Законодательством установлены условия, необходимые для признания лица инвалидом. Первое из них — нарушение здоровья, второе — ограничение жизнедеятельности и третье — нуждаемость в социальной защите. Наличие только одного из данных условий не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом89. Все условия тесно взаимосвязаны, и для признания лица инвалидом необходима их совокупность.
Инвалидность представляет собой недостаточность, обусловленную нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом), со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты90. Гражданин, у которого установлено нарушение жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков, влекущее необходимость в социальной помощи и защите, является инвалидом.
Необходимы следующие условия для признания гражданина инвалидом. Первым из них является нарушение здоровья человека, представляющее собой физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функций организма человека91. Нарушение здоровья может возникнуть вследствие заболевания человека, наследственности, получения им травм, увечий и иных фактов.
Обязательным условием признания лица инвалидом является неустранимость нарушения здоровья, подтверждением чего может выступать потребность в длительных сроках, необходимых для устранения возникших нарушений92. Нарушение здоровья лица должно приобрести устойчивый характер с минимумом шансов на выздоровление. На вероятность возникновения у гражданина инвалидности вследствие полученного им увечья (травмы) оказывают влияние биологические и социальные факторы, которые необходимо рассматривать во взаимодействии. Биологические факторы, будучи случайными по отношению к болезни и инвалидности как ее социальному последствию, могут лишь обусловить возможность возникновения инвалидности, социальные факторы, среда, воздействующие на биологическое начало, являются закономерно определяющими возникновение болезни и инвалидности как новой качественной определенности93.
Ограничение жизнедеятельности является следующим необходимым условием признания лица инвалидом и учитывается в соответствии со следующими критериями: способность к передвижению, самообслуживанию, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, занятию (выполнению) трудовой деятельности.
Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность
... инвалидов; - определить профессиональную реабилитацию инвалидов как функцию социального учреждения. Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность Реабилитация инвалидов ... и не причиняющей вреда здоровью. Базируется социальная ориентация «молодых» инвалидов на сочетании медицинского, ... к обучению молодых инвалидов с учетом характера и степени нарушений; разнообразие организационных ...
Ограничение жизнедеятельности подразделяется на пять функциональных классов (ФК). Первая группа ФК-0, которая соответствует степени ограничения жизнедеятельности в 0 %, то есть легкая степень выраженности нарушения функции организма. Вторая группа ФК-1 соответствует 1-25 %, умеренному ограничению жизнедеятельности, третья ФК-2 26-50 %, иначе выраженное ограничение, ФК-3 51-75 %, и пятая ФК-4, соответствующая 76-100 %, что соответствует резкому ограничению жизнедеятельности гражданина. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности устанавливается та или иная группа инвалидности. Принятие решения об установлении определенной группы инвалидности зависит от ограничения жизнедеятельности, которое создает невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.
Установление гражданину ограничения жизнедеятельности по ФК-0 или ФК-1 не дает права на установление такому лицу инвалидности. Установление умеренного нарушения жизнедеятельности позволяет признать лицо инвалидом третьей группы. Выраженному ограничению жизнедеятельности соответствует вторая группа инвалидности. Наиболее тяжелой группой инвалидности является первая, которая устанавливается при резком ограничении жизнедеятельности, что соответствует ФК-4. Данная группа инвалидности устанавливается при таком нарушении функций организма гражданина, при котором инвалид является полностью нетрудоспособным, не может себя обслуживать и нуждается в постоянном уходе94.
Необходимость в мерах социальной защиты появляется при наличии ограничения жизнедеятельности определенного уровня (ФК-2, ФК-3 и ФК-4).
Принимаемое МРЭК решение о признании (либо отказе в признании) гражданина инвалидом и установлении ему определенной группы и причины инвалидности имеют важное правовое значение, так как именно от них зависит право предоставления гражданину пенсии по инвалидности и ее размер.
Порядок установления инвалидности. Установление группы и причины инвалидности относится к компетенции медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК), которые являются государственными медицинскими учреждениями здравоохранения, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством республики.
Правом установления инвалидности наделены только государственные учреждения МРЭК, что позволяет устанавливать гражданам группу инвалидности, наиболее объективно и эффективно проводить медицинскую экспертизу инвалидности.
Установление инвалидности является необходимым условием назначения пенсии по инвалидности.
Комиссии МРЭК создаются в каждой области республики, а также в городе Минске. МРЭК имеют определенную структуру, включающую в себя межрайонные (районные и городские), специализированные и центральные комиссии, а также кабинеты медико-профессиональной реабилитации. Система комиссий такова, что на 4 межрайонные (районные и городские) или специализированные МРЭК создается одна центральная комиссия. Межрайонные (районные и городские) и специализированные МРЭК должны быть созданы на каждые 90 тысяч человек, при условии проведения в год не более 2000 освидетельствований. Такая структура позволяет гражданам реализовать свое право обращения в МРЭК своевременно и в полном объеме. Для осуществления комиссией своей деятельности необходимо получение лицензии.
Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности населения
... 9. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий 10. Критерии установления групп инвалидности 11. Понятие реабилитации и ... 3. Условия признания гражданина инвалидом 4. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу 5. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина 6. Порядок переосвидетельствования ...
Любой из видов комиссий вправе проводить медико-социальную экспертизу (МСЭ) установления инвалидности. Специализированные комиссии в отличие от межрайонных (районных и городских) комиссий, проводящих экспертизу по различным заболеваниям, проводят МСЭ граждан по заболеваниям, наиболее распространенным в той или иной местности95. Большинство МСЭ проводится межрайонными (районными и городскими) комиссиями, а центральными — в сложных экспертных случаях. Если больной не согласен с решением межрайонной или специализированной МРЭК, то по направлению этих комиссий освидетельствование проводится центральной комиссией. Центральные комиссии контролируют проведение экспертизы межрайонными и специализированными МРЭК. Следует отметить, что к компетенции МРЭК относится не только проведение МСЭ, но также проведение учета и структуры инвалидности, предоставление разъяснений по вопросам экспертизы и разрешение других вопросов. Комиссия, проводившая экспертизу, должна принять решение о трудовых рекомендациях для инвалидов и в случае необходимости предоставлять разъяснения по проведенной экспертизе.
МРЭК является коллегиальным органом и должна принимать решения в процессе коллегиального обсуждения результатов экспертизы всеми врачами комиссии. Экспертиза проводится в составе трех врачей-экспертов, один из которых является председателем. Каждый врач является экспертом в своей сфере. Вместе с постоянным составом в работе МРЭК с правом совещательного голоса могут привлекаться врачи-специалисты, представители органов по труду, занятости и социальной защите, страховых и иных организаций96.
Решение о признании либо отказе в признании гражданина инвалидом принимается МРЭК в процессе проведения МСЭ. МСЭ представляет собой исследование врачами больного с последующим установлением (либо отказе в установлении) ему инвалидности, что приводит к необходимости социальной защиты такого гражданина. МСЭ можно рассматривать как практическую деятельность.
Проведение МСЭ возможно при наличии определенных оснований, среди которых важное место занимает наличие направления, выдаваемого врачебно-консультативными комиссиями (ВКК) организаций здравоохранения, оказывающих медпомощь гражданам.
Выдаче направления на экспертизу предшествует проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, а также наличие данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травмы или дефектом и приведшее к ограничению жизнедеятельности. Направление на МСЭ надлежащим образом оформляется с указанием анамнеза, данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, а также результатов проведенных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий97.
В соответствии с действующим законодательством направление гражданина на экспертизу должно преследовать определенные цели:
Проект мероприятий по совершенствованию предоставления медицинских ...
... является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и ... организации прохождения диспансеризации, проведении медико-социальной экспертизы, госпитализации проживающих в учреждениях здравоохранения и ... досуга проживающих, проведение совместного с органами социальной защиты населения, органов местного самоуправления и учреждениями ...
1) определение у гражданина степени нарушения функций органов и систем, степени ограничения жизнедеятельности, клинико-трудового прогноза, реабилитационного потенциала, установление инвалидности с вынесением заключения МРЭК по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения;
2) определение конкретных объемов, видов и сроков проведения реабилитационных мероприятий и формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида, либо программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вынесение заключения для организации здравоохранения по месту жительства инвалида о формировании индивидуальной программы реабилитации. В исключительных случаях гражданин может быть направлен в МРЭК для дачи консультаций.
Также для проведения экспертизы требуется письменное заявление инвалида (или его законного представителя).
Вместе с направлением и заявлением больного в комиссию должны быть предоставлены документы, подтверждающие нарушение функций организма человека, влекущее ограничение жизнедеятельности. Комиссией могут быть затребованы иные документы, необходимые для решения вопросов медико-социальной экспертизы.
МСЭ должна быть проведена в течение 30 дней с момента регистрации в МРЭК всех необходимых документов. МРЭК несут ответственность за своевременность и качество проведения МСЭ.
Законодательством Республики Беларусь определены условия, необходимые для признания гражданина инвалидом:
— нарушение здоровья;
— ограничение жизнедеятельности;
— необходимости в мерах социальной защиты.
Наличие только одного из вышеуказанных пунктов не является основанием для признания гражданина инвалидом98.
Проведение МСЭ связано с осуществлением комплексной оценки состояния здоровья больного, с использованием классификации основных видов нарушений функций и основных критериев жизнедеятельности (например, трудоспособности).
МСЭ может быть проведена по месту нахождения МРЭК, а также по месту жительства гражданина Республики Беларусь; в организации здравоохранения, которая оказывает больному медицинскую помощь; в стационарных учреждениях социального обслуживания. Законодательством предусматривается возможность проведения заочного освидетельствования.
Процедуру проведения экспертизы можно подразделить на несколько этапов. Начинается проведение медико-социальной экспертизы с изучения врачами-экспертами МРЭК документов, предоставленных при регистрации направления в МРЭК. Благодаря исследованию документов эксперты получают сведения об истории заболевания, диагнозе, мерах, которые принимались для лечения заболевания гражданина, а также сведения о том, насколько достаточны меры, принятые для ликвидации последствий несчастного случая, а также информацию о социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и иных данных. Принимаемое экспертное решение должно основываться на комплексе медицинских и социальных критериев99. Представление о причинах, приведших к ограничению жизнедеятельности, о степени нарушения органов, системы организма, граждане получают после изучения документов.
Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
... с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, ... первой главе «Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» идет речь о научных концепциях социальной реабилитации. Раскрывается содержание понятий ...
В случае необходимости МРЭК вправе требовать от органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций здравоохранения и иных организаций предоставления иных документов, необходимых для проведения экспертизы100.
На данной стадии экспертами МРЭК осуществляется опрос больного, направленного на МСЭ. Опрос больного должен быть организован правильно и логически обоснованно101. К полученным в результате опроса гражданина результатам необходимо относиться внимательно, но критически, что связано с невозможностью каждого больного объективно описать свое самочувствие (жалобы гражданина зачастую субъективны и не всегда соответствуют действительности).
Следует помнить, что по различным мотивам (например, для установления факта инвалидности) лицо может умышленно искажать информацию о состоянии своего здоровья. С целью исключения возможных ошибок врачи-эксперты вправе задавать гражданину уточняющие вопросы. Полученная в ходе опроса информация оценивается, анализируется и обязательно сопоставляется с данными документов и с обнаруженными в последующем объективными изменениями в организме гражданина. Объективно оправданные жалобы больного должны быть правильно квалифицированы102.
После изучения всех предоставленных документов и опроса больного начинается второй этап проведения медико-социальной экспертизы, заключающийся в обследовании организма лица, направленного на экспертизу. Целью такого обследования является проверка функционального состояния нервной системы, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и т.д., что позволяет наиболее полно составить представление о течении заболевания, приведшего к ограничению жизнедеятельности103.
Для проведения объективной экспертизы необходимо осуществление комплексного обследования организма человека с учетом различных данных (например, социально-бытовых условий) и применением классификации различных нарушений функций основных критериев жизнедеятельности (например, трудоспособности).
Необходимость комплексного изучения связана с тем, что нарушение функций одного органа может привести к нарушению функций других, что нужно учитывать при решении вопросов об установлении инвалидности.
Соответственно комплексное и всестороннее обследование больного в экспертной комиссии при одновременном использовании данных клинического и лабораторного обследования, с которым больной явился на комиссию из лечебного учреждения, позволяет экспертам составить представление о функциональном состоянии нервной системы, внутренних органов, мускулатуры, опорно-двигательного аппарата.
Важную роль в принятии комиссией решения занимает понятие жизнедеятельности (степень ее ограничения).
Эксперты, осуществляя обследование гражданина, не вправе отдавать предпочтения только одному критерию жизнедеятельности, а должны их исследовать в комплексе, во взаимосвязи критериев друг с другом. Охарактеризуем каждый из критериев жизнедеятельности, так как характеристика жизнедеятельности требует специальной оценки по каждому ее критерию. Основными критериями жизнедеятельности в Республике Беларусь являются способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к контролю своего поведения, к обучению и трудовой деятельности.
Инвалидность вследствие травм как медико-социальная проблема
... и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность). Инвалидность представляет собой глобальный мировой процесс, в разной степени характерный ... пенсию, гораздо важнее дать им возможность реализовать себя, найти работу, включиться в общественные отношения. Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь ...
Первым критерием является способность к самообслуживанию, связанная с возможностью граждан самостоятельно справляться с основными физиологическими потребностями, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены. Данная способность человека позволяет ему вести эффективное и независимое (в зависимости от возраста) существование в окружающей среде. Степень ограничения данного критерия зависит от нуждаемости гражданина в дополнительной помощи и уходе, временных интервалов, через которые возникает нуждаемость в посторонней помощи, возможности коррекции нарушенных способностей (например, с помощью лекарственных средств, технических или иных вспомогательных средств), соответствия возрастным нормам развития навыков самообслуживания.
Способность к самостоятельному передвижению обеспечивает возможность гражданину самостоятельно передвигаться (ползать, ходить, бегать, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела, удерживать позу, пользоваться личным и общественным транспортом) в своем окружении в рамках выполняемой бытовой или ведущей возрастной деятельности. Данная способность обеспечивает возможность быстрого и адекватного модифицирования своих действий. Параметрами оценки являются расстояние, на которое гражданин может передвигаться, характер и темп передвижения, возможность больного самостоятельно пользоваться транспортом. Оценивается степень ограничения критерия возможностью гражданина эффективно использовать технические и иные вспомогательные средства, направленные на компенсацию нарушений передвижения и развития адекватного (у детей в соответствии с возрастом) уровня двигательной активности, а также возможностью самостоятельного выполнения основных двигательных навыков и их развития с учетом качественных и количественных возрастных норм.
Способность к ориентации представляет собой способность гражданина самостоятельно воспринимать и анализировать окружающую действительность (место, пространство, время, личность) с помощью центральной нервной системы, зрения, а также слуха. Оценивается данный критерий через способность больного различать зрительные образы людей и предметов на увеличивающемся расстоянии и в разных условиях (в зависимости от наличия или отсутствия помех, знакомства с обстановкой), возможность компенсации ограничения жизнедеятельности техническими и иными вспомогательными средствами. Параметрами оценки данного критерия жизнедеятельности являются способность гражданина различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии помех и степень компенсации нарушения слухового восприятия устной речи другими ее способами (письмо, невербальные формы).
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых; улучшение способностей к самопомощи, что ... Людям пожилого возраста присущи различные психофизиологические изменения. Снижение функциональных возможностей при старении проявляется, прежде всего, в уменьшении приспособляемости (адаптации) ...
При оценке ограничения необходимо учитывать возможность гражданина к выделению внешних по отношению к собственной личности пространственных, временных и средовых ориентиров, необходимость использования технических и иных вспомогательных средств и помощи других лиц в разных видах повседневной деятельности (в быту, в учебе, на производстве) и соответствие возрастным нормам развития систем ориентации ребенка.
Благодаря способности к общению гражданин имеет возможность устанавливать контакты с другими членами общества и поддерживать привычные взаимоотношения путем восприятия, переработки и воспроизведения информации. Для общения человеком используется устная речь, чтение, письмо и невербальная речь (жестовая, знаковая).
Параметрами оценки данного критерия жизнедеятельности выступает круг лиц, с которыми больной поддерживает контакты, нуждаемость гражданина в помощи других лиц при общении, а также возможность и эффективность использования средств компенсации (технические и иные вспомогательные средства и методики) для достижения соответствующего уровня общения и его дальнейшего развития, соответствие общения и его компонентов возрастным нормам развития ребенка, нуждаемость в пребывании в условиях специального учреждения образования или организации здравоохранения для обеспечения формирования навыков общения.
Способность контролировать свое поведение представляет собой способность человека осознавать себя и вести себя адекватно в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами среды обитания. Оценивается данный параметр через соблюдение лицом установленных общественных норм, возможность человека осознавать себя, идентифицировать людей и объекты. Понимание взаимоотношений между людьми, восприятие, интерпретация и адекватность реагирования на традиционные и необычные ситуации, соблюдение личной безопасности и личной чистоплотности, длительность и стойкость нарушения контроля за своим поведением также относятся к параметрам оценки способности гражданина к контролю своего поведения. Как и с предыдущими критериями, возможность компенсации лекарственными средствами дефекта поведения, возможность самокоррекции или коррекции при помощи других лиц являются важными составляющими при решении вопроса о степени ограничения критерия жизнедеятельности. Возраст человека также играет большую роль при разрешении вопросов ограничения критерия.
Способность к обучению является способностью человека к восприятию, осмыслению, накапливанию и воспроизведению информации и знаний (общеобразовательных, специальных, профессиональных), а также к овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми), выполнению необходимых практических действий лицом. Параметрами оценки данного критерия являются длительность и устойчивость интереса к познавательным видам деятельности; возможность получения образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; нуждаемость в специальных условиях (технические и иные вспомогательные средства, специальные учебные программы и методики обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности и иное); уровень психолого-педагогического развития и его соответствие возрастным нормам у детей; способность посещения детских организованных коллективов.
Социальная работа как профессиональная деятельность 2
... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...
Одним из наиболее важных критериев жизнедеятельности является способность гражданина к трудовой деятельности. Данный критерий жизнедеятельности представляет собой совокупность физических, психофизиологических и психологических возможностей (которые формируются в результате физического, психологического и культурного развития личности), образования (общего или специального), выработки трудовых навыков и мастерства, необходимых и достаточных для качественного выполнения любого (в том числе неквалифицированного) труда (выполненного обычным способом, в обычном объеме и обычных условиях).
К данному критерию жизнедеятельности относится способность выполнять обычную для человека роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования), способность к самостоятельному проживанию, установлению социальных связей, поддержанию экономической независимости. Параметрами оценки способности гражданина к трудовой деятельности выступает уровень образования, обеспечивающий доступность работы; соответствие состояния здоровья лица требованиям, предъявляемым профессией (должностью); возможность осуществлять трудовую деятельность в полном объеме, полный рабочий день, полную рабочую неделю с выполнением норм выработки (услуг); возможность трудовой деятельности в другой профессии (должности), равной по квалификации прежней; возможность воспроизведения специальных профессиональных знаний, умений и навыков.
Степень ограничения жизнедеятельности учитывается по четырем функциональным классам, которые оказывают влияние на устанавливаемую группу инвалидности. Завершающей стадией проведения медико-социальной экспертизы является коллегиальное обсуждение врачами-экспертами МРЭК данных, полученных в результате первых двух стадий. Последний этап экспертизы предусматривает анализ и полный синтез всех полученных при экспертном обследовании данных, вынесение решения о состоянии жизнедеятельности (группе, причине инвалидности, сроке переосвидетельствования, рекомендациях показанных или доступных работ, необходимости переобучения, переквалификации)104.
Решение принимается большинством голосов врачей-экспертов, проводивших экспертизу. При равенстве голосов решающим будет голос председателя МРЭК. Принимаемое комиссией решение должно быть индивидуально при проведении каждой МСЭ, основываясь на знаниях врачей-экспертов. Решение комиссии в присутствии всех врачей, проводивших экспертизу, устно объявляется гражданину, и в случае необходимости даются разъяснения по вопросам проведенной экспертизы.
В результате проведенной экспертизы составляется акт освидетельствования, подписываемый председателем и всеми врачами комиссии, проводящими обследование гражданина. В акт освидетельствования заносятся или приобщаются заключения консультантов (врачей-специалистов), документы и основные сведения, на основе которых принималось решение. Заверяется принятый акт печатью МРЭК. Принятый акт предоставляется гражданину (его законному представителю) и органу по труду, занятости и социальной защите по месту жительства инвалида, где они приобщаются к другим имеющимся документам, необходимым для назначения пенсии по инвалидности.
Датой окончания медико-социальной экспертизы является дата вынесения заключения, однако инвалидность устанавливается с момента регистрации направления (со всеми необходимыми документами) при условии, что с момента его регистрации и до момента принятия решения МРЭК прошло не более 60 дней.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ... виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская функция — ...
Гражданину, признанному инвалидом, выдается удостоверение инвалида (установленного образца), подтверждающее факт инвалидности, которое указывает на группу и причину инвалидности, а также данные о переосвидетельствовании. Важную роль в социальном обеспечении инвалидов занимает принимаемая МРЭК индивидуальная программа реабилитации, в которой предусматривается преемственность ранее проведенных медико-социальных мер, рассматривается вопрос о нуждаемости в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, предоставление социально- бытовых услуг105.
В зависимости от установленной группы инвалидности и иных факторов инвалиду через определенное время необходимо прохождение переосвидетельствования.
Инвалидам I группы необходимо прохождение переосвидетельствования через 2 года с момента установления инвалидности, а инвалидам II и III групп — один раз в год. После проведения переосвидетельствования возможно признание отсутствия у гражданина инвалидности, изменение группы или причины инвалидности. Устанавливается инвалидность до первого числа месяца, следующего за тем, на который назначено переосвидетельствование, и после наступления этого срока гражданин обязан пройти переосвидетельствование. Если лицо в установленные сроки не проходит переосвидетельствования, то выплата пенсии такому гражданину приостанавливается (т.е. непрохождение гражданином переосвидетельствования влечет юридические последствия).
Следует отметить, что для некоторых категорий граждан инвалидность устанавливается бессрочно (например, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет) или на более длительный срок (например, лицам, полностью или частично утратившим трудоспособность вследствие катастрофы на ЧАЭС).
Для прохождения переосвидетельствования гражданину необходимо предоставить письменное заявление, а также направление, оформляемое не позднее 14 дней до истечения срока действия заключения МРЭК. Пройти переосвидетельствование необходимо не позднее 30 дней после истечения срока действия заключения МРЭК, а процедура осуществления переосвидетельствования идентична процедуре освидетельствования при проведении МСЭ.
Законодательством предусматривается возможность проведения досрочного переосвидетельствования, однако не ранее чем за 30 дней до истечения срока действия предыдущего заключения комиссии. Основанием для такого переосвидетельствования является изменение степени ограничения жизнедеятельности. Если оснований для переосвидетельствования не имеется, то ВКК вправе отказать в предоставлении направления. Также досрочное переосвидетельствование возможно по определению суда, если будет выяснена необоснованность вынесения заключения МРЭК на основании подложных документов. Выяснено, что заключение МРЭК было вынесено необоснованно или при наличии подложных документов.
Лицо, не согласное с принятым МРЭК решением, вправе обжаловать такое заключение.
Решение специализированных и межрайонных (районных и городских) МРЭК может быть обжаловано в течение 30 дней в центральную либо в ту же комиссию, которой проводилась МСЭ. Если решение обжалуется в комиссию, проводившую экспертизу, то в течение трех дней с момента регистрации жалобы все необходимые документы должны быть направлены в центральную комиссию. Центральная комиссия в течение 30 дней с момента регистрации документов должна принять решение по жалобе, проведя медико-социальную экспертизу. В случае обжалования решения центральной комиссии главный врач поручает проведение медико-социальной экспертизы другому составу врачей-экспертов. Больной также вправе обжаловать решение МРЭК в судебном порядке.
89 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25.10.2007 г. № 97 (в ред. от 21.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 274. — 8/17387.
90 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25.10.2007 г. № 97 (в ред. от 21.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 274. — 8/17387.
91 Зуева, Р.А. Правовые основы медико-социальной экспертизы: учеб.для спец. проф. образования / Р.А. Зуева. — М. : Мастерство, 2001. — 208 с.
92 Наймушин, С.В. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов: дис. . канд. юрид. наук / С.В. Наймушин. — Екатеринбург, 2002. — 233 с.
93 Основы медико-социальной экспертизы / отв. ред. Д.И. Лаврова. — М.: Медицина, 2005. — 448 с.
94 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25.10.2007 г. № 97 (в ред. от 21.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 274. — 8/17387.
95 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь от 29.09.2008 г., № 138/276 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 279. — 8/19797.
96 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь от 29.09.2008 г., № 138/276 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 279. — 8/19797.
97 По организации и проведению медицинских осмотров работников, применение списка профессиональных заболеваний: Инструкция Министерства здравоохраненияРесп. Беларусь от 19.07.2001 г., № 98-0701.
98 По организации и проведению медицинских осмотров работников, применение списка профессиональных заболеваний: Инструкция Министерства здравоохраненияРесп. Беларусь от 19.07.2001 г., № 98-0701.
99 Смычек, В. С. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / В.С. Смычек [и др.]. — Минск: Юнипак, 2005. — 420 с.
100 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь от 29.09.2008 г., № 138/276 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 279. — 8/19797.
101 Смычек, В. С. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / В.С. Смычек [и др.]. — Минск: Юнипак, 2005. — 420 с.
102 Мартинковский, Б.И. Врачебная экспертиза трудоспособности / Б.И. Мартинковский. — М., 1952. — 279 с.
103 Зуева, Р.А. Правовые основы медико-социальной экспертизы: учеб.для спец. проф. образования / Р.А. Зуева. — М.: Мастерство, 2001. — 208 с.
104 Врачебно-трудовая экспертиза на современном этапе: сб. науч. трудов / ЦИЭТИН, редкол.: Т.А. Сивиха (отв. ред.) [и др.]. — М., 1980. — 106 с.
105 Ерш, И.Р. Медико-социальная экспертиза (общие вопросы) / И.Р. Ерш. -Гродно, 2000. — 72 с.