УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы психологии семьи и семейного консультирования»
Специальность «Педагогика и психология»
ПЛОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений.
Преподавание дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» осуществляется на межпредметной основе с использованием знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическое консультирование».
Подготовка осуществляется на основе анализа литературных источников, выполнения практических заданий.
Овладение курсом является необходимым условием профессионального становления специалиста. В ходе изучения данной дисциплины у студентов должны развиватся практические умения и навыки анализа и оценки состояния современной практической психологии, а также мотивация студентов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических навыков.
Цель дисциплины:
— обеспечить овладение студентами теоретических знаний по психологии семейных отношений и практических умений применения методов психологической диагностики и коррекции семейных нарушений.
Задачи дисциплины:
— познакомить студентов с теоретико-методологическими основами работы с семьей;
— сформировать представления об основных направлениях психологической помощи семье;
— дать знания о психологии семейных отношений и формировании личности ребенка в семье;
— предоставить возможность для овладения студентами репертуаром конкретных специализированных методик семейной психодиагностики;
— научить студентов применять методы и методики с целью диагностики нарушений семейных отношений;
Рабочая программа дисциплины Психология управления
... производственной) деятельностью организаций ПК-18 Цели освоения дисциплины психология управления: Данный курс знакомит учащихся с психологическими ... деятельности Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего ... делового общения. Уметь: анализировать и проектировать межличностные отношения в групповых и организационных коммуникациях Владеть: ...
— вооружить студентов знаниями об основах психологического консультирования и коррекции нарушений в семейном взаимодействии и развитии ребенка.
Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический, консультативный, психопрофилактический, коррекционно-развивающий виды профессиональной деятельности специального психолога. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
в области диагностико-аналитической деятельности:
— диагностика особенностей супружеских и родительско-детских отношений;
— формулирование психологического заключения по результатам обследования;
в области психопрофилактической деятельности:
— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата;
— профилактика семейных конфликтов и деформации семьи;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы с семьей;
— проведение психокоррекционной работы в семьях с дисгармонией родительско-детских отношений;
в области консультативной деятельности:
— консультирование родителей по проблемам дисгармонии родительско-детских, супружеских отношений;
— консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
— теоретико-методологические основы работы с семьей;
— признаки нормального и нарушенного функционирования семьи, а также методы диагностики и коррекции типов нарушений функционирования;
— основные психологические характеристики семьи, особенности ее функционирования на разных этапах жизненного цикла;
уметь:
— составлять и проводить мероприятия по профилактике и просвещению родителей по различным проблемам детей;
— проводить психологическое изучение супружеских и родительско-детских отношений;
— на основании диагностики определять пути коррекционной работы с отдельными членами семьи и семьей в целом;
владеть;
— основными психодиагностическими методами и методиками изучения семьи и путями анализа получаемой информации;
— системой знаний для организации коррекционной помощи семье.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ВИД ЗАНЯТИЙ |
ВСЕГО ЧАСОВ |
СЕМЕСТРЫ |
Общая трудоемкость |
174 |
8 |
Аудиторные занятия |
110 |
|
Лекции |
50 |
|
Практические и семинарские занятия |
60 |
|
Лабораторные работы |
20 |
|
Самостоятельная работа |
29 |
|
Консультации |
4 |
|
Экзамены |
11 |
|
Вид итогового контроля |
экзамен |
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ |
Тематический плана |
Лекции |
Семинарские занятия |
Лабораторные |
1. |
Актуальные социально-психологические проблемы и тенденции развития семьи как системы отношений в отечественной и зарубежной психологии |
4 |
2 |
|
2. |
Психологические исследования семьи и семейных связей: теоритические модели брака и семьи. Основные психологические характеристики семьи. |
4 |
2 |
|
3. |
Специфика семьи на разных этапах жизненного цикла. |
2 |
2 |
|
4. |
Психологические нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи. |
2 |
2 |
|
5. |
Общение и взаимодействие в семье: Семейные структуры и правила и нормы |
2 |
2 |
|
6. |
Воспитывающая семья. Особенности детско-родительских отношений. |
6 |
2 |
2 |
7. |
Конфликты в семье и их разрешение |
6 |
2 |
2 |
8. |
Методы семейной диагностики. |
4 |
2 |
|
9. |
Основные направления психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений в семейной консультации |
6 |
4 |
2 |
10. |
Развод и его последствия. |
4 |
4 |
2 |
11. |
Семья и психологическая травматизация личности. Насилие и агрессия в семье. |
6 |
4 |
|
12. |
Основные формы работы психолога с семьей. |
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
50 |
30 |
10 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Семья как малая группа и ее феноменология. Системный подход к пониманию сущности семейных отношений. Тенденции развития современной семьи в отечественной и зарубежной психологии. Понятие нормальная семья ( по В.Н. Дружинину).
Модель брака в первой и второй половинах жизни К.Г. Юнга. Теория семейных систем М. Боуэма. Современная системная модель семейных отношений.
Тема 2.Семья как малая группа. Функции семьи. Особенности семьи как малой группы. Поло-ролевая структура семьи. Семья как открытая система. Формы и типы семей. Функциональные и дисфункциональные семьи. Типы нарушения супружеских связей. Супружество как совокупность отношений между брачными партнерами. Принципы открытого брака (0’Нил).
Устойчивость семьи и брака: внешние и внутренние, субъективные и объективные факторы. Удовлетворенность браком — интегральная характеристика восприятия супругами своего брака. Семейные конфликты: психологические причины возникновения, динамика.
Тема 3.Динамика семьи. Жизненный цикл семьи (по Дювалю): зарождение семьи, семья с детьми, завершающие этапы семьи.
Мотивы вступления в брак. Классификация поведения в браке. Супружеский союз. Выбор партнера. Любовь и сексуальные отношения в супружестве. Детерминанты брака, взятые из родительской семьи. Кризисные ситуации в браке. Понятие о нормативных и ненормативных семейных кризисах
Тема 4.Семейное нарушение. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Компоненты семейного нарушения: трудность, последствия, реакция семьи. Классификация семейных трудностей (по силе и дли-тельности, по источнику возникновения).
Устойчивость семейной системы по отношению к возникшим трудностям. Теория латентного нарушения.
Типы нарушений функционирования семьи. Семья как источник психологической травмы. Состояние глобальной семейной неудовле-творенности. Семейная тревога. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чувство вины, связанное с семьей. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. Нарушение межличностных коммуникаций в семье. Нарушение механизмов интеграции семьи. Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Тема 5.Проблема социальной власти и лидерства в семье. Коммуникативные модели в семье. Семейная структура и ее влияние на специфику семейных отношений. Особенности общения родителей и детей. Общение и отношение братьев и сестер. Влияние порядка рождения на характерологические особенности детей. Семейные правила и нормы.
Тема 6.Стили детско-родительских отношений. Объективные и субъективные детерминанты развития ребенка:
объективные факторы — макросоциальные, микросоциальные, сомато-психические; субъективные факторы — специфика развития потребностно-мотивационной сферы, формирования самосознания и сознания, поведенческого стиля; промежуточные факторы — характеристика общения и специфика взаимоотношений ребенка с другими людьми. Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений. Параметры измерения родительского поведения: родительский контроль, родительски требования, способы общения с детьми, эмоциональная поддержка. Типы неправильного воспитания (по Э.Г. Эйдемиллеру).
Влияние семьи на ранний опыт ребенка. Чувство безопасности и защищенности. Госпитализм — результат отсутствия эмоциональной связи со взрослыми. Типы семейного воспитания. Поощрения и наказания методы воздействия на ребенка.
Тема 7.Типы конфликтов в семье и их последствия. Психологические причины конфликтов в семье. Способы разрешения и семейных конфликтов.
Тема 8.«Семейный диагноз» — понятия и принципы постановки. Подходы изучения семейной системы: элективный подход — модель Мак-Мастера, проблемный подход — трехосевая классификация проблемных семей, психодинамический — структурирование супружеского соглашения.
Проблемы семейной диагностики: проблема полноты информации, преодоление барьера интимности, проблема изменчивости психологической информации о семье, проблема разбросанности данных. Общая схема диагностического процесса, сфокусированного на ребенке: локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос.
Тема 9.Совместная семейная психотерапия семьи. Главные характеристики метода. Феномены, присущие семье, и наиболее ярко проявляющие при совместной семейной психотерапии. Принципы, основные цели совместной семейной психотерапии. Формы проведения. Особенности и характеристика стадий совместной психотерапии семьи: знакомство, центрация на ребенке, центрация на детско-родительских отношениях, супружеская интеракция, интеракция между детьми, конечная фаза.
Групповая психологическая коррекция родительских установок, Причины неэффективного родительского отношения к ребенку. Цели, принципы, формы групповой работы, стиль коррекции. Основные методы работы.
Позитивная семейная психотерапия. Позитивный образ человека. Базовые и актуальные способности. Актуальный и базовый конфликт. Формы переработки конфликта. Позитивная реинтерпретация. Пять ступеней позитивной психотерапии. Метафоры и притча как средство изменения точки зрения клиента
Тема 10. Деформация и распад семьи. Раззвод как стресс: показатели и последствия. Развод, этапы развода. Влияние развода на отдельных членов семьи. Основные направления психологической помощи членам семьи на стадии развода.
Тема 11. Семья как источник деформации личности: состояние семейной неудовлетворенности по Р. Скиннеру и Д. Клиизу. Чувство вины связанное с семьей. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на стрессовую ситуацию. Семейный стресс и совладание с ним. Алкогольная семья.
Тема 12.Теоретическая основа психоконсультирования семьи — психология развития ребенка. Индивидуальное консультирование, общие принципы. Групповое консультирование родителей: цели, групповой процесс. Социально-психологический тренинг как форма работы с членами семьи. Основные формы работы с родителями дошкольников. Работа с родителями младших школьников. Коррекция детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Модификация поведения. Тренинг родительской компетентности (Т. Гордон).
Психологическая помощь ребенку, переживающему горе. Психологическое консультирование родителей, имеющих «особых» детей. «Воспитание родителей» — система помощи семье (Опыт Финляндии).
Типичные ошибки психолога при семейном консультировании: самоутверждение психолога на консультации, излишняя ответственность или искусственность в поведении психолога, стремление дать совет, консультация как монолог, проекция собственных трудностей на проблемы клиента, оценивание клиента, переживание семейных проблем клиента как своих собственных, психолог как объект манипулирования со стороны одного из членов семьи.
Вопросы к экзамену.
1. Функции, формы семьи.
2. Социально-психологические особенности семьи.
3. Структура и динамика семьи.
4. Типовые трудности на этапе формирования супружеской пары.
5. Психологическая структура семейных взаимоотношений.
6. Кризисные ситуации в браке
7. Эмоциональные связи как основа семейного общения.
8. Специфика межличностных отношений в семье.
9. Конфликты в семье: причины возникновения, динамика развития.
10. Профилактика семейных конфликтов.
11. Семейные конфликты и невротические расстройства у детей.
12. Деформация и распад семьи. Развод.
13. Тактики семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений.
14. Пол ребенка и психология воспитания.
15. Влияние семьи на ранний опыт ребенка.
16. Функции отца и матери. Место ребенка в семье.
17. Воздействие различных методов воспитания.
18. Стиль взаимоотношений в семье и его влияние на развитие личности ребенка
19. Основные виды нарушений в семейном воспитании.
20. Основные проблемы и специфика воспитания детей в неполных и конфликтных семьях.
21. Нарушения личностных предпосылок нормального функционирования семьи.
22. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
23. Нарушение межличностной коммуникации в семье.
24. Нарушение механизмов интеграции семьи.
25. Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
26. Основные методы и методики семейной психодиагностики.
27. Основные виды психологической помощи семье.
28. Постановка целей семейного консультирования на основании анализа жалобы, самодиагноза, проблемы и запроса.
29. Групповая коррекция родительских установок.
30. Принципы и цели совместной психотерапии семьи.
31. Характеристика стадий совместной семейной терапии.
32. Приемы и методы работы психолога в совместной семейной терапии.
33. Характеристика стадий позитивной семейной терапии.
34. Принципы и методы позитивной семейной терапии.
35. Особенности проведения работы по коррекции взаимоотношений родителей с подростками.
36. Основные принципы и направления работы психолога с родителями дошкольников.
37. Работа с проблемными семьями.
38. Общие принципы работы с родителями в процессе консультирования.
39. Подходы к изучению семейной системы.
40. Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.
41.Понятие о семейном кризисе
42. Нормативный семейный кризис
43. Кризис принятия на себя супружеских обязательств
44, Кризис освоения супругами родительских ролей
45. Кризис включения детей во внешние социальные структуры
46. Кризис принятия факта вступления ребенка в подростковый период
47. Кризис семьи выполнившей свою родительскую функцию
48. Понятие о ненормативном семейном кризисе
49 Ненормативные семейные кризисы: измена, развод
50. Ненормативные семейные кризисы: инцест, тяжелая болезнь, смерть члена семьи
51. Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса
52. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
• Постановка «семейного диагноза» в работах отечественных исследователей.
• Постановка «семейного диагноза» в работах зарубежных авторов.
• Основные сложности изучения семьи как системы.
• «Кризис» семьи как проблема гиперустойчивости семейной системы.
• Супружеская психотерапия — один из аспектов работы с семьей.
• Применение арт-терапии при работе с семьей и отдельными членами семьи.
• Основные представления о семейной терапии в отечественной научной литературе.
• Основные представления о семейной терапии в зарубежной научной литературе.
• Влияние семейного опыта психолога — консультанта на процесс терапии семьи.
• Формы работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:
1. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу
2. Отметьте основные проблемы современной семьи
3. Какие семьи являются основным объектом социальных служб
4. Охарактеризуйте развитие отношений в предбрачной паре, назовите пребрачные факторы «успеха» и «риска»
5. Выделите основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку
6. Отметьте кризисные периоды развития супружеских отношений.
7. Какие факторы оказывают влияние на семейное благополучие.
8. Охарактеризуйте компоненты семейного нарушения: трудность, последствия, реакция семьи
9. Отметьте особенности нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
10. Укажите типичные нарушения в межличностных семейных коммуникациях
11. Охарактеризуйте компоненты семейного нарушения: трудность, последствия, реакция семьи
12. Отметьте особенности нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
13. Укажите типичные нарушения в межличностных семейных коммуникациях
14. Подберите диагностические методы и подготовьте программу исследования супружеской пары
15. Подберите и обоснуйте методический инструментарий исследования добрачного периода.
16. Охарактеризуйте феномены, присущие семье и наиболее ярко проявляющиеся при совместной семейной психотерапии
17. Опишите формы проведения совместной семейной психотерапии
18. Отметьте особенности позитивной семейной психотерапии.
19. Охарактеризуйте основные подходы к семейному консультированию
20. Опишите методы и приемы, используемые в семейном консультировании
21. Назовите основные типы практики работы семейных консультантов
22. Составьте консультацию для родителей по проблемам, возникающим в связи с развитием и воспитанием детей дошкольного возраста
23. Охарактеризуйте разнообразные формы индивидуальной и групповой работы с родителями.
II. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1.К целям психологического консультирования не относится:
а) обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;
б) развивать умение завязывать и поддерживать межличностные
отношения;
в) способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить
продуктивнее;
г) осуществлять воспитание клиента.
2. В какое направление психологического консультирования входят
социальное научение, тренинг социальной компетентности, рационально-
эмоциональная терапия Эллис:
а) гуманистическое направление;
б) глубинная психология;
в) бихевиоральное направление;
г) развивающая игровая терапия.
3. Укажите правильную последовательность стадий процесса консультирования:
а) планирование – исследование проблем – двумерное определение проблем – идентификация – деятельность – оценка и обратная связь;
б) оценка и обратная связь — планирование – исследование проблем – двумерное определение проблем – идентификация – деятельность;
в) идентификация проблем — планирование – исследование проблем – двумерное определение проблем – деятельность — оценка и обратная связь;
г) исследование проблем – двумерное определение проблем – идентификация – планирование – деятельность – оценка и обратная связь.
4.Что не относится к категории ранних отношений родителя и ребенка?
а) структурирование
б) вызов
в) вовлечение
г) обучение
д) воспитание
е) уход.
Ключ к тестам
По дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования».
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Отв. г в г г
1.Верны ли следующие утверждения:
А) Большинство семей в России – это семьи с обоими родителями и одним ребенком.
Б) У большинства брачных пар удовлетворенность браком растет с увеличением его стажа.
В) Брак и семья – это одно и то же.
Г) Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак.
Д) Супружеские роли – это роли отца и матери.
Ж) Роли в семье всегда парные.
З) К специфическим функциям семьи относят: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую.
2.Заполнить пропуски так, чтобы выражение было правильным.
А) Роли в семье разделяются на:
Супружеские роли – ……………………………………………..
Родительские роли – ……………………………………………..
Родственные родительские роли – ………………………………
Родственные роли – ………………………………………………
Б) Широко известна периодизация Э.К.Васильевой, выделившей пять стадий жизненного цикла:
1. ………………………………………………: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.
2. ……………………………………………….: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. ………………………………………………: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.
4. Дети живут с родителями до тех пор, пока хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.
5. Супруги живут с детьми, имеющими общие семьи.
УМКД Семейная психология — Стр 2
3. Используя данные текста, укажите на преобладание той или иной брачно-семейной структуры. Используйте знаки: < или >.
А) Форма семьи:
Распространенность Распространенность
нуклеарной семьи расширенной семьи
Б) Форма брака:
Распространенность Распространенность
моногамии полигинии
В) Выбор партнера:
Распространенность Распространенность
экзогамии эндогамии
Г) Выбор местожительства:
Неолокальный Матрилокальный
выбор выбор
Д) Родословная и наследование:
Наследование Наследование
по женской линии по мужской линии
4. Верны ли следующие утверждения.
А) У подростка одновременно существуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и достижениях и вместе с тем – потребности в поддержке и присоединении к семейному “мы”.
Б) Наилучшие взаимоотношения в семье складываются при условии, если родители в процессе воспитания придерживаются стиля, направленного на соперничество.
В) Родители, использующие стиль реального сотрудничества с детьми в общении с ними, не должны объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение.
Г) Родители, использующие стиль реального сотрудничества с детьми в общении с ними, должны ценить в ребенке как послушание, так и независимость.
Д) Доминирующая гиперпроекция как стиль воспитания проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях.
Е) Репродуктивное поведение – система действий и отношений, определяющих воспитание и социализацию ребенка в семье.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
Курс «Основы психологии семьи и семейного консультирования» является интегрированным, объединяет изучение ряда смежных психологических дисциплин, предполагает значительный объем самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:
• изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
• решение практических задач;
• подбор научной литературы;
• построение плана самообразования.
Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Обязательными методическими пособиями для изучения дисциплины являются учебники: Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. «Психология семейных кризисов», Ковалев С. В. «Психология семьи». Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки БГПУ, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Также это необходимо и для подготовки к экзамену, так как часть экзаменационных вопросов выносится на самостоятельное изучение.
В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:
— знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;
— в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.
— анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;
— определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;
— продумать план ответа;
— составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;
— решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;
— самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.
Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом
— оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;
— оценка 4 «хорошо» — студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;
— оценка 3 «удовлетворительно» — студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически, но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции;
— оценка 2 «неудовлетворительно» — студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы.
В процессе занятия важно не только выступать, но и внимательно слушать своих сокурсников, оценивать их ответы, вести запись новой информации. В помощь студенту рекомендуются следующие периодические издания: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Прикладная психология» и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДОВАТЕЛЯМ.
Преподавание дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» осуществляется на межпредметной основе с использованием знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическое консультирование».
Подготовка осуществляется на основе анализа литературных источников, выполнения практических заданий.
Овладение курсом является необходимым условием профессионального становления специалиста. В ходе преподавания данной дисциплины педагог должен развивать у студентов практические умения и навыки анализа и оценки состояния современной практической психологии, а также должен мотивировать студентов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Для решения поставленных задач педагог в праве выбрать различные методы, средства и приемы обучения. Ведущими формами обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, консультации.
В ходе оценивания уровня знаний студентов могут использоваться тестовые задания (в ходе и текущей и итоговой аттестации).
Наряду с тестовыми заданиями, студентам предлагаются вопросы для самостоятельного изучения, а также вопросы к зачету и экзаменационные вопросы. В ходе итоговой аттестации у студентов оценивается, прежде всего, уровень сформированности системы знаний по предмету. Для оценивания достижений студентов проводится экзамен, в ходе которого обсуждаются актуальные вопросы психологии семьи, предлагаются для решения практические задачи.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
- Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк; — Санкт-Петербург Издательство «Речь», 2005.-236с.
- Дементьева И. Ф. Развод и дети. – М., 2000.
- Психологическое консультирование семьи. А.Н. Елизаров, М. «Ось — 89», 2004.
- Минияров В.М., Ельцова В.А., Райкова Е.Ю. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений. – Самара: СГПУ, 2005. – 211 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артомонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.