МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Гольцова (Смирнова) Наталья Викторовна
(экзамен + контрольная работа)
2023.04.2009
Экзамен: 2 вопроса теоретических
1 вопрос практический (практические задания необходимо! выполнить, т.к. основой практического вопроса в билете является именно это выполненное задание).
Требования к оформлению конспекта!
Литература: п. 8.4. – проанализировать программу по предмету!
Учебники (основные):
- Ляудис В.Я. «Методика преподавания психологии».
- Карандашев В.Н. «Методика преподавания психологии».
- Бадмаев Б.Ц. «Методика преподавания психологии».
«Как изучить и освоить психологию».
- «Психология и педагогика высшей школы».
Дополнительная литература (в периодике): статьи на тему методики преподавания психологии.
Контрольная работа:
- Конспект одного урока (либо в начальной, либо в средней школе, либо в старших классах школы).
- Один конспект лекции по психологии.
- Один конспект семинарского или практического занятия по той же теме, что и конспект лекции (лекция из п.2).
Тему лекции (для контрольной работы), уровень подготовки слушателей (студенты, школьники и т.д.) определяем самостоятельно.
2023.04.2009
Тема: ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Данная тема хорошо изложена В.Н.Карандашевым.
Методика преподавания психологии в ВУЗе и методика преподавания психологии в школе шла несколько различными путями.
Психология делового общения Конспект лекций Электронный образовательный ресурс
... Шахты 2013 Лекция 1. Предмет и задачи психологии делового общения. ПЛАН Предмет, принципы и категории психологии делового общения. Теоретические предпосылки становления психологии делового общения. ... и подчиненными, партнерами, конкурентами. Основная категория данной учебной дисциплины - «психология личности», включающая знания об источниках ее психической активности, индивидуально-психологических ...
Философия толкование текстов Сократовские беседы (зачатки диалога): от слушателей требовалась активность в воспроизведении текстов, но не в толковании.
В различные периоды преподавание философии и логики то запрещалось, то вновь разрешалось.
(МГУ – Москва)
В конце XIX в. Грот (философ, психолог) ввёл форму семинарского занятия. На этих занятиях студенты описывали свои мысли. Практические занятия начались с открытием лабораторий.
МГУ – Челпанов (1905-19 ) – впервые создал систему подготовки психологов (план, принципы, программы подготовки психологов).
Чепанов попытался разграничить следующее: в рамках какого курса каким должно быть его наполнение, т. е. систематизировал планы и программы.
После 1936 г. – наблюдался некоторый «застой» («О педологических извращениях в системе Наркомпросов»).
После ВОВ преподавание психологии в ВУЗах было на низком уровне. До 60-х гг. не было подготовки психологов и кадров высшей школы.
После 1963 г. – психология была признана как отрасль науки.
Психологические школы:
1 МГУ (факультет психологии) – Леонтьев А.Н. (деятельностный подход)
Леонтьев А.А. (сын) – (психолингвистика)
Леонтьев Д.А. (внук) – сейчас работает в МГУ.
2
поставщики высококвалифицированных педагогов – преподавателей психологии
) Санкт-Петербург (факультет психологии)
т.е. Ленинградская школа.
3) Киев (факультет психологии).
4) в Грузии.
В Беларуси (после 1970-х гг.)
До 90-х гг. (воспитатель-преподаватель психологии) в основном готовились преподаватели психологии, но не психологи.
После 90-х гг. ситуация изменилась: началось интенсивное образование (открытие психологических факультетов, курсы переподготовки на базе высшего образования).
Подготовка психологом приобрела массовый характер.
В настоящее время в данном вопросе существует тенденция к ужесточению требований, упорядочению процесса получения психологического образования: РИВШ, РИПО. (БГУ – военная психология).
Однако в рамках Академии Наук в Беларуси до сих пор нет Института психологии.
Преподавание психологии в школе
С 1804-1819 гг. в школе преподавание психологии вели учителя философии или логики.
Бесконечно чередовалось то преподавание психологии, то отмена преподавания. В 1906, 1912 г. было принято решение, что психология может быть, но не является основным предметом.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и ... преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт ...
Челпанов доказывал, что школьники способны воспринимать тот материал, который им даётся, и глубже понять себя.
В 1916 г. в очередной раз запретили преподавание психологии в целом.
В 1946 г. психология появилась вновь. Ввели в школьную программу в 9-10 классах, но! не хватало учебников и преподавателей.
Однако это период можно считать продуктивным, т.к. начали создавать учебники, которые потом использовали в ВУЗах.
1952 г. – всё прекратилось (только в некоторых школах психология осталась как факультатив).
В80-х гг. – всплеск «О подготовке молодых людей к семейной жизни» (как факультатив, который вели преподаватели этики и эстетики), т.е. уровень знаний был низок.
Сегодня в школах – факультативы. Их «наполнение» зависит от желания специалиста и его профессионализма (можно написать Программу, а можно написать ХОРОШУЮ Программу).
Я.Л. Коломинский считает необходимым ввести преподавание психологии в школу и не только в последних классах, но и в средней и начальной школе.
ЗАДАЧИ преподавания психологии
- Дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии людей.
- Объяснить психику как важнейшее свойство человека, придающее ему особое качество в решении жизненных проблем.
- Раскрыть каждой психическое явление как феномен человека.
- Показать жизненное предназначение различных психических образований человека.
- Обозначить основные факторы психического развития человека и становления его личности.
- Охарактеризовать психические образования, представляющие собой основные структурные компоненты психики.
Тема: МЕГАТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- Массовый характер и его непрерывность. Человек должен образовывать себя всю жизнь.
- Значимость для индивида общественных ожиданий и норм.
- Ориентация образования на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.
- Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности.
- Ориентация обучения на личность учащегося. Обеспечение возможностей его самораскрытия.
На преподавание психологии накладывают отпечаток те изменения, которые происходят в самой психологии:
— тенденции в психологической науке:
1) Бихевиористское направление не является ведущим, а является одним из направлений.
2) В последнее время в психологии активно развивается гуманистическое направление, но оно методологически не достаточно разработано.
3) Эклектизм (можно рассматривать несколько направлений).
4) С одной стороны идёт чёткая дифференциация психологических отраслей.
5) В последнее время английский язык становится основным для научных работ. Специалисты с высшим образованием должны иметь возможность ознакомится с научными работами на иностранном языке.
Принципы обучения психологии:
1. Обще-дидактические
|
2. Специальные (или специфические)
|
||
1.1. |
Пр. научности (любое знание должно соответствовать критериям научности) |
2.1. |
Единство эмпирического и теоретического знания. |
1.2. |
Пр. системности (в любом случае все знания должны быть системными: от простого к сложному и.т.д.) |
||
1.3. |
Пр. доступности (знания должны соответствовать возрасту) |
2.2. |
Единство рационального и эмоционального. |
1.4. |
Пр. связи теории с практикой (больше применим для школы) |
|
|
1.5. |
Пр. наглядности (любые знания должны быть доступны к понима-нию (фильмы, иллюстрации, эксперименты и т.д.) |
2.3. |
Единство индивидуального и общественного. |
Эффект ожидания (получение не только знаний, но и решение каких-либо проблем).
Методы обучения психологии
- Таксономия учебных задач при изучении психологии.
- Классификация методов обучения психологии.
- Методы обучения по источнику получения знаний.
1. Таксономия учебных задач при изучении психологии
Учебная задача — |
конкретизация целей обучения, необходимых для подбора соответствующих методов и приёмов
|
Таксономический подход был предложен в 1981г.
В применении к обучению психологии модифицирован Валентиной Яковлевной Ляудис в 1989г.
В таксономии учебных задач выделяются:
- Проектное управление (это опережающее управление обучением с помощью задач, которые операционализируют то содержание знаний, которое должен усвоить учащийся.
- Рефлексивное управление – управление, связанное с выделением и осознанием самим субъектом познания способов его мыслительной деятельности.
В таксономии учебные задачи сгруппированы в 6 групп в зависимости от когнитивных направлений:
Усложнение
|
1) от простого к сложному |
|
2) предполагает простые мыслительные операции |
||
3) предполагает сложные мыслительные операции |
||
4) обобщение знаний |
||
5) продуктивное |
(самые сложные) |
|
6) рефлексивные |
Таксономия — |
«иерархия», которая упорядочивает то, в каком порядке должны следовать учебные задачи (см. табличку) |
В основе перехода от проективного (1) управления к рефлексивному (6) лежит учёт уровня усвоения материала и когнитивной сложности задач, следовательно, на необходимом уровне надо выбирать задачи 1-5 групп с постепенным увеличением доли задач 4-6 групп.
В таксономии можно выделить 3 типа проблемных ситуаций:
- Перцептивно-мнемические (задачи из 1-2 групп).
- Продуктивно-эвристические (задачи 3, 4 и частично 5 групп).
- Продуктивно-рефлексивные (служат для обобщения и систематизации ранее построенных способов когнитивной деятельности – задачи частично 4 и 5, а также задачи 6 групп).
2. Классификация методов обучения психологии
Метод обучения – |
это способ организации совместной деятельности учителя и учащегося, направленный на усвоение учащимся знаний и умений |
Методы обучения можно классифицировать следующим образом:
- по источнику получения знаний
- СЛОВЕСНЫЕ (источник получения – слово устное или печатное)
- п
(могут быть монологические
и диалогические)
исьменные словесные методы
- устные словесные методы
- п
- СЛОВЕСНЫЕ (источник получения – слово устное или печатное)
Могут в короткий срок передать большой объём информации (рассказ, беседа, дискуссия и т.д.)
Достоинства устного метода: эмоциональность, обратная связь; возможность активизировать внимание.
Письменные методы обучения: конспектирование, составление планов, составление матрицы.
- НАГЛЯДНЫЕ (источник – наблюдаемые процессы, предметы)
Существует 3 вида наглядности:
1. Предметная
2. Изобразительная
2.1. Художественная (фото)
2.2. Символическая (схемы)
2.3. Текстовая
3. Словесная наглядность (это описание образований в словесной
форме).
Существуют требования к наглядности.
1.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ методы (источник – практические действия):
1.3.1. Лабораторные работы.
1.3.2. Выполнение психологических диагностических заданий, (тестов).
1.3.3. Решение психологических задач.
1.3.4. Упражнения (психологические).
1.3.5. Групповые дискуссии.
1.3.6. Дидактические и деловые игры.
7