1.Актуальность проекта 1

1.Актуальность проекта 1

2.Цели и задачи проекта 4

3.Модель проекта 5

4.Обоснование проекта 10

4.1. Нормативно-правовые обоснования 10

4.2. Финансовое обоснование 12

4.3. Организационное обоснование 13

5.Ожидаемые последствия от реализации проекта 14

5.1. Ожидаемые позитивные последствия 15

5.2. Ожидаемые риски и превентивные мероприятия по их недопущению 17

6.Управление проектом 17

Список использованных источников и литературы 19

  1. Актуальность проекта

Сколько в мире зверья ежедневно страдает;

Гибнет, мёрзнет, дрожит, голодает.

Нас учили добру…видно плохо учили…

Мы в ответе за всех ли кого приручили?

Собаки и кошки – самые распространенные спутники человека в городской среде. Более 12 тысяч лет назад началось установление тесной связи между человеком и домашними животными. Собаки с древних времен имели десятки профессий: сопровождали человека на охоте и войне, сторожили дома, предупреждая о приближающейся опасности.

В современном городе практически все хозяйские собаки и коты стали домашними. Некоторые из собак сохранили профессию сторожа, реже охотника, но все стали полноправными членами семьи и компаньонами. Различные научные исследования доказывают, что собаки и кошки могут быть очень полезны как с психологической точки зрения, так и с точки зрения здоровья. Они снижают стресс, что улучшает работу иммунной системы, избавляют от одиночества и беспокойства, лечат своих хозяев общением и любовью. Нередко собаки становятся незаменимыми помощниками для инвалидов и пожилых людей.

Однако, безответственность и равнодушие людей разрушают установленные связи между человеком и домашними животными. Неконтролируемое размножение, брошенное нежеланное потомство и пр. привело к появлению проблемы бездомности животных и дальнейшему её обострению в городских экосистемах. Оценочная величина популяции бездомных собак в России колеблется от 14 до 23 млн. особей и может достигать до 50 млн. Бродячие животные приспосабливаются к жизни в городе, объединяются в стаи, которые имеют сложную организацию, территориальную структуру.

Бездомные животные представляют собой угрозу безопасности населения городов: они являются переносчиками различных инфекционных заболеваний, в т.ч. бешенства; отдельные стаи собак регулярно нападают на прохожих, пугают детей, уничтожают редкие виды диких животных; ухудшают видеоэкологию города. Зарубежные специалисты выявили несколько причин появления на улицах городов бездомных животных:

5 стр., 2038 слов

Проект «Бездомные животные – проблема каждого из нас»

... кого приручили. Другие сочинения: ← Братья наши меньшие↑ ЖивотныеМой верный друг собака → Бездомные животные — это ответственность человека В разных странах на улицах каждого города есть бездомные животные. Это – яркий ... со зверем, но они не отдают животное в добрые руки, а отпускают на улицу. Домашнее животное привыкло жить в домашних условиях, поэтому в городе чувствует себя очень неудобно. Оно ...

  • Перепроизводство животных в коммерческих целях вызывает несоответствие между спросом и предложением, и «лишние» животные оказываются на улице.
  • Урбанизация в сочетании с достижениями ветеринарной медицины создали условия, обеспечивающие более долгую жизнь бездомных животных и их способность к размножению.
  • Быстрое естественное размножение собак и кошек.
  • Безответственность владельцев, выбрасывающих «надоевшую игрушку» на улицу. Рост числа бездомных животных наблюдается особенно в летнее время, когда хозяева, уезжая в отпуск, выгоняют животных на улицу.
  • Несоблюдение правил выгула собак (собаки убегают от невнимательных владельцев).
  • Круглогодичный избыток доступного корма (незакрытые мусорные бачки) и убежищ.
  • Владельцы домашних животных не подвергают их операции по стерилизации.
  • Отсутствие со стороны государства необходимого уровня просвещения населения.
  • Отсутствие приютов.
  • Отсутствие системы учета домашних животных.

Специалисты в экономически развитых странах отказались от простого отлова и умерщвления бездомных животных, т.к. данный способ оказался малоэффективным. Для решения проблемы был выбран более сложный, но эффективный путь: превентивная работа по просвещению населения и законодательное регулирование обращения, с животными, начиная от их рождения, условий содержания, и до самой смерти.

До 1989 года в странах Югославии, Венгрии, Румынии, Болгарии применялись методы умерщвления бездомных животных, среднее число убитых четвероногих в странах Европы увеличивалось и составляло 135 в день, а 120 смертельных случаев от бешенства в Мадрасе при таком варварском уничтожении животных, заставило взглянуть мировое сообщество на решение данной проблемы по-другому. Зоозащитные организации этих стран выступают против уничтожения одичавших собак и кошек и практикуют стерилизацию животных с последующим возвращением в прежнюю среду обитания. В США, Канаде и странах Западной Европы бездомные собаки — это, как правило, животные, потерянные своими хозяевами. Так, по оценкам, население США в 2000 году содержало около 60 млн. собак. Западные специалисты считают, что «перепроизводство и избыток владельческих животных», обусловленные потенциально очень высокими темпами размножения собак и кошек, являются основной причиной появления бездомных животных. Перепроизводство животных вызывает несоответствие между «спросом» и «предложением», то есть количество потенциальных ответственных владельцев меньше количества появляющихся щенков и котят. Излишние, не имеющие хозяев, животные зачастую оказываются на улице. Бездомные животные являются либо выброшенными владельцами, либо их потомками.

9 стр., 4189 слов

Выработка поисковых и сигнальных навыков у собак

... же как и подготовительное упражнение по обнюхиванию объектов) основан на пищевой реакции животного. Собаки, обученные с использованием данного метода, как правило, отличаются тщательностью и последовательностью ... другая форма оповещения (посадка, укладка, лай), легче всего вырабатываемая у данного животного. Если собака при первом пуске выполнила задание хорошо, то повторная закладка проводится уже ...

Решения проблемы в мировом масштабе:

Для снижения численности бездомных животных и, следовательно, уменьшения количества усыплений в приютах важнейшей профилактической мерой является стимулирование и пропаганда предотвращения размножения владельческих животных и повышение культуры их содержания. Наряду с этим также вводятся меры по противодействию бесконтрольному выгуливанию владельческих собак (иногда и кошек), по их регистрации и идентификации (жетоны, татуировка, микрочипы).

В развитых странах на протяжении десятилетий сформировались системы контроля численности и содержания домашних животных, объединяющие муниципальные службы контроля и общественные организации.

«В США действуют законы о контроле за рождаемостью животных. В соответствии с ними владельцы собак обязаны либо стерилизовать их, либо приобрести специальное разрешение на содержание собаки в неизменном виде, а также разрешение на спаривание. Политика выдачи разрешений активно поддерживается организациями защитников животных, поскольку, как считается, является одним из главных способов предупреждения появления бродячих собак.» (журнал «Коммерсант-Власть» № 8 от 28.02.2005 г.).

Проблемы бездомных животных в России.

Бездомные собаки в Российских городах – это выброшенные домашние животные или их потомки, а большое количество бездомных собак является показателем падения ответственности владельцев и некомпетентности властей. Стаи бездомных собак обитают практически возле каждого дома, во всех парках, в промышленных зонах и даже на детских площадках, где их подкармливают пищевыми отходами любители животных. Численность бездомных собак составляет, по разным источникам, от 23 тысяч до 100 тысяч особей. Ежегодно до 30 тысяч человек в крупных городах, таких как Москва, страдают от укусов, тяжелых травм и увечий, наносимых собаками. 

В предлагаемой программе были учтены все существующие на сегодняшний день подходы к решению проблемы бездомных животных. Комплексная интеграция различных методик, позволяет предложить достаточно продуманный, допускающий детальный технический и экономический анализ, реально осуществимый план действий. Чёткое исполнение всех этапов плана приведёт к максимальному снижению численности бездомных животных в городе. По нашим оценкам, первичный эффект от программы начнёт проявляться через год после завершения активной фазы (стабилизация популяции и контроль распространения бешенства).

Максимальный результат наступит спустя 4-5-х лет (естественное вымирание популяции), что недостижимо ни при каких других подходах.

Программа разработана для определения целей, задач, направлений, приоритетов и конкретных мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории города Москвы при соблюдении гуманного отношения к животным и для сохранения баланса окружающей природной среды.

Лежащие в основе программы этические принципы и строгая научная обоснованность позволяют рассчитывать на её широкую социальную поддержку.

Реализация данной программы не только устранит такой признак крайнего неблагополучия города, как бездомные животные, но продемонстрирует, что Москва является современным городом, цивилизовано решающим самые сложные проблемы.

7 стр., 3468 слов

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ

... обилия подземных коммуникаций и многое другое. Так, в частности, рост численности городского населения, числа городов, концентрация различных источников загрязнения окружающей среды не только преобразует ... В холодильных камерах могут существовать и популяции домовой мыши. Присутствие специфических видов животных в подвалах зависит от наличия необходимых условий — темнота, высокая относительная ...

Цели и задачи проекта

    Цели проекта — обеспечение комплексного подхода к решению проблемы безнадзорности домашних животных в городе Москве, к созданию благоприятных условий для гармоничного сосуществования людей и животных на территории города Москвы.

    Задачи проекта:

    • Совершенствование муниципальной политики и правовой основы содержания домашних животных в городе, регулирования численности безнадзорных животных на территории города Москвы (Принятие и осуществление «Комплексной программы регулирования численности бездомных животных в г. Москве на 2016-2022гг.», разработка и внесение изменения в законы Московской области «Об охране окружающей среды», «Об ответственном обращении с животными» — приведение их в соответствие с ФЗ).
    • Сокращение численности безнадзорных животных с соблюдением принципов гуманности.
    • Организация в г.Москве Центра помощи животным / муниципального приюта (выделение из фонда муниципального имущества здания, подготовка инфраструктуры его жизнеобеспечения).
    • Организация системного отлова бездомных животных, их транспортировки и помещения в Центр помощи животным / муниципальный приют для дальнейшего содержания.
    • Оказание бездомным животным, поступающим в Центр помощи животным / муниципальный приют, ветеринарной помощи.
    • Стерилизация и вакцинация бездомных животных (на базе Центра помощи животным / муниципального приюта или в ветеринарных клиниках города).
    • Передача бездомных животных новым хозяевам.
    • Проведение информационно-просветительской работы среди населения, направленной на воспитание гуманного отношения к животным, на пропаганду необходимости проведения стерилизации домашних животных
    • Улучшение санитарно-эпидемиологического состояния в городе Москве.

    Сроки и этапы реализации проекта — 6 лет.

    1. Модель проекта

    Описание проекта:

    «Комплексная программа численности бездомных животных в г.Москве на 2016-2022гг.» сочетает в себе два основных, принятых в российской и мировой практике, метода регулирования численности безнадзорных животных:

    • Стратегия «Отлов — Приют – Стерилизация, вакцинация – Передача новым владельцам» (ОПСВП).

    Осуществляется безвозвратный отлов с последующим помещением животных в Центр помощи животным/Муниципальный приют — передержка в них животных в нормальных условиях под контролем Общества защиты животных – Стерилизация, вакцинация — Поиск старого или нового хозяина.

    Важнейшей профилактической мерой является стимулирование и пропаганда предотвращения размножения владельческих животных и повышение культуры содержания домашних животных. Данный метод широко применяется на Западе, в США, Канаде и в некоторых городах России.

    12 стр., 5970 слов

    Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

    ... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ...

    • Стратегия «Отлов – Стерилизация, вакцинация – Возврат в среду обитания» (ОСВВ).

    В предлагаемой Программе стратегия является дополнительной к стратегии ОПСВП и применяется ограниченно только по отношению к некоторым группам бездомных животных, обитающих на окраине города, на закрытой территории предприятий, в гаражных кооперативах и т. п., и не вызывающих своим присутствием серьезных проблем. Группы, в отношении которых применяется ОСВВ, должны иметь ответственных общественных опекунов, обеспечивающих наблюдение за животными и необходимую ветеринарную помощь. При этом необходимо обеспечить одновременную стерилизацию всех животных в группе, после чего можно ожидать постепенного снижения численности животных при соблюдении условия предотвращения поступления новых животных. При использовании данной стратегии будет достигнута естественная убыль животных.

    Стратегия ОСВВ применяется в некоторых городах США (как правило, в южных и части восточных и западных штатов), а также в отдельных населённых пунктах Великобритании, Канады, Австралии и ряда других стран.

    Для реализации гуманной системы регулирования численности безнадзорных животных, деятельность Проекта должна вестись по следующим основным направлениям:

    1. Разработка нормативных документов:
    • стандартов содержания животных;
    • методики мониторинга численности безнадзорных животных;
    • регламента отлова животных кинологами-ловцами;
    • регламента приема и выдачи животных из приюта;
    • приведение в соответствие с данной концепцией новых «Правил содержания собак и кошек на территории города Москвы», разработанных на современной нормативной базе с учётом защиты животных.

    1. Мониторинг численности и пространственной динамики городской популяции безнадзорных животных

    В настоящее время не проводятся систематические наблюдения за состоянием городской фауны, что препятствует созданию эффективной системы управления. Ввиду этого планируется разработка методики проведения мониторинга, на основании которой будет внедрена система постоянного наблюдения за численностью, средой обитания и территориальным размещением безнадзорных животных.

    Результаты постоянного мониторинга численности безнадзорных животных будут являться основанием для формирования наряд-заказа на отлов животных, а также основанием для разработки локальных мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных.

    Эти мероприятия предполагается осуществлять с привлечением волонтеров.

    1. Управление процессом регулирования численности безнадзорных животных

    Отлов безнадзорных животных:

    • все животные, не имеющиеся хозяина, подлежат размещению в Центре помощи животным/Муниципальный приют г.Москвы;
    • отлов будет организован на основании данных постоянного мониторинга численности, среды обитания и территориального размещения безнадзорных животных, а также при получении звонков от жителей города, сообщающих о месте нахождения беспризорных животных;
    • к отлову будут допускаться лица, обладающие навыками работы с животными, с теоретическими знаниями физиологии и зоопсихологии;
    • будут использоваться современные гуманные методы отлова животных. В каждом случае выбор средств отлова будет индивидуальным, исключающим травматизм животных и негативное психо-эмоциональное воздействие на окружающих;
    • вся информация о поступающих и выполненных заявках на отлов животных, о проведенных отловах и отловленных животных будет размещаться на сайте Цента помощи животным/Муниципального приюта.

    1. Стерилизация (проведение ветеринарных мероприятий, направленных на прекращение функции воспроизводства) и вакцинация

    Стерилизация — эффективная и гуманная альтернатива отстрелу, применяется для стабилизации численности популяции бездомных животных. В результате ее применения численность животных не уменьшается. Опыт развитых стран показывает, что при использовании метода массовой стерилизации за 5 лет бездомные животные практически исчезают с улиц города.

    Система работы по стерилизации безнадзорных животных будет проводиться в двух направлениях: путем размещения муниципального заказа на выполнение работ по стерилизации животных (Ветеринарная станция, частные ветеринарные клиники) и стерилизация в рамках соглашений, заключенных с Московской государственной академией ветеринарной медициной и биотехнологии имени К.И.Скрябина. Сотрудничество с учебными заведениями предотвратит существующую практику постановки опытов на здоровых животных, обеспечит подготовку квалифицированных специалистов и позволит решить проблему массовой стерилизации безнадзорных животных.

    В проекте предусматривается вакцинация животных, как превентивная мера, позволяющая организму животного заранее подготовиться к «встрече» с вредоносным микроорганизмом.

    1. Безболезненное умерщвление животных

    Эвтаназия животных проводится в исключительных случаях:

    • неизлечимого заболевании;
    • травмы, несовместимые с жизнью;
    • агрессивного поведения, которое не поддается коррекции.

    Решение о необходимости эвтаназии беспризорного животного принимает специальная комиссия в составе: ветеринарный врач, представителей ОЗЖ и, при наличии, опекун/волонтер.

    1. Организация работы приютов для содержания безнадзорных животных

    Выделение помещения из фонда муниципальной собственности для создания Центра помощи бездомным животным/Муниципального приюта и подготовка его инфраструктуры для размещения бездомных кошек и собак. Приют должен размещаться в городской черте, в транспортной доступности для посещения его волонтерами и жителями города, желающими взять животное из приюта.

    Центр помощи бездомным животным/Муниципальный приют содержится за счет бюджетных средств и пожертвований частных лиц и организаций различных форм собственности и других, не запрещенных законом поступлений.

    В приюте работает минимальный штат сотрудников, содержащийся за счет бюджета, часть работ по уходу за животными выполняют волонтеры, зоозащитники, студенты Московской государственной академией ветеринарной медициной и биотехнологии имени К.И.Скрябина при прохождении учебной практики.

    Приют должен осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами государственного ветеринарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и другими организациями. Помещения приютов должны соответствовать нормам технологического проектирования ветеринарных объектов, а условия содержания животных должны соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям.

    Основные принципы работы приютов для содержания безнадзорных животных:

    • гуманность;
    • соблюдение существующего законодательства: карантинирование животных, учет, стерилизация и вакцинация, полноценное питание, качественное ветеринарное и санитарное обслуживание животных;
    • «открытость» для общественной помощи и контроля деятельности

    Для повышения качества содержания животных в приютах к ним будут предъявляться следующие требования:

    • подготовка и переподготовка обслуживающего персонала на базе клубов служебного собаководства;
    • наличие в приютах современного медицинского оборудования;
    • внедрение в приютах для содержания безнадзорных животных передовых технологий и методов оказания ветеринарной помощи животным;
    • привлечение кинологов для выполнения работы по социализации отловленных животных;
    • общественный контроль условий содержания животных в приютах.

    1. Разработка системы учета безнадзорных животных в приютах

    Система учета включит в себя существующие и перспективные методы:

    • учет всех животных, поступающих в приюты;
    • учет всех этапов перемещения животного в приюте;
    • учет всех ветеринарных, санитарных и гигиенических мероприятий, проводимых в отношении каждого отдельно взятого животного;
    • создание электронной базы данных обо всех животных, поступающих в приюты;
    • размещение информации обо всех отловленных животных на сайте;
    • создание системы поиска потерявшихся животных и возврата их прежним владельцам.

    Все животные, поступающие в приют, регистрируются в электронной базе данных. Кроме этого, на каждое животное при поступлении в приют заводится карточка индивидуального учета. Вся информация о животном отражается как в электронной базе, так и в карточке индивидуального учета животного. С целью поиска новых или прежних хозяев данные о каждом животном размещаются на сайте, а также будут поступать в единую службу поиска потерявшихся животных.

    1. Работа с населением

    Установлено, что именно владельцы домашних животных являются основным поставщиком безнадзорных и бездомных животных на улицах города. Поэтому помимо общей информационной кампании среди владельцев животных необходимо широко пропагандировать обязательность регистрации домашних животных, а также необходимость их стерилизации с целью недопущения рождения нежелательного потомства, которое неизбежно будет подвергнуто жестокому обращению. Необходимо проработать механизм стимулирования стерилизации домашних животных, в том числе, возможность проведения бесплатной стерилизации животных, принадлежащих малоимущим владельцам (пенсионерам и инвалидам).

    Оказание поддержки малоимущим гражданам, с точки зрения эффективного использования бюджетных средств, более целесообразно, чем проведение стерилизации отловленных безнадзорных животных, так как для домашних животных потребуются средства только на проведение операции, а последующий уход обеспечит владелец животного.

    С целью улучшения санитарного состояния города необходимо пропагандировать среди владельцев при выгуливании животных проводить уборку продуктов жизнедеятельности их животного.

    1. Взаимодействие с общественными организациями

    Взаимодействие с общественными организациями будет осуществляться в рамках работы Общественного Совета, созданного при мэре города по вопросам содержания домашних животных, который решает следующие задачи:

    • совместная разработка основных принципов и направлений деятельности администрации города Москвы по вопросам регулирования численности безнадзорных животных;
    • совместная разработка правовых и нормативных документов по вопросам регулирования численности безнадзорных животных;
    • проведение проверок с привлечением общественных организаций;
    • проведение совместных акций и мероприятий, направленных на пропаганду гуманного отношения к животным.

    1. Проведение социальных программ
    • Информирование о проекте через местные СМИ, форумы, рекламу, презентационных мероприятий. Обсуждение проекта с участием городских и региональных органов власти и зоозащитных движений, заинтересованными лицами.
    • Реклама (рекламные щиты, плакаты, баннеры на улицах города, материалы в СМИ, ролики, направленные на повышение персональной ответственности за свое и бездомное животное, о необходимости стерилизации домашних животных, о льготной стерилизации малоимущим владельцам)
    • Волонтерство в приюте, спонсорская помощь бездомным животным — показатель морально-нравственного уровня общества. Освещение СМИ деятельности волонтерского и спонсорского движения в городе.
    • Социальная реклама с известными людьми города (общественные деятели, актеры, певцы, спортсмены), побуждающая брать животных из приютов, выставки детских рисунков «Бездомные животные глазами детей».

    Обоснование проекта

      4.1. Нормативно-правовые обоснования

      Сосуществование в одно и тоже время в одной стране, двух технологий сокращения численности бездомных животных, а именно практики непрерывного убийства и предлагаемой в данной Программе комплексного подхода к решению проблемы бездомных животных, поднимает целый ряд вопросов юридического характера. Действительно, необходимо чётко определить в каком отношении к существующему законодательству находятся оба подхода, на какие юридические коллизии необходимо обратить внимание, в чём их сущность и какие меры надлежит предпринять, чтобы восстановить законность.

      Комплексная программа ориентирована на полное решение проблемы бездомных животных за конечное время гуманными методами. Она детализирует все этапы, объясняет их необходимость и описывает ожидаемый эффект. Затраты на программу легко подсчитать. Она декларирует максимальную открытость и контролируемость.

      Таким образом, комплексная программа полностью отвечает букве и духу ряда законов Российской Федерации, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме бездомных животных:

      • Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (принят 12.03.1999 г., подписан 30.03.1999 г.) – комплексная программа создаёт наиболее благоприятную, абсолютно контролируемую санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе, она в корне пресекает возможность появления бешенства
      • Федеральный закон “Об охране окружающей среды” (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) – комплексная программа ликвидирует  популяцию бездомных животных в городе, тем самым, устраняя любые негативные формы её воздействия на окружающую среду
      • Федеральным законам “Об охране здоровья граждан” — комплексная программа устраняет любые формы воздействия бездомных животных на здоровье граждан. От передачи инфекционных заболеваний и укусов животных, до негативного психологического воздействия картин страдания бездомных животных на психику людей, в особенности детскую.
      • Федеральный закон “О животном мире” (принят ГД ФС РФ 22.03.1995) — комплексная программа предотвращает негативное воздействие популяции бездомных животных на дикую фауну пригородов

      Комплексная программа сокращения численности бездомных животных также отвечает европейским  нормам гуманности по отношению к животным (Европейская конвенция по защите домашних животных) и традиционным этическим ценностям русской культуры. Совершенно иначе обстоят дела с программой убийства бездомных животных. Основное её свойство – это доказанная неэффективность и бесконечность. Программа убийства бездомных животных, не давая никакого результата, игнорирует санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Более того, вызываемая программой активная миграция животных повышает риск появления случаев бешенства. Следовательно, реализация этой программы непосредственно угрожает эпидемиологическому благополучию населения. Программа убийства бездомных животных последовательно нарушает все федеральные законы, указанные выше. Она разрушает окружающую среду и животный мир, негативно влияет на экологию, а также наносит вред здоровью граждан — косвенно, через угрозу от сохраняемых бездомных животных и явно, как психологические травмы от наблюдения жестокого обращения с животными.

      Таким образом, сторонники убийства бездомных животных цинично и откровенно нарушают основные права граждан на благополучную среду обитания и своей открытой демонстративной жестокостью унижают достоинство граждан. В переводе на язык юриспруденции это означает нарушение фундаментальных прав и свобод, декларированных в конституции РФ:

      • Статья 21 Конституции РФ: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
      • Статья 42 Конституции РФ: Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
      • Статья 58 Конституции РФ: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

      Лица, которые пострадали от совершения указанных федеральных и конституционных преступлений, вправе требовать компенсации от государства:

      • Статья 53 Конституции РФ: Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

      4.2. Финансовое обоснование

      Финансовое обеспечение предлагаемого Проекта осуществляется за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.

      К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программ, могут относиться:

      • взносы учредителей и участников Программы;
      • регулярные и единовременные пожертвования от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также, от иностранных и международных фондов и общественных организаций;
      • благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
      • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение рекламных кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев);
      • труд добровольцев;
      • иные не запрещенные законом источники.

      Единовременные (начальные) расходы (создание питомника, медикаменты, закупка и монтаж вольеров, инвентарь, реклама на привлечение волонтеров и юридических лиц — спонсоров), обеспечивает городской бюджет на первый год существования проекта, а в дальнейшие 5 лет регулярные расходы будут обеспечиваться за счет накопленных взносов участников программы.

      Единовременные (начальные) расходы:

      Статья расходов

      Количество единиц расхода

      Цена за единицу расхода, руб.

      Общая стоимость, руб.

      Строительство ЦПБЖ

      1 здание

      12 988 000

      Закупка вольеров

      1000 мест

      5 000

      5 000 000

      Спальное место

      1000 мест

      500

      500 000

      Миски для еды и воды

      2000 штук

      100

      200 000

      ИТОГО:

      18 688 000

      Регулярные (ежемесячные расходы):

      Статья расходов

      Количество единиц расхода

      Цена за единицу расхода, руб.

      Общая стоимость, руб.

      Служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек

      Не нормировано

      50 000

      50 000

      Закупка корма

      1000 мешков

      400

      400 000

      Вакцинация от бешенства

      1000 ампул

      150

      150 000

      Средства для уборки помещений

      10 штук

      100

      1000

      Реклама

      Не нормировано

      100 000

      100 000

      ИТОГО:

      701 000

      Медицинский осмотр, лечение, стерилизация и вакцинация бездомных животных осуществляется за счет средств и работников Академии ветеринаров Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени им. К.И. Скрябина.

      4.3. Организационное обоснование

      Для успешного решения проблемы бездомных животных в г.Москве предусматривается создание региональных и муниципальных служб контроля численности и содержания городских животных, к функциям которых относится, исходя из складывающихся условий координация в масштабах города всю деятельность, связанную с домашними животными

      Создание Центра помощи животным / муниципального приюта для приема, содержания, лечения, вакцинации, стерилизации бездомных животных, передачи их новым владельцам:

      • Определение помещений из муниципальной собственности / аренда для создания Центра помощи животным / Муниципального приюта;
      • Подготовка инфраструктуры жизнеобеспечения Центра помощи животным / Муниципального приюта;
      • Организация функционирования Центра помощи животным / Муниципального приюта: отлов бездомных животных, помещение в Центр помощи животным / муниципальный приют, содержание и оказание ветеринарной помощи, стерилизация и вакцинация, передача новым владельцам;
      • Социальная реклама о финансовой поддержке Программы, призыва волонтеров на выполнение Программы.

      Создание аудита популяции бездомных и домашних животных в городе (определение численности животных и основных статистических закономерностей популяции).

      Для осуществления аудита предусматривается выбор ответственной  и компетентной организации, которая по заказу администрации города (бесплатно) -1 раз в год проводит соответствующие оценки численности бездомных животных для корректировки затрат на выполнение мероприятий Программы на год.

      Формирование общественного мнения к проведению комплексной Программы по сокращению численности бездомных животных.

      Предусматривается разъяснение в средствах массовой информации сущности Программы и её целей, организация социальной рекламы, призывающей граждан содействовать проведению Программы и стерилизации домашних животных

      Ожидаемые последствия от реализации проекта

        В современном российском обществе с каждым годом растет движение защитников бездомных животных, причем среди них множество тех, кто не только словом, но и делом готов содействовать гуманному решению проблемы бездомных животных в России.

        По опросу россиян Фондом «Общественное мнение» по теме их отношения к домашним животным, к бездомным животным и к проблеме защиты животных (100 населенных пунктов из 44 областей, краев и республик России, 1500 респондентов) выявлено, что в целом, россияне относятся к животным хорошо и осознают необходимость защиты животных. Так, на важность защиты животных указало 77% респондентов. Только 14% считают, что это не важная проблема и 9% затруднились сформулировать своё мнение по данному вопросу. 70% россиян призналось в любви к животным.

        В России становится традицией организовывать акции, посвященные Всемирному дню защиты, на которых собираются тысячи  подписей с требованием прекратить массовые убийства бездомных животных на улицах городов и других населенных пунктов, построить приюты, ввести стерилизацию.

        За решение проблемы бездомных животных гуманным способом выступает Православная Церковь. Прогрессивная интеллигенция России также занимает активную позицию: так в феврале 2011года более 60 известных артистов, музыкантов, журналистов и писателей подписали письмо мэру Москвы Сергею Собянину, посвященное проблеме гуманного обращения с бездомными животными. Они просят не допустить принятия постановления, которое предполагает массовую отправку бездомных животных за пределы города, вместо стерилизации и содержания в приютах. Они также предлагают рассмотреть вопрос о передаче этой отрасли в ведение столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, то есть по непосредственному профилю, так как «это даст возможность решать проблемы городских животных цивилизованным образом и снимет с их живых душ ярлык «биологического мусора».

        23 марта 2011 года законопроект «Об ответственном обращении с животными», принят Госдумой РФ в первом чтении. Основными задачами законопроекта являются установление общих и специальных требований при обращении с животными, защита животных от жестокого обращения, обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан. Он регулирует отношения по обращению с животными-компаньонами, служебными животными и животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях.

        Законопроект определяет, что основным принципом правового регулирования в области обращения с животными является отношение к ним «как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль». Вводится запрет на усыпление и любое другое уничтожение бездомных собак муниципальными службами, предлагается помещение бездомных животных в приютах и стерилизация, как основной метод регулирования их численности.

        Документ вводит запрет пропаганды жестокого обращения с животными во всех средствах массовой информации и запрещает любые формы такой агитации и пропаганды. При обращении с животными не допускаются их истязание, нанесение побоев, увечий, травм, а также жестокое умерщвление животных, натравливание их на человека или на других животных, другие действия, противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными.

        5.1. Ожидаемые позитивные последствия

        Таким образом, можно однозначно утверждать, что предложение гуманной, научно — обоснованной комплексной программы сокращения численности бездомных животных, будет приветствоваться общественным мнением. Обязательным условием продвижения программы, является разъяснение её основных принципов широким слоям населения. Это легко осуществляется стандартными средствами массовых коммуникаций: статьи в газетах, телевидение, социальная реклама и т. д. Убедительность и очевидность основных положений программы, подчёркнутая грамотной подачей в СМИ, позволит добиться того, что подавляющее большинство граждан, в том числе и тех, кто не воспринимает идей защиты животных, одобрит и поддержит программу.

        В целом, исходя из того, что общественное мнение в России явно исповедует концепцию гуманного отношения к животным и Россия является демократическим государством, где власти должны руководствоваться мнением большинства, можно утверждать, что вопрос о реализации гуманной программы контроля популяции – это лишь вопрос времени. Тем более удивительным является тот факт, что во многих городах России власти настойчиво игнорируют требования общественного мнения в отношении проблемы бездомных животных. Они опираются на взгляды упомянутого выше небольшого процента населения – сторонников убийства животных. Исходя из здравого смысла — эта часть населения представляют собой весьма сомнительный электорат. По косвенным сведениям, для него характерны непропорционально высокий процент людей с низким социальным статусом и недостатком образования.

        Решение проблемы санитарно-экологического благополучия г. Москвы, связанной с совместным проживанием на ней людей и животных, остается в числе главных приоритетов как в деятельности законодательной и исполнительной власти, так и в центре внимания всего городского населения в целом.

        Опираясь на опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» в 2014г. по теме отношения к домашним животным, к бездомным животным и к проблеме защиты животных, можно однозначно утверждать, что предложение гуманной, научно обоснованной комплексной Программы сокращения численности бездомных животных, будет приветствоваться общественным мнением.

        Опросом было охвачено 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства было взято у 1500 респондентов. Статистическая погрешность полученных данных не превышает 3,6%.

               Лишь около 2% процентов от всех опрошенных респондентов активно поддерживают идею уничтожения бездомных животных, полагая её единственным способом решения проблемы. По косвенным данным, данной группе присущи маргинальные черты: низкий социальный статус и уровень жизни, плохое образование, криминальное прошлое.

              Очевидно, что в цивилизованном и демократическом государстве, необходимо явно ограничивать такие группы в реализации их жизненных ценностей.

               На важность защиты животных указало 77% респондентов. Только 14% считают, что это не важная проблема и 9% затруднились сформулировать своё мнение по данному вопросу.

               70% россиян призналось в любви к собакам. Только 8% респондентов заявили, что собак не любят. Остальные 22% не сумели сформулировать своего отношения к собакам.

               Таким образом, можно однозначно утверждать, что предложение гуманной, научно обоснованной комплексной Программы сокращения численности бездомных животных, будет приветствоваться общественным мнением.

        5.2. Ожидаемые риски и превентивные мероприятия по их недопущению

        Эффективность затрат на предлагаемую Программу заключается не только в ее нравственном аспекте (бездомные животные не уничтожаются/усыпляются, как происходит в настоящее время в г. Москве, а после передержки, стерилизации и вакцинации обретают хозяев), а в реальном уменьшении количества бездомных животных на улицах города (стерилизация останавливает процесс воспроизводства невостребованного населением потомства, а существующее на данный момент истребление не решает поставленной задачи), что необратимо приводит к уменьшению затрат в будущем и окупаемости некоторого увеличения затрат в начальном периоде реализации Программы.

        Дальнейшее появление на улицах города потерявшихся или брошенных хозяевами животных неизбежно (несовершенство современного общества), но их количество при выполнении мероприятий предлагаемой Программы должно неуклонно пойти вниз и прийти в равновесие с количеством востребованных обществом животных, забираемых из приюта новыми владельцами, желающими иметь домашних животных.

        Предполагается, что критиками Проекта могут стать должностные лица, связанные со службой отлова и убийства безнадзорных животных. По-видимому, отдельную группу составят те чиновники, которые, признавая потенциал Проекта, будут сетовать на нехватку средств на её осуществление. Однако Проект декларирует экономию бюджетных средств, выделяемых на решение проблемы бездомных животных. В течение 6 лет выполнения предлагаемых мероприятий.

        1. Управление проектом

        План реализации мероприятий Программы предусматривает совместное участие в решении проблемы органов регионального и городского уровней. Действующее федеральное законодательство ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вопросы санитарного состояния населенных пунктов (в т. ч. и регулирования численности животных в целях защиты населения) относит решение проблемы бездомных животных к полномочиям органов власти субъекта РФ (Министерство природопользования и экологии Московской области).

        Законопроект РФ «Об ответственном обращении с животными» предусматривает, что «в мероприятиях по исполнению требований настоящего Федерального закона участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправленияв пределах своей компетенции, с привлечением физических лиц и юридических лиц, обладающих специальными знаниями».

        Сегодня в г.Москве вопросами регулирования численности животных занимаются структуры жилищно-коммунального хозяйства, отсюда вытекает и отношение к живым существам,  как к бытовому мусору. Следовательно, в силу своей специфики они неспособны грамотно решать возложенные на них задачи сохранения баланса окружающего мира.  В цивилизованном  мире отловами бездомных животных  и приютами для собаки кошек занимаются люди, относящиеся к сфере экологии и животного мира. Решением проблемы сокращения численности бездомных животных, должны заниматься государственные структуры природопользования иохраны окружающей среды(экологии).

        Для успешной реализации мероприятий Программы необходимо введение в структуры региональной и муниципальной власти отделов/специалистов по городской фауне (по надзору за домашними животными).

        Перечень основных этапов реализации проекта, их стоимости и перечень исполнителей приведены в Таблице.

        № п/п

        Наименование мероприятия

        Срок реализации

        Исполнители

        Сумма расходов

        1

        Мониторинг численности популяции бездомных животных

        3 месяца

        Волонтеры, студенты МГАВМиБ

        бесплатно

        2

        Организация работы приютов, разработка системы учета бездомных животных в приютах

        1 год

        18 688 000

        3

        Работа с населением

        5 лет

        Волонтеры, студенты МГАВМиБ

        бесплатно

        4

        Взаимодействие со СМИ

        5 лет

        6 000 000

        5

        Отлов бездомных животных

        4,5 года

        Служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек

        2 700 000

        6

        Стерилизация и вакцинация бездомных животных

        4,5

        Студенты МГАВМиБ

        бесплатно

        7

        Передача бездомных животных новым хозяевам

        4 года

        Волонтеры, сотрудники приюта

        бесплатно

        Список использованных источников и литературы

        1. Е. Е. Ильинский. Оптимальная стратегическая программа по решению проблемы бездомных животных в России / Москва 2005 
        2. Издание Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы. Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) / 23.03.2006
        3. Сборник документов и материалов организации АНО «Благотворительное общество опеки бездомных животных» / Москва 2010
        4. В. А. Рыбалко Обзор мирового опыта в решении проблемы бездомных животных // «Ветеринарная патология». / 2006
        5. Г. Б. Пояганов. Экологические, экономические и биоэтические проблемы регулирования численности безнадзорных животных в мегаполисах // «Ветеринарная патология». / 2006. 
        6. В. А. Рахманов. Проблема бродячих собак в городах // «Ветеринарная патология». / 2002.
        7. Московская автономная некоммерческая организация «ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ЗООЗАЩИТЫ»: Всемирная декларация благосостояния животных Исполнительного комитета ВОЗЖ / 2011г
        8. http://www.saveanimals.ru/node/114
        9. http://www.animalsprotectiontribune.ru/

        19