Российский государственный социальный университет
Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий
«Утверждаю»________________декан факультета,д.пс.н., проф. Г.И.Ефремова |
«Утверждаю»_________________зав.выпускающей кафедрой,д.пс.н., проф. Е.А.Петрова |
ПРОГРАММА
ИТОГОВОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»
Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии.
Москва
2009
Программа утверждена на заседании кафедры социальной психологии, протокол №4 от 26 ноября 2009 г.
Авторский коллектив:
д. психол. н., проф. Е.А. Петрова
д. психол.н., проф. Г.И.Ефремова
к. психол. н., доц. И.В. Шаповаленко
к.психол. н., доц. Д.А.Смыслов
Под редакцией:
д. психол.н., проф. Е.А.Петровой,
д. психол.н., проф. Г.И. Ефремовой
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Выписка из положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений Российской Федерации:
«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в РГСУ, является обязательной.
Итоговая государственная аттестация выпускников РГСУ проводится по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и лицензией университета и завершается выдачей дипломов государственного образца об уровне образования и квалификации…
Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:
— итоговый экзамен по отдельной дисциплине,
— итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности),
— защита выпускной квалификационной работы.
Форма и условия проведения аттестационных испытаний РГСУ определяются советом факультета, утверждаются ректором РГСУ и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации… В состав итоговой аттестации обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.
К итоговому междисциплинарному экзамену по направлению (специальности) и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом…
В государственную аттестационную комиссию до начала итоговой государственной аттестации представляются следующие документы:
— Справка деканата факультета о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам и работа, учебной и производственной практике;
— Отзыв руководителя по дипломному проекту;
— Рецензия на дипломную работу специалиста производства, научного учреждения или высшего учебного заведения…
Сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем образовании.
Выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды аттестационных испытаний с оценкой «отлично», может быть выдан диплом с отличием.
Присвоение соответствующей квалификации выпускнику высшего учебного заведения и выдача ему диплома об образовании осуществляется при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестационную аттестацию.
Студентам, не прошедшим в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.
Выпускники, получившие оценку «неудовлетворительно» на итоговом аттестационном испытании, имеют право пройти другие аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации. Порядок пересдачи неудовлетворительной оценки определяется ректором РГСУ по представлению декана факультета…
Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, ректор может удлинить срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более одного года.
В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год окончания теоретического курса».
ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»
Выписка из Государственного образовательного стандарта:
«На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.
Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний».
Настоящая программа по своему содержанию и объему соответствуют общим требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521000 «Психология».
Экзаменующийся должен осветить основные теоретико-концептуальные подходы к проблеме, их достоинства и недостатки. Он в праве принимать одну из точек зрения, но это не исключает необходимости знать аргументацию представителей других точек зрения и теоретические основания, на которых они базируются.
Сдающий экзамен должен показать глубокие знания методологических основ, теоретических, экспериментальных и прикладных проблем психологии, хорошо ориентироваться в истории и современном состоянии психологической науки, знать принципиальные подходы различных научных школ к проблемам психологии и их исследованию.
Общее представление о методологии науки. Методологические основы психологии. Понятие парадигмы в науке: классическая и постклассическая парадигма.
Проблема предмета в психологии. Понятие психического, свойства психического. Научное и ненаучное психологическое знание. Психологические теории.
Проблема метода в психологии. Основные принципы отечественной психологии: активность, развитие, детерминизм, системность, единство сознания и деятельности.
Основные категории психологии. Значение понятийно-категориального аппарата для развития психологического знания. Структура психологических учений. Проблема закона и закономерности в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.
Общая психология, психология личности
Общая психология как отрасль психологической науки,
ее предмет и задачи
Основные этапы развития представлений о предмете психологии в рамках философии. Учение о рефлексе. Эмпиризм и ассоцианизм. Развитие психологии как самостоятельной науки. Взгляды на предмет психологии ведущих зарубежных психологических школ. Взгляды на предмет психологии в отечественной науке. Специфика психологического знания. Место психологии в системе наук.
Методы психологического исследования
Принципы и общая организация психологического исследования. Методы современной психологии. Основные и вспомогательные методы в психологии.
Метод наблюдения. Беседа и интервью. Виды наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Метод самонаблюдения в современной психологии. Интроспекция.
Экспериментальные методы в психологии. Виды эксперимента. Метод срезов в экспериментальном исследовании.
Классификация эмпирических методов. Опросные методы. Психологические тесты. Методы моделирования в психологии.
Количественная обработка и качественный анализ данных психологического исследования.
Деятельностный подход в психологии. Структура и основные характеристики деятельности
Категории деятельности в психологии. Принципы единства сознания и деятельности. Вклад Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в разработку психологической теории деятельности.
Понятия деятельности, действия, операции. Мотивы, цели и условия деятельности. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности.
Сознание как психологическая категория, его основные характеристики
Категория сознания в психологии и философии. Концепции сознания. Современные представления о сознании.
Структура сознания и его свойства. Методы исследования сознания в психологической науке. Метод интроспекции.
Неосознаваемые процессы в поведении человека. Виды неосознаваемых психических явлений. Категория бессознательного в психологии. Методы исследования бессознательного.
Развитие психики в филогенезе
Определение психики. Адаптивное значение психики. Свойства психики. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Понятие об опережающем отражении действительности. Теория функциональных систем П.К.Анохина.
Общие закономерности биологической эволюции и развития психики у животных. Стадии и уровни развития психики в животном мире.
Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Развитие сознания и самосознания человека.
Психология мотивации поведения и деятельности
Основные понятия психологии мотивации. Потребности. Классификация потребностей. Мотивы. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Основные теории мотивации поведения и деятельности. Закономерности функционирования мотивационной сферы человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
Эмоции и их функции. Основные теории эмоций
Природа эмоций. Психофизиологические механизмы эмоций. Функции эмоций. Понятие эмоциональных процессов. Свойства эмоциональных процессов. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций в психологии.
Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций. Эмоциональность личности. Патология эмоций.
Воля и ее роль в регуляции деятельности
Понятие воли. Произвольность и воля. Развитие произвольных форм регуляции поведения и деятельности, его признаки.
Изменение представлений о воле в истории науки. Теории воли. Проблема свободы воли. Эмпирические исследования волевых процессов.
Психофизиологические механизмы волевой регуляции. Психологическая структура волевого действия. Волевая саморегуляция деятельности.
Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Ощущение как психический процесс. Психофизические методы
исследования ощущений
Понятие об ощущениях. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Рецепторы и анализаторы. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.
Виды ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютные и относительные пороги ощущений.
Сенсорная чувствительность и ее измерения. Косвенные измерения и шкалирование ощущений. Пороговые методы сенсорной психофизики.
Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого измерения ощущений. Основные положения теории обнаружения сигнала.
Восприятие. Свойства и основные феномены восприятия
Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Основные характеристики восприятия. Виды восприятия.
Теории восприятия. Восприятие как конструктивный процесс. Восприятие как процесс категоризации.
Восприятие цвета. Восприятие размера, формы. Проблема восприятия пространства. Восприятие движения.
Феномены восприятия. Иллюзии восприятия.
Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания
Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Теория доминанта А.А.Ухтомского.
Виды внимания и их сравнительная характеристика. Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Качества внимания.
Индивидуальные и возрастные особенности внимания. Нарушения внимания. Стратегии распределения ресурсов внимания.
Память и мнемические способности
Понятие памяти. Природа памяти. Структура памяти. Мнемические процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Этапы развития памяти. Память и мнемические способности.
Классификации видов памяти. Основные концепции памяти.
Методы исследования и диагностики памяти.
Условия и методы повышения эффективности запоминания и развития памяти. Возрастные особенности памяти. Нарушения памяти.
Мышление: виды и классификация. Основные подходы к изучению
мышления
Общее представление о мышлении. Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление как процесс и деятельность.
Теории мышления. Психофизиологические механизмы мышления. Мыслительные действия и мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Виды мышления. Генетическая классификация видов мышления Ж.Пиаже. Теоретическое и эмпирическое мышление. Индуктивное и дедуктивное мышление. Интуиция.
Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Мышление в различных видах деятельности. Нарушения мышления.
Проблема способностей в психологии
Проблема способностей в отечественной и зарубежной психологии. Понятие способностей с позиций системного подхода. Методы исследования и диагностики способностей. Природа способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Феноменология способностей. Классификация способностей. Общие и специальные способности.
Понятие интеллекта Проблема природы, структура интеллекта. Типы интеллектуальной активности. Креативность, одаренность, талант, гениальность.
Темперамент. Основные подходы к исследованию
Понятие о темпераменте и его типах. Физиологические основы темперамента. Классические теории темперамента. Современные представления о типах нервной высшей деятельности человека. Современные концепции темперамента в отечественной и зарубежной психологии.
Свойства темперамента. Типы темперамента и их проявление в поведении и деятельности.
Характер. Основные подходы к исследованию
Проблема характера в психологии. Соотношение темперамента и характера. Конституциональные теории характера. Постановка проблемы характера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К. Юнга: выделение психологических типов индивидуальности. Типологии характеров.
Формирование характера. Выразительные признаки характера. Клинический подход к изучению характера. Понятие акцентуации характера.
Категория личности в психологии. Основные концепции личности
Понятие личности в психологии. Специфика психологического подхода к исследованию личности. Движущие силы развития личности: натуралистический, культурно-исторический, субъективно-деятельный подходы.
Индивид, индивидуальность, личность. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Социогенез личности. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь.
Личность как система, структура личности и различные подходы к ее исследованию в психологии. Проблема субъектности в психологии. Личность как социальный субъект. Формирование личности, социальная ситуация развития личности. Социальная роль и социальный статус личности.
Направленность личности. Личностный смысл и воля. Личностный выбор. Свобода и ответственность.
Психологические теории личности. Психологическая защита личности.
Экспериментальная психология
Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология и теория экспериментального психологического исследования.
История становления психологии как экспериментальной науки. Программа В. Вундта и ее значение для развития экспериментальной психологии. Психология сознания, структурализм и функционализм как теоретические основы психологического эксперимента. Психология В. Джеймса.
Особенности экспериментального подхода в отечественной психологии. Естественнонаучное направление в российской экспериментальной психологии: Б.М. Бехтерев, И.И. Ланге, И.П. Павлов. Формирование отечественной школы дифференциальной психофизиологии.
Прикладные экспериментальные исследования в отечественной и зарубежной психологии. Экспериментальные исследования в зоопсихологии.
Измерение в психологии. Классификация исследовательских методов в психологии. Планирование эксперимента и контроль переменных. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии. Анализ и представление результатов психологических исследований.
История психологии
Бихевиоризм: история становления и основные направления
Бихевиоризм. Кризис интроспективной «психологии сознания». Программа бихевиоризм (У. Уотсон).
Связь стимула и реакции как единица поведения. Законы поведения. Методы бихевиоризма. Вклад в разработку эмпирических методов, проблема научения и действия. Влияние на различные отрасли знания. Недостатки бихевиоризма и попытка их преодоления в необихевиоризме. Характеристика основных направлений необихевиоризма.
Гештальтпсихология: история становления и основные направления
Гештальтпсихология. Изучение сенсорных образований как системной организации целого, определяющего свойства и функции его составных частей. Программа изучение психики с позиции целостных структур (К.Коффка, В.Келлер и др.).
Законы восприятия. Исследование мышления как реорганизации познавательных структур. Сильные и слабые стороны гештальтпсихологии. Возможности применения основных положений в современной психологии.
Психоанализ: история становления и основные направления
Психоанализ 3.Фрейда. «Глубинный слой личности», влечение, инстинкты. Психоанализ бессознательной сферы. Фрейдизм как психотерапевтическая техника и теоретическая концепция. Структура психики, либидо. Форма психологической защиты. Методы психоанализа. Роль и задачи психоаналитика. Ограниченность пансексуализма и его преодоление в неофрейдизме. Влияние психоаналитика на развитие психологии. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга.
Неофрейдизм: основные концепции
Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Экзистенциальное противоречие как основная проблема человеческого существования. Проект создания здорового общества на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.
Культурно-философская психопатология К. Хорни. Основная тревога как исходный момент развития личности.
Трансактный анализ Э. Берна как теория эгосостояний и психотехника анализа деятельности общения и психологических игр. Основные эгосостояния субъекта, их характеристика.
Гуманистическая психология: основные концепции
Гуманистическая психология. Исследование проблем личности как целостной системы. Противопоставление бихевиоризму и психоанализу гуманистических принципов Изучение человеческих потребностей (А. Маслоу).
Иерархическая организация потребностей и самоактуализации личности. Развитие личности на основе веры в себя и стремление к «идеальному Я». (К.Роджерс).
Сильные и слабые стороны в гуманистической психологии и ее влияние на развитие современной науки.
Психогенетика
Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Методы психогенетического исследования. Особенности применения близнецового метода.
Психогенетические исследования психофизиологических функций и системных процессов. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.
Психодиагностика, общий психологический практикум Психометрические основы психодиагностики
Сфера применения психодиагностических методик. Принципы психодиагностики. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Границы применения диагностических норм различного вида. Табличная нормализация и линейная стандартизация шкалы. Проверка нормальности и проверка устойчивости норм.
Надежность теста. Виды надежности. Ошибка измерения и достоверный интервал. Валидность теста. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктивная. Валидность по содержанию, соотношение валидности и надежности. Способы эмпирического измерения валидности: метод контрастных известных групп, согласованность с экспертной оценкой. Валидность критериальных тестов. Проспективная и ретроспективная, конвергентная и дискриминантная валидности. Прогностическая валидность.
Классификация психодиагностических методик
Операционная классификация. Психофизиологические измерения. Объективные тесты решения задач. Стандартизированный самоотчет; тест-опросник, оценочные рейтинг-процедуры, субъективная классификация и оценка сходства-различия. Проективные техники: стимульные и рисуночные. Наблюдение: свободное и категориальное. Контент-анализ документов. Диалоговые техники: беседы, интерактивные игры.
Предметная классификация. Психические функции: когнитивные и регулятивные. Общие способности и проблема диагностики умственного развития. Диагностика конституциональных, индивидуально-стилевых и социально-психологических характеристик личности. Представление об иерархической классификации черт личности и способностей.
Методы постановки психологического диагноза. Психологический диагноз и психологический прогноз. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.
Математические методы в психологии
Специфика измерений в психологии. Типы измерительных шкал. Свойства измерительных шкал. Методы одномерного и многомерного шкалирования. Описательная статистика. Меры связи. Методы одномерной и многомерной прикладной статистики. Многомерный анализ данных: факторный, кластерный, дисперсионный анализ. Методы математического моделирования в психологии. Компьютерная психодиагностика.
Психология развития и возрастная психология Современные представления о предмете психологии развития и
возрастной психологии
Характеристика возрастной психологии как науки. Предмет и объект возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Детская психология как составная часть возрастной психологии. Историческое изменение предмета детской (возрастной) психологии.
Теоретические задачи и теоретическое значение возрастной психологии. Практическое значение и практические задачи возрастной психологии.
Возрастная психология и другие отрасли психологической науки. Возрастная психология и другие области науки и культуры.
Основные понятия психологии развития (развитие, созревание, обучение, онтогенез, филогенез, психологический возраст).
Стратегии и методы исследования в возрастной психологии
Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития.
Метод наблюдения: ценность и ограниченность. Объективное наблюдение как научный метод исследования. Виды наблюдения. Дневники развития ребенка как вариант исследования методом наблюдения. Роль наблюдения на современном этапе развития возрастной психологии.
Эксперимент как метод эмпирического исследования. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент.
Исследовательские стратегии: констатация и формирование.
Метод срезов как развитие стратегии констатации. Схема построения и организации эмпирического исследования: поперечные и продольные срезы. Биографический метод, «психология жизненного пути».
Формирующий (генетический) эксперимент как реализация новой стратегии исследования в возрастной психологии. Проблемы и перспективы формирующего эксперимента.
Вспомогательные методы исследования. Сравнительные методы исследования: близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный. Метод опроса — беседа, интервью, анкета. Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества).
Проективные методы в диагностике психического развития. Социометрические методики.
Проблема детерминации психического развития ребенка
Постановка важнейших вопросов психического развития детей в донаучный период возрастной психологии (традиции Ж.-Ж.Руссо и Д. Локка).
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма. Биогенетическая проблема и идеи рекапитуляции в психологии. Теория рекапитуляции С. Холла. Теория трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлера.
Подход А. Гезелла к пониманию и исследованию детского развития. Врожденная тенденция к оптимальному развитию; роль созревания. Закон затухания темпа психического развития.
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный. Теория В. Штерна о конвергенции двух факторов (наследственности и среды) в психическом развитии. Теория 3. Фрейда о психосексуальном развитии личности. Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона.
Психическое развитие ребенка: влияние среды. Бихевиористская теория Д. Уотсона о формировании поведения ребенка. Социализация как центральная проблема концепций социального научения.
Проблема возраста и возрастные периодизации психического развития
Прерывность-непрерывность психического развития. Представления о возрастной динамике и периодизации развития в разных психологических школах (в психоанализе, бихевиоризме, теории Ж.Пиаже и др.)
Система ключевых понятий возрастно-психологического анализа онтогенетического развития (по Л.С. Выготскому).
«Психологический возраст» как единица анализа детского развития; структура и динамика возраста. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразования», «ведущая деятельность»; «кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды. Понятие ведущая деятельность как показатель психологического возраста ребенка.
Периодизация психического развития в детстве Л.С. Выготского. Д.Б.Эльконин о чередовании в онтогенезе разных типов ведущей деятельности. Этапы возрастного развития по Д.Б.Эльконину.
Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, К.Н.Поливанова и др.).
Младенчество как этап психического развития ребенка
Характерные особенности периода новорожденности.
Младенчество как период стабильного развития. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого. «Комплекс оживления». Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственно-эмоциональное общение. Решающая роль общения в психическом развитии ребенка.
Развитие сенсорных способностей.
Развитие общения и речи.
Развитие движений и действий. Возникновение акта хватания, его значение для психического развития ребенка. Подражание как важный путь обучения в младенчестве.
Психологические новообразования младенческого периода. Ходьба. Появление первых слов.
Психологическая характеристика раннего детства
Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.
Орудийно-предметная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем детстве. Виды действий с предметами. Роль взрослого в усвоении ребенком предметных действий.
Формы общения ребенка и взрослого (ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение).
Характер и содержание общения со сверстниками.
Стадии развития предметной игры.
Этапы формирования речи в раннем детстве. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Пассивная и активная речь. Особенности словообразования, усвоение грамматической стороны речи.
Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Развитие восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Характеристика кризиса трех лет. Возникновение стремления к самостоятельности. Личное сознание «Я сам».
Дошкольное детство как этап психического развития ребенка
Социальная ситуация психического развития в дошкольном возрасте. Формы общения и развитие общения со взрослыми и сверстниками. Внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение дошкольника с взрослым.
Игра как ведущая деятельность периода дошкольного детства. Сюжетно-ролевая игра. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.
Другие виды деятельности дошкольника.
Развитие психических процессов у дошкольника. Развитие памяти, внимания, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания.
Развитие личности в дошкольном детстве. Основные психологические новообразования дошкольного детства.
Закономерности психического развития в младшем школьном возрасте
Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Позиция школьника.
Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Мотивация и структура учебной деятельности.
Развитие высших психических функций в младшем школьном возрасте. Интеллектуализация, осознанность и произвольность психических процессов. Развитие личности младшего школьника.
Основные новообразования младшего школьного возраста.
Задачи развития и психологические особенности подросткового и юношеского возраста
Кризисный характер подросткового периода. Социально-историческая обусловленность возникновения подросткового и юношеского возрастов как переходных от детства к взрослости.
Возрастные задачи развития в подростковом периоде и юношестве. Смена характера развития: от социализации к индивидуализации.
Представления о ведущей деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (Д.Б. Эльконин).
Роль общественно-полезного труда (учебно-профессиональной деятельности) как ведущей деятельности в юношеском возрасте.
Психологические новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости как особая форма самосознания подростка. Потребностно-мотивационная сфера подростка. Проблема формирования интересов в подростковом возрасте. Познавательное развитие подростка и учебная деятельность. Развитие формально-логического мышления.
Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее как центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
Критерии достижения взрослости. Предпосылки перехода к новому возрастному периоду.
Психология зрелости
Взрослость и проблемы психического развития; критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Понимание периода зрелости в психоанализе, теории Э.Эриксона, гуманистической психологии. Возрастная психология и акмеология (А. А. Бодалев).
Проблема периодизации зрелого возраста. Задачи развития как основа выделения этапов взрослости. Этапы зрелости: молодость, средняя зрелость и собственно зрелость.
Психологические закономерности формирования личности взрослого человека. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
Развитие интеллекта взрослого человека. Возможности обучения в зрелом возрасте и организация «непрерывного образования».
Психологические проблемы старения
Старость в истории человечества и в современном мире. Стереотипные представления о старости. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
Периодизация процесса старения.
Возрастные психофизиологические изменения и особенности высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
Возможности компенсации и роль личностного фактора в процессе старения.
Психологическая готовность к уходу на пенсию. Представления о деятельности пожилого человека.
Внутренний мир пожилого человека. Личностные кризисы в позднем возрасте. Кризис старости и проблема эго-интеграции. Жизненная мудрость как личностное новообразование старости.
Особенности межличностных отношений в старшем возрасте.
Педагогическая психология
Центральная проблема педагогической психологии — проблема взаимосвязи обучения и развития. Теории обучения и воспитания и роль в развитии педагогической психологии.
Теоретические и практические задачи педагогической психологии: целенаправленное формирование познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; разработка средств и методов развивающего обучения, средств и методов контроля и оценки учебной деятельности; выяснение условий, обеспечивающих развивающий эффект обучения; учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, роль дифференцированного подхода в связи с проблемой обучаемости; организация взаимоотношений между участниками педагогического процесса; психологические теории педагогической деятельности (психология учителя); психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.
Направления и формы деятельности психолога в сфере образования.
Психология труда и инженерная психология
Психология профессиональной деятельности
Понятие профессиональной деятельности. Психологический анализ деятельности. Психологическая структура профессиональной деятельности. Основные виды и типы деятельности. Психологические механизмы формирования деятельности.
Психология субъекта профессиональной деятельности
Мотивация трудовой деятельности. Мотивация и стимулирование трудовой активности. Способности как факторы профессиональной деятельности. Понятие профессионально важных качеств личности. Понятие профессионализации. Профессиональное самоопределение. Основные этапы становления профессионала.
Профессиональная ориентация, профессиональная консультация и
профессиональный отбор
Понятие профессиограммы. Структура профессиограммы. Методы профессиональной психодиагностики. Понятия профориентации и профконсультации и профотбора. Профориентация. Этапы профконсультации. Цели и задачи профотбора. Современные технологии и методы отбора и аттестации персонала.
Деятельность и личность
Функциональные состояния субъекта труда. Понятие работоспособности. Закономерности изменений работоспособности в процессе труда. Показатели эффективности деятельности. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности.
Влияние деятельности на личность. Депрофессионализация. Профессиональный маргинализм. Синдром психического выгорания. Профессиональная деформация личности. Профилактика и коррекция неблагоприятных влияний характера и условий деятельности на субъекта труда. Психологические аспекты профессиональной реабилитации больных и инвалидов.
Социальная психология
Социальная психология как отрасль психологической науки.
Предмет и задачи
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в структуре психологической науки, ее связь с другими отраслями психологии.
Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Представление о предмете социальной психологии в различных психологических школах и направлениях.
Место социальной психологии в системе научного знания. Ее взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными и естественными науками.
Задачи и проблемы современной социальной психологии.
Общая характеристика методов социальной психологии
Понятие метода в социальной психологии.
Классификация методов и критерии ее построения. Организационные методы и их особенности.
Методы эмпирического исследования, их применение. Наблюдение, специфика его организации в социально-психологическом исследовании, достоинства и недостатки, возможности и ограничения.
Эксперимент, его виды, требования к организации. Специфика лабораторного и естественного эксперимента в социальной психологии.
Опрос и его формы, специфика, требования к организации. Контент-анализ. Метод экспертной оценки. Метод групповой оценки. Тесты, специфика тестирования в социальной психологии. Социометрия. Референтометрия.
Методы измерения в социальной психологии: проблемы, специфика построения процедур. Методы математико-статистической обработки данных. Методы интерпретации полученной информации, их специфика.
Общение как обмен информацией. Язык и речь в коммуникативном процессе
Общение как информационный процесс. Особенности коммуникативного процесса между людьми. Влияние позиции партнеров на эффективность коммуникативного процесса.
Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи. Психологические механизмы передачи и приема информации в коммуникативном процессе. Психологические условия понимания сообщения. Причины искажения информации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Проблема активного слушания.
Невербальная коммуникация. Невербальные знаковые системы, используемые человеком в непосредственном межличностном общении. Оптико-кинетическая система знаков. Способы адекватного приема и интерпретации информации, переданной с помощью оптико-кинетической знаковой системы.
Проксемика как знаковая система пространственно-временной организации коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации. Контакт глаз как коммуникативная знаковая система.
Восприятие человека человеком
Понятие социальной перцепции и ее психологическое содержание.
Объекты и субъекты социальной перцепции. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Динамика межличностного восприятия. Феномены, механизмы и эффекты межличностного восприятия. Стереотипизация. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Проекция. Перцептивные установки.
Перцептивные эталоны. Феномен «ореола». Феномен первого впечатления и факторы его формирования. Феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Каузальная атрибуция как фактор эффективности обратных связей в коммуникативном процессе.
Социально-перцептивные ошибки, причины их возникновения и способы преодоления. Основные типы перцептивных ошибок в процессе построения образа партнера.
Социально-психологические характеристики личности
Проблема положения личности в группе, в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Перспектива включения в социально-психологический анализ данных дифференциальной психологии.
Понятие социально-психологической компетентности личности и его содержание.
Коммуникативные свойства личности. Личность и проблема взаимодействия. Умение и готовность личности к совместным действиям.
Место и роль перцептивных свойств личности в оптимизации межличностных отношений в группе.
Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Возможности и ограничения социально-психологического тренинга.
Практическое значение совершенствования социально-психологических характеристик для развития активной жизненной позиции.
Социализация личности. Содержание, стадии, институты
Взаимоотношения социальной психологии и генетической психологии в исследовании процесса социализации. Соотношение понятий «социализация», «развитие личности», «воспитание личности».
Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения. Социально-психологические и социологические аспекты социализации.
Роль общения и деятельности в социализации личности. Механизмы и институты социализации. Факторы и условия социализации. Стадии социализации. Проблема детерминации социального поведения личности и процесса социализации. Социализация личности и личностный рост. Социализация и самоактуализация личности.
Проблема групп в социальной психологии. Классификация. Основные характеристики
Группа как субъект деятельности. Проблема групп в западной социальной психологии.
Общность и группы. Основные характеристики групп.
Группа и организация. Реальные и условные группы. Большие и малые группы.
Методологические проблемы исследования больших социальных групп. Классификация больших групп. Устойчивые большие социальные группы, занимающие особое место в системе общественных отношений: классы, социальные слои, нации, профессиональные группы.
Структура больших социальных групп. Значение исследований психологии больших социальных групп: прикладные аспекты.
Методы социально-психологического исследования больших социальных групп.
Классификация малых групп.
Структура малой группы. Положение индивида в группе. Особенности малых групп и детерминация поведения индивида.
Исследования малых групп в отечественной и западной социальной психологии. Динамические процессы в малых группах
История и традиции развития исследований малых групп в зарубежной и отечественной психологии. Основные исследовательские подходы западной социальной психологии. Социометрическое направление. Социологическое направление. Школа «групповой динамики».
Развитие малой группы, стадии и уровни развития малой группы.
Динамика малой группы. Основные феномены динамики малой группы. Образование малой группы. Феномен конформизма. Виды конформизма.
Групповая сплоченность. Методы изучения групповой сплоченности.
Принятие группового решения. Основные факторы, влияющие на формирование группового мнения и принятия групповых решений. Методы повышения эффективности групповых решений.
Социально-психологические аспекты исследования коллектива в отечественной социальной психологии
Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психологии. Социально-психологические аспекты исследования коллектива.
Коллектив как малая группа. Признаки и критерии коллектива. Стадии и уровни развития коллектива. Особенности групповых процессов в коллективе.
Классификационные критерии выделения различных типов коллективов: по виду основной деятельности, условиям труда, характеру социально-психологических связей, политической ориентации, степени устойчивости, уровням развития и т.п.
Лидерство и руководство в малой группе
Лидерство и руководство: сущность, критерии, сравнительная характеристика.
Теоретические и методические подходы к изучению лидерства в социальной психологии. Концепции лидерства.
Стили лидерства и руководства: сущность, типология. Особенности организации взаимодействия и взаимоотношений руководителей с лидерами.
Методики изучения лидерства в малых группах. Стиль лидерства и условия его эффективности. Основные направления теоретических и прикладных исследований лидерства и руководства в отечественной и зарубежной социальной психологии.
Группа как объект управления
Организационная структура первичного производственного коллектива: формальная и неформальная структуры.
Функции коллектива и стадии развития трудового коллектива.
Факторы эффективности работы трудового коллектива: групповые нормы, сплоченность коллектива, феномен группового единомыслия (конформизма) и др.
Социально-психологический климат первичного трудового коллектива и его диагностика.
Личность как объект управления. Психологические характеристики системы «руководитель — подчиненный»
Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений. Профессионально-функциональные роли личности и их регламентация.
Свойства личности, определяющие ее отношение к своим функциональным особенностям в производственном коллективе.
Личностный потенциал работника в современных экономических условиях.
Психология семьи
Основные функции семьи. Социальная сущность брака и семьи. Социально-психологическая характеристика семьи в современной России.
Специфика семьи как малой социальной группы. Семья как особый тип малой группы Супружеские отношения и факторы, влияющие на них. Формирование супружеской пары. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре. Кризисные периоды и факторы «риска» в браке. Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Психологическая диагностика супружеских отношений.
Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка. Детско-родительские отношения (в дошкольном возрасте, в младшем и подростковом возрасте, взаимоотношения родителей со взрослыми детьми).
Детско-родительские отношения в разных типах семей. Методы изучения детско-родительских отношений.
Межличностные конфликты. Психологическая сущность, способы их предотвращения и разрешения
Определение понятия. Социальный конфликт в социальной психологии и психологии управления. Виды социальных конфликтов в трудовом коллективе.
Конфликты между руководителем и подчиненными. Причины, способы предупреждения и разрешение конфликтов «по вертикали».
Конфликты «по горизонтали». Практика разрешения межличностных конфликтов в коллективе.
Личность руководителя. Основные требования, предъявляемые к личности руководителя в современных условиях
Личность руководителя и эффективность руководства трудовым коллективом в современных условиях. Ролевая структура руководителя современного предприятия.
Феномен лидерства в системе межличностных отношений.
Управление руководителя своим поведением как основа эффективного руководства.
Психологические проблемы современного менеджмента
Социально-психологические аспекты инновационной деятельности в организации. Характеристика организационных изменении. Социально-психологические особенности инновационного процесса.
Новая парадигма управления предприятием. Понятие о менеджменте и феномен руководства трудовым коллективом в условиях рынка. Ролевая модель организационного поведения руководителя в условиях социально ориентированной рыночной экономики.
Рекруитмент как направление деятельности профессионального психолога.
Общественное мнение. Функции. Психологические условия формирования
Общественное мнение как предмет исследования социальной психологии. Общественное мнение — интегральное общественно-психологическое явление.
Функции общественного мнения и формы его проявления. Условия и механизмы формирования общественного мнения. Особенности формирования общественного мнения в социальной макросреде и малых группах, Факторы, детерминирующие содержание и динамику общественного мнения.
Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Возможности управления формированием общественного мнения на разных этапах его развития. Общепсихологические предпосылки формирования определенного общественного мнения.
Клиническая психология Предмет и структура клинической психологии
История зарождения и становления клинической психологии. Объект и предмет клинической психологии. Практические задачи, функции и сфера приложения клинической психологии. Теоретические основы и исследовательские проблемы.
Основные разделы и базовые категории клинической психологии. Современное состояние и перспективы развития клинической психологии.
Нейропсихология
Мозговые основы психической деятельности человека — центральная проблема нейропсихологии. История отечественной нейропсихологии. Роль А.Р.Лурия в ее становлении. Основные направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, детская нейропсихология, нейропсихология нормы и индивидуальных различий, нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология).
Теоретические основы нейропсихологии. Проблема локализации психических функций: история проблемы, эклектические и идеалистические концепции. Теория системной динамической локализации психических функций и трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия.
Представление о локализации высших психических функций как функциональных систем. Работа мозга как целого в системной организации психических функций. Концепция О.С.Адрианова о структурно-системной организации работы мозга.
Понятия нейропсихологического симптома, синдрома и фактора. Восстановление нарушенных высших психических функций.
Патопсихология
Патопсихология как направление клинической психологии. Психологические проблемы аномального онтогенеза, типы нарушения психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития.
Типология нарушения психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. Нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти, патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания. Патологии и аномалии личности. Психопатология.
Нарушение познавательных процессов
Нарушения восприятия. Особенности нарушения элементарных (сен сорных) и высших (гностических) функций. Понятие агнозии. Различные формы зрительных, слуховых и тактильных агнозий. Псевдоагнозии.
Иллюзии и галлюцинации. Виды галлюцинаций. Псевдогаллюцинации.
Нарушения памяти. Феноменология нарушений памяти. Амнезии (фиксационная и прогрессирующая), гипермнезии, гипомнезии. Связь нарушений памяти с расстройствами сознания. Конградная, ретроградная и антероградная амнезии. Постгипнотическая и кататимная амнезия. Парамнезии.
Нарушения мышления. Виды умственной отсталости: олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) и деменция. Классификация расстройств мышления: нарушение операциональной стороны, личностного и мотивационного компонента мышления, нарушение динамики и регуляции мыслительной деятельности. Ментизм и шперрунг. Аутизм. Бред.
Нейропсихология речи. Нарушения речи
Речевая функциональная система: афферентные и эфферентные звенья. Расстройства речи: дизартрии, алалии, моторные нарушения речи (подкорковые).
Проблема афазий. Классификация афазий (по А.Р.Лурия).
Мозговая локализация и структура нарушений речи при различных формах афазии.
Нейропсихологические методы исследования речи.
Нарушения сознания
Категория сознания в психологии и медицине. Признаки помраченного сознания. Виды помрачения сознания: оглушение, делирий, аменция, онейроид, сумеречное помрачение сознания, сопор, кома. Нарушение самосознания, деперсонализация.
Нарушение эмоционально-личностной сферы
Виды эмоциональных расстройств. Депрессии и их виды (тревога, страх, дисфория, апатия).
Маниакальные состояния, гипомании. Эйфория, мория, экстаз. Утрата и извращение эмоций, неадекватный аффект. Типология психопатий.
Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний
Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепция. Преморбидная личность и болезнь. Внутренняя картина болезни. Изменения личности при хронических соматических заболеваниях. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний.
Виды психосоматических заболеваний. Ятрогенные заболевания. Компенсаторные возможности личности.
Психологическое консультирование и психотерапия
Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы, этапы. Психотерапия как процесс восстановления личного и социального статуса больного. Клинически и личностно ориентированная психотерапия.
Пограничные психические нарушения. Неврозы. Невротическое развитие личности. Теории неврозов. Психотерапия неврозов.
Индивидуальная и групповая психотерапия.
Основные направления в психотерапии: психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, поведенческая психотерапия, гипнотерапия, аутогенная тренировка, когнитивная терапия, семейная психотерапия, рациональная психотерапия, арт- и драматерапия и др.
Специальная психология
Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития детей: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие, — их критерии и краткая характеристика.
Понятие первичного и вторичного дефектов развития. Профилактика и коррекция отклонений в развитии детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.
Общепсихологические, психофизиологические и клинико-психологические принципы возрастного развития детей с отклонениями в психике и поведении.
Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей с нарушениями в развитии. Методы стимуляции компенсаторных механизмов психики.
Принципы и методы организации системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Психологическое обеспечение эффективной социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии. Психологическая помощь инвалидам и их семьям.
Психофизиология
Психофизиологические основы организации работы центральной нервной системы. Психофизиология сенсорных процессов, внимания и памяти.
Психофизиология высших психических функций человека. Когнитивная психофизиология. Психофизиологические механизмы эмоций.
Психофизиология функциональных состояний. Уровни нервно-психического напряжения. Оптимальные и неоптимальные состояния.
Психофизиология стресса. Виды стресса. Краткая характеристика стресса: информационный и эмоциональный стресс. Влияние стресса на когнитивные процессы и эффективность деятельности.
Методика преподавания психологии
Психология как гуманитарная дисциплина. Цели, содержание и методы обучения психологии. Психология как средство формирования познавательной деятельности и сознания. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.
Методологические основы преподавания психологии. Активные и интерактивные методы обучения психологии. Групповые и тренинговые формы обучения психологии. Специфика преподавания психологии в средней и высшей школе.
Обязательная литература
- 1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-пресс, 2009.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2009.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.- Изд-во Питер, 2008 г.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1986.
- Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. -С-Пб., 2003.
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. — М., 2008.
- Общая психология. Учебник – М: Гардарики, 2008.
- Психология индивидуальных различий — М., 2000.
- Психология труда. — М., Владос, 2003.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. — С-Пб., 2008.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М., 1999.
- Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1996.
Дополнительная литература
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 1993.
- Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — 1980.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, — М., 1982.
- Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1983.-Т. 2, 3, 4.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995.
- Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. —М., 1998.
- История зарубежной психологии: Тексты. — М„ 1986.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология, — М., 1982.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.
13. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. — 1975.
- Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. — М., 1978.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — М., 1997.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.
— М., 1988.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей — М.,1985.
- Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения — М., 1983.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. — М., 1983.
- Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М., 1987.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
- Петухов В. В. Психология мышления. — М., 1987.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
- Психология личности: Тексты. — М., 1982.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Т.1. — М., 1989.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — 1970.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М,, 1996.
- Современная зарубежная социальная психология. Тексты.— М., 1984.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.
- Фанталова Е.Б. Аннотированный указатель методов психологической диагностики. — М, 1997.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
- Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. — М., 1992.
- Хофман И. Активная память. — М., 1981.
- Хрестоматия по истории психологии. Тексты. — М., 1980.
- Хрестоматия по вниманию. Тексты. — М., 1976.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Тексты. — М., 1979.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 1997.
- Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными поражениями мозга. — М., 1972.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М., 1995.
- Шадриков В.Д. Способности и деятельность. — М: Логос, 1996