Понятие инвалидности и порядок ее установления

Законодательством установ­лены условия, необходимые для признания лица инвалидом. Первое из них — нарушение здоровья, второе — ограничение жизнедеятель­ности и третье — нуждаемость в социальной защите. Наличие только одного из данных условий не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом89. Все условия тесно взаимосвяза­ны, и для признания лица инвалидом необходима их совокупность.

Инвалидность представляет собой недостаточность, обуслов­ленную нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатоми­ческим дефектом), со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты90. Гражданин, у которого установлено наруше­ние жизнедеятельности вследствие наличия физических или умствен­ных недостатков, влекущее необходимость в социальной помощи и защите, является инвалидом.

Необходимы следующие условия для признания гражданина инвалидом. Первым из них является нарушение здоровья человека, представляющее собой физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психо­логической, физиологической, анатомической структуры и (или) функций организма человека91. Нарушение здоровья может воз­никнуть вследствие заболевания человека, наследственности, полу­чения им травм, увечий и иных фактов.

Обязательным условием признания лица инвалидом является неустранимость нарушения здоровья, подтверждением чего может выступать потребность в длительных сроках, необходимых для устра­нения возникших нарушений92. Нарушение здоровья лица должно приобрести устойчивый характер с минимумом шансов на выздо­ровление. На вероятность возникновения у гражданина инвалидно­сти вследствие полученного им увечья (травмы) оказывают влия­ние биологические и социальные факторы, которые необходимо рассматривать во взаимодействии. Биологические факторы, буду­чи случайными по отношению к болезни и инвалидности как ее социальному последствию, могут лишь обусловить возможность возникновения инвалидности, социальные факторы, среда, воздей­ствующие на биологическое начало, являются закономерно опре­деляющими возникновение болезни и инвалидности как новой ка­чественной определенности93.

Ограничение жизнедеятельности является следующим необхо­димым условием признания лица инвалидом и учитывается в соответ­ствии со следующими критериями: способность к передвижению, самообслуживанию, ориентации, контролю своего поведения, обще­нию, обучению, занятию (выполнению) трудовой деятельности.

4 стр., 1570 слов

Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность

... инвалидов; - определить профессиональную реабилитацию инвалидов как функцию социального учреждения. Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность Реабилитация инвалидов ... и не причиняющей вреда здоровью. Базируется социальная ориентация «молодых» инвалидов на сочетании медицинского, ... к обучению молодых инвалидов с учетом характера и степени нарушений; разнообразие организационных ...

Ограничение жизнедеятельности подразделяется на пять фун­кциональных классов (ФК). Первая группа ФК-0, которая соответ­ствует степени ограничения жизнедеятельности в 0 %, то есть лег­кая степень выраженности нарушения функции организма. Вторая группа ФК-1 соответствует 1-25 %, умеренному ограничению жиз­недеятельности, третья ФК-2 26-50 %, иначе выраженное ограни­чение, ФК-3 51-75 %, и пятая ФК-4, соответствующая 76-100 %, что соответствует резкому ограничению жизнедеятельности граж­данина. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности устанавливается та или иная группа инвалидности. Принятие решения об установлении определенной группы инвалидности зависит от ог­раничения жизнедеятельности, которое создает невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обыч­ном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и при­водит к социальной недостаточности.

Установление гражданину ограничения жизнедеятельности по ФК-0 или ФК-1 не дает права на установление такому лицу инвалид­ности. Установление умеренного нарушения жизнедеятельности позволяет признать лицо инвалидом третьей группы. Выраженному ограничению жизнедеятельности соответствует вторая группа инва­лидности. Наиболее тяжелой группой инвалидности является первая, которая устанавливается при резком ограничении жизнедеятельно­сти, что соответствует ФК-4. Данная группа инвалидности устанав­ливается при таком нарушении функций организма гражданина, при котором инвалид является полностью нетрудоспособным, не может себя обслуживать и нуждается в постоянном уходе94.

Необходимость в мерах социальной защиты появляется при наличии ограничения жизнедеятельности определенного уровня (ФК-2, ФК-3 и ФК-4).

Принимаемое МРЭК решение о признании (либо отказе в при­знании) гражданина инвалидом и установлении ему определенной группы и причины инвалидности имеют важное правовое значение, так как именно от них зависит право предоставления гражданину пенсии по инвалидности и ее размер.

Порядок установления инвалидности. Установление груп­пы и причины инвалидности относится к компетенции медико-реаби­литационных экспертных комиссий (МРЭК), которые являются государственными медицинскими учреждениями здравоохранения, осу­ществляющими свою деятельность в соответствии с законодатель­ством республики.

Правом установления инвалидности наделены только государ­ственные учреждения МРЭК, что позволяет устанавливать гражда­нам группу инвалидности, наиболее объективно и эффективно про­водить медицинскую экспертизу инвалидности.

Установление инвалидности является необходимым условием назначения пенсии по инвалидности.

Комиссии МРЭК создаются в каждой области республики, а также в городе Минске. МРЭК имеют определенную структуру, включающую в себя межрайонные (районные и городские), специ­ализированные и центральные комиссии, а также кабинеты медико-профессиональной реабилитации. Система комиссий такова, что на 4 межрайонные (районные и городские) или специализированные МРЭК создается одна центральная комиссия. Межрайонные (рай­онные и городские) и специализированные МРЭК должны быть со­зданы на каждые 90 тысяч человек, при условии проведения в год не более 2000 освидетельствований. Такая структура позволяет граж­данам реализовать свое право обращения в МРЭК своевременно и в полном объеме. Для осуществления комиссией своей деятельно­сти необходимо получение лицензии.

11 стр., 5441 слов

Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности населения

... 9. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий 10. Критерии установления групп инвалидности 11. Понятие реабилитации и ... 3. Условия признания гражданина инвалидом 4. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу 5. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина 6. Порядок переосвидетельствования ...

Любой из видов комиссий вправе проводить медико-социальную экспертизу (МСЭ) установления инвалидности. Специализированные комиссии в отличие от межрайонных (районных и городских) комиссий, проводящих экспертизу по различным заболеваниям, проводят МСЭ граждан по заболеваниям, наиболее распространенным в той или иной местности95. Большинство МСЭ проводится межрайонны­ми (районными и городскими) комиссиями, а центральными — в слож­ных экспертных случаях. Если больной не согласен с решением межрайонной или специализированной МРЭК, то по направлению этих комиссий освидетельствование проводится центральной комис­сией. Центральные комиссии контролируют проведение экспертизы межрайонными и специализированными МРЭК. Следует отметить, что к компетенции МРЭК относится не только проведение МСЭ, но также проведение учета и структуры инвалидности, предоставление разъяснений по вопросам экспертизы и разрешение других вопро­сов. Комиссия, проводившая экспертизу, должна принять решение о трудовых рекомендациях для инвалидов и в случае необходимос­ти предоставлять разъяснения по проведенной экспертизе.

МРЭК является коллегиальным органом и должна принимать решения в процессе коллегиального обсуждения результатов экс­пертизы всеми врачами комиссии. Экспертиза проводится в составе трех врачей-экспертов, один из которых является председателем. Каждый врач является экспертом в своей сфере. Вместе с постоян­ным составом в работе МРЭК с правом совещательного голоса могут привлекаться врачи-специалисты, представители органов по труду, занятости и социальной защите, страховых и иных организаций96.

Решение о признании либо отказе в признании гражданина ин­валидом принимается МРЭК в процессе проведения МСЭ. МСЭ представляет собой исследование врачами больного с последую­щим установлением (либо отказе в установлении) ему инвалиднос­ти, что приводит к необходимости социальной защиты такого граж­данина. МСЭ можно рассматривать как практическую деятельность.

Проведение МСЭ возможно при наличии определенных осно­ваний, среди которых важное место занимает наличие направления, выдаваемого врачебно-консультативными комиссиями (ВКК) орга­низаций здравоохранения, оказывающих медпомощь гражданам.

Выдаче направления на экспертизу предшествует проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, а так­же наличие данных, подтверждающих стойкое нарушение функ­ций организма, обусловленное заболеванием, последствием трав­мы или дефектом и приведшее к ограничению жизнедеятельнос­ти. Направление на МСЭ надлежащим образом оформляется с указанием анамнеза, данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем, сте­пени выраженности ограничений жизнедеятельности, а также ре­зультатов проведенных диагностических, лечебных и реабилитаци­онных мероприятий97.

В соответствии с действующим законодательством направление гражданина на экспертизу должно преследовать определенные цели:

11 стр., 5194 слов

Проект мероприятий по совершенствованию предоставления медицинских ...

... является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и ... организации прохождения диспансеризации, проведении медико-социальной экспертизы, госпитализации проживающих в учреждениях здравоохранения и ... досуга проживающих, проведение совместного с органами социальной защиты населения, органов местного самоуправления и учреждениями ...

1) определение у гражданина степени нарушения функций ор­ганов и систем, степени ограничения жизнедеятельности, клинико-трудового прогноза, реабилитационного потенциала, установление инвалидности с вынесением заключения МРЭК по форме, утверж­даемой Министерством здравоохранения;

2) определение конкретных объемов, видов и сроков проведе­ния реабилитационных мероприятий и формирования индивидуаль­ной программы реабилитации инвалида, либо программы реабили­тации потерпевшего в результате несчастного случая на производ­стве или профессионального заболевания, вынесение заключения для организации здравоохранения по месту жительства инвалида о формировании индивидуальной программы реабилитации. В исклю­чительных случаях гражданин может быть направлен в МРЭК для дачи консультаций.

Также для проведения экспертизы требуется письменное заяв­ление инвалида (или его законного представителя).

Вместе с на­правлением и заявлением больного в комиссию должны быть пре­доставлены документы, подтверждающие нарушение функций орга­низма человека, влекущее ограничение жизнедеятельности. Комис­сией могут быть затребованы иные документы, необходимые для решения вопросов медико-социальной экспертизы.

МСЭ должна быть проведена в течение 30 дней с момента регистрации в МРЭК всех необходимых документов. МРЭК несут ответственность за своевременность и качество проведения МСЭ.

Законодательством Республики Беларусь определены условия, необходимые для признания гражданина инвалидом:

— нарушение здоровья;

— ограничение жизнедеятельности;

— необходимости в мерах социальной защиты.

Наличие только одного из вышеуказанных пунктов не является основанием для признания гражданина инвалидом98.

Проведение МСЭ связано с осуществлением комплексной оцен­ки состояния здоровья больного, с использованием классификации основных видов нарушений функций и основных критериев жизнедеятельности (например, трудоспособности).

МСЭ может быть проведена по месту нахождения МРЭК, а также по месту жительства гражданина Республики Беларусь; в организации здравоохранения, которая оказывает больному меди­цинскую помощь; в стационарных учреждениях социального обслу­живания. Законодательством предусматривается возможность про­ведения заочного освидетельствования.

Процедуру проведения экспертизы можно подразделить на несколько этапов. Начинается проведение медико-социальной экс­пертизы с изучения врачами-экспертами МРЭК документов, предо­ставленных при регистрации направления в МРЭК. Благодаря иссле­дованию документов эксперты получают сведения об истории забо­левания, диагнозе, мерах, которые принимались для лечения забо­левания гражданина, а также сведения о том, насколько достаточны меры, принятые для ликвидации последствий несчастного случая, а также информацию о социально-бытовых, профессионально-тру­довых, психологических и иных данных. Принимаемое экспертное решение должно основываться на комплексе медицинских и соци­альных критериев99. Представление о причинах, приведших к огра­ничению жизнедеятельности, о степени нарушения органов, систе­мы организма, граждане получают после изучения документов.

23 стр., 11130 слов

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

... с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, ... первой главе «Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» идет речь о научных концепциях социальной реабилитации. Раскрывается содержание понятий ...

В случае необходимости МРЭК вправе требовать от органов государственного управления, местных исполнительных и распоря­дительных органов, организаций здравоохранения и иных организа­ций предоставления иных документов, необходимых для проведе­ния экспертизы100.

На данной стадии экспертами МРЭК осуществляется опрос боль­ного, направленного на МСЭ. Опрос больного должен быть органи­зован правильно и логически обоснованно101. К полученным в ре­зультате опроса гражданина результатам необходимо относиться внимательно, но критически, что связано с невозможностью каждого больного объективно описать свое самочувствие (жалобы граждани­на зачастую субъективны и не всегда соответствуют действительнос­ти).

Следует помнить, что по различным мотивам (например, для установления факта инвалидности) лицо может умышленно искажать информацию о состоянии своего здоровья. С целью исключения воз­можных ошибок врачи-эксперты вправе задавать гражданину уточня­ющие вопросы. Полученная в ходе опроса информация оценивается, анализируется и обязательно сопоставляется с данными документов и с обнаруженными в последующем объективными изменениями в организме гражданина. Объективно оправданные жалобы больного должны быть правильно квалифицированы102.

После изучения всех предоставленных документов и опроса больного начинается второй этап проведения медико-социальной экспертизы, заключающийся в обследовании организма лица, на­правленного на экспертизу. Целью такого обследования является проверка функционального состояния нервной системы, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и т.д., что позволяет наиболее полно составить представление о течении заболевания, приведшего к ограничению жизнедеятельности103.

Для проведения объективной экспертизы необходимо осуще­ствление комплексного обследования организма человека с учетом различных данных (например, социально-бытовых условий) и при­менением классификации различных нарушений функций основных критериев жизнедеятельности (например, трудоспособности).

Не­обходимость комплексного изучения связана с тем, что нарушение функций одного органа может привести к нарушению функций дру­гих, что нужно учитывать при решении вопросов об установлении инвалидности.

Соответственно комплексное и всестороннее обследование больного в экспертной комиссии при одновременном использова­нии данных клинического и лабораторного обследования, с кото­рым больной явился на комиссию из лечебного учреждения, позво­ляет экспертам составить представление о функциональном состоя­нии нервной системы, внутренних органов, мускулатуры, опорно-двигательного аппарата.

Важную роль в принятии комиссией решения занимает поня­тие жизнедеятельности (степень ее ограничения).

Эксперты, осу­ществляя обследование гражданина, не вправе отдавать предпочте­ния только одному критерию жизнедеятельности, а должны их ис­следовать в комплексе, во взаимосвязи критериев друг с другом. Охарактеризуем каждый из критериев жизнедеятельности, так как характеристика жизнедеятельности требует специальной оценки по каждому ее критерию. Основными критериями жизнедеятельности в Республике Беларусь являются способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к контролю своего поведения, к обучению и трудовой деятельности.

12 стр., 5786 слов

Инвалидность вследствие травм как медико-социальная проблема

... и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность). Инвалидность представляет собой глобальный мировой процесс, в разной степени характерный ... пенсию, гораздо важнее дать им возможность реализовать себя, найти работу, включиться в общественные отношения. Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь ...

Первым критерием является способность к самообслужи­ванию, связанная с возможностью граждан самостоятельно справ­ляться с основными физиологическими потребностями, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной ги­гиены. Данная способность человека позволяет ему вести эффек­тивное и независимое (в зависимости от возраста) существование в окружающей среде. Степень ограничения данного критерия зави­сит от нуждаемости гражданина в дополнительной помощи и уходе, временных интервалов, через которые возникает нуждаемость в посторонней помощи, возможности коррекции нарушенных способ­ностей (например, с помощью лекарственных средств, технических или иных вспомогательных средств), соответствия возрастным нор­мам развития навыков самообслуживания.

Способность к самостоятельному передвижению обеспе­чивает возможность гражданину самостоятельно передвигаться (пол­зать, ходить, бегать, преодолевать препятствия, сохранять равнове­сие тела, удерживать позу, пользоваться личным и общественным транспортом) в своем окружении в рамках выполняемой бытовой или ведущей возрастной деятельности. Данная способность обеспе­чивает возможность быстрого и адекватного модифицирования сво­их действий. Параметрами оценки являются расстояние, на которое гражданин может передвигаться, характер и темп передвижения, возможность больного самостоятельно пользоваться транспортом. Оценивается степень ограничения критерия возможностью гражда­нина эффективно использовать технические и иные вспомогатель­ные средства, направленные на компенсацию нарушений передви­жения и развития адекватного (у детей в соответствии с возрастом) уровня двигательной активности, а также возможностью самостоя­тельного выполнения основных двигательных навыков и их развития с учетом качественных и количественных возрастных норм.

Способность к ориентации представляет собой способность гражданина самостоятельно воспринимать и анализировать окружа­ющую действительность (место, пространство, время, личность) с помощью центральной нервной системы, зрения, а также слуха. Оценивается данный критерий через способность больного разли­чать зрительные образы людей и предметов на увеличивающемся расстоянии и в разных условиях (в зависимости от наличия или отсут­ствия помех, знакомства с обстановкой), возможность компенса­ции ограничения жизнедеятельности техническими и иными вспомо­гательными средствами. Параметрами оценки данного критерия жизнедеятельности являются способность гражданина различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии помех и степень компенсации нарушения слухового восприятия уст­ной речи другими ее способами (письмо, невербальные формы).

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых; улучшение способностей к самопомощи, что ... Людям пожилого возраста присущи различные психофизиологические изменения. Снижение функциональных возможностей при старении проявляется, прежде всего, в уменьшении приспособляемости (адаптации) ...

При оценке ограничения необходимо учитывать возможность граж­данина к выделению внешних по отношению к собственной личности пространственных, временных и средовых ориентиров, необходи­мость использования технических и иных вспомогательных средств и помощи других лиц в разных видах повседневной деятельности (в быту, в учебе, на производстве) и соответствие возрастным нор­мам развития систем ориентации ребенка.

Благодаря способности к общению гражданин имеет воз­можность устанавливать контакты с другими членами общества и поддерживать привычные взаимоотношения путем восприятия, пе­реработки и воспроизведения информации. Для общения челове­ком используется устная речь, чтение, письмо и невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметрами оценки данного критерия жиз­недеятельности выступает круг лиц, с которыми больной поддер­живает контакты, нуждаемость гражданина в помощи других лиц при общении, а также возможность и эффективность использова­ния средств компенсации (технические и иные вспомогательные сред­ства и методики) для достижения соответствующего уровня обще­ния и его дальнейшего развития, соответствие общения и его ком­понентов возрастным нормам развития ребенка, нуждаемость в пребывании в условиях специального учреждения образования или организации здравоохранения для обеспечения формирования на­выков общения.

Способность контролировать свое поведение представ­ляет собой способность человека осознавать себя и вести себя адек­ватно в соответствии с морально-этическими и социально-правовы­ми нормами среды обитания. Оценивается данный параметр через соблюдение лицом установленных общественных норм, возмож­ность человека осознавать себя, идентифицировать людей и объек­ты. Понимание взаимоотношений между людьми, восприятие, ин­терпретация и адекватность реагирования на традиционные и нео­бычные ситуации, соблюдение личной безопасности и личной чис­топлотности, длительность и стойкость нарушения контроля за сво­им поведением также относятся к параметрам оценки способности гражданина к контролю своего поведения. Как и с предыдущими критериями, возможность компенсации лекарственными средства­ми дефекта поведения, возможность самокоррекции или коррек­ции при помощи других лиц являются важными составляющими при решении вопроса о степени ограничения критерия жизнедеятельно­сти. Возраст человека также играет большую роль при разрешении вопросов ограничения критерия.

Способность к обучению является способностью человека к восприятию, осмыслению, накапливанию и воспроизведению инфор­мации и знаний (общеобразовательных, специальных, профессио­нальных), а также к овладению навыками и умениями (профессио­нальными, социальными, культурными, бытовыми), выполнению необходимых практических действий лицом. Параметрами оценки данного критерия являются длительность и устойчивость интереса к познавательным видам деятельности; возможность получения образования в соответствии с требованиями образовательных стандар­тов; нуждаемость в специальных условиях (технические и иные вспо­могательные средства, специальные учебные программы и методи­ки обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптиро­ванная среда жизнедеятельности и иное); уровень психолого-педа­гогического развития и его соответствие возрастным нормам у де­тей; способность посещения детских организованных коллективов.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...

Одним из наиболее важных критериев жизнедеятельности явля­ется способность гражданина к трудовой деятельности. Данный критерий жизнедеятельности представляет собой совокупность фи­зических, психофизиологических и психологических возможностей (которые формируются в результате физического, психологическо­го и культурного развития личности), образования (общего или специального), выработки трудовых навыков и мастерства, необходи­мых и достаточных для качественного выполнения любого (в том чис­ле неквалифицированного) труда (выполненного обычным способом, в обычном объеме и обычных условиях).

К данному критерию жиз­недеятельности относится способность выполнять обычную для чело­века роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, обра­зования), способность к самостоятельному проживанию, установле­нию социальных связей, поддержанию экономической независимос­ти. Параметрами оценки способности гражданина к трудовой дея­тельности выступает уровень образования, обеспечивающий доступ­ность работы; соответствие состояния здоровья лица требованиям, предъявляемым профессией (должностью); возможность осуществ­лять трудовую деятельность в полном объеме, полный рабочий день, полную рабочую неделю с выполнением норм выработки (услуг); возможность трудовой деятельности в другой профессии (должнос­ти), равной по квалификации прежней; возможность воспроизведе­ния специальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Степень ограничения жизнедеятельности учитывается по четы­рем функциональным классам, которые оказывают влияние на ус­танавливаемую группу инвалидности. Завершающей стадией прове­дения медико-социальной экспертизы является коллегиальное об­суждение врачами-экспертами МРЭК данных, полученных в резуль­тате первых двух стадий. Последний этап экспертизы предусматри­вает анализ и полный синтез всех полученных при экспертном об­следовании данных, вынесение решения о состоянии жизнедеятель­ности (группе, причине инвалидности, сроке переосвидетельствова­ния, рекомендациях показанных или доступных работ, необходимо­сти переобучения, переквалификации)104.

Решение принимается большинством голосов врачей-экспер­тов, проводивших экспертизу. При равенстве голосов решающим будет голос председателя МРЭК. Принимаемое комиссией реше­ние должно быть индивидуально при проведении каждой МСЭ, ос­новываясь на знаниях врачей-экспертов. Решение комиссии в при­сутствии всех врачей, проводивших экспертизу, устно объявляется гражданину, и в случае необходимости даются разъяснения по воп­росам проведенной экспертизы.

В результате проведенной экспертизы составляется акт осви­детельствования, подписываемый председателем и всеми врачами комиссии, проводящими обследование гражданина. В акт освидетельствования заносятся или приобщаются заключения консультан­тов (врачей-специалистов), документы и основные сведения, на ос­нове которых принималось решение. Заверяется принятый акт печа­тью МРЭК. Принятый акт предоставляется гражданину (его закон­ному представителю) и органу по труду, занятости и социальной защите по месту жительства инвалида, где они приобщаются к дру­гим имеющимся документам, необходимым для назначения пенсии по инвалидности.

Датой окончания медико-социальной экспертизы является дата вынесения заключения, однако инвалидность устанавливается с мо­мента регистрации направления (со всеми необходимыми документами) при условии, что с момента его регистрации и до момента принятия решения МРЭК прошло не более 60 дней.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ... виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская функция — ...

Гражданину, признанному инвалидом, выдается удостоверение инвалида (установленного образца), подтверждающее факт инвалид­ности, которое указывает на группу и причину инвалидности, а также данные о переосвидетельствовании. Важную роль в социальном обес­печении инвалидов занимает принимаемая МРЭК индивидуальная про­грамма реабилитации, в которой предусматривается преемственность ранее проведенных медико-социальных мер, рассматривается воп­рос о нуждаемости в медицинской, профессиональной и социаль­ной реабилитации, предоставление социально- бытовых услуг105.

В зависимости от установленной группы инвалидности и иных факторов инвалиду через определенное время необходимо про­хождение переосвидетельствования.

Инвалидам I группы необходимо прохождение переосвидетель­ствования через 2 года с момента установления инвалидности, а инвалидам II и III групп — один раз в год. После проведения переосвидетельствования возможно признание отсутствия у гражданина инвалидности, изменение группы или причины инвалидности. Уста­навливается инвалидность до первого числа месяца, следующего за тем, на который назначено переосвидетельствование, и после на­ступления этого срока гражданин обязан пройти переосвидетель­ствование. Если лицо в установленные сроки не проходит переосви­детельствования, то выплата пенсии такому гражданину приостанав­ливается (т.е. непрохождение гражданином переосвидетельствова­ния влечет юридические последствия).

Следует отметить, что для некоторых категорий граждан инва­лидность устанавливается бессрочно (например, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет) или на более длительный срок (например, лицам, полностью или частично утратившим трудоспо­собность вследствие катастрофы на ЧАЭС).

Для прохождения переосвидетельствования гражданину необ­ходимо предоставить письменное заявление, а также направление, оформляемое не позднее 14 дней до истечения срока действия заключения МРЭК. Пройти переосвидетельствование необходимо не позднее 30 дней после истечения срока действия заключения МРЭК, а процедура осуществления переосвидетельствования идентична процедуре освидетельствования при проведении МСЭ.

Законодательством предусматривается возможность проведе­ния досрочного переосвидетельствования, однако не ранее чем за 30 дней до истечения срока действия предыдущего заключения ко­миссии. Основанием для такого переосвидетельствования является изменение степени ограничения жизнедеятельности. Если основа­ний для переосвидетельствования не имеется, то ВКК вправе отка­зать в предоставлении направления. Также досрочное переосвиде­тельствование возможно по определению суда, если будет выясне­на необоснованность вынесения заключения МРЭК на основании подложных документов. Выяснено, что заключение МРЭК было вы­несено необоснованно или при наличии подложных документов.

Лицо, не согласное с принятым МРЭК решением, вправе об­жаловать такое заключение.

Решение специализированных и межрайонных (районных и го­родских) МРЭК может быть обжаловано в течение 30 дней в цент­ральную либо в ту же комиссию, которой проводилась МСЭ. Если решение обжалуется в комиссию, проводившую экспертизу, то в течение трех дней с момента регистрации жалобы все необходи­мые документы должны быть направлены в центральную комис­сию. Центральная комиссия в течение 30 дней с момента регистра­ции документов должна принять решение по жалобе, проведя медико-социальную экспертизу. В случае обжалования решения цент­ральной комиссии главный врач поручает проведение медико-соци­альной экспертизы другому составу врачей-экспертов. Больной так­же вправе обжаловать решение МРЭК в судебном порядке.

 

 

89 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25.10.2007 г. № 97 (в ред. от 21.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 274. — 8/17387.

90 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25.10.2007 г. № 97 (в ред. от 21.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 274. — 8/17387.

91 Зуева, Р.А. Правовые основы медико-социальной экспертизы: учеб.для спец. проф. образования / Р.А. Зуева. — М. : Мастерство, 2001. — 208 с.

92 Наймушин, С.В. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов: дис. . канд. юрид. наук / С.В. Наймушин. — Екатеринбург, 2002. — 233 с.

93 Основы медико-социальной экспертизы / отв. ред. Д.И. Лаврова. — М.: Медицина, 2005. — 448 с.

94 Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получе­ние социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25.10.2007 г. № 97 (в ред. от 21.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 274. — 8/17387.

95 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь от 29.09.2008 г., № 138/276 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 279. — 8/19797.

96 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь от 29.09.2008 г., № 138/276 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 279. — 8/19797.

97 По организации и проведению медицинских осмотров работников, приме­нение списка профессиональных заболеваний: Инструкция Министерства здравоох­раненияРесп. Беларусь от 19.07.2001 г., № 98-0701.

98 По организации и проведению медицинских осмотров работников, применение списка профессиональных заболеваний: Инструкция Министерства здравоохраненияРесп. Беларусь от 19.07.2001 г., № 98-0701.

99 Смычек, В. С. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / В.С. Смычек [и др.]. — Минск: Юнипак, 2005. — 420 с.

100 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, Министерства внутренних дел Респ. Беларусь от 29.09.2008 г., № 138/276 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 279. — 8/19797.

101 Смычек, В. С. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / В.С. Смычек [и др.]. — Минск: Юнипак, 2005. — 420 с.

102 Мартинковский, Б.И. Врачебная экспертиза трудоспособности / Б.И. Мартинковский. — М., 1952. — 279 с.

103 Зуева, Р.А. Правовые основы медико-социальной экспертизы: учеб.для спец. проф. образования / Р.А. Зуева. — М.: Мастерство, 2001. — 208 с.

104 Врачебно-трудовая экспертиза на современном этапе: сб. науч. трудов / ЦИЭТИН, редкол.: Т.А. Сивиха (отв. ред.) [и др.]. — М., 1980. — 106 с.

105 Ерш, И.Р. Медико-социальная экспертиза (общие вопросы) / И.Р. Ерш. -Гродно, 2000. — 72 с.