Зоопсихология 2

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра «Эпизоотология, паразитология и ветеринарно-санитарная экспертиза»

В.К. Тихонов, Г.П. Тихонова

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки – 36.03.02 «Зоотехния»

Чебоксары 2014

УДК 159.92

ББК 88.2

Т 46

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Зоопсихология» разработаны кандидатами ветеринарных наук, доцентами кафедры эпизоотологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы Тихоновым В.К. и Тихоновой Г.П.,

Предназначены для студентов заочного обучения по направлению подготовки 36.03.02 – «Зоотехния»

Рецензенты:

Иванов Н.Г., кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры эпизоотологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы» ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Назаров С.Д.., кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры морфологии, акушерства и терапии» ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры эпизоотологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол № ___ от _______________ 2014 г.)

Зав. кафедрой ______________________________________________ В.Г. Семенов

Рассмотрены и одобрены учебно-методической комиссией факультета ветеринарной медицины и зоотехнии (протокол № ___ от __________________ 2014 г.)

12 стр., 5501 слов

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и медицины катастроф Экз. № ___ лекция по учебной дисциплине (ГОС) «Военная и экстремальная медицина» Цикл:«медицина катастроф» Специальности:060101 – лечебное дело; 060103 – ...

Председатель методической комиссии _________________________ Г.А. Ларионов

Тихонов В.К., 2014

Тихонова Г.П., 2014

ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………4

  1. Задание и методическое указания по выполнению контрольной работы …………………………………………………………………..5
    1. Перечень вопросов для контрольной работы……………………..5
  2. Практические задания в природе………………………………………7
    1. Примерное ведение записей……………………………………….8
    2. Задание для контрольной работы…………………………………10
  3. Список рекомендуемой литературы………………………………….13

Введение

В настоящее время наука о поведении животных – зоопсихология переживает период активного развития. Только за последние десять лет появился ряд новых журналов, а также сайтов Интернета, посвященных проблемам зоопсихологии, в периодических изданиях по биологии и психологии публикуются многочисленные статьи, отражающие развитие основных отраслей этой науки. Изучение поведения животных привлекало внимание ученых на всех стадиях развития человеческого общества. Наука о поведении животных создавалась и развивалась учеными, которые придерживались порой диаметрально противоположных взглядов на природу одних и тех же явлений. Наверное, в способе изучения этих явлений, в их истолковании отразились все существующие философские системы, а также религиозные воззрения.

В период сессии студентам читаются лекции с учетом их самостоятельной работы над курсом в объеме программы. В них в проблемной постановке излагаются теоретические по­ложения дисциплины, новые достижения в зоопсихологии.

11 стр., 5316 слов

Простые контрольные задания (для проверки умений)

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА Перечень вопросов к экзамену (для проверки знаний) 1. Объектно-предметная область философии права, ее функции, задачи как науки и научной дисциплины. 2. Понятийно-категориальный аппарат философии права, структура философского знания и его функции. 3. Методология и основные методы познания правовой реальности. 4. Диалектика объективного и субъективного в познании правовой ...

Лабораторные занятия по зоопсихологии помогут студен­ту овладеть методами изучения поведения животных, изучить некоторые воп­росы научения животных.

Студенты, проработавшие соответствующий теоретический материал, выполнившие качественно контрольную работу, прошедшие собеседование по этой работе, отработавшие ла­бораторные и индивидуальные занятия, допускаются к зачету.

1. Задание и методические указания по выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Зоопсихология» студенты заочного обучения выполняют одну контрольную работу.

К ее выполнению следует приступить после изучения рекомендуемой литературы, так как для ответа на поставленные вопросы необходимо иметь хорошую теоретическую подготовку по всем разделам курса.

Необходимо строго соблюдать общие требования к выполнению контрольных работ. Писать следует грамотно и разборчиво. На вопросы отвечать четко и конкретно.

В конце работы приводится список использованной литературы, ставится дата и подпись студента.

Контрольная работа включает в себя выполнение двух заданий:

  1. Ответ на один, ниже представленный вопрос по алфавитному порядку в списке студентов.
  2. Выполнение практического задания в природе (стр. 5).

Для студентов, не работающих в хозяйстве, задание №2 может быть заменено рефератом по новым научным дости­жениям в области зоопсихологии, используя при написании его периодическую специальную литературу.

13 стр., 6027 слов

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Теория и методика преподавания истории На тему Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала Соколова ...

1.1. Перечень вопросов для контрольной работы

1. Основные методы зоопсихологических исследований.

2. Понятие инстинкта. Современные представления об инстинкте.

3. Внешние факторы инстинктивного поведения.

4. Инстинктивные движения и таксисы.

5. Пищевое поведение животных.

6. Комфортное поведение животных.

7. Половое поведение животных.

8. Оборонительное поведение животных.

9. Агрессивное и территориальное поведение животных.

10. Родительское поведение животных.

11. Социальное и исследовательское поведение животных.

12. Процесс научения. Роль познавательных процессов в формировании навыков.

13. Научение и общение. Подражание у животных.

14. Методы выработки навыков.

15. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе.

16. Развитие психики животных в раннем постнатальном периоде.

17. Развитие психической деятельности в ювенильном (игровом периоде).

18. Игры животных.

19. Общая характеристика психической деятельности животных.

20. Перцептивная психика. Проблема интеллекта у животных.

21. Эволюция психики человека в филогенезе.

22. Происхождение трудовой деятельности.

23. Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи.

24. Этология как одно из направлений изучения психики животных.

25. Как менялось отношение человека к животным в процессе его эволюции?

26. В чем заключается основная заслуга Ламарка в изучении поведения животных?

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

26. Какую роль для развития представлений о психике животных сыграли работы Ч. Дарвина?

27. Как развивалась наука о поведении животных в России?

28. Основные положения этологии.

29. Что такое бихевиоризм, гештальпсихология, метод проблемных клеток, когнитивная карта?

30. Основные направления изучения поведения животных.

31. Изучение поведения отдельных таксономических групп.

32. Что такое внутреннее и внешнее торможение?

33. В чем причина возникновения неврозов у животных?

34. Коммуникации животных. Язык, органы чувств, анализаторы животных.

35. Способы коммуникаций животных.

2. Практические задания в природе

О чём следует помнить, наблюдая и изучая животных и птиц?

1. Не пытайтесь запомнить всё увиденное. Запись и зарисовки дадут более надёжные сведения.

2. В природе всё взаимосвязано. Вникайте в смысл окружающего, старайтесь понять причины увиденного, выработайте привычку искать причины.

3. Умейте задавать вопросы не только другим, но и самому себе. Постоянно спрашивайте себя, не успокаивайтесь на первом пришедшем в голову ответе, помните, что лучшие ответы даёт сама природа.

И помните следующие идеалы натуралиста:

идеалы подобны хорошим инструментам: они полезны, когда их бережно хранят и умело ими пользуются.

У натуралиста их четыре: терпение, внимательность, точность и сотрудничество. Можно добавить пятый – любопытство, но он входит в понятие внимательности, и шестой – аккуратность, но он – результат терпения и точности.

Терпение – это способность в течение длительного времени сидеть и молчаливо наблюдать за поведением животных, либо делать какую-то работу до тех пор, пока она не будет выполнена; это означает также пунктуальность в малейших деталях, а при необходимости и в повторных попытках. Истинный натуралист терпеливо ждёт и будет вознаграждён красивым и редким зрелищем.

Внимательность – этот принцип означает постоянную бдительность, готовность к любой неожиданности. Он означает особый психологический настрой, ожидание того, что в любой момент перед Вами может появиться что-то интересное. Это призыв к внутренней собранности, умению подменить движение, позу, изменения цвета, уловить звук. Внимательность и бдительность подразумевают любознательность.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

Точность – способность быть собранным и точным в мыслях и аккуратным в действиях. Аккуратно сделанными записями в блокноте легче пользоваться (нужны поля, абзацы, подзаголовки, выделенные слова и т.д.), в противном случае ими сложно воспользоваться.

Сотрудничество – работа небольшими группами. Если хотя бы один человек в группе не умеет себя вести соответственно обстоятельствам, то остальные теряют шанс увидеть что-либо интересное.

Этими принципами следует постоянно руководствоваться в своей практической деятельности так, чтобы они стали Вашей второй натурой. Аккуратность сделается неотъемлемой частью Вашего характера, Вы бессознательно будете улавливать всё, что Вас может заинтересовать, Вы будете терпеливо работать, пока не выполните всё до конца, – просто потому, что никаких других занятий для Вас в это время не существует.

2.1. Примерное ведение записей:

1. Дата.

2. Погодные условия (солнце, облачность, ветер и т.д.).

3. Вид животного – №.: систематика (тип, класс, отряд, видовое – латынь, русс.).

4. Время наблюдения.

5. Индивидуальные особенности:

— цвет

— оттенки и особенности распределения окраски животного. Чрезвычайно важно местонахождения пятен, полос и других отметин;

— размер

величину сравнивайте: если птица, то с размером воробья, дрозда, вороны и т.д., если животные – то с мышью, крысой, сурком, лисицей, волком, оленем, медведем и т.д., но лучше, если можно измерить;

— форма (зарисовать)

если птица – форма клюва, ног, крыльев, когтей. У млекопитающих – рога, голова, уши, хвост, очертание тела, обратите внимание на детали;

— голос и другие звуковые характеристики;

4 стр., 1578 слов

Интеллектуальное поведение животных 3

... вопросу о том, как рассматривается проблема интеллектуального поведения животных в современной психологии. Для реализации поставленной цели ... 1859 году Ч. Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора», которая дала материалистическое истолкование ... вещами в целом. Отражение действительности происходит в виде целостных образов. Стадия интеллекта характеризуется более сложной ...

— пища;

какова пища в дикой природе, как охотиться или питаться, чем кормят в неволе?

— период активности

указать период активности в живой природе;

— жилище

характерные признаки жилища в живой природе (описать, если можно – зарисовать);

— экологические особенности

изучение взаимосвязей живого с окружающей средой:

а) приспособленность животного к климатической среде обитания в дикой природе (холод, жара, водная среда и т.д.);

б) влияние географических особенностей (горы, долины, степи, пустыни, тёплые течения, прибрежные зоны и т.д.);

в) взаимоотношения между животными (хищничество, симбиоз: мутуализм, комменсализм, паразитизм: внешний и внутренний);

г) виды взаимоотношений между животными и растениями (паразитизм, гетеротрофы, автотрофы, сапрофиты, партнёрство, опыление и т.д.);

-этологические особенности (повадки, инстинкты, виды деятельности).

Задание для контрольной работы

    1. Необходимо представить отчёт о наблюдении за двумя (не менее) животными, принадлежащим разным систематическим группам, например, насекомые (беспозвоночные); позвоночные хладнокровные (рыбы, амфибии, рептилии); позвоночные теплокровные (птицы, млекопитающие).

    2. Изучите этологические понятия и используйте их в отчёте при описании своих наблюдений.

    Альтруистическое поведение – одно животное жертвует собою, защищая членов своей семьи или стаи; встречается у общественных насекомых, птиц, млекопитающих.

    Амбивалентное поведение – противоречивое поведение животного, когда оно не может сделать выбора между двумя борющимися потребностями и выбирает третий путь.

    Биологические часы – ритмы, управляющие поведением животных (суточные, сезонные).

    Взаимное кормление распространено среди социально организованных насекомых и некоторых видов птиц.

    Внутренние механизмы отражения действительности – инстинкты сохранения, побуждающие специфическим образом информировать сородичей об опасности.

    Восприятие цельное и частичное – маленькие животные начинают жизнь с восприятия частей целого (птенец чайки видит только красный клюв, позже – видит всю птицу, а потом и всё окружение в целом).

    Высвобождение – проявление инстинктивного поведения в ответ на побуждающий стимул (событие).

    Групповая защита – объединение животных в группу для защиты от врагов. Например, лошади выстраиваются кругом, головой внутрь круга, отбиваясь задними копытами; птицы образуют стаи и окриками отгоняют врага.

    Демонстрации – ритуальные формы поведения, осуществляемые при ухаживании, чтобы привлечь партнёра.

    Доминирование – подавление деятельности других в стаде или стае.

    Драйв (побуждение) – такие состояния животного, в основе которых лежат базисные потребности – голод, жажда, половое влечение, запускающие поисковые реакции.

    Инстинкт – генетическая программа поведения.

    Навигация (ориентация) – тесно связана с миграцией, напр., птицы, рыбы.

    Паттерны (образы) поведения – каждый основной инстинкт (избегание, охота, размножение) имеет свои специфические формы поведения, позы и т.д.

    Полифакториальный контроль над поведением – типы поведения, контролируемые (зависящие) от двух и более факторов внешней и внутренней среды организма.

    Половое поведение – поведение животных во время брачного периода в определённое время года (брачный сезон).

    Принцип конкурирующего вытеснения – замещение одного экологического вида другим, вплоть до вымирания, при возникновении условий, благоприятствующих экспансии одного из видов.

    Релизер (ключевой раздражитель) – специфический сигнал, запускающий инстинктивное поведение.

    Ритуальная борьба – турнирная или церемониальная борьба, разрешающие конфликт, запрограммированные генетически так, чтобы сражающиеся приносили как можно меньше вреда друг другу; способствует сохранению вида.

    Родительская забота – развита у млекопитающих, птиц, среди насекомых, некоторых рептилий, рыб. Защита молодняка и обучение его родителями поведению в различных ситуациях явилась важным шагом в эволюции.

    Социальная этология – изучает социальное поведение животных с учётом условий окружающей среды, инстинктивных реакций, индивидуальных навыков, приобретённых в течение жизни и т.д., чтобы во всей полноте представить жизнь социальных видов животных.

    Территориальное поведение – поведение, определяемое территорией проживания.

    Территориальные отношения – маркировка своей территории постоянная или временная (на время спаривания или гнездования) запахами, звуками, визуальными метками.

    Феромоны – химические вещества, вырабатываемые животными с целью обмена информацией (внутривидовая коммуникация).

    Информация о принадлежности виду, полу, фазе полового цикла, идентификации особей, их возраста, настроения, маркировки территории, дорог, ведущих к источнику, пище, врагов.

    Хоминг (инстинкт дома) – особенность некоторых животных возвращаться домой издалека.

    Этограмма – полное описание поведения отдельного животного или вида, полный перечень двигательных актов, наблюдаемых у данного вида.

    В заключение указывается список литературы, использо­ванной при выполнении данной контрольной работы.

    Высылаться контрольная работа для проверки должна не позднее, чем за месяц до начала сессии.

    Контрольная работа, выполненная с нарушениями изло­женных требований, к рецензированию не принимается.

    Список рекомендуемой литературы

    1. Ступина С.Б. Зоопсихология / С.Б. Ступина, А.О. Филипьечев. Учебное пособие.- М.: Высшее образование, 2008. – 174 с.
    2. Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии / А.А. Иванов – Учебное пособие. С-пб.: Лань, 2007. – 412 с.
    3. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология / А.В. Никольская. Учебник – М.: Эксмо, 2011. – 320 с.
    4. Фабри К.Е. Основы зоопсихологии / К.Э.Фабри. Учебник – М., 1976. — 232 с.
    5. Тихонова Г.П. Зоопсихология / Г.П. Тихонова, В.К. Тихонов. Учебное пособие. Ч.: ЧГСХА, 2012. – 100 с.