1.СОСТОВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ЕЕ ВИДЫ 4

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

1.СОСТОВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ЕЕ ВИДЫ 4

2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕЧКОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Для обобщенной характеристики труда учителя физической культуры очень часто используются такие термины, как «профессионализм», «мастерство», «квалификация», «профессиональные способности». Все они укладываются в понятие: «профессиональная (педагогическая) компетентность» преподавателя. В статье для спортивного журнала «Теория и практика физической культуры» кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Быстрицкая объясняет понятие профессиональной компетентности преподавателя как владение преподавателем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности преподавателя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Считается, что компетентность преподавателя не может ограничиваться узкопрофессиональным аспектом. От него требуется способность к синтезу и осмыслению социальных, гуманитарных, нравственных аспектов специальных дисциплин, взаимодействия социокультурного и профессионального в развитии личности.

К настоящему времени уже определены недостатки в системе повышения квалификации, которые сдерживают развитие личности педагога по физической культуре:

– формальность обучения, не имеющего в своем содержании опережающего характера;

– ограниченное применение образовательных технологий современного уровня;

– построение обучения по образцу;

– недостаточное использование вариативных форм передачи знаний;

– высокий процент занятий, способы и методика организации и реализации которых, их тематика и глубина содержания не всегда увязаны с уровнем актуальных, профессиональных и личностных качеств педагога[7].

Понятие профессиональной компетенции педагога сформулировали такие ученые, как А.К. Маркова, Э.М. Никитин, Р.А. Рогожникова, В.А. Сластенин [5] и др. В определениях профессиональной компетенции, данных разными учеными, акценты расставлены по-разному: в одних акцент делается на деятельности учителя: владении знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, в других — на его личностных качествах. Поэтому считатется, что в области физической культуры профессиональная компетентность — это интегративное качество преподавателя, включающее владение им профессиональными знаниями и умениями, способность применять профессиональные знания в своей образовательной практике, а также его профессиональную позицию. При исследовании вышеуказанной проблемы следует определить уникальность профессиональной компетенции специалиста по ФК в ряду других педагогических профессий в объективной части (в части профессиональных умений) и в субъективной части (в части индивидуальных стилей тех видов деятельности, которые студенты спортивно-педагогических факультетов осуществляют в рамках высшего профильного образования).

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... они требуют решения. Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформациям личности, снижающим продуктивность ... образовательного процесса так значимы личностные качества преподавателя, которые не могут быть подменены авторитетом ... навыков работы и повышения своей информационной культуры. 9. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, ...

Состовляющие компетентности, ее виды

Рассмотрением видов профессионально-педагогической компетенции занимались разные ученые, среди них А.А. Деркач, И.Я. Лернер, А.К. Маркова [1, 4, 5] и др.

Так, А. А. Деркач [1] отмечает, что виды профессиональной компетентности педагога — это стороны его профессионализма.

Первая сторона профессионализма педагога — компетентность в педагогической деятельности — включает в себя:

1. Знания о сущности труда учителя, о психологических и возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.

2. Педагогические умения:

— умение анализировать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи;

— умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал;

— умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др., состояние обученности и воспитанности), прогнозировать их «зону ближайшего развития»;

— умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся;

— инновационные умения как поиск новых педагогических задач, способов (технологий);

— умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и пр.;

— профессионально-педагогическая направленность (предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор и др.);

— профессионально важные качества личности;

— педагогическая эрудиция и осведомленность;

— педагогическое мышление (способность к анализу педагогических ситуаций и принятию решения с учетом особенностей учащихся);

— педагогическая интуиция (быстрое принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа);

— педагогическая импровизация (нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение);

— педагогическая наблюдательность, зоркость (понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);

24 стр., 11691 слов

Формирование знаний и умений учащихся пятого класса

... формированию знаний и умений учащихся. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач : 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической ...

— педагогический оптимизм (подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности);

— педагогическое прогнозирование (умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).

Вторая сторона профессионализма педагога — компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) — содержит:

1. Знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике.

2. Педагогические умения: умение ставить широкий спектр задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественно использовать организующие воздействия по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общении; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.

3. Профессионально-педагогические позиции: гуманист, «психотерапевт», актер, участник и субъект педагогического сотрудничества.

4. Профессионально важные качества личности:

— педагогическая эмпатия, сопереживание;

— педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения);

— педагогическая чувствительность;

— эмоциональная саморегуляция и др.

Третья сторона профессионализма педагога — личностно-индивидуальная компетентность, которую образуют:

1. Знания о психологии личности.

2. Педагогические умения:

— умение изучать и развивать личность учащихся;

— умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога;

— умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать, хронометрировать процесс своего труда;

— умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.;

— профессиональные и педагогические позиции:

самодиагностика, осознанная индивидуальность.

3. Профессионально важные качества:

— целеполагание (способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся, строить планы собственного профессионального развития);

— педагогическая рефлексия (обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание);

— педагогические способности понимать другого человека и воздействовать на него.

А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности:

— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— социальная компетентность — владение умением вести совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также нести социальную ответственность за результаты своего труда;

3 стр., 1016 слов

Психологические основы профессиональной компетентности

... психолога- профессиональная компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога ...

— личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

— индивидуальная компетентность — владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

Как несложно заметить, в каждом из видов профессиональной компетенции указанные две стороны (объективная и субъективная) присутствуют в равной мере.

Так, для того чтобы доказать, что объективная сторона профессиональной компетенции специалиста по ФК, в частности профессиональные умения, имеют особую структуру и состав, было проведено констатирующее исследование.

В эксперименте при помощи методики Л.Н. Захаровой [2] была выявлена структура коммуникативных умений следующих групп:

•Речевые коммуникативные умения.

•Логико-информационные коммуникативные умения.

•Социально-психологические коммуникативные умения.

Относительно речевых коммуникативных умений анализ результатов тестирования выявил у преподавателей ФК высокий уровень развития умений организовывать речь; владеть акцентологическими нормами; приспосабливать качества речевого голоса к коммуникативным условиям; владеть оценочным отношением к слову; умение пользоваться терминологически правильной и точной научной речью [5].

Во многих же других исследованиях в ряду типичных затруднений педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта отмечается неумение применять новые теоретические знания при решении практических задач. Причина этих затруднений связана с тем, что логика практической ситуации не повторяет логическую структуру научного знания. По данным исследований, ситуацию применения теоретических знаний при решении профессиональных задач характеризуют неполное или неточное воспроизведение психолого-педагогических знаний; неумение анализировать практическую ситуацию, используя аппарат психолого-педагогических наук; затруднения в практическом приложении теоретических знаний.

Кроме того, необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов сферы «физическая культура и спорт» вызвана:

– необходимостью поддерживания квалификационного и интеллектуального уровня специалистов в условиях динамичного роста знаний, процессов быстрого устаревания имеющегося познавательного багажа, формирования новых физкультурно-спортивных технологий;

– необходимостью овладения новой методологией профессиональной деятельности в информационном обществе: традиционная субъект-объектная парадигма меняется на субъект-субъектную, когда все выступают в качестве равнозначных субъектов собственной деятельности;

– задачей формирования независимой, социально-ответственной, способной к принятию оптимальных решений личности, ориентированной на гуманистические идеалы.

Исследования показали, что, развивая компетентность на основе современных технологий, адекватных современной гуманитарной образовательной парадигме, необходимо руководствоваться следующими требованиями:

11 стр., 5469 слов

52. Социально и профессионально обусловленные требования к личности ...

... 52. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога. Личностные качества учителя, определяющие эффективность его профессиональной деятельности. Какие функциональные обязанности выполнял педагог? Педагог (от греч. paidagogos ... мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ...

– альтернативность действий преподавателей-методистов и слушателей, использование личного опыта с правом выбора соответствующих технологий;

– возможность выбора целей, содержания, средств профессиональной подготовки и вида своей деятельности в качестве слушателя-стажера и т.д.;

– оптимальность, то есть соответствие выбора целям профессиональной подготовки, осознанность личностно-профессионального развития, определенность условий и сферы выбора, содействующая самопознанию профессиональных способностей, интересов и самораскрытию творческого потенциала;

– наличие предлагаемых вариантов для реализации целей профессионального педагогического образования в сфере «физическая культура и спорт»;

– возможность переориентации в выборе путей профессиональной подготовки;

– логическая взаимосвязь этапов развертывания ситуаций выбора;

– системность, реализуемая в последовательности актов выбора и действий по осуществлению принятого решения.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности, имеем в виду не только набор знаний и умений, но и обязательно значимые личностные качества [7].

Современные проблемы психологического и физичечкого здоровья преподавателя по физической культуре

    По сравнению с преподавателями других специальностей преподаватель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

    Условия психической напряженности: 

    •      шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у преподавателя;
    •     необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
    •     значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
    •     ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

    Условия физической нагрузки:

    •     необходимость показывать физические упражнения;
    •     осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
    •     необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

    Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

    • климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
    • санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

      Исходя из специфических условий работы, преподаватель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности.  Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость,  выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность,  готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

    17 стр., 8145 слов

    Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...

    ... деятельность преподавателя физической культуры в школе, его общение, взаимодействие с субъектами образовательного процесса ставит задачей не только развитие физических качеств, двигательных умений ... особенности личности учителя и студента факультета физической культуры как субъектов педагогического процесса 1.1 Специфика деятельности учителя физической культуры Деятельность учителя, является ...

     Мастерство преподавателя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. 

    По мнению Верещагина Валерия Владимировича, важнейшими профессиональными качествами являются:

    • владение предметом преподавания и методикой,
    • психологическая подготовка,
    • общая эрудиция,
    • широкий культурный кругозор,
    • педагогическое мастерство,
    • владение образовательными технологиями,
    • знание ученического коллектива
    • организаторские умения и навыки,
    • научная увлеченность,
    • педагогический такт,
    • педагогическая техника,
    • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
    • коммуникативные навыки,
    • ораторское искусство и т.д.

    Все профессионально важные качества преподавателя физической культуры можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

    От профессиональных качеств неотделимы личностные качества преодавателя физкультуры: хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный багаж, образцовое поведение преподавателя

    Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль, — это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

    Преподаватель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на низ, но прежде всего на личном примере.

    6 стр., 2720 слов

    Психологические основы физической культуры

    ... на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внимания, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя ... вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Современные физические нагрузки, преодолеваемые спортсменом, его сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательным ...

    Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают преподавателю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы преподавателя. К этим качествам относится и педагогический такт.

    Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

     Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической культуры.  К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

    Умения преподавателя физической культуры — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

    Умения преподавателя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

      Конструктивные умения помогают преподавателю планировать свою деятельность.

    К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы [8].

     

    В педагогической литературе, как правило, принято выделять индивидуальные стили вне зависимости от того вида деятельности, который этот деятель осуществляет. Однако это касается не всех видов профессиональной деятельности специалиста по ФК. Так, И.А. Зимняя [3] вслед за А.Н. Леонтьевым выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили педагогического руководства. В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегося полунезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. Далее, по описанию А.К. Марковой, существуют следующие стили преподавательской деятельности:

    Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

    Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Содержание нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность.

    Эмоционально-методичный стиль (ЭМС).

    10 стр., 4906 слов

    Концепция деятельности Проблемное обучение как метод развития ...

    ... становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная ... не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если учитель вокруг себя распространяет ... на овладение школьниками способами учебно-познавательной деятельности. Формирование умений благотворно действует на формирование мотивов учения ...

    Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Учитель с ЭМС в отличие от учителя с ЭИС стремится не активизировать деятельность детей внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

    Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).

    Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения; относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

    Рассуждающе-методичный стиль (РМС).

    Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ и особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС в целом характерна рефлексивность [3,5].

    Заключение

    Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции преподавателя физической культуры, может быть составлена следующая профессиограмма,  включающая  в себя пять блоков.

    1. Психолого-педагогические умения.

    1.Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.

    2. Уметь  анализировать  педагогические явления в процессе физического  воспитания студентов и проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

    3.Анализировать передовой педагогический опыт.

    4.Уметь сопереживать, понимать  эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний  мир (проявлять эмпатию).

    5.Организовать себя, управлять своим состоянием.

    1. Профессионально-личностные качества.

       1. Потребность в самопознании.

       2. Самостоятельность и самокритичность.

       3. Трудолюбие и прилежание.

       5. Дисциплинированность.

       6. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.

       7. Культура поведения и общения.

    1.  Частно-методические умения.

    1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.

    5 стр., 2452 слов

    Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического ...

    ... как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия. Построение такой системы ...

    2. Проводить и анализировать занятия.

    3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать студентов к занятиям в спортивных секциях.

    4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств

    5. Руководить действиями  студентов в спортивном отношении и оценивать их деятельность.

    6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

    1. Коммуникативно-организаторские умения.

    1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

    2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе студентов.

    3. Регулировать внутриколлективные отношения студентов во время спортивных игр  на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях и т.п.

    4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.

    1. Исследовательские умения.

    1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и  методики психолого-педагогического  изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.

    2. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.

    3. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований [8].

    Основные источники литературы

    1. Деркач, А.А. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психической готовности студентов к педагогической деятельности / А.А. Деркач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под. ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. — М., 1980.
    2. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: учеб. пособие / Л.Н. Захарова, В.В. Соколова, В.М. Соколов. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 136 с.
    3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
    4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
    5. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта / Е.В. Быстрицкая // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — N 11. — С. 50-55. 
    6. Гильмеева Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 1999. – 413 с.
    7. http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000328
    8. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/professiogramma-uchitelya-fizicheskoi-kultury

    21