Учебно-ознакомительная практика

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет — УПИ»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_________________О.И. Ребрин

______________________2006 г.

Сквозная программа по практике

Рекомендовано Методическим советом ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

для специальности 080505 — «Управление персоналом»,

 

 

Екатеринбург

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления 030000 «Гуманитарно-социальные специальности» (регистрационный номер 57 гум/сп от 14.05.2000) и учебным планом специальности 080505 «Управление персоналом».

 

Программу составили:

Казакова М.И. – к.ф.н., доцент кафедры социальной антропологии и психологии,

Таранова О.В. – старший преподаватель кафедры социальной антропологии и психологии,

Хохолева Е.А. — старший преподаватель кафедры социальной антропологии и психологии,

Трошкина Е.В. — старший преподаватель кафедры социальной антропологии и психологии,

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной антропологии и психологии

протокол №____ от «___»__________2006г.

 

Заведующий кафедрой О.В. Охотников

Социальной антропологии и психологии

 

Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарного образования ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

протокол №___ от «___»__________2006г.

Председатель методической комиссии ФГО Н.П. Коновалова

 

Председатель Методического Совета

ГОУ ВПО УГТУ-УПИ И.Н. Огородников

АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Учебно-ознакомительная практика

 

1. Общие положения

1.1. Период и сроки прохождения практики

Учебно-ознакомительная практика организуется и проводится в соответствии с программой и учебным планом.

Программа практики является основным нормативным документом, определяющим цели и задачи прохождения практики, ее сроки и требования, согласно государственному образовательному стандарту по специальности 062100 – Управление персоналом.

Учебно-ознакомительную практику проходят студенты 2 курса в 4 семестре.

19 стр., 9048 слов

Дифференциальная психология Учебная программа для специальности:

... программы «Дифференциальная психология», регистрационный № ТД - А-305/тип., утверждённой 30 июня 2010 г. Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры клинической психологии ... человека. Задачи дисциплины: ознакомление с ролью индивидуализации биологических, социальных процессов в жизнедеятельности человека; овладение законами, факторами, детерминантами ...

Продолжительность практики – две недели.

 

1.2. Цели и задачи практики

Целью практики является знакомство студентов со спецификой будущей специальности и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний.

Задачи:

1) познакомиться с организационной структурой службы управления персоналом организации;

2) изучить документы, используемые в работе специалистов по управлению персоналом;

3) проанализировать профессиональную деятельность специалиста по управлению персоналом.

 

1.3. Место прохождения практики

Практику студенты проходят на предприятиях любой формы собственности. Непосредственными местами учебно-ознакомительной практики студентов являются подразделениями по Управлению персоналом.

Направление студентов на практику производится в соответствии с договорами, заключенными университетом с организациями или по гарантийным письмам организаций с обязательствами предоставить необходимые условия для прохождения практики и оформляется приказом по университету.

 

1.4. Обязанности студента в период практики

В период прохождения практики студент обязан:

1) выполнять задания, предусмотренные программой практики;

2) подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего трудового распорядка;

3) строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

 

1.5. Руководство практикой

1.5.1. Обязанности руководителя от университета

Руководство практикой осуществляется кафедрой социальной антропологии и психологии.

В обязанности руководителя практики входит:

1. Проведение организационного собрания студентов перед выходом на практику с целью доведения до их сведения порядка и программы прохождения практики.

2. Обеспечение студентов, уходящих на практику программами и необходимыми сопроводительными документами.

3. Осуществление контроля за ходом практики студентов.

4. Оказание помощи при подготовке к проведению мероприятий.

5. Проверка отчетов и прием зачетов по практике.

 

1.5.2. Обязанности руководителя от предприятия

В период прохождения практики руководитель обязан:

1. Руководствоваться программой практики и графиком ее проведения.

2. Обеспечить своевременное проведение на предприятии инструктажа по технике безопасности и охране труда.

3. Организовать работу студентов на предприятии и систематически ее контролировать.

4. Оказывать содействие в сборе материалов для составления отчета, проверять его содержание и дать отзыв о работе студента на практике.

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... студентов по педагогической практике Цели и задачи студента на период педагогической практики. Анализ основных направлений деятельности студентов в период педагогической практики: 1. Анализ подготовительной работы студента к педагогической практике. ... мотивов участия в деле 6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов: • создание ситуации готовности • организационное ...

5. Сообщать руководителю практики от университета об отклонениях от нормального хода практики.

 

Содержание учебно-ознакомительной практики

Содержание учебно-ознакомительной практики включает несколько этапов:

I этап – Подготовительный

Студент должен:

1) ознакомиться с программой практики;

2) выбрать место прохождения практики;

3) предоставить на выпускающую кафедру гарантийное письмо о прикреплении студента на практику (прил.6);

4) взять направление на практику от выпускающей кафедры.

II этап – Основной

Содержание этого этапа включает следующие задачи:

1) познакомиться со службой управления персоналом организации (предприятия) и составить схему ее организационной структуры;

2) рассмотреть основную документацию, используемую в работе с персоналом. Указать название документов, их роль и место в управлении персоналом;

3) познакомиться с должностной инструкцией специалиста по управлению персоналом в данной организации (предприятии);

4) описать одну из функций специалиста по управлению персоналом (найм и отбор, адаптация, мотивация, оценка, обучение и т.д.).

Примерная схема описания: цель, объект, инструментарий, содержание, результат.

III этап – Заключительный

На этом этапе студент должен подготовить всю отчетную документацию по практике.

 

Составление и защита отчета

Результаты практики должны быть оформлены в виде отчета, который включает:

1. Титульный лист ( в приложении)..

2. Содержание (в приложении)..

3. Краткая характеристика организации или предприятия (полное название, юридический адрес, история, форма собственности, вид деятельности, численность персонала).

4. План проводимых мероприятий.

5. Схема организационной структуры службы управления персоналом ( в приложении)..

6. Перечень документов, используемых в работе с персоналом, с указанием их назначения.

7. Образец должностной инструкции специалиста по управлению персоналом ( в приложении)..

8. Описание функции специалиста по управлению персоналом.

9. Общие впечатления студента о практике.

10. Отзыв о практике ( в приложении)..

11. По окончании учебно-ознакомительной практики (в начале осеннего семестра) студент сдает на кафедру отчетно-методическую документацию руководителю практики.

Подведение итогов проводится в форме конференции, на которой студенты делают сообщения о результатах прохождения практики.

По результатам практики проводится дифференцированный зачет на основании представленных материалов.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цели и задачи практики

Организационно-экономическая практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики проис­ходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобре­тение студентами умения и навыков практической работы по избранной специально­сти и присваиваемой квалификации.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Основы управления персоналом», «Управление персоналом орга­низации», «Мотивация трудовой деятельности», «Организация труда персонала», «Экономика и социология труда», «Микроэкономика» и др.; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию организации системы управ­ления персоналом.

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... «Теоретические основы организации управления коммерческой фирмой» основой явились труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области управления персоналом, методические материалы базового ... предприятия. Во второй главе «Методы рациональной организации личной работы руководителя» рассмотрены основные ...

Задачи практики состоят в следующем:

• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

• разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

• сбор необходимых материалов и документов для выполнения в 8-м и 9-м семестре курсовых проектов по дисциплинам «Основы управления персоналом организации» и «Мотивация трудовой деятельности» в соответствии с выбранной темой.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой, применительно к особенностям конкретных баз практики.

• Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра социальной антропологии и психологии. Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень органи­зации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студен­тов возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих необходи­мый практический опыт.

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации — базы практики возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководи­телей указанных подразделений.

Работа каждого студента организуется в соответствии с его рабочей програм­мой, разработанной и утвержденной руководителями практики от университета и от организации.

Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организа­ционно-методическое руководство и контроль хода практики закрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию организационно-экономической практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются программа практики и «Дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом содержание практики">отчета по практике.

2. СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

• Организационно-экономическая практика для студентов специальности «Управление персоналом» — 080505 проводится на III курсе (6-й семестр) очной формы обучения. Продолжительность практики — 5 недель (после весенней сессии).

3. БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ

• В соответствии с поставленными задачами базами практики являются про­мышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занято­сти, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем со­ставе кадровые службы или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

• При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего, моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

• На период прохождения практики для студентов устанавливается режим рабо­ты, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых сту­денты проходят практику.

• Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных про­граммой практики.

• При прохождении практики студент обязан:

• полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

• подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового
распорядка;

• изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

• нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со
штатными работниками.

• Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается про­веркой собранных материалов руководителями практики от организации и от уни­верситета.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

• В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и ее особенности в зависимости от мас­штабов и организационно-правовой формы предприятия, а, также собрать материа­лы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике и аналитической части выполняемых в 8-м и 9-м семестре курсовых проектов по дисциплинам «Управление персоналом организации» и «Мотивация трудовой деятельности».

• Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым сту­дентом десяти заданий. Руководитель практики от университета, учитывая особен­ности организации — базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка. Основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность).

Место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства).

Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.

• Организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг. Но­менклатура и объем производства (оказываемых услуг).

Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.

• Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.

• Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.

• Анализ технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года: объем производства и реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, объем продаж, затраты (себестоимость).

Анализ финансового положе­ния: прибыль, рентабельность (с указанием необходимой бухгалтерской и статисти­ческой отчетности).

Взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страхо­выми организациями и др. Благотворительность.

• Характеристика эколого-экономического состояния. Экологический паспорт. Соответствие экологическим стандартам. Планирование, финансирование осущест­вляемых мероприятий по охране окружающей среды и анализ их влияния на дея­тельность предприятия (организации).

• Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности рабо­тающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске по­вреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

• Для выполнения «Задания 1» следует использовать устав организации, биз­нес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятель­ности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду (Форма № 2-Т); отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

• Срок выполнения задания — 1-я неделя.

Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персо­нала, его структуры, динамики, использования рабочего времени. Провести анализ численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного со­става работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

• Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года. Изучить динамику численного состава кадров организа­ции: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; про­цесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.

• Изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству высво­бождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы указанных управленческих процедур.

• Для выполнения «Задания 2» следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом. Срок выполнения задания — 2-я неделя.

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом. Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархиче­скую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персона­лом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изу­чить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение меж­ду бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.

Составить таблицы функционального разделения труда (см. форму табл. 1); провести их анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций с помощью ФСА.

Изучить должностные инструкции работников отдела.

Таблица 1
Таблица функционального разделения труда в отделе _

 

Ms п/п Наименование функции Исполнители Трудоемкость функции (чел. -ч)
        Нач. отдела управления персоналом Нач. бюро найма персонала Менеджер по персо­налу Техник      
  п

Условные обозначения:

Р — руководит,

С — согласовывает,

И — исполняет, • .

А — анализирует,

О — организует,

П — передает, получает информацию и т.д.

Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественно­го и качественного состава работников кадровой службы на оснэве штатного распи­сания и отчета организации по труду (Форма № 2-Т); определить наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должност­ные инструкции); изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения; состав и использование техниче­ских средств службы управления персоналом.

Срок выполнения задания — 3-я неделя.

Задание 4. Изучить систему найма и отбора персонала в организации; источ­ники привлечения персонала; организацию найма и приема персонала; порядок найма и увольнения работников; ознакомиться с наличием регламентирующей доку­ментации по найму и приему персонала.

Изучить систему проведения отбора персонала в организации: процедуру отбо­ра, состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей отбора, состав доку­ментов, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение ва­кантных должностей, методы оценки и отбора персонала, мероприятий по введению в должность, функции работников, ответственных за найм, отбор и прием персонала.

Срок выполнения задания — 4-я неделя.

Задание 5. Изучить организацию адаптации новых работников. Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.).

Изучить методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п.

Срок выполнения задания — 5-я неделя.

Задание 6. Изучить систему обучения персонала.

Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: организационно-методические доку­менты (постановления, положения, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников.

Срок выполнения задания — 5-я неделя.

Задание 7. Изучить организацию и планирование деловой карьеры и форми­рование кадрового резерва: организационно-методические документы (положение о кадровом резерве, приказ и т.п.); подразделения и должностные лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие должности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организа­цию работы с кадровым резервом.

Составить оперограммы (схемы) формирования кадрового резерва; дать оценку.

Срок выполнения задания — 6-я неделя.

Задание 8. Изучить систему проведения периодической аттестации работни­ков организации (отдельно — руководителей и специалистов): нормативно-методические документы по аттестации руководителей и специалистов; планы-графики ее проведения; процедуру аттестации; состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей и направлений аттестации работников, состав докумен­тов (аттестационный лист и др.), использование результатов аттестации.

Составить оперограммы основных управленческих процедур по аттестации работников.

Изучить использование деловой оценки персонала при замещении вакантной должности, при формировании резерва кадров на выдвижение и т.п.; методы дело­вой оценки (тестирование, собеседование и т.п.).

Срок выполнения задания — 6-я неделя.

Задание 9. Изучить используемые в организации формы и системы оплаты труда рабочих, специалистов и руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады); порядок (алгоритм) формирования фонда потребления организации, его структуру: фонд оплаты труда, фонд выплаты дивидендов и процентов по вкла­дам, фонд социальных и трудовых льгот; методы распределения фонда оплаты тру­да между работниками организации; систему стимулов и льгот, используемых для мотивации труда работников; систему участия работников организации в прибылях; систему социального, медицинского страхования и обслуживания работников.

Составить оперограммы (таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали — перечень исполнителей этих операций) процессов управления по перечисленным выше видам работ, выполняемым в ОТиЗе, ПЭО, финансовом отделе (см. форму табл. 2).

Для выполнения «Задания 9» следует использовать план и отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о результатах финансовой дея­тельности и др.

Таблица 2
Оперограмма процедуры

 

№ п/п Наименование функции Исполнители Трудоемкость операции (мин)
        Нач. отдела управления персоналом Менеджер по персоналу Зам. директора по персоналу      
      п

Срок выполнения задания — 7-я неделя.

Задание 10. Дать оценку кадровой политики организации, ее места в общей политике организации; изучить ее связь с финансовой, маркетинговой, производст­венной политикой и т.п.; формы, методы и принципы формирования кадровой поли­тики. Дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стратегии ор­ганизации, анализа ее внешней и внутренней среды.

Срок выполнения задания — 8-я неделя.

За время прохождения практики студент обязан собрать необходимые материалы и документы для выполнения курсового проекта по дисциплине -Управление персоналом организации»:

— схему оргструктуры управления организацией;

— штатные расписания;

— организационные структуры подразделений подсистемы управления персоналом;

— формы документов службы управления персоналом;

— планы повышения квалификации;

— положения по оплате труда;

— положения по аттестации работников;

— планы социального развития предприятия;

— положения о подразделениях службы управления персоналом;

— должностные инструкции работников службы управления персоналом;

— оперограммы основных процедур управления в подразделении;

-схемы информационных взаимосвязей подразделений и др.

Материалы для выполнения курсового проекта по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности» собираются в соответствии с «Методическими указаниями к курсовому проектированию по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности» и заданием преподавателя.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

За время практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций подразделений организации, выполняющих функции по управлению персоналом, решению конкретных управлен­ческих задач в интересах базы практики и процесса обучения, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового проекта.

Результаты выполнения задания данного раздела программы практики станут основой студенческих исследовательских работ, проектной части курсовых проектов.

ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)

Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации — базы практики, носить в основном исследовательский, поисковый характер.

Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до 4 человек) в зависимости от масштабности темы.

Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки.

Отчет по НИРС должен состоять из разделов:

• цель научной работы;

• предмет исследования;

• методика проведения исследования;

• анализ полученных результатов;

• выводы и предложения;

• список использованных источников.

Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов

1. Разработка целей системы управления персоналом.

2. Применение программно-целевого подхода при построении организационной структуры службы управления персоналом.

3. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом с внешними организациями (консультативными фирмами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

4. Проектирование вариантов орг/структуры службы управления персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации.

5. Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.

6. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом в общей орг/структуре управления организацией.

7. Разработка организационно-экономических условий развития творческой активности и самоутверждения личности.

8. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.

9. Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителя в рамках различных орг/структур.

10.Направления развития организационного проектирования системы управления организацией.

11.Развитие системного подхода в организационном проектировании систем управления организацией.

12.Использование программно-целевых методов в организационном проектировании систем управления организацией.

13.Направления развития методов анализа и проектирования систем управления организацией.

14.Развитие форм отображения материалов обследования и анализа систем управления организацией.

15.Комплексное проектирование систем управления организацией (различных уровней).

7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. В конце практики дневник заверяется руководителем органи­зации (подпись, печать).

На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соот­ветствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня организационно-экономической практики. Отчет студента по прак­тике должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал. Объем отчета — 35-40 страниц рукописного текста с приложением таблиц, схем, до­кументов, форм и других материалов.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

1)титульный лист (см. приложение);

2)оглавление;

3)общая характеристика организации и анализ производственно -хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;

4)анализ численности и структуры персонала;

5)характеристика и анализ системы управления персоналом организации;

6)анализ основных функций по управлению персоналом;

7)выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению персоналом;

8)список использованных источников;

9)приложения.

Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне рукописно или машинописное с оставлением полей; все страницы отчета ну­меруют арабскими цифрами; сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 12 или № 14 (параметры страницы (поля): верхнее — 3 см, нижнее — 2,5 см, левое — 2,5 см, правое — 1 см).

Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответст­вующий номер.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруют арабски­ми цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об (источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент должен сдать зачет.

Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.

Защита отчета по практике (зачет) проводится в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике перед комиссией, назначаемой заве­дующим кафедрой.

В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитывается содержание и правильность оформления студентом днев­ника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафед­ры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета.

Оценка, полученная на зачете по практике, учитывается при назначении сти­пендии.

Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицатель­ный отзыв о работе, может быть отчислен из университета за академическую за­долженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.

Управленческая практика

Управленческую практику проходят студенты 4 курса в 8 семестре.

Продолжительность практики – пять недели.

 

Целью практики является формирование у студентов навыков практической работы и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний.

 

Задание

1. Краткая характеристика базы практики (предприятия, организации).

2. Анализ деятельности предприятия (организации).

3. Оценка эффективности управления предприятием (организацией).

4. Приемы организации управленческого труда в условиях действующего предприятия (организации).

Реализация целей и задач практики

Для достижения поставленной цели и реализации предложенных заданий студенту рекомендуется:

1) познакомиться с принципами организации и структурой предприятия как объекта управления, привести организационную схему;

2) определить миссию и стратегические цели организации (предприятия);

3) изучить и проанализировать функции управления предприятием;

4) дать характеристику применяемых на практике методов управления;

5) ознакомиться со стилем управления руководителей предприятия и отдельных его подразделений, оценить условия и эффективность его применения;

6) изучить виды и формы информации, используемой в управленческой деятельности, способы ее сбора и обработки, схему документооборота;

7) дать оценку эффективности управления предприятием и отдельных его подразделений;

8) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием в целом или отдельных его подразделений в соответствии с тенденциями социально-экономического развития;

Собранный фактический материал используется при написании курсовых и дипломных проектов.

Практика завершается составлением отчета, отражающего содержание и основные результаты выполненной работы.

Структура и содержание отчета по практике

Отчет по практике включает:

1) титульный лист;

2) краткая характеристика базы практики (1-2 стр.);

3) результаты реализации поставленных задач, анализ управления деятельностью предприятия (организации), снабженный графическим оформлением;

4) предложения по совершенствованию управления предприятием или отдельных его подразделений (3-5 стр.);

5) перечень материалов, необходимых для написания курсовой работы или дипломного проекта (1-2 стр.).

Общий объем отчета составляет 25-30 стр. рукописного текста; не менее 16 стр. печатного текста. Параметры страницы: А4, левое поле – 3 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Параметры текста: шрифт Times New Roman, размер – 12, полуторный интервал.

ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика является важным и завершающим этапом в процес­се подготовки квалифицированных специалистов по управлению персоналом.

Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектиро­вания в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических зна­ний, полученных в период обучения в университете, и практических навыков, приоб­ретенных за время прохождения предыдущих видов практики.

Основные задачи практики:

1. закрепление студентами практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использова­нию персонала организации;

2. углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управле­ния персоналом организации — базы практики;

3. сбор материалов по теме дипломного проекта.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяются особенно­стями конкретной организации — базы практики, темой дипломного проекта и отра­жаются в индивидуальной рабочей программе.

СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика проводится:

для студентов очной формы обучения — на V курсе (в 10-м семестре), продолжительность — 5 недель;

БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ

Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, на­учно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, кон­салтинговые компании и другие организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме. Осно­ванием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между университетом и данной организацией на прохожде­ние преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.

При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться, преж­де всего, темой его дипломного проекта, а также исходить из.того, что на рабочем мес­те будущий специалист должен получить определенные практические навыки выпол­нения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ

Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обла­дают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин «Микроэко­номика», «Экономика и социология труда», «Основы менеджмента», «Экономический анализ деятельности организации», «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Инновацион­ный менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельно­сти», «Конфликтология», а также практическими навыками, полученными в ходе пре­дыдущих практик и выполнения курсовых проектов.

Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и системати­зацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.

Содержанием практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составлением общей характеристики организации — базы практики, анализом пока­зателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятель­ности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе — с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на резуль­таты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершен­ствованию системы управления персоналом.

Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:

1. Изучить общие сведения об организации — базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:

· специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняе­мых работ, оказываемых услуг;

· производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

· организационную структуру управления организацией;

· уровень специализации и кооперирования предприятия;

· общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.

Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.

Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям
эффективности, в том числе:

· объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

· затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

· прибыль (доход) и рентабельность;

· организационно-технический уровень производства, состав и возраст обо­рудования, технических средств управления;

· — численность работающих и их соотношения (по категориям), производительность труда, фонд оплаты труда

· финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).

Для пофакторного анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2-3 года).

,.

В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководите­лем дипломного проекта конкретизирует направления анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации — базы практики. Например, … более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:

­ финансового отчета;

­ отчета о финансовых результатах;

­ бухгалтерского баланса;

­ устава организации;

­ штатного расписания;

­ правил внутреннего распорядка;

­ положений о подразделениях; •;•

­ должностных инструкций;

­ положения по оплате труда;

­ положения по премированию;

­ положения о вознаграждении по итогам работы за год.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработ­ке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.

Второе задание носит более индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации — базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.

В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент’ должен проанализировать:

процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

· состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями оганизации;

· основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);

· существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешни организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агент­
ствами);

· методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации; «

· программы подготовки кадрового резерва и работы с ним; планы служебного роста работников организации

· процесс управления деловой карьерой сотрудников; методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала; организацию адаптации кадров;

· организацию подбора и расстановки кадров;

· управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

· управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

· способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

· организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени;

· методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

· взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.

При выполнении второго задания студентам рекомендуется: 1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой про­блеме изучить:

· общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);

· подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

· технологию управления персоналом с учетом состава и последовательно­сти принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функ­ций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;

· количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;

· состав и формы документов, используемых службой управления персона­лом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и по­вышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный до­говор, трудовой договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы до­кументооборота и др.);

· состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, комьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и техники безопасности.

· Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.

· Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.

При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:

  • разбираться в плановых и отчетных документах
  • разбираться в производственных и управленческих ситуациях; делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;
  • выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.

При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для сту­дентов специальности «Управление персоналом».

Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра социальной антропологии и психологии.

Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных проектов, кафедра:

— распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами;

— назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных препода­вателей кафедры.

Распределение студентов по базам практики и назначение руководителей от кафедры оформляется приказом проректора университета по учебной работе не позднее, чем за 14 дней до начала практики.

Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответст­вующей базе является преподаватель кафедры — руководитель практики.

Руководитель практики от кафедры ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от организации — базы практики. <

Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов.

Руководитель практики от организации:

знакомит студентов с объектом практики;

осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики;

консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.

Руководитель практики от кафедры до начала практики решает все организа­ционные вопросы, связанные с ее прохождением. К ним относятся:

распределение студентов по рабочим местам;

составление календарного плана прохождения практики каждым студентом на соответствующих рабочих местах.

Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики.

На организационном собрании каждому студенту выдается «Дневник студента по практике», в котором фиксируются:

рабочий план прохождения практики;

· содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения;

· экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентом за время практики;

· задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.

Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане. ,

Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими установленного порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий. Контроль выполнения программы практики обеспечивается проверкой содержания собранных студентами материалов не реже одного раза в неделю.

При прохождении практики студент обязан:

· выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой;

· ежедневно вести «Дневник студента по практике» и предъявлять его руководителю — преподавателю кафедры для проверки по его требованию;

· строго выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;

· соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

· выполнять задание по научно-исследовательской работе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать, в зависимости от темы дипломного проекта, существующие:

· организационную структуру системы управления персоналом;

· схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразде­лениями организации (должностными лицами подразделения);

· схему функциональных взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;

· схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;

· оперограммы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагается в дальнейшем совершенствовать.

Разработанные документы являются обязательными составляющими анали­тической части дипломного проекта.

ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)

В период прохождения практики каждый студент должен проводить научно-исследовательскую работу в соответствии с заданием, выданным руководителем практики. Тематика научно-исследовательских работ определяется руководителями практики от кафедры и предприятия и должна отражать наиболее важные проблемы управления персоналом организации — базы практики. Желательно, чтобы тема НИРС соответствовала теме дипломного проекта и явилась впоследствии фрагментом проектной части дипломного проекта.

НИРС может быть индивидуальной или групповой (до 4 человек) в зависимости от объема и характера выполняемых исследований. Разрешение на групповую НИРС дает руководитель практики от кафедры.

Результаты выполненной в индивидуальном порядке НИРС должны быть отражены в отчете по практике. Групповая НИРС оформляется студентами в форме отдельного группового отчета. В этом случае в отчете по практике каждого студента — участника групповой НИРС делается ссылка на этот отчет с указанием состава ав­торского коллектива и научного руководителя

Отчет или пояснительная записка по НИРС содержит текстовый материал, необходимые расчеты, графики, таблицы и т.д.

Наиболее интересные научные работы докладываются на научных конференциях. Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов:

Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом организации — базы практики с внешними организациями (консультационными центрами, «рекрутинговыми агентствами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

Проектирование вариантов орг/структуры службы управления персоналом в зависимости от вида, размеров и возможностей организации.

Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.

Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителей структурных подразделений организации в рамках действующей орг/структуры.

Разработка направлений развития организационного проектирования системы управления персоналом организации.

Комплексное проектирование системы управления персоналом организации.