй блок |
Третий блок |
|||
правое полушарие |
левое полушарие |
правое полушарие |
левое полушарие |
правое полушарие |
левое полушарие |
|
Внимание |
|
|
|
|
|
|
Гнозис |
|
|
|
|
|
|
Память |
|
|
|
|
|
|
Мышление |
|
|
|
|
|
|
Речь |
|
|
|
|
|
|
праксис |
|
|
|
|
|
|
Задание 13. Охарактеризуйте последовательность морфо- и функциогенеза структур головного мозга, обеспечивающую развитие устной экспрессивной и импрессивной речи ребенка.
Задание 14. Опишите психологическое строение и мозговое обеспечение письменной (экспрессивной и импрессивной) речи.
Задание 15. Приведите примеры любых 5 сложных эмоций, которые являются производными от базальных, опишите их мозговое обеспечение.
Задание 16. В одной из работ А.В. Семенович приводит описание особенностей психической деятельности ребенка с синдромом функциональной несформированности определенного отделе головного мозга.
Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно, если это связано с выполнением школьных заданий. Учебная программа усваивается им с трудом. В обследовании он медлителен, монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента, не обнаруживает заинтересованности в получении лучших результатов. Все это наводит на мысль о недостаточности нейродинамического компонента психической деятельности. Однако в течение эксперимента обнаруживается, что в конце занятий ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, т.е. истинного истощения не происходит. Если намеренно ускорить темп и давать ребенку расслабиться, он выдержит его без особого труда. При удачном контакте с психологом он может показать превосходные, совершенно неожиданные для родителей результаты. Таким образом, налицо явная диссонация между протеканием учебной и игровой деятельности.
Заметная явная склонность к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи, некоторая тенденция к персеверациям, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного теста. При этом внешний контроль со стороны психолога («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде!», или просто недоумевающие мимика и жесты), как правило, повышает эффективность работы, так же как и дробление экспериментальной программы на последовательные подпрограммы.
В письме ребенка характерны пропуски букв. В целом, пока над ним «нависает» взрослый, любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных замечаний. В противном случае упражнения не дописываются до конца, в математической задаче ребенок вместо трех действий пишет одно, а разные члены предложения подчеркиваются одинаково.
Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Снижена обобщающая функция речи. Речь носит преимущественно реактивную форму, она примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств. Включение в активную, развернутую речевую деятельность несколько затруднено, при этом все базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, номинация, повторение, понимание) интактны. Первично достаточными являются праксис, гнозис, память.
Какие именно мозговые структуры не сформированы у данного ребенка? Обоснуйте свой ответ.
Литература
Основная литература
- Гуревич, П. С. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 332 с.
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология : учебник : доп. М-вом образования РФ / Е. Д. Хомская. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2012. — 495 с.
Дополнительная литература
- Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии : учебное пособие для вузов / А. П. Бизюк ; Ин-т специальной педагогики и психологии Международного ун-та семьи и ребенка им. Р. Валленберга. — СПб. : Речь, 2005. – 292 с.
- Калинина, О. В. Основы нейропсихологии : курс лекций / О. В. Калинина ; Урал. гуман. ин-т. — Екатеринбург : УрГИ, 2006. — 126 с.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учебное пособие : рек. УМО / А. Р. Лурия. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2006. – 380 с.
9