Дифференциальная психология Учебная программа для специальности:

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной, воспитательной

и социальной работе

__________________ С.И. Коптева

«____» ________________ 2012 г.

Регистрационный № УД-_______/р.

1-03 04 03 Практическая психология

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Курс 2

Семестр 4

Лекции 30

УСРС 2

Семинарские занятия 12

УСРС 2

Лабораторные занятия 8

Экзамен _____4______

(семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине 54

Всего часов Форма получения высшего

по дисциплине 138 образования: дневная, заочная

Составил: старший преподаватель В.С. Волченков

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Дифференциальная психология», регистрационный № ТД — А-305/тип., утверждённой 30 июня 2010 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры клинической психологии

____ октября 2012 г.

Протокол № ______

Заведующий кафедрой

________________Т. И. Гаврилко

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

____________2012 г.

Протокол № ______

Декан факультета

____________ Л. А. Пергаменщик

5 стр., 2250 слов

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

... Виды и специфика социально-психологического знания. 4. Особенности взаимосвязи социальной психологии с другими научными дисциплинами. 5. Основные этапы развития социально-психологических взглядов. 6. Сущность и специфика ...

Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист УМУ БГПУ

__________________ С.А. Стародуб

Пояснительная записка

Дисциплина «Дифференциальная психология» выполняет интегрирующую роль в системе теоретической подготовки практических психологов, так как позволяет понять, каким образом взаимодействуют теоретические системы, представленные как обособленные в ряду основных психологических и смежных дисциплин и каким образом закономерности психологической науки воплощаются в конкретном, единичном существовании. Последнее обеспечивает и практическую подготовку, так как работа практикующего психолога предполагает взаимодействие, прежде всего, с единичными субъектами.

Содержание дисциплины соответствует требованиям образовательных стандартов, ориентировано на методологические, исторические, парадигмальные, практические составляющие данной области науки. Оно содержит информацию о феноменологии реального разнообразия людей, которое может рассматриваться в двух аспектах: по частным свойствам – психология индивидуальных особенностей и в целом – психология индивидуальности. Последнее отражает уникальность каждого человека и возникающую в связи с этим неопределенность в принятии успешных профессиональных решений практикующим психологом. Именно этот аспект разнообразия и становится основным предметом анализа, т.к. разнообразию свойств человека уделяется достаточно внимания в любой психологической дисциплине.

Целью дисциплины является совершенствование понимания студентами процессов развития человека на основании приобретения системного знания; понимания законов, обеспечивающих единство биологического, субъективного (психологического), социального в процессах развития; формирование уважения к индивидуальности человека.

Задачи дисциплины:

  • ознакомление с ролью индивидуализации биологических, социальных процессов в жизнедеятельности человека;
  • овладение законами, факторами, детерминантами процессов индивидуализации развития человека;
  • обучение навыкам использования свойства уникальности людей в практике психологической работы;
  • развитие культуры профессионального мышления благодаря овладению логикой системного анализа явлений, характеризующих индивидуальность человека как целостную систему.

Дисциплина реализуется в лекционных занятиях; на семинарских занятиях, в ходе которых студенты самостоятельно извлекают и анализируют информацию курса из первоисточников; через управляемую самостоятельную работу студентов; на лабораторных занятиях, во время которых приобретаются навыки.

В результате изучения дисциплины «Дифференциальная психология» выпускник должен:

знать:

– философские и естественнонаучные основы учения об индивидуальности;

– роль генотипа в формировании индивидуальности человека;

– влияние функциональной асимметрии мозга на тип индивидуальности;

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик ... что эта позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность ...

– факторы формирования индивидуальности;

уметь:

– формулировать гипотезы и выстраивать объяснительные модели;

– анализировать специфику концепций и парадигм целостности человека;

– пользоваться адекватной системой понятий, терминов и логик;

– ориентироваться в научных направлениях и персоналиях изучаемой области;

– владеть адекватными системами диагностики;

– подходить к изучению человека и помощи ему как неделимому целому.

Общее количество часов, отводимое на изучение дисциплины составляет – 138, из них 54 аудиторных часа (32 часа лекционных, 14 – семинарских, 8 — лабораторных).

Формой контроля знаний является экзамен.

Содержание учебного материала

Тема 1. Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии

Предмет и задачи дифференциальной психологии. Разнообразие людей: физическое, физиологическое, психическое, поведенческое.

История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки Донаучный период накопления знаний о различиях между людьми. Древний мир: учения о конституциях, темпераментах, характерах. Идеальная норма как мера оценки индивидуальных особенностей. Астрологические системы. Эпоха средневековья: христианская норма как мера оценки степени совершенства нравственного, интеллектуального, поведенческого статуса человека. Провозглашение необходимости усилий самого человека для приближения к христианскому идеалу. Эпоха Просвещения и поиск зависимости индивидуальных особенностей человека от его биологической природы (физиогномика, графология, френология).

Новое время и возникновение психологической науки. Статус вариативности психических свойств как объекта для изучения (В. Вундт).

В. Штерн и возникновение дифференциальной психологии. Востребованность практикой. Дилемма предмета дифференциальной психологии: персона или частные свойства (индивидуальность или индивидуальные различия): системный анализ.

Особенности развития дифференциальной психологии в ХХ веке. Индивидуальность как центральный объект предмета дифференциальной психологии. Дочерние науки. Место дифференциальной психологии в системе наук о человеке.

Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии.

Методы исследования индивидуальных различий.

Тема 2. Индивидуальность как предмет дифференциально-психологических исследований

Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность. Индивидуальность как уникальный целостный феномен.

Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий. Генотипические основы индивидуальности. Социальное наследование. Индивидуальная среда и её роль в детерминации индивидуальности. Современное понимание наследственности и среды. Генетика количественных признаков.

Основные теории генотип-средовых отношений. Традиционные теории: биогенетические, социогенетические, двухфакторные, культурно-исторические. Современные теории взаимодействия наследственности и среды: экспозиционная и идентификационная модели (Зайонч, МакАски), ортогенетическая концепция Х. Вернера, модели взаимодействия субъекта со средой Дж. Вулвилла.

18 стр., 8985 слов

Психология личности в системе стратегического менеджмента

... В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно ... типа темперамента у конкретного человека. В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. ... нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются ...

Структура индивидуальности. Обзор основных теорий: Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, М.С. Егорова. Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов).

Тема 3. Природные детерминанты индивидуального развития человека: функциональная асимметрия

Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности. Функциональная асимметрия и специализация полушарий. Латерализация. Психологические особенности лево-, правополушарных и равнополушарных людей.

Формирование асимметрии в онтогенезе. Концепция эквипотенциальности полушарий. Концепция прогрессивной латерализации.

Теории леворукости. Генетические, средовые и патологические факторы. Модели Дж. Леви, Т. Нагилаки, М. Аннет.

Тема 4. Свойства свойств нервной системы, типов темперамента">нервной системы и типологические особенности их проявления

Учение о свойствах нервной системы (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

Характеристика свойств нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность, лабильность, баланс. Свойства нервной системы и гормоны. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы.

Понятие типа в психологии. Попытки построения типологий индивидуальности на основе свойств нервной системы (И.П. Павлов, Н.И. Красногорский).

Тема 5. Половой диморфизм и индивидуальность

Пол в структуре индивидуальности. Гендер и пол.

Биологические механизмы половой дифференциации. Адаптационные преимущества полового размножения. Различия мужского и женского генотипов. Соматические и физиологические различия мужчин и женщин. Половые гормоны, их влияние на онтогенез и возрастное развитие психики.

Генетически детерминированные различия в брачном и родительском поведении мужчин и женщин, возрастной динамике половой функции (сексуальности и детородности).

Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.

Психологические и поведенческие различия мужчин и женщин, детерминированные биологически: профиль агрессивности, профиль интеллекта и частотная характеристика, физическая сила и скорость движений, особенности координации движений, распределение вариантов одаренности, соматических и психических заболеваний, свойств эмпатии и взаимоотношений.

Гендерные стереотипы. Фемининность, маскулинность и андрогиния.

Тема 6. Темперамент и характер в структуре индивидуальности

Понятие «темперамент»: историко-психологический анализ. Темперамент как физиологический фактор поведения (Аристотель, А. Галлер, С. Фуллье, Х. Инженьерос).

Телесные проявления темперамента (Э. Кречмер, К.Н. Корнилов, У. Шелдон).

Новые подходы к изучению темперамента. Исследования структуры темперамента (Г. Хейманс, Е. Вирсма).

Свойства нервной системы как предпосылка темперамента (И.П. Павлов, А.Г. Иванов-Смоленский, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

Регулятивная теория темперамента Я. Стреляу. Концепция структуры темперамента В.М. Русалова. Изучение темперамента в контексте психогенетических и лонгитюдных исследований (А. Томас, С. Чесс, Р. Пломин).

Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера (А.В. Либин).

Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна.

Тема 7. Способности и интеллект

Способности в структуре индивидуальности. Общепсихологический и дифференциально-психологический подходы к пониманию способностей.

Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей (А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов).

Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей (Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков).

Способности, одаренность, талант и гениальность как проявления индивидуальности. Типы интеллектуально-одарённых людей (А. Холодная).

Теории гениальности. Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона.

Интеллектуальные способности. Проблема определения интеллекта. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, С. Барт, Ф. Вернон, Дж. Гилфорд).

Теории множественности интеллектов (Р. Стернберг, Г. Айзенк, Д. Хорн, П. Балтес).

Концепция IQ. Устойчивость IQ.

Интеллект в структуре индивидуальных свойств. Тревожность и интеллект. Темперамент и интеллект. Личность и интеллект.

Креативность как проявление индивидуальности.

Тема 8. Типологический подход в изучении личности

Понятие личностного типа. Отличия личностных типов от личностных черт. Классификация как научный метод.

Психологические типы личности (К.Г. Юнг, П.В. Волков, Н. Мак-Вильямс и др.).

Тема 9. Психология черт личности

Черты как психологическая категория. Исследования Г. Оллпорта. Современное понимание личностных черт (Фарес, Чаплин).

Способы выделения черт: концептуализация, поиск семантического сходства, факторный анализ.

Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка. Теория черт личности Р.Б.Кеттелла.

Модель Большой Пятерки. Большая Пятёрка: лексическая модель (Голдберг).

Пять Факторов: психометрическая модель (Мак-Край, Коста).

Тема 10. Стилевые проявления индивидуальности

Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований. История понятия «стиль» в психологии (от А. Адлера до Е.А. Климова).

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – история возникновения понятия. Классическая структура ИСД (Е.А. Климов).

Пути и механизмы формирования ИСД. ИСД и её эффективность.

Когнитивный стиль. История исследования (Дж. Клейн, Р. Гарднер, Г. Уиткин, В.А. Колга, Е.Т. Соколова, М.А. Холодная).

Характеристика отдельных когнитивных стилей.

Единая концепция стиля человека (А.В. Либин).

Внутренний и внешний аспекты стиля человека.

Тема 11. Групповой статус индивидуальности

Групповые характеристики индивидуальности. Групповой статус индивидуальности, его детерминанты.

Социоэкономический статус индивидуальности. Влияние на личность социоэкономических факторов. Статусная позиция. Семейная среда и её важнейшие социоэкономические показатели. Градация социальных классов. Влияние статусной позиции на интеллект, личностные свойства.

Этно-культурные детерминанты индивидуальности. Генетически-расовые и социокультурные компоненты развития индивидуальности: их влияние на физическое, когнитивное и личностное развитие. Этническое самосознание и этнические предпочтения.

Учебно-тематический план

учебной дисциплины «Дифференциальная психология» специальности «Практическая психология» (дневная форма получения образования)

п/п

Наименование темы

Часов

Все-го

Лек-ции

Семин.

зан.

Лабор. зан.

1

Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии

2

2

2

Индивидуальность как предмет дифференциально-психологических исследований

4

2

2

3

Природные детерминанты индивидуального развития человека: функциональная асимметрия

4

2

2

4

Свойства нервной системы и

типологические особенности их проявления

2

2

5

Половой диморфизм и индивидуальность

8

6

2

6

Темперамент и характер в структуре индивидуальности

2

2

7

Способности и интеллект

12

6

2

4

8

Типологический подход в изучении личности

4

2

2*

9

Психология черт личности

6

2

4

10

Стилевые проявления индивидуальности

6

4

2

11

Групповой статус индивидуальности

4

2*

2

Итого:

54

30+2*

12+2*

8

* — часы, отведенные на УСРС

учебной дисциплины «Дифференциальная психология» специальности «Практическая психология» (заочная форма получения образования)

п/п

Наименование темы

Часов

Всего

Лекции

Семин.

зан.

Лабор. зан.

1

Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии

2

2

2

Половой диморфизм и индивидуальность

4

2

2

3

Способности и интеллект

2

2

4

Типологический подход в изучении личности

2

2

5

Психология черт личности

2

2

6

Стилевые проявления индивидуальности

2

2

Итого:

14

10

4

Учебно-методическая карта изучения дисциплины «дифференциальная психология» специальности «практическая психология», дневная форма получения образования

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля занятий

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Управляемая самостоятельная работа студента

1.

Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии

2

1.1

  1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
  2. История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки
  3. Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии
  4. Методы исследования индивидуальных различий

2

[1], [5], [6], [7]

2

Индивидуальность как предмет дифференциально-психологических исследований

2

2

2.1

  1. Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность
  2. Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий
  3. Основные теории генотип-средовых отношений
  4. Структура индивидуальности. Обзор основных теорий
  5. Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов)

2

[1], [2], [3], [5], [6], [7]

2.2

1. Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность

2. Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий

3. Основные теории генотип-средовых отношений

4. Структура индивидуальности. Обзор основных теорий

5. Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов)

2

План семинарских занятий

[1], [2], [3], [5], [6], [7],[8], [9]

Устный опрос, защита рефератов, анализ статей

3.

Природные детерминанты индивидуального

развития человека: функциональная асимметрия

2

2

3.1

  1. Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности
  2. Формирование асимметрии в онтогенезе
  3. Теории леворукости

2

[7], [10]

3.2

  1. Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности
  2. Формирование асимметрии в онтогенезе
  3. Теории леворукости

2

План семинарских занятий

[7], [10]

Устный опрос, защита рефератов

4.

Свойства нервной системы и типологические особенности их проявления

2

4.1

  1. Понятие о свойствах нервной системы
  2. Характеристика отдельных свойств нервной системы
  3. Понятие типа в психологии. Попытки построения типологий индивидуальности на основе свойств нервной системы

2

[5], [6], [8], [9]

5.

Половой диморфизм и индивидуальность

6

2

5.1

  1. Пол в структуре индивидуальности
  2. Биологические механизмы половой дифференциации
  3. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов

2

[1], [4], [6], [7], [8], [9]

5.2

  1. Морфологические и физиологические различия мужчин и женщин
  2. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента
  3. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса

2

[1], [4], [6], [7], [8], [9]

5.3

  1. Гендерные стереотипы
  2. Половые различия в психологических качествах
  3. Профессиональная самореализация мужчин и женщин
  4. Фемининность, маскулинность и андрогиния

2

[1], [4], [6], [7], [8], [9]

5.4

  1. Пол в структуре индивидуальности
  2. Гендерные стереотипы
  3. Половые различия в психологических качествах
  4. Профессиональная самореализация мужчин и женщин
  5. Фемининность, маскулинность и андрогиния

2

План семинарских занятий

[1], [4], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов, анализ статей

6.

Темперамент и характер в структуре индивидуальности

2

4

6.1

  1. Понятие «темперамент»: историко-психологический анализ
  2. Новые подходы к изучению темперамента
  3. Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера
  4. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна

2

[1], [3], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

7.

Способности и интеллект

6

2

4

7.1

  1. Способности в структуре индивидуальности
  2. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
  3. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

2

[1], [5], [6], [7], [8], [9]

7.2

  1. Способности, одаренность, талант и гениальность
  2. Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона
  3. Интеллектуальные способности

2

[1], [5], [6], [7], [8], [9]

7.3

  1. Теории множественности интеллектов. Концепция IQ
  2. Интеллект в структуре индивидуальных свойств
  3. Креативность

2

[1], [5], [6], [7], [8], [9]

7.4

  1. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
  2. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
  3. Способности, одаренность, талант и гениальность
  4. Интеллектуальные способности
  5. Теории множественности интеллектов. Концепция IQ
  6. Интеллект в структуре индивидуальных свойств
  7. Креативность

2

План семинарских занятий

[1], [5], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов, анализ статей

7.5

1. Интеллектуальные способности

4

План лабораторных занятий

[1], [5], [6], [7], [8], [9]

Оценка диагностического инструментария и протоколов психологического обследования

8.

Типологический подход в изучении личности

2

/2см

8.1

  1. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод
  2. Психологические типы личности

2

[3], [5], [6], [7], [8], [9]

8.2

  1. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод
  2. Психологические типы личности

/2см

План семинарских занятий

[3], [5], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов, анализ статей

9.

Психология черт личности

2

4

9.1

  1. Черты как психологическая категория
  2. Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка
  3. Теория черт личности Р.Б.Кеттелла
  4. Модель Большой Пятерки

2

[1], [6], [7], [8], [9]

9.2

  1. Личностные черты как проявление индивидуальности

4

[1], [6], [7], [8], [9]

Оценка диагностического инструментария и протоколов психологического обследования

10.

Стилевые проявления индивидуальности

4

2

10.1

  1. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований
  2. Индивидуальный стиль деятельности

2

[5], [6], [7], [8], [9]

10.2

  1. Когнитивный стиль
  2. Единая концепция стиля человека

2

[5], [6], [7], [8], [9]

10.3

  1. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований
  2. Индивидуальный стиль деятельности
  3. Когнитивный стиль
  4. Единая концепция стиля человека

2

План семинарских занятий

[5], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов, анализ статей

11.

Групповой статус индивидуальности

2

2лк/

11.1

  1. Групповые характеристики индивидуальности
  2. Социоэкономический статус индивидуальности
  3. Этно-культурные детерминанты индивидуальности

2лк/

[1], [6], [7], [8], [9]

11.2

  1. Групповые характеристики индивидуальности
  2. Социоэкономический статус индивидуальности
  3. Этно-культурные детерминанты индивидуальности

2

План семинарских занятий

[1], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов

Учебно-методическая карта изучения дисциплины «дифференциальная психология» специальности «практическая психология», заочная форма получения образования

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля занятий

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студента

1.

Методологические и теоретические основания дифференциальной психологии

2

1.1

  1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
  2. История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки
  3. Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии

2

[1], [5], [6], [7]

2.

Половой диморфизм и индивидуальность

2

2

2.1

  1. Пол в структуре индивидуальности
  2. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов
  3. Половые различия в психологических качествах
  4. Фемининность, маскулинность и андрогиния

2

[1], [4], [6], [7], [8], [9]

2.2

  1. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов
  2. Морфологические и физиологические различия мужчин и женщин
  3. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента
  4. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса
  5. Гендерные стереотипы

2

План семинарских занятий

[1], [4], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов

3.

Способности и интеллект

2

3.1

  1. Способности в структуре индивидуальности
  2. Способности, одаренность, талант и гениальность
  3. Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона
  4. Интеллектуальные способности

2

[1], [5], [6], [7], [8], [9]

4.

Типологический подход в изучении личности

2

4.1

  1. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод
  2. Психологические типы личности

2

План семинарских занятий

[3], [5], [6], [7], [8], [9]

Устный опрос, защита рефератов

5.

Психология черт личности

2

5.1

  1. Черты как психологическая категория
  2. Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка
  3. Теория черт личности Р.Б.Кеттелла
  4. Модель Большой Пятерки

2

[1], [6], [7], [8], [9]

6.

Стилевые проявления индивидуальности

2

6.1

  1. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований
  2. Индивидуальный стиль деятельности
  3. Когнитивный стиль

2

[5], [6], [7], [8], [9]

Информационно-методическая часть

  1. Перечень средств диагностики результатов учебной деятельности:
  • тесты учебных достижений,
  • устный опрос,
  • контрольная работа,
  • оценка рефератов,
  • оценка групповых проектов.

  1. Критерии оценок результатов учебной деятельности:

Критерии оценки знании и компетенций студентов по 10-балльной шкале:

1 балл – один:

2 балла – два:

  • фрагментарные знания в рамках типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • знание отдельных литературных источников, рекомендованных типовой учебной программой дисциплины;
  • неумение использовать научную терминологию дисциплины;
  • наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
  • пассивность на семинарских и лабораторных занятиях;
  • низкий уровень культуры исполнения заданий.

3 балла – три:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • знание части основной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • неумение использования научной терминологии;
  • изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
  • слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;
  • пассивность на семинарских и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

4 Балла – четыре:

  • достаточный объем знаний в рамках в рамках типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • использование научной терминологии;
  • стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
  • умение под руководством преподавателя решать стандартнее (типовые) задачи;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
  • работа под руководством преподавателя на семинарских и лабораторных занятиях;
  • допустимый уровень культуры исполнения заданий.

5 Баллов – пять:

  • достаточные знания в объеме типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • использование научной терминологии;
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках типовой учебной программы;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку:
  • самостоятельная работа на семинарских и лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий.

6 Баллов – шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • использование необходимой научной терминологии;
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решение в рамках типовой учебной программы;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
  • активная самостоятельная работа на семинарских и лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 Баллов – семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
  • лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
  • самостоятельная работа на семинарскихх и лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий.

8 Баллов – восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках типовой учебной программы;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
  • активная самостоятельная работа на семинарских и лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 Баллов – девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология»;
  • точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке;
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках типовой учебной программы;
  • полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
  • самостоятельная работа на семинарских и лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях,
  • высокий уровень культуры исполнения заданий.

10 Баллов – десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам типовой учебной программы дисциплины «Дифференциальная психология», а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
  • точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной типовой учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
  • творческая самостоятельная работа на семинарских и лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

  1. Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
  2. Ахвердова, О.А. и др. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Учебное пособие / О.А. Ахвердова и др. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
  3. Государев, Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Государев – М.: «Ось», 2006. – 112 с.
  4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
  5. Ильин, Е.П. Психогия индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
  6. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
  7. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
  8. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
  9. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
  10. Равич-Щербо, И.В. и другие. Психогенетика. Учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо – М., 2002. – 447 с.

Дополнительная литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / – Б.Г. Ананьев. – ЛГУ, 1969.
  2. Антология гендерной теории / Сост. Е. Попова, А. Усманова – Мн., 2000.
  3. Батаршев, А.В. Темперамент и характер / А.В. Батаршев – М., 2001.
  4. Доброхотова,Т. А. и другие. Левши / Т. А. Доброхотова  и другие. – М., 1994.
  5. Климов,Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов – КГУ, 1969.
  6. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин – М. 1993.
  7. Машков, В.Н. Основы дифференциальной психологии / В.Н. Машков – СпбГУ, 1998.
  8. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин – М., 1986.
  9. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия , В.Д. Небылицына – М., 1978.
  10. Психология одаренности детей / Под ред. Лейтеса Н. С. – М., 1996.
  11. Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо – М., 1988.
  12. Умрихин, В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / В.В. Умрихин – М., 1987.
  13. Хрисанфова, Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. Н. Хрисанфова – МГУ, 1990.
  14. Эфроимсон, В.П. Загадка гениальности / В.П. Эфроимсон – М., 1991.

Примерные вопросы к экзаменам

    1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
    2. История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки
    3. Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии
    4. Методы исследования индивидуальных различий
    5. Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность
    6. Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий
    7. Основные теории генотип-средовых отношений
    8. Структура индивидуальности. Обзор основных теорий
    9. Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов)
    10. Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности
    11. Формирование асимметрии в онтогенезе
    12. Теории леворукости
    13. Понятие о свойствах нервной системы
    14. Характеристика отдельных свойств нервной системы: сила нервной системы
    15. Характеристика отдельных свойств нервной системы: подвижность, лабильность и баланс нервных процессов
    16. Свойства нервной системы и гормоны
    17. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы
    18. Понятие типа в психологии. Попытки построения типологий индивидуальности на основе свойств нервной системы
    19. Пол в структуре индивидуальности
    20. Биологические механизмы половой дифференциации
    21. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов
    22. Морфологические и физиологические различия мужчин и женщин
    23. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента
    24. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса
    25. Гендерные стереотипы
    26. Негативная роль гендерных стереотипов
    27. Половые различия в психологических качествах
    28. Фемининность, маскулинность и андрогиния
    29. Понятие «темперамент»: историко-психологический анализ
    30. Новые подходы к изучению темперамента: исследования структуры темперамента; свойства нервной системы как предпосылка темперамента
    31. Новые подходы к изучению темперамента: изучение индивидуально-психологических различий в дифференциальной психофизиологии
    32. Новые подходы к изучению темперамента: регулятивная теория темперамента Я.Стреляу; концепция структуры темперамента В.М. Русалова
    33. Новые подходы к изучению темперамента: изучение темперамента в контексте психогенетических и лонгитюдных исследований; устойчивость темпераментальных показателей
    34. Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера
    35. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна
    36. Способности в структуре индивидуальности
    37. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
    38. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
    39. Способности, одаренность, талант и гениальность
    40. Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона
    41. Интеллектуальные способности
    42. Теории множественности интеллектов. Концепция IQ
    43. Интеллект в структуре индивидуальных свойств
    44. Креативность
    45. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод
    46. Психологические типы личности (анализ не менее 3-х типологий по выбору студента)
    47. Черты как психологическая категория
    48. Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка
    49. Теория черт личности Р.Б.Кеттелла
    50. Модель Большой Пятерки
    51. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований
    52. Индивидуальный стиль деятельности
    53. Когнитивные стили: общее понятие, виды
    54. Характеристика отдельных когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость; рефлексивность-импульсивность
    55. Характеристика отдельных когнитивных стилей: ригидность-гибкость; узкий-широкий диапазон эквивалентности; толерантность к нереалистическому опыту; когнитивная простота-когнитивная сложность
    56. Стили атрибуции: локус контроля; абстрактный и реальный стили переработки информации
    57. Единая концепция стиля человека
    58. Групповые характеристики индивидуальности
    59. Социоэкономический статус индивидуальности
    60. Этно-культурные детерминанты индивидуальности

    Тематика контрольных работ по дисциплине «Дифференциальная психология»

      1. Понимание природы индивидуальности в разные периоды развития человеческого общества: от Античности до современности
      2. Вклад В. Штерна в развитие дифференциальной психологии как науки
      3. Вклад Ф. Гальтона в развитие дифференциальной психологии как науки
      4. Вклад Дж. Кеттелла в развитие дифференциальной психологии как науки
      5. Научная деятельность А.Ф. Лазурского и развитие дифференциальной психологии в России
      6. Б.Г. Ананьев об индивиде, личности, индивидуальности
      7. В. С. Мерлин о структуре индивидуальности
      8. Анализ роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий
      9. Результаты использования методов близнецового, семейного и приёмных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий
      10. Основные достижения школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в изучении психофизиологических основ индивидуальности
      11. История изучения функциональной ассиметрии человека
      12. Психологические различия «правополушарных» и «левополушарных»
      13. Роль среды и наследственности в развитии феномена «леворукости»
      14. «Леворукость»: переучивать или нет? Взгляд на проблему в истории человечества и современное подходы к проблеме
      15. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по феномену «леворукости»
      16. Исторический анализ роли мужчин и женщин в жизни общества
      17. Биологические характеристики мужчин и женщин: сравнительный анализ
      18. Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин
      19. Половой диморфизм в животном мире
      20. Психологические особенности полоролевой идентификации при смене пола
      21. Нарушения полоролевой идентификации
      22. Влияние биологических факторов и культуры на полоролевую идентификацию
      23. Образы мужчин и женщин в сознании общества
      24. Представления о социальном статусе, предназначении и правах мужчин и женщин в обществе
      25. Фенимизм как социальное движение
      26. Мужской и женский интеллект: стереотип или реальность?
      27. Половые различия в эмоциональной сфере
      28. Половые различия в способностях
      29. Личностные особенности мужчин и женщин
      30. Особенности общения мужчин и женщин
      31. Особенности поведения мужчин и женщин
      32. Сексуальность и сексуальное повдение мужчин и женщин
      33. Мужчины и женщины в семье
      34. Пол и различные виды деятельности
      35. Пол и физическая культура
      36. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы
      37. Связь эффективности деятельности с типологическими проявлениями свойств нервной системы
      38. Вклад российских и советских ученых в разработку учения о свойствах нервной системы как биологической основе индивидуальности
      39. Подходы к выделению психологических различий в связи с особенностями телосложения
      40. Критический анализ конституционального подхода к изучению темперамента
      41. Изучение темперамента в психогенетических исследованиях
      42. Подходы современных западных психологов к изучению темперамента
      43. Темперамент и эффективность деятельности
      44. Соотношение темперамента и характера
      45. Соотношение характера и личности
      46. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы
      47. Исследования феномена гениальности в работах Ф.Гальтона
      48. Анализ теорий, посвященных феномену гениальности
      49. Научное изучение выдающихся людей как попытка определить детерминанты гениальности
      50. Одаренный ребенок: психолого-педагогическая характеристика
      51. История изучения интеллекта в зарубежной психологии
      52. История изучения интеллекта в отечественной психологии
      53. Психогенетические исследования интеллекта
      54. Возрастная изменчивость/устойчивость интеллекта
      55. Эмоциональный и социальный интеллект
      56. Обзор различных типологий личности (Т.Лири, Д.Кейрси, Э.Фромм, З.Фрейд, О.Ранк, А.Миллер, В.И. Зацепин, А.В. Либин)
      57. Типология эмоциональных проявлений личности
      58. Типология мотивационных проявлений личности
      59. Типология волевых проявлений личности
      60. Типы реагирования личности на фрустрацию. Типология личности по использованию механизмов психологической защиты
      61. Типологии личности по отношению к здоровью и болезням
      62. История изучения черт личности в психологии
      63. Устойчивость черт личности в онтогенезе
      64. Стили профессиональной деятельности
      65. Стили учебной деятельности
      66. Стили руководства
      67. Стили общения и отношений
      68. Индивидуальный стиль деятельности и успешность личности
      69. Внутрисемейные процессы как фактор формирования индивидуальных различий
      70. Психологические особенности развития близнецов
      71. Влияние социоэкономического статуса на развитие индивидуальных интеллектуальных различий
      72. Классовые и региональные детерминанты развития индивидуальных различий
      73. Влияние культуры на прохождение индивидом стадий возрастного развития

      6) Лабораторный практикум Занятие 1 (4 часа)

      Тема: Интеллектуальные способности

      Цель: Развитие у студентов практических умений по выявлению особенностей структуры интеллектуальных способностей.

      Задачи: 1) Закрепить теоретические знания о структуре интеллектуальных способностей;

      2) Освоить методику осуществления психодиагностики структуры интеллекта;

      3) Научить определять уровень интеллектуального развития испытуемых.

      Вопросы для изучения к лабораторному занятию:

      1. Понятие интеллектуальных способностей

      2. Факторные теории интеллектуальных способностей

      3. Методы диагностики интеллектуальных способностей

      Материалы и оборудование: методики психодиагностики, протоколы психодиагностического обследования.

      Примерный психодиагностический инструментарий: Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка; Тест креативности Торранса.

      План занятия:

      1 этап (домашний): подготовка вопросов для изучения к лабораторному занятию (см. выше).

      2 этап (домашний): подбор психодиагностических методик для проведения диагностики и подготовка необходимого стимульного материала.

      3 этап (домашний): проведение психологической диагностики интеллектуальных способностей 2-х испытуемых (возраст от 14 до 30 лет).

      4 этап (аудиторный): проведение обработки и интерпретации полученных результатов.

      По итогам занятия студенты оформляют протоколы психодиагностического обследования и сдают на проверку преподавателю.

      Литература

      1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
      2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: ПИТЕР, 2006. – 251 с.
      3. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
      4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      5. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
      6. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский – Бахрах – М, 2006. – 480 с.

      Занятие 2 (4 часа)

      Тема: Психология черт личности типологии личности

      Цель: Развитие у студентов практических умений по выявлению особенностей структуры черт личности и типов личности.

      Задачи: 1) Закрепить теоретические знания о личностных чертах и типах личности как проявлениях индивидуальности;

      2) Освоить методику осуществления психодиагностики структуры черт личности и типологий личности;

      3) Научить определять особенности черт личности и типов личности, их влияние на её поведение и деятельность.

      Вопросы для изучения к лабораторному занятию:

      1. Понятие личностной черты и психологического типа в психологии

      2. Теории личностных черт и теории типологий личности

      3. Методы диагностики личностных черт и типов личности

      Материалы и оборудование: методики психодиагностики, протоколы психодиагностического обследования.

      Примерный психодиагностический инструментарий: Шестнадцатифакторный опросник Кеттела (16 pf); Тест-опросник для диагностики свойств и типов темперамента (Г. Айзенк); Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс); Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).

      План занятия:

      1 этап (домашний): подготовка вопросов для изучения к лабораторному занятию (см. выше).

      2 этап (домашний): подбор психодиагностических методик для проведения диагностики и подготовка необходимого стимульного материала.

      3 этап (домашний): проведение психологической диагностики черт личности и типологии личности 2-х испытуемых (возраст от 14 до 30 лет).

      4 этап (аудиторный): проведение обработки и интерпретации полученных результатов.

      По итогам занятия студенты оформляют протоколы психодиагностического обследования и сдают на проверку преподавателю.

      Литература

      1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
      2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: ПИТЕР, 2006. – 251 с.
      3. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
      4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      5. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
      6. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский – Бахрах – М, 2006. – 480 с.

      1. План семинарских занятий

      ПО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

      Семинар № 1.

      Тема: Индивидуальность как предмет дифференциально-психологических исследований (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность
      2. Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий
      3. Основные теории генотип-средовых отношений
      4. Структура индивидуальности. Обзор основных теорий
      5. Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов)

      Темы рефератов (докладов)

      1. Б.Г. Ананьев об индивиде, личности, индивидуальности
      2. В. С. Мерлин о структуре индивидуальности
      3. Анализ роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий
      4. Результаты использования методов близнецового, семейного и приёмных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий
      5. Основные достижения школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в изучении психофизиологических основ индивидуальности

      Статьи для обязательного изучения

      (* — все статьи из книги Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. Или Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.):

      1. А. Анастази «Дифференциальная психология. П.1. Наследственность и среда»
      2. И.В. Равич-Щербо «Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов»

      Литература

      1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
      2. Ахвердова, О.А. и др. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Учебное пособие / О.А. Ахвердова и др. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
      3. Государев, Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Государев – М.: «Ось», 2006. – 112 с.
      4. Ильин, Е.П. Психогия индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
      5. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
      6. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      7. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
      8. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

      Семинар № 2

      Тема: Природные детерминанты индивидуального развития человека: функциональная асимметрия (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности
      2. Формирование асимметрии в онтогенезе
      3. Теории леворукости

      Темы рефератов (докладов):

      1. История изучения функциональной асимметрии человека
      2. Психологические различия «правополушарных» и «левополушарных»
      3. Роль среды и наследственности в развитии феномена «леворукости»
      4. «Леворукость»: переучивать или нет? Взгляд на проблему в истории человечества и современные подходы к проблеме
      5. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по феномену «леворукости»

      Литература

      1. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      2. Равич-Щербо, И.В. и другие. Психогенетика. Учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо – М., 2002. – 447 с.

      Семинар № 3.

      Тема: Половой диморфизм и индивидуальность (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Пол в структуре индивидуальности
      2. Гендерные стереотипы
      3. Половые различия в психологических качествах
      4. Профессиональная самореализация мужчин и женщин
      5. Фемининность, маскулинность и андрогиния

      Темы рефератов (докладов):

      1. Исторический анализ роли мужчин и женщин в жизни общества
      2. Биологические характеристики мужчин и женщин: сравнительный анализ
      3. Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин
      4. Половой диморфизм в животном мире
      5. Психологические особенности полоролевой идентификации при смене пола
      6. Нарушения полоролевой идентификации
      7. Влияние биологических факторов и культуры на полоролевую идентификацию
      8. Образы мужчин и женщин в сознании общества
      9. Представления о социальном статусе, предназначении и правах мужчин и женщин в обществе
      10. Фенимизм как социальное движение
      11. Мужской и женский интеллект: стереотип или реальность?
      12. Половые различия в эмоциональной сфере
      13. Половые различия в способностях
      14. Личностные особенности мужчин и женщин
      15. Особенности общения мужчин и женщин
      16. Особенности поведения мужчин и женщин
      17. Сексуальность и сексуальное повдение мужчин и женщин
      18. Мужчины и женщины в семье
      19. Пол и различные виды деятельности
      20. Пол и физическая культура

      Статьи для обязательного изучения:

      1. М. Мид «Чамбули: пол и темперамент»
      2. И.С. Кон «Психология половых различий»

      Литература

      1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
      2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
      3. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
      4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
      6. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

      Семинар № 4

      Тема: Способности и интеллект (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей
      2. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей
      3. Способности, одаренность, талант и гениальность
      4. Интеллектуальные способности
      5. Теории множественности интеллектов. Концепция IQ
      6. Интеллект в структуре индивидуальных свойств
      7. Креативность

      Темы рефератов (докладов):

      1. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы
      2. Исследования феномена гениальности в работах Ф.Гальтона
      3. Анализ теорий, посвященных феномену гениальности
      4. Научное изучение выдающихся людей как попытка определить детерминанты гениальности
      5. Одаренный ребенок: психолого-педагогическая характеристика
      6. История изучения интеллекта в зарубежной психологии
      7. История изучения интеллекта в отечественной психологии
      8. Психогенетические исследования интеллекта
      9. Возрастная изменчивость/устойчивость интеллекта
      10. Эмоциональный и социальный интеллект

      Статьи для обязательного изучения:

      1. С.Л. Рубинштейн «Способности»
      2. С.Л. Рубинштейн «Проблема способностей и вопросы психологической теории»
      3. Б.М. Теплов «Способности и одаренность»
      4. К.Г. Юнг «Феномен одаренности»
      5. Н.С. Лейтес «Одаренные дети»

      Литература

      1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
      2. Ильин, Е.П. Психогия индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
      3. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
      4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
      6. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

      Семинар № 5 (усрс).

      Тема: Типологический подход в изучении личности (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод
      2. Психологические типы личности

      Темы рефератов (докладов):

      1. Обзор различных типологий личности (Т.Лири, Д.Кейрси, Э.Фромм, З.Фрейд, О.Ранк, А.Миллер, В.И. Зацепин, А.В. Либин)
      2. Типология эмоциональных проявлений личности
      3. Типология мотивационных проявлений личности
      4. Типология волевых проявлений личности
      5. Типы реагирования личности на фрустрацию. Типология личности по использованию механизмов психологической защиты
      6. Типологии личности по отношению к здоровью и болезням

      Статьи для обязательного изучения:

      1. З. Фрейд «Психоанализ и учение о характерах»
      2. К.Г. Юнг «Психологические типы»
      3. А.Ф. Лазурский «Классификация личностей»
      4. Э.Фромм «Характер»
      5. И. Бриггс-Майерс, М.Х. Мак-Колли, А.Л. Хэммер «Типология Майерс-Бриггс»

      Литература

      1. Государев, Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А. Государев – М.: «Ось», 2006. – 112 с.
      2. Ильин, Е.П. Психогия индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
      3. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
      4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
      6. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

      Семинар № 6

      Тема: Стилевые проявления индивидуальности (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований
      2. Индивидуальный стиль деятельности
      3. Когнитивный стиль
      4. Единая концепция стиля человека

      Темы рефератов (докладов):

      1. Стили профессиональной деятельности
      2. Стили учебной деятельности
      3. Стили руководства
      4. Стили общения и отношений
      5. Индивидуальный стиль деятельности и успешность личности

      Статьи для обязательного изучения:

      1. А. Адлер «Стиль жизни»
      2. А. Адлер «Ошибочный стиль жизни: история болезни»
      3. В.С. Мерлин «Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция»
      4. Е.А. Климов «Индивидуальный стиль деятельности»

      Литература

      1. Ильин, Е.П. Психогия индивидуальных различий / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
      2. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
      3. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
      5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

      Семинар № 7.

      Тема: Групповой статус индивидуальности (2 часа)

      Вопросы для изучения:

      1. Групповые характеристики индивидуальности
      2. Социоэкономический статус индивидуальности
      3. Этно-культурные детерминанты индивидуальности

      Темы рефератов (докладов):

      1. Внутрисемейные процессы как фактор формирования индивидуальных различий
      2. Психологические особенности развития близнецов
      3. Влияние социоэкономического статуса на развитие индивидуальных интеллектуальных различий
      4. Классовые и региональные детерминанты развития индивидуальных различий
      5. Влияние культуры на прохождение индивидом стадий возрастного развития

      Литература

      1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
      2. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин – М: Смысл, 2000. – 549 с.
      3. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.
      4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
      5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

      ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

      ДИСЦИПЛИНЫ «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

      С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

      Название

      дисциплины,

      с которой

      требуется согласование

      Название

      кафедры

      Предложения

      об изменениях в содержании учебной программы

      по изучаемой учебной

      дисциплине

      Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

      Общая психология

      Общей и педагогической психологии

      Уменьшить количество часов на изучение темы «Темперамент и характер в структуре индивидуальности» и исключить изучение психологического содержания понятий «темперамент» и «характер»

      Отразить предложения в учебно-тематическом плане дисциплины (пр. ___ от __________2012)

      Психофизиология и нейропсихология

      Клинической психологии

      Уменьшить количество часов на изучение тем «Природные детерминанты индивидуального развития человека: функциональная асимметрия» и «Свойства нервной системы и

      типологические особенности их проявления», оставив в учебно-методической карте вопросы, связанные с проявлением функциональной асимметрии и свойств нервной системы в индивидуальности.

      Принять к сведению (пр. ____от __________2012)

      2