Основные направления социальной психологии
К середине 30-х гг. и далее не один десяток лет социальная психология как самостоятельная отрасль знания уже не существует. В Большой советской энциклопедии 1957 г. социальная психология характеризуется как одна из ветвей буржуазной психологии, которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением. Конечно, социально-психологическая мысль продолжила развиваться и в эти годы в трудах и практических исследованиях общепсихологического характера педагогов, психофизиологов. Однако научное развитие социальной психологии в России на многие годы практически замерло. Америка стала безраздельной хозяйкой целой области человекознания.
Экспериментальный период развития социальной психологии чрезвычайно богат эмпирическими открытиями, методическими находками, реальными практическими результатами. На это и была направлена социально-психологическая мысль 20—60-х гг. XX в. Социальная психология изо всех сил пыталась утвердить себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Отсюда акцент на лабораторный эксперимент, очень осторожное отношение к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, направленность на решение практических задач.
Этому этапу развития научная социальная психология обязана большей частью фактологии и методических находок, имеющихся в ее распоряжении. Идет накопление исходного эмпирического материала, правда, материала весьма специфического, полученного в лабораторном эксперименте и в рамках достаточно своеобразных представлений о предмете социальной психологии. В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим парадигмам: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму. В самом общем виде рассмотрим тот вклад, который каждая из этих парадигм внесла в развитие социально-психологических представлений XX в. К конкретным теориям и экспериментальным схемам мы обратимся в тех разделах, которые тематически с ними соотносятся.
Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, не усмотрев в ней ничего специфического, требующего какого-то отдельного концептуального или методического подхода. «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что в левом лежит пища, то это поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог» (132, с. 27).
Психология горя
И даже в случае смерти или потери собаки или кошки (тоже ведь почти член семьи!) или при ссоре с близким другом. Особенно важно различение "нормального" и "патологического" горя, ибо горе, как и любая травматическая реакция, - представляет собой нормальный процесс. На примере горя можно проследить естественную динамику течения любого травматического стресса, т.е. то, как происходит преодоление ...
В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс).
Бихевиоральная социальная психология создала свою практи-» ку активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений) (94).
Интересно, что все разнообразие социально-психологических подходов в рамках бихевиоризма основано на весьма ограниченном наборе концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул, реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение. Бихевиоризм ориентирован на модель человека, которая, по образному выражению П. Шихирева, может быть обозначена как модель «человека реагирующего» (132).
В послевоенные годы явственно обозначается ряд ее существенных ограничений. Прежде всего игнорирование специфики человека как объекта изучения. На смену бихевиоральной в качестве ведущей Приходит когнитивистская модель «человека думающего», хотя со-циобихевиоризм и сегодня, находит в американских научных кругах немалое количество сторонников.
Когннтивизм — значительное явление в истории развития психологии вообще и социальной психологии в частности — воз-
»никает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера (10,124).
К когнитивистам в начале 80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальных психологов.
Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя» (10, с. 93).
Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека:
«Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения» (10, с. 92).
В рамках когнитивизма развивались взгляды двух самых крупных теоретиков американской психологии середины XX в. — Курта Левина и Леона Фестингера. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Влияние К. Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. Л. Фестингер внес значительный вклад в формирование теорий когнитивного соответствия как осно- вы индивидуального и социального поведения человека. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. ... позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с ...
По мнению П. Шихирева, последовательная ориентация американской социальной психологии сначала на бихевиоризм, а затем на когнитивизм способствовала созданию общей парадигмы, которую он характеризует как «парадигму объяснения»: «…парадигма объяснения устойчиво занимает доминирующую позицию. В настоящее время, по приблизительным оценкам, она регулирует не менее 2/3 социально-психологических исследований в мире. Ее придерживаются редколлегии практически 4/5 ведущих профессиональных журналов. Она входит в подавляющее большинство академических курсов по социальной психологии, читаемых не только в США, но и в остальном мире» (132, с. 32—33).
«Золотой век» безраздельного правления бихевиоризма и когнитивизма приходится на середину XX в. С 60-х гг. возникает реальная альтернатива парадигме объяснения как в Европе, так и в России.
Неофрейдизм, опираясь на социально-психологические идеи 3. Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Она практически не существует как самостоятельное направление, но вместе с тем многие ее положения и идеи стали настолько традиционными, что часто применяются без ссылок на первоисточники. Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская именуют этот феномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три его формы в современном социально-психологическом мышлении: 1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений; 2) включение психоаналитических принципов в современные теории и социально-психологическую практику; 3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально-психологических проблем (10).
С точки зрения 3. Фрейда, в основе группы — система эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером (вожаком).
Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное «я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т.д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя. Такая обращенность на себя и делает его кумиром группы (120).
Социальные группы, их виды и основные черты
... иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой ... между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью. Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического ...
Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).
В целом, как отмечает П. Шихирев, «влияние идей фрейдизма и неофрейдизма невелико… Оно никогда и не было особенно значительным, а в последние два десятилетия неуклонно уменьшается» (132, с. 79-80).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе — последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.
Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто контекст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Социальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом.
В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сар-бин, Э. Гофман, Р. Линтон и другие) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Как уже было сказано, американская социальная психология, доминирующая в 30—50-е гг., внесла значительный вклад в развитие науки: произошло насыщение ее фактологией и методами исследования. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного, материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она рас- плывалась, распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Сама американская психология долгое время игнорировала эту проблему. Т«к, в середине 70-х гг. историк социальной психологии У. Саакян пишет: «Сегодня… социальная психология предстает во всем своем великолепии, когда общество зависит от нее в исследовании и решении главных своих проблем настолько, что предлагает ей достаточно грантов в надежде, что финансовая поддержка будет взаимовыгодна» (132, с. 38).
Трудные люди: 4 варианта поведения
... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...
Однако наряду с традиционной американской психологией, ориентированной на когнитивизм, развивается иная ветвь социально-психологического мышления. В начале 70-х гг. появляется концепция социального конструкционизма К. Дж. Гергена и его последователей. Для Гергена социальная психология — наука гуманитарного характера, что обусловлено двумя существенными обстоятельствами: «ценностная предвзятость» социально-психологического знания и исторический характер фактов, на которые это знание опирается. Анализируя фактологический и теоретический багаж американской социальной психологии (теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, феномен послушания Мильграма, феномен конформизма Г. Аша и другие), Герген приходит к выводу, что «зафиксированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим обстоятельствам» (29, с. 26).
Занятие социальной психологией с точки зрения социального конструкционизма есть по преимуществу занятие историческое, направленное на систематизацию и объяснение современных социальных явлений. Причем объяснения эти носят обязательно оценочный характер: «Приверженность ценностям — неизбежный побочный продукт социального бытия, и мы как участники социального процесса, преследуя свои профессиональные цели, вряд ли можем отгородиться от ценностей общества. …Видимо, лучший выход — это предельное внимание к собственной предвзятости и откровенность ее выражения» (29, с. 24).
Важнейшее следствие такого отношения к цен-Местному контексту научного исследования — введение этического аспекта в пространство социальной психологии как науки. Конструктивизм, по словам Гергена, «заключает в скобки проблему моральных принципов, поощряя… исследование практики в отношениях между людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают «моральной» (132, с. 363).
С 70-х гг. XX в. другая социальная психология, отличная от традиционных экспериментальных образцов, тяготеющих к естест-1 веннонаучному подходу, начинала произрастать и на собственно американской, и на европейской почве. Наиболее значительный вклад в ее развитие внесли европейские психологи Г. Тэджфел, Р. Харре, С. Московичи, Дж. Тернер и другие.
3.3. На рубеже XX и XXI вв.
Состояние социальной психологии в Европе конца 50-х — начала 60-х гг. хорошо отражает следующее высказывание из книги П. Шихирева: «Трудно сказать, как развивалась бы западная социальная психология, если бы не было Второй мировой войны. Очевидно одно — западноевропейцам не пришлось бы 25 лет догонять США, учиться по американским учебникам и копировать американские методы исследования. В течение длительного времени США были для Западной Европы той Меккой, без паломничества в которую ученый значительно терял в авторитете. В 1963 г. Ж. Стетцель в первом (!) французском учебнике по социальной психологии писал:
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
2 Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические характеристики групп, проблемы ...
«Современная социальная психология в ее нынешнем виде как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней — почти исключительно американская наука» (132, с. 184).
С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес американской социальной психологии по многим важным направлениям, одновременно явился и программнымПредставители функционализма изучали людей и социальные группы с точки зрения их приспособления к требованиям общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители данного течения фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, имеющих значение как при мсжличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы —тесты, опросники, интервью, которые получили широкое применение в более позднее время. Кроме того, именно функционализм способствовал формированию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т. п.
Бихевиоризм имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальники — Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) — предложили отказаться от непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме «стимул — реакция». По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый жизненный опыт. Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулированияНеобихевиоризм, представителями которого являются Б. Скиннер, Н. Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса (1910-1989).
Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение:
1) Постулат успеха: все действия человека подчинены основному правилу — чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.
2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность) вызвал действие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться воспроизвести ту же реакцию.
3) Постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему стремиться. .4) Постулат насыщения— голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее ценится каждое последующее вознаграждение. 5) Постулат агрессии — одобрения: если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И, наоборот, при получении предполагаемого одобрения или отсутствии ожидаемого наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение,-поскольку оно будет для него наиболее ценным. Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения — приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Сформулировано четыре основных закона научения: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных. Социальный тип личности. Личность – это явление частое, закономерное, повторяющееся. Личность представляет собой единство социально-типического, повторяющегося ... не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе ...
Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования или позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека и любых процессов обучения, а также установления и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровнях. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений повышать предрасположенность организма к определенным реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне).
Закон ассоциативного сдвига гласит: если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.
Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).
В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.
Согласно этой теории, каждый из нас находится «между двух огней», становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал — бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований обще-Й ства, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т. д.).
Душевное состояние1» человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятель- ность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и:
другиезз деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных пр(»»оцессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат едймной цели; не перегружать сознание человека, не до-пускатггь в его область ту часть информации о самом субъекттге и окружающем мире, которая противоречит мо-ральныям нормам. Несмотря на то что большая часть пси-хическовой деятельности индивида происходит на уровне неосозйнаваемых процессов, она существенно влияет на принятие р!» ешений и поступки человека.
Билет 2.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект
... Личность! Таинственный избыток индивидуальности! Википедия: Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, ... фундаменту личности отводил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, ... активности, субъектности, пристрастности, осознанностиА.Н.Леонтьев: основа личности - это соподчиненная система (иерархия) мотивов, побуждающих человека ...
Особбая роль бессознательного связана с источниками социаль&ной активности личности. Фрейд полагал, что цен-тральноо-й движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечениге. Становление психического склада личности происходит»‘ в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей проироде) вытесняются за пределы сознания. Они могут прояК вляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т. д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушеягая психики и соматики.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического на-правленьня, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда — К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрешия редукции напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы поведения, по-Скольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.
Вопрос об источниках социальной активности человека рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности — потребности роста — заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.
Итак, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к снятию напряжения, с другой — к его повышению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая постоянно что-то получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, то есть нацелена на окружающий мир. Она функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации, на одних она действительно стремится к разрядке напряжения, а на других — наоборот. Диалектическое единство данных тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение ее баланса обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанных склонностей. Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукции напряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью и чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.
Кафедра социальной и практической психологии
... метод выключения отдельных участков мозга. Методологический аппарат нейропсихологии. Источники и направления современной нейропсихологии. Основные нейропсихологические понятия (нейропсихологический симптом и синдром, ... ВУЗе психологических дисциплин «Психофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности», «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС». Преподавание и изучение учебной дисциплины ...
В настоящее время большое распространение в социальной психологии получают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.).
В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм подчеркивает значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека, делая акцент на процессе дознания мира посредством психических процессов (память, внимание, ощущение и т. д.), на развитии интеллектуальных функций, изменении системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи и менталитет играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа, когнитивная психология в основном занимается сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают, что людям свойственно развивать упорядоченный взгляд на мир, структурировать его. Если возникает диссонанс между знаниями, убеждениями и тем, что происходит в реальности, то человек стремится разрешить это противоречие посредством субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.
Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсор- ной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.
Основные направления социальной психологии — Стр 2
Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на основании своей точки зрения, определенного видения и понимания событий. Соответственно, обладая знаниями о когнитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.
К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский вариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж. Г. Мид (1863-1931).
Наиболее четко положения данного направления изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987): человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих символов.
Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ — это слово, жест, знак. Символическая коммуникация — начало человеческой психики, то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.
В рамках данного направления также изучались проблемы референтных групп, структура и динамика формирования личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная единица, проявление которой можно наблюдать в импульсивном поведении, и как зависимый социальный элемент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих. Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не подчиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, прежде всего, в социологию — науку, изучающую общество во всех его проявлениях.
Четвертый этап в развитии социальной психологии начинается с середины XX века и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Прикладная социальная психология обретает широкую популярность, в ее структуре появляются новые направления: этническая и политическая психология, психология рекламы, управления, бизнеса и т. п.