Методологические основы психологии 2

Российский государственный социальный университет

Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

«Утверждаю»________________декан факультета,д.пс.н., проф. Г.И.Ефремова

«Утверждаю»_________________зав.выпускающей кафедрой,д.пс.н., проф. Е.А.Петрова

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»

Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии.

Москва

2009

Программа утверждена на заседании кафедры социальной психологии, протокол №4 от 26 ноября 2009 г.

Авторский коллектив:

д. психол. н., проф. Е.А. Петрова

д. психол.н., проф. Г.И.Ефремова

к. психол. н., доц. И.В. Шаповаленко

к.психол. н., доц. Д.А.Смыслов

Под редакцией:

д. психол.н., проф. Е.А.Петровой,

д. психол.н., проф. Г.И. Ефремовой

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Выписка из положения об итоговой государственной аттестации

выпускников высших учебных заведений Российской Федерации:

«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в РГСУ, является обязательной.

Итоговая государственная аттестация выпускников РГСУ проводится по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и лицензией университета и завершается выдачей дипломов государственного образца об уровне образования и квалификации…

Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:

— итоговый экзамен по отдельной дисциплине,

— итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности),

— защита выпускной квалификационной работы.

Форма и условия проведения аттестационных испытаний РГСУ определяются советом факультета, утверждаются ректором РГСУ и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации… В состав итоговой аттестации обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.

К итоговому междисциплинарному экзамену по направлению (специальности) и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом…

В государственную аттестационную комиссию до начала итоговой государственной аттестации представляются следующие документы:

— Справка деканата факультета о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам и работа, учебной и производственной практике;

— Отзыв руководителя по дипломному проекту;

— Рецензия на дипломную работу специалиста производства, научного учреждения или высшего учебного заведения…

Сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем образовании.

Выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды аттестационных испытаний с оценкой «отлично», может быть выдан диплом с отличием.

Присвоение соответствующей квалификации выпускнику высшего учебного заведения и выдача ему диплома об образовании осуществляется при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестационную аттестацию.

Студентам, не прошедшим в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Выпускники, получившие оценку «неудовлетворительно» на итоговом аттестационном испытании, имеют право пройти другие аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации. Порядок пересдачи неудовлетворительной оценки определяется ректором РГСУ по представлению декана факультета…

Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, ректор может удлинить срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более одного года.

В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год окончания теоретического курса».

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»

Выписка из Государственного образовательного стандарта:

«На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний».

Настоящая программа по своему содержанию и объему соот­ветствуют общим требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521000 «Психология».

Экзаменующийся должен осветить основные теоретико-концептуальные подходы к про­блеме, их достоинства и недостатки. Он в праве принимать одну из точек зрения, но это не исключает необходимости знать аргу­ментацию представителей других точек зрения и теоретические основания, на которых они базируются.

Сдающий экзамен должен показать глубокие знания методо­логических основ, теоретических, экспериментальных и прикладных проблем психологии, хорошо ориентироваться в истории и современном состоянии психологической науки, знать принципиальные подходы различных научных школ к проблемам психологии и их исследованию.

Общее представление о методологии науки. Методологические основы психологии. Понятие парадигмы в науке: классическая и постклассическая парадигма.

Проблема предмета в психологии. Понятие психического, свойства психического. Научное и ненаучное психологическое знание. Психологические теории.

Проблема метода в психологии. Основные принципы отечественной психологии: активность, развитие, детерминизм, системность, единство соз­нания и деятельности.

Основные категории психологии. Значение понятийно-категориального аппарата для развития психологического знания. Структура психологических учений. Проблема закона и закономерности в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

Общая психология, психология личности

Общая психология как отрасль психологической науки,

ее предмет и задачи

Основные этапы развития представлений о предмете психологии в рамках философии. Учение о рефлексе. Эмпиризм и ассоцианизм. Развитие психологии как самостоятельной науки. Взгляды на предмет психологии ве­дущих зарубежных психологических школ. Взгляды на предмет психологии в отечественной науке. Специфика психологического знания. Место психологии в системе наук.

Методы психологического исследования

Принципы и общая организация психологического исследования. Ме­тоды современной психологии. Основные и вспомогательные методы в пси­хологии.

Метод наблюдения. Беседа и интервью. Виды наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Метод самонаблюдения в современной психологии. Интроспекция.

Экспериментальные методы в психологии. Виды эксперимента. Метод срезов в экспериментальном исследовании.

Классификация эмпирических методов. Опросные методы. Психологи­ческие тесты. Методы моделирования в психологии.

Количественная обработка и качественный анализ данных психологи­ческого исследования.

Деятельностный подход в психологии. Структура и основные характеристики деятельности

Категории деятельности в психологии. Принципы единства сознания и деятельности. Вклад Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в разработку психологической теории деятельности.

Понятия деятельности, действия, операции. Мотивы, цели и условия деятельности. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности.

Сознание как психологическая категория, его основные характеристики

Категория сознания в психологии и философии. Концепции сознания. Современные представления о сознании.

Структура сознания и его свойства. Методы исследования сознания в психологической науке. Метод интроспекции.

Неосознаваемые процессы в поведении человека. Виды не­осознаваемых психических явлений. Категория бессознательного в психологии. Методы исследования бессознательного.

Развитие психики в филогенезе

Определение психики. Адаптивное значение психики. Свойства психики. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Понятие об опережающем отражении дейст­вительности. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

Общие закономерности биологической эволюции и развития психики у животных. Стадии и уровни развития психики в животном мире.

Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого соз­нания. Развитие сознания и самосознания человека.

Психология мотивации поведения и деятельности

Основные понятия психологии мотивации. Потребности. Классифика­ция потребностей. Мотивы. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Основные теории мотивации поведения и деятельности. Законо­мерности функционирования мотивационной сферы человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

Эмоции и их функции. Основные теории эмоций

Природа эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Функции эмоций. Понятие эмоциональных процессов. Свойства эмоциональных процессов. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций в психологии.

Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций. Эмоциональность личности. Патология эмоций.

Воля и ее роль в регуляции деятельности

Понятие воли. Произвольность и воля. Развитие произвольных форм регуляции поведения и деятельности, его признаки.

Изменение представлений о воле в истории науки. Теории воли. Про­блема свободы воли. Эмпирические исследования волевых процессов.

Психофизиологические механизмы волевой регуляции. Психологиче­ская структура волевого действия. Волевая саморегуляция деятельности.

Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.

Ощущение как психический процесс. Психофизические методы

исследования ощущений

Понятие об ощущениях. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Рецепторы и анализаторы. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.

Виды ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютные и относи­тельные пороги ощущений.

Сенсорная чувствительность и ее измерения. Косвенные измерения и шкалирование ощущений. Пороговые методы сенсорной психофизики.

Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого изме­рения ощущений. Основные положения теории обнаружения сигнала.

Восприятие. Свойства и основные феномены восприятия

Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Основные характеристики восприятия. Виды восприятия.

Теории восприятия. Восприятие как конструктивный процесс. Воспри­ятие как процесс категоризации.

Восприятие цвета. Восприятие размера, формы. Проблема восприятия пространства. Восприятие движения.

Феномены восприятия. Иллюзии восприятия.

Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания

Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Теория доминанта А.А.Ухтомского.

Виды внимания и их сравнительная характеристика. Свойства внима­ния: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Качества внимания.

Индивидуальные и возрастные особенности внимания. Нарушения внимания. Стратегии распределения ресурсов внимания.

Память и мнемические способности

Понятие памяти. Природа памяти. Структура памяти. Мнемические процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Этапы развития памяти. Память и мнемические способности.

Классификации видов памяти. Основные концепции памяти.

Методы исследования и диагностики памяти.

Условия и методы повышения эффективности запоминания и развития памяти. Возрастные особенности памяти. Нарушения памяти.

Мышление: виды и классификация. Основные подходы к изучению

мышления

Общее представление о мышлении. Мышление в структуре познава­тельных процессов. Мышление как процесс и деятельность.

Теории мышления. Психофизиологические механизмы мышления. Мыслительные действия и мыслительные операции. Теория поэтапного фор­мирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Виды мышления. Генетическая классификация видов мышления Ж.Пиаже. Теоретическое и эмпирическое мышление. Индуктивное и дедук­тивное мышление. Интуиция.

Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаклю­чение.

Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Мышление в различных видах деятельности. Нарушения мышления.

Проблема способностей в психологии

Проблема способностей в отечественной и зарубежной психологии. Понятие способностей с позиций системного подхода. Методы исследования и диагностики способностей. Природа способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Феноменология способностей. Классификация спо­собностей. Общие и специальные способности.

Понятие интеллекта Проблема природы, структура интеллекта. Типы интеллектуальной активности. Креативность, одаренность, талант, гениаль­ность.

Темперамент. Основные подходы к исследованию

Понятие о темпераменте и его типах. Физиологические основы темпе­рамента. Классические теории темперамента. Современные представления о типах нервной высшей деятельности человека. Современные концепции тем­перамента в отечественной и зарубежной психологии.

Свойства темперамента. Типы темперамента и их проявление в поведении и деятельности.

Характер. Основные подходы к исследованию

Проблема характера в психологии. Соотношение темперамента и ха­рактера. Конституциональные теории характера. Постановка проблемы ха­рактера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К. Юнга: выделение психологических типов индивидуальности. Типологии характеров.

Формирование характера. Выразительные признаки характера. Клини­ческий подход к изучению характера. Понятие акцентуации характера.

Категория личности в психологии. Основные концепции личности

Понятие личности в психологии. Специфика психологического подхо­да к исследованию личности. Движущие силы развития личности: натурали­стический, культурно-исторический, субъективно-деятельный подходы.

Индивид, индивидуальность, личность. Индивидуальные свойства че­ловека и их роль в развитии личности. Социогенез личности. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

Личность как система, структура личности и различные подходы к ее исследованию в психологии. Проблема субъектности в психологии. Личность как социальный субъект. Формирование личности, социальная ситуация раз­вития личности. Социальная роль и социальный статус личности.

Направленность личности. Личностный смысл и воля. Личностный вы­бор. Свобода и ответственность.

Психологические теории личности. Психологическая защита личности.

Экспериментальная психология

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология и теория экспериментального психологического исследования.

История становления психологии как экспериментальной науки. Про­грамма В. Вундта и ее значение для развития экспериментальной психоло­гии. Психология сознания, структурализм и функционализм как теоретиче­ские основы психологического эксперимента. Психология В. Джеймса.

Особенности экспериментального подхода в отечественной психоло­гии. Естественнонаучное направление в российской экспериментальной пси­хологии: Б.М. Бехтерев, И.И. Ланге, И.П. Павлов. Формирование отечествен­ной школы дифференциальной психофизиологии.

Прикладные экспериментальные исследования в отечественной и зару­бежной психологии. Экспериментальные исследования в зоопсихологии.

Измерение в психологии. Классификация исследовательских методов в психологии. Планирование эксперимента и контроль переменных. Специфи­ка экспериментальных исследований в различных областях психологии. Ана­лиз и представление результатов психологических исследований.

История психологии

Бихевиоризм: история становления и основные направления

Бихевиоризм. Кризис интроспективной «психологии сознания». Про­грамма бихевиоризм (У. Уотсон).

Связь стимула и реакции как единица по­ведения. Законы поведения. Методы бихевиоризма. Вклад в разработку эм­пирических методов, проблема научения и действия. Влияние на различные отрасли знания. Недостатки бихевиоризма и попытка их преодоления в необихевиоризме. Характеристика основных направлений необихевиоризма.

Гештальтпсихология: история становления и основные направления

Гештальтпсихология. Изучение сенсорных образований как систем­ной организации целого, определяющего свойства и функции его составных частей. Программа изучение психики с позиции целостных структур (К.Коффка, В.Келлер и др.).

Законы восприятия. Исследование мышления как реорганизации познавательных структур. Сильные и слабые стороны гештальтпсихологии. Возможности применения основных положений в совре­менной психологии.

Психоанализ: история становления и основные направления

Психоанализ 3.Фрейда. «Глубинный слой личности», влечение, ин­стинкты. Психоанализ бессознательной сферы. Фрейдизм как психотерапев­тическая техника и теоретическая концепция. Структура психики, либидо. Форма психологической защиты. Методы психоанализа. Роль и задачи пси­хоаналитика. Ограниченность пансексуализма и его преодоление в неофрейдизме. Влияние психоаналитика на развитие психологии. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга.

Неофрейдизм: основные концепции

Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Экзистенциальное противо­речие как основная проблема человеческого существования. Проект создания здорового общества на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.

Культурно-философская психопатология К. Хорни. Основная тревога как исходный момент развития личности.

Трансактный анализ Э. Берна как теория эгосостояний и психотехника анализа деятельности общения и психологических игр. Основные эгосостояния субъекта, их характеристика.

Гуманистическая психология: основные концепции

Гуманистическая психология. Исследование проблем личности как целостной системы. Противопоставление бихевиоризму и психоанализу гума­нистических принципов Изучение человеческих потребностей (А. Маслоу).

Иерархическая организация потребностей и самоактуализации личности. Развитие личности на основе веры в себя и стремление к «идеальному Я». (К.Роджерс).

Сильные и слабые стороны в гуманистической психологии и ее влия­ние на развитие современной науки.

Психогенетика

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Методы психогенетического исследования. Особенности примене­ния близнецового метода.

Психогенетические исследования психофизиологических функций и системных процессов. Генотип и среда в вариативности когнитивных функ­ций. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.

Психодиагностика, общий психологический практикум Психометрические основы психодиагностики

Сфера применения психодиагностических методик. Принципы психодиагностики. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды ди­агностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Границы применения диагностических норм различного вида. Табличная нормализация и линейная стандартизация шкалы. Проверка нор­мальности и проверка устойчивости норм.

Надежность теста. Виды надежности. Ошибка измерения и достоверный интервал. Валидность теста. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктивная. Валидность по содержанию, соотношение валидности и на­дежности. Способы эмпирического измерения валидности: метод контраст­ных известных групп, согласованность с экспертной оценкой. Валидность критериальных тестов. Проспективная и ретроспективная, конвергентная и дискриминантная валидности. Прогностическая валидность.

Классификация психодиагностических методик

Операционная классификация. Психофизиологические измерения. Объективные тесты решения задач. Стандартизированный самоотчет; тест-опросник, оценочные рейтинг-процедуры, субъективная классификация и оценка сходства-различия. Проективные техники: стимульные и рисуночные. Наблюдение: свободное и категориальное. Контент-анализ документов. Диа­логовые техники: беседы, интерактивные игры.

Предметная классификация. Психические функции: когнитивные и ре­гулятивные. Общие способности и проблема диагностики умственного раз­вития. Диагностика конституциональных, индивидуально-стилевых и соци­ально-психологических характеристик личности. Представление об иерархи­ческой классификации черт личности и способностей.

Методы постановки психологического диагноза. Психологический ди­агноз и психологический прогноз. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.

Математические методы в психологии

Специфика измерений в психологии. Типы измерительных шкал. Свойства измерительных шкал. Методы одномерного и многомерного шкалирования. Описательная статистика. Меры связи. Методы одномерной и многомерной прикладной статистики. Многомерный анализ данных: фактор­ный, кластерный, дисперсионный анализ. Методы математического модели­рования в психологии. Компьютерная психодиагностика.

Психология развития и возрастная психология Современные представления о предмете психологии развития и

возрастной психологии

Характеристика возрастной психологии как науки. Предмет и объект возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Детская психология как составная часть возрастной психологии. Историческое изменение пред­мета детской (возрастной) психологии.

Теоретические задачи и теоретическое значение возрастной психоло­гии. Практическое значение и практические задачи возрастной психологии.

Возрастная психология и другие отрасли психологической науки. Воз­растная психология и другие области науки и культуры.

Основные понятия психологии развития (развитие, созревание, обуче­ние, онтогенез, филогенез, психологический возраст).

Стратегии и методы исследования в возрастной психологии

Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в пси­хологии развития.

Метод наблюдения: ценность и ограниченность. Объективное наблю­дение как научный метод исследования. Виды наблюдения. Дневники разви­тия ребенка как вариант исследования методом наблюдения. Роль наблюде­ния на современном этапе развития возрастной психологии.

Эксперимент как метод эмпирического исследования. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент.

Исследовательские стратегии: констатация и формирование.

Метод срезов как развитие стратегии констатации. Схема построения и организации эмпирического исследования: поперечные и продольные срезы. Биографический метод, «психология жизненного пути».

Формирующий (генетический) эксперимент как реализация новой стратегии исследования в возрастной психологии. Проблемы и перспективы формирующего эксперимента.

Вспомогательные методы исследования. Сравнительные методы иссле­дования: близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный. Метод опроса — беседа, интервью, анкета. Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества).

Проективные методы в диагностике психического развития. Со­циометрические методики.

Проблема детерминации психического развития ребенка

Постановка важнейших вопросов психического развития детей в дона­учный период возрастной психологии (традиции Ж.-Ж.Руссо и Д. Локка).

Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания ор­ганизма. Биогенетическая проблема и идеи рекапитуляции в психологии. Теория рекапитуляции С. Холла. Теория трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлера.

Подход А. Гезелла к пониманию и исследованию детского развития. Врожденная тенденция к оптимальному развитию; роль созревания. Закон затухания темпа психического развития.

Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный. Теория В. Штерна о конвергенции двух факторов (наследственности и среды) в психическом развитии. Теория 3. Фрейда о психосексуальном развитии личности. Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона.

Психическое развитие ребенка: влияние среды. Бихевиористская тео­рия Д. Уотсона о формировании поведения ребенка. Социализация как цен­тральная проблема концепций социального научения.

Проблема возраста и возрастные периодизации психического развития

Прерывность-непрерывность психического развития. Представления о возрастной динамике и периодизации развития в разных психологических школах (в психоанализе, бихевиоризме, теории Ж.Пиаже и др.)

Система ключевых понятий возрастно-психологического анализа онтогенетического развития (по Л.С. Выготскому).

«Психологический возраст» как единица анализа детского развития; структура и динамика возраста. По­нятия «социальная ситуация развития», «новообразования», «ведущая дея­тельность»; «кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды. Понятие ведущая деятельность как показатель психологического возраста ребенка.

Периодизация психического развития в детстве Л.С. Выготского. Д.Б.Эльконин о чередовании в онтогенезе разных типов ведущей деятельности. Этапы возрастного развития по Д.Б.Эльконину.

Современные тенденции в решении проблемы периодизации психиче­ского развития (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, К.Н.Поливанова и др.).

Младенчество как этап психического развития ребенка

Характерные особенности периода новорожденности.

Младенчество как период стабильного развития. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого. «Комплекс оживления». Веду­щая деятельность младенческого периода — непосредственно-эмоциональное общение. Решающая роль общения в психическом развитии ребенка.

Развитие сенсорных способностей.

Развитие общения и речи.

Развитие движений и действий. Возникновение акта хватания, его зна­чение для психического развития ребенка. Подражание как важный путь обучения в младенчестве.

Психологические новообразования младенческого периода. Ходьба. Появление первых слов.

Психологическая характеристика раннего детства

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

Орудийно-предметная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем детстве. Виды действий с предметами. Роль взрослого в усвоении ре­бенком предметных действий.

Формы общения ребенка и взрослого (ситуативно-личностное и ситуа­тивно-деловое общение).

Характер и содержание общения со сверстниками.

Стадии развития предметной игры.

Этапы формирования речи в раннем детстве. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Пассивная и активная речь. Особенности словообразования, усвоение грамматической стороны речи.

Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Развитие восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Характеристика кризиса трех лет. Возникновение стремления к самостоя­тельности. Личное сознание «Я сам».

Дошкольное детство как этап психического развития ребенка

Социальная ситуация психического развития в дошкольном возрасте. Формы общения и развитие общения со взрослыми и сверстниками. Внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение дошкольника с взрослым.

Игра как ведущая деятельность периода дошкольного детства. Сюжетно-ролевая игра. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.

Другие виды деятельности дошкольника.

Развитие психических процессов у дошкольника. Развитие памяти, внимания, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания.

Развитие личности в дошкольном детстве. Основные психологические новообразования дошкольного детства.

Закономерности психического развития в младшем школьном возрасте

Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Позиция школьника.

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Мотивация и структура учебной деятельности.

Развитие высших психических функций в младшем школьном возрас­те. Интеллектуализация, осознанность и произвольность психических про­цессов. Развитие личности младшего школьника.

Основные новообразования младшего школьного возраста.

Задачи развития и психологические особенности подросткового и юношеского возраста

Кризисный характер подросткового периода. Социально-историческая обусловленность возникновения подросткового и юношеского возрастов как переходных от детства к взрослости.

Возрастные задачи развития в подростковом периоде и юношестве. Смена характера развития: от социализации к индивидуализации.

Представления о ведущей деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая дея­тельность подросткового возраста (Д.Б. Эльконин).

Роль общественно-полезного труда (учебно-профессиональной деятельности) как ведущей дея­тельности в юношеском возрасте.

Психологические новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости как особая форма самосознания подростка. Потребностно-мотивационная сфера подростка. Проблема формирования интересов в под­ростковом возрасте. Познавательное развитие подростка и учебная деятель­ность. Развитие формально-логического мышления.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее как центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Критерии достижения взрослости. Предпосылки перехода к новому возрастному периоду.

Психология зрелости

Взрослость и проблемы психического развития; критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Понимание периода зрелости в психоанализе, теории Э.Эриксона, гуманистической психологии. Возрастная психология и акмеология (А. А. Бодалев).

Проблема периодизации зрелого возраста. Задачи развития как основа выделения этапов взрослости. Этапы зрелости: молодость, средняя зрелость и собственно зрелость.

Психологические закономерности формирования личности взрослого человека. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.

Развитие интеллекта взрослого человека. Возможности обучения в зре­лом возрасте и организация «непрерывного образования».

Психологические проблемы старения

Старость в истории человечества и в современном мире. Стереотипные представления о старости. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

Периодизация процесса старения.

Возрастные психофизиологические изменения и особенности высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

Возможности компен­сации и роль личностного фактора в процессе старения.

Психологическая готовность к уходу на пенсию. Представления о дея­тельности пожилого человека.

Внутренний мир пожилого человека. Личностные кризисы в позднем возрасте. Кризис старости и проблема эго-интеграции. Жизненная мудрость как личностное новообразование старости.

Особенности межличностных отношений в старшем возрасте.

Педагогическая психология

Центральная проблема педагогической психологии — проблема взаи­мосвязи обучения и развития. Теории обучения и воспитания и роль в разви­тии педагогической психологии.

Теоретические и практические задачи педагогической психологии: це­ленаправленное формирование познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; разработка средств и методов развивающего обучения, средств и методов контроля и оценки учебной деятельности; выяс­нение условий, обеспечивающих развивающий эффект обучения; учет инди­видуальных психологических особенностей учащихся, роль диф­ференцированного подхода в связи с проблемой обучаемости; организация взаимоотношений между участниками педагогического процесса; психоло­гические теории педагогической деятельности (психология учителя); психо­логические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.

Направления и формы деятельности психолога в сфере образования.

Психология труда и инженерная психология

Психология профессиональной деятельности

Понятие профессиональной деятельности. Психологический анализ деятельности. Психологическая структура профессиональной деятельности. Основные виды и типы деятельности. Психологические механизмы форми­рования деятельности.

Психология субъекта профессиональной деятельности

Мотивация трудовой деятельности. Мотивация и стимулирование тру­довой активности. Способности как факторы профессиональной деятельно­сти. Понятие профессионально важных качеств личности. Понятие профес­сионализации. Профессиональное самоопределение. Основные этапы станов­ления профессионала.

Профессиональная ориентация, профессиональная консультация и

профессиональный отбор

Понятие профессиограммы. Структура профессиограммы. Методы профессиональной психодиагностики. Понятия профориентации и профконсультации и профотбора. Профориентация. Этапы профконсультации. Цели и задачи профотбора. Современные технологии и методы отбора и аттестации персонала.

Деятельность и личность

Функциональные состояния субъекта труда. Понятие работоспособно­сти. Закономерности изменений работоспособности в процессе труда. Пока­затели эффективности деятельности. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности.

Влияние деятельности на личность. Депрофессионализация. Профес­сиональный маргинализм. Синдром психического выгорания. Профессио­нальная деформация личности. Профилактика и коррекция неблагоприятных влияний характера и условий деятельности на субъекта труда. Психологиче­ские аспекты профессиональной реабилитации больных и инвалидов.

Социальная психология

Социальная психология как отрасль психологической науки.

Предмет и задачи

Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в структуре психологической науки, ее связь с другими отраслями психологии.

Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Представ­ление о предмете социальной психологии в различных психологических школах и направлениях.

Место социальной психологии в системе научного знания. Ее взаимо­связь с философией, социологией, другими гуманитарными и естественными науками.

Задачи и проблемы современной социальной психологии.

Общая характеристика методов социальной психологии

Понятие метода в социальной психологии.

Классификация методов и критерии ее построения. Организационные методы и их особенности.

Методы эмпирического исследования, их применение. Наблюдение, специфика его организации в социально-психологическом исследовании, достоинства и недостатки, возможности и ограничения.

Эксперимент, его виды, требования к организации. Специфика лабора­торного и естественного эксперимента в социальной психологии.

Опрос и его формы, специфика, требования к организации. Контент-анализ. Метод экспертной оценки. Метод групповой оценки. Тесты, специ­фика тестирования в социальной психологии. Социометрия. Референтометрия.

Методы измерения в социальной психологии: проблемы, специфика построения процедур. Методы математико-статистической обработки дан­ных. Методы интерпретации полученной информации, их специфика.

Общение как обмен информацией. Язык и речь в коммуникативном процессе

Общение как информационный процесс. Особенности коммуникатив­ного процесса между людьми. Влияние позиции партнеров на эффективность коммуникативного процесса.

Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. Психологические механизмы передачи и приема информации в коммуникативном процессе. Психологические условия пони­мания сообщения. Причины искажения информации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Проблема активного слушания.

Невербальная коммуникация. Невербальные знаковые системы, ис­пользуемые человеком в непосредственном межличностном общении. Опти­ко-кинетическая система знаков. Способы адекватного приема и интерпрета­ции информации, переданной с помощью оптико-кинетической знаковой системы.

Проксемика как знаковая система пространственно-временной органи­зации коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации. Контакт глаз как коммуникативная знаковая система.

Восприятие человека человеком

Понятие социальной перцепции и ее психологическое содержание.

Объекты и субъекты социальной перцепции. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Динамика межличностного восприятия. Феномены, механизмы и эффекты межличностного восприятия. Стереотипизация. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Проекция. Перцептивные уста­новки.

Перцептивные эталоны. Феномен «ореола». Феномен первого впечат­ления и факторы его формирования. Феномен каузальной атрибуции. Струк­тура атрибутивного процесса. Каузальная атрибуция как фактор эффективно­сти обратных связей в коммуникативном процессе.

Социально-перцептивные ошибки, причины их возникновения и спо­собы преодоления. Основные типы перцептивных ошибок в процессе по­строения образа партнера.

Социально-психологические характеристики личности

Проблема положения личности в группе, в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Перспектива включения в со­циально-психологический анализ данных дифференциальной психологии.

Понятие социально-психологической компетентности личности и его содержание.

Коммуникативные свойства личности. Личность и проблема взаимо­действия. Умение и готовность личности к совместным действиям.

Место и роль перцептивных свойств личности в оптимизации меж­личностных отношений в группе.

Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Возможности и ограничения со­циально-психологического тренинга.

Практическое значение совершенствования социально-психологических характеристик для развития активной жизненной позиции.

Социализация личности. Содержание, стадии, институты

Взаимоотношения социальной психологии и генетической психологии в исследовании процесса социализации. Соотношение понятий «социализа­ция», «развитие личности», «воспитание личности».

Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения. Социально-психологические и социологические аспек­ты социализации.

Роль общения и деятельности в социализации личности. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Стадии социа­лизации. Проблема детерминации социального поведения личности и про­цесса социализации. Социализация личности и личностный рост. Социализа­ция и самоактуализация личности.

Проблема групп в социальной психологии. Классификация. Основные характеристики

Группа как субъект деятельности. Проблема групп в западной социаль­ной психологии.

Общность и группы. Основные характеристики групп.

Группа и организация. Реальные и условные группы. Большие и малые группы.

Методологические проблемы исследования больших социальных групп. Классификация больших групп. Устойчивые большие социальные группы, занимающие особое место в системе общественных отношений: классы, социальные слои, нации, профессиональные группы.

Структура больших социальных групп. Значение исследований психо­логии больших социальных групп: прикладные аспекты.

Методы социально-психологического исследования больших социаль­ных групп.

Классификация малых групп.

Структура малой группы. Положение индивида в группе. Особенности малых групп и детерминация поведения индивида.

Исследования малых групп в отечественной и западной социальной психологии. Динамические процессы в малых группах

История и традиции развития исследований малых групп в зарубежной и отечественной психологии. Основные исследовательские подходы запад­ной социальной психологии. Социометрическое направление. Социологиче­ское направление. Школа «групповой динамики».

Развитие малой группы, стадии и уровни развития малой группы.

Динамика малой группы. Основные феномены динамики малой груп­пы. Образование малой группы. Феномен конформизма. Виды конформизма.

Групповая сплоченность. Методы изучения групповой сплоченности.

Принятие группового решения. Основные факторы, влияющие на фор­мирование группового мнения и принятия групповых решений. Методы по­вышения эффективности групповых решений.

Социально-психологические аспекты исследования коллектива в отече­ственной социальной психологии

Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психо­логии. Социально-психологические аспекты исследования коллектива.

Коллектив как малая группа. Признаки и критерии коллектива. Стадии и уровни развития коллектива. Особенности групповых процессов в коллек­тиве.

Классификационные критерии выделения различных типов коллекти­вов: по виду основной деятельности, условиям труда, характеру социально-психологических связей, политической ориентации, степени устойчивости, уровням развития и т.п.

Лидерство и руководство в малой группе

Лидерство и руководство: сущность, критерии, сравнительная характе­ристика.

Теоретические и методические подходы к изучению лидерства в со­циальной психологии. Концепции лидерства.

Стили лидерства и руководства: сущность, типология. Особенности ор­ганизации взаимодействия и взаимоотношений руководителей с лидерами.

Методики изучения лидерства в малых группах. Стиль лидерства и ус­ловия его эффективности. Основные направления теоретических и приклад­ных исследований лидерства и руководства в отечественной и зарубежной социальной психологии.

Группа как объект управления

Организационная структура первичного производственного коллекти­ва: формальная и неформальная структуры.

Функции коллектива и стадии развития трудового коллектива.

Факторы эффективности работы трудового коллектива: групповые нормы, сплоченность коллектива, феномен группового единомыслия (кон­формизма) и др.

Социально-психологический климат первичного трудового коллектива и его диагностика.

Личность как объект управления. Психологические характеристики системы «руководитель — подчиненный»

Социальные позиции и роли личности в системе управленческих от­ношений. Профессионально-функциональные роли личности и их регламен­тация.

Свойства личности, определяющие ее отношение к своим функцио­нальным особенностям в производственном коллективе.

Личностный потенциал работника в современных экономических усло­виях.

Психология семьи

Основные функции семьи. Социальная сущность брака и семьи. Социально-психологическая характеристика семьи в современной России.

Специфика семьи как малой социальной группы. Семья как особый тип малой группы Супружеские отношения и факторы, влияющие на них. Формирование супружеской пары. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре. Кризисные периоды и факторы «риска» в браке. Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Психологическая диагностика супружеских отношений.

Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка. Детско-родительские отношения (в дошкольном возрасте, в младшем и подростковом возрасте, взаимоотношения родителей со взрослыми детьми).

Детско-родительские отношения в разных типах семей. Методы изучения детско-родительских отношений.

Межличностные конфликты. Психологическая сущность, способы их предотвращения и разрешения

Определение понятия. Социальный конфликт в социальной психологии и психологии управления. Виды социальных конфликтов в трудовом коллективе.

Конфликты между руководителем и подчиненными. Причины, способы предупреждения и разрешение конфликтов «по вертикали».

Конфликты «по горизонтали». Практика разрешения межличностных конфликтов в коллективе.

Личность руководителя. Основные требования, предъявляемые к лич­ности руководителя в современных условиях

Личность руководителя и эффективность руководства трудовым кол­лективом в современных условиях. Ролевая структура руководителя совре­менного предприятия.

Феномен лидерства в системе межличностных отношений.

Управление руководителя своим поведением как основа эффективного руководства.

Психологические проблемы современного менеджмента

Социально-психологические аспекты инновационной деятельности в организации. Характеристика организационных изменении. Социально-психологические особенности инновационного процесса.

Новая парадигма управления предприятием. Понятие о менеджменте и феномен руководства трудовым коллективом в условиях рынка. Ролевая модель организационного поведения руководителя в условиях социально ориентиро­ванной рыночной экономики.

Рекруитмент как направление деятельности профессионального психолога.

Общественное мнение. Функции. Психологические условия формирования

Общественное мнение как предмет исследования социальной психоло­гии. Общественное мнение — интегральное общественно-психологическое явление.

Функции общественного мнения и формы его проявления. Условия и механизмы формирования общественного мнения. Особенности формирова­ния общественного мнения в социальной макросреде и малых группах, Фак­торы, детерминирующие содержание и динамику общественного мнения.

Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Возможности управления формированием общественного мнения на разных этапах его развития. Общепсихологические предпосылки формирова­ния определенного общественного мнения.

Клиническая психология Предмет и структура клинической психологии

История зарождения и становления клинической психологии. Объект и предмет клинической психологии. Практические задачи, функции и сфера приложения клинической психологии. Теоретические основы и исследова­тельские проблемы.

Основные разделы и базовые категории клинической психологии. Со­временное состояние и перспективы развития клинической психологии.

Нейропсихология

Мозговые основы психической деятельности человека — центральная проблема нейропсихологии. История отечественной нейропсихологии. Роль А.Р.Лурия в ее становлении. Основные направления нейропсихологии: кли­ническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, детская нейропсихология, нейропсихология нормы и индивидуальных раз­личий, нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология).

Теоретические основы нейропсихологии. Проблема локализации пси­хических функций: история проблемы, эклектические и идеалистические концепции. Теория системной динамической локализации психических функций и трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия.

Представление о локализации высших психических функций как функ­циональных систем. Работа мозга как целого в системной организации пси­хических функций. Концепция О.С.Адрианова о структурно-системной организации работы мозга.

Понятия нейропсихологического симптома, синдрома и фактора. Вос­становление нарушенных высших психических функций.

Патопсихология

Патопсихология как направление клинической психологии. Психоло­гические проблемы аномального онтогенеза, типы нарушения психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития.

Типология нарушения психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. Нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти, патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания. Патологии и аномалии личности. Психопатология.

Нарушение познавательных процессов

Нарушения восприятия. Особенности нарушения элементарных (сен­ сорных) и высших (гностических) функций. Понятие агнозии. Различные формы зрительных, слуховых и тактильных агнозий. Псевдоагнозии.

Иллюзии и галлюцинации. Виды галлюцинаций. Псевдогаллюцинации.

Нарушения памяти. Феноменология нарушений памяти. Амнезии (фик­сационная и прогрессирующая), гипермнезии, гипомнезии. Связь нарушений памяти с расстройствами сознания. Конградная, ретроградная и антероградная амнезии. Постгипнотическая и кататимная амнезия. Парамнезии.

Нарушения мышления. Виды умственной отсталости: олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) и деменция. Классификация рас­стройств мышления: нарушение операциональной стороны, личностного и мотивационного компонента мышления, нарушение динамики и регуляции мыслительной деятельности. Ментизм и шперрунг. Аутизм. Бред.

Нейропсихология речи. Нарушения речи

Речевая функциональная система: афферентные и эфферентные звенья. Расстройства речи: дизартрии, алалии, моторные нарушения речи (подкорко­вые).

Проблема афазий. Классификация афазий (по А.Р.Лурия).

Мозговая локализация и структура нарушений речи при различных формах афазии.

Нейропсихологические методы исследования речи.

Нарушения сознания

Категория сознания в психологии и медицине. Признаки помраченного сознания. Виды помрачения сознания: оглушение, делирий, аменция, онейроид, сумеречное помрачение сознания, сопор, кома. Нарушение самосознания, деперсонализация.

Нарушение эмоционально-личностной сферы

Виды эмоциональных расстройств. Депрессии и их виды (тревога, страх, дисфория, апатия).

Маниакальные состояния, гипомании. Эйфория, мория, экстаз. Утрата и извращение эмоций, неадекватный аффект. Типоло­гия психопатий.

Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний

Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепция. Преморбидная личность и болезнь. Внутренняя картина болезни. Изменения личности при хронических соматических заболеваниях. Психологические ис­следования в клинике соматических заболеваний.

Виды психосоматических заболеваний. Ятрогенные заболевания. Ком­пенсаторные возможности личности.

Психологическое консультирование и психотерапия

Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы, этапы. Психотерапия как процесс восстановления личного и социального статуса больного. Клинически и личностно ориентированная психотерапия.

Пограничные психические нарушения. Неврозы. Невротическое разви­тие личности. Теории неврозов. Психотерапия неврозов.

Индивидуальная и групповая психотерапия.

Основные направления в психотерапии: психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, поведенческая психотерапия, гипнотерапия, аутогенная тренировка, когнитивная терапия, семейная психотерапия, рациональная психотерапия, арт- и драматерапия и др.

Специальная психология

Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития детей: недоразвитие, задержанное разви­тие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие, — их критерии и краткая характеристика.

Понятие первичного и вторичного дефектов развития. Профилактика и коррекция отклонений в развитии детей с врожденными или приобретенны­ми дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Общепсихологические, психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастного развития детей с отклонениями в психике и поведении.

Направления и методы корректирующего и восстановительного обуче­ния детей с нарушениями в развитии. Методы стимуляции компенсаторных механизмов психики.

Принципы и методы организации системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Психоло­гическое обеспечение эффективной социальной интеграции лиц с отклоне­ниями в развитии. Психологическая помощь инвалидам и их семьям.

Психофизиология

Психофизиологические основы организации работы центральной нерв­ной системы. Психофизиология сенсорных процессов, внимания и памяти.

Психофизиология высших психических функций человека. Когнитив­ная психофизиология. Психофизиологические механизмы эмоций.

Психофизиология функциональных состояний. Уровни нервно-психического напряжения. Оптимальные и неоптимальные состояния.

Психофизиология стресса. Виды стресса. Краткая характеристика стресса: информационный и эмоциональный стресс. Влияние стресса на ког­нитивные процессы и эффективность деятельности.

Методика преподавания психологии

Психология как гуманитарная дисциплина. Цели, содержание и методы обучения психологии. Психология как средство формирования познаватель­ной деятельности и сознания. Роль и место психологии как учебного предме­та в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.

Методологические основы преподавания психологии. Активные и ин­терактивные методы обучения психологии. Групповые и тренинговые формы обучения психологии. Специфика преподавания психологии в средней и высшей школе.

Обязательная литература

  1. 1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-пресс, 2009.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2009.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.- Изд-во Питер, 2008 г.
  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1986.
  5. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. -С-Пб., 2003.
  6. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. — М., 2008.
  7. Общая психология. Учебник – М: Гардарики, 2008.
  8. Психология индивидуальных различий — М., 2000.
  9. Психология труда. — М., Владос, 2003.
  10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — С-Пб., 2008.
  11. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М., 1999.
  12. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1996.

Дополнительная литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 1993.

  1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — 1980.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
  4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984.
  5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, — М., 1982.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1983.-Т. 2, 3, 4.
  7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995.
  8. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. —М., 1998.

  1. История зарубежной психологии: Тексты. — М„ 1986.
  2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология, — М., 1982.
  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.

13. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. — 1975.

  1. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. — М., 1978.
  2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — М., 1997.
  3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.

— М., 1988.

  1. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей — М.,1985.
  2. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в дет­ском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
  3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1990.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения — М., 1983.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. — М., 1983.
  1. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М., 1987.
  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  3. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  4. Петухов В. В. Психология мышления. — М., 1987.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
  6. Психология личности: Тексты. — М., 1982.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Т.1. — М., 1989.
  8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — 1970.
  9. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
  10. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М,, 1996.
  11. Современная зарубежная социальная психология. Тексты.— М., 1984.
  12. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
  13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.
  14. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.
  15. Фанталова Е.Б. Аннотированный указатель методов психологической ди­агностики. — М, 1997.
  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  17. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
  18. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
  19. Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. — М., 1992.
  20. Хофман И. Активная память. — М., 1981.
  21. Хрестоматия по истории психологии. Тексты. — М., 1980.
  22. Хрестоматия по вниманию. Тексты. — М., 1976.
  23. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Тексты. — М., 1979.
  24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 1997.
  25. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными пора­жениями мозга. — М., 1972.
  26. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М., 1995.
  27. Шадриков В.Д. Способности и деятельность. — М: Логос, 1996