Влияние детско-родительских отношений на становление образа Я ребенка

Введение 4

Глава I. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений 8

1.1. Теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений 8

1.2. Детско-родительские отношения в психологии и педагогике 15

1.3.Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание………………………………………………………………………………………21

Глава II. Проблема формирования «образа Я» 26

2.1. Становление «образа Я» ребенка 26

2.2. Формирование «образа Я» у детей 5 – 7 лет 28

Глава III. Методы гормонизации детско — родительских отношений в период формирования «образа Я»………………………………………………………35

3.1. Гармоничные детско — родительские отношения………………………35

3.2. Педагогическая программа по гармонизации детско-родительских отношений………………………………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………..43

Список литературы……………………………………………………………48

Актуальность темы. Интерес к воспитанию в семье и семье в целом был всегда, но на современном этапе развития российского общества, в связи с нынешним кризисным состоянием семьи, существенно возрастает необходимость изучения и возрождения семьи, которая определяет, с одной стороны, уровень социального благополучия Росси, а с другой – влияет на социально-психологические условия воспитания российских детей.

В последнее время проблема семейного воспитания и детско-родительских отношений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Авдеева Н.Н., Архиреева Т.В., Варга А.Я., Захаров А.И., Клемантович И.П. [24], Личко А.Е., Спиваковская А.И., Эйдемиллер Э.Г. [56 – 59], и др.).

Никто не рождается на свет с готовым характером, знаниями, умениями строить отношения. Всему этому нас с самого рождения учит социум и в первую очередь семья. Семья является главным социальным фактором влияющим на становление личности. Семья – это наш первый воспитатель и как в свое время сказал Ж.-Ж. Руссо: «каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий», поэтому так важно что бы ребенок рос и развивался в полноценной, гармоничной семье.

17 стр., 8133 слов

Образ семьи у детей младшего школьного возраста

... , что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 5 семей (25%). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря ... основы исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста .1Понятие семьи и типы семейных взаимоотношений .2Роль семьи в воспитании личности ребенка .3Связь образа семьи с особенностями самосознания ...

Для ребенка семья это окружающие его близкие люди папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Именно от семьи, ее состава, от отношений друг к другу и к окружающим людям будет зависеть, как человек будет смотреть на мир, строить свои отношения и свою будущую семью.

Проблема исследования.

Значимость отношений между детьми и родителями. Особенно отмечается значимость для ребёнка детско-родительских отношений в период начала школьного обучения. Совладение с новыми жизненными ситуациями, которые требуют от него особых усилий и заставляют проявить незаметные в обычных условиях качества. Психологическое совладение детей и взрослых в трудных жизненных ситуациях определяет эффективность их социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни.

Цель исследования: раскрыть влияние детско-родительских отношений на успешное становление «образа Я» ребенка

Предмет исследования: влияние типа семейного воспитания на успешное становление «образа Я» ребенка.

Объект исследования: становление «образа Я» ребенка.

Гипотеза исследования: воспитание ребенка и становление его «образа Я» будет проходить успешнее в условиях гармоничных детско-родительских отношений.

Задачи исследования:

1) Провести теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений;

2) Изучить особенности детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе;

3) Проанализировать особенности становления «образа Я» ребенка;

4) Рассмотреть особенности формирования «образа Я» у детей 5 – 7 лет;

Теоретическая значимость исследования.

Исследование психологических особенностей ребенка под влиянием благоприятного или неблагоприятного семейного влияния вносит вклад в развитие теории формирования личности, в разработку теории и прикладных целей обеспечения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.

13 стр., 6468 слов

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

... эмоциональной связи с ребенком, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций и способы социального контроля. Исследование, посвященное образу детско-родительских отношений, показало, что ... родители разделяют типы взаимодействия с детьми на 5 категорий: конфликтный ...

Кроме того, данная работа может представлять интерес для психологов, учителей и родителей. Материалы исследования могут быть использованы для более глубокого изучения влияния детско-родительских отношений на различные стороны личности ребенка.

Методологической основы исследования.

Проблемы детско-родительских отношений исследовались многими психологическими школами и направлениями как в России, так и за рубежом: психоаналитическое (3. Фрейд , А. Фрейд и др.), неофрейдистское (А. Адлер, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджерс , В. Сатир и др.).

Особое значение имеют труды, посвященные-периодизации психического развития ребёнка (JI.C. Выготский, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), включая стадии становления детско-родительских отношений.

Так же большое внимание уделяется работам посвященным семье, семейному воспитанию и социализации детей (Адлер А. , Клемантович И.П. , Мудрик А.В., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э. Г).

Методы исследования:

1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) Эмпирические: наблюдение.

Научная новизна исследования.

Подчёркивая решающую роль отношений с родителями для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследовании, в то время, как клиническими психологами и психотерапевтами накоплен большой опыт работы в сфере детско-родительских отношений, значимость которых для ребёнка в период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (Г.А. Цукерман, К.В. Бардин, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.С. Мухина).

Тем не менее, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения не многочисленны и в большинстве своём имеют теоретический или описательный характер (Т.А. Гусева, В.К. Лосева, А.И. Луньков).

В рамках данной работы проводится эмпирическое исследование по выявлению детско-родительских отношений на становление «образа Я» ребенка, чем и подчеркивается новизна данного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1).Термин «образ Я» отражает специфику формирования представлений ребенка о себе и в младшем школьном возрасте выстраивается с помощью взрослого, через знания, приобретаемые им в процессе самопознания.

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено. Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.). Родительство входит как ...

2) Структура «образа Я» представляет единство когнитивного (знания о других и о себе), оценочного (оценка других и себя) и поведенческого (структурирование отношений со взрослыми и сверстниками) компонентов. Причем когнитивный компонент выполняет ведущую роль в становлении «образа Я».

3) Целостное развитие «образа Я» ребенка обеспечивается за счет освоения опыта самопознания, который рассматривается как составная часть личностного опыта и представляется в виде интеграции опыта общения с родителями.

Основное содержание курсовой работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект и предмет, задается цель и основные задачи.

В первой главе «Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений» проводится теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений; рассматриваются особенности детско-родительских отношений в психологии и педагогике.

Во второй главе «Проблема формирования «образа Я» рассматриваются особенности становления «образа Я» ребенка, а так же особенности формирования «образа Я» у детей 5 – 7 лет.

В третьей главе «Методы гармонизации детско-родительских отношений » проводится констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем в детско-родительских отношениях среди младших школьников.

В заключении подводятся обобщающие выводы

Список литературы состоит из 56 источников.

………….

1. Адлер А. Воспитание детей ; Взаимодействие полов : пер. с англ./ Альфред Адлер. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 412 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса/ Ш.А.Амонашвили.-М., 1990.-560с.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.-Спб:Питер, 2001.-288с

4. Бережковская Е. Л. Психологические особенности младших подростков как фактор преемственности между начальной и средней школой/ Е. Л. Бережковская, Н.В. Залевская// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей: сб.ст. М.; Красноярск,1999, с 153-173.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р.Бернс.-М.:Прогресс, 1986.-420с.

6. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2011. 48 с.

7. Божович JI. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / JI. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 45-53.

8. Божович,Л.И. Избранные психологические труды/Л.И.Божович.-М.:Междунар.психол.акад.-1995.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

10. Василец, М. В. Развитие профессиональной Я-концепции студентовменеджеров на этапе профессионального обучения: автореф. дис. . канд. психол. наук / М. В. Василец. Калуга, 2011. — 20 с.

11. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, O.K. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, B.JI. Поплужный, O.K. Тихомиров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 192 с.

12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 200 с.

13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб. : Союз, 1999. 221 с.

14. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 2011. — 306 с

15. Дутчина, О. Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента: автореф. дис. . канд. психол. наук / О. Б. Дутчина. – Иркутск, 2012. 22 с.

16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2012. — 368 с.

17. Джемс, У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 2010. — 309 с.

9 стр., 4220 слов

Раздел 1. Теоретические проблемы психологии личности

... 8. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. - М., 2007 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. 1995 ... . 48. Исторические корни периодизации развития личности (Гегель, С. Холл, Д. Эльконин, В.В. Давыдов, В.К. Шабельников). 49. ... Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев и др.). Изучение личности как проблемы ее индивидуальных различий (Б.М ...

18. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/ В.В. Давыдов// Вопросы психологии.- 1992.-№1.-С.22-42.

19. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В.В.Давыдов// Возрастная педагогическая психология.- М.,1979.-с.69-101.

20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В.Давыдов.-М.:Интор, 1996.-541с.

21. Джемс У. Личность. // Психология личности. Тексты. – М., 1982.

22. Занков, Л.В. Избранные педагогические сочинения/ Л.В.Занков.-М., 1996.-432с

23. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки.-Минск, 1993.-100с

24. Клемантович И.П. Современные тенденции развития социальной работы / Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал: издается с 1966 года / – 2012. – №8 2012. – С. 28-35.

25. Кон И. С. Психология самосознания / И. С. Кон // Психология самосознания. Самара, 2003.

26. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1984. 335 с.

27. Кон И.С. Категория «я» в психологии//Психол. ж-л, 1981.-Т.2.-№ 3.-С. 25-38.

28. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

29. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 2010. — 444 с.

30. Липкина А.И. Самооценка школьника.-М.: Педагогика, 1976.-116 с.

31. Липпс. Самосознание. СПб., 1903, стр. 6.

32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 2011. -304с.

33. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Педагогика 1971., 316с .

34. Макаренко А. С. Воспитание гражданина : сборник. / А.С. Макаренко. М. : Просвещение, 1988. 301 с.

35. Михно, О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов. Автореферат. – М., 2007.

36. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосозн