Ведение. 2
Глава 1. Теоритические основы изучения профессиональной мотивации. 5
Понятие мотива, мотивации, потребности, самоопределения. 5
Выбор профессионального образования. 7
Мотивы выбора будущей профессии старшеклассниками. 8
Выводы по главе 1. 10
Глава 2. Исследования мотивационных факторов выбора профессионального образования у школьников. 11
Описание методики исследования. 11
Анализ и выводы по результатам исследования. 12
Выводы по главе 3. 13
Заключение. 16
Список литературы: 17
Интернет-ресурсы: 17
Приложение 1. 19
Приложение 2. 21
В 21 веке мир профессий очень велик. Он содержит в себе огромное количество различных наиинтереснейших квалификаций.
Выбор специальности – достаточно непростой и иногда долгий мотивационный процесс, так как профессиональная работа в жизни человека считается главной в обеспечивании его социальных требований, самоутверждения и самореализации, и к ее выбору необходимо отнестись очень серьезно.
Неувязка профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Исследование текстуры профессионально-ориентированной мотивации учащихся, знание мотивов, побуждающих к работе, разрешит психологически аргументировано решать задачки увеличения эффективности профессиональной работы: верно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, рассчитывать профессиональную карьеру.
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Правильный выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека. Достойная работа дает человеку большие возможности, ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения.
Чаще всего выбираемые профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо с личностными качествами самих подростков. Абитуриенты испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях.
Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности ...
... профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для дефектологов. Правильное выявление профессиональных ... опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. ...
Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также эта тема актуальна в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других. Сама же проблема мотивации и мотивов, поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными: Г.А.Мухина, В.Апельт, В.Я.Кикоть, И.П.Ильин, П.М.Якобсон и др.Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, А.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина, Н.В.Нестерова, А.Н.Печников,
Однако в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия.
Неувязка профессионального самоопределения старшеклассников относится к количеству интенсивно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, Т.В.Кудрявцев, Е.М. Борисова, И.М. Кондаков, А.В. Сухарев, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.).
Это связано с тем, что неувязка профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, так как она затрагивает совместную проблему актуального развития личности.
Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задаёт личностно-значимую ориентацию на достижение определённого значения в системе социальных взаимоотношений, на базе чего вырабатываются требования к определённой профессиональной области, исполняется профессиональное самоопределение. Потому животрепещущим считается вопрос мотивации старшеклассников в выборе специальности.
Кроме всего прочего проблема профессиональной мотивировки в текущее время приобретает особенное значение, потому что отношение к будущей специальности, верная и эффективная мотивация, являются очень необходимыми факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Цель исследования – исследование мотивации выбора профессии у школьников.
Объект исследования – профессиональное самоопределение школьников.
Предметом исследования – мотивы выбора профессии в процессе профессионального самоопределения.
Гипотеза – при профессиональном самоопределении у школьников, ориентирующихся на приобретение технических специальностей, преобладают познавательные и материальные мотивы, а у школьников, ориентирующихся на освоение гуманитарных специальностей, преобладают познавательные и творческие мотивы.
Психология профессионального развития проблема профориентации ...
... как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как стремлением личности занять определенное место в социальной структуре ... существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и ...
Задачи исследования:
? Анализ теоретических подходов выбора профессии.
? Определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников.
? Исследовать на практике профессиональную мотивацию.
? Анализ и обработка экспериментальных исследований.
Методы исследования:
• Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков).
• Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
?
………….
Список литературы:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебник. СПб.: Питер, 2011.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 2009. — 385 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2007. — 304 с.
4. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. — М., 2007. — 415 с.
5. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 2008. — 395 с.
6. Большой психологический словарь — Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко
Издательство Прайм-Еврознак 2007 год.
Интернет-ресурсы:
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: u.wikipedia — это Интернет-энциклопедия, появившаяся благодаря коллективному труду добровольных энциклопедистов-любителей, статьи для неё может написать любой человек, имеющий доступ к Сети.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib/management/management-0027/ — Что такое мотивация. Процесс мотивации.
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
ms/1/14.html — методики для исследования.
10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: — центр тестирования и развития. Профориентация.
11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru/favorite/2011/11/24/263/ — Старейший ежемесячный научный российский журнал о высшем образовании.
12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nauka/psihologija/akmeologija/26819-strategiya-akmeologicheskogo-issledovanya.html — Акмеология раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии в ходе профессионального образования.