Общие основы психологии

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии

Место психологии в системе наук о человеке

Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.

Основа психологии — общая психология.

Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая «промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, соци­альными — с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, пси­хология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их фор­мирования и развития.

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою оче­редь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзи­ей, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущ­ность и особенности человеческой души и личности.

Основные категории психологии:психика, сознание, личность, деятельность, общение.

 

Основа психологии — общая психология. Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая… Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше…

Предмет психологии, её задачи

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер.

Предметисследования психологии — факты, законо­мерности, механизмы психики.

Задачипсихологии:

-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

-научиться управлять ими;

-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех

отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся

науки и отрасли;

-быть теоретической основой практики психологической службы.

Предметисследования психологии — факты, законо­мерности, механизмы психики. Задачипсихологии: -научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

4 стр., 1954 слов

Психология - наука о душе

... происхождения психики человека. Представление о возникновении психики в психологии Ответ на вопрос о моменте возникновения психики должен определять и представление о психике в целом: определение понятия «психика», критерии ее отличия от «не психики» и как ...

Особенности психологии как науки

1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур

понимали душу человека как разновидность материи, как телесное

образование.

2.Платонпонимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от

тела.3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выде­лил психологию

как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости

души и живого тела.

4. Основные этапы развития психологии:

I этап — психология как наука о душе. Та­кое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в.

Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

5. История психологии как экспериментальной науки начина­ется в 1879 г. в

основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в

мире экспериментальной пси­хологической лаборатории.

В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

 

понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.Платонпонимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

1. Сравнительная психология

2. Возрастная психология:

-детская психология,

-психология юности,

-зрелого возраста,

-психология старости (геронтопсихология)

3. Социальная психология — закономерности общения и взаимодействия людей.

4. Психология труда

5. Инженерная психоло­гия

6. Авиа­ционная, космическая психология

7. Медицинская психология — влияние заболеваний на психику больного.

 

8. Клиническая психология (патопсихоло­гия) – отклонения в психическом

развитии.

9.Психофизиология

10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия

11.Юридическая психология

12.Военная психология

13. Педагогическая психология — развитие в процессе воспитания и обучения.

14.Специальная психология:

-сурдопсихология (слух),

-тифлопсихология (зрение),

-олигофренопсихология,

-логопсихология (речь)

15. Психология бизнеса

16. Психология мененджмента (управление) и др.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения Планирование образовательной ...

Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.

1. Сравнительная психология 2. Возрастная психология: -детская психология,

Основные психологические теории

Зарубежные теории

1. Структурализм — В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные

элементы).

2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики)

3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).

4. Психоанализ — З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального).

5. Неофрейдизм — К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и

интровертов).

6. Гештальтпсихология — К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого

определяют свойства его частей).

7. Генетическая психология — Ж.Пиаже (изучение психического развития

ребенка, его интеллекта).

8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание,

компьютерная техника, кибернетика).

9. Гуманистическая психология — К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности

человека)

10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)

элементы).

2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).

Отечественные теории

1. Культурно-историческая теория — Л.С.Выготский.

2. Теория деятельности — А.Н.Леонтьев.

3. Теория ведущей деятельности — П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин,

А.В. Запорожец.

4. Единство сознания и деятельности — С.Л.Рубинштейн

5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин.

6. Психология отношений – В.Н. Мясищев.

7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.

 

Отечественная психология

Направления:

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 –… Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и…

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...

... Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, ... задач (р. Кейз). Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли теории развития, в которых операционные схемы стали проецироваться на внешнюю среду, т.е. ...

Б.Г.Ананьев — изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.

А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.

Д.Б. Эльконин — автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.
П.Я. Гальперин — теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.
А.Р.Лурия — исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.

Психофизиолог Е.Н. Соколов — создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.

Методы психологического познания

Метод – это способ сбора данных.

Психологические методы:

— исследовательские;

-психодиагностические;

-развивающие;

-психокоррекционные;

-психопрофилактические.

 

Основные методы

1. Наблюдение:

-житейское и научное,

-срез (кратковре­менное наблюдение),

-лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

-выборочное и сплошное,

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится чле­ном исследуемой группы).

Самонаблюдение — одна из разновидностей наблюдения

(непосредственное либо отсроченное)

2. Эксперимент:

лаборатор­ный,

естественный,

психолого-педагогический (констатирующий, формирующий,

контрольный)

Вспомогательные методы

1. Метод тестов. Тесты:

-прогнос­тические и диагностирующие.

Психологические тесты:

— интеллектуальные,

— тесты личности,

— проективные,

— рисуночные.

2. Беседа.Интервью и анкетирование — виды бе­седы.

3. Анализ продуктов деятельностии др.

 

Психологические методы: — исследовательские; -психодиагностические;

Требования, предъявляемые к методам психологического исследования

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” — определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:—путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми—путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... (и избирательности) к релизерам. Социальное поведение К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два ...

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Понятие о психике, её структуре и функциях

Психикаэто системное каче­ство мозга

Психика — это сущность, где многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие приро­ды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

 

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Функции психики

1. Отражение окружающего мира

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания.

Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)

1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).

2. Инстинктивное поведение (врождённая форма поведения)

12 стр., 5573 слов

Типы высшей нервной деятельности и темперамент

... определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента. Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, ...

3. Навыки (приобретённая форма поведения)

4. Интеллектуальное поведение животных (зачатки мышления)

 

 

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев) 1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).

Понятие отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором.

Психическое отражение – это активное отражение.

 

Понятие сознания. Функции, структура

Сознание— высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего дости­гается познание и преобразование окружающей действитель­ности.

Свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание

Функции сознания:

1) от­ражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возмож­но лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание Функции сознания: 1) от­ражательная,

Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Структура самосознания:

1) Осознание своих целей и мотивов.

2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

3) Познавательные представления

4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Специфика бессознательного, его структура.

 

Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

 

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева

А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие).

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из…

Структура деятельности

Потребности— источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

— естественные (природные) и социальные (духовные);

— осознанные и неосоз­нанные.

Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив — это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

— непроизвольные и произвольные,

— врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

— предметные;

— умственные, волевые;

— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).

Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосоз­нанные.

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

 

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

4 стр., 1886 слов

Ученые разделяют возраст человека на такие виды: хронологический, ...

... дайте понятие социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психических новообразований.     Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение ... за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды. Л.С.Выготский ...

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

 

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

 

Теории темперамента

Гуморальная теория.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического.

Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и… Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог…

Конституционная теория.

Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон).

Главная идея — установление связи темперамента с телосложением человека.

Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.

Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.

Физиологическая теория.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

... факторами, в том числе и типом темперамента людей. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических ... и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение ...

1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик — сильный, неуравновешенный.

4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов… 1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник — быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик— быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но…

Диагностика темперамента

Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.

К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.

Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная Ю.А. Самариным «Перенос кубиков»

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на… К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные… Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о…

Методика «Наконечник» разработанная В.А. Горбачёвым.

Эксперимент «Перенос кубиков» проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков).

Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд «сопротивления» воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником.

Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке… Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы.…

Опросник Айзенка по определению темперамента

Опросник Русаловой , Стреляу.

Леонгард- Шмишек (у детей).

Наблюдение за детьми 1-3 лет Лаврентьевой и Титаренко.