МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Содержание
Введение 1
Методы эмпирического поз нания. 2
Наблюдение. 2
Экперимент 3
Измерение и сравнение. 5
Методы теоретического поз нания. 7
Общая характеристика теоретических методов 7
Абстрагирование. 9
Идеализация. Мысленный экс перимент. 11
Формализация. Аксиомы. 12
Метод гипотезы 14
Смежные методы 16
Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Аналогия 16
Моделирование 19
Критерии ест ественно-научного поз нания 21
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Наука является главной причиной перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики». Наука имеет развитую систему методов, принципов и императивов поз нания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему поз навать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количест во научных методов постоянно увеличивается. Ведь в мире существует большое число наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.
Цель данной работы – подробно рассмотреть методы научного экс пери ментального и теоретического поз нания. А именно, в чём заключается метод, основные черты метода, классификация, область применения и т.д. Также будет рассмотрены критерии научного поз нания.
Методы эмпирического поз нания
Наблюдение
Познание начинается с на блюдения. Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение — это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. Это — исходный метод эмпирического поз нания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.
Научное на блюдение характеризуется рядом особенностей. Во-первых целенаправленностью ведь на блюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей. Во-вторых планомерностью, поскольку на блюдение должно проводиться строго по плану. В-третьих активностью — исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт.
Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания
... моделирование. Некоторые авторы к общелогическим методам исследования относят еще классификацию и системный подход. 4. Эмпирические и теоретические методы научного познания В недалеком прошлом считалось, что ... или образ действия. Методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации ...
При на блюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов поз нания. Это обусловливается рядом обстоятельств: недоступностью этих объектов для практического воздействия (например, на блюдение удаленных космических объектов), нежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс (фенологические, психологические и др. на блюдения), отсутствием технических, энергетических, финансовых и иных возможностей постановки экс пери ментальных исследований объектов поз нания.
Научные на блюдения всегда сопровождаются описанием объекта поз нания. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл. При развитии науки и изменении ее основ преобразуются средства описания, часто создается новая система понятий.
По способу проведения на блюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных на блюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, восприни маются органами чувств человека. Известно, что на блюдения положения планет и звезд на небе, проводившиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаменитых законов. Чаще всего научное на блюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Если до начала XVII в. астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то изобретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа подняло астрономические на блюдения на новую, гораздо более вы сокую ступень. А создание в наши дни рентгеновских телескопов и вывод их в космическое пространст во на борту орбитальной станции позволило проводить на блюдения за такими объектами Вселенной как пульсары и квазары.
Развитие сов ременного ест ест вознания связано с повыше нием роли так называемых косвенных на блюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы восприни маются исследователем косвенно — по видимым треков, состоящих из множества капелек жидкости.
Научное на блюдение характеризуется рядом особенностей. Во-первых целенаправленностью ведь на блюдение должно вестись для решения поставленной задачи… При на блюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование,… Научные на блюдения всегда сопровождаются описанием объекта поз нания. С помощью описания чувственная информация…
Экперимент
Эксперимент — более сложный метод эмпирического поз нания по сравнению с на блюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экс пери ментатор может преобразовывать иссл едуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в ест ественное течение процессов. В общей структуре научного исследования экс перимент занимает особое место. Именно экс перимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования.
Исследования города. Когнитивная карта городской среды
... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью ... упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской ...
Некоторые ученые утверждают, что умно продуманный и мастерски поставленный экс перимент выше теории, ведь теория, в отличии от опыта , может быть напрочь опровергнута.
Эксперимент включает в себя с одной стороны на блюдение и измерение, с другой обладает рядом важных особенностей. Во-первых, экс перимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования. Во-вторых, в ходе экс пери мента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно вы соких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т. п. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экс пери ментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. В-четвертых, важным достоинст вом многих экс пери ментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия экспери мента могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.
Подготовка и проведение экс пери мента требуют соблюдения ряда условий. Так, научный экс перимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Эксперимент базируется на каких-то исходных теоретических положениях. Эксперимент требует оп ределенного уровня развития технических средств поз нания, необходимого для его реализации. И наконец он должен проводиться людьми, имеющими достаточно вы сокую квалификацию.
По характеру решаемых проблем экспери менты подразделяются на исследовательские и проверочные. Исследовательские экс пери менты дают возможность об наружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого экс пери мента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования. Примером могут служить экс пери менты, поставленные в лаборатории Э. Резерфорда, которые привели к об наружению ядра атома. Проверочные экс пери менты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических пост роений. Например, сущест вование целого ряда элементарных частиц (позитрона, нейтрино и др.) было вначале предсказано теоретически, и лишь позднее они были об наружены экс пери ментальным путем.
Экспери менты можно разделить на качественные и количественные. Качественные экс пери менты позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление. Количественные экс пери менты устанавливают точные количественные зависим ости. Как известно, связь между электрическими и магнитными явлениями была впервые открыта датским физиком Эрстедом в результате чисто качественного экс пери мента (поместив магнитную стрелку компаса рядом с проводником, через который пропускался электрический ток, он об наружил, что стрелка отклоняется от первоначального положения).
Теория драм1
В драме доминирует драматизм – свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленными или под угрозой. Драма, как правило, построена на едином внешнем (или внутреннем) действии с его перипетиями, связанным с прямым или внутренним противоборством героев. Универсальной основой композиции драмыявляется ее членение на сценические ...
После последовали количественные экс пери менты французских ученых Био и Савара, а также опыты Ампера, на основе которых была выведена математическая формула. По области научного знания, в которой ставиться экс перимент, различают ест ественнонаучный, прикладной и социально-экономический экс пери менты.
Некоторые ученые утверждают, что умно продуманный и мастерски поставленный экс перимент выше теории, ведь теория, в отличии от опыта , может быть… Эксперимент включает в себя с одной стороны на блюдение и измерение, с другой… Подготовка и проведение экс пери мента требуют соблюдения ряда условий. Так, научный экс перимент предполагает наличие…
Измерение и сравнение
Научные экс пери менты и на блюдения как правило включают в себя проведение разно образных измерений. Измерение — это процесс, заключающийся в оп ределении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
В основе операции измерения лежит сравнение. Чтобы провести сравнение нужно оп ределить единицы измерения величины. В науке сравнение выступает также как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении, он затем стал успешно при меняться в право ведении, социологии, истории, биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях знания. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравни тельная анатомия, сравни тельная физиология, сравни тельная психология и т.п. Так, в сравни тельной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у ребенка, а также животных.
Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих оп ределенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений имеются в виду явления, которые положены в основу измерений.
Измерения подразделяют на статические и динамические. К статическим измерениям относят измерение размеров тел, постоянного давления и т. п. Примерами динамических измерения является измерение вибрации, пульсирующих давлений и т. п. По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряем ой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину оп ределяют на основании известной математической зависим ости между этой величиной и другими величинами, получаемы ми путем прямых измерений. Например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения. Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно.
С течением времени с одной стороны совершенствуются существующие измерительные приборы, с другой внедряются новые измерительные устройства. Так развитие квантовой физики существенно повысило возможности измерений с вы сокой степенью точности. Использование эффекта Мессбауэра позволяет создать прибор с раз решающей способностью порядка 10-13процента измеряемой величины. Хорошо развитое измерительное приборостроение, разно образие методов и вы сокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях.
Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации
... и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет ... одновременно и результатом научной деятельности человека и средством его дальнейшей работы. Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а ...
Методы теоретического поз нания
Научные экс пери менты и на блюдения как правило включают в себя проведение разно образных измерений. Измерение — это процесс, заключающийся в… В основе операции измерения лежит сравнение. Чтобы провести сравнение нужно… Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов,…
Общая характеристика теоретических методов
Теория представляет собой систему понятий законов и принципов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений и наметить программу действий по их преобразованию. Следовательно, теоретическое поз нание осуществляется с помощью различных понятий, законов и принципов. Факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Разница между ними состоит в том, что факты выражают нечто единичное, а теория имеет дело с общим. В фактах и теориях можно выделить три уровня: событийный, психологический и лингвистический. Эти уровни единства можно представить следующим образом:
Лингвистический уровень: к теории относятся универсальные высказывания, к фактам единичные высказывания.
Психологический уровень: мысли (т)и чувства (ф).
Событийный уровень — общее единичных событий (т) и единичные события (ф)
Теория, как правило, строится таким образом, что описывает не окружающую действительность, а идеальные объекты, такие как материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д. Такой научный концепт называется идеализацией. Идеализация представляет собой мысленно сконструированное понятие о таких объектах, процессах и явлениях, которые вроде бы не существуют, но имеют образы или прообразы. Например, прообразом материальной точки может служить маленькое тело. Идеальные объекты, в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а вполне оп ределенным числом свойств. Например, свойствами материальной точки является масса и возможность находиться в пространстве и времени.
Кроме того, в теории задаются взаимоотношения между идеальными объектами, описываемые законами. Из первичных идеальных объектов также можно конструировать производные объекты.
В итоге теория, описывающая свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними и свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способ на описать все многообразие данных, с которым ученый сталкивается на эмпирическом уровне.
Рассмотрим основные методы, с помощью которых реализуется теоретическое знание. Такими методами являются: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-индуктивный и прагматический.
При использовании аксиоматического метода научная теория строится в виде системы аксиом (положений, принимаемых без логического доказательства) и правил вывода, позволяющих путем логической дедукции получить утверждения данной теории (теоремы).
Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики
... (1991) определили case study как глубокое, многомерное исследование отдельного социального явления, использующее качественные методы исследования. Лейпхарт (1971, 1975) видел case study как отдельный случай, ... психологов. Методологическим фундаментом этой группы концепций являются по большей части позитивистские теории, пришедшие, как из психологии, так и из политологии. Вторая группа исследователей ...
Аксиомы не должны противоречить друг другу, желательно также, чтобы они не зависели друг от друга. Более подробно об аксиоматическом методе будет рассказано ниже.
Конструктивистский метод, наряду с аксиоматическим, используется в математических науках и информатике. В этом методе развертывание теории начинается не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Кроме того, задаются правила пост роения новых теоретических конструкций. Научными считаются лишь те конструкции, которые действительно удалось пост роить. Этот метод считается лучшим средст вом против появления логических противоречий: концепт сконструирован, следовательно, сам путь его пост роения непротиворечив.
В ест ест вознании широко при меняется гипотетико-дедуктивный метод или метод гипотез. Основу этого метода составляют гипотезы обобщающей силы, из которых выводится все остальное знание. Пока гипотеза не отвергнута, она выступает в качестве научного закона. Гипотезы, в отличие от аксиом, нуждаются в экс пери ментальном подтверждении. Подробно этот метод будет описан ниже.
В технических и гуманитарных науках широко при меняется прагматический метод, суть которого составляет логика т.н. практического вывода. Например, субъект Л хочет осуществить A, при этом он считает, что не сможет осуществить A, если не осуществит с. Следовательно, А принимается за совершение с.8
Логические пост роения при этом выглядят так: А-> р-> с. При конструктивистском же методе пост роения имели бы следующий вид: А-> с-> р. В отличие от гипотетико-дедуктивного вывода, при котором информация о факте подводится под закон, при практическом выводе информация о средстве с должна соответст вовать поставленной цели р, которая согласуется с некоторыми ценностями.
Кроме рассмотренных методов существуют еще т.н. описательные методы. К ним обращаются, если рассмотренные выше методы оказываются неприемлемы. Описание изучаемых явлений может быть словесным, графическим, схематическим, формально-символическим. Описательные методы часто являются той стадией научных исследований, которая ведет к достижению идеалов более развитых научных методов. Часто такой метод является наиболее адекватным, поскольку сов ременная наука часто имеет дело с такими явлениями, которые не подчиняются слишком жестким требованиям.
Лингвистический уровень: к теории относятся универсальные высказывания, к фактам единичные высказывания. Психологический уровень: мысли (т)и чувства (ф).
Событийный уровень — общее единичных событий (т) и единичные события (ф)
Абстрагирование
В процессе абстрагирования происходит отход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к абстрактным представлениям о них. Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, приз наков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или не скольких существенных сторон, свойств, приз наков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией.
Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию оп ределенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой науки.
Какие существуют трудности в использовании различных методов ...
... о его деятельности, в которых объктивируются свойственные ему психологические явления. Наиболее распространенными методами психолого-педагогических исследований являются устные или письменные опросы. К ... Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще ...
Поскольку конкретное есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно поз нать во всем его многообразии, оставаясь на этапе чувственного поз нания, ограничиваясь им. Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, которое принято называть восхождением от чувственно-конкретного к абстрактному. Однако формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью поз нания, а представляет собой только средст во более глубокого, разностороннего поз нания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение поз нания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования логически-конкретное будет качественно иным по сравнению с чувственно-конкретным. Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания. Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью оп ределенных абстракций.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при пост роении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в ест ественных науках. Например, в теории газов, выделив основные законы идеального газа — уравнения Клапейрона, закон Авогадро и т. д., исследователь идет к конкретным взаимодействиям и свойствам реальных газов, характеризуя их существенные стороны и свойства. По мере углубления в конкретное вводятся все новые абстракции, которые выступают в качестве более глубокого отображения сущности объекта. Так, в процессе развития теории газов было выяснено, что законы идеального газа характеризуют поведение реальных газов только при небольших давлениях. Учет этих сил привел к формулировке закона Ван-дер-Ваальса.
Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от… Поскольку конкретное есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних… Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при пост роении различных научных теорий и может…
Идеализация. Мысленный экс перимент
Идеализация представляет собой мысленное внесение оп ределенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, приз наки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация — материальная точка подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых разно образных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы. При идеализации объект может наделяться какими-то особыми свойствами, в реальной действительности не осуществимы ми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела. Это тело наделяется несуществующим в при роде свойст вом поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя.
Объект, предмет, гипотеза и концепция психолого-педагогического исследования
... обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии. Формирование гипотезы в сознании исследователя - сложный и пока еще ... поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного. Объект исследования в педагогике и психологии- это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо ...
Идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа. Идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства объекта, которые затемняют сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.
В качестве примера можно указать на три разных понятия «идеального газа», сформировавшихся под влиянием различных теоретико-физических представлений: Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака. Однако полученные при этом все три варианта идеализации оказались плодотворными при изучении газовых состояний различной при роды: идеальный газ Максвелла-Больцмана стал основой исследований обычных молекулярных раз реженных газов, находящихся при достаточно вы соких температурах; идеальный газ Бозе-Эйнштейна был применен для изучения фотонного газа, а идеальный газ Ферми-Дирака помог решить ряд проблем электронного газа.
Мысленный экс перимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих об наружить какие-то важные особенности иссл едуемого объекта. Всякий реальный экс перимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала проделывается исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования.
В научном поз нании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспери ментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в поз нании может восполнить только мысленный экс перимент.
Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы сов ременного ест ест вознания, свидетельствует о существенной роли мысленного экс пери мента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами использования мысленных экс пери ментов. Примером могут служить мысленные экс пери менты Галилея, приведшие к открытию закона инерции.
Основное достоинст во идеализации как метода научного поз нания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические пост роения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы иссл едуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.
Идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности… В качестве примера можно указать на три разных понятия «идеального газа»,… Мысленный экс перимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе…
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; • моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда ... представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы ...
Формализация. Аксиомы
Формализация — особый подход в научном поз нании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множест вом символов (знаков).
Этот метод поз нания заключается в пост роении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).
Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.
Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая об наружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей при роде явлений.
Примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений, основывающиеся на соответствующих содержательных теориях. При этом используемая математическая символика не только помогает закрепить уже имеющиеся знания об иссл едуемых объектах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего их поз нания.
Из курса математической логики известно, что для пост роения формальной системы необходимо задать алфавит, задать правила образования формул, задать правила вывода одних формул из других. Важным достоинст вом формальной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем, оперируя знаками. Другое достоинст во формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации.
Формализация — особый подход в научном поз нании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения… Этот метод поз нания заключается в пост роении абстрактно-математических… Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая об наружить структуру…
Следует заметить, что формализованные искусственные языки не облада ют гибкостью и богатст вом языка ест ественного. Зато в них отсутствует многозначность терминов (полисемия), свойственная ест ественным языкам. Они характеризуются точно пост роенным синтаксисом и однозначной сем антик ой.
Формализация широко используется в хи мии, логике и математике. В середине XIX в. сформировалась математическая логика, которая во второй половине XX столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики, в появлении электронных вычислительных машин, в решении задач автоматизации производства и т. д.
Существует аксиоматический метод поз нания. При таком подходе задается набор исходных положений, не требующих доказательства, которые называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по оп ределенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически пост роенную теорию. Число аксиом варьируется в широких границах: от двух-трех до не скольких десятков. К аксиомам и выводам из них предъявляются требования непротиворечивости, независим ости и полноты. Следование оп ределенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет упорядочить процесс рассуждения при развертывании аксиоматической системы, сделать это рассуждение более строгим и корректным.
Чтобы задать аксиоматической систему, требуется некоторый язык – алфавит. Если формализация имеет место, то аксиоматическая система является формальной, а положения системы приобретают характер формул. Получаемые в результате вывода формулы называются теоремами, а используемые при этом аргументы — доказательствами теорем.
Метод гипотезы
Метод гипотезы — сложный комплексный метод поз нания, включающий в себя все многообразие его форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Ознакомимся со структурой метода гипотезы. Первой стадией является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др.
Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость, на совместимость с фундаментальными теоретическими принципами данной науки. На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мысленных экс пери ментов уточняющих деталей. На пятой стадии проводится экс пери ментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экс пери ментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез.
Из множества гипотез выделяют объяснительные и экзистенциональные гипотезы. Объясни тельная гипотеза есть предположение о законе, о явлении. Примером экзистенциальных гипотез является предположения о сущест вовании неизвестных науке элементарных частиц, единиц наследственности, хи мических элементов, новых биологических видов и т. п. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут сущест вовать вспомогательные гипотезы, позволяющие приводить основную гипотезу в лучшее соответствие с опытом. Существуют и так называемые рабочие гипотезы, которые позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют на его объяснение.
Отдельно следует выделить метод математической гипотезы, который характе рен для наук с вы сокой степенью математизации. В методе математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование. Он применим прежде всего в тех науках, где накоплен богатый арсенал математических средств, например в физике.
Смежные методы
Метод гипотезы — сложный комплексный метод поз нания, включающий в себя все многообразие его форм и направленный на установление законов, принципов и… Ознакомимся со структурой метода гипотезы. Первой стадией является… Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза…
Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Аналогия
Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. . В качестве таких частей могут быть вещественные элементы объекта или же его свойства, приз наки, отношения.
Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, приз наков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.
Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в специальный метод: так, существуют конкретные методы математического, хи мического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно сказать и о синтезе.
Индукция может быть оп ределена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Индукция широко при меняется в научном поз нании. Об наруживая сходные приз наки, свойства у многих объектов оп ределенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих приз наков, свойств всем объектам данного класса. Индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых законов природы — всемирного тяготения, атмосферного давления, тепло вого расширения тел.
Метод индукции может реализовываться в виде следующих методов. Метод единственного сходства, при котором во всех случаях на блюдения какого-то явления об наруживается лишь один общий фактор, все другие — различны. Этот единственный сходный фактор есть причина данного явления. Метод единственного различия, при котором причины возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае. Делается вывод, что этот фактор и есть причина данного явления. Соединенный метод сходства и различия представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов. Метод сопутствующих изменений, в котором если оп ределенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то делается вывод о причинной связи этих явлений. Метод остатков, при котором если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления — остальные факторы, входящие в общую причину этого явления. На самом же деле вышеуказанные методы научной индукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экс пери ментально наблюдаемы ми свойствами объектов и явлений.
Ф. Бэкон. трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средст вом научного поз нания при роды.
Дедукция напротив есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному. Но особенно большое поз навательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы.
Созданное таким путем теоретическое знание предоп ределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет пост роение новых индуктивных обобщений.
Получение новых знаний посредст вом дедукции существует во всех ест ественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики вынуждены чаще всего пользоваться дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.
В науке Нового времени пропагандистом дедуктивного метода поз нания был видный математик и философ Р. Декарт.
Индукция и дедукция не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из этих методов используется на соответствующем этапе поз навательного процесса. Более того, в процессе использования индуктивного метода зачастую «в скрытом виде» присутствует и дедукция.
Под аналогией понимается подобие, сходст во каких-то свойств, приз наков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.
Получения правильного умозаключения по аналогии зависит следующих факторов. Во-первых от числа общих свойств у сравниваемых объектов. Во-вторых от легкости об наружения общих свойств. В-третьих от глубины понимания связей этих сходных свойств. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойст вом, не совместимым с тем свойст вом, о сущест вовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходст во этих объектов утрачивает всякое значение.
Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно оп ределить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом или прототипом.
Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т. е. модель и отображаемый с ее помощью объект (оригинал) находятся в оп ределенном сходстве (подобии).
Метод аналогии при меняется в самых различных областях науки: в математике, физике, хи мии, кибернетике, в гуманитарных дисциплинах и т. д.
Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и… В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон,… Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию. Из общего приема они…
Моделирование
Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу оп ределенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, оп редмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и пост роению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое — идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта.
Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений. Человек, например, не может непосредственно наблюдать процесс ест ественного образования алмазов, зарождения и развития жизни на Земле, целый ряд явлений микромира и макромира. Поэтому при ходится прибегать к искусственному воспроизведению подобных явлений в форме, удобной для на блюдения и изучения. В ряде же случаев бывает гораздо выгоднее и экономичнее вместо непосредственного экс периментирования с объектом пост роить и изучить его модель.
В зависим ости от характера модели различают не сколько видов моделирования. К мысленному моделированию относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. Следует заметить, что мысленные (идеальные) модели нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.
Физическое моделирование характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих в реальных условиях.
В настоящее время физическое моделирование широко используется для разработки и экс пери ментального изучения различных сооружений, машин, для лучшего понимания каких-то при родных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т. д.
Символическое моделирование связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разно образные топологические и графовые представления иссл едуемых объектов или, например, модели, представленные в виде хи мической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время хи мических реакций. Разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной при роды. Взаимосвязи между различными величинами, описывающими функционирование такого объекта или явления, могут быть представлены соответствующими уравнениями (дифференциальными, интегральными, алгебраическими) и их системами. Численное моделирование основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и при меняется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.
Численное моделирование особенно важно там, где не совсем ясна физическая картина изучаемого явления, не поз нан внутренний механизм взаимодействия. Путем расчетов на ком пьюте ре различных вариантов ведется накопление фактов, что дает возможность, в конечном счете, произвести отбор наиболее реальных и вероятных ситуаций. Активное использование методов численного моделирования позволяет резко сократить сроки научных и конструкторских разработок.
Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки при ходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, акту альность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного поз нания.
Критерии ест ественно-научного поз нания
Для оп ределения критериев ест ественно-научного поз нания в методологии науки сформулировано не сколько принципов – принцип верификации и принцип фальсификации. Формулировка принципа верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого суждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено смысла. Поскольку понятия развитой теории, как правило, не своди мы к данным опыта, то для них сделано послабление: возможна и косвенная верификация. Скажем, указать опытный аналог понятию «кварк» невозможно. Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать опытным путем, экс пери ментально. И тем самым косвенно верифицировать саму теорию.
Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно ненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты в состоянии истолковать в свою пользу — идеология, религия, астрология и т.п.
В таких случаях полезно прибегнуть еще к одному принципу разграничения науки и не науки, предложенному крупнейшим философом XX в. К. Поп пером, — принципу фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируем ость или опровержим ость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо.
Несмотря на внешне парадоксальную форму этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поп пер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в поз нании. Никакое количест во падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон приз нать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Можно, правда, заметить, что последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетичным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах.
Заключение
Таким образом, были рассмотрены основные методы эмпирического и теоретического уровня научного поз нания. Эмпирическое поз нание включает в себя проведение на блюдений и экс пери ментов. Познание начинается с на блюдения. Для подтверждения гипотезы или для исследования свойств предмета учёный ставит его в оп ределённые условия – проводит экс перимент. В блок процедур экс пери мента и на блюдения входят описание, измерение, сравнение. На уровне теоретического поз нания широко при меняется абстрагирование, идеализация, формализация. Большое значение имеет моделирование, а с развитием вычислительной техники – численное моделирование, поскольку сложность и стоимость проведения экс пери мента возрастают.
В работе описаны два основных критерия ест ественно-научного знания – принцип верификации и фальсификации.
Список литературы
1. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М.:Проспект, 2000
2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР, 2005
3. Рузавин Г.И. «Методология научного исследования» М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
4. Горе лов А.А. «Концепции сов ременного ест ест вознания» – М.: Центр, 2006.
5. www.vsvcorp.chat.ru/mguie/teor.htm
Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного… В зависим ости от характера модели различают не сколько видов моделирования. К… Физическое моделирование характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение…