Задания по курсу «Возрастная психология»
Монография
- Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996 или Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1998
Вопросы будут задаваться по всему тексту монографии
Конспекты
Полный список литературы ко всем семинарам указан в методической разработке к семинарским занятиям. Материалы, настоятельно рекомендуемые для конспектирования, приведены ниже.
Литература к теме 1
Прочтение (без конспектирования) главы «Детство как предмет психологического исследования» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций!
Прочитать и законспектировать нижеперечисленные статьи из:
Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.
Источник |
Стр. |
Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Выготский Л.С. [О понятии возраста] Эльконин Д.Б. [Социально-историческая природа детства] Эльконин Д.Б. Методы детской психологии. Эльконин Д.Б. Основные методы исследования психического развития детей. Выготский Л.С. [Метод эксперимента в детской психологии] Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления Бурменская Г.В. Лонгитюдный метод// Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой. М., 1998 |
6-9 |
10 |
|
18-22 |
|
314-316 |
|
317-318 |
|
319-322 |
|
323-326 |
|
329-334 |
|
194-207 |
Литература к теме 2
Прочтение (без конспектирования) главы «Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций!
Прочитать и законспектировать статьи:
Источник |
Стр. |
Выготский Л.С. Биогенетический закон в психологии и педагогике. Выготский Л.С. [Проблема психического развития ребенка в ассоциативной психологии] Выготский Л.С. [Проблема психического развития ребенка в бихевиоризме] Выготский Л.С. [Теория «трех ступеней» К.Бюлера] Выготский Л.С. [Проблема психического развития ребенка в структурной психологии] Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития. |
32-35 |
36-37 |
|
38-41 |
|
42-46 |
|
47-51 |
|
52-55 |
Литература к теме 3
Прочтение (без конспектирования) главы «Психоаналитические теории детского развития» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций!
Прочитать и законспектировать статьи:
Источник |
Страницы |
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (любое издание). Из главы 3 (Психодинамическое направление в теории личности): 1.Психоанализ: основные концепции и принципы 2.Инстинкты — движущая сила поведения 3.Развитие личности: психосексуальные стадии Из главы 5 (Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности): 1.Эго-психология: результат развития психоанализа 2.Эпигенетический принцип 3.Развитие личности: психосоциальные стадии Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2003. Главы «Взгляд на детство с точки зрения психоанализа», «Защитные действия Я, рассматриваемые как объект анализа», «Защитные механизмы», «Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности», «Связь взрослого и детского анализа» |
|
51-68, 124-151, 384-390, 396-401 |
Литература к теме 4
Прочтение (без конспектирования) главы «Теория социального научения» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций!
Прочитать и законспектировать статьи:
Источник |
Страницы |
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (любое издание). Из главы 7 (Научающе-бихевиоральное направление в теории личности): 1.Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения 2.Подход Скиннера к психологии 3.Респондентное и оперантное поведение 4.Основные положения Скиннера относительно природы человека 5.Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения Из главы 8 (Социально-когнитивное направление в теории личности): 1.Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 2.Основные принципы социально-когнитивной теории 3.Научение через моделирование 4.Подкрепление в научении через наблюдение 5.Основные положения Бандуры относительно природы человека 6.Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории 7.Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение 8.Джулиан Роттер: теория социального научения 9.Теория социального научения: основные концепции и принципы |
|
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. Статья о Бронфенбреннере «Экологическая модель». |
23-26 |
Литература к теме 5 (первая часть)
Прочтение (без конспектирования) главы «Учение Жана Пиаже» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций!
Прочитать и законспектировать нижеперечисленные статьи из:
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001
Источник |
Страницы |
Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже. Главные черты логики ребенка. Л.С.Выготский. О природе эгоцентрической речи. Ж.Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л.С.Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка». |
41-45 |
46-71 |
|
72-78 |
|
89-93 |
Литература к теме 5 (вторая часть)
Прочтение (без конспектирования) главы «Учение Жана Пиаже» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций!
Прочитать и законспектировать нижеперечисленные статьи из:
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001
Источник |
Страницы |
Max балл |
Ж.Пиаже. Как дети образуют математические понятия. Ж.Пиаже. Теория Пиаже. |
224-231 |
5 |
106-156 |
8 |
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994. (или другое издание)
Источник |
Страницы |
Глава 4. Навык и сенсомоторный интеллект (начиная с параграфа «Сенсомоторная ассимиляция и возникновение интеллекта у ребенка» и до конца главы). Глава 5. Формирование мышления. Интуиция (наглядность) и операции (вся глава целиком). |
155-173 |
174-213 |
Дополнительная литература
Источник |
Страницы |
Ж.Пиаже. Роль действия в формировании мышления. Ж.Пиаже. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. Е.В.Филиппова. Формирование логических операций у шестилетних детей. Г.В.Бурменская. Обучение как метод исследования умственного развития ребенка в работах Женевской психологической школы. М.Доналдсон. Способность к «децентрации». А.-Н.Перре-Клермон. Подход в духе школы Пиаже. Г.В.Бурменская. Неопиажизм: попытки интеграции теории Пиаже и информационного подхода в исследованиях Ж.Паскуаль-Леоне и Р.Кейса. |
199-223 |
232-241 |
|
429-437 |
|
449-458 |
|
544-554 |
|
555-563 |
|
564-572 |