Ростовский Государственный Университет
Путей Сообщения
Факультет военного обучения
Методическая разработка
Дисциплина: «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил)»
ВУС№ 360200, 360203
Тема №1. Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
Ростов-на-Дону
20__
Ростовский Государственный Университет
Путей Сообщения
Факультет военного обучения
УТВЕРЖДАЮ
Начальник факультета
военного обучения
полковник____________ А. Хрусталев
«__»____________20__г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема №1. Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
Составил: В. Кабанов
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
«___»____________20__г.
Протокол № ___
г. Ростов-на-Дону
20__ г.
Тема №1. Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
1. Время:2 часа
2. Метод проведения:Лекция
3. Место проведения занятия: класс
4. Учебные цели занятия:
· Дать студентам понятие о Роль морального фактора в современной войне. Формирование у личного состава высокого уровня морально-психологического состояния, готовности к защите Отечества.
· Разобрать основные виды морально-психологического обеспечения: информационно-воспитательная, военно-социальная, психологическая, культурно-досуговая работа, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания
· Воспитывать у студентов ответственность за добросовестное изучение военного дела.
5. Воспитательные цели занятия:
· обратить внимание обучаемых на актуальность полученных знаний по данной теме со связью по гражданской специальности.
· Развивать чувство гордости за осваиваемую военную специальность.
6. Учебно-материальное обеспечение:
Литература:
Основная
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ «Об обороне» от 31.05.96 г.
Адаптация курсантов к военно-учебной деятельности
... адаптации курсантов первого года обучения к условиям военно-учебной деятельности Задачи работы: · раскрыть понятие волевая регуляция ... жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием. В качестве субъективных ... обучению в военной академии -- состав семьи, уровень образования родителей, последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), ...
3. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г.
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.97 г.
5. Закон РФ «О железнодорожных войсках РФ» от 05.08.95 г.
8. Указ Президента РФ №466 «О создании ВС РФ» от 07.05.92 г.
9. Военная доктрина Российской Федерации.
10. Указ Президента РФ «О Федеральной службе ЖДВ РФ» от 07.09.95 г.
11. Наставление по морально-психологическому обеспечению Вооруженных Сил РФ.
12. Боевой устав сухопутных войск.
Дополнительная
1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по ОГП для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ. «Издательство АЛМИКС», 2001 г.
2. «На службе Отечеству» книга для чтения по ОГП солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ. Автор: Азаров В.М., Авдеев В.А. Москва, 1999 г.
Наглядные пособия:
· Учебные образцы документов по МПО
· Политическая карта мира.
· Карта Российской Федерации.
Учебные вопросы и примерное распределение времени
№№ вопросов | Название вопроса | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Роль морального фактора в современной войне. Формирование у личного состава высокого уровня морально-психологического состояния, готовности к защите Отечества. | ||
Виды морально-психологического обеспечения | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
Всего |
8. Методические указания по проведению занятия:
Учебный материал темы помогает студентам ознакомиться с ролью морального фактора в современной войне.
При подготовке к занятию использовать новые материалы о военной подготовке из периодической и военной печати, требования последних руководящих документов Министра Обороны РФ, органов управления военной подготовкой, кино и видеоматериалы.
Во вступительной части лекции предпочтительно затронуть проблемы, связанные с формированием у личного состава высокого уровня морально-психологического состояния, готовности к защите Отечества укреплением обороноспособности страны, необходимостью каждому мужчине быть готовым к вооруженной защите Отечества, увязать их со славными героическими традициями русского народа, Вооруженных Сил.
При рассмотрении первого учебного вопроса необходимо раскрыть роль морального фактора в современной войне, рассказать о формировании у личного состава высокого уровня морально-психологического состояния, готовности к защите Отечества.
Далее необходимо разъяснить обучаемым виды морально-психологического обеспечения: информационно-воспитательную, военно-социальную, психологическую, культурно-досуговую работу, защиту войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.
При этом ознакомить студентов с основным содержанием проводимой в стране военной реформы.
Российская армия переживает один из сложнейших периодов своей многовековой истории. Идет процесс ее реформирования. Вместе с тем, предпринимаются усилия для того, чтобы качественное состояние армии и флота находилось на уровне, обеспечивающем высокую боевую и мобилизационную готовность частей и соединений, гарантирующую военную безопасность страны.
Реформирование армии и флота предполагает проведение большой и напряженной работы по коренной перестройке сознания личного состава, совершенствованию всей системы воспитания воинов, морально – психологического обеспечения войск. Не подлежит сомнению, что в сложной и противоречивой социально – политической обстановке, в которой сейчас вместе со всем обществом находятся воинские коллективы, морально – психологическое обеспечение армии и флота становится важнейшим фактором поддержания на должном уровне боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.
Война — чрезвычайно сложное и многогранное общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений между государствами, народами, социальными группами, переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей. Основу содержания войны составляет вооруженная борьба, главным и решающим средством ведения которой являются вооруженные силы и другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной, ведется также дипломатическая, идеологическая, экономическая, психологическая и другие виды борьбы.
Война — всестороннее испытание всех материальных и духовных сил и возможностей государства и его вооруженных сил. Ее ход и исход в решающей мере зависит от морального фактора.
Моральный фактор — важнейшее и неотъемлемое слагаемое боевой готовности и боеспособности вооруженных сил, мощи государства. Это специфическое состояние общественного сознания, выражающее степень готовности и способности общества и армии стойко переносить все испытания войны и, не утратив воли к борьбе, достигнуть поставленных целей.
Содержание морального фактора определяется:
· совокупностью политических, нравственных, правовых, исторических, философских, религиозных и других знаний, идей, взглядов, чувств; силой и направленностью воли;
· отношением людей к целям и характеру войны, проявляющимся в их деятельности и поведении.
Самое совершенное оружие и боевая техника в руках морально и психологически неподготовленных к бою людей превращается в груду металла или без труда достается противнику.
Анализ современных войн и военных конфликтов подтверждает тенденцию к возрастанию требований к морально-психологическому состоянию военнослужащих. При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способен сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке.
Морально-психологическое состояние определяет морально-психологическую готовность и способность личного состава успешно действовать в условиях высокого динамизма, маневренности, скоротечности, расширения пространственного размаха боевых действий, предельного напряжения сил сторон и массовых потерь.
Оно обеспечивает психологическую устойчивость войск в обстановке ожидания применения противником средств массового поражения. Ожидание опасности, неопределенность — одно из самых характерных, сложных и труднопереносимых психологических состояний. Выдержать связанные с этим состоянием морально- психологические нагрузки, сохранив ясность мысли и твердую волю, значит сохранить боеспособность.
После применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, систем залпового огня, особое значение приобретает снижение боевых психологических потерь, быстрое восстановление морально-психологической устойчивости и способности личного состава продолжать выполнение боевых задач. Массовые, непрерывно возрастающие физические потери, заражение местности, пожары, завалы, нарушения системы управления и жизнеобеспечения, острейший дефицит медицинской помощи и другие факторы будут оказывать деморализующее воздействие, могут лишить людей способности думать, понимать, управлять собой, и тем самым, вывести из строя целые подразделения (части).
По оценкам специалистов, боевые психологические потери личного состава под воздействием последствий ядерного взрыва могут колебаться от 10 до 75 процентов и более. От морально-психологического состояния, при прочих равных условиях, в решающей степени зависит величина, как самих потерь, так и сроки самовосстановления дееспособности личного состава (от нескольких минут до 5 и более суток).
Скорость сроков восстановления боеспособности зависит от конкретных условий, а также профессионализма должностных лиц, организующих процесс психологической реабилитации личного состава.
ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Морально-психологическое обеспечение (МПО) представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими и органами военного (боевого) управления по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава войск (сил), необходимого для успешной подготовки и проведения операции (боя).
Содержание и конкретные задачи МПО определяются на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, а также решениями командующих (командиров), с учетом особенностей и способов ведения боевых действий, реального состояния войск (сил).
Морально-психологическое обеспечение в операциях (боевых действиях) включает: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную и культурно-досуговую работу, противодействие информационно-психологическому воздействию противника.
Морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется во всех видах операций, боевой деятельности войск (сил) в целях:
· подготовки сознания и психики военнослужащих к выполнению боевых задач; формирования у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для эффективных действий в боевой обстановке;
· поддержания и наращивания морально-психологического превосходства личного состава наших войск (сил) над противником;
· формирования у личного состава способности противостоять массированному информационно-психологическому воздействию противника;
· максимального снижения боевых психических потерь;
· создания условий для быстрой реабилитации и возвращения в строй военнослужащих, получивших боевые психические травмы.
Основными принципами морально-психологического обеспечения являются:
· постоянная боевая и мобилизационная готовность сил и средств МПО;
· устойчивость и живучесть системы МПО;
· своевременное планирование и активное проведение МПО войск (сил) в соответствии с планами операций (боевых действий);
· согласование и умелое использование всех сил и средств МПО применительно к складывающейся обстановке и решаемым задачам;
· сосредоточение основных усилий МПО на выполнении войсками (силами) главных задач;
· своевременное восстановление боеспособности сил и средств МПО.
Постоянная боевая и мобилизационная готовность сил и средств МПО определяется их способностью в установленные сроки развернуться и приступить к обеспечению действий войск (сил).
Основными задачами МПО в операциях (боевых действиях) являются:
· постоянное изучение и доведение до войск (сил) складывающейся военно-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий, разъяснение решений высших органов государственной власти и управления, ВГК, задач, стоящих перед войсками и силами;
· изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния (МПС) и боеготовности войск (сил), формирование и поддержание высокой морально-психологической готовности и устойчивости личного состава к эффективным боевым действиям;
· создание в воинских коллективах морально-психологического климата, обеспечивающего организованность, сплоченность и дисциплинированность военнослужащих;
· изучение и оценка морально-боевого и психологического состояния войск противостоящего противника;
· обеспечение правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и правовыми актами военного времени,
· поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих и обеспечения войск (сил) всем необходимым для их боевой деятельности;
· проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника в целях предотвращения дезинформации и деморализации личного состава;
· организация социально-психологической помощи и реабилитации военнослужащих;
· организация работы в боевой обстановки системы телерадиовещания, полиграфического оборудования, военной печати и культурно-досуговых учреждений;
· обеспечение войск (сил) техническими средствами МПО, их своевременный ремонт и восстановление.
Морально-психологическое обеспечение организуется в тесном взаимодействии с другими видами обеспечения операции (боевых действий).
Эффективность МПО в ходе подготовки и ведения операции достигается:
· постоянным изучением, оценкой и учетом военно-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий, состояния и боеспособности войск (сил);
· своевременной постановкой командующими (командирами) задач на организацию и осуществление мероприятий МПО;
· качественным планированием, определением содержания, действенных форм, методов и средств МПО в соответствии с задачами боевых действий;
· согласованным и умелым использованием всех сил и средств МПО с учетом складывающейся обстановки и решаемых задач;
· устойчивым и непрерывным управлением МПО.
Общее руководство силами и средствами МПО осуществляют командиры (начальники).
Непосредственно организуют и проводят МПО органы воспитательной работы во взаимодействии со штабами и другими органами военного управления.
К средствам МПО относятся:
· система военного телерадиовещания;
· подвижные и стационарные полиграфические средства;
· технические средства воспитания;
· военная печать;
· подвижные и стационарные культурно-досуговые учреждения;
· склады технических средств воспитания военного округа (фронта) и флота;
· кинобазы, кинопрокатные пункты и ремонтные мастерские средств МПО.
Кроме того, в состав сил и средств МПО входят части и подразделения, осуществляющие психологическую подготовку личного состава и мероприятия по психологическому противодействию; военно-образовательные учреждения профессионального образования; центры исследований; резерв офицеров органов воспитательной работы.
По согласованию или в соответствии с Указом Президента РФ — Верховного Главнокомандующего, Распоряжением Правительства РФ в интересах МПО могут привлекаться региональная информационно-полиграфическая база, печатные и радиоэлектронные средства массовой информации, учреждения культуры, творческие коллективы, патриотические объединения и местные церковные организации.
Морально-психологическое обеспечение в операциях (боевых действиях) организуется и осуществляется на основе решения командующего (командира) и распоряжения вышестоящего органа воспитательной работы. Основными организаторами МПО являются командующие (командиры) и непосредственно их заместители по воспитательной работе.
Организация МПО в операциях и боевых действиях включает:
1. уяснение боевых задач;
2. оценку морально-психологической обстановки;
3. подготовку предложений командующему (командиру) и определение основных задач МПО операций (боевых действий);
4. принятие решения и планирование МПО;
5. постановка войскам (силам) задач по МПО;
6. организация взаимодействия в интересах МПО;
7. управление силами и средствами МПО;
8. анализ поступающей из войск (сил) информации;
9. оказание помощи и контроль за выполнением поставленных задач.
10.уяснение задач морально-психологического обеспечения;
11.оценка обстановки и морально-психологического состояния войск (сил).
Оценка обстановки и морально-психологического состояния войск (сил) включает изучение и анализ политико-экономических условий и особенностей района операций и качественного состава его населения; морально-психологического состояния войск (сил) противника и своих.
Оценка проводится в полосе (зоне) ответственности и по направлениям сосредоточения основных усилий войск (сил) на всю глубину операции (боевых действий).
К основным принципам оценки морально-психологического состояния сторон и прогнозирования вероятного характера его изменения относятся: объективность и реалистичность подходов; всесторонность и комплексность анализа; строгая обоснованность оценок и выводов; единство морально-психологического и военного анализа.
При оценке политико-экономических условий района операции и качественного состава его населения анализируются следующие вопросы:
· на территории какого (каких) государства (государств) расположен район операции. Отношение этого государства к военно-политическим союзам;
· в состав какого оперативного, стратегического направления он входит;
· общественно-политическое устройство страны, социальный и национальный состав населения, его вероисповедания и уровень религиозности;
· отношение населения к войне и войскам сторон;
· наличие политических партий и общественных организаций, их военно-политические ориентации, степень возможного влияния на население района;
· особенности национальной психологии, обычаи, нравы населения;
· общая экономическая характеристика района;
· особенности инфраструктуры, наиболее крупные объекты промышленности, транспорта, связи;
· направленность сельскохозяйственного производства;
· сеть теле- и радиовещания, полиграфическая база;
· памятники мировой и национальной культуры;
· криминогенная обстановка;
· наличие групп (поселений), незаконно проникших с территорий сопредельных государств, их поведение, влияние на коренное население региона;
· степень подверженности населения пропаганде, психологическому воздействию противника.
В результате оценки и обобщения делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.
При оценке морально-психологического состояния войск (сил) противника анализируются следующие вопросы:
· государственная принадлежность войск и сил, особенно при коалиционном составе. Наличие противоречий между представителями различных государств;
· национальный состав. Характер отношений между военнослужащими различных национальностей. Приверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;
· социально-классовый состав соединений и частей. Характер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;
· система комплектования войск (сил).
Соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из резервов;
· возрастные характеристики категорий военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);
· опыт воинской службы и боевых действий. Уровень боевой обученности личного состава, знание ими района боевых действий;
· вероисповедания личного состава, вероятность межконфессиональных противоречий;
· состояние воинской дисциплины, организованности и порядка. Уровень исполнительности и законопослушания различных категорий военнослужащих, характер правонарушений;
· морально-психологические и профессиональные качества руководящего командного состава противника (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);
· степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.п.);
· состояние психологической готовности к ведению боевых действий;
· боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;
· наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению операций.
С учетом особенностей группировки войск (сил) противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на МПС противника.
При оценке морально-психологического состояния своих войск (сил) анализируются следующие вопросы:
· наименование объединения, соединения, части и его боевой путь. При коалиционном составе войск — государственная принадлежность;
· социальный и национальный состав войск (сил);
· уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими, принадлежащих различным конфессиям;
· характер взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей. При коалиционном составе — между военнослужащими армий союзных стран;
· возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;
· опыт воинской службы, боевых действий, уровень боевой обученности и боевой слаженности объединений, соединений и частей (кораблей), знание личным составом района боевых действий;
· укомплектованность войск офицерским составом и специалистами, определяющими боевую способность частей и соединений. Уровень оперативной подготовки командующих (командиров), штабов, состояние и качество управления войсками;
· укомплектованность органов воспитательной работы, их готовность к ведению морально-психологического обеспечения в боевой обстановке, поддержанию морально-психологического состояния войск на необходимом уровне;
· состояние морально-психологической готовности личного состава войск (сил) к выполнению боевых задач в самых экстремальных условиях боевой обстановки;
· состояние информированности военнослужащих войск (сил);
· степень подверженности военнослужащих психологическому воздействию противника, возможности войск (сил) по организации защиты личного состава от этого воздействия.
Может также прогнозироваться морально-психологическое состояние личного состава на случай ухудшения экологической обстановки в результате воздействия оружия и боевой техники на объекты атомной, химической и др. промышленности, а также влияние климата, погоды, смены часовых поясов на самочувствие и боевую готовность личного состава.
Для оценки морально-психологической обстановки и состояния личного состава используются:
· информация штабов, других органов военного управления (разведсводки, информационные бюллетени, сборники, пресс-бюллетени и т.п.);
· донесения и доклады органов воспитательной работы, взаимодействующих армий (дивизий), союзных армий;
· средства массовой информации, государственные и местные органы власти, общественные объединения;
· документы, захваченные у противника, в том числе в результате специального поиска, протоколов допросов военнопленных и другие источники.
На основе оценки морально-психологической обстановки делаются выводы о способах и методах работы по организации морально-психологического обеспечения.
Планирование морально-психологического обеспечения осуществляется до воинской части включительно.
Мероприятия по морально-психологическому обеспечению планируются с учетом размаха и особенностей проводимой операции (боевых действий), театра военных действий, характера решаемым войсками (силами) боевых задач. При планирования МПО разрабатывается текстуальный план и карта.
Взаимодействие по вопросам МПО при подготовке операции (боевых действий) организуется командующим (командиром) и его заместителем по воспитательной работе с привлечением заместителей командующего, должностных лиц штаба, родов войск, специальных войск и служб.
Взаимодействие проводится с целью наиболее полного обеспечения подготовки и проведения операции (боевых действий), создания условий выполнения боевых (оперативных) задач.
Взаимодействие организуется внутри штаба и управлений (отделов, служб) с подчиненными объединениями, соединениями, приданными и взаимодействующими объединениями (соединениями), органами местной власти, ФСБ, ФПС, МВД и другими формированиями, участвующими в операции (боевых действиях).
Его организация осуществляется с принятием решения на операцию (боевые действия).
Основные вопросы взаимодействия определяются в решении и указаниях командующего (командира).
Взаимодействие в оборонительной операции организуется в интересах выполнения задач, поставленных войскам (силам) с учетом вероятных действий противника и вариантов действий обороняющихся. Наиболее детально прорабатываются вопросы взаимодействия при нанесении первого ядерного удара, удара по первоочередным объектам, массированного огневого удара, при проведении контрподготовки, ведении боевых действий за удержание первого (главного) оборонительного рубежа (тактической зоны обороны), а также при нанесении контрударов.
В контрнаступательной (наступательной) операции взаимодействие в интересах морально-психологического обеспечения организуется и осуществляется с учетом особенностей обстановки, по боевым задачам на всю глубину операции (боевых действий).
Важной особенностью осуществления взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения является поддержание рабочих взаимоотношений между офицерами штаба, начальниками родов войск, специальных войск и служб, другими органами военного управления.
Управление силами и средствами МПО заключается в целенаправленной деятельности командующих (командиров), заместителей по воспитательной работе, штабов и других органов управления по поддержанию высокого морально-боевого состояния, психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любой обстановке.
Основой управления является решение командующего (командира) на операцию (боевые действия) и директива (распоряжение) по МПО вышестоящего органа управления.
Управление МПО в операциях (боевых действиях) включает:
· непрерывное изучение военно-политической и морально-психологической обстановки;
· принятие решения на организацию МПО и доведение его задач до войск и сил флота;
· планирование МПО в операциях (боевых действиях);
· проведение необходимых мероприятий МПО в органах управления и в войсках (силах);
· руководство подготовкой и использованием сил и средств МПО при подготовке и в ходе операции (боевых действий);
· поддержание взаимодействия между органами военного управления и государственной власти;
· осуществление контроля и оказание помощи органам управления, войскам (силам) в выполнении задач МПО.
Управление МПО может включать и другие мероприятия, исходя из складывающейся обстановки, поставленных задач на операцию (боевые действия).
Система управления МПО входит в общую систему управления войсками (силами) и включает: органы управления, средства управления (связь и автоматизированные (специальные) системы управления).
Органы управления МПО включают: командование, направления, управления, отделы и отделения воспитательной работы, органы управления начальников родов войск, специальных войск и служб.
Система управления МПО должна обеспечивать полное использование его сил и средств в любых условиях обстановки, как при централизованном, так и децентрализованном управлении, представлять возможность должностным лицам для инициативы и творчества в решении задач МПО.
Управление МПО осуществляется с создаваемых пунктов управления: командных, запасных командных, тыловых и вспомогательных.
ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Морально-психологическое обеспечение включает в себя:
· информационно-воспитательную работу;
· психологическую работу;
· военно-социальную работу;
· культурно-досуговую работу;
· противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил)
Информационно-воспитательная работа
Информационно-воспитательная работа — система целенаправленных мероприятий проводимых командующими (командирами), воспитательными органами и штабами, по своевременному доведению до личного состава необходимых сведений о военно-политической и морально-психологической обстановке, принятых решениях органов государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск и войск противника в интересах формирования устойчивого и управляемого морально-психологического состояния.
Информационно-воспитательная работа организуется и проводится с целью военно-политического ориентирования личного состава, выработки у него необходимых морально-психологических качеств и готовности к успешному выполнению поставленных задач во всех видах операций (боевых действий).
Основные задачи информационно-воспитательной работы:
· сбор, анализ и доведение до органов военного управления и личного состава войск (сил) информации о военно-политической обстановке в мире и на ТВД, социально-политической и морально-психологической обстановке в районе действий войск(сил), боевом и морально-психологическом состоянии военнослужащих соединений и частей;
· непрерывное разъяснение личному составу его долга по вооруженной защите Отечества; причин, целей и характера войны (вооруженного конфликта);
· разъяснение документов, решений ГКО, Ставки ВГК (если они будут созданы), обращений и заявлений Президента, Правительства, директив и приказов командования, обращений Военных советов;
· разоблачение содержания, целей, форм и методов информационно-психологического воздействия противника на наши войска (силы) и население, противодействие его психологическим операциям;
· перестройка морально-психологического состояния воинов с мирного на военное время в соответствии с задачами, поставленными перед Вооруженными Силами в войне;
· пропаганда в войсках примеров мужества, отваги и героизма, самоотверженных действий в боевой обстановке, передового опыта отличившихся, примеров умелого взаимодействия, поддержки, боевого братства и товарищества;
· раскрытие сильных и слабых сторон противника, его техники, вооружений и эффективных способов борьбы с ними;
· информация о новейших системах вооружения и техники противника, способах и характере их применения и воздействия на наши войска, разъяснение способов уничтожения, индивидуальной и коллективной защиты;
· сплочение вокруг идеи защиты Родины, воспитание в воинах преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, воспитание ненависти к врагу;
· разоблачение злодеяний противника, воспитание стремления отомстить ему за страдания мирного населения;
· разъяснение ответственности за невыполнение приказов, боевых задач, воинские преступления, решительное пресечение элементов трусости, малодушия и моральной неустойчивости в бою;
· мобилизация всех духовных и моральных сил воинов на решительную борьбу с врагом, воспитание у них воли к победе, боевого настроения,
· отваги, стойкости, мужества, храбрости, инициативы, находчивости и других морально-боевых качеств;
· ежедневное разъяснение личному составу боевых задач, их важности и значения, способов выполнения;
· развитие у военнослужащих личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное использование, формирование у воинов уверенности в силе и мощи отечественного оружия и боевой техники.
Решение задач информационно-воспитательной работы достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до органов военного управления, личного состава войск (сил) военно-политической и морально-психологической обстановки; пропагандой решительных, умелых, дерзких действий воинов в экстремальных условиях боевой обстановки.
К силам и средствам информационно-воспитательной работы относятся:
· должностные лица органов воспитательной работы;
· нештатные группы информирования в органах управления, войсках (силах);
· военные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), полиграфическое оборудование, наглядные средства информации, стенная печать и технические средства воспитания;
· информационно-методические центры;
· военные и гражданские культурно-просветительные учреждения.
Организация и проведение информационно-воспитательной работы является обязанностью всех командиров и их заместителей по воспитательной работе.
Непосредственное руководство ею осуществляет должностные лица воспитательных органов, которые несут ответственность за ее состояние.
Формы информационно-воспитательной работы в оборонительной операции:
· различные виды устной информации (оперативная, правовая, техническая, медицинская) и другие виды информации;
· прослушивание и просмотр информационных радио- и телепередач;
· прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий;
· широкое использование видеоматериалов;
· демонстрация документальных фильмов и рассказы очевидцев об обстановке на временно захваченной территории;
· обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях;
· пропаганда отличившихся в оборонительных боевых действиях;
· работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках;
· индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство в ходе боевых действий;
· доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение боевого приказа и т.д.
Формы и методы информационно-воспитательной работы в наступательной (контрнаступательной) операции:
· прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий;
· различные виды устной информации;
· широкое использование видеоматериалов в целях оперативного доведения необходимой информации органам управления, личному составу войск (сил);
· направление офицеров органов воспитательной работы в наиболее ответственные места в боевых порядках;
· оперативное распространение опыта личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях;
· пропаганда первых отличившихся в боевых действиях, примеров героизма, мужества и отваги в наступлении;
· индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство во время боевых действий.
Психологическая работа
Психологическая работа — это система мероприятий по формированию у личного состава войск (сил) психологических качеств, обеспечивающих их устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях обстановки.
Психологическая работа организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения командующего (командира) и директивы (распоряжения) по морально-психологическому обеспечению вышестоящего органа управления.
Целью психологической работы является достижение высокой боевой активности личного состава войск (сил), его способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении задач операции (боевых действий).
Задачи психологической работы:
· формирование психологической готовности войск (сил) вступить в боевые действия;
· осуществление психологического сопровождения войск (сил);
· восстановление психических и физических сил военнослужащих по окончании операции (боевых действий).
. Выполнение задач психологической работы достигается:
— целенаправленным проведением системы мероприятий по психологической подготовке, психологическому сопровождению, психологической помощи и реабилитации;
— своевременным проведением психологической оценки обстановки, прогнозирования и расчета психологических потерь.
Мероприятия психологической работы включаются в план морально-психологического обеспечения операции (боевых действий) отдельным разделом.
Планирование, разработку материалов и рекомендаций по психологической работе, проведение психологической оценки обстановки, прогнозирование психологических потерь и выработку предложений командующему (командиру) о мерах по их снижению, обучение личного состава методам и приемам психологической само- и взаимопомощи непосредственно осуществляют должностные лица, отвечающие за организацию психологической работы (войсковые психологи).
Психологическая подготовка личного состава войск (сил) организуется командующими (командирами) в комплексе мероприятий по подготовке к операции (боевым действиям).
Общая психологическая подготовка обеспечивает формирование психологической готовности личного состава войск (сил) действовать в условиях современного общевойскового боя против вероятного противника, а также психологическую устойчивость к действию психотравмирующих факторов. Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость личного состава войск (сил) применительно к конкретным видам боевых действий с учетом особенностей задач вида Вооруженных Сил, родов войск, особенностей боевой деятельности конкретных специалистов. Целевая психологическая подготовка обеспечивает формирование психологической готовности выполнить боевые задачи операции (боевых действий).
Психологическое сопровождение войск (сил) представляет собой систему оперативных мероприятий, организуемых командующим (командиром) в ходе проведения операции (боевых действий), направленную на поддержание психологической устойчивости войск (сил) к высоким нервно-психическим нагрузкам, предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, профилактику боевых психических расстройств.
При проведении психологического сопровождения осуществляются:
— анализ поведения личного состава войск (сил) в ходе операции (боевых действий), доминирующих у его психических состояний, оценка его физической и психической усталости;
— мероприятия по созданию и поддержанию боевых установок, настроя на активные боевые действия, системы боевых традиций и ритуалов;
— мероприятия по формированию представлений личного состава о противнике, его слабых и сильных сторонах, ходе и развитии операции (боевых действий), боевых и психологических потерях обеих сторон;
— профилактические меры по поддержанию психической устойчивости личного состава, пресечению паники и других возможных массовидных негативных явлений ( пораженческих слухов и настроений, мнений о возможности сдачи в плен и т.д.);
— мероприятия по противодействию психологическим операциям (акциям) противника.
Психологическая помощь — система мероприятий, обеспечивающая преодоление личным составом войск (сил) психотравмирующих последствий боевой обстановки, а также восстановление его психологической устойчивости и готовности выполнять задачи.
Организация психологической помощи предполагает:
— выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи и определение её объема, немедленную изоляцию военнослужащих с признаками тяжелых боевых психические расстройств, представляющих опасность для себя и окружающих;
— организацию взаимодействия с медицинской службой по вопросам оказания помощи и эвакуации в тыл военнослужащих, имеющих признаки тяжелых боевых психических расстройств;
— проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с военнослужащими, остающимся в подразделениях.
При организации психологической помощи предусматривается её эшелонирование. В боевых порядках оказывается первая психологическая помощь в порядке само- и взаимопомощи. В ближайшем тылу оказывается квалифицированная психологическая помощь силами войсковых психологов и специалистами группы психофизиологического обеспечения медицинской службы. Специализированная психологическая помощь оказывается в специализированных лечебных заведениях.
Психологическая реабилитация — система мероприятий, организуемая командующим (командиром) в целях восстановления у личного состава утраченных (нарушенных) функций и способности к нормальной деятельности, проведения психологической и психофизиологической экспертизы военнослужащих, а также рационального распределения личного состава с учетом их функционального состояния.
Психологическая реабилитация проводится психологами частей и соединений, инструкторами психологической разгрузки и реабилитации в тесном взаимодействии со специалистами медицинской службы.
Мероприятия психологической реабилитации проводятся также при проведении медицинской реабилитации военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях.
Психологическая оценка обстановки представляет собой всесторонний анализ характера и степени влияния складывающейся обстановки на психику личного состава войск (сил).
Она осуществляется на всех этапах подготовки и проведения операции (боевых действий) в целях предоставления командующему (командиру) объективных данных об уровне психологической готовности и устойчивости личного состава войск (сил).
При проведении психологической оценки анализируется:
— психологическое состояние войск противника;
— психологическое состояние своих войск;
— психологическая характеристика региона (района) операции (боевых действий).
Анализ психологического состояния противника проводится в целях определения степени его психологической готовности к активным действиям в наступлении, сопротивлению в обороне, нахождения слабых мест в психологической устойчивости личного состава для осуществления её подрыва. Этот анализ включает:
— характер влияния, которое оказывают на противника сложившееся соотношение сил сторон и характер их действий, а также итоги завершившихся операций (боевых действий);
— характеристику качественного и количественного состава противостоящей группировки;
— наличие и характер боевого опыта, боевых традиций, особенностей и стереотипов поведения личного состава войск противника в зоне боевых действий;
— психологическую характеристику командного состава противника, занимающих основные должности в противостоящей группировке, опыт их участия в боевых действиях, характер принимаемых ими решений;
— особенности различных категорий военнослужащих и взаимоотношений между ними;
— наличие доминирующих мнений, настроений, а также национальных, расовых, религиозных, политических и других особенностей личного состава;
— эффективность информационно-психологического влияния, оказываемого на военнослужащих противника со стороны наших войск;
— выявление частей и подразделений противника, отличающихся низким уровнем психологической готовности и устойчивости.
Анализ психологического состояния своих войск проводится в целях определения уровня психологической готовности личного состава к выполнению задач операции (боевых действий), выработке предложений командующему (командиру) по её поддержанию (повышению).
Он включает:
— качественную и количественную характеристику состава войск (сил);
— характер имеющегося у личного состава боевого опыта и боевых традиций, влияние, которое оказывают на военнослужащих итоги завершившихся операций (боевых действий);
— характеристику морально-боевых качеств личного состава группировки, выполняющую главную задачу, а также группировок, выполняющих другие задачи;
— характер психологической обстановки в воинских коллективах, уровня конфликтности;
— определение уровня физической и психической усталости личного состава войск (сил);
— степень эффективности информационно-психологического воздействия противника, морально-психологическое состояние военнослужащих частей и соединений, которые оказались в центре усилий противника при проведении психологических операций;
— определение соединений и частей с низким уровнем психологической устойчивости и готовности;
— состав сил и средств психологической работы, характер и эффективность проводимой ими работы в войсках (силах) по противодействию психологическим операциям противника.
Психологическая характеристика региона (района) операции (боевых действий) включает:
— степень и характер влияния на личный состав географических, климатических, временных и иных особенностей местности;
— психологическую характеристику местного населения, его отношение к военнослужащим и их действиям.
На основании психологической оценки обстановки прогнозируются психологические потери и вырабатываются предложения командующему по их снижению. В ходе операции (боевых действий) отрабатывается расчет психологических потерь.
Особенности психологической работы в оборонительной операции заключаются в сосредоточении основных усилий на формировании и поддержании психологической устойчивости личного состава в обороне, а также сохранении его готовности перейти к контрнаступательным действиям.
Особое внимание уделяется организации психологической работы в войсках первого эшелона, обороняющихся на направлениях главных ударов противника, удерживающих наиболее важные рубежи (позиции, районы), выполняющие задачи по уничтожению вклинившихся группировок противника, его высадившихся десантов. Одновременно активно проводится психологическая работа в соединениях и частях родов войск и специальных войск, во вторых эшелонах и резервах, десантно-штурмовых соединениях и частях. При этом мероприятия психологической работы направляются на:
— формирование представлений личного состава о позиционной и маневренной обороне, как об активных формах разгрома основных сил противника;
— проведение целевой психологической подготовки личного состава к оборонительным и контрнаступательным действиям, борьбе с десантами и диверсионно-разведывательными группами противника;
— поддержание уверенности личного состава в своих силах, компетенции командования;
— формирование целевых установок на ведение оборонительной операции (боевых действий), невозможность оставления занимаемых рубежей (позиций, районов) и отхода без приказа старшего начальника, выработку готовности выполнять задачу в условиях отсутствия информации о соседях, нарушения централизованного управления, перебоев в снабжении;
— недопущение нездоровых настроений, появления подавленного психического состояния, распространения провокационных слухов, появления лиц с симптомами психологии окруженца, паникеров;
— целенаправленное формирование у обороняющегося личного состава упорства, стойкости, выносливости, дисциплинированности;
— формирование и поддержание готовности решать внезапно возникающие задачи, решительно действовать при нанесении контрударов (контратак).
Особенности психологической работы в контрнаступательной (наступательной) операции заключаются в сосредоточении основных усилий на формировании и поддержании психологической готовности личного состава к активным, решительным, наступательным действиям. Особое внимание уделяется организации психологической работы в войсках, действующих на направлении главного удара и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника, прорыву его укрепленных рубежей и позиций, захвату важных районов, форсированию крупных водных преград, овладению городами и промышленными районами, отражению контрударов, окружению и уничтожению противника. При этом содержание психологической работы направляется на:
— формирование представлений личного состава о характере влияния наступательных действий на психику;
— поддержание у личного состава, выполнившего задачи оборонительной операции, психологических установок на ведение активных боевых действий, проявление инициативы, готовности идти навстречу опасности при недостаточной укомплектованности, недостатке времени на подготовку, отсутствии полной информации о противнике;
— формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости, состояния уверенности в своих силах, способности прорвать оборону противника, сломить его сопротивление, успешно завершить операцию.
К силам и средствам психологической работы относятся:
n штатные психологи, инструкторы комплексов и комнат психологической помощи и реабилитации, отделения психологической подготовки и имитации,
n подвижные комплексы психологической помощи и реабилитации, комнаты психологической разгрузки и реабилитации,
n полосы психологической подготовки,
n имитационные средства,
n компьютерные классы,
n тренажерные комплексы,
n средства бланковой и аппаратурной психодиагностики.
Решением командующего (командира) в группировке войск, действующей на направлении главного удара, для наращивания усилий по проведению психологической подготовки, психологической поддержки, психологической помощи и реабилитации личного состава могут создаваться специальные оперативные группы войсковых психологов (СОГВП).
Военно-социальная работа
Военно-социальная работа — это система организационных, правовых и воспитательных мероприятий, направленных на социальную защиту законных прав военнослужащих, осуществляемых органами воспитательной работы во взаимодействии с другими органами управления под руководством командующих (начальников).
Военно-социальная работа планируется и организуется во всех видах операций (боевых действий).
Военно-социальная работа проводится с целью создания в войсках и силах готовности правовых гарантий и условий, способствующих выполнению военнослужащими боевых задач и своих функциональных обязанностей.
Основными задачами военно-социальной работы являются:
— реализация социальной защищенности военнослужащих и членов их семей;
— организация мероприятий по соблюдению международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными;
— систематический анализ и прогнозирование социальной обстановки и морально-психологического состояния личного состава и населения в районах дислокации войск (сил) и боевых действий; знание нужд и запросов различных категорий военнослужащих; подготовка предложений органам военного управления по их разрешению;
— разъяснение личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащих и членов их семей, оказание необходимой помощи по возникающим правовым и бытовым вопросам;
— взаимодействие с органами государственной власти и управления, общественными объединениями в интересах решения социальных проблем военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.
Основными направлениями военно-социальной работы являются:
— реализация на всех уровнях социальных и правовых гарантий военнослужащих;
— изучение, прогнозирование и организация своевременного разрешения возникающих социальных проблем военнослужащих и членов их семей;
— взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями и органами военного управления в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Реализация социальных и правовых гарантий военнослужащих достигается:
— соблюдением правовых основ служебной деятельности командирами (начальниками);
— строгим выполнением положений законов и иных нормативных актов, определяющих социальные и правовые гарантии военнослужащих;
— постоянным контролем органов военного управления за соблюдением установленных прав и льгот военнослужащих, принятием своевременных мер по их восстановлению;
— подготовкой предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные акты, определяющие права и льготы военнослужащих с учетом меняющейся обстановки.
Изучение, прогнозирование и своевременное разрешение социальных проблем военнослужащих достигается:
— знанием нужд и запросов личного состава;
— своевременным реагированием на жалобы, заявления и письма военнослужащих;
— подготовкой предложений органам военного управления по вопросам военно-социальной работы;
— выработкой практических мер по своевременному разрешению социально- бытовых проблем, обеспечению военнослужащих всеми положенными видами довольствия.
Разъяснение личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащих осуществляется:
— организацией проведением в войсках (на флотах) координационно-методической работы по социальным вопросам;
— разработкой и доведением прежде всего до командного состава и органов воспитательной работы справочно-информационных материалов по вопросам военно-социальной работы;
— оказанием на местах консультативной помощи военнослужащим и членам их семей по социальным проблемам.
Взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями и органами военного управления достигается:
— проведением совместных мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей;
— координацией усилий в условиях военного времени в интересах выполнения боевых задач, сохранение жизни и эвакуации гражданских лиц и членов семей военнослужащих;
— организацией взаимного информирования о социальной обстановке в районах дислокации войск и проживания гражданского населения;
— оказанием взаимной материальной и технической помощи.
Мероприятия военно-социальной работы отражаются в плане морально-психологического обеспечения самостоятельным разделом.
Ответственность за их осуществление возлагается на военные советы, органы воспитательной работы, штабы, военных юристов, других должностных лиц органов военного управления. Непосредственным организатором военно-социальной работы в войсках (силах) являются органы воспитательной работы.
Для организации и проведения военно-социальной работы в войсках (силах) могут создаваться (оборудоваться):
— консультативно-правовые пункты в местах отмобилизования и районах дислокации войск (сил);
— центры (пункты) правового информирования во фронте (армии), и военных гарнизонах;
— уголки правовых знаний в частях и подразделениях.
Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей могут привлекаться военные, центральные и региональные средства массовой информации.
Технические средства воспитания
Для выполнения задач МПО используются технические средства воспитания, культурно-досуговые учреждения, полиграфические средства, военное теле-радиовещание и военная печать. При необходимости может использоваться государственная и региональная материально-техническая база.
Обеспечение техническими средствами — это система работы командующих (командиров), их заместителей по воспитательной работе, довольствующих органов по обеспечению войск (сил) необходимыми техническими средствами воспитания.
Целью обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания является создание необходимых условий для целенаправленного их использования в решении задач морально-психологического обеспечения.
Основные задачи, решаемые с помощью технических средств:
— оперативное информирование военнослужащих средствами радио, телевидения и печати;
— увеличение масштабности одновременного контакта с личным составом и возможности морально-психологического воздействия на него;
— формирование и развитие у военнослужащих положительной мотивации к военной службе, выполнению боевых задач;
— поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки;
— снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;
— организация отдыха и досуга;
— создание рекламы военной службы;
Технические средства включают:
— электронные и печатные средства массовой информации (телерадиостудии, стационарные и походные типографии;
— звуковещательные станции;
— техническое имущество по организации отдыха и досуга военнослужащих и членов их семей (походные автоклубы и кинопередвижки, теле-радиоаппаратура, музыкальные инструменты, настольные игры и другое имущество).
Полки прикрепляются на довольствие к довольствующему органу решением заместителя командующего округа, фронта, армии по воспитательной работе по подчиненности, однако, по согласованным ходатайствам начальников органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, фронтов, армий, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации на основании решения начальника Главного управления воспитательной работы. При необходимости, воинские части видов Вооруженных Сил, округов, фронтов, флотов, армий, дивизий, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации могут с учетом их дислокации прикрепляться для обеспечения техническими средствами, полиграфическим оборудованием, культурно-досуговым имуществом и (или) только расходными и эксплуатационными материалами к довольствующим органам воспитательной работы независимо от подчиненности, по территориальному принципу.
На довольствующие органы возлагаются задачи по созданию, накоплению, и содержанию необходимых запасов технических средств. Эта работа ведется под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
В военное время технические средства, находящиеся в запасах, используются на восстановление потерь и обеспечение вновь формируемых частей.
Расчеты потерь и восполнения технических средств осуществляют довольствующие органы по донесениям и заявкам, поступающим из войск (сил).
Для своевременного доукомплектования войск (сил) необходимым имуществом, восстановления поврежденных и замены утраченных в результате боевых действий технических средств, склады технических средств в военное время развертывают подвижные отделения, в составе которых имеются:
— подвижный фильмопрокатный пункт;
— походная мастерская по ремонту технических средств;
— грузовой автотранспорт для доставки необходимых технических средств и имущества в войска (силы).
Работа подвижного отделения координируется соответствующим довольствующим органом воспитательной работы. Направление подвижного отделения в воинские части осуществляется при наличия заявки, складывающейся оперативно-тактической обстановки и задач, решаемых воинской частью, соединением.
Особенностями обеспечения войск техническими средствами в ходе наступательной операции являются:
— доукомплектование техническими средствами, расходными и эксплуатационными материалами до полных табельных норм;
— осуществление необходимого ремонта и технического обслуживания;
— определение и перераспределение внутри объединения, соединения части технических средств, имущества первой очереди, которое необходимо непосредственно в боевых порядках (радиоприемники, фотоаппараты, видеокамеры, электромегафоны, листки-молнии и другие средства и имущество).
В этот же период производится документальное оформление выдачи имущества первой и второй очереди;
— определение порядка использования технических средств на период выполнения поставленной задачи.
Должностным лицам, имеющим фотоаппараты и видеокамеры ставятся конкретные задачи на документирование необходимых сюжетов.
Особенностями снабжения техническими средствами в ходе оборонительной операции являются:
— рассредоточение технических средств по подразделениям в целях уменьшения вероятности их одновременного уничтожения противником;
— создание равных условий для всего личного состава в вопросах получения информации, организации досуга и морально-психологической реабилитации с учетом использования возможно большего имущества второй очереди;
— своевременный ремонт технических средств, восполнение потерь.
Учет, хранение, выдача, списание, технических средств воспитания, полиграфического оборудования и культурно-досугового имущества производится в соответствии с единым порядком, установленным в Вооруженных Силах Российской Федерации для вооружения, техники, имущества и других материальных средств.
Акты на списание уничтоженных и утраченных в ходе боевых действий технических средств составляется после завершения операций (боевых действий) или по мере необходимости. Акты составляются в тех подразделениях, в которых находилось имущество, и утверждаются командирами соответствующих воинских частей.