УТВЕРЖДЕНО
Юридической психологии
Протокол №_____от «____»__________2011__г.
Декан _____________________ Н.В.Дворянчиков
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
_____________________________________________________________________________
Программа
Психодиагностической практики
Для студентов 2 КУРСА
Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» 050407.65
(Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»)
Авторы и составители программы
канд.псих. наук Н.В.Богданович
психолог Е.А.Куприянова
Москва 2011
- Пояснительная записка
Психодиагностическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре в течение 3 недель (4,5 кредитов), и входит в систему общепрофессиональной практической подготовки специалистов в соответствие ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» 050407(Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»).
Психодиагностическая практика является первым этапом практической подготовки студентов, обучающихся по указанным выше направлениям.
Основная учебная направленность практики – приобретение опыта профессиональной психологической работы с ситуацией запроса на психологическую помощь, опыта взаимодействия с социальным окружением подростка, опыта профессионального самоопределения в цикле психологической работы по оказанию психологической помощи подростку с использованием средств психодиагностической работы. В связи с этим в перечень основных компетенций формируемых на данной практике входят следующие.
Сбор, систематизация анамнестических данных, получаемых от клиента и окружающих его людей. Установление контакта с клиентом и его окружением.
Теоретических анализ феноменологического материала запроса на психодиагностическое исследование, выдвижение гипотез о причинах тех или иных неблагоприятных психических проявлениях, вызвавших потребность в психологической помощи.
Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном ...
... девиантное поведение. Предмет исследования - психологические закономерности формирования, функционирования, проявления, оценки и коррекции девиантности и девиантного поведения субъектов социального взаимодействия. В данной работе ... находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: ...
Подбор диагностического инструментария, необходимого для достоверной проверки выдвинутых гипотез.
Практическое проведение диагностического исследования (индивидуального, группового).
Обработка протоколов исследования.
Анализ и синтез результатов исследования, полученных с помощью различных методик, подготовка, написание диагностического заключения и на основе его — рекомендаций по оказанию психологической помощи.
Корректное доведение результатов диагностического исследования до его участников (обеспечение обратной связи для клиента и других инициаторов запроса на диагностическое исследование) с учетом норм профессиональной этики.
Проведение психодиагностической практики опирается в основном на следующие теоретические курсы и практикумы: Общая психология, Практикум по психодиагностике, Психологическая диагностика.
Психодиагностическая практика является первой общепрофессиональной практикой, ориентирована прежде всего на установление причин, вызвавших потребность в психологической работе и предваряет психолого-педагогическую практику.
2.Цель и задачи практики
Цель психодиагностической практики заключается в формировании, развитии и отработке компетенций, необходимых для проведения психодиагностической работы (исследования), наблюдения в процессе обследования, составления заключения по результатам исследования и рекомендаций по дальнейшей (психологической, психолого-педагогической) работе с испытуемым (обобщенный перечень компетенций см. выше).
Компетенции ФГОС ВПО по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» 050407.65 (Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»), формируемые на Психодиагностической практике:
Способность обеспечивать ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением |
(ПК-7) |
Способность выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
(ПК-9) |
Способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
(ПК – 8)
|
Способность устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
(ПК – 10) |
Способность использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах |
(ПСК – 3.1) |
Способность устанавливать причины и закономерности развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов |
(ПСК – 3.4) |
Способность проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин |
(ПСК – 3.6) |
Одновременно с конкретной целью общепрофессиональной подготовки, практика, обеспечивая контакт обучающегося с профессиональной ситуацией, поддерживает профориентацию студентов и их мотивацию на дальнейшее теоретическое обучение.
В соответствии с учебными планами соответствующих направлений подготовки и целью психодиагностической практики задачами практики являются:
- Знакомство с деятельностью Психологической службы учреждения и работой психолога.
- Знакомство с опытом проведения индивидуального и группового психодиагностического обследования психолога-профессионала.
- Проведение индивидуального и группового психодиагностического обследования в контексте оказания психологической помощи.
- Развитие и отработка навыка обратной связи.
3. Практические задания на психодиагностическую практику
Как условия достижения цели практики на базе практики студентам должны выполнить следующие практические задания.
- Наблюдение за диагностической работой психолога(проведение групповой диагностики по запросу) с последующим совместным с руководителем практики анализом диагностической деятельности.
- Разбор случая индивидуального диагностического исследования из опыта психолога-руководителя практики.
- Подготовка и проведение групповой диагностической работы по запросу.
- Подготовка и проведение индивидуальной диагностической работы по запросу (два случая).
- Составление психологического портрета взрослого человека (диагностика познавательных процессов и интеллекта, потребностно-мотивационной сферы, сферы профессиональных интересов, эмоционально-волевой сферы, сферы межличностных отношений).
- Организация практики.
Практику предваряет проведение установочной конференции по практике на факультете Юридической психологии МГППУ. На установочной конференции студенты знакомятся с целями, задачами, содержанием и организацией практики, а также с распределением на базы практики.
На психодиагностическую практику студенты прикрепляются к организациям, где им могут предоставить возможность выполнения практических заданий практики. Студент-практикант обязан подчиняться распорядку работы учреждения-базы практики.
В качестве баз практики на данной практике, как правило, выбираются общеобразовательные, дошкольные учреждения, колледжи.
На базе практики студент выполняет задания под руководством специалиста психолога. Психолог — руководитель практики показывает образцы диагностической работы (групповой и по индивидуальному запросу) и способствует организации и проведению самостоятельной психодиагностической работы студентом. Психологический портрет взрослого человека студент составляет самостоятельно, консультируясь с руководителем на базе по поводу подбора и обработки диагностических методик.
По ходу выполнения заданий практики студент готовит отчет о практике установленной формы. Руководитель практики консультирует студента по вопросам оформления материалов, отражающих выполнение заданий практики. По окончании практики руководитель практики дает письменный отзыв об успешности практики каждого студента с оценкой по определенным ниже критериям и заполняет отчет-справку (см. Приложение 5).
Практика считается завершенной после сдачи студентом отчетной документации (см.требования к отчетности) по практике в деканат и выступления подгруппы с презентацией о прохождении практики на итоговой конференции на факультете Юридической психологии МГППУ.
Отчет сдается на итоговой конференции по практике.
- Этапы прохождения практики.
Основные этапы, которые следует учитывать при планировании диагностической работы:
- установление контакта с обследуемым;
- выдвижение обоснованных гипотез о причинах тех или иных отклонений в поведении или деятельности обследуемого для проверки их в ходе диагностического обследования;
- подбор психодиагностических методик для проверки выдвинутых гипотез;
- проведение в реальных условиях методик, направленных на диагностику познавательных процессов, коммуникативной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности;
- сопоставление данных, полученных при помощи различных методик для составления психодиагностического заключения в соответствии с запросом;
- формулирование наиболее общих рекомендаций для оптимизации психического развития ребёнка и оформление обратной связи по запросу (для обследуемого, для психолога учреждения, для воспитателей, для учителей, для родителей).
- Требования к отчетности.
1. Отчет-справка с печатью организации – базы практики (бланк см. Приложение 5).
2. Дневник практики, в котором отражаются в самой краткой форме события каждого дня практики. Дневник подписывается руководителем практики и содержит отзыв руководителя о пройденной практике. Последней записью в дневнике является отзыв студента о практике с указанием приобретённых знаний, умений и навыков и предложениями по совершенствованию практики в свободной текстовой форме (образец см. Приложение 3).
3. Отчетпо практике.
В отчет входит рефлексивный дневник (см. Приложение 4), отчет по выполнению заданий практики, список используемой литературы. Объем отчета 20-25 формата А4 без приложений, интервал 1,5, шрифт 12.
Во введении к отчету дается общая характеристика базы практики и видов психологической работы (психологической помощи) оказываемой в условиях базы.
В отчете должна быть отражена практическая деятельность студента по выполнению вышеназванных заданий практики (структуру отчета см. в Приложении 2)
Во-первых, в отчет должно войти два аналитических описания диагностических исследований показанных и обсужденных совместно с психологом базы практики. При аналитическом описании групповой диагностической работы, проведенной психологом, следует использовать карту анализа занятия (см. Приложение 8); при индивидуальной – обобщенную схему (см. Приложение 6).
Во-вторых, описание диагностического группового исследования проведенного практикантом.
В-третьих, описание диагностического исследования (по каждому из двух случаев), проведенного по индивидуальному запросу, с использованием обобщенной схемы описания диагностического случая, предложенной проф. Ануфриевым А.Ф.(см. Приложение 6).
В-четвертых, психологический портрет взрослого человека (см. Приложение 9).
В Отчете прилагаются протоколы и бланки обследования клиентов по всем методикам и тестам, которые были использованы студентом.
4. Групповая презентация пройденной практики.
5. Электронная версия отчета.
- Критерии оценки.
Успешностьпрохождения практики оценивается руководителем практики на базе по 15-ти балльной шкале по следующим основным компетенциям.
- Дисциплинированность и ответственность студента при выполнении практических заданий практики (не менее 3-5 баллов).
Своевременность сдачи отчетных материалов по практике.
- Успешность в практических действиях по выполнению практических заданий практики (не менее 2-5 баллов).
- Полнота и глубина отражения диагностической работы в отчете о наблюдаемых и проведенных самими практикантами диагностических исследований (от 2 до 5 баллов).
При этом учитывается:
- наличие всех составных частей Отчета, перечисленных выше;
- наличие предусмотренного программой количества диагностических случаев, описание которых соответствует предложенным рекомендациям;
- соответствие описания диагностических случаев обобщенной схеме. Описание случая должно быть полным, логически выстроенным. Гипотезы должны соответствовать феноменологии и проверяться с помощью диагностических методик. Описание случая должно завершаться построением психодиагностического заключения (диагноза) и предложенными мероприятиями;
- наличие приложений, содержащих протоколы всех используемых при работе с обследуемыми тестов.
Если количество баллов по одной из основных компетенций, осваиваемых на практике, окажется ниже минимальной, практика оценивается неудовлетворительно.
Итоговая оценка выставляется факультетским руководителем практики после проверки отчетаности. При выставлении итоговой оценки учитывается оценка, поставленная на базе практики и групповая презентация пройденной практики, сделанная на итоговой конференции по практике.
Приложение 1. Образец титульного листа
Московский городской
Психолого-педагогический университет
Факультет юридической психологии
Отчет по психодиагностической практике
База практики:
Центр психолого-медико-социального сопровождения
«Взаимодействие» ЮАО г.Москвы,
Руководитель практики на базе
И.А.Савченко
Выполнила:
студентка ЮП 2.1
Иванова Анна Ивановна
Москва 2011
Приложение 2. Пример оформления содержания
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………… …..3
Глава 1. Отчет о наблюдении за групповой диагностической работой психолога ……..4
Глава 2. Отчет о наблюдении за индивидуальной диагностической работой психолога 8
Глава 3. Подготовка и проведение индивидуальной диагностической работы по запросу. ……………………………………………………………………………………..12
3.1 Диагностический случай №1……………………………………………………….…12
3.2 Диагностический случай №2…………………………………………………….……17
Глава 4. Подготовка и проведение групповой диагностической работы по запросу……………………………………………………………………………………………………22
Глава 5. Психологический портрет взрослого человека…………………………………25
Глава 6. Рефлексивный дневник ………………………………………………………….27
Список литературы ……………………………………………………………………… …29
Приложение 1. (протоколы и бланки по индивидуальному диагностическому случаю №1)
Приложение 2. (протоколы и бланки по индивидуальному диагностическому случаю №2)
Приложение 3. (протоколы и бланки групповой диагностики)
Приложение 4. (протоколы и бланки по психологическому портрету)
Приложение 3
Образец оформления дневника
(дневник можно оформить в тетради)
ДНЕВНИК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Студентка (ФИО)_____________________________________
Курс ________________________________________________
Отделение ___________________________________________
Группа ______________________________________________
Срок проведения практики:
С ____________________201 __ г. по _______________ 201__ г.
Руководитель, база практики: ________________________________
№№ |
Дата |
Содержание работы |
Примечания |
Подпись руководителя |
|
|
В дневнике должно быть отражены все посещения базы практики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв студента о практике_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4.
Содержание рефлексивного дневника
- Эмоциональные переживания и чувства во время практической работы на базе практики.
- Анализ проведенной психодиагностической работы.
- Какие незапланированные ситуации (вопросы, агрессия, недоверие) и трудности возникали в процессе проведения диагностики? Как справлялись с подобными ситуациями? Каким образом можно их избежать?
- Анализ полученных знаний, умений и навыков, ошибок.
- Анализ динамики собственной профессиональной позиции.
- Какие цели и задачи были достигнуты в процессе практики (обосновать)? Какие цели и задачи не были достигнуты в процессе практики и почему (обосновать)?
- Основные профессиональные и личные трудности, с которыми приходилось сталкиваться в процессе практики.
- Какие способы использовались в преодолении трудных ситуаций?
- Общее рефлексивное резюме.
Объем рефлексивного дневника 2-5 стр.
Приложение 5.
Отчет-справка
о прохождении психологической практики
Студент(ка) МГППУ _____________________________________________________________
_____________курса________________группы ф-та юридической психологии
проходил(а) ________________________(наименование практики) практику в ____________
_________________________________________( наименование организации, адрес) _______
_________________________________________________________________________________
тел. _________________________ с ___________________ по __________________
Психолог учреждения — руководитель практики _____________________________________
___________________________________________________________ (ФИО, должность)
Краткая характеристика практической работы согласно программе практики
За период практики студент-практикант: (ознакомился с работой…, провел диагностическое обследование, дал рекомендации, провел учебное занятие в форме… на тему…,разработал…, провел…, консультировал… и прочее по программе практики)
Итоги выполнения программы психологической практики (какие отклонения от про- граммы имели место, что не выполнено и почему, что сделано сверх программы, особен- ности практики)
Оборотная сторона отчет-справки
- Отзыв психолога учреждения – руководителя практики о работе студента -практиканта (дисциплинированность и ответственность студента при выполнении практических заданий практики, успешность в практических действиях, полнота и глубина рефлексивного психолого-педагогического анализа наблюдаемой и проведенной самим практикантом психологической работы).
Оценка (по 15-ти балльной шкале) ________________________________________
Подпись психолога учреждения- Подпись студента практиканта
руководителя практики
________________________ ______________________________
«____»______________200__г. «____»______________200__г.
Подпись руководителя организации _____________________________
Место печати
Приложение 6.
Обобщённая схема описания диагностических случаев
(разработчик – А.Ф.Ануфриев)
Указанная схема описания диагностических случаев содержит как общие, так и специфические элементы.
- Ф.И.О.
- Данные о клиенте (возраст, пол, класс, дата обращения).
- Феноменология
3.1. Запрос.
3.2. Данные, приведённые педагогами.
3.3. Данные, сообщённые родителями.
3.4. Наблюдение и беседа с ребёнком.
3.5. Отношение ребёнка к обследованию.
3.6. Диагноз непсихологов.
3.7. Резюме по феноменологии.
- Гипотезы.
4.1. Содержание гипотез.
4.2. Обоснование каждой гипотезы.
- Проверка гипотез.
5.1. Данные психологического обследования по каждой гипотезе.
Схема описания данных:
5.1.1. Формулировка гипотезы.
5.1.2. Используемая для проверки методика.
5.1.3. Полученные данные.
5.1.4. Результат сопоставления с нормой.
5.2. Резюме по данным обследования.
- Психодиагностическое заключение.
- Предложенные мероприятия.
7.1. Педагогам (классному руководителю, воспитателю).
7.2. Родителям.
7.3. Ребёнку.
- Катамнез.
- Выдвижение новых гипотез (только в случае расхождения данных катамнеза с диагностическим заключением).
- Психодиагностическая таблица или схема психологической детерминации.
- Отчёт диагноста.
11.1. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом.
11.2. Трудность-лёгкость случая.
11.3. Прочее.
- Приложения (К пункту 5. Данные психологического обследования).
Форма протокола на каждую используемую методику:
12.1. Ф.И.О.
12.2. Возраст.
12.3. Дата, время проведения.
12.4. Условия тестирования.
12.5. Самочувствие обследуемого.
12.6. Методика.
12.7. Цель.
12.8. Материал.
12.9. Инструкция.
12.10. Ход обследования.
12.11. Результаты обследования.
12.12. Анализ и интерпретация результатов.
12.13. Выводы.
12.14. Литературные источники (полное библиографическое описание с указанием страниц).
Приложение 7.
Протокол диагностического обследования. Протокол №___________
- Сведения об испытуемом________________________________________________________
- Дата, время и условия проведения обследования____________________________________
_________________________________________________________________________________
- Самочувствие _________________________________________________________________
- Название методики и ее автор ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Цель _________________________________________________________________________
- Экспериментальный материал ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Процедура проведения _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Инструкция ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Бланк ответов _________________________________________________________________
- Обработка результатов _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отчет испытуемого ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Анализ результатов ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вывод _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отчет экспериментатора ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Литература ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Приложение 8
Таблица 1.Карта анализа занятия.
Практикант: |
||
Дата/время/место проведения: |
||
Класс: |
||
Сфера деятельности: |
||
Возраст детей/количество: |
||
Используемые методики: |
||
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная |
||
Критерии оценки |
Примечания, наблюдения (объяснения оценки) |
Оценка (нужное подчеркнуть) |
Планирование, подготовка. |
|
достаточная; недостаточная. |
Соответствие содержания диагностики поставленному запросу |
|
да; частично; нет. |
Соответствие содержания диагностики уровню развития детей. |
|
да; частично; нет. |
Атмосфера в классе, мотивирование детей на выполнение заданий диагностики |
|
да; частично; нет. |
Четкость инструкции, понимание ее детьми |
|
да; частично; нет. |
Использование времени: продолжительность; темп занятия; распределение времени. |
|
Соответствует (рационально); частично; не соответствует. |
Используемые методы психодиагностики разнообразие; последовательность; знание методик. |
|
да; частично; нет. |
Привлечение, охват детей. |
|
все дети; часть детей; 1–3 ребенка. |
Обеспечение интереса и внимания на протяжение всего времени проведения диагностики |
|
присутствует; частично; отсутствует. |
Использование приемов, обеспечивающих эмоциональную разрядку и повышение работоспособности. |
|
присутствует; частично; отсутствует. |
Подготовка и использование дополнительного оборудования. |
|
наличие; целесообразно; частично цел-но; нецелесообразно; отсутствие. |
Обеспечение дисциплины на уроке и методы ее наведения. |
|
присутствует; частично; отсутствует. |
Речь психолога: эмоциональность, четкость, отсутствие профессионального сленга. |
|
да; частично; нет. |
Осуществление контроля за выполнением инструкций, тактичное объяснение ошибок. |
|
присутствует; частично; отсутствует. |
Какие аспекты еще можете отметить: |
||
|
|
Приложение 9.
Программа обследования для составления психологического портрета взрослого человека
(разработчик – Е.Б.Пучкова)
При составлении психологического портрета должна указываться цель, которая формулируется исходя из запроса испытуемого. Среди возможных целей психологического портрета можно отметить следующие: 1) изучение индивидуальных особенностей для расширения представлений человека о самом себе; 2) сопоставление с нормой психического развития для определения направлений коррекции и самосовершенствования; 3) получение данных для изучения динамики психического развития в ходе психологической помощи.
№ п/п |
Название сферы обследования |
Рекомендуемые тесты и методики |
Литература, № источника |
1 |
Диагностика познавательных процессов и интеллекта |
||
|
Внимание |
Методика Мюнстерберга |
5; 9 |
Тест «Корректурная проба Бурдона» модификация М.К. Тутушкиной |
1; 9 |
||
Тест «Красно-черная таблица» |
5; 9 |
||
|
Память |
Тест «Исследование непосредственного и опосредственного запоминания» |
6 |
Тест «Изучение типа памяти» |
8 |
||
Тест « Логическое и механическое запоминание» |
8 |
||
|
Мышление |
Тест «Сложные аналогии» |
6 |
Тест «Числовые ряды Липпмана» |
8 |
||
Тест «Изучение ригидности мышления методикой Лаччинза» |
6; 8 |
||
Тест «Толкование пословиц» (речь и мышление) |
1; 6 |
||
|
Интеллект |
«Культурно-свободный тест на интеллект» Р.Кеттелла |
3 |
«Прогрессивные матрицы» Дж.Равена |
3; 9 |
||
«Тест социального интеллекта» Дж.Гилфорда, М.Салливена |
лаборатория |
||
|
Креативность |
Тест «Исследование творческого воображения » по методике «3 слова» |
7 |
«Краткий тест творческого мышления» П.Торранса |
3 |
||
2 |
Диагностика личностной сферы |
||
|
Самооценкаличностииуровеньпритязаний |
Тест «Самооценка личности» по С.А.Будасси |
10 |
Тест «Самооценка личности» по Дембо — Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан |
8 |
||
|
Направленностьличности |
Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича |
3; 8 |
«Самоактуализационный тест» Э.Шострома |
лаборатория |
||
Тест «Диагностика направленности личности Б.Басса» (ориентационная анкета) |
4 |
||
|
Темперамент |
Тест «Моторная проба Лаччинза» |
7 |
«Опросник РЕN» Ганс и Сибилла Айзенк |
4 |
||
«ОФДСИ» В.М.Русалова |
8 |
||
Опросник Я.Стреляу |
2; 3 |
||
|
Характер |
«Опросник Айзенка по определению темперамента EPI» Т.В.Маталина |
4 |
Опросник К.Леонгарда (Г.Шмишека) |
2; 3; 4; 5 |
||
|
Тревожность |
Тест «Самооценка психических состояний» по Г.Айзенку |
4 |
Методика Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина |
2; 5 |
||
«Методика измерения уровня тревожности Тейлор» в модификации Норакидзе |
4 |
||
|
Конфликтность |
Тест «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса |
4; 5 |
«Тест рисуночной ассоциации» С.Розенцвейга |
4 |
||
Метод «Незаконченные предложения» |
5; 9 |
||
|
Агрессивность |
Методика изучения агрессии А.Басса, А.Дарки |
4; 5 |
Методика изучения агрессивности А.Ассингера |
4; 5 |
||
«Тест руки» А.Вагнера |
2 |
||
Тест «Несуществующее животное» |
5 |
||
|
Типологическиехарактеристики |
«Рисунок человека из геометрических фигур» |
5 |
Психогеометрический тест |
4; 5 |
||
3 |
Потребностно–мотивационная сфера |
||
|
|
Методика изучения мотивации достижения успеха Т.Элерса |
4 |
Методика изучения мотивации избегания неудач Т.Элерса |
4 |
||
Тест «Диагностика социально-психоло-гических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потем-киной |
4 |
||
4 |
Сфера профессиональных интересов |
||
|
|
Личностный Опросник Д.Кейрси |
2 |
Опросник Дж.Холланда |
2 |
||
5 |
Эмоционально-волевая сфера |
||
|
|
Тест «Диагностика уровня субъективного контроля УСК» Дж. Роттера |
4 |
Тест «Исследование волевой саморегуляции ВСК» А.Зверков, Е.В.Эйдман |
7 |
||
Тест «Дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге» (Шкала депрессии), адаптация Т.И.Балашовой |
4 |
||
Тест «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко |
4 |
||
6 |
Сфера межличностных отношений |
||
|
|
Методика Т.Лири |
4; 5 |
16 ЛФ Р.Кеттелла |
2; 4 |
||
Число проведенных методик – 18 (выбирается по 1 методике из каждой рубрики, из рубрики № 5 должны быть взяты две методики). |
Литература
- Альманах психологических тестов / Под ред. Р.Р.Римского. М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. 376 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560 с.
- Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 704 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2000. 672 с.
- Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина. В 2 т. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. 248 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб.: Питер, 2002. 560 с.
- Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. / Под ред. Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконова. М.-Воронеж, 1996. 176 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 264 с.
- Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2002. 688 с.
- Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. 400 с.