С использованием методов субъективного шкалирования регистрируются результаты описания явлений, которые выражаются субъектом в форме самоотчета

· Выдвигаются предположения (гипотезы) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений.

 

12. Какое из суждений верно характеризует научный факт?

· Факты представляют собой область описательных научных знаний: описание явлений, на основе измерения или регистрации с помощью приборов их свойств.

· Научные факты собирают и фиксируют посредством тщательного наблюдения и словесного фиксирования результатов наблюдения.

· В качестве научного факта признается только то, что может наблюдать каждый человек в повседневной жизни.

· Факты – это следствия, которые дедуктивным путем выводятся из теоретических гипотез.

 

13. Какое из суждений носит ошибочный (неверный) характер?

· Теоретические знания представляют собой последовательное, логически упорядоченное изложение основных сведений о какой-либо области психических явлений.

· Психологические теории возникают на основе выдвижения объяснительных гипотез с их последующей эмпирической верификацией.

· Теоретические знания в психологии обеспечивают объяснение, предсказание и обобщение феноменов и фактов.

· Теории обеспечивают обобщение определенной группы явлений с позиции единого способа объяснения.

 

14. Какое из положений неверно (ошибочно) характеризует выводы, которые могут быть сделаны при проверке научной гипотезы?

· Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания: а) доказать истинность соответствующей научной теории; б) завершить поиск других способов научных объяснений (теорий) в данной научной области.

· Подтверждение выдвинутой эмпирической гипотезы дает основания: а) к подтверждению уже имеющейся научной теории; б) к утверждению новой научной теории.

· Опровержение выдвинутой эмпирической гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.

 

15. Какая логико-гносеологическая организация познавательной деятельности соответствует индуктивному методу?

· На основе исследования множества явлений и регистрации фактов осуществляется их последующее обобщение по множеству оснований.

· Для описания и моделирования различных явлений постулируются и фиксируются умозрительные предметы в знаково-символической форме и разрабатываются правила их преобразования.

7 стр., 3488 слов

Предмет и задачи психологии. Методологические, теоретические ...

... и экспериментального изучения психики людей и животных. Научной психологии присущи свои особенности: Обобщенность,т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во ... увидеть поведение, поступки реакции человека) Основная формула бихевиоризма S–R. На основании анализа стимула можно предсказать реакцию на него и наоборот (фашизм, сталинизм). ...

· На основе выдвижения предположений о возможных ненаблюдаемых причинах явлений к планированию эмпирических исследований с целью верификации гипотез.

 

16. Какое из суждений описывает суть идеографического метода организации научного исследования?

· Исследование уникальных, не повторяющихся событий и явлений с их последующим описанием.

· Обобщение результатов исследования множества явлений на основе выявления закономерностей, которым такие явления подчиняются.

· Сбор максимального количества опытных данных с их последующим обобщением.

· На основе выдвижения предположений о возможных ненаблюдаемых причинах явлений к планированию эмпирических исследований с целью верификации гипотез.

 

17. Каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез?

· Ошибочность теоретических гипотез устанавливается, если они не получают достаточной методологической и логической обоснованности.

· Ошибочность теоретических гипотез устанавливается на основе результатов практической деятельности людей в соответствующей предметной области.

· Ошибочность теоретических гипотез устанавливается путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из гипотез и могут быть эмпирически верифицированы.

 

18. В каком определении дается формулировка эмпирического закона?

· Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится и может регистрироваться с помощью приборов.

· Закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить на основе множества эмпирических исследований.

· Закон – это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований.

 

19. Какие законы, устанавливаемые психологией, сформулированы неверно (ошибочно)?

· Законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром.

· Законы, определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций.

· Законы, в соответствие с которыми мозг и нервная система живого организма в онтогенезе порождают новые формы психики.

 

20. Какое из суждений выступает характеристикой значения, как одной из существенных сторон знаково-символического средства?

· Система устойчивых обобщений (представлений, понятий, умственных действий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака.

· Индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.

· Синтаксические связи между лексическими единицами языка.

· Множество явлений в объективном мире, которые обозначаются и замещаются знаково-символическими средствами.

 

21. Какая из характеристик соответствует действию моделирования, как одному из способов использования знаково-символических средств?

6 стр., 2960 слов

Основы психолого-педагогического исследования

... педагогических исследований: эмпирические и теоретические. Эмпирические методы: метод наблюдения-это — непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов ... педагогического консилиума», обобщение педагогического опыта Теоретические методы педагогического исследования: моделирование, построение идеализированных объектов, 4.Степанов С.С. Диагностика интеллекта ...

· Знаково-символические средства становятся объектом самостоятельных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом предметном содержании.

· В отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.

· Множество явлений в объективном мире обозначаются и замещаются знаково-символическими средствами.

· Используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.

 

22. Какое из положений соответствует методологическому принципу формирования и развития психики в деятельности?

· Психика представляет собой ориентировочно-исследовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира организуются все более сложные форм поведения и деятельности.

· Объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития: в филогенезе и в антропогенезе, в социогенезе, в онтогенезе.

· Психическая ориентировка живых организмов носит активный характер: обеспечивает активное избирательное исследование окружающей среды и активное прогнозирование ее возможных изменений.

· Объяснение психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его развития.

 

23. Что соответствует термину «внутренняя валидность» при анализе научного исследования?

· Соответствие реального исследования идеальным представлениям ученого о возможной реализации исследованию.

· Соответствие идеальных представлений ученого о возможной реализации исследованию объективной реальности.

· Соответствие реального исследования и его результатов изучаемой объективной реальности.

 

24. Что не может выступать предметом объективного фиксирования в психологии? (что невозможно фиксировать путем объективных измерений в форме научного факта?)

· Содержание суждений испытуемых о собственных образах и протекании процессов мышления.

· Процессы реализации невербального поведения – выразительные движения, внешние формы перцептивных ориентировочно-исследовательских действий, непроизвольные движения и целенаправленные действия, организацию действий в составе деятельности.

· Результаты невербальных и вербальных действий и поведения людей.

· Нейрофизиологические процессы, актуализирующиеся при реализации субъектом психических функций.

 

25. Как психологи делают выводы о наличии различных психических функций у человека?

· По прогнозируемым и получаемым объективным данным, регистрируемым в поведении испытуемых, психологи делают выводы в пользу подтверждения или опровержения различных предположений (теоретических гипотез) о недоступных прямому наблюдению особенностях формирования, функционирования, структуры психических явлений.

2 стр., 515 слов

Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога ...

... процедурных аспектов, целесообразно представить ее как специальную измерительную процедуру. Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога чувствительности. Особенности и недостатки каждого метода. Ответ Работы ... внешнему наблюдению мир сознания человека, используя из-вестный метод субъективного самоотчета испытуемого и сделать это они смогли только для очевидного для всех и ...

· Путем регистрации результатов самоотчетов испытуемых в научной психологии устанавливают наличие определенных психических функций у субъекта.

· На основе исследования и регистрации различных физиологических (вегетативных) функций организма, которые сопутствуют протеканию определенных психических процессов.

 

26. Какой из способов построения объяснения соответствует телеологическому типу?

· Объяснение осуществляется путем раскрытия целей, намерений, мотивов, которым субъект подчиняет поведение и деятельность.

· Объяснение осуществляется путем установления причинно-следственных законов.

· Явления и события интерпретируются и истолковываются с опорой на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания.

· Объяснения осуществляется путем идентификации и эмпатии, воображаемой постановки себя на место испытуемого.

 

27. Какая стратегия исследования психических особенностей человека получила название «исследование путем поперечных срезов»?

· Организация исследования, при которой отобранные по определенным психологическим основаниям группы людей (исключая возрастные и временные основания), сравниваются с группами людей, отобранными по другим психологическим основаниям.

· Последовательная организация условий, которые обеспечивают формирование новых психических функций в соответствие с определенными теоретическими представлениями и прогнозами.

· Организация исследования, при которой у одной и той же группы испытуемых или в разновозрастных группах исследуются и измеряются особенности возрастных изменений (развития) психических функций через определенные интервалы времени.

 

28. Какой тип шкалирования (измерения) включает следующие перечисленные операции?

1) Множество объектов делится по определенным основаниям на подмножества. 2) Каждому из подмножеств присваиваются «имена». 3) Выделенные подмножества эквивалентных объектов линейно упорядочиваются в системе отношений «больше-равно-меньше» по определенному основанию. Условной единицей измерения выступает расстояние между признаками в 1 ранг.

· Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.

· Измерение с использованием шкалы отношений.

· Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.

· Измерение с использованием шкалы интервалов.

 

29. Какой тип шкалирования (измерения) включает следующие перечисленные операции?

1) Множество объектов делится на подмножества. 2) Каждому из подмножеств присваиваются «имена». 3) Выделенные подмножества эквивалентных объектов линейно упорядочиваются в системе отношений «больше-равно-меньше» по определенному основанию. 4) Вводится эталон измерения за счет чего достигается возможность определять величину различий между объектами в проявлении определенного свойства. 5) Определяется положение «естественного» нуля (которому соответствует полное отсутствие измеряемого признака), что позволяет устанавливать отношения «во сколько раз величина одного измеренного признака больше или меньше величины другого признака».

4 стр., 1692 слов

Социологические проблемы исследования производственных организаций

... необходимого обществу, и соответственно занятия места в организации общества, для осуществления этой деятельности (производственные организации, политические организации и т.п.) то социальные отношения - это ... управленческие группы. В связи с этим процесс управления в производственной организации следует определять как взаимоориентированную деятельность соподчиненых друг другу групп работников. ...

· Измерение с использованием шкалы интервалов.

· Измерение с использованием шкалы отношений.

· Измерение с использованием шкалы наименований, номинативной шкалы, шкалы классификаций.

· Измерение с использованием шкалы порядка, ранговой шкалы.

 

30. Какое из суждений характеризует экспериментальный метод исследования?

· Исследование с целью проверки гипотез о причинно-следственных связях между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

· Непосредственное восприятие и объективная регистрация процессов и явлений. Относительная объективность результатов достигается тем, что: а) фиксируется способ регистрации данных, который может в последующем использоваться другими исследователями; б) регистрация получаемых данных осуществляется несколькими независимыми исследователями.

· Исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.

· Использование батареи тестов и вопросников для выявления различий между испытуемыми.

 

31. Какой тип организации эмпирического исследования носит название квазиэксперимент?

· Исследование, в котором проверяются гипотезы о причинно-следственных связях, но невозможен достаточный контроль над экспериментальными воздействиями и побочными переменными.

· Исследование, проводимое с целью проверки гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

· Исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.

· Эксперимент, который направлен на формирование или развитие у испытуемых определенных психических функций.

 

32. В чем заключается основная особенность формирующего эксперимента?

· Эксперимент организуется и проводится как система специально подготовленных взаимодействий с испытуемыми в определенных условиях, в результате которых предполагается появление у испытуемых новых особенностей в составе психических функций.

· Эксперимент организуется и проводится в естественных для испытуемых условиях. При этом испытуемые могут не знать о проводимом исследовании.

· Организация исследования, при которой у одной и той же группы испытуемых или в разновозрастных группах исследуются и измеряются особенности возрастных изменений (развития) психических функций через определенные интервалы времени.

· Исследование, проводимое с целью проверки гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

 

33. Какие факторы получили в экспериментальной психологии наименование «независимые переменные»?

· Факторы, которые контролируются и варьируются экспериментатором в соответствии с планом и гипотезой эксперимента.

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

... неделя Введение в экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная, гипотеза. 3.Атрибуты науки: ...

· Факторы, которые могут повлиять на ожидаемые экспериментальные результаты, которые интересуют исследователя.

· Факторы, которые рассматриваются как возможные результаты экспериментальных воздействий и которые измеряются экспериментатором.

· Факторы, которые экспериментатор не может контролировать при планировании и организации эксперимента

 

34. Какой из факторов, учитываемых при организации эксперимента в психологии указан верно?

· Зависимая переменная – тот фактор, который меняется в зависимости от изменения независимой переменной и измеряется экспериментатором.

· Побочная переменная – тот фактор, который контролируется (измеряется и задается) и варьируется экспериментатором в соответствии с планом и гипотезой эксперимента.

· Независимая переменная – фактор который в ходе эксперимента может случайно повлиять на зависимую переменную.

 

35. В каком случае экспериментальное исследование называют «уровневым»?

· При контролируемом изменении экспериментатором значений независимых переменных.

· При наличии двух и большего количества независимых переменных.

· При наличии двух и большего количества зависимых (измеряемых) переменных.

· При наличии большого количества учитываемых побочных переменных.

 

36. В каком случае экспериментальное исследование называют «факторным»?

· При наличии двух и большего количества независимых переменных.

· При контролируемом изменении экспериментатором значений независимых переменных.

· При наличии двух и большего количества зависимых (измеряемых) переменных.

· При наличии двух и большего количества побочных переменных.

 

37. Эмпирическая причинно-следственная (каузальная) связь устанавливается при наличии ряда условий. Какое из условий неверно (ошибочно) характеризует установление причинно-следственной связи в эксперименте?

· Действие побочной переменной предшествует изменениям зависимой переменной.

· Наличие закономерной (не случайной) связи в изменениях зависимой и независимой переменных (ковариация).

· Отсутствие влияния на зависимую переменную побочных переменных.

· Действие независимой переменной предшествует изменениям зависимой переменной.

 

38. Дж. Милль сформулировал два метода индуктивного установления эмпирических причинно-следственных закономерностей. Какой из «методов» указан неверно (ошибочно)?

· Метод обращения: если фактор Х, вызывает эффект У, а тот же фактор У вызывает эффект Х, то следовательно Х и У обусловлены каким-либо третьим фактором.

· Метод различия: если группа факторов при наличии фактора Х, вызывает эффект У, а та же группа факторов без фактора Х приводит к исчезновению эффекта У, то следовательно У обусловлен фактором Х.

· Метод согласия: если два различных комплекса факторов вызывают один и тот же эффект, то он обусловлен факторами, общими для этих комплексов.

 

39. В каком из суждений указан один из способов контроля независимых переменных при организации эксперимента

· Контроль порядка предъявления различных задач испытуемым.

· Выбор адекватной измерительной шкалы (способа измерения) для регистрации результатов экспериментального воздействия.

· Установление критериев, по которым можно судить о влиянии экспериментального воздействия на испытуемых.

3 стр., 1332 слов

Организация констатирующего эксперимента

... «Детский сад № 207 комбинированного вида». В эксперименте принимали участие 7 детей дошкольного возраста с ОНР. Количество участников в экспериментальной группе составляло- 7: 3 -девочки, 4-мальчики. ... По данным ПМПК у всех исследуемых экспериментальной группы логопедическое заключение- стёртая форма дизартрии. Изучение проводилось индивидуально в первой ...

· Использование камер видеонаблюдения.

 

40. В каком из суждений указан один из способов контроля зависимых переменных при организации эксперимента.

· Выбор средств и способов измерения результатов к которым приводят экспериментальные воздействия.

· Контроль индивидуальных различий между испытуемыми и между группами испытуемых.

· Контроль над точностью оказания экспериментальных воздействий.

· Контроль времени предъявления различных задач испытуемым.

 

41. Какой из субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты эксперимента, получил название «эффект плацебо»?

· Изменение поведения у испытуемых (и у экспериментатора) в силу формирующихся установок на основе процессов внушения и самовнушения.

· Влияние на поведение испытуемых и на результаты исследования позитивного внимания со стороны экспериментатора.

· Повышение или снижение функциональных возможностей испытуемых в результате публичного выполнения действий.

· Знание испытуемых о целях и гипотезах эксперимента.

 

42. Что в эмпирических исследованиях фиксируется термином «генеральная совокупность»?

· Группа людей, которые являются объектом исследования и могут быть потенциальными испытуемыми.

· Группа людей, реально принимающих участие в исследовании, которая моделирует, представляет (репрезентирует) особенности популяции.

· Испытуемые, уравненные по существенным для исследования характеристикам в контрольной и экспериментальной группах.

· Те представители выборки, которые значительно выделяются среди всех остальных испытуемых по каким либо психическим свойствам.

 

43. Какой из методов формирования выборки испытуемых называют стратометрическим отбором?

· Генеральная совокупность (популяция) делится на группы с определенными характеристиками; затем отбирается требующееся количество испытуемых из каждой группы.

· Формирование выборки путем случайного отбора испытуемых на основе таблиц случайных чисел.

· Эквивалентность экспериментальных и контрольных групп формируется на основе парного сходства субъектов по значимым для эксперимента побочным параметрам, которые предварительно измеряются.

· В качестве испытуемых для участия в эксперименте привлекаются реальные группы испытуемых (группы студентов, школьников и т.п.), сходные по основным психологическим характеристикам.

 

44. Какая характеристика организации экспериментального исследования фиксируется термином «внешняя валидность».

· Степень соответствия организации эксперимента и полученных результатов той области явлений, для исследования которой он проводится и на которую предполагается распространять получаемые в эксперименте результаты.

· Степень существования достоверной связи между независимой и зависимой переменными. Степень вероятности того, что изменения зависимой переменной вызваны изменением независимой переменной, тем выше внутренняя валидность.

· Соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.

· Возможность организовать и провести аналогичный эксперимент другими исследователями.

 

45. Какая характеристика организации экспериментального исследования фиксируется термином «репрезентативность».

9 стр., 4362 слов

Экспериментальная часть социометрическое исследование классного коллектива

... и т.д.) · дисциплинированность · определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их ... в себя не менее 10 человек. Инструкция испытуемым: «Ваш класс существует уже несколько лет. За ... личности «отверженного» ученика Цель исследования: выявление причин отвержения этого ученика одноклассниками Методы исследования: проективная методика «Рисунок семьи»; ...

· Степень представленности в экспериментальных группах таких испытуемых, психические особенности которых предполагалось исследовать.

· Соответствие методик, способов измерения НП и ЗП, а такжеи плана эксперимента проверяемой экспериментальной и теоретической гипотезе.

· Возможность получить сходные данные в аналогичных условиях другими исследователями.

· Соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.

 

46. В чем заключается основная особенность внутрисубъектных (внутригрупповых) планов организации экспериментального исследования?

· Каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями.

· Каждый испытуемые включается только в одну – контрольную или экспериментальную группы, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).

· Исследуются личностные особенности испытуемых.

· Учитываются индивидуальные особенности испытуемых, которые специально отбираются по определенным основаниям.

 

47. В чем заключается основная особенность планов организации экспериментального исследования с субъективными независимыми переменными?

· Учитываются индивидуальные особенности испытуемых, которые специально отбираются в разные группы по определенным основаниям.

· В ходе эксперимента собираются данные на основе самоотчетов испытуемых.

· Каждый испытуемые включается только в одну – контрольную или экспериментальную группы, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).

· Каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями.

 

48. В чем заключается основная сложность в организации экспериментальных исследований с использованием межсубъектных (межгрупповых) планов?

· Центральной трудностью является отбор эквивалентных групп испытуемых по измеряемым показателям.

· Повышается риск возникновения конфликтных отношений между испытуемыми и экспериментатором.

· Сложно контролировать временные факторы при организации экспериментов и оказания экспериментальных воздействий.

· Центральной трудностью является устранение эффектов последовательности (эффектов порядка) предъявления задач испытуемым.

 

49. В чем заключается основная особенность многофакторных планов организации экспериментальных исследований?

· В эксперименте используется две или большее количество независимых переменных.

· В эксперименте фиксируется две и большее количество зависимых переменных.

· Необходимо контролировать большое количество побочных переменных.

· В эксперименте используется три или большее количество уровней независимых переменных.

 

50. В чем заключается основная особенность многоуровневых планов организации экспериментальных исследований?

· В эксперименте присутствуют количественно различающиеся величины одной и той же независимой переменной.

· В эксперименте используется две или большее количество независимых переменных.

23 стр., 11231 слов

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического ...

... определения исхода заболевания. Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь также большое значение для распознавания заболеваний. В эксперименте достигается возможность объективной ... в этих случаях без исследования структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентации, без раскрытия внутренней психологической ...

· Предполагается неоднократное участие испытуемых в экспериментальных процедурах.

· В эксперименте фиксируется две и большее количество зависимых переменных.

 

51. В чем заключается основная особенность корреляционного исследования?

· Проводится с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными.

· Выявляются эмоциональные и мотивационные отношения испытуемых.

· Проводится с целью подтверждения или опровержения гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями.

· Используются статистические методы анализа различий, зарегистрированных в разных группах испытуемых.

 

52. Какая из характеристик результатов корреляционного исследования является ошибочной (не верной)?

· Наличие корреляции позволяет делать вывод о наличии причинно-следственных зависимостей между измеренными параметрами (переменными).

· В результате сопоставления данных наблюдения и измерения устанавливаются статистические связи между различными параметрами, характеризующими определенные объекты или явления (изменение одного параметра сопровождается изменением другого параметра).

· Существуют положительные и отрицательные корреляционные связи и отношения.

· Отсутствие корреляции позволяет сделать вывод об отсутствии причинно-следственных зависимостей между переменными.

 

53. В каком суждении дается определение положительной корреляционной связи?

· Понижение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.

· Повышение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.

· Понижение значения одной переменной связано с повышением значения другой переменной.

 

54. В каком суждении дается определение отрицательной корреляционной связи?

· Повышение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.

· Повышение значения одной переменной связано с повышением значения другой переменной.

· Понижение значения одной переменной связано с понижением значения другой переменной.