Основные виды работы практического психолога в наркологическом диспансере и их взаимодействие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Возможности использования основных видов деятельности практического психолога в формировании «лечебной среды» в наркологическом диспансере……………………………………………….7

1.1. Наркомания как социальная и психологическая проблема……7

1.2. Особенности работы практического психолога в наркологии и формирование «лечебной среды» в наркологическом учреждении…………………………………………………..……………21

1.3.Участие психолога наркологического диспансера в решении задач диагностики и экспертизы…………………………………………………46

Основные выводы……………………………………………………….53

Глава 2. Психологическая характеристика основных видов деятельности практического психолога в наркологическом диспансере……………………………………………………………………..56

2.1. Психопрофилактическая работа …….…………………………….56

2.2.Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с больными и членами их семей……………………..……………………….72

2.3.Подготовка больных, оказывающих помощь в проведении психокоррекционной работы и самокоррекции..…………………………87

2.4. Опытно-экспериментальное изучение влияния коллективной групповой работы психолога с «зависимыми»……………………………95

Основные выводы…………………………………………………………103

Заключение…………………………………………………………………….105

Литература……………………………………………………………………..108

Приложения……………………………………………………………………118

ВВЕДЕНИЕ

Постоянно растущий интерес к проблеме человека является одним из выдающихся явлений современности. Нацеленность гуманитарного знания на идею значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию привели к новому осмыслению ряда проблем, где традиционно господствовали медицина, философия, антропология, генетика. Одной из этих проблем является проблема наркомании.

Несмотря на усилия пропаганды здорового образа жизни в стране, в каждом городе, селе, катастрофически увеличивается число людей, употребляющих те или иные психоактивные вещества, что приводит к деградации личности.

В нашей стране на базе существующей наркологической службы создана сеть специализированных центров и отделений, дневных стационаров и полустационаров, решающих задачи лечения и реабилитации людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. К настоящему времени найдены новые принципы и методы работы с «человеком зависимым», который должен превратиться из социального аутсайдера в «человека проблемного», но не потерянного для самого себя и общества. Практика показала, что врачу удается успешно реализовывать задачи реабилитации на всех трех ее этапах – восстановительном, реадаптационном и собственно реабилитационном, — только в том случае, если ему помогают в этом другие специалисты, в первую очередь психологи, имеющие навыки психокоррекционной работы в наркологии и способные при необходимости использовать психодиагностические методики, позволяющие точнее определить личностные особенности больных, их реальные и потенциальные возможности, достижение длительных ремиссий, оценить эмоциональное состояние, объективизировать динамику лечебного процесса и прогнозировать успешность социально-психологической адаптации больных после прохождения курса лечения. Психологи, работающие в наркологических учреждениях фактически с момента выделения наркологии из психиатрии ощутили себя в качестве «запоздалых, но желанных помощников», которых с большим нетерпением ожидала целая армия людей, потерявших веру в силу традиционной и нетрадиционной медицины. Это и определило актуальность нашего исследования.

11 стр., 5304 слов

Тема 13. Особенности работы психолога с учетом целевых групп. ...

... в союзники учителей, родителей и самого ребенка. 2. Работа психолога с детьми с особенностями психофизического развития Целью социально- ... которую так трудно обнаружить, но которая при хорошей работе опытного психолога может быть вовремя замечена. Диссинхрония развития доставляет ... и обеспечивает его обладателю хорошие способности к пониманию людей и ситуаций, а значит и к общению со сверстниками. ...

Чтобы молодое поколение было здоровым как физически, так и психически, необходимо сформировать позицию здорового образа жизни, выделив в приоритетное направление – профилактику среди всех слоев населения. Болезнь легче предупредить, чем ее лечить.

В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы основные виды работы практического психолога в наркологическом диспансере и их взаимодействие. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической работы психолога в наркологическом диспансере, а его предметом – основные виды работы психолога с «человеком зависимым» и их взаимосвязь.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

— многомерное воздействие на личность и социальное окружение «зависимых» будет возможно при условии проведения комплекса реабилитационных мероприятий, включающих различные виды диагностической, коррекционной и профилактической работы;

— формирование лечебной среды психологом наркологического диспансера будет эффективным при условии проведения индивидуального, группового и семейного консультирования больных, членов их семей и заинтересованных представителей общественности по различным медико-психологическим и социально-психологическим аспектам болезни;

— подготовка врачей к работе с «человеком зависимым» должна включать обучение методам групповой и психокоррекционной работы.

Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ основных видов деятельности практического психолога в наркологическом диспансере.

2. Изучить особенности использования основных видов деятельности практического психолога в формировании «лечебной среды» в наркодиспансере.

3. Определить содержание, формы и виды подготовки начинающих врачей методам групповой психотерапии и психокоррекционной работы.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: гуманистический подход в психотерапии, разработанный К.Роджерсом, идеи современного психоанализа, основные идеи основателей психотерапевтических школ и направлений (К.Г.Юнг, В.Франкл, Ж.Минделл и др.), концепции субъектности личности (А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.); положения об определяющей роли личности в конструировании жизненных стратегий и ситуаций развития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, С.Л.Рубинштейн и др.).

2 стр., 992 слов

Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога

... выбор темы работы: «Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога». 1. Сущность метода М. Монтессори В методе Марии Монтессори ... это создание условий для саморазвития заложенного в человеке природой. Руководствуясь космическим планом, Творец наделяет каждого ребенка ... стремимся обеспечить расточку самые благоприятные для его вида условия. М.Монтессори задумывается не только над ...

В работе использовались также основные концепции и подходы, направленные на работу с алкогольной и наркотической зависимостью и выработку установок на трезвеннический образ жизни, разработанные в отечественной и зарубежной психологии (В.А.Ананьев, Б.С.Братусь, М.И.Буянов, Б.В.Зейгарник, А.С.Никонов, Б.Г.Комиссаров, А.А.Роменко, Г.С.Никифорова, В.Е.Рожнова и др.).

Методы и источники исследования.

Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала (категориально-понятийный анализ, проблемологический анализ), методы включенного наблюдения и обобщение собственного практического опыта в наркологии и медицинской практике.

Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых в области работы с «человеком зависимым»; научные и учебно-методические публикации по вопросам борьбы с алкогольной и наркотической зависимостью, учебники и учебные пособия по работе практического психолога в различных медицинских учреждениях, методические рекомендации и приказы Министерства здравоохранения РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы различные виды деятельности практического психолога в учреждениях, работающих с «человеком зависимым», показана их взаимосвязь, гуманистичность и аппелирование к субъектности личности; создана модель превентивной работы по развитию личностных качеств, обусловливающих резистентность к алкогольной и наркотической зависимости.

Структура и объем работы. Квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы из 123 наименований и приложений. Объем основного текста составляет 115 страниц…….

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия»; Раритет. – 2000. –704 с.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2002.

3. Александров А.А., Александровна В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога. // Вопр. псих. 2001.-№4.

4. Алимамедова Л. Сладкий обман – смертельный дурман. //Труд. –2000 –16 мая.

5. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 1. Издание 2, переработанное и дополненное.- Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2002.

6. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 2. Учебно-профилактическая программа «перешик». Издание 2, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2002.

25 стр., 12475 слов

Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди ...

... распространения наркотических веществ. . Проанализировать последствия наркомании. . Изучить роль семьи и школы в профилактике наркомании. подросток школа наркомания профилактика 4. Проанализировать результаты эмпирического исследования ... как болезненный паразит. За счет этого наше общество теряет значительную часть потенциально наиболее активных - с точки зрения социального строительства, ...

7. Бабаян Э.А. Наркомании и токсикомании. Руководство по психиатрии / Под редакцией Г.В. Морозова.- М., 1988. Т. 2.

8. Баймухаметов С. Сны золотые Исповеди наркоманов.- М.: Икар, 2000.

9. Барбина Е.М., Погосов А.М. Характеристика патологического влечения к опиумам. –М., 1991.

10. Бездна: пьянство, наркомания, Спид. –М.: Молодая гвардия, 2000.

11. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркомании.- СПб.

«Университетская книга», 2000, 92 с.

12. Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях (материал размещен на Интернет-сайте high.ru).

13. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. –М.: Прогресс, 1991.

14. Битенский B.C., Херсонский Б.Г. и др. Наркомании у подростков. -Киев: изд-во «Здоровя», 1989.

15. Битенский B.C., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Нар-

комания у подростков.- Киев. «Здоровье», 1989, 215с.

16. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2002.

17. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Групповая психотерапия больных алкоголизмом в амбулаторных условиях. – В кн.: Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. – Л., 1982, с. 15-21.

18. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма,- М., 1984.

19. Буянов М.И. Размышление о наркомании. – М.: Просвещение, 1990.

20. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М., 2003.

21. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М., 2003.

22. Внимание: опасность (Дети и наркотики) /Под ред. В.В. Стребиж. –Екатеринбург: Динамит, 1996.

23. Галкин В. Снять с иглы: Вступил в силу закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» //Рос. газета. – 2000. –22 апреля.

24. Гамезо М.В., Герасимова В.с., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. –М.:Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера»,2001 –272 с

25. Ганин М. По дороге в искусственный рай: Наркомания. //Раб. Трибуна. –2000. –20 марта.

26. Геннова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно: Пер. с болг. –М.: Просвещение, 1989. –96 с.

27. Говоров Н.С. Деонтологический аспект раскрытия личности в групповой психотерапии. – В кн.: Проблемы медицинской деонтологии: Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. – М., 1977, с. 233-234.

28. Гладаревская М. Белая дорога в ночь. //Рос. вести. –2000. –21 марта.

29. Грозит вырождением всей нации. // Вольная Кубань –2000. –17 октября.

30. Гройсман А.А., Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.

31. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2002.

32. Гузиков Б.М., Метроян А.А. Что нас губит. –СПб.: Лениздат, 1996.

12 стр., 5634 слов

Наркомания. Токсикомания. Вопросы профилактики и ранней диагностики

... психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами; 3) профилактика третичная - организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин ...

33. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Мейроян А.А., Рыбакова Т.Г. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме: методические рекомендации.- М., 1980.

34. Гузиков Б.М. Некоторые клинические и социально-психологические аспекты групповой психотерапии больных алкоголизмом в связи с задачами их реабилитации. – Л., 1982.

35. Гурски С. Внимание родители: наркомания! – М.: Профиздат, 1989.

36. Добсон Ч. Джеймс. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отве-

чает на ваши вопросы. Центр общечеловеческих ценностей. 2000, 575 с.

37. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов.-

М.: Советская Россия, 1988, 156 с.

38. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

39. Журавлёв Ю. Крестовый поход против наркоугрозы: Страны – члены ООН объединяют свои усилия. //Правда. –2000. –19 июня.

40. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2002.

41. Зуева Т. Профилактика табакокурения. //Воспитание школьников. 2002. №7.

42. Зобнев В.М. О приемственности стационарной и поддерживающей групповой психотерапии больных алкоголизмом. – В кн.: Вопросы реабилитации больных алкоголизмом. – Киев, 1981.

43. Иванец Н.Н., Винникова А.М. Героиновая наркомания. –М., 2002

44. Иванова Е. Как помочь наркоману. – СПб.: ИК «Комплект», 2000, 187 с.

45. Иванова Н. Выработка у ребёнка отрицательного отношения к курению и пьянству. // Твоё здоровье. 1991. -№1.

46. Канаркевич О.С. Формирование трезвеннической установки личности в контексте психологических школ и направлений. Автореф. канд. дисс. – Ставрополь, 2003.

47. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.

48. Капков А. Мёртвый хватает живого: Специалисты и депутаты ищут способ остановить эпидемию наркомании. // Ваше право –2000. -№19.

49. Колесов Д.В. Не допустить беды. –М.: Просвещение, 1988.

50. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьников. //Вопр. психол. 2001. №1.

51. Комисаров Б.Г., Фоменко А.Л. SOS.: наркомания. –М., 2002.

52. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях. –М.: Изд. группа «Проспект», 2000.

53. Косвинцев А. Со скальпелем против наркомании. // Труд. –2000. –13 марта. (О лечении наркоманов хирургическим путём).

54. Кошкина Е.А. с соавт. О распространенности психоактивных ве-

ществ среди населения Москвы. –М.: Пульс, 1996, 18(102), 110с.

55. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб., 2003.

56. Краснопольская М. До 30 они не доживают. //Российская газета. –2001. –12 февраля.

57. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. /Под

ред. Карпеца И.И.- М.: «Юридическая литература», 1990, 267 с.

58. Кто-то там проколол свою душу.: Акция «Слезь с иглы!» // Комсомольская правда. –2000. –26 марта.

59. Кузнецова Т.Д. Дымок от сигареты. Предостережение без назидания. // Биология в школе. –2000. -№3.

60. Левин Б. Наркомания и наркоманы. –М.: Молодая гвардия, 1991.

61. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л. :»Медицина» Ленинградское отделение, 1991, 302 с.

21 стр., 10126 слов

CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

... представления о профилактике наркомании  Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ  Вторичная и третичная профилактика зависимости от ... профилактики, обеспечивающих достижение общего результата: снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; снижение заболеваемости наркоманиями, ...

62. Литвак М.Е., Мирович М.О., Золотухина-Аболина Е.В. Бинтование душевных ран или психотерапия. – Ростов н/Д., 2003.

63. Лучкий Я.М. Как избежать наркобеды? / Беседа с главным детским токсикологом Московского здравоохранения РФ. // Труд –2000 –19, 25 июня.

64. Лычко Л.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. -Ленинград: Медицина, 1991.

65. Макаров В.В., Киселева Л.И. Методические рекомендации по наркологии. – Красноярск: Издание медицинского института, 1989.

66. Максимов Ю. Угрожающие тенденции: Мир против наркотиков. // Юрид. газета. –2000. -№11.

67. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 2002 –570 с.

68. Материалы Интернет-сайта koi8-www.narcom.ru

69. Материалы интернет-сайта www.kiq.narcom.ru

70. Машавец Л.М., Твелова И.А. Учителю о первичной психолого-педагогической профилактике наркомании и табакокурения: Методическое пособие для учителей школ, педагогов-психологов, студентов педагогических институтов. — Армавир: ИЦ АГПИ, 2004. – 84 с.

71. Машков В. Общество и наркотики. // Человек и закон. –2000. -№6.

72. Мегуага О. Очередная порция наркотика. // Студенческий меридиан. –2000. -№3.

73. Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика – 2002 -№3.

74. Митрохин Н. Что стоит за антинаркотической компанией? //Рус. мысль. –2000. -№42.

75. Можно ли наркоманов лечить принудительно. //Известия. – 2000. –25 февраля.

76. Наркотики: проблема, которую необходимо решить (пособие для педагогов) .//Общ.ред. Е.С.Романова, В.В.Рябов. – М., 2000.

77. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2003.

78. Никонов А.С. За пеленою «кайфа». – Краснодар.: Изда-во КубГУ, 1987.

79. О концепции антинаркотической профилактики // Народное образование –2002 -№7.

80. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

81. О работе медицинского психолога в наркологическом учреждении. Методические рекомендации. – Ленинград, 1987.

82. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991, с.287

83. Пабмани А.А. На краю пропасти. –М.: Мысль, 1990.

84. Перленко С. … плюс наркотизм всей страны? // Континет. –2000. -№12.

85. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. –М.: Право, 1990.

86. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для врачей психиатров-наркологов. -М., 2000.

87. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной –М.: 2000.

88. Психологическая помощь и консультирование. /Под ред. Проф. М.К.Тутушкиной. – СПб., 2001.

89. Психология воспитания./Под ред.: В.А. Петровского. –М.: Аспект-Трест. 1996.

90. Пятницкая И.Н. Наркомания. –М.: Медицина, 1994.

91. Пятницкая И.Н. Профилактика токсикомании у подростков: задачи наркологии и психиатрии //Вопросы наркологии. №1. 1988.

92. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение 1991, с.45-46.

93. Рапопорт А. Наркомания. –М.: Медицина, 1994.

94. Рожнов В.Е. Психотерапия алкоголизма и наркоманий. – В кн. Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979, с. 447-472.

4 стр., 1609 слов

Психология наркомании: что толкает людей в бездну?

... выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, летальных исходах от передозировок наркотиков. Борьба с распространением наркомании в обществе должна быть осуществлена не только посредством борьбы с причинами болезни ... 11 лет, приобщившийся в раннем возрасте к наркотикам? Конечно же, нет.  Их интересуют только деньги. В наибольшей степени наркомании подвержена молодежь в возрасте от 21 до ...

95. РФ. Правительство. «Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП)» Проектный документ соглашения. //Рос. Газета. –2001. –3 февраля.

96. РФ.»О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими»: Распоряжение Президента РФ от 17.09.98 -№343. //Российская газета. –2000. –19 сентября.

97. Сидоров Н.Г. Профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях образования // Образование в современной школе –2002 -№10.

98. Смирнов А. Вредные привычки (Алкоголь. Курение. Наркомания и Токсикомания) // ОБЖ –2000. -№1.

99. Совет по внешней и оборонной политике. Наркомания в России: угроза нации. Доклад подготовлен рабочей группой под руководством С.А. Караганова, И.Е. Малашенко и Л II. Федорова.- М., 2000.

100. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие

для учителей и родителей. –М.: Издательский центр «Академия»,.

2000, 320 с.

101. Ткаченко В.О. О наркотических средствах и психотропных веществах: Уголовно-правовое обеспечение закона. //Юрид.газета. –2000. -№11.

102. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л., 1984.

103. Телешевская М.Э. Наркопсихотерапия при неврозах. – Л., 1969.

104. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. –М.: Право, 1995.

105. Уголовный кодекс. –М.: Право, 2001.

106. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г.Г. – М.: Высшая школа, 1990.

107. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах: от 08.01.99. -№3 –ФЗ.»

108. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной

деятельности подростков.- М.: Педагогика. 1982, 223 с.

109. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить. //Народное образование – 2002 -№7.

110. Хан Г.Н., Николаева С.Г. О профилактике наркомании. // Социс. –2001. -№5.

111. Цепкова Е.В., Малько В.В. Психологические аспекты профилактики наркозависимости у подростков // Основные направления развития региональной системы социально психологической поддержки населения. Материалы XII Региональной конференции – Краснодар –2001.

112. Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шведова М.В. Наркологическая си-

туация в подростковой среде и пути выхода из нее. Учебно-методическое

пособие. -Москва, 1992, 123 с.

113. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2001.

114. Чайка Н.А., Рахманова А.Г. ВИЧ/СПИД горячая линия. СПб,

1994, 200 с.

115. Чаклин А.В., Миливецкая И.Л. Сохранить здоровье смолоду. –М.: Педагогика, 1987.

116. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. –2-е изд. исправленное и дополненное. –М.: Педагогическое общество России, 2002 –407 с.

117. Шабанов П.Д., Штекельберг О.Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация. –СПб., 2002.

118. Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант: социально-педагогическая помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию //Мир психологии, 2003/2.

119. Шлионская И. Искушение XX века. Наркотики в мире людей. // Гороскоп. 2000. -№17.

120. Шпаков А.О. Иллюзия рая: Наркотики, психоделики, яды, аллергены. –М., 2001.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, ... страниц. Дипломная работа представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки при ...

121. Шпицина Л., Казанова Е. Наркотики и личность. Какие черты характера способствуют наркомании. // ОБЖ. –2002 -№17.

122. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. – М., 1979.

123. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2001.