Выявленые противоречия между:

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава I. Проектная деятельность в образовании. Понятие, история метода проектов. Классификация проектов……………………………………………………7

1.1 История метода проектов…………………………………………………………..7

1.2 Понятие «Метод проектов»………………………………………………………..8

1.3. Классификация проектов ………………………………………………………..12

Выводы по I главе: ……………………………………………………………………15

Глава II Использование проектной деятельности в процессе обучения биологии в профильных классах. …………………………………………………………………16

2.1 Основные требования к использованию метода проектов. Этапы выполнения проекта. ……………………………………………………………………………………..16

2.2. Паспорт проекта по биологии …………………………………………………..24

Вывод по II главе: …………………………………………………………………….26

Заключение ……………………………………………………………………………28

Библиографический список ………………………………………………………….30

Введение

Актуальность исследования обусловлена изменившимися требованиями к системе общего образования. Школьники к моменту окончания образовательного учреждения должны не только владеть знаниями, утвержденными Государственным стандартом, но и быть способными к активной, самостоятельной деятельности, уметь решать проблемы с позиции собственного «Я», прогнозировать последствия своей деятельности, сотрудничать с другими, наращивать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и культурно-исторических условиях. В связи с этим одной из приоритетных задач развития современного образовательного процесса является обучение и воспитание активной личности, способной к продуктивным решениям. В российском образовании актуальной стала проблема включения в образовательный процесс технологии проектной деятельности учащихся, обеспечивающей проявление и развитие творчества школьников.

В условиях постоянных динамических изменений социума отмечается тенденция не только к возрастанию важности усвоения подрастающим поколением определенного объема знаний по учебным предметам, но и к приобретению им умений и навыков работы с разнообразной учебной и дополнительной информацией, поступающей из различных источников. Таким образом, образование играет определяющую роль в жизни человека, поскольку является одним из наиболее важных способов ретрансляции общественно-исторического знания. В процессе обучения человек приобретает разнообразные знания, умения и навыки, он также должен получить возможность самореализации, т.е. проявить свои творческие способности. Следовательно, назначение образования состоит, прежде всего, в том, чтобы каждый обучающийся, окончивший школу, смог ориентироваться в окружающем мире и реализовать свой творческий потенциал.

7 стр., 3470 слов

Филология: слово – практическая деятельность – знание – область ...

... смыслом, как это делает философия, а смыс­лом, живущим внутри слова и одушевляющим слово. Филология есть искусство понимать сказанное и написанное. Поэтому в область ее непосредственных занятий входят язык и литература. ...

Данное обстоятельство диктует необходимость поиска новых образовательных технологий, способствующих управлению развитием и саморазвитием творческого потенциала учащихся, а также повышенному вниманию к становлению школьников как творческих личностей в период обучения в школе на наиболее интенсивном этапе накопления различных знаний, умений и навыков развития интереса к познавательной деятельности. В связи с этим явственно проявилась проблема необходимости организации активной познавательной деятельности учащихся, способствующей накоплению их творческого опыта. В качестве адекватного средства развития творческого потенциала учащихся и их познавательной активности может рассматриваться применение в образовательном процессе проектной деятельности. Приоритетной в ней является именно познавательная активность учащихся, которая позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Данная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они реализуют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Выявленые противоречия между:

  • необходимостью повышения познавательной активности и развития творческого потенциала учащихся, обеспечивающих их способность гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и активно взаимодействовать в социуме, и неумением современных школьников самостоятельно приобретать знания и реализовать свои творческие способности;
  • потребностью учащихся, особенно старшеклассников, в активных формах обучения, позволяющих им самореализоваться и проявить свою самостоятельность и активность при решении проблемных задач, и преобладанием в образовательном процессе пассивных методов обучения;
  • направленностью общего образования на развитие творческих способностей учащихся, их самореализацию как творческих личностей, и неразработанностью механизмов реализации данной цели и отсутствием методических рекомендаций к решению поставленных задач;
  • совокупностью накопленных знаний по использованию проектной технологии в образовательном процессе и недостаточной разработанностью методических условий применения проектно-исследовательской деятельности учащихся как одной из возможных форм развития творческого потенциала учащихся.

Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в необходимости научного обоснования и разработки методических условий развития творческого потенциала учащихся с помощью использования проектной деятельности, обеспечивающих преобразование образовательного процесса, формирования у школьников стимулов к самовыражению и самореализации творческих способностей.

8 стр., 3965 слов

Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития

... по овладению навыком чтения. II. Концепция проекта. 1. Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности Термин "чтение" употребляется в разных ... М.В. и др. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития) ~ наблюдения за учащимися; ~ замеры (для определения скорости и качества чтения); ... комиссией. 7 человек из 11 не усвоили знания и умения в объёме требований программы 1 ...

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «использование проектной деятельности в процессе обучения биологии в профильных классах». Исходя из этого, объектом исследования является проектная деятельность в процессе обучения, предмет исследования – использование проектной деятельности в процессе обучения биологии в профильных классах

Цель исследования: Показать возможности использования проектной деятельности в процессе обучения биологии в профильных классах, для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать литературные источники;

2) Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя.

3) ознакомиться с существующей классификацией учебных проектов;

4) создать паспорт учебного проекта;

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в учебной деятельности.

Методы исследования: для написания работы были использованы учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов, а также исследовательские работы.

Гипотеза: если учитель будет использовать проектную деятельность в обучении биологии, то это может способствовать повышению эффективности обучения детей в профильных классах.

Глава I. Проектная деятельность в образовании. Понятие, история метода проектов. Классификация проектов

1.1 История метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

12 стр., 5879 слов

ГЛАВА 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

... процессов или их изображений /иллюстрация, демонстрация, наблюдение/; в) методы практической деятельности /упражнения, практическая деятельность, самостоятельная познавательная и трудовая деятельность/. Методы обучения применяются в неразрывном единстве, поскольку они взаимно дополняют друг ...

1.2 Понятие «Метод проектов»

По определению проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект — замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;

самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

1 стр., 463 слов

Проект. Юные инженеры

... расчет показателей по результатам взаимодействия с целевой аудиторией Информационное освещение деятельности проекта В сети интернет На телевидении В печатных изданиях На мероприятиях, ... Смета расходов Статья расходов Стоимость единицы, руб. Количество единиц Всего Ресурсы проекта Управленческие ресурсы Участники команды, кураторы; Межвузовская сотрудничество. Административные ресурсы Администрация ...

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз­вития креативности и одновременно формирования определенных личност­ных качеств.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо­культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюиутверждающим следующее: Детство ребенка — не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить­ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре­бенка.

Основной задачейобучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить ипонимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс­шие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро­ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз­решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само­стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... nbsp;      Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития          Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель­ность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Ме­тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри­вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех­нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи­ческий результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

  • монопредметным- выполняется на материале конкретного предмета;
  • межпредметным интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
  • надпредметным(например, «Мой новый компьютер» и т.д.) — выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

1.3. Классификация проектов

Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:

Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки студентов определенного этапа обучения.

Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например: в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.п.

10 стр., 4939 слов

Организация исследовательской работы учащихся в 11 классе

... биологии; 2) определение роли и места исследовательской работы в процессе обучения и воспитания учащихся; 3) разработка исследовательского проекта с биологическим содержанием в рамках данной темы; ... межпредметным исследованиями. Они заключаются в следующем: 1) Они помогают преодолеть фрагментарность знаний учащихся, формируют общеучебные умения и навыки. 2) Помогают преодолеть узость мыслительной ...

Ролево-игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролевая игровая.

Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их определенной частью, модулем.

Практико-ориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данном учебном заведении, проект здания колледжа с зимним садом и т.п.

Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работы должна выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.

По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат выделяет:

Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Например, при изучении иностранного языка наиболее сложными являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний и из других областей. Преподаватель должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут обучающиеся в результате выполнения этого проекта, наметить поурочный план работы над проектом: логика выполнения проекта, роли в группе, форма презентации. Хотя стоит оговориться, что форму презентации обучающиеся могут выбрать и сами. Часто времени на уроке не достаточно для работы над проектом, поэтому его выполнение можно перенести частично на внеурочное время.

Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объемные, продолжительные, входящие в учебный план. Например, проекты на тему «Борьба с подростковой преступностью в нашем обществе» или «История и современность нашей страны» и т.п. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.

По характеру координации могут быть:

24 стр., 11691 слов

Формирование знаний и умений учащихся пятого класса

... служитформирование знаний и умений учащихся через применение синонимов при обогащении английского вокабуляра в рамках коммуникативного подхода. Объектом исследования нашей работы выступает коммуникативный подход ... нами комплекса упражнений и учебных игр способствует формированию знаний и умений учащихся. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и ...

проекты с открытой, явной координацией(здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае не-обходимости отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта).

Выводы по I главе:

В первой главе мы выяснили что, основателем технологии метода проектов является американский философ и педагог Дж. Дьюи, а также его ученик В. Х. Килпатриком. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С. Т. Шацкого. В 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Рассмотрели понятие метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей. Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, информационные проекты, практико-ориентировочные проекты. По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат выделяет: монопроекты и межпредметные проекты. По характеру координации могут быть: проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией.

Глава II Использование проектной деятельности в процессе обучения биологии в профильных классах

2.1 Основные требования к использованию метода проектов. Этапы выполнения проекта.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Реализация учебного проекта во многом зависит от выполнения ряда требований к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической про­блемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, рас­крывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, и т.д.);
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной про­блемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, со­вместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);
  3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
  6. Структурирование содержательной части проекта(с указанием поэтапных результатов);
  7. Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

4 стр., 1857 слов

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью

... нарушителям; поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы учащихся; организация свободного времени студентов и учащихся, содействие разностороннему развитию личности каждого члена коллектива; ... профессионального уровня, выпускнику лицея необходимо обладать многими дополнительными знаниями, умениями, навыками и установками, которые позволили бы ему обеспечить конкурентоспособность ...

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле­дования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круг­лого стола», статистических методов, творческих отчетов, про­смотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов.Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабаты­вать данные, не владея определенными методами различных видов творче­ской деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие ус­пешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и тех­нологией самого проектного метода.

Основные этапы выполнения проекта

Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильной организации совместных усилий участников проекта на каждом этапе работы:

1.Этап планирования:

а) определение проблемы, темы проекта, формулировка цели и задач, определение методов (информационный, исследовательский, творческий).

Выявление проблемы проекта важное условие, так как проблемный подход является первым и основным условием для развития критического и творческого мышления обучающихся;

б) определение продолжительность проекта, числа участников;

в) определение вида оформления результатов проекта. Формы реализации проекта могут быть различные: печатная работа, доклад, стенгазета, плакат, мультимедиапрезентация, творческий отчет и другие;

г) разработка критериев оценки успешности проекта. Сначала оценка за проектную работу выставляется группе в целом, а затем на нее основе выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе;

д) выдача заданий. При необходимости оказание помощи обучающимся в планировании, распределении заданий, обсуждении общих результатов.

2. Подготовка и исполнение проекта

Сначала формируются группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Предлагается тема проекта, идея определяется проблема и обсуждается студентами.

Далее распределяются обязанности, при этом учитываются склонности обучающихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

Работая над проектом, школьники составляют план работы над проектом, собирают информацию из различных источников, интернет ресурсов, делают фото. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.).

Но прежде чем приступить к реализации проекта обучающийся должен овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Работа над проектами требует личного участия, стимулирует обучающихся к самостоятельному изучению и просмотру материалов, вырабатывает умение выбирать наиболее ценную информацию, составлять план и письменно раскрывать тему по пунктам, составлять устную презентацию проекта. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

3. Презентация проекта.

Презентация проекта проводится в устной форме. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам и защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Классы могут соревноваться друг с другом.

4. Обсуждение и оценка проекта

Участники проекта отвечают на вопросы обучающихся.

Оценка проектной работы — очень непростое дело. Способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления отметки за работу на уроке. Не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию, так как оценивать проект только на основе лингвистической правильности будет не совсем точно. Лучше всего эти ошибки пометить на отдельном листочке и затем проанализировать их отдельно. Все же отметку следует выставлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации.

2.2 Роль участников в выполнении проекта. Оценка выполненного проекта.

Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож­но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь­ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

— искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль­тернативы;

— осуществлять и аргументировать выбор;

— предусмотреть последствия выбора;

— действовать самостоятельно (без подсказки);

— сравнивать полученное с требуемым;

— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про­ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ­ника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс приме­нения имеющихся знаний.

Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это — неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно­сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ­ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за­щиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея­тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель­ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач­но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю­щего мира и себя в этом мире.

Оценка выполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И., на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко­торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре­зультата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова­ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст­венной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто оста­ется вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам про­ект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата — это сам проект. Причем оце­нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь­зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго­гом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 — 100 баллов — «5»;

70 — 85 баллов — «4»;

50 — 70 баллов — «3»;

менее 50 баллов — «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повто­рить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопус­тимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необхо­димо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования про­водить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать дру­гие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элемен­тами самостоятельного познания и получения информации

Формируемые умения и навыки в ходе выполнения проектов

В ходе работы над проектами у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

  • умение извлекать информацию из большого числа альтернативных источников;
  • навык самостоятельного поиска и обработки информации;
  • умение пользоваться компьютерной сетью Интернет;
  • умение систематизировать и адаптировать полученные данные;
  • умение извлекать необходимую информацию из иноязычных источников;
  • умение обрабатывать информацию и создавать на её основе компьютерную презентацию;
  • умение работать в команде.
  • практические навыки во всех видах речевой деятельности чтении, аудировании, говорении;
  • умение анализировать полученные данные и делать выводы.

2.2. Паспорт проекта по биологии

Тема: Составление паспорта здоровья школы.

Введение

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В. Сухомлинский

Проект учитывает своеобразие и контингент учащихся школы, условий, возможностей и перспектив работы по данной проблеме.

Создание «Паспорта здоровья школы» нам необходимо для прослеживания уровня заболеваемости учащихся школы за период с 2010 по 2014 года. Он составляется для создания оптимальных условий обучения детей с учетом их физиологических, психологических возможностей. Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоровыми, не имели вредных привычек: не курили, не стали алкоголиками, токсикоманами и наркоманами, не страдали от венерических болезней, ВИЧ-инфекции и т.д.

Сегодня школы играют все большую роль в формировании здорового образа жизни, сохранении здоровья детей. Медико–социальные исследования показывают, что жалобы детей подросткового возраста остаются недооцененными даже их родителями.

Приходится с горечью констатировать, что за последние тридцать лет здоровье школьников вообще достоверно ухудшилось. Численность здоровых детей в первом классе снизилась. Особенно увеличилась частота хронических заболеваний органов пищеварения, нервной и иммунной систем. Потребность в ведении здорового образа жизни у школьников не развита, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Состояние здоровья детей вызывает тревогу. По данным специалистов около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Проект направлен на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни.

Цель работы:

1. Проследить динамику заболеваемости учащихся школы

2. Оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье учащихся

Задачи

1. Изучить литературу по теме

2. Проследить за уровнем заболеваемости школьников с 2010 по 2014 года

3. Выявить количество учащихся имеющих заболевания опорно-двигательной системы, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, невропатологические заболевания, заболевания органов зрения

Объекты и методы исследования Объектами исследования являются ученики 1-4, 5-8,9-11 классов. Метод – анкетирование. Изучение медицинских карт учащихся МБОУ СОШ г. Кемерово № 45

Вывод по II главе:

Во II главе мы рассмотрели основные требования к использованию метода проектов. Этапы выполнения проекта. Основные этапы работы над проектом — это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.

Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы — разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате. Проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. Презентация — это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели — наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы.

Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов.

В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому нужно быть готовым. Ответ лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).

Учитель в ходе проектирования выполняет роль незави­симого консультанта. Учащиеся выступают активными участ­никами процесса. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. В ходе работы над проектами у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

  • умение извлекать информацию из большого числа альтернативных источников;
  • навык самостоятельного поиска и обработки информации;
  • умение пользоваться компьютерной сетью Интернет;
  • умение систематизировать и адаптировать полученные данные;
  • умение извлекать необходимую информацию из иноязычных источников;
  • умение обрабатывать информацию и создавать на её основе компьютерную презентацию;
  • умение работать в команде.
  • практические навыки во всех видах речевой деятельности чтении, аудировании, говорении;
  • умение анализировать полученные данные и делать выводы.

Проектирование как метод должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Заключение

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В ходе работы была выполнена сле­дующая цель: Показать возможности использования проектной деятельности в процессе обучения биологии в профильных классах

Для того чтобы достигнуть поставленную цель был рассмотрен метод проектов и основные требования к использованию метода проектов (наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; определение конечных целей проектов; определение базовых знаний, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.) Этапы выполнения проекта (Основные этапы работы над проектом — это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия).

Рассмотрены роли участников создания проекта.Учитель в ходе проектирования выполняет роль незави­симого консультанта. Учащиеся выступают активными участ­никами процесса. Создан паспорт проекта. Гипотеза: если учитель будет использовать проектную деятельность в обучении биологии, то это может способствовать повышению эффективности обучения детей в профильных классах подтвердилась, проектирование как метод должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.

Библиографический список

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Волгоград: Учитель. — 2007.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Личный еженедельник первоклассника. Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс – 2010.
  3. Вопросы психологии. – 1997. – №6, – С. 48-57
  4. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение. — 2010.
  5. Госпозникова М.К. Проектная деятельность учащихся. Начальная школа. Волгоград: Учитель. — 2009.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. — 1996.
  7. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога
  8. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных
  9. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.
  10. возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.
  11. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  12. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр «Школьная книга», 2006.
  13. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.
  14. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе. — Волгоград: Учитель. – 2009.

30