Организация работы психологической службы в школе №176

Поскольку я еще не работаю по специальности, официально практику я не проходил, но в школе, где учится моя младшая сестра в четвертом классе, мне разрешили ознакомиться с работой психологической службы.

Основной целью школьной психологической службы является обеспечение учебно-воспитательного процесса школы в соответствии с известными психологическими концепциями обучения и развития детей в школьном возрасте. Психолог изучает психологические особенности каждого ученика, чтобы вместе с ним и его учителями разработать план индивидуальной коррекции его недостатков и отставания в развитии. Изучение характера взаимоотношений учителей и учащихся помогает сделать эти взаимоотношения демократическими, направленными на личностное развитие каждого ученика. Школьный психолог должен всемерно способствовать формированию в школе сплоченного педагогического коллектива, работающего в содружестве с родителями, формирующего общешкольный и классные коллективы учащихся, которые по мере взросления должны становиться субъектами самообучения, самовоспитания и саморазвития в учебно-воспитательном процессе.

Структура социально-психологической службы

В составе службы работают зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог, медицинский работник. Руководство службой осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Руководитель службы подчиняется директору школы.

Диагностика младших школьников.

Диагностику младших школьников 4 класса я проводил в школе №176, находящейся по адресу: ул. Профсоюзная, д. 98 А.

Была проведена работа с учениками 4 «Б» класса: Омельяненко Екатериной и Ермаченковым Андреем. Работа проводилась по пяти методикам с целью выявления личностного развития учеников начальной школы.

(Первичная характеристика учеников прилагается).

Характеристика ученицы 4 «б» класса Омельяненко Екатерины.

Омельяненко Екатерина родилась 14 ноября 2003 года (10 лет).

У ребенка полная семья. Мама – учитель русского языка и литературы, папа – военный. Есть брат – студент.

Катя учится на отлично. За все предыдущие годы имеет похвальные листы. Активно участвует в общественной жизни школы (любит делать стенгазеты, выступает на праздниках).

Участвует в олимпиадах, которые проводятся в школе. Очень общительная и трудолюбивая. Имеет разносторонние интересы. Посещает кружок рисования, ходит на занятия по танцам. Со сверстниками всегда дружелюбна, приветлива. В классе много друзей. Пользуется уважением в коллективе.

4 стр., 1886 слов

1. Психологическая служба школы

... проблем. Цель психологической службы — обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника. 1.2. Функции психологической службы школы: Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. Психопрофилактика — психолог должен проводить ...

Характеристика ученика 4 «б» класса Ермаченкова Андрея.

Ермаченков Андрей родился 6 сентября 2003 года (10лет).

У ребенка полная семья. Мама – воспитатель детского сада, папа – строитель.

Андрей в основном учится хорошо, на «4» и «5», но по русскому языку – стабильная «3». Ребенок довольно общительный, любит участвовать в школьной жизни, выступает на праздниках, читает стихи. Занимается в детской спортивной школе стрельбой. Очень целеустремленный. Со сверстниками в дружеских отношениях.

Диагностика «Лесенка» для изучения самооценки Омельяненко Екатерины

Перед диагностикой была проведена беседа с Катей для создания атмосферы доверия, открытости и доброжелательности. На все поставленные вопросы Катя отвечала искренне и адекватно.

Омельяненко Екатерина поставила себя на вторую ступеньку лесенки, что соответствует адекватной самооценке. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, Катя умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки, что подтверждается ее объяснениями. (бланк с объяснениями прилагается дальше).

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Цель: выявление адекватности понимания Екатериной Омельяненко причин успеха/неуспеха в учебе.

Протокол

Катя 10 лет 26.06.14

Атрибуции успеха

Количество баллов

Итого

  1. Везение
  2. Способности: понимаю быстрее многих, легко на уроках,

делаю быстрее, чем одноклассники

Объективная сложность задания: задание легкое,

раньше объясняли такое задание,

времени было достаточно

  1. Собственные усилия:

очень стараюсь,

хорошо подготовилась,

хорошо выучила урок

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

1

4

5

6

Атрибуции неуспеха

Количество баллов

Итого

  1. Везение
  2. Способности

Объективная сложность задания:

таких заданий раньше не делали,

было мало времени

  1. Собственные усилия

1

1

1

1

2

Анализируя анкету, заполненную Катей, можно сделать вывод, что ребенок оценивает уровень своей успешности в школе, как достаточно высокий, очень редко ребенок не справляется с работой и получает не ту оценку, на которую рассчитывал. Как видно из анкеты такой временный неуспех ребенок связывает с атрибуцией «объективная сложность задания» (2 б.), т. е. ребенок считает, что либо было мало времени, либо таких заданий не делали раньше. Атрибуция невезения всего лишь один балл.

Анализируя характер атрибуции успеха, можно сказать, что собственным усилиям ребенок придает большое значение (6 б).

Но основная ориентация на атрибуции «способности» и «объективная сложность задания» (всего 9 баллов).

Атрибуция везения – 1 балл.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что ребенок нацелен на успех и очень адекватно оценивает свои возможности.

Тест тревожности (р. Тэммл, м. Дорки, в. Амен)

Тест был проведен для определения ситуативной тревожности Омельяненко Екатерины.

Катя письменно объяснила выбор своего варианта. Бланк с ответами и протокол прилагаются дальше.

Протокол

Катя 10 лет 27.06.14.

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое Печальное

лицо лицо

  1. Игра с младшими детьми
  2. Ребенок и мать с младенцем
  3. Объект агрессии
  4. Одевание
  5. Игра со старшими детьми
  6. Укладывание спать в одиночестве
  7. Умывание
  1. Выговор
  1. Игнорирова-

ние

  1. Агрессивность

11.Собирание игрушек

12.Изоляция

13.Ребенок с родителями

14.Еда в одиночестве

Люблю играть

Я гуляю

Не люблю агрессию

Я самостоятельная

Приятно играть не одной

С удовольствием иду спать

Люблю воду

Чувствую свою вину

Мне обидно

Не люблю ссор

Я все делаю сама

Очень обидно

Я вместе с родителями

Поесть всегда приятно

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Учитывая данные ответов, индекс тревожности равен 5:14=35%, т.е. можно сделать вывод, что уровень тревожности низкий. Ребенку не нравится агрессивность и игнорирование. На свой эмоциональный выбор Катя дает адекватные ответы. Уровень тревожности ребенка не вызывает опасений.

Задание на выявление уровня моральной децентрации (ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации, как способности к координации 3-х норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Кате был зачитан текст рассказа и заданы вопросы. На все вопросы Катя дала письменные ответы, которые прилагаются ниже.

Учитывая ответы ребенка на поставленные вопросы к тексту, можно сделать вывод, что Катя владеет нормой взаимопомощи, признает идею справедливости с учетом обстоятельств, снимает ответственность с младшего и требует оказать ему помощь, как нуждающемуся и слабому. У Кати развит уровень моральной децентрации, как координации нескольких норм.Катя сопереживает младшему ребенку, ей присущи такие черты, как щедрость, бескорыстие, доброта.

Тест Люшера.

Предназначен для выявления внутриличностных конфликтов у детей и их эмоционального состояния.

Для выявления эмоционального состояния Омельяненко Кати ей были предложены 8 цветных карточек:

Серый – 0

Темно-синий – 1

Зеленый – 2

Оранжево-красный – 3

Желтый – 4

Фиолетовый – 5

Коричневый – 6

Черный – 7

Катя расположила карточки в следующем порядке:

3.4.1.2.0.5.6.7.

Обработка данных

3.4.1.2.0.5.6.7.

+ + х х = = — —

Данные были соотнесены с интерпретационными таблицами к цветовому тесту.

+3+4

Стремится к успеху, нужна активная и полная впечатлений жизнь. Хочет развиваться свободно. Любит контакты с другими людьми. Много интересов, на будущее смотрит оптимистично.

х1х2

Стремится к установлению спокойных отношений, хочет чувствовать себя признанным, ценным и любимым.

=0=5!

Легко обижается, сосредоточена на своих эмоциях.

-6-7

Стремится к свободному развитию в соответствии с собственными убеждениями, хочет уважения, желает проявить себя как личность.

Соотнеся данные с интерпретационной таблицей, можно сказать, что у ребенка благоприятное эмоциональное состояние. Но есть небольшой нюанс, легко обижается, сосредоточена на своих эмоциях. Но в целом очень оптимистично смотрит на жизнь. Ребенок очень целеустремленный, общительный, стремится к саморазвитию. Кате очень важна любовь и признание близких. Что подтверждается и ранее использованными методиками диагностики.

Итоговая характеристика ученицы 4 «б» класса Омельяненко Екатерины по итогам диагностики.

Таким образом, подводя итоги проделанной диагностической работы, можно сказать, что у Омельяненко Кати сформирована адекватная устойчивая самооценка. Она умеет правильно оценивать себя, свои возможности. Она оценивает уровень своей успешности в школе, как достаточно высокий, что соответствует действительности (ребенок учится на отлично по всем предметам).

Собственным усилиям в атрибуции успеха ребенок придает большое значение, хотя основная ориентация на атрибуции «способности и объективная сложность задания». Ребенок понимает, что для успеха необходим постоянный труд и желание учиться. У Кати сформирована нравственно-этическое ориентация (знание основ моральных норм: справедливое распределение, взаимопомощь, доброжелательность, готовность к сопереживанию и т.д.).

Ребенок стремится к успеху, хочет развиваться свободно, любит общение. У Кати большое количество интересов. Стремится к дружескому отношению со сверстниками, хочет чувствовать себя нужной и любимой. На жизнь смотрит оптимистично. Есть небольшая эмоциональная проблема, ребенок легко раним, если видит со стороны сверстников агрессию. Не любит конфликтов.

Таким образом у Кати сформированы основные новообразования личности младшего школьника, а именно личностная рефлексия (способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей), осознанная и обобщенная самооценка, сдержанность в проявлении чувств и т.д.

В помощи психолога не нуждается.

Диагностика «Лесенка» для изучения самооценки Ермаченкова Андрея

Перед диагностикой была проведена беседа с Андреем для создания атмосферы доверия, открытости и доброжелательности. На все поставленные вопросы Андрей отвечал искренне и адекватно.

Андрей поставил себя на третью ступеньку лесенки, что соответствует адекватной самооценке. У Андрея сформировано положительное отношение к себе, хотя он видит свои недостатки и откровенно о них говорит. Это нормальный вариант развития самооценки, что подтверждается его объяснениями (бланк с объяснениями прилагается дальше).

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Цель: выявление адекватности понимания Ермаченковым Андреем причин успеха/неуспеха в учебе.

Протокол

Андрей 10 лет 26.06.14

Атрибуции успеха

Количество баллов

Итого

  1. Везение
  2. Способности:

Объективная сложность задания: задание легкое,

раньше объясняли такое задание,

времени было достаточно

  1. Собственные усилия:

очень стараюсь,

легко на уроках,

хорошо выучил урок,

много работал.

1

1

1

1

1

1

1

2

4

Атрибуции неуспеха

Количество баллов

Итого

  1. Везение
  2. Способности,

Объективная сложность задания:

таких заданий раньше не делали,

было слишком мало времени, задание слишком сложное

  1. Собственные усилия: мало стараюсь, плохо подготовился, не выучил урок.

1

1

1

1

1

2

1

3

4

Анализируя анкету, заполненную Андреем, можно сделать вывод, что ребенок оценивает уровень своей успешности в школе, как средний, свой неуспех ребенок связывает в основном с собственными усилиями. Он считает, что иногда не очень старается, плохо готовится к уроку, т. е. ленится (4 б).

Объективная сложность задания у Андрея на втором месте (3б.).

Атрибуция невезения один бал.

Анализ атрибуции успеха показывает, что Андрей связывает свой успех с собственными усилиями, т. е. если хорошо постараться, то все хорошо получается. (4б.).

Объективная сложность задания играет гораздо меньшую роль (2б).

Таким образом, можно сделать вывод, что Андрей адекватно оценивает свои возможности, а временный неуспех связывает в основном с тем, что мало работает над собой, иногда ленится.

Тест тревожности (р. Тэммл, м. Дорки, в. Амен)

Тест был проведен для определения ситуативной тревожности Ермаченкова Андрея.

Андрей письменно объяснил выбор своего варианта. Бланк с ответами и протокол прилагаются дальше.

Протокол

Андрей 10 лет 27.06.14.

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое Печальное

лицо лицо

  1. Игра с младшими детьми
  2. Ребенок и мать с младенцем
  3. Объект агрессии
  4. Одевание
  5. Игра со старшими детьми
  6. Укладывание спать в одиночестве
  7. Умывание
  1. Выговор
  1. Игнорирова-

ние

  1. Агрессивность

11.Собирание игрушек

12.Изоляция

13.Ребенок с родителями

14.Еда в одиночестве

Я играю не один

Потому, что я гуляю

Не люблю, когда дерутся

Люблю все делать сам

Люблю играть

Люблю поспать

Мне нравится умываться

Я не люблю, когда меня ругают

Потому, что играют не со мной

Не люблю конфликтов

Я все делаю сам

Меня оставили одного

Люблю быть с папой и мамой

Я люблю поесть

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализируя ответы Андрея, можно сделать вывод, что индекс тревожности

И Т равен 5:14=35%, т. е. уровень тревожности у Андрея низкий. Ребенок делает отрицательные выборы в тех случаях, когда это связано с агрессией и игнорированием. На свой эмоциональный выбор Андрей дает адекватные ответы.

Задание на выявление уровня моральной децентрации (ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации, как способности к координации 3-х норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Андрею был зачитан текст рассказа и заданы вопросы. На все вопросы Андрей дал письменные ответы, которые прилагаются ниже.

Учитывая ответы ребенка, на поставленные вопросы к тексту, можно сделать вывод, что Андрей усвоил норму взаимопомощи и справедливости, он снимает ответственность с младшего ребенка, хотя считает, что его надо поругать. Андрей понимает, что брат более слабый и нуждается в снисхождении, т. е. у Андрея развит уровень моральной децентрации, как координации нескольких норм. Андрею присущи такие моральные черты, как доброта, щедрость, сопереживание.

Тест Люшера.

Предназначен для выявления внутриличностных конфликтов у детей и их эмоционального состояния.

Для выявления эмоционального состояния Ермаченкова Андрея ему были предложены 8 цветных карточек:

Серый – 0

Темно-синий – 1

Зеленый – 2

Оранжево-красный – 3

Желтый – 4

Фиолетовый – 5

Коричневый – 6

Черный – 7

Андрей расположил карточки в следующем порядке:

2.5.3.1.4.6.0.7.

Обработка данных

2.5.3.1.4.6.0.7.

+ + х х = = — —

Данные были соотнесены с интерпретационными таблицами к цветовому тесту.

+2+5

Ребенок хочет производить приятное впечатление, чтобы в нем видели необыкновенную личность. Контролирует свои действия и реакции, восприимчив к эстетическому и оригинальному.

х3х1

Хорошо работает в сотрудничестве с другими людьми. Любит взаимопонимание и не любит разногласий.

=4=6

Очень требователен в выборе друзей, порой нуждается в подбадривании, не любит конфликтов

-0-7

Стремится к самостоятельности, не любит, когда его ограничивают.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что у ребенка благоприятное эмоциональное состояние. Ребенок любит производить благоприятное впечатление на людей, контролирует свои эмоции и действия. Андрей общителен, хорошо контактирует с другими людьми, не любит конфликтов и разногласий. Однако очень требователен в выборе своих друзей, не любит, когда ограничивают его самостоятельность.

Итоговая характеристика ученика 4 «б» класса Ермаченкова Андрея по итогам диагностики.

Подводя итоги проделанной диагностики, можно сказать, что у Андрея сформирована адекватная самооценка. Он умеет правильно оценивать себя, свои возможности, видит свои недостатки, которые связаны иногда с халатным отношением к учебе. Но в основном он оценивает себя положительно, что соответствует действительности, поскольку ребенок учится довольно хорошо. Он оценивает уровень своей успешности в школе, как средний. Свой небольшой неуспех («3» по русскому языку) связывает с собственными усилиями, т.е. с собственными недоработками. Уровень тревожности у ребенка низкий. У Андрея сформирована нравственно-этическая ориентация (знание основных моральных норм: справедливое распределение, взаимопомощь, доброжелательность, готовность к сопереживанию, щедрость и т. д.).

Андрей общителен, хорошо контактирует со сверстниками, не признает конфликтов и агрессий производит на людей благоприятное впечатление.

Ребенок очень самостоятельный, не любит, когда его в этом ограничивают. У Андрея нормальное эмоциональное состояние. У ребенка сформированы основные новообразования личности младшего школьника.

В помощи психолога не нуждается.

Дата

Виды выполняемой работы

2 3 июня

Знакомство с рабочим местом психолога, организацией психологической службы школы и документацией.

24 июня

Знакомство с учениками 4 класса «Б» Омельяненко Екатериной и Ермаченковым Андреем.

25 июня

Проведение диагностики «Лесенка». Испытуемые: Омельяненко Е., Ермаченков А. (инструктаж и беседа).

26 июня

Выявление адекватности понимания учащимися Омельяненко Катей и Ермаченковым Андреем причин успеха/неуспеха в школе.

27 июня

Определение ситуативной тревожности. Испытуемые Омельяненко Катя и Ермаченков Андрей.

30 июня

Определение уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже).

Работа с заданием. Ответы на вопросы.

1 июля

«Цветовой тест Люшера» Определение эмоционального состояния Омельяненко Кати и Ермаченкова Андрея.

2 июля

Обработка данных диагностики.

3 июля

Обработка данных диагностики

4 июля

Выработка психологических рекомендаций по результатам диагностики.

Подпись руководителя практики ____________________

/_______________/

от учреждения

М. П.

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет «Психология образования»

ДНЕВНИК

«Производственной практики» студента

Семенова Георгия Владимировича

2 курса ______4________ группы ____заочной______формы обучения

2013/2014 учебного года.

Сроки практики с 23 июня по 6 июля 2014 уч.г.

Отчет

По производственной практике

студента Семенова Георгия Владимировича

Факультет «Психология образования» заочной формы обучения

Курс 2 Группа 4

За период с 23 июня 2014 г. по 6 июля 2014 г.

В средней школе №176 города Москвы

Ф.И.О. руководителя практики от МГППУ

Барабанова В. В.

Ф.И.О. руководителя практики от учреждения________________________________________

Поскольку я не работаю по специальности, официально практику я не проходил. Но в школе №176, находящейся по адресу: ул. Профсоюзная, дом 98 А, где учится моя сестра в 4-м классе, мне разрешили ознакомиться с работой психологической службы. Я ознакомился с кабинетом психолога, со структурой социально-психологической службы в школе, с рабочей документацией психолога. Все это представлено в письменном отчете. В процессе практики, я провел диагностику младших школьников 4 класса «А» Омельяненко Екатерины, 2003 г. рождения и Ермаченкова Андрея, 2003 г. рождения по 5-ти методикам с целью выявления личностного развития.

За период практики я научился индивидуально работать с каждым ребенком, консультировать детей перед проведением диагностики, анализировать результаты проведенной работы, давать рекомендации. От работы с детьми я получил удовлетворение, поскольку только на практике можно понять, какие трудности встречаются у психолога при работе с детьми. Насколько трудно правильно проанализировать полученные результаты и дать какие-то советы и рекомендации. В процессе практики приходилось очень часто заглядывать в специальную литературу.

Кабинет психолога.

Кабинет психолога в школе №176 находится на первом этаже школы. Это отдельный класс, площадь которого составляет 30 кв. м. Помещение теплое, хорошо проветриваемое. В помещении установлен кондиционер. Освещение в кабинете смешанное, есть как лампы дневного света, так и лампы накаливания. На стенах бра со слабым зеленым светом. Стены выкрашены в бежевый цвет, на полу большой зеленый ковер. Около окна стоит рабочий стол психолога. Рядом на стене полки с картотекой, в которой содержатся данные о детях, учителях, родителях. В закрытом шкафу размещены методические материалы и другой инструментарий для психологического обследования учащихся. У другой стены стоит журнальный столик и мягкие удобные кресла. На стеллажах всевозможные игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь также размещены детские поделки, рисунки. На окнах много цветов. Цветы также выполняют роль перегородки между официальной частью комнаты и игровой зоной. Таким образом в кабинете психолога очень комфортная обстановка.

Список литературы

  1. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2003. — 24 с.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 159 с.
  3. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Д ис. … канд. психол. наук. — Н.Новгород: НГПУ, 2004. — 201 с.