МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный
Университет сервиса и экономики
Кафедра «Социальный менеджмент»
ПЕДАГОГИКА
Методические указания
По контрольной работе для студентов направлений
030300.62 «Психология», 040100.62 «Социология»,
072500.62 «Дизайн», 080100.62 «Экономика»
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол № 3 от 18.10.2011г.
Одобрены и рекомендованы к изданию Учебно-методическим советом СПбГУСЭ, протокол. № 3 от 21.12.2011г.
Педагогика. Методические указания по контрольной работе для студентов направлений 030300.62«Психология», 040100.62«Социология», 072500.62«Дизайн», 080100.62 «Экономика»/ В.С. Безрукова. – СПб.: СПбГУСЭ, 2011.–19с.
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Педагогика» для студентов СПбГУСЭ. Они содержат рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы, предлагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.
Составитель: д-р. пед. наук, проф. Безрукова В.С.
Рецензент: канд. психол. наук, доц. Королева Н.И.
Ó Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
2011г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ… 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ… 6
Темы и литература к КОНТРОЛЬНЫм РАБОТам.. 8
4. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕМ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 13
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ.. 15
Минимум базисных понятий, владение которыми необходимо при выполнении контрольной работы… 16
Приложения……………………………………………………………………18
Основные требования к контрольно-курсовой работе (ккр)
... в сфере рекламы и связей с общественостью. На подготовку контрольно-курсовой работы отводится 10 часов самостоятельной работы студента. Работа над ккр начинается с выбора темы. Выбранная тема сообщается ... которая включает в наиболее общем виде: титульный лист (см. образец), содержание с указанием страниц, введение, основную часть, заключение и библиографический список. Содержание (план) ккр ...
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Педагогика» (Б1.В1) представляет собой дисциплину вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла профиля «Психология» 030300.62, а также направлений: 040100.62 «Социология», 072500.62 «Дизайн», 080100.62 «Экономика». Она изучается во втором семестре первого курса, параллельно с завершением курса философия. Это способствует формированию представлений о педагогике образования и воспитания как разновидности культуры человечества и как об интегративной дисциплине.
Изучение «Педагогики», через последующие связи, будет способствовать более глубокому пониманию ряда психологических курсов. По своему содержанию курс «Педагогики» существенно углубляет понимание студентами человеческого фактора как фактора социального обустройства общества.
Данная дисциплина необходима для последующего успешного освоения дисциплин магистерской программы по направлению подготовки « Психология».
Общая трудоемкость дисциплины «Педагогика» составляет 3 зачетные единицы или 180 часов.
Процесс изучения дисциплины «Педагогика» направлен на формирование следующих компетенций:
– выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы;
– преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины;
– участию в учебно-методической работе в сфере общего образования;
– подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении;
– использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;
– просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
· Знать:
– назначение педагогики как науки о воспитании и образовании человека;
– основные категории педагогики;
– построение педагогического знания;
– построение образовательной системы России;
– основные характеристики педагогического процесса воспитания и образования и его построение;
– основы проектирования учебного занятия;
– теоретические и методические основы формирования молодёжных объединений;
– технологию проектирования личностного саморазвития и самообразования.
· Уметь:
– выявлять педагогическую (воспитательно-образовательную) сущность
– социологических исследований, определять воспитательные последствия применения методов изучения социальных явлений;
– составлять программу личностного и профессионального роста;
– составлять проекты учебных занятий;
– анализировать отношения с исследуемыми и обучаемыми с позиций педагогических последствий.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА социальная педагогика
Н.Буторина (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) (дата) Архангельск 2015 СОДЕРЖАНИЕ Содержание………………………………………………………………….…….1 Лист для замечаний…………………………………………………………...….2 Понятию «социализация». Раскройте, что представляют собой средства социализации, агенты социализации и механизмы социализации……….…3-5 Таблица факторы социализации……………………………………………….6-11 Словарь ключевых понятий ...
· Владеть навыками:
– рефлексии своих действий с воспитательно-образовательных позиций;
– оценки и корректировки личностных качеств как педагога;
– технологией проектирования учебного занятия.
Контрольная работа является формой самостоятельной работы студента, выполняемой в межсессионный период. Тематика контрольных работ тесно связана с программой прохождения дисциплины Педагогика и соответствует вопросам, выносимым на экзамен.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа представляет собой промежуточную форму проверки преподавателем знаний студента.
Цель написания контрольной работы (слово «контроль» означает буквально «наблюдение», «проверка») – самостоятельное изучение студентом проблем общей педагогики. Изучая курс «Педагогика», студент должен получить важные теоретические знания, касающиеся особенностей построения и функционирования педагогических процессов, систем и ситуаций, овладеть методологическими и мировоззренческими подходами к анализу педагогических явлений.
Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:
— продемонстрировать понимание педагоги как науки, умение самостоятельно анализировать научные источники (монографии, статьи) и отбирать материал в соответствии с темой;
— умение создавать текст в соответствии с поставленной целью, полно и логически последовательно излагать материал по выбранной теме, раскрывать основные понятия;
— интерпретировать факты, формулировать и излагать свое личное отношение к проблемам, затрагиваемым в контрольной работе;
— показать умение грамотно, в соответствии с требованиями ГОСТа оформлять письменно научный текст.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями по курсу «Педагогика». Написание контрольной работы требует предварительного знакомства с рекомендуемой по теме литературой и составления плана того, что студент будет излагать.
Структура контрольной работы включает в себя следующие элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список использованной литературы, приложения.
На титульном листе контрольной работы необходимо указать фамилию, номер специальности, дисциплину, тему контрольной работы, домашний адрес студента (см. Приложение).
В оглавлении должно быть указано полное наименование всех разделов контрольной работы, включая план ее основной части, а также номера страниц, соответствующих началу каждой части. «Основная часть» контрольной работы – это условное название основного содержания, которое может излагаться в двух и более параграфах. Она имеет общее содержательное оглавление.
Во введении дается обоснование выбранной темы: раскрывается актуальность, формулируется проблема и ставится цель (задача) её разрешения в. В ней чётко описываются методы работы и характеризуются конкретные источники изучения темы студентом.
Основные виды работы практического психолога в наркологическом ...
... психокоррекционной и психотерапевтической работы психолога в наркологическом диспансере, а его предметом – основные виды работы психолога с «человеком зависимым» и их взаимосвязь. В соответствии с целью, ... с алкогольной и наркотической зависимостью, учебники и учебные пособия по работе практического психолога в различных медицинских учреждениях, методические рекомендации и приказы Министерства ...
В основной части, имеющей своё содержательное оглавление, раскрывается тема строго в соответствии с поставленной целью, выбранными методами работы с литературой; текст пишется строго в соответствии с составленным планом, с цитированием со сносками, своим анализом и выражением собственных суждений.
В заключении излагаются общие выводы по теме контрольной работы, резюмирующие содержание основной части.
В работе должен быть приведен список использованной литературы, выполненный в алфавитном порядке и строгом соответствии с требованиями ГОСТ, с указанием фамилии, инициалов автора, название первоисточника, а также места и года издания произведения (образцы оформления первоисточников см. в Приложении 2).
Список использованной литературы должен включать не менее 7-10 работ, которые анализируются и цитируются в тексте и на которые делаются ссылки. В список могут входить Интернет-ресурсы с чётким обозначением источников.
Приложения (факультативная часть) включаются в работу только при необходимости; как правило, это документы, иллюстрации, образцы анкеты и т.п..
Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с принятыми стандартами, сдаваться в напечатанном виде. Текст должен быть расположен с одной стороны страницы (формат листа А4).
Объем контрольной работы – 12 — 15 страниц печатного текста, не считая оглавления и списка использованной литературы и приложения.
В печатном варианте должны соблюдаться следующие требования к оформлению страницы: размер шрифта – 12; между строками 1,5 интервала; левое, правое, верхнее и нижнее поля – по 20 мм, абзацный отступ должен быть равен 5 – 6 знакам.
Заголовки сверху и снизу отделяются одним интервалом и печатаются заглавными буквами (возможен курсив или полужирный шрифт).
Каждую из частей, входящих в структуру контрольной работы (введение, основная и заключительная части, список литературы), следует начинать с новой страницы.
Общая нумерация страниц контрольной работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. На всех остальных страницах порядковый номер размещается в центре или справа нижнего поля.
Помимо требований к оформлению контрольной работы и ее содержанию, при проверке оцениваются также общая грамотность текста, стиль написания, правильность используемой терминологии, точность цитирования, логичность и последовательность изложения. Особое внимание уделяется фактору соответствия работы поставленным целям и отобранным методам исследования изучаемых текстов.
Работа должна быть сдана в сроки, согласно учебному плану и указанные преподавателем, но не позднее, чем за две недели до экзамена по Педагогике. Контрольная работа оценивается зачётом, вносимым в зачётную книжку студента и экзаменационную ведомость. Без получения данного зачёта студент до экзамена не допускается.
В случае несоблюдения этих требований и низкой оценки преподавателем контрольная работа может быть не зачтена. По замечаниям и по согласованию с преподавателем она может быть переработана и представлена на повторную оценку. Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к контрольной работе. Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом.
Взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих ...
... могут использоваться для коррекции учебного процесса вуза и совершенствования подготовки студентов педагогов-психологов. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ...
Раздел 2. Актуальные проблемы педагогики в сфере деятельности психолога
1. Система функций современного педагога.
2. Понятия «квалификация», «компетенция», профессиональное мастерство, профессиональный талант как этапы профессионального роста.
3. Адаптационная функция современного педагога и психолога.
4. Правозащитная функция современного педагога и психолога.
5. Профилактическая функция современного педагога и психолога.
6. Аксиологическая функция современного педагога и психолога.
7. Диагностическая функция современного педагога и психолога.
8. Психология образования как пограничное знание.
9. Психопедагогика как интегративная наука.
10. Духовно-нравственные основы деятельности современного педагога и психолога.
11. Место и роль психолога в системе образования.
12. Особенности поведения психолога в семье.
13. Проектирование занятия по психологии.
14. Структурный анализ учебного занятия.
15. Методика проведения бесед по психологии с родителями учащихся.
16. Использование Интернет-ресурсов в процессе преподавания психологии.
17. Психологическая структура учебного занятия.
18. Психологические основы формирования детского коллектива.
19. Психологические особенности половозрастного воспитания современных школьников.
20. Психологические особенности полоролевого воспитания современных школьников.
Литература к разделу 2.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996.
2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Т- СПб., 2005.
3. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе. В 3х кн. – М., 2004-2007.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1989
5. Дьяченко В.К. организационная структура учебного процесса и её развитие. – М., 1993.
6. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: 1989.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.Психология и педагогика. – СПб., 2005.
8. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. – М., 2005.
9. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. — СПб., 2002.
10. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования. – М., 1997.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
12. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М., 2002.
13. Пазухина С.В. Педагогическая успешность. Диагностика и развитие профессионального сознания учителя. – СПб., 2007.
14. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2010.
15. Пашковская И.Н., Королёва Н.И. Пс
16. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
17. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2007.
Внешний и внутренний мир педагога-психолога
... является проблема понимания того, каким должен быть педагог-психолог. Помимо высоких профессиональных требований, предъявляемых к педагогу-психологу, требования предъявляются к личности. Личность педагога-психолога является целительным средством в процессе консультирования. Тема ...
18. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.,2008.
19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2х тт. – М., 1993.
20. Рябов В.М. Дидактика инженера-преподавателя. Деятельностный подход. – Брянск, 2009.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
22. Сластёнин В.А. Методологическая культура учителя. – М., 2000.
23. Соломина Г.М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя. Социально-психологический тренинг. – Екатеринбург, 1996.
24. Шмелёва Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб. пособие. – М., 2004.
25. Яковлев Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. – Челябинск, 2008.
Интернет-ресурсы:
1.http://website-seo.ru/06820103143.html – Профессиональная Я-концепция педагога.
2.http://planetadisser.com/see/dis_214182.html – Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе.
3.http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node10/html – Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога.
4.http:///drusa-nvkz.narod.ru/LndResurs.html — Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека
5.http://vestnik.tspu.ru/index.php?option=com_content&task=view&i…- Козырева О.А. Педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия
6.http:///cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node10.html — Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога
7.http://conspects.ru/content/view/211/12/ — Теоретические предпосылки профессионального становления педагога.
8.http://www.artimage.ru – Дополнительное профессиональное образование.
9.http://www.monographies.ru/61-2392 — Компетентность конкурентоспособного специалиста (Библиография).
10.http://gov.cap.ru/hierarchy.asp?page=./299/2899/574642/659876/659910 — Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»/
11.http:// www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=328 — Духовно-нравственное воспитание молодёжи /
12.http://filo-lecture.ru/filolecturetlrlpart6.html — Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
13.http://pda.coolreferat,com — Проектирование педагогического процесса как технология/
14.http://voc.metromir.ru/pedagogichvoc/ — Словарь педагогических терминов.
15.http:/www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagogik — Библиотека Гумер. Раздел «Педагогика»
16.http://planetadisser/cjm/see/dis_112758/html — Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования.
17.http://www.sergey-nazarov2005.narod.ru/publication/aspirant/htm — Назаров С.А. Проектирование как технология построения информационно-образовательной среды технического вуза.
18.http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00016130_0.html — Проектирование педагогического процесса как технология.
19.http:// www.kid.ru/pregnancy/index583.php3 — Роль семьи в воспитании ребёнка. Стили семейного воспитания.
20.http://www.bibliotekar.ru/ens-Semya/36.htm — Энциклопедия молодой семьи.
Профессиональное становление педагога
... Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма. Так, становление ... ученых рассматривают профессиональное становление безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Так, становление «личности профессионала» ...
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 8, раздел 1. «Воспитательные отношения» как ведущая категория педагогики
Контрольная работа по данной теме посвящена рассмотрению сущности, состава и истории развития одной из важнейших педагогических категорий – воспитательные отношения. Это отношения между воспитанником и воспитателем, учеником и учителем, студентом и преподавателем, ребёнком и родителем, складывающиеся в процессе воспитания и обучения. Изучив несколько источников, в которых эти отношения описываются, студент проводит сравнительный анализ определений, делает выборку информации об истории становления, роли и функциях в педагогическом процессе. На отобранном материале он выстраивает план описания и затем проводит, согласно плану, не простое описание того, что говорят другие авторы об этом, а проводит сравнительный анализ разных позиций. Работа может носить не только учебный, но научный характер благодаря применяемым методам обработки содержания литературных источников. Применение, например, проблемного, сравнительного или контент-анализа позволит студенту получить новый и полезный науке материал и привести его к новым выводам. Например, вполне научным будет создание понятийного поля этой проблемы, описание истории становления категории или описание опыта формирования воспитательных отношений в семье или школе.