СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Педагог-психолог

Должностные обязанности

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.

Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется: а) в снижении общего запаса знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности. В отечественной ...

Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать:приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

9 стр., 4423 слов

Организация работы социального педагога с малообеспеченными семьями

ВВЕДЕНИЕ Современная семья (конца XX и начала XXI в.) сталкивается с весьма сложными проблемами: прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком. Желание многих родителей собственными силами преодолеть возникающие трудности приводит к появлению в стране опасной тенденции самоотстранения родителей от воспитания собственных детей. Именно поэтому, действуя в интересах ребенка, ...

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

 

Психолог

Должностные обязанности.

Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

21 стр., 10152 слов

Профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов (медицинских сестер) на рабочем месте

... ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде. К профессиональной адаптации относятся: Социально-психологическая адаптация ...

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

14 стр., 6540 слов

Социальная работа с гражданами без определенного места жительства

... социально – психологического пространства. В отечественной литературе сложилось стойкое мнение, что нищенство, и тем более профессиональное нищенство, было ... и социальной работы Карпушкина Наталья Викторовна Социальная работа с гражданами без определенного места жительства. Курсовая работа Выполнила студентка ... . До 20.03.2001 года через Комитет труда и занятости города Москвы были заключены договора по ...

Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

 

 

Медицинский психолог

Должностные обязанности.

Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.

Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.

13 стр., 6330 слов

Социальная работа с пожилыми гражданами в отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения

... граждан и инвалидов - комплексная реабилитация данной категории граждан с учетом их личностных особенностей. Работа ... профессиональным навыкам, профессиональной реабилитации, содействие инвалидам в реализации мероприятий по профессиональной ... внедрение новых организационных форм и методов работы, как на федеральном, ... людей. И это естественно, поскольку труд (посильный) является источником долголетия, ...

Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.

Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. В

ыполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.

Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.

Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.

 

Профконсультант

Должностные обязанности.

Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения.

2 стр., 751 слов

Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет).

Содержание 1. Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет). Роль раннего выявления детей группы риска. Методы отграничения детей с нарушением интеллекта от сходных состояний. Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению 3 2. Организация совместного изучения ребенка ...

Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.

Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации — повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.

Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.

Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.

Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.

Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.

Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы.

Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности.

Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; этические нормы деятельности профконсультанта; основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики; правила организации психодиагностического обследования; методы оказания психологической поддержки; типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний; основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизиологического исследования человека; основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей; требования, предъявляемые профессией к человеку; формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями; потребность в кадрах на федеральном и региональных уровнях с профессиональной дифференциацией; социально-демографические особенности региона; передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы; основы законодательства о труде; правила по охране труда.

 

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭРГОНОМИКЕ

Должностные обязанности. Определяет возможность применения труда инвалида в конкретных видах трудовой деятельности. Оценивает на основе использования различных методов исследования физического состояния инвалида (модельные нагрузки, имитаторы трудовых операций, тренажеры и др.) допустимые для инвалида толерантность к физическим, нервно — эмоциональным, зрительным и другим нагрузкам. Подготавливает предложения по составлению и корректировке ИПРИ (мероприятия по профессиональной реабилитации).

Изучает функциональные возможности инвалида в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Проводит совместно с другими специалистами реабилитационного учреждения исследования влияния различных факторов производственной среды (состав воздуха, радиация, шум, вибрация, освещение и другое) на функциональное состояние и работоспособность инвалида; определяет зоны комфорта и разрабатывает средства эффективной защиты организма от вредных влияний среды. Изучает непосредственно на рабочих местах существующие организационно — технические условия производства, трудовые процессы, приемы и методы труда, формирует требования к проектированию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, определяет зоны основных и вспомогательных рабочих движений, а также зоны размещения оборудования и инструмента. Систематизирует полученные антропометрические данные для наиболее рациональной организации рабочего места и для установления оптимальных и пограничных параметров самых различных рабочих положений работающего инвалида. Подготавливает предложения в извещение об изменениях в ранее разработанные чертежи и другую техническую документацию разных типов рабочих столов и сидений в зависимости от характера работы, рабочей позы, а также по рациональному размещению средств сигнализации и управления (удобное расположение всех средств управления, хорошая различаемость сигнализации).

Разрабатывает рекомендации по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического, организационного и дополнительного оснащения для использования труда инвалидов, по рациональному оформлению производственных помещений (функциональная окраска стен и отдельных предметов).

Исследует эффективность различных типов индикации (зрительной, слуховой и другой) в зависимости от абсолютных и дифференциальных порогов ощущения и восприятия, от пропускной способности анализаторов, устанавливает оптимальные характеристики различных видов индикации. Разрабатывает требования к структуре и эстетике символических изображений управляемых объектов на панелях информации. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

Должен знать: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации (в ведении которого находится учреждение) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственной службы реабилитации инвалидов; эргономику и техническую эстетику; психологию; социальную гигиену; физиологию; методы проведения эргономических исследований; методы изучения трудовых процессов и проектирования рабочих мест; методы профессиональной реабилитации инвалидов; методы контроля за состоянием окружающей среды; методы работы с применением оргтехники; правила трудового внутреннего распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и дополнительная подготовка по направлению деятельности:

6 разряд (специалист по эргономике) — без предъявления требований к стажу работы;

7 — 8 разряды (специалист по эргономике II категории) — стаж работы в должности специалиста по эргономике не менее 3 лет;

8 — 9 разряды (специалист по эргономике I категории) — стаж работы в должности специалиста по эргономике II категории не менее 3 лет;

10 — 11 разряды (ведущий специалист по эргономике) — стаж работы в должности специалиста по эргономике I категории не менее 3 лет.

 

СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Должностные обязанности. Разрабатывает рекомендации для инвалида по выбору будущей профессии или вида трудовой деятельности (занятия) в соответствии с перечнем и описанием профессий и видов трудовой деятельности, показанных инвалиду, предъявляемыми требованиями к квалификации по конкретным профессиям и должностям, организации специальных рабочих мест, условиям и режиму труда инвалидов, а также с учетом психологических факторов, оказывающих влияние на работающих инвалидов, и положением на рынке труда в регионе. Составляет профессиографическое заключение о нуждаемости в профессиональном обучении, переподготовке или повышении квалификации с указанием профессий, специальностей, характера и условий труда, рекомендуемых инвалиду. Подготавливает предложения по составлению ИПРИ. Анализирует эффективность проводимой им работы попрофориентации инвалидов, разрабатывает предложения по ее совершенствованию. Принимает участие в работе по систематизации профессиограмм и подготовке методических рекомендаций по вопросам профориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов. Вносит предложения по совершенствованию профориентационной работы. Ведет учет необходимой документации и составляет установленную отчетность.

Должен знать: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации (в ведении которого находится учреждение) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственной службы реабилитации инвалидов, а также по вопросам, касающимся занятости населения; инструкции и методические рекомендации вышестоящих органов по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов; основные тенденции и направления развития рынка труда в регионе; особенности профессиональной реабилитации инвалидов и методы ее проведения; психофизиологические особенности личности; порядок разработки ИПРИ в части профессиональной ориентации инвалидов; формы, методы и порядок проведения работ, связанных с профессиональным отбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации инвалидов; основы организации труда и производства; психологию труда; отечественный и зарубежный опыт попрофессиональной реабилитации инвалидов; порядок ведения учета, оформления необходимой документации и составления отчетности; правила внутреннего трудового распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (педагогическое, психологическое, медицинское) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и дополнительная подготовка по направлению деятельности:

8 — 9 разряды — без предъявления требований к стажу работы в должности специалиста по профессиональной ориентации инвалидов;

10 — 11 разряды — стаж работы в должности специалиста по профессиональной ориентации инвалидов не менее 3 лет;

12 — 13 разряды — стаж работы в должности специалиста по профориентации инвалидов не менее 5 лет.