МУ ОП 2 ч. Когнитивные процессы

Планы семинарских занятий, лабораторных занятий,

вопросы к экзамену по дисциплине

«Общая психология» 2 часть — «Психические (когнитивные) процессы»

Семинарское занятие 1. «Человек ощущающий» — 1 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая суть ощущений как первой ступени чувственного познания человека.

2. Физиологическая основа ощущений: понятие рецептора, строение анализатора.

3. Сенсорный образ как эффект рефлекторного кольца.

4. Классификация ощущений (органические, статические, кинестические, осязательные, обонятельные, вкусовые, зрительные, слуховые), их краткая характеристика.

5. Характеристика кожных ощущений.

6. Характеристика вкусовых и обонятельных ощущений.

7. Характеристика слуховых и зрительных ощущений.

Семинарское занятие 2. «Человек ощущающий» — 2 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные свойства ощущений: качество, длительность, интенсивность.

2. Определение психофизики, первые экспериментальные исследования ощущений Г. Фехнера.

3. Основной психофизический закон Вебера – Фехнера. Понимание интенсивности раздражений, интенсивности ощущений, геометрической прогрессии, арифметической прогрессии. Формула психофизического закона Вебера – Фехнера. Психофизический закон С. Стивенса. Обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.

4. Базовая роль тактильной чувствительности (или кожно-механического анализатора) в процессе чувственного познания.

5. Исследования порогов тактильной чувствительности: верхний абсолютный порог (болевой), нижний абсолютный порог.

6. Взаимодействие ощущений: исследования сенсорной адаптации, сенсибилизации, синестезии.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000. – 685 с.

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – С.П.: РЕЧЬ, 2001.

Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. Москва-Воронеж. 2000.

15 стр., 7162 слов

Методологические характеристики исследования 2

... методы и этапы исследования. Все характеристики исследования должны быть взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга. Актуальность исследования отвечает на вопрос: почему данную проблему ... пособии представлены методологические характеристики исследования, структура курсовой работы, требования к оформлению и др. Общие положения. Курсовые работы являются составной частью учебного процесса ...

Когнитивная психология. П\р Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. М-: ПЕР СЭ. 2002.

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М-: Че Ро. 1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Дополнительная:

Бардин К.В. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы. –М. 1976.

Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение. – М. 1988.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. 1992.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учебное пособие. –МГУ. 1973.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М. 1976.

Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. М. 1984.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1988.

Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. М. 1992.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – С-П. 1997.

Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. –М. 1970. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. –М. 1989.

Крылова А.Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. –МГУ. 1985.

Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям).

–М. 1980.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов психологических факультетов государственных университетов. –МГУ. 1987.

Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятие пространства. –МГУ. 1985.

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. –МГУ. 1975.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М. 1996.

Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М-: ЭКСМО. 2003.

Семинарское занятие 3. «Человек воспринимающий» — 1 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика восприятия. Природа восприятия. Понятие образа восприятия.

2. Физиологические основы восприятия: мозговая организация восприятия по А.Р. Лурия (первичные, вторичные и третичные проекционные зоны).

3. Исследования нарушений зрительного восприятия в зависимости от нарушений отдельных отделов и зон мозга по А.Р. Лурия.

4. Основные свойства восприятия.

5. Классификация основных видов восприятия, их краткая характеристика.

6. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.

Семинарское занятие 4. «Человек воспринимающий» — 2 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Пространственно-временная структура восприятия.

2. Предмет и фон в восприятии: закономерности.

3. Взаимоотношение целого и части в восприятии: закономерности.

4 стр., 1595 слов

Психология 35

... бихевиоризм; Г – прагматизм. 1.28. Зависимость психики от генотипа исследует … А – когнитивная психология; Б – социальная психология; В – генетическая психология; Г – этиология. 1.29. З. Фрейд разработал метод … А – интроспекции; ... наук, профессор ТГУ 3 Н.В. Козлова 3 ВВЕДЕНИЕ 4 Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 6 ВВЕДЕНИЕ Рабочая тетрадь предназначена для студентов Института дистанционного ...

4. Восприятия пространства: закономерности и иллюзии восприятия.

5. Восприятие движения и времени: факторы, закономерности и механизмы.

6. Категориальное восприятие. Роль речи и личного опыта в формировании разных видов категориальности.

7. Избирательность восприятия влияние мотивации на восприятие.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1977.

Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000. – 685 с.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебн. Пособие для студ. Высш. учебн. Заведений. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. Москва-Воронеж. 2000.

Когнитивная психология. П\р Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. М-: ПЕР СЭ. 2002.

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Дополнительная:

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. 1992.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М. 1976.

Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М. 1974.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. –М. 1974.

Лурия А.Р. Внимание и память. –МГУ. 1975.

Общая психология: Курс лекций.\ сост.Е.И.Рогов. –М. 1995.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. – М. 1989.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. П\р А.А.Крылова, С.А.Маничева. –С.П. 2000.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М. 1996.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов –на- Дону. 1997.

Хрестоматия по вниманию/ под. Ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М. 1967.

Хрестоматия по психологии. Составитель В.В. Мариненко. – М. 1987.

Семинарское занятие 5. «Представления человека».

Вопросы для обсуждения:

1. Определение представления как познавательного психического процесса.

2. Основные характеристики: признаки вторичного образа, основные функции представлений.

3. Классификация основных видов представлений, краткая характеристика видов представлений.

4. Индивидуальные особенности представления и его развитие в детском возрасте.

5. Первичные образы памяти и персеверирующие образы.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000. – 685 с.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... об общности психики животных и человека. В первую очередь это касается общей психологии. Необходимость удерживать общее приводит либо к стиранию качественных различий психики животных и человека (широко ... индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности. ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. И. Исаев

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Дополнительная:

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва – Воронеж, 1996.

Введение в психологию. Под.ред. А.В.Петровского. М. 1996.

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Общая психология: Курс лекций.\ сост.Е.И.Рогов. –М. 1995.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. – М. 1989.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. П\р А.А.Крылова, С.А.Маничева. –С.П. 2000.

Страхов И.В. Психология творчества: Лекции для студентов пединститутов. –Саратов. 1968.

Хрестоматия по психологии. Составитель В.В. Мариненко. – М. 1987.

Якобсон П.М. Психология художественного творчества. –М. 1971.

Семинарское занятие 6. «Мнемические процессы человека» — 1 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение памяти. Взаимосвязь памяти и восприятия.

2. Общая характеристика памяти: процессы, принципы, законы (Г. Эббингауз, Э. Крепелин, Г. Мюллер).

3. Органические основы памяти: исследования Э. Геринга, Р. Семона, И.П. Павлова.

4. Модально-неспецифические формы памяти по А.Р. Лурия.

5. Модально-специфические формы памяти по А.Р. Лурия.

6. Классификация основных видов памяти и краткая их характеристика.

Семинарское занятие 7. «Мнемические процессы человека» — 2 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Запоминание как процесс памяти: параметры оценки, виды запоминания, механизмы запоминания, роль установки к запоминании (исследования А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, П.И. Зинченко).

2. Сохранение, воспроизведение, узнавание: краткая характеристика процессов.

3. Забывание как процесс памяти: формы забывания, кривая забывания Г. Эббингауза, варианты проявления забывания.

4. Явления ретроактивного торможения и ретроградой амнезии.

5. Индивидуальные особенности памяти и её развитие.

Рекомендуемая литература:

Основная:

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию. Курс лекций. Издательство ... Немов Р.С. «Общая психология» (библиотека ТФ РАНХ и ГС) 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. ...

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. –С.П.: РЕЧЬ, 2001.

Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000. – 685 с.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебн. Пособие для студ. Высш. учебн. Заведений. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002.

Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. Москва-Воронеж. 2000.

Когнитивная психология. П\р Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. М-: ПЕР СЭ. 2002.

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М-: Че Ро. 1998.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001.

Лурия А.Р. Внимание и память. – МГУ. 1975.

Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. П\р Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. –МГУ. 1979 (2013).

Дополнительная:

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. П\р Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. –М. 1980.

Введение в психологию. Под.ред. А.В.Петровского. М. 1996.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. –М. 1973.

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. 1992.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1988.

Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. М. 1992.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – С-П. 1997.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. –М. 1973.

Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – С.П.: ПИТЕР. 2002.

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. –М. 1993.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. –М. 1974.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. П\р А.А.Крылова, С.А.Маничева. –С.П. 2000.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М. 1996.

Семинарское занятие 8. «Воображение человека и его роль в психической деятельности»

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика воображения: понятие, основное предназначение воображения.

2. Природа воображения по С.Л. Рубинштейну.

3. Классификация воображения: краткая характеристика основных видов.

4. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

5. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

6. Воображение и творчество.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

9 стр., 4488 слов

Тема 1. Психология мышления 2

... один дурак может задать столько вопросов, что 10 мудрецов не ответят. Миллионы людей ходили по морскому песку, одному стало любопытно: почему песок на берегу высыхает, ...

Дополнительная:

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва – Воронеж, 1996.

Введение в психологию. Под.ред. А.В.Петровского. М. 1996.

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Общая психология: Курс лекций.\ сост.Е.И.Рогов. –М. 1995.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. – М. 1989.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. П\р А.А.Крылова, С.А.Маничева. –С.П. 2000.

Страхов И.В. Психология творчества: Лекции для студентов пединститутов. – Саратов. 1968.

Хрестоматия по психологии. Составитель В.В. Мариненко. – М. 1987.

Якобсон П.М. Психология художественного творчества. –М. 1971.

Семинарское занятие 9. «Мыслительные процессы человека» — 1 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Характерные особенности мозговой организации мышления по А.Л. Лурия.

2. Определение мышления. Основные виды мышления, их краткая характеристика.

3. Основные формы мышления, их краткая характеристика.

4. Психологическая природа мыслительного процесса по С.Л. Рубинштейну.

5. Основные фазы мыслительного процесса по С.Л. Рубинштейну.

6. Основные виды умственных операций.

Семинарское занятие 10. «Мыслительные процессы человека» — 2 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Ассоциативная теория мышления (Д. Гартли, Дж. Присли, И.А. Тэн, Г. Эббингауз, В. Вундт и др.)

2. Подход бихевиористов к проблеме мышления (Э. Торндайк, Дж. Уотсон).

3. Представление о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии. (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин).

4. Вюрцбургская школа изучения мышления (А. Бине, О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе).

5. Психоаналитическая интерпретация мышления.

6. Проблема мышления и творчества в работах отечественных ученых: П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарёва, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина.

Семинарское занятие 11. «Мыслительные процессы человека» — 3 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема развития мышления в концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

2. О генетически ранних ступенях мышления по С.Л. Рубинштейну.

3. Развитие мышления ребёнка: первые проявления мыслительной активности, первые обобщения по С.Л. Рубинштейну.

4. «Ситуативное» мышление ребенка: начало активной мыслительной активности, обобщения у дошкольника и понимание им отношений, умозаключения и понимания причинности по С.Л. Рубинштейну.

5. Развитие мышления ребёнка в процессе систематического обучения: овладение понятиями, особенности суждений и умозаключений по С.Л. Рубинштейну.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. –С.П.: РЕЧЬ, 2001.

Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000. – 685 с.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебн. Пособие для студ. Высш. учебн. Заведений. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002.

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...

... т.е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами. Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных ... человека, которого они приняли на социальное обслуживание. 1. Компетентность социального работника Для успешного выполнения ... вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью. Для успешного освоения профессии специалисту по социальной работе необходима ...

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С.П. 1999.

Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. Москва-Воронеж. 2000.

Когнитивная психология. П\р Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. М-: ПЕР СЭ. 2002.

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

Пономарёв Я.А. Психология творения / Я.А. Пономарёв. — М. : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во Институт практ. Психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – М. [и др.] : Питер, 2003.

Дополнительная:

Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение. – М. 1988.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва – Воронеж, 1996

Введение в психологию. Под.ред. А.В.Петровского. М. 1996.

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. 1992.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М. 1976.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1988.

Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. М. 1992.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – С-П. 1997.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. –М. 1971.

Лурия А.Р. Язык и мышление. –М. 1979.

Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. –М. 1981.

Общая психология: Курс лекций.\ сост.Е.И.Рогов. –М. 1995.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. – М. 1989.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. П\р А.А.Крылова, С.А.Маничева. –С.П. 2000.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М. 1996.

Тихомиров О.К. Психология мышления. МГУ. 1984.

Халперн Д. Психология критического мышления. С.-П. 2000.

Холодная М.А. Психология интеллекта. –С.П.: ПИТЕР. 2002

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. –МГУ. 1981.

Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М-: ЭКСМО. 2003.

Э. Де Боно. Латеральное мышление. – С – П. 1997.

Семинарское занятие 12. «Речь человека».

14 стр., 6828 слов

Психология больного человека

... новых случаев онкологических заболеваний, причем 6 миллионов человек в течение года умерли от рака. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА .1ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ болезнь онкологический психологический ... особенностей его личности, ситуации, в которой он находится (в семье, на работе, пр.), специфика заболевания В. к. б. приобретает индивидуальную окраску. Выделяют следующие типы ...

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика речи

2. Физиологические основы речи.

3. Теоретические проблемы возникновения речи.

4. Основные виды речи.

5. Развитие речи у детей.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебн. Пособие для студ. Высш. учебн. Заведений. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002.

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Немов Р.С. Психология. Т.1. М-:Владос. 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996.

Лурия А.Р. Язык и мышление. – М. 1979.

Дополнительная:

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. 1992.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М. 1976.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1988.

Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. М. 1992.

Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. –М. 1981.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М. 1996.

Семинарское занятие 13. «Интеллект человека» — 1 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается вклад Ф. Гальтона, А. Бине и Т. Симона в исследование интеллекта?

2. Специфика факторных моделей интеллекта Ч. Спирмен и Л. Терстоуна, сходство и различие.

3. Содержание факторной модели интеллекта Д. Векслер.

4. Содержание факторной модели интеллекта Р. Кеттелл.

5. Содержание факторной модели интеллекта Г. Айзенка.

6. Содержание факторной модели интеллекта Дж. Гилфорда.

Семинарское занятие 14. «Интеллект человека» — 2 часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура психометрического интеллекта по В.Н. Дружинину.

2. Модель интеллектуальной одарённости по М. А. Холодной.

3. Модель инвестиционной теории креативности по Е. Л. Григоренко, Р. Д. Стернбергу.

4. Модель интеллекта по В.Д. Шадрикову.

5. Умственная одарённость по Н.С. Лейтесу.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб : Питер, 2008.

Соболева Т.Н. Психология способностей: учебное пособие / Т.Н. Соболева. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006.

Стернберг, Р., Григоренко, Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М. : Молодая гвардия, 1997.

Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб : Питер, 2002.

3 стр., 1241 слов

Темы курсовых работ по дисциплине «Социальная психология малых групп»

... и групповой процесс. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Изучение курса «Социальная психология малых групп» в соответ­ствии ... Э., Уипсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.; М., 2002. 2. ... практических материалов. В процессе этой работы целесообраз­но делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в ...

Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. – М. : Аспект Пресс, 2007.

Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьников / Н.С. Лейтес. – М. : Академия, 2000.

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. –С.П.: РЕЧЬ, 2001.

Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000.

Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. Москва-Воронеж. 2000.

Маклаков А.Г. Общая психология. С.П-: ПИТЕР. 2001.

Дополнительная:

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва – Воронеж, 1996

Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т.1.- ЛГУ.1974.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. 1992.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М. 1976.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1988.

Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. М. 1992.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. –М. 1971.

Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. –М. 1981.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М. 1996.

Э. Де Боно. Латеральное мышление. – С – П. 1997.

Лабораторные работы.

Лабораторная работа 1. Анализ ощущений человека.

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях ощущений учиться выделять критерии оценки и качественно описывать виды ощущений человека, находящегося в условиях экспериментальных воздействий представленных в учебном видеофильме.

Понятийный аппарат: закономерности ощущений, зрение, вкус, слух, равновесие, обоняние.

Оборудование: отрывки из видеофильма об ощущениях человека, листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Просмотреть учебный видеофильм в целях выделения критериев для оценки ощущений человека.

2. Повторный просмотр учебного видеофильма в целях дифференцированного описания отдельных видов ощущений.

3. Повторный просмотр отрывка видеофильма в целях обобщающего вывода об отдельных видах ощущений.

4. Обмен качественным описанием с любым студентом из группы.

5. Корректировка критериев и качественного описания ощущений человека.

Лабораторная работа 2. Изучение восприятия человека.

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях восприятия учиться оценивать качество и эффективность восприятия.

Понятийный аппарат: закономерности восприятия, качество и эффективность восприятия.

Оборудование: методика оценки качества и эффективности восприятия испытуемого – «Опросник предпочтения стиля изучения иностранного языка» (США), листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с опросником предпочтения стиля изучения иностранного языка.

2. Произвести ответы на поставленные вопросы.

3. Провести количественную обработку результатов испытуемого группы.

4. Установить количественное соотношение предпочитаемого стиля обучения: зрительного, слухового, тактильного, сделать вывод.

5. Установить эффективность каждого стиля обучения, сделать вывод.

6. Произвести качественное описания в интеграции доминирующего стиля с менее предпочитаемыми.

7. Составить сводный протокол количественных данных выборки испытуемых по трём параметрам: зрительное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие.

8. Подсчитать средние арифметические значения, стандартные отклонения.

9. Построить три системы координат в соответствии трём параметрам: зрительное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие.

10. Установить частоту распределения значений в трёх системах координат, и сопоставить.

11. Произвести вывод о соотношении предпочитаемых стилей обучения и их эффективности в выборке испытуемых.

Литература:

Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов : Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – С. 43 – 48.

Лабораторная работа 3. Изучение представлений человека.

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях представлений учиться оценивать качество представлений человека.

Понятийный аппарат: закономерности представлений, типология представлений.

Оборудование: тест «Картина мира» Е.С. Романовой, О.Ф. Потёмкиной, листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с инструкцией и выполнить рисунок представляемой картины мира.

2. Обменяться рисунками и произвести качественную оценку рисунка.

3. Определить преимущественный тип картины мира испытуемого.

4. Произвести оценку типа картины мира 4-х испытуемых.

5. Сопоставить типы картины мира 4-х испытуемым.

6. Произвести вывод об представляемой картины мира испытуемых, опираясь на закономерности представлений.

Литература:

Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб : Питер, 2000.

Лабораторная работа 4. Изучение памяти человека.

МУ ОП 2 ч. Когнитивные процессы — Стр 2

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях функционирования памяти, учиться оценивать качество ассоциативного запоминания человека.

Понятийный аппарат: закономерности памяти, ассоциативное запоминание.

Оборудование: метод «Пиктограммы» А.Р. Лурия, листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Внимательно ознакомиться с целью, содержанием методики, и её инструкцией проведения.

2. Приготовить протокол.

3. Выполнить технику пиктограммы на оценку опосредованного запоминания с испытуемым.

4. Через 30 минут попросить испытуемого воспроизвести слова по рисункам, отметить правильность (+) или неправильность (-) воспроизведенных слов в протоколе.

5. За период 30-ти минутного перерыва ознакомиться с выполнением техники пиктограмм больными испытуемыми, результаты которых представлены в тексте раздаточного материала.

6. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов, сделать вывод.

7. Составить сводный протокол количественных данных выборки испытуемых по параметру: количество воспроизведенных слов.

8. Подсчитать средние арифметические значения, стандартные отклонения.

9. Построить систему координат, внести количественные значения.

10. Произвести вывод о продуктивности опосредованного запоминания в выборке испытуемых.

Литература:

Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – М. : Академия, 2002.

Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов : Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – С. 43 – 48.

Лабораторная работа 5. Изучение воображения человека.

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях воображения, учиться оценивать креативность человека.

Понятийный аппарат: закономерности воображения, креативность.

Оборудование: тест диагностики креативности Е.Е. Туника, листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с тестом диагностики креативности Е.Е. Туника.

2. Произвести ответы на поставленные вопросы.

3. Провести количественную обработку результатов испытуемого группы.

4. Установить количественное соотношение факторов креативности: склонность к риску, любознательность, сложность, воображение, сделать вывод.

6. Произвести качественное описания факторов креативности.

7. Составить сводный протокол количественных данных выборки испытуемых по четырём параметрам: склонность к риску, любознательность, сложность, воображение.

8. Подсчитать средние арифметические значения, стандартные отклонения.

9. Построить четыре системы координат в соответствии четырём параметрам, внести количественные значения.

10. Установить частоту распределения значений в четырёх системах координат, и сопоставить.

11. Произвести вывод о проявлении факторов креативности в выборке испытуемых.

Литература:

Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов : Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – С. 43 – 48.

Лабораторная работа 6. Изучение мыслительных процессов.

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях мыслительных процессов, учиться оценивать гибкость мышления человека.

Понятийный аппарат: закономерности мышления, гибкость, логичность умозаключений.

Оборудование: методика исследования гибкости мышления, тест оценки логичности умозаключений, листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с методикой исследования гибкости мышления и тестом оценки логичности умозаключений.

2. Приготовить протоколы.

3. Выполнить исследование по инструкции с испытуемым.

4. Подсчитать количество правильно составленных слов.

5. Сделать вывод об уровне гибкости мышления.

6. Составить сводный протокол количественных данных выборки испытуемых по параметру: количество составленных слов, уровень логичности.

7. Подсчитать средние арифметические значения, стандартные отклонения.

8. Построить две системы координат, внести количественные значения.

9. Произвести вывод о гибкости мышления и логичности умозаключений в выборке испытуемых.

Литература:

Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов : Учебник / О.Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – С. 43 – 48.

Лабораторная работа 7. Изучение мыслительных процессов.

Цель лабораторной работы: опираясь на знания о закономерностях мыслительных процессов, учиться оценивать невербальную креативность человека.

Понятийный аппарат: закономерности мышления, невербальная креативность.

Оборудование: методика «Диагностика невербальной креативности» Е.П. Торранса, в адаптации А.Н. Воронина, листы формата А4 для записей, указания к выполнению работы.

Форма работы: индивидуально – активные методы.

Вид учебного анализа: обобщающий анализ — синтез.

Указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с методикой «Диагностика невербальной креативности» Е.П. Торранса, в адаптации А.Н. Воронина, выяснить процедуру проведения методики.

2. Подготовить материал: на отдельных листах формата А4 сделать заготовки – 6 листов.

3. Провести методику с испытуемым.

4. Изучить атласы оценки.

5. Произвести оценку невербальной креативности испытуемого согласно атласам.

6. Произвести подсчет индекса оригинальности и индекса уникальности, соотнести с табличными значениями.

7. Написать заключение о невербальной креативности испытуемого согласно полученным результатам и закономерностям мыслительных процессов.