Методика проведения психологической экспертизы

3

Тема №2: Производство судебно-психологической экспертизы.

  1. Судебно-психологическая экспертиза, её значение и особенности.
  2. История развития судебно-психологической экспертизы.
  3. Компетенция судебно-психологической экспертизы.
  4. Этапы судебно-психологической экспертизы, выбор эксперта.
  1. Судебно-психологическая экспертиза, её значение и особенности.

Под юрисдикционным (правоприменительным) процессом понимается производство по делам о нарушении права, по спорам о праве.

В юрисдикционный процесс включаются отдельные производства (процессы) — уголовное, гражданское, административное и др.

Юрисдикционный процесс и входящие в него отдельные процессы являются правовой формой деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц, каждое из которых имеет свою функцию и компетенцию. Одни, как органы государства и должностные лица, выполняют организаторскую функцию; на них возлагается ответственность за исход процесса; другие — истцы, потерпевшие, ответчики — имеют ряд прав и гарантий и могут рассчитывать на охрану их личности и законных интересов.

Особенностью юрисдикционного процесса и его отдельных производств является то, что результаты деятельности в его рамках должны фиксироваться в соответствующих документах — процессуальных актах, содержащих предписания индивидуального или персонифицированного характера. Это могут быть постановления следователя, прокурора, судьи, органа дознания, определения, решения, приговоры суда и др. При этом необходимо, чтобы правомочный субъект обладал объективной, достоверной, надлежаще оформленной информацией. Деятельность такого субъекта, осуществляясь в рамках, установленных правом, проявляется как процесс познания, целью которого является установление объективной истины путем доказывания. Познание это осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. Эмпирический уровень включает в себя чувственное, непосредственное познание, теоретический — рациональное, опосредованное. Оба уровня неразрывно связаны и представляют собой единое целое, обеспечивая анализ, синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование и конкретизацию каждого отдельного объекта познания.

В действующих нормах юрисдикционного процесса закреплено положение, согласно которому доказательствами являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке устанавливается наличие или отсутствие правонарушения, виновность лица, обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, или иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 65 УПК УССР, ст. 69 УПК РСФСР, ст. 27 ГПК УССР, ст. 49 ГПК РСФСР, ст. 251 КоАП УССР, ст. 231 КоАП РСФСР).

14 стр., 6695 слов

5.Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения

... порядке и форме представления результатов психологической экспертизы в административном процессе. Статья 279 КоАП УССР и ст. 252 КоАП РСФСР лишь указывают, что эксперт обязан ... на место происшествия и следст­венных экспериментов, а также данные судебных экспертиз. 2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщен ...

Юридическим фактом, имеющим значение в юрисдикционном процессе, является событие, явление, с наступлением которого появляются последствия, предусмотренные нормами права, как-то: возникновение, изменение или, прекращение правоспособности, дееспособности или конкретных субъективных прав или обязанностей субъектов права.

Эти факты устанавливаются показаниями свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, стороны (истца, ответчика), документами, вещественными доказательствами, заключением эксперта. В показаниях данных лиц, документах, вещественных доказательствах и заключениях экспертов содержатся не сами факты, а сведения об этих фактах, которые подлежат исследованию. Благодаря этим сведениям факты воспроизводятся и таким образом познаются.

Познание фактов в юрисдикционном процессе осуществляется полномочным субъектом непосредственно (изучение обстановки и места события, заслушивание свидетелей, заинтересованных лиц, сторон и др.) и опосредованно (изучение документов, заключений экспертов).

Во втором случае непосредственное познание объекта осуществляет эксперт — лицо, составляющее документ. Результаты такого познания, зафиксированные в итоговом акте — заключении, он представляет полномочному органу или должностному лицу.

Так, при назначении экспертизы: она назначается тогда, когда для разрешения определенных вопросов необходимы специальные познания (знания) в области науки, техники, искусства и ремесла. Кроме того, в такой важной сфере процессуальной деятельности, как уголовная, законом предусмотрены случаи обязательного назначения экспертизы: ст. 76 УПК УССР (ст. 79 УПК РСФСР), она назначается для установления причин смерти и характера телесных повреждений, определения психического состояния подозреваемого или обвиняемого при наличии сомнений в их вменяемости, для установления возраста подозреваемого или обвиняемого, для установления половой зрелости, для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

22 стр., 10559 слов

Эффективность использования методов психокоррекции в процессе лечения лиц, страдающих сахарным диабетом

ВВЕДЕНИЕ В нашей работе мы хотели бы обсудить некоторые вопросы связанные с причинами, течением и последствиями сахарного диабета, а также описать основы психотерапии при психосоматических заболеваниях и выбранные нами методы для коррекции состояния пациентов с сахарным диабетом. Сахарный диабет - одна из наиболее серьезных проблем современной мировой медицины, что связано с огромной ...

В юрисдикционном процессе полномочный орган использует заключение экспертизы в качестве доказательства, что является также отличительным признаком экспертизы в этой сфере.

В юриспруденции выработаны две формы применения специального (неправого) знания: лицо обладающее специальными знаниями, выступает в процессе, в роли эксперта и специалиста. Эти обе формы схожи между собой по технологии, методическим особенностям применения специального знания, но различаются по юридическим особенностям, процессуальному статусу, полномочиям, степени самостоятельности лица, привлекаемого как эксперт. Эксперт проводит исследование и излагает свою позицию, мнение по поводу конкретного объекта исследования; специалист же разъясняет, исходя из своих специальных знаний, отдельные явления и факты, консультирует в отношении этих явлений и фактов должностное лицо или орган, оказывает помощь в обнаружении и фиксации определенных фактов и явлений, помогает должностному лицу в пись­менном изложении установленных обстоятельств и фактов и т. п. Специалист, в отличие от эксперта, лишен процессуальной самостоятельности. Он действует под контролем и по указанию полномочного лица или органа.

Экспертиза в юрисдикционном процессе проводится в основном экспертными учреждениями министерств юстиции и здравоохранения. Имеются экспертные подразделения в органах внутренних дел. Однако, полномочный орган вправе поручить проведение экспертизы не этим учреждениям, а специалистам, работающим вне этих учреждений.

(Например, ст. 75 УПК УССР указывает, что экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями; ст. 78 УПК РСФСР устанавливает, что экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений или иными специалистами. Однако в ряде союзных республик УПК в категорической форме указывают, что определенные экспертизы проводятся исключительно в экспертных учреждениях.)

5 стр., 2113 слов

Методы судебно-психологической экспертизы

... ходе психологической экспертизы, как и при производстве иной судебной экспертизы, эксперт при помощи специальных методов устанавливает различные факты психологической природы (свойства личности, установки, доминанты поведения, особенности познавательных процессов ...

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, оценку явлений государственно-правовой действительности специалистом в области психологии. Психологическая экспертиза традиционно используется в уголовном и административном процессах. От ее результатов порой зависит характер и содержание принимаемого полномочным лицом решения, характер и объем ответственности, формы и средства воздействия на правонарушителя и др. Главной фигурой в них выступает суд или судья, и специальное психологическое знание требуется для обеспечения эффективности деятельности в первую очередь этих органов. Поэтому психологическую экспертизу в юрисдикционном процессе называют судебно-психологической.

Познание фактов в юрисдикционном процессе осуществляется полномочным субъектом непосредственно (изучение обстановки и места события, заслушивание свидетелей, заинтересованных лиц, сторон и др.) и опосредованно (изучение документов, заключение экспертов).

Во втором случае непосредственное познание объекта осуществляет эксперт — лицо, составляющее документ. Результаты такого познания, зафиксированные в итоговом акте — заключении, он представляет полномочному органу или должностному лицу. Так, УПК (уголовно­процессуальный кодекс) указывает на главное обстоятельство при назначении экспертизы она назначается тогда, когда для разрешения определенных вопросов необходимы специальные познания в области науки, техники, искусства. Кроме того, в такой важной среде процессуальной деятельности, как уголовная, законом предусмотрены случаи обязательного назначения экспертизы:

  • она назначается для установления причин смерти и характера телесных повреждений, определения психического состояния подозреваемого или обвиняемого при наличии сомнений в их вменяемости;
  • для установления возраста подозреваемого или обвиняемого;
  • для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

В юрисдикционном процессе полномочный орган использует заключение экспертизы в качестве доказательства.

  1. В психологической экспертизе применяются следующие методы

исследования:

9 стр., 4102 слов

Судебно-психологическая экспертиза сущность, назначение, порядок проведения

... показания (обвиняемого, свидетеля, потер­певшего), материалы выхода на место происшествия и следст­венных экспериментов, а также данные судебных экспертиз. 2. Психологический анализ ... научно-психологической редакции). В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения. В заключительной ...

  1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения).
  2. Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника.
  3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы.
  4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике).
  5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого.

    При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого.

  6. Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного.
  7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу «детектор лжи», в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.
  1. История развития судебно-психологической экспертизы.

Становление судебно-психологической экспертизы связано, во-первых, с развитием экспертизы как средства доказывания и, во-вторых, с развитием психологической науки.

10 стр., 4729 слов

Психологические методы исследования личности

7 Психологические методы исследования личностиМетоды судебно-психологической экспертизыВ судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования: 1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки ...

Самостоятельным источником доказательств заключение судебно­психологической экспертизы становится на рубеже XIX—XX вв. Ее теоретические основы разрабатывались видными учеными;

в Германии — В. Штерном, Г. Гроссом, в Италии — Э. Ферри и Р. Гаррофало, в России — Л. Е. Владимировым, А. У. Фрезе, В. М. Бехтеревым и др. В это время появляется ряд работ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с судебно­психологической экспертизой. Это труды:

  • К. Марбе «Психолог как эксперт в уголовном и гражданских делах»,
  • Р. Куве «Психотехника на службе железных дорог»,
  • В. Штерн «Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях» и «Психологические методы испытания умственной одаренности»,
  • Г. Гросс «Криминальная психология»,
  • Я. А. Кантарович «Психология свидетельских показаний»,
  • А. Р. Лурия «Психология в определении следов преступления»,
  • Г. И. Волков «Уголовное право и рефлексология»,
  • А. Е. Брусиловский «Судебно-психологическая экспертиза»,
  • М. М. Гродзинский «Единообразие ошибок в свидетельских показаниях»,
  • В. А. Внуков и А. Е. Брусиловского «Психология и психопатология свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних» и др.

В них обосновывалась методика и техника проведения судебно-психологических экспертиз по поводу свидетельских показаний, личности обвиняемого, психологии документов, происшествий на железнодорожном транспорте и т. п.

(В основе судебно-психологической экспертизы документов лежала концепция, в соответствии с которой должностное лицо или орган, составляющие протокол о совершенном действии, излагают в нем лишь субъективное понимание полученной информации, в связи с чем процессуальные документы должны быть подвергнуты психологическому исследованию. Очевидно, что установление правила — подвергать психологическому исследованию процессуальные документы означает установление над правомочным юридическим органом или должностным лицом еще одной инстанции — психологической, что не согласуется с таким принципом уголовного процесса, как непосредственность восприятия и оценки доказательств судом, следователем, органом дознания. Судебно-психологическая экспертиза применялась также в целях анализа психологической стороны происшествий на железнодорожном транспорте. Здесь использовались не только общие достижения психологии, но и приемы психотехники, разрабатывавшей вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, связанных с трудовой деятельностью людей в конкретных условиях, профессиональным отбором, профессиональным консультированием, рационализацией трудовых приемов и условий труда, с проблемой снижения аварийности и травматизма, совершенствованием методов производственного обучения. Однако в психотехнике имели место определенные методологические ошибки, прежде всего односторонность понимания психологического фактора только как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в труде. Представитель психотехники Ф. Ф. Бабков в книге «Происшествия на железной дороге и борьба с ними», базируясь на положениях этой науки, выделял «чисто психологические» причины катастроф, которые порой носят «полосной» характер и возникают в связи с нервной атмосферой на железной дороге или среди определенного круга лиц. Опираясь на исследования Ф. Ф. Бабкова, А. Е. Брусиловский приходит к парапсихологическому выводу, что ожидание или боязнь определенного действия влечет за собой неминуемое его совершение.)

14 стр., 6805 слов

Пенитенциарная (исправительная) психология

... 1985 Психология судебной деятельности Психологическая характеристика судебной деятельности Судебное исследование основывается на необходимой достоверной информации – судебных ... предъявление новых, неожиданных доказательств, заключений экспертизы, организация перекрестного допроса, очной ставки ... воспринимается судом показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др. Это предполагает развитость ...

История судебно-психологической экспертизы в советском правосудии начинается с Декрета о суде №2, принятого в 1918 г., ст. 14 которого заключение судебных экспертиз было официально допущено в качестве доказательств по уголовным делам.

Согласно ст. 63 УПК РСФСР 1922 г. и ст. 67 УПК УССР 1922 г. проведение экспертизы признавалось обязательным, когда у суда или следователя возникли сомнения по поводу психического состояния обвиняемого или свидетеля.

Для практического воплощения законодательных предписаний о возможности и необходимости назначения различного рода экспертиз с целью оказания помощи правосудию были созданы учреждения, в обязанность которым вменялось оказание такой помощи. Уже в 1918 г. в Петрограде был организован кабинет по изучению преступности и преступника, одной из задач которого было проведение судебно­психологических исследований. Такие же кабинеты были открыты в Саратове, Москве, Баку, Ростове и других городах. В 1924—1925 гг. создаются специальные психолого-криминалистические учреждения в Киеве, Харькове, Одессе. Позже по решению Наркомюста УССР эти кабинеты были реорганизованы в областные институты научно-судебной экспертизы, которые, кроме криминалистических, физических, химических и иных экспертиз, проводили криминолого­психологические исследования.

По сравнению с другими видами экспертиз судебно-психологическая экспертиза распространения не получила в связи с неразработанностью ее теории, методических основ ее проведения, отсутствием подготовленных кадров, а также из-за методологических ошибок в психологической науке, о которых уже говорилось. Эти причины, особенно последняя, привели к тому, что к середине 30-х годов исследования в области судебно-психологической экспертизы полностью прекратились. На протяжении более чем тридцати лет судебно-психологическая экспертиза в юрисдикционном процессе не проводилась. Но исследование особенностей психики обвиняемого, свидетелей, потерпевших производилось в рамках судебно-психиатрической экспертизы.

Смешение психологических и психиатрических моментов, подлежащих выяснению в юрисдикционном процессе, объясняется частичным совпадением предметов наук психологии и психиатрии, а также отсутствием законодательной регламентации этих вопросов и практики применения судебно-психологической экспертизы. Качественно новый этап в развитии судебно-психологической экспертизы начинается со времени реформы советского законодательства. (1958- 1960г.г.)

  1. Компетенция Судебно-психологической экспертизы определяется в зависимости от отрасли юридического процесса, где она должна проводится.

В гражданском процессе — это психические особенности лица, нарушившего чужое право, свидетеля, третьей стороны, психологические особенности субъекта, сказавшиеся в причинении им вреда юридическому лицу, с которым субъект состоит в трудовых или других договорных отношениях; в семейных делах.

В административном законодательстве установление физиологического аффекта в момент совершения административного правонарушения и др.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

  • установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, и определение в какой мере они способны руководить ими;
  • установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

— установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических

эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

  • установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасположенного к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;
  • установления ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

— установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения на совершение преступления;

  • установления структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности участников такой группы, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе;

Кроме того, проводятся судебно-психологические экспертизы, направленные на определение наличия или отсутствия у лица, управляющего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшего на его способности управлять этим техническим устройством (на транспорте, в производстве).

В компетенцию судебно-психологические экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридической квалификации, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики.

  1. Этапы судебно-психологической экспертизы, выбор эксперта.

При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер.

Так, недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

Перед психологом-экспертом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых.

Формулируя вопросы, необходимо учитывать:

  1. общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ;
  2. уголовно-правовое, уголовно-трудовое значение устанавливаемых с помощью заключения экспертов фактов;
  3. конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ

Основная функция вопросов, становящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы.

Выбор экспертов.

Важным моментом в назначении судебно-психологической экспертизы является выбор, экспертов. Судебно-психологическую экспертизу должна проводить экспертная комиссия в составе не менее двух-трех специалистов. Необходимость комиссионной экспертизы связана с чрезвычайной сложностью и динамичностью объекта исследования — психики конкретного человека, с большей вероятностью при коллективном исследовании избежать ошибок, возможных при индивидуальной работе эксперта.

Предпочтение в привлечении в качестве экспертов следует отдавать научным и научно-педагогическим работникам, лицам, имеющим базовое психологическое образование или работающим в области психологии в учебных или научно-исследовательских учреждениях не менее пяти лет и имеющим научные публикации по психологии.

В экспертной комиссии необходимо участие специалиста по судебной психологии; им может быть преподаватель этой дисциплины в юридическом вузе или работающий в этой отрасли сотрудник НИИ

Очень важно правильно выбрать эксперта-специалиста по узкому профилю психологической или смежной науки.

Судебно-психологические экспертизы в отношении совершеннолетних лиц следует поручать специалистам по общей и судебной психологии, в отношении лиц преклонного возраста кроме этих специалистов — геронтопсихологам или геронтопсихиатрам. При производстве экспертизы в отношении

несовершеннолетних, кроме названных двух, необходимо участие еще и специалиста по детской психологии, педагога, а в отношении малолетнего — возможно и педиатра.

При производстве комплексной психолого-психиатрической экспертизы в состав комиссии должны входить специалисты по общей, медицинской, судебной психологии, патопсихологии, один или два психиатра. В комплексной медико­психологической экспертизе в экспертной комиссии необходимо участие специалистов по общей, медицинской, судебной психологии, патопсихологии и врачей-специалистов по профилю болезни испытуемого (невропатолога, логопеда, сексопатолога, окулиста и т. д.).

Психолого-техническую экспертизу должны проводить специалисты по инженерной психологии, психологии труда, физиологии и гигиене труда совместно со специалистами в конкретных областях технического знания — автоинженерами, авиаинженерами, инженерами-железнодорожниками и др.

Психолингвистическую экспертизу следует поручать психолингвистам, специалистам по общей и судебной психологии, филологам, лингвистам.

Экспертная комиссия представляет собой временную малую социальную группу. Специалисты по социальной психологии рекомендуют комплектовать такую группу нечетным количеством людей в составе трех-пяти человек. Необходимым условием нормальной работы такой комиссии является равенство и служебная независимость входящих в нее экспертов.

При производстве экспертиз в экспертных учреждениях, в экспертной группе всегда имеется руководитель, который осуществляет руководство и координацию работы экспертов. Выдвинутое выше требование независимости экспертов становится менее осуществимо. Это же относится и к комплексным судебно-психологическим экспертизам, которые проводятся в судебно­психиатрических отделениях областных психиатрических больниц, где экспертная комиссия состоит из трех-четырех психиатров и одного психолога. Психологу в таких комиссиях отводится второстепенное место.

Этапы СПЭ

Любые психологические исследования в рамках СПЭ состоят из следующих этапов:

изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета СПЭ;

постановка задач исследовательского характера;

отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами; непосредственное проведение исследования:

а) психологический анализ материалов уголовного дела;

б) наблюдение за подэкспертным;

в) беседы с подэкспертным;

г) применение инструментальных методов исследования индивидуально­психологических особенностей подэкспертного;

— анализ и обработка полученной информации;

— работа со специальной литературой;

— составление заключения эксперта.

Организация СПЭ

Судебно-психологическая экспертиза, как правило, проводится амбулаторно. Местом ее проведения является помещение следственного изолятора, суда, прокуратуры, органа внутренних дел или же место работы экспертов (кафедра, лаборатория, отдел НИИ).

В связи с отсутствием специальных судебно-психологических учреждений со своими помещениями и материальной базой другая форма экспертизы— стационарная — пока что невозможна. Если комплексная экспертиза поручается, кроме психологов, специальным судебно­психиатрическим или судебно-медицинским учреждениям, имеющим стационарные отделения, возможно производство стационарной комплексной психолого-психиатрической или медико-психологической экспертизы.

Методика проведения психологической экспертизы — Стр 2

Преимущества стационарной судебно-психологической Экспертизы перед амбулаторной бесспорны. Стационарная экспертиза дает возможность более полного и неоднократного экспериментально-психологического обследования. Время экспертизы также не является жестко ограниченным. К недостаткам стационарных комплексных психологических экспертиз следует отнести порой отрицательное влияние среды, где находятся испытуемые, что может ощутимо влиять на результаты экспертизы.