Направление «040300.62 – Конфликтология»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выпускная квалификационная работа

Направление «040300.62 – Конфликтология»

Квалификационная работа

допущена к защите

Зав.кафедрой:

«___»_____________2013г.

_______________________

Исполнитель:

Д.А. Новопашина – студент 4 курса

404 гр. дневного отделения

____________________________

Научный руководитель:

Л.А Максимова – к. психол.н., доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления

_____________________________

Екатеринбург 2013

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Конфликтологическая культура, ее основные функции
  2. Формирование конфликтологической культуры в системе вузовского образования
  3. Технологии формирования конфликтологической культуры

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Исследование

2.2 Дигностика

2.3 Технология формирования конфликтологической культуры

Введение

С начала 90-х годов, Россия приступила к реализации крупных реформ во всех сферах жизни общества, в том числе и в образовании. Основные направления осуществляемой реформы высшего образования в России выражаются в следующем:

1) создание различных типов высшего образования по срокам и программам профессиональной подготовки и формам обучения;

2) интеграция вузов России в мировую образовательную систему, решение проблем, связанных с установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях;

3) децентрализация и делокализация управления высшей школой, предоставление действительной самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач и, вместе с тем, сохранения образовательного пространства страны;

4) развитие альтернативных государственных форм образования.

Решение этих задач связано с введением Государственных образовательных стандартов, закрепленных в Законе РФ «Об образовании».

Сейчас современное вузовское образование является многоплановым и разносторонним. Высшие учебные заведения предлагают большой набор образовательных услуг. Это и принятие единого государственного экзамена (ЕГЭ), и получение высшего образования первого и второго уровня, и обучение в аспирантуре и докторантуре, и различного рода обучение на курсах. Конечно, после коренных перемен в системе образования, можно отметить изменения мировоззрения специалистов. Сейчас на рынке труда востребованы, конкурентно способные специалисты с требуемым уровнем подготовки. Многие руководители компаний, в условиях сегодняшней конфликтной обстановке в мире, приветствуют конфликтологические знания специалиста. Например, знания об управлении конфликтами. Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения профессиональной деятельности. В целом об этом нам, может говорить культура специалиста. Существуют такие понятия как «культура», «культура человека», «профессиональная культура». Мы в нашей работе определим и рассмотрим определение «конфликтологоческая культура специалиста» т.к. тема конфликта и конфликтологии как науки, в нашей стране становиться все более актуальным и развитым. Конфликты возникают в процессе взаимодействия и общения людей, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Неразрешенный конфликт оказывает негативное последствие на результативность профессиональной деятельности: в результате профессиональных конфликтов теряется 15 % рабочего времени, производительность труда сокращается на 16 % (И.С. Фиганов).

Современный специалист должен быть подготовлен не только реализовывать профессиональные задачи в условиях конфликтогенной профессиональной среды, но и преобразовывать ее с целью предупреждения негативных конфликтов, а также быть готовым к «оптимальному исходу» из профессиональных личностных кризисов как барьеров на пути к профессиональной культуре. (Е.А. Климов).

Однако, несмотря на рост исследований в сфере конфликта, и активное развитие конфликтологии в нашей стране, конфликтность в профессиональной среде не уменьшается. А понятие «Конфликтологическая культура» как вид профессиональной культуры специалиста в качестве цели профессиональной конфликтологической подготовки не рассматривается.

Поскольку конфликтологическая культура специалиста еще не выступала предметом специального исследования, возникает необходимость выявления ее психологической сущности, психолого-педагогических условий и технологий формирования в системе вузовского образования

Объект исследования: конфликтологическая культура специалиста в вузовском образовании.

Предмет исследования: технологии формирования конфликтологической культуры.

Цель исследования: разработать технологию формирования специалиста в системе вузовского образования.

Задачи выполнения выпускной квалификационной работы:

1.На основе анализа научной и методической литературы, выявить современное состояние проблемы развития конфликтологической культуры специалиста.

2.Рассмотреть формирование и развитие конфликтологической культуры специалиста в вузе, включающую методологические основания, понятийно-категориальный аппарат, теоретический базис и содержательно-смысловое наполнение.

3.Рассмотреть существующие технологии формирования конфликтологической культуры специалиста в системе вузовского образования.

4.Разработать технологию формирования конфликтологической культуры специалиста,

Теоретико- методологической основой исследования являются: педагогические концепции формирования индивидуальности человека и его творческого саморазвития (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Н.Ф. Вишнякова, Н.В. Кузьмина, , Ю.М. Орлов); идеи культурологического подхода в образовании (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. С. Степин и др.)

— технологический подход в образовании (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко и др.);

— методология исследования конфликта в образовательном процессе

(Н.П.Аникеева, Г.Е.Григорьева, В.И.Журавлев,)

Методы исследования: рассмотрение теоритических данных по теме, и анкетирование.

Практическая значимость: данная работа будет полезна, в первую очередь, для руководителей организаций, сотрудников кадровой службы организации.

Структура и объем: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава – теоретическая; вторая глава – практическая. Первая глава состоит из семнадцати страниц, вторая из десяти и третья из одиннадцати. В общей сложности работа составляет пятьдесят одну страницу. Исследовано 34 источника.

Глава 1. Теоритические основы процесса формирования конфликтологической культуры

1.1 Конфликтологическая культура, виды и функции Теорию формирования конфликтологической культуры специалиста, мы рассмотрим через обоснование следующих вопросов: определение конфликтологической культуры в философском, психологическом и педагогическом аспектах? Какова особенность конфликтологической культуры специалиста? Какое значение имеет конфликтологическая культура в системе профессиональной культуры специалиста? В настоящее время существует множество вариантов определения понятия «культура» мы обратились к культурологическому, толковому и философскому словарю.

Культура- (от лат .- возделывание, воспитание, образование)- первоначально обработка и уход за землей, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей; термином «культура» обозначается определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, веровании, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.[24]

Культура— совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.[30]

Культура — (от лат возделывание, развитие, воспитание, образование, почитание) – 1) исторически исходное значение – возделывание и уход за землей; 2) – уход, улучшение, облагораживание, телесно-душевно-духовных сил, склонностей и способностей человека, а также степень их развития; соответственно разделяют культуру тела, культуру души и духовную культуру; 3) совокупность способов и приемов организации, реализации, и развития человеческой жизнедеятельности, способов человеческого бытия; 4) совокупность материальных и духовных достоянии, выраженных в исторически достигнутом уровне развития общества и человека, воплощенных в результатах продуктивной деятельности; 5) локализованное в пространстве и времени социально — историческое образование, которое специфицируется или по историческим типам, или по этническим, континентальным, или по региональным характеристикам общества. В широком смысле, зафиксированном еще Д. Вико, Культура — это то, что совершается человеком, в отличие от того, что совершается природой.[28]

Сейчас научно актуальным, терминологическим в теории и истории культуры становится единое понятие «культура», которое разделяют ученые А. Швейцар, Тейяр де Шарден, Ортега-и-Гасет, М. Мид, А. Моль, Г. Селье; среди отечественных теоретиков культуры – В. Вернадский, Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, Ю. Лотман, Н. Эйдельман [36]. Культура – совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека.[36]

Исходя из этих определений, мы можем выделить общее краткое определение, для нашей работы: Культура- прогрессирующее самопроизводство, общественного человека.[36]

Функции культуры:

1) человекотворческая, (культура творит человека, а человек культуру);

2) нормативно-регулятивная, (культура нормирует деятельность человека, а конфликт норму разрушает);

3)коммуникативная, (культура – это взаимодействие);

4) аскеологическая, (ценностная) – (когда человек вступает в конфликт, он подвергает сомнению ценности другого человека);

Рассмотрев определение культуры, теперь нам нужно понять, что такое конфликт? Как он влияет на общество и его отдельную единицу т.е (личность)? И определить что такое « Конфликтологическая культура личности»?

Конфликты играют важную роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества, и человечества в целом. Для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения[4].

Социальный конфликт- наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и сопровождающиеся переживанием ими негативных эмоции по отношению друг к другу.[4]

Конфликт — чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы, и т.д.[34].

Конфликты бывают: внутриличностные, межличностные, межгрупповые и т.д. Следовательно: наука, которая занимается конфликтом — конфликтология. Конфликтология — наука, исследующая конфликты, причины их возникновения, механизмы и закономерности развития конфликтных ситуаций, субъекты (стороны) конфликтов, их негативные и позитивные следствия, социальные функции, возможности и способы их предупреждения, локализации, минимизации и разрешения. Теперь мы определимся с понятием «Конфликтологическая культура».

«Конфликтологическая культура»- формирование конкретных знаний и умений, и ряда специфических способностей личности, являющихся основой для понимания других и самого себя, для самосовершенствования, самореализации, благодаря конструктивному решению проблем межличностного взаимодействия. [41]

Исходя из определения конфликтологической культуры, мы выявили следующие ее функции:

1. использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, в целях позитивного решения спорной ситуации.

2. Диагностика социальной дисгармонии в коллективе.

3. Способствует более глубокому познанию участниками конфликта друг друга и в конфликтной ситуации.

4. Снятие напряжения, как во внешнем, так и во внутреннем пространстве личности.

5. Позволяет развивать коммуникативные навыки.

6. Создает комфортный климат в коллективе.

Понятие «Конфликтологическая культура специалиста» использует Н.В. Самсонова, отличая его от понятия «Конфликтологическая культура личности».

«Конфликтологическая культура личности» выражается в стремлении (потребность, желание) и умение человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. « Конфликтологической культуре специалиста» свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функции в условиях профессионального конфликта. Под «Конфликтологической культурой специалиста» понимается качественная характеристика профессиональной жизнедеятельности специалиста в конфликтогенной профессиональной среде. Н.В. Самсонова [ 36 с. 31]. Соответственно конфликтологическая культура специалиста должна занимать основное место в структуре профессиональной культуры специалиста т. к. она обобщает все ее составляющие, актуализируется и проявляется в связи с необходимостью в профессиональной конфликтогенной среде. Конфликтологическая культура является способом профессиональной деятельности в конфликтогенной профессиональной среде. Представляет собой одну из составляющих профессиональной культуры, которая интегрирует в себе функции акмеологической, коммуникативной, специально- профессиональной культур.

В итоге изучения сущности конфликтологической культуры специалиста, сделаем выводы: под конфликтологической культурой специалиста понимается характеристика способа профессиональной деятельности в конфликтогенной среде. Конфликтолгическая культура- регулирует процесс профессионального взаимодействия; структурирует профессиональную культуру специалиста; способствует эффективной профессиональной деятельности; предупреждает конфликты в профессиональной среде.

1.2 Процесс формирования конфликтологической культуры

Рассмотрев определение конфликтологической культуры, теперь стоит определить: Что такое процесс формирования конфликтологической культуры? И как процесс формирования конфликтологической культуры осуществляется в педагогической среде.

Для того чтобы рассмотреть процесс формирование конфликтологической культуры, выделим связанные с ней определения, такие как: «Конфликтологическая компетентность», «Конфликтолгическая готовность», «Конфликтологическая компетенция».

Конфликтолгическая компетентность— вид профессиональной подготовленности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде.[6]

Конфликтологическая компетенция- совокупность конфликтологических вопросов, решение которых входит в обязанности специалистов.[36]

Конфликтологическая готовность— готовность специалиста к решению профессиональных конфликтологических задач[17]. А Г.М. Болтунова[9] включает три конфликтологических умения:1) видение и понимание конфликта; 2) умение прогнозировать и оценивать последствия конфликта; 3) владение средствами диагностирования, предупреждения и разрешения конфликта;

Процесс-   ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь (Процесс роста, Творческий процесс, Производственный процесс.) [30]

Процесс формирования конфликтолгической культуры специалиста, является сложной системой, в которой можно выделить несколько основных подсистем:

  1. Компонент целостного педагогического процесса. Целостный педагогический процесс, предложенный В.С Ильиным.[22] Основные компоненты: исходное состояние, цель, педагогические средства, условия, результат .
  2. Учебно- конфликтологическая и профессиональная деятельность обучающегося- профессиональная (педагогическая) деятельность преподавателя.
  3. Теоритическая и практическая подготовка.
  4. Формирование конфликтологической культуры специалиста как цель деятельности преподавателя и саморазвитие специалиста .

Формирование конфликтологической культуры зависит от педагогических средств и условий. Поэтому мы дадим краткую характеристику этим определениям.

О.С. Гребенюк [13] к педагогическим средствам формирования конфликтологической культуры относит:

1) Содержание учебного материала, и содержание конфликтной ситуации;

2) формы и методы обучения и воспитания;

3) профессиональные и личностные качества преподавателя;

4) межличностные отношения в учебной группе;

К условиям формирования конфликтологической культуры относятся:

1) понимание студентом- будущим специалистом, структуры и функций конфликтологических процессов во взаимодействии с профессиональной средой через призму учебной конфликтологической деятельности;

2) осознание студентами себя как субъекта профессиональной деятельности и учебной;

3) явное представление равного отношения учебной и профессиональной конфликтологической деятельности;

4) самоанализ студента в педагогическом процессе.

5) внедрение моделируемых, конфликтных ситуации в профессиональную конфликтологическую подготовку студента;

Также Н.В. Самсонова условно выделяет этапы процесса формирования конфликтологической культуры[37]:

  1. Формирование учебной конфликтологической деятельности и развитие на ее основе конфликтологической компетенции как составляющей конфликтологической культуры специалиста;
  2. Формирование учебно- профессиональной конфликтологической деятельности специалиста и развитие на ее основе конфликтологической готовности как составляющей конфликтологической культуры;
  3. Формирование профессиональной конфликтологической деятельности специалиста и развитие на ее основе конфликтологической компетентности как составляющей конфликтологической культуры.

Формирование конфликтолгической культуры- управляемый процесс.[35] Данное управление можно осуществить двумя путями. Во- первых, косвенным путем, обучающиеся не осознают формирующие воздействия со стороны преподавателя. Это путь традиционного подхода к профессионально- конфликтологической подготовке: студенты выполняют задания, слушают лекции, выступают с докладами. Это малоэффективный подход. Во- вторых, когда преподаватель, непосредственным образом, раскрывает смысл учебной конфликтологической деятельности: объясняет конфликтогенные и конфликтные психические состояния, приводит примеры профессиональной конфликтологической деятельности, также объясняет значение конфликтологических знаний и умений, для эффективности профессиональной деятельности специалиста. Этот подход должен быть основным т.к. именно в процессе профессионально- конфликтологической подготовки важно понимание необходимости конфликтологических знаний и умений, которые способствуют оптимальной и эффективной профессиональной деятельности.[35] Следовательно, формирование конфликтологической культуры специалиста зависит от преподавателя, который ведет занятия по конфликтологии. От преподавателя требуется достаточный сформированный уровень собственной позиции о конфликте, а также способность продемонстрировать студентам, профессионально значимые, конфликтогенные свойства.

1.3 Технологии формирования конфликтологической культуры.

Для того чтобы определить приемлемую технологию формирования конфликтолгической культуры, стоит рассмотреть определение технологии, какие существуют технологии? Какая технология применима к нашей работе?

Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком смысле — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. [29] Технологии бывают разные: инновационные технологии, PR- технологии, технологии в сфере производства, педагогические технологии, психологические технологии и т.д. Но для начала в целом рассмотрим технологии в сфере образования.

Технология в сфере образования, т.е. (Образовательная технология)- это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования.[31]

Образовательные технологии – комплекс организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, которые создают комфортную и адекватную целям обучения, образовательную среду. Содействует формированию у большинства студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования.[35]

Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Традиционные образовательные технологии направлены на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту.

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое вербальными средствами (монолог преподавателя).[36]

Семинар — беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы. [36]

Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму. [36]

Лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов. [36]

2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, предполагающая постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для побуждения активной познавательной деятельности студентов.

Проблемная лекция – изложение материала, которое предполагает постановку проблемных и дискуссионных вопросов, объяснение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.[35]

Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – диалогическое общение двух преподавателей, (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).[27]

Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.[27]

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.[30]

Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.[30]

Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения, в предложенных сценарных условиях.[30]

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.[30]

Основные типы проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Творческий проект, в основном, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).[27]

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, предполагающее активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. При этом со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве сегодняшних образовательных технологиях. [35]

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.[35]

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, с применением специализированных программ и технических средств работы с информацией.[35]

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – обзор содержания, сопровождается презентацией демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. (иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.) [30]

Практическое занятие в форме презентации – описание результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программ.[27]

Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины[27]:

— использование мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины;

— использование медиа- ресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет;

— проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

— проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи;

— решение юридических, экономических (других) задач с применением справочных систем «Гарант», «Консультант +»;

— консультирование студентов с использованием электронной почты;

— использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний студентов и т.д.

Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения[27]:

— интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов;

— методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;

— исследовательские методы;

— тренинговые формы;

— проведение деловых и ролевых игр, круглых столов на базе современных информационных технологий;

  • модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса.

Педагогические технологии.

Преподавательская деятельность- производительная деятельность, как и любая другая, в связи с этим и возникает термин « педагогическая технология».[7] Данный термин имеет множество определений.(В.П. Беспалько, Г. Ильин)[20], выделяют следующие: 1) Это системное и последовательное применение на практике заранее спроектированного учебно- воспитательного процесса; 2) искусство обучения посредством машин или инженерное искусство имитации педагогической деятельности.

Также, ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США, дает свое определение: Педагогическая технология- комплексный, интегральный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. Но наиболее актуальное и авторитетное определение выделяет ЮНЕСКО[35]:

«Педагогическая технология» — это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей, ставшей своей задачей оптимизацию форм образования.[35] Исходя из данных определений, можно выделить три основных признака педагогической технологии: системность, эффективность, воспроизводимость.[27] Основная цель педагогической технологии- обеспечение достаточной эффективности образовательного процесса для достижения студентами запланированных результатов обучения, в условиях массового образования. Педагогическая технология выделяет несколько принципов, которые дают замечательные результаты в подготовке будущих высококвалифицированных специалистов.[42]

Принцип научности- определяет и указывает на то, что каждая учебная дисциплина и научный материал, должен базироваться на современных достижениях науки. И реализуется при разработке учебных программ, учебных пособий, учебников.[27]

Принцип проектируемости— является базовым в производственно- технической сфере, он означает предварительное документов по организации предстоящего учебного процесса – график учебного процесса; рабочий учебный план; рабочая учебная программа дисциплины; категории учебных целей дисциплины, разделов, базовых понятий; технология процесса обучения, оценки приобретенных знаний и навыков.[27]

Принцип системности- Сущность принципа системности, заключается в том, что он охватывает все элементы учебного процесса. А элементы учебного процесса проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности. При этом структура, организация и функционирование всех элементов учебного процесса стимулирует обучение студентов.[27]

Принцип целенаправленности- определяет то, что учебный процесс должен быть целенаправленным.[27]

Принцип деятельностного подхода- эффективность учебного процесса возрастает, если он базируется на деятельностном подходе. Учебный план программы дисциплин учебные часы по видам занятий целесообразно формировать на основе детального анализа деятельности специалиста. Сейчас уже мало опираться на принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В современных условиях организация учебного процесса должна осуществляться с учетом принципа «лучше один раз выполнить, чем сто раз увидеть».[27]

Принцип управляемости- Если процесс обучения управляемый, то гарантируется достижение запланированных результатов.[27]

Принцип воспроизводимости- определяется возможностью многократного применения разработанной педагогической технологии по определенной дисциплине многократно в разных группах, в других однотипных образовательных учреждениях.[27]

Принцип экономичности- педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов с оптимальными затратами ресурсов.[27]

Педагогическая технология разрабатывается по каждой учебной дисциплине на основе общей методологии, включающая основные элементы технологии обучения.

В этом достоинство педагогической технологии, в этом ее назначение. Это один из правильных путей обеспечения полной успеваемости студентов в условиях массового обучения.[35]

Психологические технологии

Мы считаем что, психологические технологии, лучше всего рассмотреть через формирование психологической культуры личности. Психологическая культура- сложное системное образование личности, определяющее ориентировку человека в себе и в других людях, способы обращения с людьми и с собой и отношение к людям и к себе. Психологическая культура- является одной из важных составляющих личного и социального развития человека. Структура психологической культуры включает в себя три взаимосвязанных компонента: интеллектуальный, практический и ценностно-смысловой (духовно-нравственный), каждый из которых представлен системой конкретных психологических образований (понятий, образов, умственных действий, умений и навыков, отношений и др.).

Психологическая культура – это составная часть основной культуры личности, которая позволяет ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствует саморазвитию и успешной социальной адаптации.[16] [27]

Элементы психологической культуры:

  1. система психологических понятий и умственных действий, которые нужны для понимания собственных душевных состояний и личностных свойств;
  2. система психологических понятий и умственных действий, которые необходимы для понимания других, окружающих людей, и для прогнозирования их поведения и душевного состояния;
  3. умение выражать вербально собственные душевные состояния;
  4. умение понять другого человека.[16]

Так как тема психологической культуры исследована недостаточно, то мы можем условно выделить методологические принципы для технологии формирования психологической культуры:

  1. принцип активности, предусматривает актуализацию у студентов соответствующих действий (познавательных, практических и аффективных), которые обеспечивают усвоение соответствующих компонентов психологической культуры;
  2. принцип целостности, определяет формирование одновременно всех компонентов психологической культуры;
  3. принцип опоры, на индивидуальный психологический опыт;
  4. принцип опоры на элементарные единицы и генетически ранние формы существования психологической культуры;
  5. принцип учета, возрастных и индивидуальных психологических особенностей. [36]

Психологические технологии – это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. [27]

Формирование психологической культуры специалистов представляет собой целенаправленную работу педагогов в специально организованных психолого-педагогических условиях, направленную на самопознание, развитие умения понимать других людей и прогнозирование их поведения, эффективную самоорганизацию деятельности и процесса межличностного взаимодействия, построение своего поведения на основе психологического знания, усиление позитивных тенденций личности и развитие ее творческого потенциала. В настоящее время формирование психологической культуры специалистов в первую очередь, осуществляется на занятиях по психологии, и в целом во время учебного процесса. Сейчас существует множество современных психологических технологий, связанных с различными психокорректирующими методами, влиянием на человека и его сознание. Психологические технологии в системе образования подвластны педагогическому процессу, и зависят от него. Можно сказать, что психологические и педагогические технологии взаимосвязаны, ведь на определенном этапе педагогического процесса преподаватель учитывает психо- эмоциональное состояние студента, его личностные качества и способности.

Рассмотрев технологии в сфере образования, педагогические технологии и психологические, мы можем сделать вывод, что для формирования конфликтологической культуры специалиста подходят все три технологии выделенные нами. Они составляют базовый комплекс, как для формирования личности, так и для формирования его культуры.

Выводы по первой главе:

В первой главе «Теоритические основы процесса формирования конфликтологической» мы рассмотрели основные понятия, и основания для формирования конфликтологической культуры. Так мы определили понятия: Конфликтологическая культура, Конфликтолгическая компетентность, Конфликтологическая компетенция.

«Конфликтологическая культура»- формирование конкретных знаний и умений, и ряда специфических способностей личности, являющихся основой для понимания других и самого себя, для самосовершенствования, самореализации, благодаря конструктивному решению проблем межличностного взаимодействия.

Конфликтолгическая компетентность— вид профессиональной подготовленности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде.[6]

Конфликтологическая компетенция- совокупность конфликтологических вопросов, решение которых входит в обязанности специалистов.[36]

Конфликтологическая готовность— готовность специалиста к решению профессиональных конфликтологических задач. Рассмотрев данные понятия, мы определились с этапами процесса формирования кконфликтологической культуры:

  1. Формирование учебной конфликтологической деятельности и развитие на ее основе конфликтологической компетенции как составляющей конфликтологической культуры специалиста;
  2. Формирование учебно- профессиональной конфликтологической деятельности специалиста и развитие на ее основе конфликтологической готовности как составляющей конфликтологической культуры;
  3. Формирование профессиональной конфликтологической деятельности специалиста и развитие на ее основе конфликтологической компетентности как составляющей конфликтологической культуры.

Затем мы рассмотрели, основные технологии, способствующие формированию конфликтологической культуры:

  1. Образовательные технологии.
  2. Педагогические технологии.
  3. Психологические технологии.

Также мы определили, что именно эти три технологии являются базой для формирования конфликтологической культуры. Поэтому, чтобы нам разработать технологию формирования конфликтологическй культуры, стоит учитывать особенности каждой.

Для разработки корректной технологии, нам следует провести исследование, чтобы узнать, насколько студенты осведомлены о конфликтологической культуре и насколько, у них она сформированна.

Глава 2. Формирование конфликтологической культуры специалиста в системе вузовского оборазования

2.1 Описание диагностического инструментария

Базой данного исследования является Уральский Государственный Педагогический Университет (УрГПУ.) Выборка: студенты 2 курса, факультеты: Институт Кадрового Развития и Менеджмента (ИКРиМ),Институт Психологии (ИПс), Исторический факультет.

Анкету нашего исследования мы разрабатывали, на основе исследования Диссертации Самсоновой. Н.В «Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования» В анкету включены такие вопросы как:

1 Укажите Ваш возраст:……..

  1. Студентом, какого факультета Вы являетесь:
  2. Знаете ли Вы, что такое «Конфликт»?
  3. Есть ли у Вас дисциплина конфликтология?
  4. Знаете ли Вы, что такое основы конфликторазрешения?
  5. По Вашему мнению, важна ли «Конфликтология» как наука, и учебная дисциплина, для повышения уровня образования специалиста?
  6. Знаете ли Вы, термин «Конфликтологическая культура» ?
  7. По Вашему мнению, является ли этот термин важным для повышения уровня образования специалиста?
  8. Является ли этот термин важным для повышения уровня культуры специалиста?
  9. Как Вы считаете, Конфликтологическая культура формируется во время педагогического процесса?
  10. Влияет ли преподаватель, на формирование Конфликтологической культуры специалиста
  11. Важны ли знания о конфликте для будущей профессиональной деятельности специалиста?
  12. Как Вы думаете, Конфликтологическая культура специалиста, важна для его профессиональной деятельности?
  13. Как Вы считаете, формируется ли у Вас конфликтологичекая культура?
  14. По Вашему мнению, какую систему мероприятий (или новых дисциплин) стоит провести, чтобы повысить Ваши знания о конфликте и конфликтологической культуре? Приведите свой пример…………

Всего 15 вопросов, из них 14 закрытые вопросы( с односложным ответом, «да», «нет» ) и 1 открытый вопрос ( личное мнение респондента).

Цель: в ходе данного исследования мы стремились узнать, насколько студенты осведомлены о конфликтологической культуре и насколько, у них она сформирована.

Исследование проводилось в трех группах студентов Уральског Государственного Педагогического Университета (УрГПУ), всего 50 человек: 15 человек- Институт Кадрового Развития и Менеджмента; 22 человека- Институт Психологии; 13 человек- Исторический факультет.

Все данные были посчитаны и сведены в общую таблицу, после этого переведены в процентное соотношение, и отображены в диаграммах.

Вопрос

вариант ответа

Ипс

ИКРиМ

Ист.Фак.

1

Возраст

18-19

18-19

18-20

2

Студентом каког факультета, вы являетесь?

22

15

13

0

0

0

3

Знаете ли вы, что такое конфликт?

да

22

15

13

нет

0

0

0

Вопрос

Вариант ответа

Ипс

ИКРиМ

Ист.Фак

4

Есть,ли у Вас дисциплина «Конфликтология»?

Да

22

0

13

нет

0

15

0

5

Знаете ли вы, что такое основыконфликторазрешения?

да

0

4

10

нет

17

8

1

затрудняюсь ответить

5

3

2

6

По Вашему мнению, важна ли Конфликтология как наука, и учебная дисциплина, для повышения уровня образования специалиста?

да

22

10

13

нет

0

5

0

7

По Вашему мнению, важна ли Конфликтология как наука, и учебная дисциплина, для повышения уровня образования специалиста?

да

14

3

6

нет

8

10

7

затрудняюсь ответить

2

8

По Вашему мнению, является ли этот термин важным для повышения уровня образования специалиста?

да

0

2

10

нет

12

3

0

затрудняюсь ответить

10

10

3

9

По Вашему мнению, является ли этот термин важным для повышения уровня образования специалиста?

да

0

8

9

нет

10

4

0

затрудняюсь ответить

12

1

4

10

Как Вы считаете, Конфликтологическая культура формируется во время педагогического процесса?

да

8

4

12

нет

0

1

1

затрудняюсь ответить

14

10

0

11

Влияет ли преподаватель, на формирование Конфликтологической культуры специалиста?

да

20

5

10

нет

2

3

2

затрудняюсь ответить

0

7

1

Вопрос

Вариант ответа

Ипс

ИКРиМ

Ист.фак.

12

Важны ли знания о конфликте для будущей профессиональной деятельности специалиста?

да

18

12

8

нет

2

2

3

затрудняюсь ответить

2

1

4

13

Как Вы думаете, Конфликтологическая культура специалиста, важна для его профессиональной деятельности?

да

15

3

9

нет

5

6

3

затрудняюсь ответить

2

6

1

14

Как Вы считаете, формируется ли у вас конфликтологичекая культура?

да

10

6

5

нет

5

3

4

затрудняюсь ответить

7

6

4

15

Какую систему мероприяти(или новых дисциплин)стоит провести,чтобы повысить Ваш уровень знаний о конфликте и конфликтологической культуре?

ввести доп.часы по кнф.

8

6

8

ввести курс конфликтология

4

3

2

проводить тренинги

6

6

3

совместная стажировка

4

0

0

2.2 Анализ результатов.

В ходе проведенного нами исследования, об информированности студентов о конфликтологической культуре и ее сформированности у них, мы выяснили, что большинство респондентов говорят о том, что знакомы с понятием «конфликт». Респонденты каждой группы ответили положительно.

Диаграмма 1

Далее мы спросили респондентов, есть ли у них дисциплина «Конфликтология». Большинство ответили положительно, Ипс 63%; Исторический факультет 37%, отрицательный ответ дали студенты факультета ИКРиМ 29%.

Диаграмма 2

На следующий вопрос «Знаете ли Вы, что такое основы конфликторазрешения? На диаграмме видно что не смотря на то, что на факультете ИПс есть дисциплина «Конфликтология», ответы на данный вопрос отрицательны: так 65% студентов не знают основы конфликторазрешения и 50% затрудняются ответить. На факультете ИКРиМ- 29% студентов дали положительный ответ, 31% студентов дали отрицательный ответ и 30% студентов затрудняются ответить. Студенты Исторического Факультета: положительно ответили 71%, отрицательно ответили 4%, и затрудняются ответить 20%.

Диаграмма 3

На следующий вопрос, «важна ли «Конфликтология» как наука, и учебная дисциплина, для повышения уровня образования специалиста?» большинство студентов ответили положительно: ИПс 49%, ИКРиМ 22%, Исторический Факультет 29%, и лишь 17% студентов факультета ИКРиМ- ответили отрицательно. Соответственно, мы можем сделать вывод, что студены УрГПУ нуждаются в данной дисциплине, для повышения уровня знаний.

Диаграмма 4

Нашим респондентам, мы задали вопрос о конфликтологической культуре. Вопрос звучал так: Знаете ли Вы, термин «Конфликтологическая культура»? На диаграмме видно, что студенты группы ИПс ответили положительно 61% и отрицательно 32%; студенты группы ИКРиМ- 13% ответили положительно, 40% отрицательно, и 8% затрудняются ответить; студенты группы Исторического факультета- положительно 26% и отрицательно 28%. Следовательно, мы можем сделать вывод, что термин «Конфликтологическая культура» знаком студентам факультета ИПс, студенты факультета ИКРиМ- малознакомы с данным термином, и студенты Исторического факультета имеют лишь общее представление.

Диаграмма 5

Затем мы задали вопрос: является ли этот термин важным для повышения уровня образования специалиста? Студенты группы ИПс ответили 80% отрицательно, 44% студентов затрудняются ответить; студенты группы ИКРиМ 17% ответили положительно, 20% отрицательно и 43% — затрудняются ответить; студенты группы Исторического факультета 83% положительно, и 13% затрудняются ответить. Посмотрев на результаты диаграммы, мы можем сделать вывод, что студенты ИПс не считают данный термин важным, для повышения уровня образования специалиста. Мы можем предположить, что студенты на самом деле не знают суть и значение конфликтологической культуры в системе образования.

Диаграмма 6

Затем мы задали вопрос: Является ли этот термин важным для повышения уровня культуры специалиста? Студенты факультета ИПс: 71% ответили отрицательно, затрудняются ответить 71%; студенты факультета ИКРиМ 47% положительно, 29% отрицательно, 6% затрудняются ответить; студенты Исторического факультета 53% ответили положительно,23% затрудняются ответить. Мнения студентов разделились и на диаграмме четко видно, что большое количество студентов затрудняются ответить.

Диаграмма 7

Следующий вопрос, который мы задали респондентам: Конфликтологическая культура формируется во время педагогического процесса?

Студенты факультета ИПс- ответили положительно 33% затрудняются ответить 58%; студенты факультета ИКРиМ- положительно ответили 17%, отрицательно- 50%, и затрудняются ответить-42%; студенты группы Исторического факультета- положительно ответили- 50%, отрицательно- 50%.

Диаграмма 8

Затем мы решили узнать: Влияет ли преподаватель, на формирование Конфликтологической культуры специалиста? Студенты ИПс -57% ответили положительно, 28% отрицательно; студенты факультета ИКРиМ- 14% ответили положительно, 43% отрицательно, 87% затрудняются ответить; студенты Исторического факультета- 29% положительно, 29% отрицательно, 13% затрудняются ответить.

Диаграмма 9

Следующий вопрос заданный нашим респондентам: Важны ли знания о конфликте для будущей профессиональной деятельности специалиста?

Студенты факультета ИПс- 47% ответили положительно,28% отрицательно, 29% затрудняются ответить; студенты факультета ИКРиМ- 32% ответили положительно,29% отрицательно,14% затрудняются ответить; студенты Исторического факультета-21% ответили положительно, 43% отрицательно,

57% затрудняются ответить. Диаграмма 10

Далее вопрос: Конфликтологическая культура специалиста, важна для его профессиональной деятельности? Респонденты ответили неоднозначно т.к. студенты факультета ИПс- 56% ответили положительно, 36% ответили отрицательно, 22% затрудняются ответить; студенты факультета ИКРиМ- 11% ответили положительно, 43% ответили отрицательно, 67% затрудняются ответить, студенты Исторического факультета- 33% ответили положительно, 21% отрицательно, и 11% затрудняются ответить.

Диаграмма11

Заключительный вопрос с вариантами ответа, звучит так: Как Вы считаете, формируется ли у вас конфликтологичекая культура? Большинство студентов факультета ИПс- ответили положительно 48%, отрицательно- 42% и 41% затрудняются ответить, студенты факультета ИКРиМ- 28% положительно, 25% отрицательно, 35% затрудняются ответить; студенты Исторического факультета ответили положительно- 24%, отрицательно- 33% и затрудняются ответить-24%.

Диаграмма 12

Последний вопрос в нашей анкете- открытый вопрос, где респондентам было предложено привести свой личный пример системы мероприятий, для повышения их знаний о конфликте и конфликтологической культуре.

Наиболее частые ответы респондентов:

  1. Ввести дополнительные часы по конфликтологии (37% ИПс; 25% ИКРиМ; 37% Исторический факультет)
  2. Ввести курс «Конфликтологии» (44% ИПс; 33% ИКРиМ; 23% Исторический факультет)
  3. Проводить тренинги ( 25% ИПс; 37% ИКРиМ; 28% Исторический факультет)
  4. Включить в процесс обучения, совместную стажировку со специалистом- конфликтологом (9% ИПс).

В ходе проведенного нами исследования, мы определили, что большинство студентов знакомы с определением конфликта и общими знаниями о нем, но термин « Конфликтологическая культура» ими мало изучен. Соответственно, студенты не считают, что это важная составляющая в профессиональной деятельности. Из- за того, что данный термин, не достаточно распространен в системе высшего образования, у будущих специалистов могут возникнуть конфликтные ситуации в профессиональной среде, к которым они будут не готовы.

2.3 Технология формирования конфликтологической культуры в педагогическом процессе.

Для того, что бы создать технологию формирования конфликтологической культуры специалиста, удовлетворяющую всем основным требованиям, мы будем опираться на педагогические технологии в целом. Технология формирования конфликтологической культуры состоит из нескольких компонентов, таких как, аналитический, содержательный, процессуальный[c]

Аналитический компонент технологии формирования конфликтологической культуры специалиста, рассматривается в качестве залога обеспечения технологии. Объектами аналитической деятельности преподавателя выступают главный показатель деятельности преподавателя по формированию конфликтологической культуры организация совместной учебной, учебно-профессиональной конфликтологической деятельности и главный показатель результатов учебно-профессиональной деятельности обучающихся — содержание решения учебно-профессиональных конфликтологических задач. Объектом аналитической деятельности обучающихся выступают конфликтологические умения по управлению конфликтом.

Содержательный компонент-система педагогических средств формирования конфликтологической культуры, представлена в виде структурированного содержания теоритической и прикладной конфликтологической подготовки:

  1. Содержание учебного конфликтологического материала;

Содержание учебного материала конфликтологической подготовки определяется педагогом исходя из критериев соответствия содержания подготовки ее целям, психолого- педагогического подхода, прогностического подхода, однородностью содержанию соответствующих дисциплин, внутри- и междисциплинарной интеграции знаний, подобный вероятному содержанию профессиональной деятельности; выделение ведущих идей и понятий в содержании конфликтологической подготовки и структурируется в соответствии с уровнями гуманитарного познания: философский (философия конфликта), социологический (социология конфликта), психологический (психология конфликта), педагогический (педагогика конфликта), профессиональный (профессиональная конфликтология).

2) Содержание учебной, учебно-профессиональной, профессиональной конфликтологической деятельностей обучающихся и преподавателя; Содержание учебной, учебно-профессиональной, профессиональной конфликтологической деятельности определяется структурированием содержания учебного конфликтологического материала в систему учебных задач и заданий, решение которых определяет вид конфликтологической деятельности (познающая, регулятивная, преобразующая) по управлению конфликтом.

Процессуальный компонент— включает в себя интерактивные методы обучения, бинарные методы воспитания, типы учебного взаимодействия, представленные конкурентными, компромиссными и кооперативными типами взаимодействия обучающихся и преподавателя. Также мы предполагаем, что выбор формы конфликтологической подготовки, характеризуется спектром индивидуальных и групповых, лекционных и практических, семинарских и лабораторных занятиях, социально-психологическим, конфликтно-профессиональном тренингом, психолого-педагогической студией, диктуется этапом непрерывного профессионального образования, возрастом обучающихся, учебными планами, условиями конкретного учебного подразделения. Формирование конфликтологической культуры специалиста возможно по двум направлениям — междисциплинарный подход и специально-профессиональный подход. Первый подход опирается на последовательное овладение философскими, социологическими, психологическими и педагогическими основами профессиональной конфликтологии в процессе профессиональной подготовки специалистов. Второй — концентрированный — реализуется в форме специального курса « Конфликтология». Выбор направления диктуется организационно-методическими условиями конкретного учебного заведения или учебного подразделения. Исходя из этого, мы можем определить, что эффективность процесса формирования конфликтологической культуры специалиста, будет возможным, если будут соблюдаться следующие положения в педагогическом процессе: 1) правила обеспечивающие нормальную совместную конфликтологическую деятельность; 2) создание соответствующей обстановки для занятий; 3) наличие предпосылок для успешного учебного взаимодействия.

Технология формирования конфликтологической культуры состоит из трех основных условий, при реализации которых формирование конфликтологической культуры специалиста, будет иметь запланированный результат.

Организационное обеспечение: заключается в организации совместной учебной деятельности; структурирование учебного места, обучающихся;

Нормативное обеспечение: заключается в совместной разработке корпоративной культуры учебной группы;

Учебно- методическое обеспечение: заключается в разработке учебно- методического пакета по учебной дисциплине «Конфликтология».

Мы будем солидарны с респондентами нашего исследования и на основании их предпочтений оформим технологию формирования конфликтологической культуры.

Технология формирования конфликтологической культуры специалиста в системе вузовского образования.

  1. Разработка полного учебно- методического пакета по учебной дисциплине «Конфликтология», которая подойдет широкому спектру специальностей ВУЗа.
  2. Разработка общих тренингов (для всех желающих студентов ВУЗа) по дисциплине «Конфликтология».
  3. Включение в учебный процесс производственной практики, связанной с наблюдением конфликтных ситуаций.(Для студентов разных специальностей)
  4. Внедрение стажировки, со специалистом- конфликтологом.(Для студентов конфликтологов).

Мы предполагаем, что разработанная нами технология, поможет специалистам расширить свои знания о конфликте; повысить уровень конфликтологической культуры и как следствие разработать свой профессиональный потенциал и применить его в дальнейшей профессиональной деятельности.

Выводы по второй главе

Во второй главе «Технология формирования конфликтологической культуры специалиста в системе вузовского образования» мы провели эмпирическое исследование методом анкетирования, чтобы определить насколько студенты осведомлены о конфликтологической культуре и насколько, у них она сформированна. Исследование проводилось на базе Уральского Государственного Педагогического Университета, в котором участвовали 50 студентов, трех факультетов: Институт Психологии; Институт Кадрового Развития и Менеджмента. Результаты проведенного нами исследования позволили сделать нам следующий вывод: большинство студентов знакомы с определением конфликта и общими знаниями о нем, но термин « Конфликтологическая культура» ими мало изучен. Соответственно, студенты не считают, что это важная составляющая в профессиональной деятельности. Из- за того, что данный термин, не достаточно распространен в системе высшего образования, у будущих специалистов могут возникнуть конфликтные ситуации в профессиональной среде, к которым они будут не готовы. Следующий этап нашей работы – разработка технологии формирования конфликтологической культуры.

Технология формирования конфликтологической культуры состоит из нескольких компонентов, таких как, аналитический, содержательный, процессуальный.

Технология формирования конфликтологической культуры состоит из трех основных условий, при реализации которых формирование конфликтологической культуры специалиста, будет иметь запланированный результат.

Организационное обеспечение: заключается в организации совместной учебной деятельности; структурирование учебного места, обучающихся;

Нормативное обеспечение: заключается в совместной разработке корпоративной культуры учебной группы;

Учебно- методическое обеспечение: заключается в разработке учебно- методического пакета по учебной дисциплине «Конфликтология».

На основании проведенного нами исследования и изученного материала мы разработали технологию формирования конфликтологической культуры в системе вузовского образования.

Заключение.

Конфликтологическая культура специалиста — это интегративное качество, Которое включает в себя — культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру и культуру поведения, т.е. то, что может регулировать поведение человека в конфликте. Владение специалистом конфликтологической культурой обеспечивает конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия и продуктивного общения с другими специалистами в процессе профессиональной деятельности. Поэтому, формирование конфликтологической культуры специалиста целесообразно начать в процессе вузовского образования.

Конфликтологическая культура специалиста занимает одну из основных позиций в структуре профессиональной культуры. Также мы рассмотрели профессионально важные качества Конфликтологическая культура, Конфликтолгическая компетентность, Конфликтологическая компетенция.

«Конфликтологическая культура»- формирование конкретных знаний и умений, и ряда специфических способностей личности, являющихся основой для понимания других и самого себя, для самосовершенствования, самореализации, благодаря конструктивному решению проблем межличностного взаимодействия.

Конфликтолгическая компетентность— вид профессиональной подготовленности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде.[6]

Конфликтологическая компетенция- совокупность конфликтологических вопросов, решение которых входит в обязанности специалистов.[36]

Конфликтологическая готовность— готовность специалиста к решению профессиональных конфликтологических задач.

Рассмотрев данные понятия, мы определились с этапами процесса формирования конфликтологической культуры:

  1. Формирование учебной конфликтологической деятельности и развитие на ее основе конфликтологической компетенции как составляющей конфликтологической культуры специалиста;
  2. Формирование учебно- профессиональной конфликтологической деятельности специалиста и развитие на ее основе конфликтологической готовности как составляющей конфликтологической культуры;
  3. Формирование профессиональной конфликтологической деятельности специалиста и развитие на ее основе конфликтологической компетентности как составляющей конфликтологической культуры.

Затем мы рассмотрели, основные технологии, способствующие формированию конфликтологической культуры:

  1. Образовательные технологии.
  2. Педагогические технологии.
  3. Психологические технологии.

Образовательные технологии – комплекс организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, которые создают комфортную и адекватную целям обучения, образовательную среду. Содействует формированию у большинства студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования.

«Педагогическая технология» — это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей, ставшей своей задачей оптимизацию форм образования.

Психологические технологии – это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности.

Следующим этапом нашей работы было эмпирическое исследование. В ходе которого мы выяснили, какова информированность студентов о конфликтах в целом и термине «Конфликтологическая культура». Результаты показали, что большинство студентов знакомы с определением конфликта и общими знаниями о нем, но термин « Конфликтологическая культура» ими мало изучен. Соответственно, студенты не считают, что это важная составляющая в профессиональной деятельности. Из- за того, что данный термин, не достаточно распространен в системе высшего образования, у будущих специалистов могут возникнуть конфликтные ситуации в профессиональной среде, к которым они будут не готовы. Проанализировав теоритический материал, и проведя эмпирическое исследование, мы разработали технологию формирования конфликтологической культуры специалиста, которая гарантированно поможет повысить уровень информированности и знаний у студентов.

В ходе нашей работы все поставленные нами цели и задачи решены и выполнены

Список литературы

  1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс. Учебное по-собие. — Ульяновск. — 2010.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.
  3. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Анали-тический обзор 607 диссертаций. ХХ век. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 1999.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. — СПб., 2006.
  6. Бакланов П.А. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры. — М.: 2009.

  1. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений Текст. / А.С.Белкин . М.: Академия, 2000.- 192с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии, -М., «Педагогика»,1989.
  3. Болтунова Г.М. Формирование готовности учителя к разрешеню конфликтных ситуаций в педагогическом процессе // Оптимизация и интесификация педагогического процесса в вузе и школе: Межвуз. сб. науч.тр.- Ишим, 1994.- С. 65-67

  1. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. – Минск: Университетское, 2002. – 317 с.
  2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.
  3. Гребенюк.О.С Научно- методическое обеспечение курса общей педагогики.- Калининград,1997- 87 с.
  4. Григорьева, Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: дис.канд. пед. наук Текст. / Г.Е.Григорьева. Пермь, 2003. С.51-56.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2005
  6. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Вузовская жизнь.- 1996. №1.- С. 24-25
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.- 544с.
  8. Демина Л.Д. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Вестник Алтайской науки: Проблемы социологии и психологии. – 2001. – №1. – С. 78-87.

  1. Дринка З.З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: Автореф. дис. …канд.пед.наук.- Калининград, 2000. 20с.
  2. Журавлев В.И Основы педагогической конфликтологии: Учебник.- М., 1995. -183с.
  3. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно- образовательная ситуация // Педагогика.- 1999. №3.-С. 66-73.
  4. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России.- 1999. №3.-С 101-105
  5. Ильин В.С. Формирование личности школьника ( целостный процесс).- М.: Педагогика,1984.- 144с.
  6. Комалова Л.П. Конфликтологическая компетентность, как профессиональный принцип конструктивной коммуникации в конфликте // Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября
  7. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. Пособие.- М.,1990.- 142с.
  8. Культурология. Энциклопедический словарь.- Ростов- на- Дону: Изд- во «Феникс», 1997- 640с.
  9. Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. – Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Барнаул, 2002.

  1. Ляудис В.Я Структура продуктивного учебного взаимодействия // Хрестоматия по педагогической психологии.- М., 1995. С. 44-59
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.,1996.- 308с.
  3. Новейший философский словарь/ В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. – Изд.3- е – Ростов н/Д.: Феникс,2008.- 668 с. – (Словари)

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  2. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей редакцией B.C. Кукушкина. — М.:ИКЦ «МарТ»: — Ростов н/Д, 2006. — 336 с.
  5. Психология: Словарь / под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.-494с.
  6. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и техноло-гия ее формирования в системе вузовского образования. — Калининград — Издательство Калининградского государственного университета. — 2002. 2005 г. Редколлегия А.В.Тихонов (отв. ред.), и др. — М.: Институт социологии РАН. — 2006.
  7. Самсонова Н.В Конфликтологическая компетентность специалиста // ВУЗ-20в и культура. Казань,2000.- С 37-39.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.- 327с.
  9. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// Школьные технологии № 4 /2004.
  10. Суворова А.В., Погорелова В.А., Власенко А.С. Личностно-психотипологические особенности как детерминанты формирования конфликтологической компетентности.// Материалы первой международной научно-практической конференции. Том II. Часть 2-я. М.: Изд-во «Проспект», 2004.
  11. Щербакова О.И. Исследование уровней сформированности конфликто-логической культуры у студентов — будущих управленческих работников // Проблемы современного образования. — М.: 2002.
  12. Щербакова О.И. Развитие конфликтологической культуры личности. // Психология личности. — №4 — 2007
  13. Щербакова О.И. Формирование и развитие понятия «конфликтологиче-ская культура» в теории и практике современной конфликтологии. // Проблемы современного образования. — М.: 2002.
  14. Якунин В.А Педагогическая психология: Учеб. Пособие.- СПБ., 1998.-639с.
  15. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования.- М.,1986.-135с.