Нина семья

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Литература

Андреева Т.В. — Семейная психология

Силяева Е. Г. — Психология семfgейных отношений

Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В. Семейная психотерапия

Малкина‑Пых Семейная терапия

Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001

1исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой, по­средством которой общество упорядочивает и санкционирует их по­ловую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» называется

А.Брак

Б.Семья

В Семейная система

2.Промискуитет – это

А.Многоженство

Б Беспорядочные половые связи в эпоху первобытности

В.Многомужество

3. Полиандрия – это форма брака, в котором

А.У одного мужчины несколько жен

Б.У одной женщины несколько мужей

В. У одного мужчины одна жена

4.Полигамия предполагает форму брака, в котором

А. У одного мужчины несколько жен

Б. У одной женщины несколько мужей

В. Оба ответа верны

5.Супружество — это

А. Личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральны­ми принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Б. Исторически изме­няющаяся социальная форма отношений между мужем и женой, по­средством которой общество упорядочивает и санкционирует их по­ловую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности»

В.. это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

6. Для христианской семьи характерны:

А. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место.

5 стр., 2150 слов

Главный секрет гармоничных отношений мужчин и женщин

Гармоничные отношения между мужчиной и женщиной – фундамент счастья. Сегодня мы рассмотрим сакральныесекреты отношения между мужчинами и женщинами. Это очень важная тема, от ее понимания будет зависеть ваше счастье, успех, благополучие и здоровье. Многие женщины, прочитав статью о женской доле, и узнав, что в отношениях с мужчинами они «отдающие» (читать здесь), расстроились. Я угадала? Конечно, ...

Б. Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В.Оба ответа верны

7. Отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, называется:

А.Гетеризм

Б. Промискуитет

В.Групповой брак

8.Матриархат сменился патриархатом вследствие:

А.Гибели многих мужчин в войнах

Б.Уничтожения новорожденных девочек

В.Появления наследственного права

9.Свободные половые связи внутри родов называются

А.Экзогамия

Б. Эндогамия

В. Пуналуальная семья

10.Исторически первой возникла:

А.Экзогамия,

Б. Групповой брак

В. Эндогамия

11.Возникший в (IV–XVII вв.) стиль воспитания, когда ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр.называется

А.Бросающий

Б.Инфантицидный

В.Навязчивый.

12. Стиль воспитания, при котором родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).называется:

А. Инфантицидный

Б. Амбивалентный

В. Помогающий

13.Социализирующий стиль воспитания детей – это стиль, при котором:

А.Ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется

Б. Родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В. Усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).

10 стр., 4969 слов

Стили воспитания в семье

17 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) Гуманитарный факультет Курсовая работа по дисциплине межличностное общение на тему: «Стили воспитания в семье» Выполнила студентка 1 курса группы 8715: nnn Проверила: Казаринова Н.В. Санкт-Петербург 2008 Содержание. Введение 3 Глава 1 Стили воспитания и отношение родителей к детям в теории 4 Типологии стилей 4 Такие ...

14.Навязчивый стиль воспитания – это стиль, при котором

А. Дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).

Б.Ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется

В. Усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).

15.Для современной семьи характерен стиль воспитания детей:

А. Навязчивый

Б.Социализирующий

В.Амбивалентный

16.Амбивалентный стиль воспитания – это

А. Детоубийство, насилие

Б. Ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).

В. Дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).

17.Кризисные явления в советской семье выражались в

А.Ослаблении детско-родительских отношений

Б.Ослаблении супружеских и родственных связей

В.Оба ответа верны

18.Социализация – это

А. Процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к сис­теме социальных связей

Б. Процесс целенаправленного воздействия на че­ловека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью пере­дачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т. д

В.Оба ответа верны

19.Для современной семьи характерны:

А. Отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность

5 стр., 2303 слов

Особенность в нравственном воспитании подростков

... 8. Умственное воспитание – это… A) целенаправленное воздействие на развитие активной мыслительной деятельности детей B) все ответы верны C) развитие ... эгоцентрическая речь E) спонтанная   7. «Семья» основа воспитания считал A) Мария Монтесорри B) Ф.Фребель C) ... Сущность принципа параллельного воздействия A) все ответы верны B) сотрудничество семьи, школы, общественности D) влияние на воспитанника ...

Б. Прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака,

В.Оба ответа верны

20.Методологический принцип системности в изучении семейных отношений предполагает:

А.Семья представляет собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Б.Динамика семьи рассматривается с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

В. Семья находится в постоянном развитии

21. Для патриархальной семьи характерны следующие черты:.

А. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи.

Б.В ней царят основы авторитарности.

В.Оба ответа верны

22. Семья, в которой во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния является

А.Кризисной

Б.Конфликтной

В.Проблемной

23.Семья, в которой противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза, является

А.Кризисной

Б.Проблемной

В.Конфликтной

24.Семья, в которой появляются особо трудные ситуации, способные привести к распаду брака: отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств называется:

5 стр., 2057 слов

Q: Выберите верный ответ

... верный ответ Основная функция семейного воспитания - обеспечить … 1) материальное благополучие ребенка 2) первичную социализацию ребенка 3) профессиональную подготовку ребенка 4) досуговую деятельность ребенка ... верный вариант ответа Мегафакторами социализации являются А) Семья Б) Религия В) Интернет Г) СМИ Д) Тип поселения № 35 Выберите верный ответ ... S: Впервые принцип природосообразности ...

А. Проблемной

Б.Конфликтной

В.Кризисной

25. Гиперопека, как тип воспитания, характеризуется

А. Преувеличенной, мелочной заботой о детях.

Б. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

В.Оба ответа верны

26.Гиперопека приводит к формированию у детей:

А. Чувства неуверенности в себе,

Б.Развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни

В.Оба ответа верны

27. Воспитание по типу предъявления непомерных требований имеет следующие черты:

А.Ребенок рассматривается родителями как один из атрибутов социального благосостояния, как символ успеха;

Б.Родители могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и др.).

В.Оба ответа верны

28. Воспитание по типу предъявления непомерных требований приводит :

А.К задержке развития личности,

Б.Формирует у детей экстремистские, полярно противоположные подходы: может развиться, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотизму, жестокости (по отношению к подчиненным).

В.Оба ответа верны

29. Почему появление первого ребенка можно назвать факто­ром, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи?

А. Это со­бытие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформи­ровавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.

Б. — уменьшается свободное время, в осо­бенности проводимого супругами совместно, резко возрастают физические и эмоциональ­ные нагрузки супругов

17 стр., 8174 слов

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

Размещено на http:/// Размещено на http:/// Содержание Введение Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества 1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста ...

В.Оба ответа верны

30. Гипоопека – недостаточное внимание родителей к детям:

А. Задерживает развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными.

Б.В подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить».

В.Оба ответа верны

31.Мотивы вступления в брак, которые приводят к появлению дисфункцональных семей:

А. Мотив «бегство от родителей»

Б. «Одиночество»

В.Оба ответа верны

32. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений, может вступить в брак и попасть в разные ловушки:

А.Ловушка жалости

Б.Ловушка неполноценности

В.Ловушка сексуального комфорта.

33.Браки по любви приводят:

А.К самым стабильным бракам

Б.Не гарантируют стабильности брака

В.К самым нестабильным бракам

34. Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности можно считать :

А.Возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом,

Б.Чувства «мой ребенок», развитие позитивного образа ребенка.

В.Оба ответа верны

35 Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные элементы:

А.Сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную;

Б.Наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству (бессознательный компонент);

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

1. 2. Семья как объект социальной работы. 3.Теория возникновения семьи з. Фрейда, Аристотеля. Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети…Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так ...

В.Оценку социальной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для беременности

4.Все ответы верны

36. Нежеланные дети, живущие в семье (их матери хотели прервать беременность, но им не разрешили) характеризуются:

А. Наличием множества мелких признаков плохой адаптации к школе, большими претензиями к ним со стороны родителей.

Б. В большинстве случаев отклонения в развитии личности нежеланных детей скорее нарастают с возрастом, с течением времени

В.Оба ответа верны

37. Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка:

А.Предписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем (удержание мужчины, скрепление семьи).

Б. Возрождение супружеских чувств, осуществление мести прародителям за слишком строгое воспитание и т.п.) либо восполнение эмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины

В.Оба ответа верны

38. Основные причины детского неблагополучия в современном обществе:

А. Падение жизненного уровня семей

Б. Ухудшение условий содержания детей,

В. Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого

39.Основная задача социально-психологической работы с семьей:

А. Предупреждение социального сиростства

Б. Консультирование по проблемам межличностных отношений в семье

В.Оказание психотерапевтической помощи семье

40.Чем обусловлены основные принципы работы социального педагога с семьей:

А. Особенностями конкретной семьи,

Б. Спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба

В.Оба ответа верны

41.Соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи составляет содержание:

А.Принципа конгруэнтности

Б.Принципа конфиденциальности

В.Принципа компетентности

42. Корректное использование социальным педагогом сведений социально-психологического характера является содержанием принципа

А.Конгруэнтности

Б.Компетентности

В.Конфиденциальности

43. Сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной и компетентной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований составляет содержание принципа:

А.Конфиденциальности

Б.Компетентности

В.Конгруэнтности

44. Целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи. – содержание принципа

А.Конгруэнтности

Б.Активности

В.Компетентности

45.Специалист, основной задачей которого является преодоление негативных социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его поведение по отношению к внешней среде – это

А.Социальный педагог

Б.Психолог-консультант

В.Психотерапевт

46. Какому специалисту приходится работать непосредственно с микросоциумом, окружающим клиента — семья, «улица»:

А.Педагогу системы образования

Б.Социальному педагогу

В.Психологу-консультанту

47. Профессиональная деятельность, по своей сути, направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения – это

А.Семейное консультирование

Б.Системная семейная терапия

В.Социальная работа с семьей

48. Направления работы этого специалиста связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем. Это –

А.Психолог-консультант

Б.Социальный педагог

В.Психотерапевт

49. Функции специали­ста по социальной работе с семьей. Исключите лишнее

А.Правозащитная

Б.Диагностическая

В.Психотерапевтическая

50.Какая из функций социального педагога совпадает с функцией психолога-консультанта:

А. Устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией и выступает в роли агента для выработки единой стратегии взаимодействия»

Б. Организует работу по профи­лактике болезней, способствует овладению основами ока­зания первой медицинской помощи, содействует подготов­ке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

В. Оказывает необходимую помощь поддержки различным категориям населения (инвалид : людям пожилого возраста, молодым семьям) в улучшении их быта, жилищных условий;

51.Какая из характеристик семьи как системы является верной?

А.Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой.

Б.Семья – это закрытая система

В.Оба ответа верны

52. Когда вступил в законную силу Семейный кодекс РФ?

А.В 1969 г.

Б.В 1996 году

В.Нет верного ответа

53.Каковы основные принципы Семейного Кодекса РФ?

А. Признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа;,—добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство супругов в семье;

Б.Разрешение семейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не­трудоспособных членов семьи.

В.Все ответы верны

54.Какой из ответов является верным?

А. Семейный кодекс подчеркивает равенство прав и обя­занностей родителей в отношении своих детей, и ответст­венность за их воспитание

Б.Семейный Кодекс отдает преимущество матери в правах и обязанностях родителей

В.Нет верного ответа

55. Освобождаются ли от обязанности содержать своих детей, родители, лишенные родительских прав ?

А.Освобождаются

Б.Не освобождаются

56.Опека и попечительство являются:

А.Способом восполнения защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц.

Б. Способом восполне­ния дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей

В.Оба ответа верны

57.Главными задачами семьи как первого института социализации, в младенчестве являются:

А.Формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве;

Б.Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте.

В.Формирование социальной компетентности

58..Главными задачами семьи как первого института социализации ребенка в детстве и юности являются:

А. Формирование социальной компетентности в дошкольном детстве, сотрудниче­ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са­мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

Б.Созда­ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

В.Оба ответа верны

59. Психологическим механизмом социализации, при помощи которых родители влияют на своих детей, являются:

А.Идентификация

Б.Рефлексия

В.Обособление

60.Определите вид ошибочного авторитета, как механизма влияния на личность ребенка при социализации:

А.Притеснение

Б.Родительская любовь

В.Уважение ребенка

61. Родительство имеет социокультурную природу, так как:

А. Характеризуется системой предписанных культурой и общест­вом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье;

Б. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих воз­растным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза.

В.Оба ответа верны

62. На процесс социализации детей в семье влияют:

А. Социально-демографическая структура семьи (социальное положение членов семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи, наличие разных поколений);

Б.Преобладающий психологический климат, эмоциональная настроенность семьи;

В. Оба ответа верны

63. Важными факторами социализации детей в семье являются:

А.Продолжительность и характер общения с детьми;

Б.Общая и, собственно, психолого-педагогическая культура родителей;

В. Связь семьи с другими сообществами (школа, родственники и т.д.);

Г.Все ответы верны

64.Какой из видов авторитета определяется особенностями социальной роли:

А.Формальный,

Б.Функциональный

В.Личный,

65. Социальный контроль за детьми в семье включает:

А. Требования и запреты, их содержание и количе­ство;

Б.Способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родитель­ский мониторинг;

В.Оба ответа верны

66.Функции семьи:

А.Равнозначны

Б.Соположены

В.Образуют иерархию

67.Какая функция семьи утрачена в современном обществе

А. Функция передачи социального статуса.

Б. Функция социализации детей

В. Функция воспитания детей

68. Иерархия функций определяется

А. Историей семьи как социально-культурного института

Б. Историей конкретной семьи

В.Оба ответа верны

69.Родительская позиция, которая отличается чрезмерной эмоциональной близостью, называется:

А.Сотрудничество

Б.Симбиоз

В.Авторитарность

70.Родительское отношение включает:

А.Взаимную связь детей и родителей

Б.Взаимозависимость детей и родителей

В.Оба ответа верны

71.Наибольшие искажения в процесс формирования личности ребенка вносит следующая родительская позиция:

А.Эмоциональное отвержение

Б.Симбиоз

В.Авторитарность

72.Наибольшей степенью осознания характеризуется:

А.Родительская позиция

Б.Родительское отношение

В.Родительская установка

73.Кто из отечественных исследователей выделил следующие роли ребенка в дисгармоничной семье: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби»:

А.А.Варга

Б.А.Спиваковская

В.И.Кон

74.Тип родительской любви, который характеризуется антипатией, неуважением, большой межличностной дистанцией, называется :

А.Отвержение

Б.Действенная любовь

В.Отстраненная любовь

75.Действенная любовь родителей характеризуется:

А.Симпатией, близостью, уважением

Б.Симпатией, неуважением, близостью

В.Симпатией, неуважением, межличностной дистанцией

76.Отстраненная любовь характеризуется:

А.Симпатией, близостью, уважением

Б.Симпатией, неуважением, большой межличностной дистанцией

В. Симпатией, уважением, большой межличностной дистанцией

77. Любовь родителей по типу снисходительного устранения характеризуется:

А.Симпатией, неуважением, большой межличностной дистанцией

Б.Симпатией, неуважением, близостью

В.Симпатией, уважением, близостью

78.Родительская позиция «Презрение» характеризуется:

А.Антипатией, неуважением, межличностной дистанцией

Б.Антипатией, неуважением, близостью

В.Симпатией, уважением, близостью

79..Оптимальная родительская позиция характеризуется:

А.Адекватностью

Б.Гибкостью

В.Прогностичностью

Г.Все ответы верны

80.Кто из отечественных психологов предложил выделить три аспекта родительских отношений: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дистанция

А.С.Спиваковская

Б.В.Дружинин

В.А.Варга

81.Стиль воспитания родителей может:

А. Вызвать отклонения в развитии ребенка

Б.Повлиять на здоровье ребенка

В. Оба ответа верны

82.В конфликтных семьях:

А. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния

Б. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения.

В. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов

83. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам :

А.В конфликтных семьях

Б.В кризисных семьях

В. В проблемных семьях

84.Кризисной можно назвать семью, в которой:

А. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.

Б. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза

Нина семья — Стр 2

В. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов.

85. Недостатки детей, выросших в традиционных семьях:

А. Испытывают трудности в формировании собственных семей.

Б. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

В.Оба ответа верны

86. Исключите лишнее. В процесс социализации входит:

А.Формирование знаний о людях, обществе и о себе;

Б.Выработка навыков практической деятельности;

А.Выработка норм, ролей, позиций;

Г. Эмпатия

87.Исключите лишнее в высказывании: Г. М. Андреева указывает на существование трех стадий социализации:

А.Дотрудовая,

Б.Трудовая

В.Послетрудовая

Г.Нетрудовая

88. В процесс социализации входят:

А. Выработка аттитюдов, ценностных ориентации;

Б. Включение в практическую деятельность.

В.Оба ответа верны

89.Отечественный психолог В.И.Гарбузов пишет, что существует 3 типа «неправильного воспитания»: Исключите лишнее:

А .Неприятие, эмоциональное отвержение

Б. Гиперсоциализация,

В. Эгоцентрическое воспитание

Г.Действенная любовь

90. .Штирман выделяет 3 типа родительских отношений к детям, боль-

ных психосоматическими расстройствами. Исключите лишнее:

А. «связывание» — жесткое стереотипное общение; дети инфантилизи-

руются, их эмоциональное развитие отстает от нормы;

Б. «отвержение» — ребенок «отказывается» от своей личности, что

приводит к аутизму, излишней автономности;

В «делегирование» — истинные достижения детей игнорируются; ро-

дители, перемещая на них свои несбывшиеся надежды, манипулируют ими

как продолжением своего «Я»._

Г.Попустительство

91. К каким типам психопатии ведет гиперпротекция (по мнению исследователя .А.Личко):

А.Гиперпротекция крайне неблагоприятна для неустойчивого и конформного типов.

Б. При доминирующей гиперпротекции развиваются черты психастении, черты сензитивного типа, возникает астено-невротическая акцентуализация характера.

В.У гипертимиков усиливается реакция эмансипации.

Г.Все ответы верны

92. Верно ли, что потворствующая гиперпротекция ведет к истероидной акцентуации характера?

А.Верно

Б.Неверно

93. Верно ли, что эмоциональное отвержение у гипертимов и эпилептоидов вызывает протест и эмансипацию, у истероидов — оппозицию. Шизоиды при таком стиле воспитания замыкаются в себе, а неустойчивые попадают под влияние асоциальных компаний

А.Верно

Б.Неверно

94.Какой из этих типов поведения матери больше способствует нормальному развитию ребенка?

А. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к

примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он

дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство

уверенности.

Б.Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напря-

женность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственнос-

ти, чаще доминирует, а не уступает ему.

В. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе

отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осу-

ществляют жесткий контроль, особенно — за навыками опрятности.

Г. Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно

возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его

понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности.

95.Какой из ответов верен для типичных российских семей:

А.Отцы являются стабилизирующим фактором в семье

Б.Отцы не представляют стабилизирующего фактора в семье вследствие отсутствия адекватного опыта семейных взаимоотношений в детстве, мягкости характера, приниженной роли в семье, занятости или стремления еще более ужесточить требования к детям

В.Присутствие в семье отца является дестабилизирующим фактором

96. Верно ли, что роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей.

А.Верно

Б.Неверно

97. Мальчик, отец которого покинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, впоследствии оказывается:

А. Более зависимым от своих ровесников

В. Менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи

В.Оба ответа верны

98 Какой из аспектов супружеской совместимости влияет на интимные отношения?

А.Духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д.

Б.Персональная совместимость — характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров;

В.Семейно-бытовая совместимость — функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей;

Г. Физиологическая совместимость.

99.Какой из аспектов супружеской совместимости описывается как — соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров;

А. Физиологическая совместимость

Б. Семеино-бытовая совместимость

В. Персональная совместимость

100. Какой аспект супружеской совместимости описывает эта характеристика — согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок,ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д.

А.Физиологическая совместимость

Б.Духовная совместимость

В.Семейно-бытовая совместимость

101. Смешанной семьей называют

А. Семью, которая состоит из мужа, жены их детей;

Б. Семья, увеличенная по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе, или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

В. Перестроенную семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей.

102.Нуклеарная семья состоит:

А. Из мужа, жены их детей

Б. Увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

В. Семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

103. Специфические функции семьи,

А. рождение (репродуктивная функция),

Б.содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации),

В.Оба ответа верны

104.Неспецифические функции семьи:

А. Связанные с организацией производства и потребления, отдыха и досуга,

Б.Связанные заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.

В.Оба ответа верны

105. Функция — посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха) является :

А.Экономической

Б.Коммуникативной

В.Воспитательной.

106. Верно ли,, что конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.

А.Верно

Б.Неверно

107.В чем ценность конфликта?

А. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей

Б. . Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.

В.Оба ответа верны

108. Основные причины всех супружеских конфликтов:

А.Конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);

Б.Конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;

В . Ссоры из-за недостатков в воспитании

Г.Все ответы верны

109. Исключите тот вид психологической совместимости, который поддается коррекции:

А.Ценностная

Б.Психофизиологическая

ВДуховная.

110. Как именно несовместимость разрушает брак:

А.Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака.

Б. Рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений.

В.Оба ответа верны

111.Как именно молодым супругам передается модель семьи родителей?

А.Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов

Б. Сходство супружеских отношений,

В.Оба ответа верны

112.Какие два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка:

А. Доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым –

Б.Общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений.

В.Уровень образования супругов

113. Верно ли, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали

А.Верно

Б.Неверно

114.Исключите неверное положение. В симметричном браке

А. Оба супруга имеют равные права,

Б.Никто из них не подчинен другому.

В. Один командует всей семьей

115.Исключите неверное положение . В комплиментарном браке:

А. Один распоряжается, дает приказания,

Б.Другой ожидает совета или инструкции

В.Отношения супругов строятся на равных

116. Исключите неверное положение . В метакомплементарном браке:

А. Ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия,

Б.Манипулируя своим партнером.

В.Жертвуя собой

117. Исключите неправильное положение. Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений:

А.Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года.

Б. Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет.

В.Третий кризисный период – в пожилом возрасте супругов

118.Какое из этих положений верное?

А. Кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений.

Б. Для эффективного решения следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров.

В. В наступлении кризисов нет закономерностей.

119 Исключите неверное положение . Развод как явление часто связано:

А. С тем опытом межличностных отношений, который супруги усвоили в своих родительских семьях.

Б. Дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы и в своих семьях.

В.Этот «порочный круг» невозможно разорвать

120 Какие семейно-обусловленные травматизирующие переживания играют особо важную роль в появлении семейных нарушений:

А. Состояние глобальной се­мейной неудовлетворенности;

Б. Се­мейная тревога»; семейно-обусловленное непосильное нервно-психиче­ское и физическое напряжение; со­стояние вины.

В. Оба ответа верны

121.Какие факторы сильнее влияют на появление семей­ных нарушений:

А.Сверх­сильные раздражители(смерть одного из членов семьи, известие о супружеской изме­не, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание.)

Б. Длительные (хронические) раздражители. (чрезмерная физическая и пси­хическая нагрузка в быту и на произ­водстве, трудности в связи с реше­нием жилищной проблемы, длитель­ный и устойчивый конфликт между членами семьи)

В.В равной мере

122 Когда возникают «норматив­ные стрессоры»?

А.Трудности, достаточно обычные, ко­торые в более или менее острой фор­ме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологиче­ского приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи;

Б.Проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хо­зяйства — на втором.

В. Оба ответа верны

123.Что такое латентное нарушение функционирования семьи?

А.Под ла­тентным нарушением мы будем пони­мать такое, которое в обычных, нор­мальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного нега­тивного воздействия на ее жизнь.

Б. Нарушение структуры семьи, вызванное смертью члена семьи

В.Развод

124 На что направлено психологическое консультирование семьи?

А. На восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром,

Б.На развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное общение

В.Оба ответа верны

125 В консультировании семьи применяется:

А.Только основной метод –терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей.

Б. В практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах

В.Циркулярное интервью

126 Семейное консультирование – это

А. Обязательно работа со всеми членами семьи одновременно.

Б. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования

В.Семейное консультирование исключает индивидуальное консультирование

127.Семейное консультирование может включать:

А.Общение со всей семьей,

Б. Индивидуальное консультирование одного из ее членов,

В.Работа с супружеской парой,

Г.Все ответы верны

128. Возникновение системной семейной терапии связано:

А. С общей теорией систем

Б. С индивидуальной психотерапией

В.С развитием общей психологии

129.В семейной системной психотерапии психолог руководствуется:

А.Принципом нейтральности

Б.Принципом циркулярности

В.Принципом гипотетичности

Г.Все ответы верны

130 Какое из этих положений не принадлежит основам системной семейной психотерапии:

А.Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов.

Б. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

В.В семье человек поступает так, как он сам считает нужным

131.В системной семейной психотерапии объектом психотерапевтического воздействия является:

А. Вся семейная система целиком

Б. Отдельный человек, элемент этой системы.

В. Подсистема семьи

132. Принцип нейтральности утверждает:

А. Эффективная психотерапия требует сохранения психотерапевтом нейтральной позиции.

Б. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым

В.Оба ответа верны

133. Почему в системной семейной психотерапии на прием приглашаются все члены семьи, проживающие вместе, независимо от возраста: и старики, и грудные дети?

А. Это особенно важно в начале работы, так как дает возможность непосредственно увидеть невербальные аспекты взаимоотношений людей, семейные коалиции, стереотипы общения, семейные правила.

Б.Будет обидно тем, кто не приглашен

В.Трудно работать психологу индивидуально

134. В супружеских конфликтах обычно виноват:

А.Один из супругов

Б. Оба супруга

В.Родители супругов

135. Принципы системной психотерапии применил к типичной российской семье:

А, Э.Г.Эйдемиллер

Б. Г.М.Андреева

В.А.Варга

136.Необходимые условия эффективного межличностного общения в семье, включающие как общие принципы ор­ганизации успешной коммуникации, так и специфические нормы и прави­ла, устанавливаемые применительно к семь, называются:

А. Открытость коммуникации;

Б.Высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное об­суждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для воз­можности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;

В.Оба ответа верны

137 Социально-психологический климат семьи — это:

А. Обобщенная интегративная характеристика семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов ос­новными аспектами жизнедеятельности семьи,

Б. Удовлетворенность общим тоном и сти­лем отношений.

В.Оба ответа верны

138. .Наибольшего различия благополуч­ные и неблагополучные семьи достигают по следующим показате­лям:

А.Удовлетворенность психологической атмосферой в семье,

Б.Удовлетворенность общением,

В.Наличие психологической поддерж­ки супругов

Г.Все ответы верны

139.Какая стадия жизненного цикла современной типичной российской семьи, по сравнению с американской, отсутствует:

А.Первая стадия. Жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа “временем монады”. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

Б. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней.

В. Третья стадия — заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа “временем диады”.

140. Современная типичная российская семья имеет свою специфику. Эти отличия связаны прежде всего:

А.С экономическими причинами,

Б.Существенны и культурные особенности сознания российских жителей

В.Оба ответа верны

141. Почему в России практически не было отдельно живущих нуклеарных семей:

А. У большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом;

Б.Жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной.

В.Ценность родственных отношений очень высока, и к любой пожилой женщине можно обратиться “бабуля” — это будет и уместно, и вежливо.

Г.Все ответы верны

142 Основная техника системной семейной терапии:

А.Диагностические тестовые методики

Б.Циркулярное интервью.

В. Эмпатическое слушание

143. Психосексуальное развитие — это-

А.Результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и пра­вила сексуального поведения

Б.Половое созревание

В.Начало половой жизни

144. Какое направление психологии рассматривает источник семейных трудностей личности в прошлом ( в родительской семье)

А.Бихевиоризм

Б.Динамическая психологи

В.Гуманистическая психология

145. Связаны ли между собой стабильность семьи и удовлетворенность браком?

А. Высокостабильные браки не всегда характеризу­ются высоким уровнем удовлетворенности браком

Б. Стабильность семьи может быть при полной не­удовлетворенности супругов своими отношениями,

В. В современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву даже при наличии детей

Г.Все ответы верны

146.Какое из этих положений верно?

А. Удовлетворенность браком зави­сит от стажа семейной жизни:

Б.Удовлетворенность браком изменяется в течение семейной жизни

В.Удовлетворенность брака не зависит от стажа семейной

147. К необходимой степени самораскрытия в процессе общения супругов необходима конгруэнт­ность общения, как:

А. Согласованность представлений о семейном укладе, общность семей­ных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная це­лостность системы «Мы»;

Б. Точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербаль­ных и невербальных сообщений;

В. Сензитивность к высказываниям партнера, использование техники ак­тивного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;

148. В кризисных периодах жизненного цикла семьи и при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций важно:

А. ‘Проявление любви

Б. Взаимной эмпатии и поддержки

В. Уважения партне­ра

Г. Все ответы верны

149. Ведущую роль в укреплении семейных отношений молодых супругов играют эмоциональные отношения симпатии между чле­нами семьи, так как :

А. Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятель­ности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную по­требность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии

Б. Во-вто­рых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных

В. Отношения симпатии в опре­деленной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье

150 Многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за не­понимания партнера:

А. Незнания психологических особенностей, присущих представителям разного пола

Б. Нереальных брачно-семейных представлений юношей и девушек

В.Оба ответа верны.