12. Образование как социокультурный феномен

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание).

С учетом этого образование есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В. И. Андреев).

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции (по Н В. Бордовской):

1. Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни.

2. Образование — это способ социализации личности и преемственности поколений.

Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

3. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2) развитие личности и общества.

Образование — сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают:

Образование как систему — совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) — усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе.

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...

... Результаты исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают ... 5 масштабов взаимодействия между странами и народами, глобализацией всех сторон общественной жизни. Данная этическая проблематика возникла из потребности соединения бизнеса с требованиями ...

Образование как результат обучения и воспитания — достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственной, познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Основные функции образования в обществе

?

Функция воспроизводства культуры, опыта деятельности

?

3наниевая (теоретическая, традиционная, предметно ориентированная) модель образования

Цель образования: усвоение предметных знаний.

Обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению в виде «завершенных» («готовых») знаний, умений и навыков.

Формируется личность с конкретным типом мировоззрения, готовая к жизни и труду в неизменяющихся, стабильных условиях.

Реализуется через предметно ориентированную позицию учителя, авторитарный стиль руководства деятельностью учащихся. Ученик — объект управления, исполнитель планов учителя. Деятельность его носит в основном репродуктивный характер

Функция развития личности и общества

?

Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования

Цель образования: развитие личности.

Обеспечивает развитие универсальных способностей добывать знания и применять их в новых условиях.

Формируется личность, обладающая способностями к самоопределению, к освоению новых способов мышления и деятельности, рефлексии, диалогу, анализу ситуации, определению целей, способов их достижения, к продуктивному общению и сотрудничеству с другими людьми, а также способностью действовать в новых, постоянно меняющихся ситуациях.

Реализуется через личностно ориентированную позицию учителя, демократический стиль его руководства деятельностью учащихся.

Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их уче6но-воспитательных учреждений и органов управления образованием.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... связей системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) ...

Факторами развития системы образования являются:

уровень развития общественного производства и совершенствование его научнотехнических основ;

политика государства и интересы разных слоев общества;

исторический опыт и национальные особенности в области образования;

собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).

Влияние этих факторов на развитие систем образования в разных странах проявляется по-разному. Но выделяют и некоторые общие тенденции развития образования в современном мире (см. схему 3).

Реализации этих тенденций в Республике Беларусь способствует улучшение законодательной базы, регулирующей отношения в сфере образования. Начиная с 2002 года, помимо уже упоминавшегося Закона «Об образовании в Республике Беларусь», приняты следующие законы: «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании», «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006).

Приняты также «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006-2010 годы», «Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы».

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления).

Образование подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

Дошкольные учреждения.

Учреждения (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы), обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... 35 лет — чисто философское образование. Платон в принципе не мог принять идею развития, она существовала для него лишь ... общая мысль о способности регулировать внутренние, психические состояния человека путем воздействия на его поведение. Идея взаимосвязи психического (как ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности ...

Учреждения внешкольного воспитания и обучения.

Социально-педагогические учреждения.

Специальные учебно-воспитательные учреждения.

Научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Так, учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся магистратура, аспирантура, докторантура. Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и другие.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

13. Личность учащегося как предмет воспитания, понятия человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности

Человек – это биосоциальное существо, субъект общественной деятельности и сознания поскольку само понятие о человеке объединяет все природные и социальные качества, присущие данному виду. Близким ему является индивид – единственное природное существо, представитель homo sapiens безотносительно к его качествам.

Понятие личность характеризует социальную сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности и обозначает совокупность социальных свойств и качеств, которые человек приобретает в процессе жизни. Поскольку социальные (личностные) черты и качества приобретаются человеком при жизни, у одних людей они могут быть выражены ярче, а у других слабее в связи с чем возникает вопрос о необходимости определения критериев, показывающих качественный уровень социального развития личности. Например, философ Э.Кант считал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему подчинять своё «Я» нравственным законам общества. Психолог Леонтьев считал, что меру личностного развития человека определяет степень его активности в процессе выполнения разнообразной преобразующей деятельности. Психолог Выгодский важнейшей характеристикой личности считал способность человека к творчеству. Психолог С.Л. Рубинштейн указывал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять свои поведением и деятельностью и нести ответственность за их результаты.

5 стр., 2175 слов

Личность и деятельность музыканта

... Левитана, Врубеля, когда они находились вне творческого состояния. Всякий человек, достигший высокого уровня развития личности, ощущает острую потребность внесения своего собственного вклада в общественный ... в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и ...

Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

? разумность

?ответственность

?личная свобода

?личное достоинство

?индивидуальность

Понятие индивидуальность включает в себя то-общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость, определяет специфический стиль поведения и деятельности. Индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей, особенностями интеллекта, восприятия, реакции на внешние воздействия. Основой индивидуальности является анатомо-физиологические задатки.

Развитие человека – это сложный, длительный и противоречивый процесс, главной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных сил личности.

Развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, который происходит в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его нравственности, мировоззрения, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих во всех структурных компонентах человека.

Показатели развития:

?рост

?вес

?объем легких

?характер и объем внимания, памяти

?запас слов

?уровень развития речи

?преобладание тех или иных видов деятельности

?поведение

?ценностные установки

Формирование – результат развития личности, ее становление, приобретение ею совокупности устойчивых социальных свойств и качеств.

14. Основные парадигмы развития и формирования личности

Проблема соотношения биологического и социального в развитии личности, т.е проблема факторов (движущих сил) развития и формирования личности является важнейшей проблемой педагогической науки как отечественной так и зарубежной. Исторически сложились два основных подхода к трактовке этих факторов.

Подходы:

1) Идеалистическо-преформисткий (преформизм лат. prae forma заранее созданный).

Общее, что объединяет всех его сторонников (теологов, философов-богословов, биологизаторов, неоатамистов, неопозитивистов и др.) – это идея о том, что развитие человека ? это процесс стихийный, неуправляемы, обусловленный некой внутренней «врожденной программой» личностного и индивидуального формирования.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

1а) Теологическая концепция. Источник развития личности – божественная сила.

1б) Биологизаторское направление. «Программа» личностного развития имеет биологическую основу и непосредственно связана с наследственным генотипом каждого человека.

2) Материалистический. Сторонники этой концепции не отвергая по большей части влияния наследственных факторов (биосоциологизаторы) в большей степень учитывают влияние внешних, социальных факторов – среды и воспитания

2а) Социологизаторская концепция. Полное отрицание наследственности, среда и воспитание – определяющие факторы развития

2б) Биосоциологизаторская концепция – её основу составляет идея о том, что человек существо биологического и социальное, поэтому он развивается и формируется как личность под влиянием целой совокупности факторов, к числу которых относится среда, воспитание, наследственность и собственная активная деятельность личности (полифакторная теория).

15. Важнейшие факторы развития и саморазвития личности

Отечественная научная педагогика основывается на полифакторной теории, согласно которой человек развивается и формируется как личность под влиянием следующих факторов:

I. наследственности (биологический фактор)

II. среды

III. воспитания (социальные факторы)

IV. собственной деятельности человека

I. Наследственность – совокупность природных свойств организма, переходящих от поколения к поколению, воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность – свойства организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом ряду поколений

Роль наследственности в социальном (личностном) формировании человека проявляется в следующих аспектах:

1) По наследству в соответствии со своей биологической природой (принадлежность к роду homo sapiens) человек обладает способностью к социальному развитию – прямо хождению, к овладению речью, развитию мышления, самосознания, творчеству, труду и т.д. Ни один другой представитель живого мира этой способностью не обладает.

2) Носителями наследственности являются гены, от родителей к детям как результат реализации их генетической программы, отражающей то или иное сочетание генов родителей, передаются: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз, тип кожи и т.д. В то же время ученые-генетики доказали, что приобретаемые родителями в процессе жизнедеятельности социальные черти и качества в генетическом аппарате не фиксируются, и соответственно, передаваться не могут.

3 стр., 1110 слов

Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское ...

... процесса формирования личности в обучении, воспитании, развитии. Использовать термин, обозначающий направление воспитания и развития, если его применение возможно. Заполнить таблицу.   Пример деятельности.   Направление Обучение/ Образование Воспитание ... перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как ...

3) К наследственным относятся особенности нервной системы человека, обуславливающие характер, протекания психических процессов; изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (шизофрения) могут передаваться по наследству и влиять на процессы индивидуального и духовного формирования детей. Наследственный характер также имеют болезни крови, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость, ожирение) и т.д. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм, наркомания, звуковые нагрузки (тяжелый рок, шум), канцерогены, вредные условия жизни и труда. Эти быстротечные воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению генетических кодов, к необратимым психических мутациям, отражающимся на личностном формировании детей.

4) Педагогический аспект наследственной природы человека на процесс его личностного развития выражается также и в том, что детям по наследству передаются предрасположенности к той или иной деятельности. Эти природные задатки (хороший слух, вокальные данные, феноменальная память, способность к поэтическому творчеству) является потенциальным условием формирования способностей.

5) Биологически человек имеет неограниченные возможности к развитию, но свой личностный потенциал использует лишь на 10-15%.

6) Биологическое в развитии человека может проявляться самым неожиданным образом (психология красавицы и дурнушки) стимулируя или тормозя личностный рост человека.

В общем и целом следует отметить, что наследственность человека выступает как потенциальная предпосылка последующего (успешного или неуспешного) его социального развития.

II. Окружающая среда – это природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

Частью окружающей среды являются:

? среда географическая ? определенный территориальный ландшафт, климат, животный и растительный мир, природные условия, экологические условия;

? среда социальная ? окружающая человека общественные материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Выделяют социальную среду:

? дальнюю (средства СМИ): социальные отношения и институты, и т.д., которые в своей совокупности формируют тип личности определенной страны и определенной эпохи.

? ближнюю: социально-культурные условия региона, семья, ближайшее окружение формирует личностные качества, ценностные установки и ориентации, мотивы и интересы.

? микросреду (квартира, магнитные воздействия, микроволны) ? влияют на развитие нервных тканей, головного мозга.

Целостное влияние среды выражается в том, что:

4 стр., 1727 слов

Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...

... личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. В силу специфики развития психических процессов ... и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Определяя содержание и последовательность ...

1) среда является источником и главным условием социализации растущей личности (приобщение ребенка к нормам и требованиям социальной жизни).

2) среда кардинальным образом не влияет на развитие личности, поскольку является достаточно пассивным фактором (например, 2 разных ребенка в одной семье), поскольку влияние среды определяется отношением человека, зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

3) среда является стихийным, непреднамеренным фактором формирования личности, поскольку может оказать на нее как позитивное, так и негативное влияние

III) Воспитание принято считать определяющим фактором формирования личности, т.к. оно корректирует и направляет влияние всех других факторов и является главным средством, обеспечивающим полноценное личностное развитие и формирование человека.

Воспитание:

1) использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнедеятельность ребенка (создание воспитывающей среды)

2) нейтрализует и преобразует негативные средовые влияния

3) выявляет склонности и задатки растущей личности и обеспечивает их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

4) влияет на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным условиям жизнедеятельности (заполнение пробелов в программе человеческого развития).

Итог: сила (эффективность) воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием растущей личности.

Слабость воспитания состоит в том, что она основывается на сознательности человека и требует его активного участия в собственном развитии и формировании.

IV) Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется ещё одним важнейшим фактором ? деятельностью личности.

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что с точки зрения влияние на ребенка наследственности, среды и воспитания невозможно объяснить почему в одних и тех же условиях воспитания, обучения и развития дети с одинаковой наследственностью (2-3 ребенка в семье) вырастают разными. Или почему выросшие в худших условиях и явно не выделяющиеся природными задатками дети нередко в жизни добиваются больших успехов, чем те, кто имел лучшие бытовые и природные стартовые возможности.

В педагогике первым ответил на эти вопросы К.Д.Ушинский. Он высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности; участвуя в различных видах деятельности (умственной, трудовой, общественной, техническо-творческой и т.д.) человека преобразует окружающую действительность и самого себя. Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т.д. деятельности. Деятельность может быть активной и пассивной. Из глубины веков до нас дошло высказывание: «Сколько пота ? столько и успеха». Это означает, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько собственное напряжение (умственное или физическое), собственные усилия, собственная активность личности в этой деятельности проявляющаяся. Следовательно, ребенок (ученик, воспитанник) в воспитательном процессе является не столько объектом воздействий и усилий педагога, сколько субъектом ? активным участником собственного развития, формирования, т.е. собственного воспитания. Понимание этого привело педагогическую науку к необходимости ответить на вопрос: когда ребенок становится субъектом воспитания и что необходимо для формирования субъектности (активности) растущей личности. Ученые выяснили, что активность личности имеет избирательный характер. Из этого следует, что развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а тех из них, которые находят положительный отклик во внутренней эмоциональной сфере ребенка (чувства, переживания), выражают его собственные потребности и стимулирует его к активной работе над собой, т.е. стимулирует его к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию. Это явление в педагогике принято называть персонификацией воспитания (греч. «persona» ?личность, «face» ?делать).

6 стр., 2693 слов

Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих ...

... нашего исследования: «Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих и обучающих игр» и позволили следующим ... возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, ... поведения, становление и формирование личности, устойчивого поведения в лично значимой деятельности дошкольников. Особую актуальность приобретает ...

Из этого следует, что процесс развития личности по существу является процессом саморазвития, а все внимание (воспитательные и средовые воздействия) ? это лишь средство, механизм запуска этой активности.

16. Воспитание как целостный педагогический процесс, его научная трактовка и направленность на овладение личностью социальным опытом

Как следует из первой лекции, под воспитанием в широком социальном смысле понимают процесс передачи культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду. Чтобы достичь намеченной цели воспитание должно быть организованно, ему нужно придать форму управляемого процесса, в котором надлежащим образом будет соединено взаимодействие педагогов и учащихся, будут получены определенные результаты. Такой процесс называется педагогическим.

Следовательно, воспитание (в научном знании) – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс …

В чем его сущность?

Американский психолог Э.Ли Торндайк писал «слову воспитание придают различные значения, но оно всегда указывает на изменение… мы не воспитываем кого-либо, если не производим в нем каких-либо изменений».

Исследования ученых-философов показывают, что изменения в личностной структуре человека, обусловливающее его социальное развитие и формирование происходят в процессе присвоения им человеческой действительности.

Человеческая действительность есть ни что иное как созданный трудом и творческими усилиями людей общественный опыт (ОО), включающий 4 основных компонента:

1) знания, идеи (информация)

2) практические умения и навыки (читать, писать и т.д.)

3) способы творческой деятельности (художественной, театральной и т.д.)

4) социальные и духовные отношения (патриотизм и т.д.)

ЗУН (знания, умения и навыки)

Поскольку общественный опыт создаются умственными, трудовыми, творческими усилиями людей (деятельность) каждый из его компонентов представляет собой результат соответствующего вида деятельности:

Знания – это результат познавательной, умственной деятельности людей.

Умения и навыки – это результат практической деятельности людей.

Способы творческой деятельности – это результат художественной, музыкальной и др. деятельности.

Социальные и духовные отношения – это результат познавательной деятельности и межличностного общения.

Философы говорят: в каждом компоненте ОО опредмечена (воплощена) та или иная деятельность людей.

Следовательно, чтобы растущий человек овладел (присвоил) тем или иным компонентом ОО, он должен распределить (в сжатом виде воспроизвести) те практические, умственные или творческие действия, которые в этом компоненте воплощены.

Вывод: только через механизмы собственной деятельности, умственных, творческих и физических усилий человек овладевает ОО и формируется (воспитывается) личность, т.е. именно организация разнообразной деятельности и включение в нее растущей личности составляет главную сущностную характеристику процесса воспитания.

Для педагогики важен не столько сам факт включения растущей личности в деятельность по овладению ОО (в труд, игру), сколько ее отношение к этой деятельности и мера личностной активности в этой деятельности проявляющаяся.

Важнейшая задача педагога – стимулирование активности растущей личности в организуемой деятельности с помощью целой системы педагогических методов и приемов.

Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемы педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности растущей личности по овладению ОО: знаниями, идеями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности и социальными и духовными отношениями.

17. Воспитание и обучение учащихся как самостоятельные категории и целостный педагогический процесс, их взаимосвязь и специфика

Для осмысления сущности и путей осуществления воспитания как целостного педагогического процесса важное значение имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых человек овладевает различными компонентами ОО и формируется (воспитывается) как личность. В частности, очевидно, что для овладения первыми 3-мя компонентами ОО (общественный опыт: ЗУН (знания, умения и навыки) и способами творческой деятельности) необходимо организовать специальную учебно-познавательную деятельность или обучение.

Иную специфику имеет овладение личностью четвертым компонентом ОО – социальными и духовными отношениями. Дело в том, что отношение – это психолого-педагогический феномен, имеющий сложную внутреннюю структуру и включает в себя помимо таких компонентов как знания, умения, и чувства, потребности, взгляды, убеждения и волевые проявления личности. Формирование этих компонентов требует проведения с растущей личностью специальной воспитательной работы, выходящей за рамки тривиального обучения.

Указанные особенности воспитательного процесса в целом влекут за собой выделение таких понятий как воспитание в широком смысле или образования, а также обучения и воспитания в узком смысле.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Воспитание в широком смысле (образование) – овладение личность всей совокупностью ОО в процессе учебно-воспитательной деятельности общества.

Обучение – овладение личностью 1), 2), 3) ОО, а также мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями в процессе учебно-познавательной деятельности

+

Воспитание в узком смысле – формирование у личности здоровых социальных и духовных отношений в процессе целенаправленной воспитательной работы.

= УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Главная особенность педагогического процесса – его целостность, которая понимается как единство обучения, воспитания и развития личности, как взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений в ней возникших и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса с явлениями внешней среды.

Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, закономерности, принципы, формы и методы взаимодействия педагогов и воспитуемых, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогических задач, методов и средств, деятельность ученика, результат совместной деятельности.

Общность и единство педагогического процесса обеспечивается подчинением всех составляющих его процессов единой цели.

Функции педагогического процесса: воспитательная, образовательная, развивающая, социальная, функция социализации.

18. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Большое внимание разработке закономерности и принципов организации педагогического процесса уделял выдающийся русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что хороший педагог – это не тот педагог, который заучивает правила и требования к организации педагогического процесса, а тот, который изучает законы тех психических явлений, которыми собирается управлять.

Термин закономерность является производным от «закон», который в современной философии определяется, как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

С психологической точки зрения первопричиной активности личности является внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, между требованиями образовательного стандарта и реальными возможностями человека, между поставленной педагогом задачей и отсутствием у ученика необходимых знаний для ее решения, которые человек переживает в различных жизненных ситуациях.

3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Воспитание – это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которые он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).

5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования.

6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.

7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Российский исследователь Коджаспирова Г.М. выделяла следующие закономерности педагогического процесса:

1) зависимость обучения и воспитания от общественных потребностей и условий

2) единство обучения, воспитания, образования и развития личности

3) взаимосвязь развития коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе

4) взаимосвязь целей, содержания, методов и форм обучения

5) взаимосвязь между педагогических воздействием и активностью личности

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

19. Возрастная периодизация детей и учащейся молодежи, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важнейшая закономерность процесса воспитания

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший, школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными ин­дивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно ока­зывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контак­ты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных лич­ностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.