Задания по курсу «Возрастная психология»

Задания по курсу «Возрастная психология»

Монография

  1. Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996 или Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1998

 

Вопросы будут задаваться по всему тексту монографии   

Конспекты

Полный список литературы ко всем семинарам указан в методической разработке к семинарским занятиям. Материалы, настоятельно рекомендуемые для конспектирования, приведены ниже. 

Литература к теме 1

Прочтение (без конспектирования) главы «Детство как предмет психологического исследования» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций! 

Прочитать и законспектировать нижеперечисленные статьи из:

Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.

Источник

Стр.

Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики.

Выготский Л.С. [О понятии возраста]

Эльконин Д.Б. [Социально-историческая природа детства]

Эльконин Д.Б. Методы детской психологии.

Эльконин Д.Б. Основные методы исследования психического развития детей.

Выготский Л.С. [Метод эксперимента в детской психологии]

Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента.

Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления

Бурменская Г.В. Лонгитюдный метод// Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой. М., 1998

6-9

10

18-22

314-316

317-318

319-322

323-326

329-334

194-207

 

 

Литература к теме 2

Прочтение (без конспектирования) главы «Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций! 

Прочитать и законспектировать статьи:

Источник

Стр.

Выготский Л.С. Биогенетический закон в психологии и педагогике.

Выготский Л.С. [Проблема психического развития ребенка в ассоциативной психологии]

Выготский Л.С. [Проблема психического развития ребенка в бихевиоризме]

Выготский Л.С. [Теория «трех ступеней» К.Бюлера]

Выготский Л.С. [Проблема психического развития ребенка в структурной психологии]

Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития.

32-35

36-37

38-41

42-46

47-51

52-55

 

Литература к теме 3

Прочтение (без конспектирования) главы «Психоаналитические теории детского развития» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций! 

Прочитать и законспектировать статьи:

Источник

Страницы

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (любое издание).

Из главы 3 (Психодинамическое направление в теории личности):

1.Психоанализ: основные концепции и принципы

2.Инстинкты — движущая сила поведения

3.Развитие личности: психосексуальные стадии

Из главы 5 (Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности):

1.Эго-психология: результат развития психоанализа

2.Эпигенетический принцип

3.Развитие личности: психосоциальные стадии

Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2003.

Главы «Взгляд на детство с точки зрения психоанализа», «Защитные действия Я, рассматриваемые как объект анализа», «Защитные механизмы», «Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности», «Связь взрослого и детского анализа»

 

51-68, 124-151, 384-390, 396-401

 

 Литература к теме 4

Прочтение (без конспектирования) главы «Теория социального научения» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций! 

Прочитать и законспектировать статьи:

Источник

Страницы

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (любое издание).

Из главы 7 (Научающе-бихевиоральное направление в теории личности):

1.Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения

2.Подход Скиннера к психологии

3.Респондентное и оперантное поведение

4.Основные положения Скиннера относительно природы человека

5.Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения

Из главы 8 (Социально-когнитивное направление в теории личности):

1.Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

2.Основные принципы социально-когнитивной теории

3.Научение через моделирование

4.Подкрепление в научении через наблюдение

5.Основные положения Бандуры относительно природы человека

6.Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории

7.Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение

8.Джулиан Роттер: теория социального научения

9.Теория социального научения: основные концепции и принципы

                                   

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Статья о Бронфенбреннере «Экологическая модель».

23-26

 

Литература к теме 5 (первая часть)

Прочтение (без конспектирования) главы «Учение Жана Пиаже» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций! 

Прочитать и законспектировать нижеперечисленные статьи из:

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001

Источник

Страницы

Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь.

Ж.Пиаже. Главные черты логики ребенка.

Л.С.Выготский. О природе эгоцентрической речи.

Ж.Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л.С.Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка».

41-45

46-71

72-78

89-93

   Литература к теме 5 (вторая часть)

Прочтение (без конспектирования) главы «Учение Жана Пиаже» из учебника Л.Ф.Обуховой «Возрастная психология» (любое издание) является обязательным, как и посещение соответствующих лекций! 

Прочитать и законспектировать нижеперечисленные статьи из:

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001

Источник

Страницы

Max балл

Ж.Пиаже. Как дети образуют математические понятия.

Ж.Пиаже. Теория Пиаже.

224-231

5

106-156

8

 

Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994. (или другое издание)

Источник

Страницы

Глава 4. Навык и сенсомоторный интеллект (начиная с параграфа «Сенсомоторная ассимиляция и возникновение интеллекта у ребенка» и до конца главы).

Глава 5. Формирование мышления. Интуиция (наглядность) и операции (вся глава целиком).

155-173

174-213

 

Дополнительная литература

Источник

Страницы

Ж.Пиаже. Роль действия в формировании мышления.

Ж.Пиаже. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.

Е.В.Филиппова. Формирование логических операций у шестилетних детей.

Г.В.Бурменская. Обучение как метод исследования умственного развития ребенка в работах Женевской психологической школы.

М.Доналдсон. Способность к «децентрации».

А.-Н.Перре-Клермон. Подход в духе школы Пиаже.

Г.В.Бурменская. Неопиажизм: попытки интеграции теории Пиаже и информационного подхода в исследованиях Ж.Паскуаль-Леоне и Р.Кейса.

199-223

232-241

429-437

449-458

544-554

555-563

564-572