При проведении диагностического обследования необходима оценка следующих показателей (Н.Я.Семаго, М.М.Сема

го, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева)

1. Внешний вид ребенка: состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, соответствие антропометрических характеристик паспортному возрасту и др.

2. Особенности контакта ребенка:важно оценить не столько возможность и скорость установления контакта с ребенком, необходимого для последующей работы, сколько качественную сторону процесса (является ли контакт стабильным или неустойчивым, по каким причинам):

· легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность;

· в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);

· контакт устанавливается легко, но носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);

· в контакт вступает не сразу, с большим трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;

· в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.

3. Эмоциональные реакции ребенка на факт обследования: фиксируются на протяжении всего обследования. Предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию обследования. Позволяет в совокупности с др. данными сделать более точные выводы о состоянии эмоциональной сферы ребенка и психическом состоянии в целом:

· заинтересованность;

· настороженность, волнение;

· стеснительность;

· возбуждение;

· безразличие;

· неадекватная веселость, фамильярность;

· чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.

4. Мотивация: принятие ситуации обследования, задания; форма, в которой происходит «принятие» задания; изменение мотивации в процессе работы, влияние этих изменений на деятельность и др.

5. Понимание цели задания, инструкции, характер инструкции:

· внимательно слушает, понимает цель, устную инструкцию, сохраняет до конца задания, если не понимает, то просит повторить;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые ... это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, и ...

· инструкция принимается, ребенок труднее входит в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы;

· инструкция теряется, самоконтроль в отношении части инструкции;

· принимается общая цель задания, элементы инструкции, ребенок не сохраняет до конца задания даже самые простые правила;

· невнимателен, не фиксирует внимание на инструкции, недослушивает ее до конца, инструкция в процессе деятельности теряется;

· не понимает устную инструкцию и необходимо наглядное разъяснение того, что следует сделать или выполнение задания самим экспериментатором.

6. Наличие и стойкость интереса к заданию:с одной стороны оценивает косвенно познавательную активность, любознательность, с др., характер мотивировки на принятие задания (внешний, внутренний):

· интерес выраженный, стойкий

· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности

· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости

· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач либо замечаний

· поверхностный интерес в начале задания, компенсируемый положительной оценкой экспериментатора

· поверхностный, слабый, ничем не компенсируемый интерес.

7. Характер деятельности: целенаправленность и активность:

· сосредоточен, активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью;

· активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью;

· недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией;

· очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением.

8. Темп и динамика деятельности:

· умеренный темп, равномерный на протяжении всего выполнения задания;

· медлительность, но равномерность на протяжении всего выполнения задания;

· умеренный либо высокий темп сменяется медлительностью или наоборот;

· импульсивность, расторможенность, поспешность;

· крайняя медлительность, заторможенность.

9. Работоспособность:

· работоспособность сохраняется до конца задания;

· работоспособность умеренная (наблюдается истощение деятельности примерно с середины или к концу задания);

· мерцательный характер работоспособности;

· работоспособность низкая (наблюдается истощение уже с начала выполнения задания).

10. Стратегии деятельности:

· чаотическая (без учета результативности выполнения собственных попыток, проб);

· пробы и ошибки, т.е. достаточно целенаправленные действия (может и ошибочные), но с частичным учетом проведенных проб и полученных ошибок;

· целенаправленное выполнение задания (проба-примеривание в действенном плане);

· целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (с предварительным зрительным соотнесением);

11. Обучаемость — используемые психологом виды помощи (добавлено по С.Я. Рубинштейн):

1 стр., 471 слов

Задание по этнопсихологии

Ответ верный. Согласно японским традициям, женщина должна быть немногословной. Поэтому такое поведение является типичным для японки и обуславливается воспитанием. Ответ неверный. В ситуации не предоставлена информация о ее делах. Ответ маловероятен, так в ситуации сведений об этом нет. Однако исключать этот вариант полностью нельзя. Ситуация 2 Марина приехала в Японию в гости к подруге Джун ...

· простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово (это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному);

· одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «правильно», «хорошо», «дальше», «молодей, стараешься, давай дальше», «постарайся сделать, у тебя получится»;

· обычно бывает необходима на начальном этапе работы, либо в случае неуверенности ребенка.

· вопросы о том, почему малыш совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

· наводящие вопросы или критические возражения;

· подсказка, совет действовать тем или иным способом;

· организующая помощь («не торопись», «посмотри внимательно», «подумай»);

· введение дополнительной наглядности (продемонстрировать способ действия без объяснения алгоритма его выполнения, «а теперь продолжи сам»);

· разъясняющая помощь (уточнение порядка действий при выполнении заданий, повторение инструкции в более медленном темпе, расстановка акцентов);

· демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить;

· полная развернутая помощь (обучение) с дальнейшим переносом на аналогичный материал.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. В любом случае, в начале необходимо использовать более легкие виды помощи и лишь затем перейти к демонстрации и обучению.

12. Критичность оценки результатов своей работы (способность дать оценку своей работы, понимание успехов и неудач, безразличие к оценке окружающих и т.п.);

13. Состояние моторики (координированность движений, моторная ловкость, состояние мелкой моторики и др.);

14. Уровень речевого развития (активный словарь, сформированность фразовой речи и др.);

15. Общая результативность выполнения предъявляемых заданий и ее соответствие возрастным нормам.