Методика преподавания психологии 3

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Гольцова (Смирнова) Наталья Викторовна

(экзамен + контрольная работа)

2023.04.2009

Экзамен: 2 вопроса теоретических

1 вопрос практический (практические задания необходимо! выполнить, т.к. основой практического вопроса в билете является именно это выполненное задание).

Требования к оформлению конспекта!

Литература: п. 8.4. – проанализировать программу по предмету!

Учебники (основные):

  1. Ляудис В.Я. «Методика преподавания психологии».

  1. Карандашев В.Н. «Методика преподавания психологии».

  1. Бадмаев Б.Ц. «Методика преподавания психологии».

«Как изучить и освоить психологию».

  1. «Психология и педагогика высшей школы».

Дополнительная литература (в периодике): статьи на тему методики преподавания психологии.

Контрольная работа:

  1. Конспект одного урока (либо в начальной, либо в средней школе, либо в старших классах школы).
  2. Один конспект лекции по психологии.
  3. Один конспект семинарского или практического занятия по той же теме, что и конспект лекции (лекция из п.2).

Тему лекции (для контрольной работы), уровень подготовки слушателей (студенты, школьники и т.д.) определяем самостоятельно.

2023.04.2009

Тема: ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Данная тема хорошо изложена В.Н.Карандашевым.

Методика преподавания психологии в ВУЗе и методика преподавания психологии в школе шла несколько различными путями.

23 стр., 11319 слов

Психология делового общения Конспект лекций Электронный образовательный ресурс

... Шахты 2013 Лекция 1. Предмет и задачи психологии делового общения. ПЛАН Предмет, принципы и категории психологии делового общения. Теоретические предпосылки становления психологии делового общения. ... и подчиненными, партнерами, конкурентами. Основная категория данной учебной дисциплины - «психология личности», включающая знания об источниках ее психической активности, индивидуально-психологических ...

Философия толкование текстов Сократовские беседы (зачатки диалога): от слушателей требовалась активность в воспроизведении текстов, но не в толковании.

В различные периоды преподавание философии и логики то запрещалось, то вновь разрешалось.

(МГУ – Москва)

В конце XIX в. Грот (философ, психолог) ввёл форму семинарского занятия. На этих занятиях студенты описывали свои мысли. Практические занятия начались с открытием лабораторий.

МГУ – Челпанов (1905-19 ) – впервые создал систему подготовки психологов (план, принципы, программы подготовки психологов).

Чепанов попытался разграничить следующее: в рамках какого курса каким должно быть его наполнение, т. е. систематизировал планы и программы.

После 1936 г. – наблюдался некоторый «застой» («О педологических извращениях в системе Наркомпросов»).

После ВОВ преподавание психологии в ВУЗах было на низком уровне. До 60-х гг. не было подготовки психологов и кадров высшей школы.

После 1963 г. – психология была признана как отрасль науки.

Психологические школы:

1 МГУ (факультет психологии) – Леонтьев А.Н. (деятельностный подход)

Леонтьев А.А. (сын) – (психолингвистика)

Леонтьев Д.А. (внук) – сейчас работает в МГУ.

2

поставщики высококвалифицированных педагогов – преподавателей психологии

) Санкт-Петербург (факультет психологии)

т.е. Ленинградская школа.

3) Киев (факультет психологии).

4) в Грузии.

В Беларуси (после 1970-х гг.)

До 90-х гг. (воспитатель-преподаватель психологии) в основном готовились преподаватели психологии, но не психологи.

После 90-х гг. ситуация изменилась: началось интенсивное образование (открытие психологических факультетов, курсы переподготовки на базе высшего образования).

Подготовка психологом приобрела массовый характер.

В настоящее время в данном вопросе существует тенденция к ужесточению требований, упорядочению процесса получения психологического образования: РИВШ, РИПО. (БГУ – военная психология).

Однако в рамках Академии Наук в Беларуси до сих пор нет Института психологии.

Преподавание психологии в школе

С 1804-1819 гг. в школе преподавание психологии вели учителя философии или логики.

Бесконечно чередовалось то преподавание психологии, то отмена преподавания. В 1906, 1912 г. было принято решение, что психология может быть, но не является основным предметом.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и ... преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт ...

Челпанов доказывал, что школьники способны воспринимать тот материал, который им даётся, и глубже понять себя.

В 1916 г. в очередной раз запретили преподавание психологии в целом.

В 1946 г. психология появилась вновь. Ввели в школьную программу в 9-10 классах, но! не хватало учебников и преподавателей.

Однако это период можно считать продуктивным, т.к. начали создавать учебники, которые потом использовали в ВУЗах.

1952 г. – всё прекратилось (только в некоторых школах психология осталась как факультатив).

В80-х гг. – всплеск «О подготовке молодых людей к семейной жизни» (как факультатив, который вели преподаватели этики и эстетики), т.е. уровень знаний был низок.

Сегодня в школах – факультативы. Их «наполнение» зависит от желания специалиста и его профессионализма (можно написать Программу, а можно написать ХОРОШУЮ Программу).

Я.Л. Коломинский считает необходимым ввести преподавание психологии в школу и не только в последних классах, но и в средней и начальной школе.

ЗАДАЧИ преподавания психологии

  1. Дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии людей.

  1. Объяснить психику как важнейшее свойство человека, придающее ему особое качество в решении жизненных проблем.

  1. Раскрыть каждой психическое явление как феномен человека.

  1. Показать жизненное предназначение различных психических образований человека.

  1. Обозначить основные факторы психического развития человека и становления его личности.

  1. Охарактеризовать психические образования, представляющие собой основные структурные компоненты психики.

Тема: МЕГАТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. Массовый характер и его непрерывность. Человек должен образовывать себя всю жизнь.
  2. Значимость для индивида общественных ожиданий и норм.
  3. Ориентация образования на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.
  4. Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности.
  5. Ориентация обучения на личность учащегося. Обеспечение возможностей его самораскрытия.

На преподавание психологии накладывают отпечаток те изменения, которые происходят в самой психологии:

тенденции в психологической науке:

1) Бихевиористское направление не является ведущим, а является одним из направлений.

2) В последнее время в психологии активно развивается гуманистическое направление, но оно методологически не достаточно разработано.

3) Эклектизм (можно рассматривать несколько направлений).

4) С одной стороны идёт чёткая дифференциация психологических отраслей.

5) В последнее время английский язык становится основным для научных работ. Специалисты с высшим образованием должны иметь возможность ознакомится с научными работами на иностранном языке.

Принципы обучения психологии:

1. Обще-дидактические

2. Специальные

(или специфические)

1.1.

Пр. научности (любое знание должно соответствовать критериям научности)

2.1.

Единство эмпирического и

теоретического

знания.

1.2.

Пр. системности (в любом случае все знания должны быть системными: от простого к сложному и.т.д.)

1.3.

Пр. доступности (знания должны соответствовать возрасту)

2.2.

Единство рационального и

эмоционального.

1.4.

Пр. связи теории с практикой (больше применим для школы)

1.5.

Пр. наглядности (любые знания должны быть доступны к понима-нию (фильмы, иллюстрации, эксперименты и т.д.)

2.3.

Единство индивидуального и

общественного.

Эффект ожидания (получение не только знаний, но и решение каких-либо проблем).

Методы обучения психологии

  1. Таксономия учебных задач при изучении психологии.
  2. Классификация методов обучения психологии.
  3. Методы обучения по источнику получения знаний.

1. Таксономия учебных задач при изучении психологии

Учебная задача —

конкретизация целей обучения, необходимых для подбора соответствующих методов и приёмов

Таксономический подход был предложен в 1981г.

В применении к обучению психологии модифицирован Валентиной Яковлевной Ляудис в 1989г.

В таксономии учебных задач выделяются:

  1. Проектное управление (это опережающее управление обучением с помощью задач, которые операционализируют то содержание знаний, которое должен усвоить учащийся.

  1. Рефлексивное управление – управление, связанное с выделением и осознанием самим субъектом познания способов его мыслительной деятельности.

В таксономии учебные задачи сгруппированы в 6 групп в зависимости от когнитивных направлений:

Усложнение

1) от простого к сложному

2) предполагает простые мыслительные операции

3) предполагает сложные мыслительные операции

4) обобщение знаний

5) продуктивное

(самые сложные)

6) рефлексивные

Таксономия

«иерархия», которая упорядочивает то, в каком порядке должны следовать учебные задачи

(см. табличку)

В основе перехода от проективного (1) управления к рефлексивному (6) лежит учёт уровня усвоения материала и когнитивной сложности задач, следовательно, на необходимом уровне надо выбирать задачи 1-5 групп с постепенным увеличением доли задач 4-6 групп.

В таксономии можно выделить 3 типа проблемных ситуаций:

  1. Перцептивно-мнемические (задачи из 1-2 групп).
  2. Продуктивно-эвристические (задачи 3, 4 и частично 5 групп).
  3. Продуктивно-рефлексивные (служат для обобщения и систематизации ранее построенных способов когнитивной деятельности – задачи частично 4 и 5, а также задачи 6 групп).

2. Классификация методов обучения психологии

Метод обучения

это способ организации совместной деятельности учителя и учащегося, направленный на усвоение учащимся знаний и умений

Методы обучения можно классифицировать следующим образом:

  1. по источнику получения знаний
    1. СЛОВЕСНЫЕ (источник получения – слово устное или печатное)
      1. п

        (могут быть монологические

        и диалогические)

        исьменные словесные методы

      2. устные словесные методы

Могут в короткий срок передать большой объём информации (рассказ, беседа, дискуссия и т.д.)

Достоинства устного метода: эмоциональность, обратная связь; возможность активизировать внимание.

Письменные методы обучения: конспектирование, составление планов, составление матрицы.

  1. НАГЛЯДНЫЕ (источник – наблюдаемые процессы, предметы)

Существует 3 вида наглядности:

1. Предметная

2. Изобразительная

2.1. Художественная (фото)

2.2. Символическая (схемы)

2.3. Текстовая

3. Словесная наглядность (это описание образований в словесной

форме).

Существуют требования к наглядности.

1.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ методы (источник – практические действия):

1.3.1. Лабораторные работы.

1.3.2. Выполнение психологических диагностических заданий, (тестов).

1.3.3. Решение психологических задач.

1.3.4. Упражнения (психологические).

1.3.5. Групповые дискуссии.

1.3.6. Дидактические и деловые игры.

7