Шпаргалки по семейной психологии

Ответы на вопросы по курсу «Психология семейных отношений» (к.псх.н. Араканцева Т.А.)

1. Особенности семьи как малой группы. Функции семьи.

    Существует много определений семьи. Например: (в социологическое определении)  Семья – это объединённое узами родства группа лиц, которые проживают совместно и имеют общий бюджет.

Семья – первичная социальная группа, которая обеспечивает физическую и психологическую защиту членов семьи через систему близких взаимоотношений (психологическое определение).

   Трудности изучения семьи для исследователя:

  1. Закрытость семьи (особенно большие сложности  в изучении сферы супружеских отношений).
  2.  «Зашумлённость» объекта исследования (например: опыт собственной семьи рассматриваются как норма).

Исследование семьи в психологии. Выделяют два подхода в изучении семьи.

  1. Психотерапевтический подход представляет собой практику работы с семьёй, не имеет достаточно полного обобщения. Имеет место однобокость, так как обращаются те семьи, у которых возникли проблемы.
  2. Знаньевый (сциентистский) подход. Рассматривается вопрос о том, что нам известно о семье. Также рассматривается развитие семьи, формы семьи, прогнозы относительно будущего семьи.

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для неё:

  1. Семья – это гетерогенная по полу и возрасту группа.
  2. Внутрисемейные отношения, а также отношения семьи с внешним окружением достаточно жёстко контролируется обществом.
  3. Присоединение к семье или уход из семьи процессы, которые чётко фиксируются.
  4. Обязательность особого рода отношений в семье (например: любовь, аттракция…).
  5. Обязательность сексуальных отношений между супругами.
  6. Психологическая включённость в семью носит тотальный характер.
  7. Рост изнутри.
  8. Долговременность существования.
  9. Полуфункциональность (многофункциональность) семьи, то есть семья справляется с многим объёмом функций.
  10.  Закрытость в плане присоединения новых взрослых членов семьи.
  11. Не предполагает наличия единой деятельности.

  Функции семьи – это сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением потребностей членов семьи, а также общества в целом.

5 стр., 2229 слов

Специфика оказания помощи семьям группы риска

... социальном, психологическом, педагогическом и других направлениях. Семья группы риска – это неблагополучная семья, в которой существует наличие двух ... родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании ... семье надо расценивать как результат поведения каждого из членов семьи, и как следствие – системы взаимоотношений между всеми членами семьи. ...

  1. Экономическая функция (хозяйственно-бытовая). В семье происходит удовлетворение материальных потребностей членов семьи, происходит обеспечение физического здоровья семьи. С одной стороны забота о физическом выживании и с другой стороны производственная ячейка.
  2. Воспитательная функция (функция социолизации). Удовлетворение потребностей в родительстве. Если семья справляется с этой функцией, то она готовит новых членов общества.
  3. Сексуально-эротическая функция. Удовлетворение сексуальных потребностей супругов. Осуществляется регулирование сексуального поведения.
  4. Функция первичного социального контроля. Семья обеспечивает соблюдение социальных норм теми членами семьи, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут самостоятельно выстраивать своё поведение.
  5. Функция передачи статуса ( например: титулы)
  6. Эмоциональная функция семьи. Удовлетворяются потребности в движении, признании и т.д.
  7. Компенсаторная функция. (Выделяется не всеми авторами).

    Означает то, что в семье могут быть сняты определённые социальные запреты, либо просто ослаблены из действия.

Функции семьи – это динамический параметр. Поэтому функции могут добавлятся.

2. Характеристика семейных ролей. Типы ролевой структуры семьи.

Ролевая структура семьи отражает, каким образом в семье распределены обязанности между супругами. Насколько жёстко это распределение связано с полом и традициями.

Роли супругов.

30 стр., 14700 слов

Изучение роли семьи в период появления первого ребенка

... развитие ребенка. Задачи исследования: 1. Изучить освещение проблемы роли семьи в период появления первого ребенка в психологии. 2. ... сферой духовного общения. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального ... или просто близких супругам и необходимых им людей [32, С.242]. По определению А.И. Антонова, семья - это основанная ...

  1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. (Зарабатывание денег, обеспечение семьи адекватного уровня благополучия).

    Приписывается мужчине. В большинстве случаев так и реализуется.

  2. Роль хозяина, хозяйки. (Покупка продуктов, обеспечение уюта и т.д.) Приписывается женщине.
  3. Роль ответственного за уходом за младенцем. Обеспечение ребёнку физический и психологический комфорт. Приписывается женщине.
  4. Роль воспитателя. Развитие ребёнка в компетентную и ответственную личность. Часто родители считают, что эта роль должна осуществляться детским садом, школой… Если родитель принимает эту роль, то решающим фактором является пол ребёнка. Если девочка, то её воспитывает мать, если мальчик, то мать и отец поровну.
  5. Роль сексуального партнёра. Проявляется в сфере активной сексуальной жизни. Традиционно роль мужская.
  6. Роль организатора развлечений. Приоритет мужчин, но чётких предписаний нет.
  7. Организатор семейной субкультуры.

    Деятельность, направленная на формирование у членов семьи культурных ценностей, увлечений. Эта ролевая позиция представлена не в каждой семье.

  8. Роль ответственного за поддержание родственных связей. Традиционно возлагается на обеих супругов, в реальности эта роль женская.
  9. Роль «психотерапевта». Новая ролевая позиция. В современной семье эта позиция наиболее важна для решения личных проблем партнёров. В реальности, чаще всего, это женская роль. Предписаний кто должен выполнять эту роль нет.

Типы ролевой структуры семьи.

1 тип. Традиционная ролевая структура. Предполагает, что за супругами достаточно чётко распределяются роли в соответствии с их полом и существующими традициями. Не предполагает наличие некоторых ролей (6,7,8,9).

2 тип. Эголитарная ролевая структура. Её суть: все супружеские роли распределяются в соответствии с их желаниями и возможностями, без учёта пола супругов.

Ролевая структура изменяется в течение всей жизни. (Например: рождение ребёнка, переезд и т.д.)

  1. Формы брака. Основные характеристики традиционных и нетрадиционных форм брака.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулированная обществом форма отношений между супругами, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу и по отношению к детям.

4 стр., 1929 слов

Особенности межличностных отношений супругов в молодых семьях

... отношений в молодых семьях. Объект исследования является супружеские отношения. Предметом исследования являются особенности межличностных отношении супругов в молодых семьях. Гипотеза исследования: межличностные отношения супругов в молодых семьях характеризуются: • удовлетворенностью браком; ... семьи и брака, но долгое время исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли ...

Формы брака.

  1. Моногамия (единосупружие) предполагает наличие двух супругов.
  2. Полигамия (многосупружие) предполагает наличие супруга одного пола и несколько супругов другого пола.

Существуют разновидности таких браков: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужие).

Рассмотрим причины полигамии,т.е. чем обусловлено её существование.

А) Экономическая целесообразность. (например: Крайний север и Тибет).

Б) Демографические диспропорции.

В) Религиозные традиции. 

  1. Групповые браки. Предполагают наличие брачных партнёров разного пола.

Нестандартные семьи – это двое или несколько человек любого пола, которые не являются   кровными родственниками, а также одинокие люди.

    Примерно 27% населения Земли проживают в нестандартных семьях.

Причины:

  1. Увеличение меры терпимости к добрачным и внебрачным сексуальным отношениям.
  2. Изменение гендерных сексуальных ролей (до 60 годов женщины были в семье домохозяйками, после этого периода они начинают себя реализовывать, вплоть до отказа создания семьи).
  3. Общее разочарование в традиционных ценностях, к числу которых относится стандартная семья.
  4. Ценности личностной автономии. Личность рассматривается как самостоятельная ценность, ей не нужен антураж семьи.
  5. Увеличение молодых людей, которые откладывают заключение брака или вообще отказываются от создания семьи.
  6. Увеличение числа пожилых семей.

Общие характеристики нестандартной семьи по сравнению со стандартной.

А) наличие детей не обязательно, т.е. не является нормой;

12 стр., 5805 слов

Совместимость и удовлетворенность супругами браком

... брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т. д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. ...

Б) нестабильность брачных отношений;

В) отсутствие нормы сексуальной преданности супругов;

Г) разнообразие форм брака;

Д) распределение власти, чаще всего эголитарная структура.

Формы нестандартной семьи.

  1. Сознательное одиночество. ( В большей степени женский вариант).

Причины:

— способствующую роль играет образовательный уровень;

— возможность экономически самостоятельно обеспечить себя;

— отношение общества к одиночеству;

— женщины с возрастом психологически легче переносят одиночество; в зрелом возрасте выглядят физически и психологически лучше своих замужних сверстниц.

2. Незарегистрированное сожительство. (число этих браков увеличивается).

Могут быть двух видов:

  1. Гражданский брак – это незарегистрированное сожительство. в котором предполагаются сексуальные отношения между партнёрами. Часто предполагают брак, но с оговоркой о сексуальных отношениях на стороне.
  2. Не предполагающий сексуальных отношений между партнёрами. (например: пожилой человек и молодая девушка и наоборот…) Если партнёры имеют сходную систему ценностей,  может быть связано с религиозностью.

3.Сознательная бездетность. Это 10% женского населения. Это как правило жительницы мегаполиса, имеют высокий образовательный уровень, также имеют высокооплачиваемую работу. Они вступают в брак достаточно поздно. Позиция: дети негативно влияют на качество супружеских отношений. Эти женщины были либо старшими, либо единственными детьми в семье.

4. Нестабильные браки. Предполагают возможность прерывания брачных отношений с согласия обеих сторон или же брак может заключаться на определённый отрезок времени. Сюда же относятся прерывающийся брак.(например: брак прерван на какой-то срок, предположим на месяц).

5. Ситуация открытого брака. Партнёры допускают и присутствуют внебрачные  сексуальные отношения.

Лигализованная дружба – у супругов к их союзу присоединяется ещё 1 человек, сексуальные отношения с одним, но контактирует с обоими.

Свинг – обмен партнёрами в сфере сексуальных отношений.

Гомосексуальные браки.

3 стр., 1158 слов

Глава7 Социальное обслуживание семьи и детей

... Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механиз­ ... риториальные учреждения социального обслуживания семьи и детей: территориальные центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, ... определить исходный уровень здоровья и психики ребенка, разработать индивидуальные программы реабилитации и абилитации ребенка, спрогнозировать ...

6. Групповые браки. Они крайне не стабильные, особенно когда появляется ребёнок.

Более устойчивая форма – это коммуна.

— совместное проживание и ведение хозяйства

— общие дети

— пожилой человек у них чувствует себя более спокойно

— экономия средств, проживание в коммуне дешевле.

Но есть и отрицательные моменты:

— человек не может побыть один

— неравенство нагрузки в выполнении хозяйственных дел

— воспитание детей размыто и неопределённа позиция отца.

    Перспективы нестандартных семей невелики. Скорее всего останется стандартная семья нуклеарного (двухпоколенная семья) типа с небольшим количеством детей.

  1. Характеристика основных типов структуры семьи.

Структура семьи подразумевает количество членов семьи, а также совокупность отношений между ними. Анализируя структуру, можно понять как осуществляется та или иная функция семьи.

Принять выделять 2 типа семейной структуры.

1 Традиционная (расширенная) структура семьи. Предполагается многопоколенная семья. В ней представлены более чем два поколения родственников. Эти семьи имеют ряд психологических многообразий.

А) Основная линия отношений – это отношения по вертикали, т.е. отношения кровного родства.

Б) Позиция власти. Старшее поколение определяет итоговое решение в семье, а младшие должны подчиняться.

В) отношения очень регламентированы, т.е. что можно, как нужно себя вести и т.д. Мало спонтанности. Такие семьи редко распадаются.

Г) Решение вопроса о распределении обязанностей, законностей между мужчинами и женщинами. (Нравится, не нравится – делай. Вплоть до выхода из этой семьи.).

Д) Воспитание детей. Имеет место чёткое разделение воспитательных методов в зависимости от пола.

Е) Преимущественно это сельские семьи, т.е. проживающие в сельской местности.

27 стр., 13419 слов

Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке

... родительской семьи на специфику семейных отношений. Гипотезы: Образ родительской семьи оказывает различные влияния на систему отношений и ценностей, складывающихся в разных типах семей. Появление ребенка в семье может ... миф человека о себе, других людях, жизненном мире во времени его жизни" [136, стр.300]. Данный исследователь рассматривает эту категорию как целостное психическое образование, ...

 2 Нуклеарная семья – это двухпоколенная семья, т.е. родители и их несовершеннолетние дети. Таким семьям характерно: проживание в больших городах, психологическое многообразие:

— Это отношения не кровного родства, т.е. отношения между супругами.

— Отношения эмоционально насыщенные и нестабильные.

    В мировом сообществе преобладает расширенная семья, но идёт рост нуклеарных семей.

  1. Основные тенденции в развитии семьи.

     Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

     Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

     Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи.
   Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3 стр., 1266 слов

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли

... следующие задачи: ? проанализировать понятие «семья»; ? составить характеристику семей; ? рассмотреть семейные роли; ? проанализировать понятие «лидерство»; ? выявить взаимосвязь семейных ролей и лидерства. Объект исследования - ... отношений членов семьи». По мнению социолога А. Г. Харчева семья представляет собой «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями ...

     Можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия:

• переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;

• снижение рождаемости — характерная особенность российского общества конца XX в. Если в 1985 г. на 1000 человек населения в России приходилось 16,6 рождения, то в 1995 г. — лишь 9,3. Отметим, что на протяжении последнего десятилетия уровень рождаемости практически остается неизменным. Переход от многодетной к малодетной семье в современном обществе обусловлен включением женщин в его производственную сферу; особенностями профессиональной деятельности супругов, в частности ее высокотехнологичностью; ценностными ориентациями и социально-экономическими условиями жизни современной семьи. Причинами снижения рождаемости в России являются экономическая нестабильность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возрастание как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образовательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж материнства. Таким образом, в семье на одного ребенка зачастую приходится четверо прародителей — бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает «центр тяжести» забот семьи — родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является также взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки—пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.

  1. Понятие семейного кризиса. Проблема адаптации семьи к стрессовым воздействиям.

Семейный кризис – это период в жизни семьи, когда требования предъявляемые стрессорами и напряжение внутри семьи, которое возникает вследствие, этого, должны быть сбалансированы возможностями самой семьи, т.е. семья должна приобрести новые качества. Семья, таким образом, переходит на новый этап своей жизни.

    Это понятие вводят представители системного подхода. По их мнению, в течение своей жизни семья практически постоянно сталкивается с определенными трудностями, проблемами. Эти проблемы принято называть стрессорами, их воздействие близко к стрессу.

Типы стрессоров.

  1. По силе воздействия.

— сильные (рождение ребёнка, смерть, болезнь, переезд и т.д.)

— слабые (конфликты на бытовом уровне).

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... семьи.5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.6. Конфликты, ... физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; создавая условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви и ...

2. По длительности воздействия.

— хронические (постоянно, долго) например: мало денег;

— ситуативные (короткий промежуток) стихийное бедствие.

Важны факторы внезапности и исключительности.

3.По источнику возникновения стрессора.

— нормативные стрессоры (это те события, которые обусловлены нормальными событиями семьи) например: вырос ребёнок и ушёл из семьи, ребёнок идёт в школу и т.д.

— трудности, которые обусловлены неблагоприятными вариантами семейной жизни; например: внезапная смерть, измена и т.д.

    В результате действия этих стрессоров образуется функциональная пустота (например: потеря одного из близких людей).

    Описывая ситуацию семейного кризиса, специалисты схематически изображают этот период.

Аккумуляция     ———- внутрисемейное   ———результаты        +

 Стрессоров               напряжение        адаптации    — , т.е. положительные и отрицательные.

     Отрицательная адаптация – это распад семьи.

      Положительная адаптация – это изменение семьи.

  1. Психологические переменные, влияющие на адаптивность семьи к стрессу.

    Олсон провёл исследование 1200 супружеских пар.

  1. Пары были разделены на 4 группы, т.е. выделил 4 группы по стажу брака.

молодые супруги без детей;

— супруги с маленькими детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

— семьи с детьми подростками;

— «пожилые» супружеские пары.

2. Замер психологических характеристик семей. Переживание стрессовых событий, уровень семейного благополучия.

    Два параметра влияющие на способности реагировать в стрессе:

  1. сплочённость семьи;
  2. гибкость семьи (способность семьи быстро изменять распределение обязанностей в семье).

Результаты.

    Нет никаких различий по уровню переживаний в стрессе.

Самыми благополучными были супруги 1 и 2 группы (молодые супруги без детей и супруги с маленькими детьми дошкольного и младшего школьного возраста).

Самыми неблагополучными оказались семьи с детьми подростками.

    Молодые пары продемонстрировали высокий уровень сплочённости, гибкости. Сходно выглядели и пожилые пары, но чуть хуже по сплочённости. В семьях с маленькими детьми высокая степень сплочённости, но они не были гибки. Семьи с подростками: сплочённость низкая, высокий показатель гибкости, но ниже чем у 1 и 4 (молодых супружеских пар и  «пожилых» супружеских пар).

    Вывод: Характеристики гибкости и сплочённости влияют на адаптивность. Чем выше сплочённость, тем выше уровень адаптации. Гибкость – фактор, который оказывал внешние связи со сплочённостью. Если сплочённость была высокой, то для большей адаптивности семья должна была быть гибкой. И наоборот, если показатели сплочённости невысокие, то по гибкости они должны быть низкими.

  1. Понятие семейного цикла. Социологический подход к периодизации семейного цикла (Э.Васильева, Дюваль).

    Развитие семьи называется семейным циклом. Исследования начинаются в социологии. Семья рассматривается как динамическая система. Это означает, что основные характеристики семьи изменяются на разных этапах её жизнедеятельности (например: структура семьи и её функции).

   Каждая семья в своём развитии проходит ряд стадий и те семьи, которые находятся на одной и той же стадии развития и между собой чем-то схожи, создают периодизацию цикла.

Периодизация семейного цикла Дюваля. Выделяет 7 стадий семейного цикла:

  1. Стадия бездетных супругов.(От момента заключения брака до появления первого ребёнка).
  2. Стадия, на которой у семьи имеется младший ребёнок до года.
  3. Семьи, где все дети дошкольного возраста (старшему до 7 лет).
  4. Семья с детьми школьниками (оба ребёнка).
  5. Старший ребёнок уходит из семьи; т.е. выпускают ребёнка в самостоятельную жизнь.
  6. Семья заканчивает свою воспитательную функцию, последний ребёнок уходит из семьи.
  7. Стареющая семья.

    Критерием стадий этой периодизации становится возраст.

Наш автор периодизации Васильева выделяет 5 стадий, содержание похоже с Дювалем.

     

9.  Психологический подход к периодизации семейного цикла (В.Сатир, С.Кратохвил, Плзак).

 (всё что нашла)

Модель В.Сатир. (из псих. малой группы)

Статус КВО —- Вторжение —— ХАОС —— Интеграция —- Практика (рисунок должен быть по кругу, т.е. всё взаимосвязано).

Сатир предложила свою модель для анализа процессов развития семьи. Эта модель также с успехом применяется при диагностике стадий организационного развития и даже для интерпретации  хода изменений происходящих в государстве.

    Процесс закономерно проходит следующие 5 фаз:

  1. Статус КВО —  состояние дел характеризуется постоянством и устойчивостью. Преобладающим чувством является уверенность в завтрашнем дне и скука.
  2. Вторжение инородного агента.         Может быть человек, который имеет новые знания. Когда в группе ощущается необходимость изменений. Отчётливо проявляется стремление вести себя так, как будто ничего не происходит. Превалирующие чувства: настороженность и беспокойство.
  3. Хаос. Система воспринимается как находящаяся в состоянии полного развала. Вначале преобладает сожаление по добрым старым временам, но постепенно сменяется ощущением растерянности и вместе с тем, готовность принять неизбежное.
  4. Интеграция нового. Происходит становление новых структур, складываются новые формы взаимодействия, приобретаются необходимые в изменившихся условиях знания и умения. Происходит движение к более функциональным отношениям, внутри организации устанавливаются более эффективные связи с внешним миром и появляются надежды.
  5. Практика. Новое проходит обкатку. Начинает приносить плоды. Состояние дел приобретает устойчивость. Постепенно проявляется комплекс черт характерных для 1 фазы. Поначалу царит всеобщий энтузиазм, затем появляется скука.

В. Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста:

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

    Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

    Несомненный интерес представляют исследования М. Плзак и С. Кратохвил, установивших и описавших два типичных критических периода в жизни семьи как закономерности.

Первый кризис — 3-7 лет существования семьи, продолжительность кризиса (при благоприятном стечении обстоятельств) может быть около года. Ведущую роль в этом случае играют исчезновение романтических настроений, активное противодействие контрасту в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост разногласий во взглядах на вещи, учащение проявлений отрицательных эмоций, рост напряженности в отношениях, чувства неудовлетворенности, возникновение молчаливого протеста, ощущений обманутости и упреков.

Второй кризис — 17-23 года совместной жизни. По сравнению с первым кризисом этот — менее глубокий, но более длительный по времени — около двух лет. Для него характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, страхи, появление различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с отделением детей от семьи, усиление эмоциональной зависимости жены, её переживания по поводу быстрого старения; возможные измены мужа. Однако следует отметить, что избежать таких кризисов, как правило, нельзя, но сознательно управлять ими, их протеканием в интересах дальнейшего укрепления семьи возможно и необходимо.

10. Функциональные и структурные характеристики современной семьи.

    В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы.  Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки. Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Умение проникать в душу другого, терпимость, необходимая в общении с детьми, определенная свобода от своих профессиональных занятий дают большую возможность именно бабушкам и дедушкам налаживать положительные контакты со своими внуками и ненавязчиво на них воздействовать. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.

     В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах. При этом, реализация равенства в семье зависит, прежде всего, от уровня эмоционально-нравственной зрелости супругов, от уровня нравственной культуры.

     Демократизация отношений в семье в первую очередь, изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. От взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными.

Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. На основании эмпирических данных можно говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья – результат овдовения или развода. Все больше детей остается без одного из родителей. Материнская семья исходно внебрачна. Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет.

    В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок.

    В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогою, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

    Говоря о возврате традиционных ролей мужчине и женщине, необходимо отметить, что эта традиционализация осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.

    Такая традиционализация носит зачастую вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже, в целом, всего общества. Поэтому в процессе общественного развития должны быть найдены новые механизмы, соответствующие правам отдельных членов семьи и поддерживающие эффективное выполнение семьей своих основных функций в изменяющихся социально-экономических условиях.

    Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Экономическое неблагополучие семьи прежде всего сказывается на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Это оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность. Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы (не только в малообеспеченных семьях), когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

11.Характеристики семьи на разных стадиях её существования.

1 стадия – этап зарождения семьи. Это период адаптации супругов. Выстраивается модель будущих взаимоотношений супругов. Происходит распределение власти, характер основных конфликтов и способы их преодоления. Происходит сексуальная адаптация. Планируется количество детей в семье. Решаются вопросы первоначального обзаведения. Происходит формирование отношений с родственниками. Это наиболее конфликтный этап. Также это период, когда максимальная нестабильность отношений.

    Наибольшее количество разводов происходит в этот период. Причины:

— некоторая неопределённость предписанию относительно распределения ролей между супругами;

— неблагоприятная модель родительской семьи;

— продолжительность добрачного знакомства (меньше 6 месяцев).

— заключение брака из-за предстоящего рождения ребёнка.

2 стадия – этап воспитания детей. Субъективная оценка брака снижается. Это период профессиональной активности. Также максимальна бытовая активность. Увеличивается нагрузка: совмещение профессиональной роли и семейной роли. Основная доля нагрузки ложится на плечи женщин. Инициатива снижения исходит от женщин, т.е. происходит эмоциональное остывание. Причины:

 Родительская роль – роль, от которой нельзя отказаться без последствий. — Отсутствует подготовка к родительской роли.

Также внезапность перехода к роли родителей.

 Отсутствие чёткого понятия «хорошее» и «плохое» родительство.

3 этап – заключительный. Начинается тогда, когда ребёнок уходит из семьи. Повышается удовлетворённость брака, т.е. ценность брака увеличивается. Причины:

 Изменение критериев самооценки, которое происходит с возрастом. Человек начинает к себе хорошо относится, независимо от мнения других.

 Человек восстанавливается физически. Он может сворачивать свою социальную активность. У него сокращается сфера его влияния.

 Все пары, которые могли, уже расстались.

  1. Понятие удовлетворённости браком и её динамика. Модель качества брака (Р.Лиса и Г.Спаниера).

Удовлетворённость в браке – это субъективная оценка супругов качества своего брака.

   Краткая характеристика удовлетворённости браком. Модель Р. Льюиса и Г. Спаниера.

Первая группа факторов. Добрачные факторы, которые влияют на удовлетворённость браком.

— сходстао супругов (национальность, религиозные предпочтения, социальное происхождение, уровень интеллекта, социальный статус, возраст);

— уровень образования;

— возраст вступления в брак;

-эмоциональное благополучие;

Показатели физического здоровья;

-позитивное представление о себе;

— оценка брака родителей;

— отношения с родителями;

— оценка собственного детства;

-одобрение выбора со стороны родственников и друзей;

-соответствие добрачного поведения существующим традициям;

— соответствие добрачного сексуального поведения.

Вторая группа факторов. Социально-экономические факторы, которые влияют на удовлетворённость браком.

-уровень благосостояния семьи;

— стабильность экономических ресурсов семьи;

— статус мужа;

— количество других взрослых, проживающих в семье. Чем меньше, тем лучше;

— способность контролировать количество детей в семье;

— характеристики населённого пункта, где проживает семья;

Третья группа факторов. Личностные и диадические факторы.

 фактор воспринимаемого сходства;

 физическая, сексуальная и интеллектуальная привлекательность партнёров.

 совпадение ценностных ориентаций;

 наличие общих интересов;

эмоциональная насыщенность отношений;

 сексуальная удовлетворённость;

 соответствие образа супруга образу идеала;

 уровень самораскрытия;

 уровень эмпатии;

 наличие общих символов;

 соответствие представлений супругов о распределении ролей;

физическая разделённость супругов;

 выполнение общих дел.

  1.  Типологии коммуникативных позиций (В.Сатир). (из книги Сатир)

      Существуют определенные и, кажется, универсальные модели общения людей друг с другом. Вновь и вновь наблюдаю четыре типа коммуникаций, к которым прибегают люди, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса. Я назвала их заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный.

Научившись лучше распознавать эти типы общения, я заметила, что самооценка легко приходит в «подвешенное» состояние, если у человека не развито устойчивое чувство собственной ценности. Когда он сомневается в себе, на его самооценку сильно влияют действия и реакции окружающих людей.

Важно понять, что каждый раз, когда вы что-то говорите, весь ваш организм тоже участвует в этом. Когда вы произносите слова, ваше лицо, голос, тело, дыхание, мышцы тоже говорят.

     Несоответствие между вербальным и невербальным планами общения порождает двусмысленность. Ваши слова говорят об одном, а все остальные ощущения и действия — о другом.

Я уверена, что, пока ощущение в семье не будет иметь подлинный и единственной смысл оно не приведет к доверию и любви, которые так необходимы для благополучия всех ее членов.

Давайте повнимательнее рассмотрим четыре типа поведения, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения.

Чтобы тип реагирования стал яснее, я включила простую словесную диаграмму, обрисовывающую каждую из четырех моделей. Имейте в виду, пожалуйста, что эти типы реагирования используют и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые.

Заискивающий (миротворец)

Слова

Согласие

Все, что ты хочешь, — это хорошо».

«Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым».

Тело

Умиротворяет

«Я беспомощен» — выражено в позе жертвы

Внутри

«Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я — ничто»

     Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это — человек-согласие, говорящий так, будто он не может ничего сделать сам, ему постоянно требуется чье-то одобрение. Даже пять минут играя эту роль, вы почувствуете тошноту.

Чтобы стать достойным миротворцем, надо решить, что вы действительно не представляете никакой ценности.

Обвинитель

Слова

Несогласие

«Ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с

тобой происходит?»

Тело

Обвиняет

«Я здесь главный»

Внутри

«Я одинок и несчастлив».

     Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он — диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо».

Чтобы быть достойным обвинителем, требуется говорить максимально резко и жестоко, обрывать всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному.

Расчетливый («компьютер»)

Слова

Суперрационапьные

«Если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из здесь присутствующих».

Тело

Считает  

«Я спокоен, холоден и собран»

Внутри

«Я чувствую себя уязвимым».

 «Компьютер» очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем. Тело его сковано, он часто мерзнет и чувствует себя расчлененным на части. Голос монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.

Будучи «копьютером», употребляйте максимально длинные слова, даже если вы не уверены в их значении. По крайней мере, ваша речь будет казаться умной. После первых же фраз никто вас больше не станет слушать.

Отстраненный (безумный)

Слова

Неадекватные

Слова или не имеют смысла, или касаются отвле-

ченной темы

Тело

Неловкое  

«Я нахожусь где-то еще»

Внутри

  «Никто обо мне не заботится Здесь мне нет места»

Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил — это не относится к тому, что говорит или делает кто-нибудь другой. Отстраненный не реагирует ни на какие вопросы. Его внутренние ощущения сродни головокружению. Голос может быть певучим, но часто прерывается, человек расхаживает взад и вперед без причины, так как его внимание ни на чем не сфокусировано.

Играя роль отстраненного, представьте себя волчком, который постоянно вертится, но никогда не знает, куда движется, и, даже дойдя до цели, не понимает этого. Вы активно раскрываете рот, двигаете всем телом, руками, ногами. Чаще всего говорите невпопад. Одежда у вас довольно странная, неряшливая.

А сейчас вам наверняка захотелось спросить: неужели эти четыре типа поведения— все, что у нас есть? Конечно, нет. Есть другой тип реагирования, который я назвала «уравновешенный» или «гибкий». Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете.

Из пяти типов реагирования только уравновешенный дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. Чтобы вы не подумали, что этот тип поведения недосягаем, я хочу отметить, что в состоянии внутреннего равновесия вы сможете по-прежнему заискивать, если захотите, обвинять, если вам это нравится, пускаться в дебри умственных построений или устраниться вовсе от реальных условий жизни. Различие в данном случае заключается только в том, что вы будете делать это осознанно и будете готовы к любым последствиям.

Этот тип реагирования дает вам возможность жить полноценно, реально, согласуясь с доводами разума и сердца. Став уравновешенным, вы обретете внутреннюю гармонию, чувство ответственности, честность, знания, способность к творчеству и умение разрешать любые проблемы реальными путями. Четыре других типа общения связаны с сомнительными ценностями, сделками, обманом, одиночеством, халтурой, забвением традиций, решением надуманных проблем. Чтобы стать уравновешенным, требуется сила воли, смелость, новые убеждения и новые знания. Здесь невозможно притвориться.

Человек может исцелиться, только если станет хозяином своего сердца, чувств, тела и головы, благодаря этому он еще ближе прикоснется к своей душе, а следовательно, к своей сущности. В результате он сможет выразить себя как целостная личность, а это повысит его самооценку, поможет создать гармоничные отношения с другими.

  1. Семейные проблемы работающей женщины.

    Одной из самых драматических перемен в последние годы стало увеличение числа женщин, вовлеченных в трудовую деятельность. Занятость обоих родителей оказывает более глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети, чем на те семьи, где дети подросли (или в которых нет детей).

Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают оба родителя, наверное, будет возрастать. Женщины, родившиеся в период бума рождаемости, уже имеют собственных детей. Многие планируют продолжать работать после их рождения.

    В семьях, где работают оба супруга, может возникнуть стрессовая ситуация, которую Рона и Роберт Рапопорт (1976) называют дилеммой перегруженности.

    Например, возвращаясь с работы, муж или жена застает в доме такую картину: кругом беспорядок, дети дерутся, холодильник пуст. Вероятно, это создает напряженность в семье. И муж, и жена могут также столкнуться с проблемой, названной дилеммой идентичности — речь идет о попытке сразу справиться со многими обязанностями. Женщина, выросшая с матерью или другими близкими родственницами-домохозяйками, наверное, умеет приобщить мужчину к домашней работе, но ей не всегда удается угадать, в какой мере ее муж может справиться с этой ролью. В свою очередь, муж может похвалить жену за то, что она приносит в дом зарплату, но, скорее всего, его не устраивает, если она получает больше, чем он.

    Хотя семьи, где работают оба супруга, находят все более широкое распространение, разделение труда по половому принципу твердо укоренилось в жизни семьи.
   Недавно Блад и Вольфе установили, что это разделение соблюдается не так строго, если уровень образования жены выше, чем у мужа. Каким образом распределяются семейные обязанности между мужем и женой, если жена работает? Выборочное обследование семей, проведенное Уолкером и Вудсом (1976) в Сиракузах (Нью-Йорк), показало: чем больше времени жена работает вне дома за зарплату, тем меньше домашних дел она выполняет, но ее общая перегруженность  возрастает. Однако мужья, жены которых работают вне дома, обычно помогают им по хозяйству не больше, чем мужья неработающих жен, и общая
 загруженность мужей (дома и на работе) в действительности становится тем меньше, чем больше работает жена.        

    Другие исследования бюджета времени обычно подтверждали результаты обследования в Сиракузах (Хартманн, 1981).

Они доказывают верность гипотезы, что мужчины не хотят участвовать наравне с женами в воспитании детей, уборке дома и выполнять другие домашние обязанности, даже если их жены работают. Однако в одном из исследований была выявлена любопытная особенность, обнаруживающаяся при распределении домашних забот. Лейк (1970) обнаружил, что, когда членам семьи предлагалось сообща решить проблему распределения домашних дел, они находили общий язык и обычно отбрасывали прочь традиционные половые роли. Но когда им приходилось решать те же самые проблемы в присутствии посторонних людей, они исполняли традиционные роли. Лейк делает вывод, что равное распределение обязанностей облегчается внутри семьи, когда при этом не присутствуют посторонние люди. Это объясняется тем, что в присутствии посторонних и мужчины, и женщины стараются соответствовать традиционным «образцам».

  1. Критерии успешного общения в семье. ( книга «основы семейной психологии» с. 531)

Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от чёткости и ясности общения в семье.

     Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

    Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребёнку, то нередко в таких семьях развитие ребёнка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

     Согласно Орлову, личность находится между областью субъективного и объективного содержания и формируется как посредник между ними в процессе социализации. Ребёнок практически полностью зависит от социального окружения в первые десятилетия своей жизни, в результате чего приобретает совокупность «привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий представлений и предубеждений, желаний и мнимых потребностей семейной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки».

    В этом случае у личности есть два пути существования:

1. Актуализации и реализация подлинных «сущностных» потребностей.

2. Построение «фасада» (персоны, по Юнгу), мимикрия под социальное окружение, жизнь его потребностями и вытеснение в личное бессознательное подлинных желаний и стремлений, не согласующих с желаниями и стремлениями социального окружения.

    Эти два пути обычно сосуществуют.

     С учётом специфики семьи как персональной среды развития личности ребёнка предлагается следующая система принципов семейного воспитания:

— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

— родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего;

— воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

— диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

— воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;

 — все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребёнка, должны быть построены на игре;

— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

  1.  Стратегии воспитания, ведущие к деформации личности ребёнка.

    Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

    Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

    Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

    Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

    Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

    Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

    Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК)

  1. Стили воспитания в семье.

   В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический  определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между  детьми  и родителями, включенностью детей в обсуждение  семейных  проблем,  учетом  их мнения,  готовностью  родителей  прийти  на  помощь,  если  это   требуется; одновременно с этим — верой в успех самостоятельной деятельности  ребенка  и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

   Контролирующий стиль предполагает значительные  ограничения  в  поведении детей, четкое и ясное  объяснение  ребенку  смысла  ограничений,  отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

   Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп  и  детей  со  смешанным  стилем воспитания.  Дети  в  семьях  с  демократическим  стилем   характеризовались умеренно  выраженной   способностью   к   лидерству,   хорошим   психическим развитием,  социальной  активностью,  легкостью  вступления  в  контакты  со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и  эмпатия.  Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.Дети  родителей  с  контролирующим  стилем  воспитания  более   послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в  достижении  собственных  целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания ребенку присущи  внушаемость,  послушание, эмоциональная      чувствительность,       неагрессивность,       отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

 Традиционно  в  психологической  литературе  выделяют   следующие   стили семейного воспитания — авторитарный,  демократический,  либеральный.  Еще  в работах А. С.  Макаренко  было  выделено  несколько типов  так  называемого ложного  родительского   авторитета:   авторитет   подавления,   расстояния, педантизма,  резонерства,  подкупа.   В   качестве   благоприятных   описаны авторитет любви, доброты, уважения. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
 
 Г.  Крайг  предлагает  следующую   классификацию   стилей   родительского воспитания,   выделенных   на   основании   соотношения   двух   параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный  стиль  предполагает  высокий уровень контроля, когда родители  признают  и  поощряют  растущую  автономию своих детей,  а  также  теплые  отношения  (родители  открыты  для  общения, допускают изменения  своих  требований).

 Как  результат  —  дети  социально адаптированы, уверены в себе,  способны  к  самоконтролю,  обладают  высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем,  родители ждут  неукоснительного  выполнения  своих  требований;  отношения  холодные, отстраненные.  Дети  замкнуты,  боязливы   и   угрюмы,   непритязательны   и раздражительны. Девочки в большинстве своем — пассивны и зависимы,  мальчики — неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает  низкий  уровень контроля   и   теплые   отношения.   Родителями   слабо   или   совсем    не регламентируются поведение ребенка. Хотя  родители  открыты  для  общения  с детьми, доминирующее направление коммуникации  —  от  ребенка  к  родителям, детям предоставлен избыток свободы,  родители  не  устанавливают  каких-либо ограничений.  Дети  склонны  к  непослушанию  и  агрессивности,  ведут  себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях  дети становятся активными,  решительными  и  творческими  людьми.  Индифферентный стиль — с низким уровнем  контроля  и  холодными  отношениями.  Родители  не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны  к  детям,  закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами  не  остается  сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается  с  враждебностью,  ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

  1.  Гиперопека в родительско — детских отношениях и её виды.

Гиперопека – повышенная забота и навязчивая опека и внимание к своему ребенку со стороны родителей. Это когда нормальная забота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за их судьбу.
    Причиной излишней заботы о сыне или дочери может быть собственное несчастливое детство родителей, отсутствие материального благополучия. В этом случае их основным желанием становится обеспечение потомков всем тем, чего они были лишены в свое время. Еще одна причина — страх утратить ребенка. Это чувство часто основывается на объективных причинах. Например, младенца долго ждали, обращались за помощью к специалистам. Или в раннем детстве малыш долго болел или получил серьезную травму. В таких случаях родители склонны преувеличивать его болезненность, беззащитность и слабость. Замечена закономерность: дети, которые все получают “на блюдечке с голубой каемочкой”, в подростковом возрасте начинают бунтовать и конфликтовать с родителями. Протест против чрезмерной родительской опеки у человека, который стремится почувствовать себя взрослым, может принимать самые разные формы: от холодной вежливости до агрессивного отпора. Посредством гиперопеки сделать ребенка несчастным значительно проще, чем осчастливить его.

Специалисты выделяют два вида гиперопеки: снисходительную и доминирующую.
Снисходительная гиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, охраняя от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает негативные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке сына или дочки к реальной жизни за порогом родительского дома. Детям все позволяется, все прощается, они не знают никаких ограничений. Когда такой ребенок поступает в школу, он не может наладить контакты с ровесниками, ему сложно выполнять требования учителя, тяжело учиться.
Нельзя злоупотреблять хорошим принципом “Все лучшее — детям”. Нельзя приучать ребенка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Ребенок, который все время слышит: “Это только тебе. Ешь сам, никому не давай”, вырастет эгоистом, который умеет только требовать и ничего не дает взамен. Пройдут годы, и такие люди, не получая за рамками семьи благ, к которым привыкли, будут стремиться взять их любимыми средствами, даже подлостью и силой, или почувствуют себя неполноценными, обманутыми, несчастными.
Доминирующая гиперопека. Родители отдают ребенку много сил и внимания, но при этом практически лишают его самостоятельности, вводя всякие запреты и ограничения. Обычно такой стиль воспитания свойственен авторитарным женщинам, которые считают сына или дочку своей собственностью. Такие женщины с успехом выполняют роль любящей матери, пока ребенок маленький и целиком от них зависит. Однако в дальнейшем власть взрослого уменьшается, утрачивается его авторитет.
Надо помнить, что ребенок может полноценно развиваться только в процессе той деятельности, которая вызывает у него интерес и какой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. При доминирующей гиперопеке создается ситуация, отлично отраженная в поговорке “Можно затянуть лошадь в воду, но нельзя принудить ее пить”. Ограничение свободы ребенка автоматически ведет к ограничению его ответственности. Ребенок перестает ощущать себя активным участником семейных взаимоотношений, который несет ответственность за то, чтобы каждому члену семьи было хорошо.
Таким образом, авторитаризм взрослых препятствует развитию в ребенке самостоятельности, способствует формированию эгоистичных черт. Родители, которые не приучили сына или дочку заботиться о других, растят иждивенцев. Возможен и другой, грустный итог: тотальный контроль озлобляет детей; став взрослыми, они начинают бунтовать против отеческого притеснения, могут пойти на полный разрыв с семьей.

  1.  Депривация в семье и её влияние на развитие личности ребёнка.

Депривация (англ. deprivation – лишение, утрата).

    Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».          Уже этимологический анализ показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.

     Психическая депривация — это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

  Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

  Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов — социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

  Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная),  социальная (идентичности).

По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Эмоциональная и сенсорная депривация. Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенкаю Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм — явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

И. Лангмейер и 3. Матейчек полагают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

Однако для практики можно признать справедливым тезис, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды обитания ребенка.

Наряду с эмоциональной и сенсорной выделяют также социальную депривацию.  Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.  Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их посдедующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое-например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность.

Практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Сейчас у нас много делается для детей, которые испытывают материнскую депривацию в ее крайних формах,— для детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, интернатах. Но проблема начинает осознаваться и шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребенком за счет увеличения послеродового отпуска, перехода на пятидневку в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплату отцу, чтобы мать имела возможность не работать.