Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем текущей аттестации обучающихся

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Калужский филиал

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Для студентов заочного отделения факультета менеджмента и психологии, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

Калуга 2016

Методические рекомендации

Студенты факультета менеджмента и психологии, изучающие дисциплину «Педагогическая психология», выполняют контрольные задания в соответствии с данными методическими рекомендациями по предлагаемым вариантам.

Выбор варианта контрольного задания осуществляется в зависимости от номера, под которым располагается фамилия студента в списке учебной группы. Если в группе более 25 студентов, то студент, чья фамилия в журнале группы под номером 26 выполняет вариант № 1 и т. д.

Контрольные задания имеют единую структуру:

Первый вопрос отражает программу учебного курса и связан с составлением подробного плана ответа на теоретический вопрос.

Второй вопрос — практический. Он связан с выработкой практических навыков изучения основных разделов педагогической психологии. Третий вопрос — тестовое задание.

Третье задание — тест, вам необходимо выбрать правильный вариант ответа и дать ему обоснованную аргументацию.

Объем содержательной части контрольного задания должен быть в пределах 10−12 страниц машинописного текста: 14 шрифт Times New Roman, полуторный интервал. Кроме того, в работе должен быть титульный лист, содержание, список использованной литературы.

Выполненное задание представляется для проверки в сроки, установленные деканатом факультета.

Консультации по выполнению контрольных заданий можно получить на кафедре психологии и педагогики в консультационные часы.

Процесс изучения дисциплины «Педагогическая психология» направлен на формирование следующей компетенции (согласно ФГОС ВО):

Код и формулировка компетенции по ФГОС Проектируемые результаты в соответствии с ОП
способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10); способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12); знать определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии; предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования и обследования; основные области практических приложений психолого-педагогических знаний; функции педагогического психолога и психолога образования в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса; историю развития и современное состояние различных направлений педагогической психологии; уметьанализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений; владетьосновными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса.

Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем текущей аттестации обучающихся

Шкала оценивания и отметка по результатам ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Показатели оценивания Уровень сформированности компетенции
5 — Отлично Зачтено Обучающийся: — демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов задания, увязывая его с задачами профессиональной деятельности; - не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы преподавателя; - успешно выполнил практические задания, продемонстрировав повышенный уровень сформированности компетенций, способность правильно применять теоретические знания в практической деятельности; - дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок. III-й (Повышенный)
4 — Хорошо Обучающийся: — проявил достаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов задания; - в целом уверенно и правильно выполнил практическое задание; - владеет основными умениями и навыками, но при ответе (выполнении практического задания) допускает незначительные ошибки и неточности. II -й (Достаточный)
3 — Удовлетворительно Обучающийся: — усвоил только основные положения программного материала; - проявил минимальный уровень соответствующий сформированности компетенций, содержание вопросов задания излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования; - допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала; - практические задания выполнены не в полном объеме; - испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. I-й (Пороговый)
2 — Неудовлетворительно Не зачтено Обучающийся: — при оценке сформированности компетенции показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня; - не выполнил практические задания; - не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать. Ниже I-го (Недопустимый)

Варианты контрольных заданий

Вариант 1

1. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.

2. Составить таблицу стилей педагогического общения. Дать характеристику каждому стилю. Провести диагностику стиля педагога с помощью методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Составить протокол и интерпретировать результаты.

3. Обучающая деловая игра наиболее характерна до обучения, определяемого как

1)традиционное

2) проблемное

3) программированное

4)знаково-контекетное

Вариант 2

1. Основные теории обучения в современном образовании.

2. Составить таблицу видов деятельности практического психолога в системе образования. Указать, как осуществляется взаимодействие психолога с учителями, родителями и учащимися,

3. В психологии воспитания важно учитывать

1) содержание деятельности

2) все ответы верны.

3) организация деятельности

4) личность педагога и личность воспитанника

Вариант 3

1.Развитие учебной мотивации и проблемы обучения в старших классах.

2. Составить схему структуры педагогической деятельности. Дать краткую характеристику основным компонентам педагогической деятельности.

3. Общая стратегия усвоения характеризуется тем, что

1)применению знаний на практике предшествует выполнение упражнений

2) восприятие материала предшествует зго осмыслению

3) осмысление является основой запоминания

4) ни один из ответов не верен

Вариант 4

1.Педагогическая деятельность: содержание, проблемы, результаты. Мотивационный комплекс.

2. Составить схему основных подходов к определению предмета педагогической психологии.

3. Разделом педагогической психологии является

1) педагогическое мастерство учителя

2) теория и методика воспитания

3) теория обучения

4) ни один из ответов не верен

Вариант 5

1. Учитель кик субъект педагогического труда.

2. Составить схему взаимосвязи психологии развития и педагогической психологии.

3. Если в ходе решения задач ученик стимулируется к выдвижению гипотез, то это

1) ни один из ответов не верен

2) программированное обучение

3) проблемное обучение

4)традиционное обучение

Вариант 6

1. История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.

2. Составить таблицу основных проблем педагогической психологии.

3. Субъектом учебной деятельности является

1) ученик

2) общность «ученик-ученик»

3) учитель

4) класс

Вариант 7

1. Усвоение как результат учения. Стадии усвоения (по Л.С.Рубинштейну).

2. Составить схему основных разделов педагогической психологии с указанием предмета и основных задач каждого раздела.

3. Приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии принадлежит

1) М.Я.Басову

2) Л.С.Выготскому

3) П.П.Блонскому

4) А.Н.Леонтьеву

Вариант 8

1. Стили педагогической деятельности, их характеристики.

2. Составить таблицу основных методов педагогической психологии. Указать, в чем состоит специфика методов исследования в педагогической психологии.

3. Научение — есть результат

1) созревания структур головного мозга

2) предшествующей активности

3) изменения функционального состояния коры больших полушарий

4) ни один из ответов не верен

Вариант 9

1. Проблема соотношения обучения и развития. Закономерные связи обучения и психического развития.

2. Составить схему нейропсихологических методов диагностики готовности детей к обучению в школе. Отметить достоинства и недостатки этих методов.

3. Основным методом педагогической психологии является

1) наблюдение

2) формирующий эксперимент

3) тест

4) беседа

Вариант 10

1. Педагогическая деятельность как профессия. Показания и противопоказания к педагогической деятельности.

2. Рассмотреть специфику методов обучения в младшей, средней и старшей возрастной группе учащихся.

3. С.Л.Рубинштейн обосновал

1) социальную природу обучения и развития

2) гипотезу ближайшего развития

3) принцип опережающего обучения

4) положение о взаимодействии внешних и внутренних факторов в обучении

Вариант 11

1. Готовность детей к школе, понятие и компоненты.

2. Методы воспитания и самовоспитания. Подобрать методику диагностики уровня воспитанности школьников. Провести диагностику испытуемого. Составить протокол, результаты интерпретировать.

3. П.Я.Гальперин является основателем

1) деятельностного подхода в педагогической психологии

2) теории развивающего обучения

3) концепции поэтапного формирования умственных действий

4) гипотезы о зоне ближайшего развития

Вариант 12

1.Организационные формы сотрудничества учащихся. Преимущества и условия комплектования малых учебных групп.

2. Структура учебной мотивации. Возрастная динамика мотивации учебной деятельности младших, средних и старших школьников.

3. Существенным признаком проблемного обучения является

1) повышенная трудность знаний, подлежащих усвоению

2) постоянная новизна изучаемого материала

3) обобщенность знания, помещаемого на место неизвестного

4) высокий уровень умственной активности учащихся

Вариант 13

1. Цели и принципы воспитания. Основные понятия.

2.Обучаемость как основа усвоения учебного материала. Факторы, влияющие на уровень обучаемости. Обучаемость и обученность.

3. Основное содержание учебной деятельности по В.В. Давыдову составляют

1) предметные знания

2) утилитарно-практические знания

3) теоретические понятия

4) способы решения задач

Вариант 14

1.Задачи и специфика дошкольного образования. Специфика и виды

образовательных программ.

2.Цели и задачи нравственного воспитания Приемы и методы воспитания.

Основные критерии воспитанности по Л.Колбергу.

3.Познание существенных свойств предметов и явлений осуществляется в …

1.эмпирическом мышлении

2 .теоретическом мышлении

3.конвергентном мышлении

4. дивергентном мышлении

Задание 15

1. Общие и специальные педагогические способности.

2.Составить схему педагогических ситуаций и их видов. Этапы конфликтных

ситуаций. Профилактика и коррекция педагогических конфликтов.

3.К широким социальным мотивам относятся

1.ни один из ответов не верен

2.понимание социальной значимости учения

3.стремление получить одобрение

4.ориентация на овладение новыми знаниями

Вариант 16

1) Общая характеристика педагогического общения: функции, структура.

2) Составить схему видов, этапов и уровней усвоения знаний.

3) В структуре учения к познавательным относятся те действия, посредством которых предметы свои свойства

1) изменяют

2) теряют

3) проявляют

4) все ответы верны

Вариант 17

1) Обучаемость как основа усвоения. Психологическое ядро обучаемости.

Обученность как результат обучения.

2) Составить схему взаимосвязей педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии. Сделать вывод о месте педагогической психологии в системе наук.

3) Высшим уровнем развития контроля как компонента учебной деятельности является

1) пооперационный

2) по результатам

3) предваряющий

4) ни один из ответов не является верным

Вариант 18

1) Понятие о педагогической ситуации: нормальной, конфликтогенной,

конфликтной.

2) Составить таблицу этапов становления педагогической психологии. Дать краткую характеристику каждому этапу.

3) Чтение книги, осознаваемое учеником как необходимое условие успешной подготовки к экзамену, является

1) действием

2) операцией

3) деятельностью

4) ни один из ответов не верен

Вариант 19

1) Стили педагогического общения.

2) Составить таблицу теорий развивающего обучения. Указать авторов и дать краткую характеристику теорий.

3)Ж.Пиаже утверждал, что обучение

1) идет параллельно развитию

2) опережает развитие

3) следует за развитием

4) никак не связано с развитием

Вариант 20

1) Воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте.

2) Составить схему структуры учебной деятельности. Дать краткую

характеристику компонентов учебной деятельности.

3) Формированию внутренней мотивации учения способствует

1) умелое чередование поощрений и наказаний в работе с классом

2) ни один из ответов не верен

3) контроль за действиями учащихся

4) привлечение учеников к оцениванию работ их товарищей.

Вариант 21

1) Профессиональная «Я-концепция» учителя.

2) Подобрать методики для изучения мотивации учебной деятельности учащихся. Провести диагностику мотивации учения по любой методике. Оформить протокол, результаты интерпретировать.

3) Обучение — это

1) передача учителем учащимся имеющегося у него опыта

2) все ответы верны

3) организация и управление учебной деятельностью учащихся

4) трансляция от поколения к поколению общественно-исторического опыта.

Вариант 22

1) Знаково-контекстное обучение (А.А.Вербицкий).

2) Рассмотреть разные подходы к пониманию причин неуспеваемости школьников. Показать роль практического психолога в диагностике и коррекции неуспеваемости.

3) Психологической основой программированного обучения является

1)бихевиоризм

2) когнитивная психология

3) гештальтпсихология

4) ни один из ответов не верен.

Вариант 23

1) Предупреждение и разрешение педагогических конфликтов

2) Рассмотреть сущность психологической готовности к обучению в школе.

Подобрать методики диагностики готовности к школе.

3) Характер решаемых педагогом задач лежит в основе отнесения педагогической ситуации к разряду

1) конфликтных

2) контроля и оценки

3)проблемных

4) деловых

Вариант 24

1) Психологические особенности дошкольников и их учет в воспитательной работе.

2) Рассмотреть психологические закономерности воспитательного процесса. Составить таблицу основных теорий воспитания.

3) Согласно В.В.Давыдову, существенным признаком теоретического знания является то, что оно

1) фиксируется с помощью слов — терминов

2) конкретизируется подбором иллюстраций, примеров

3) вырабатывается в ходе сравнения предметов

4) фиксируется связь всеобщего отношения с его частными проявлениями

Вариант 25

1) Учебная мотивация.

2) Составить схему способностей к педагогической деятельности. Подобрать методику диагностики педагогических способностей. Провести самодиагностику. Оформить протокол результатов обследования.

3) Психология воспитания …

1) составляет раздел психологии обучения

2) самостоятельный раздел педагогической психологии

3) самостоятельная часть раздела в психологии педагогической деятельности

4) ни один из ответов не верен

Типовые вопросы для подготовки к зачету и экзамену, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности формируемых в результате освоения дисциплины.

1. Педагогическая психология как отрасль научного зна­ния.

2. Предмет и проблемы педагогической психологии.

3. Задачи педагогической психологии.

4. Структура и принципы педагогической психологии.

5. Методы педагогической психологии, их классификация.

6. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.

7. Основные теории обучения в современном образовании.

8. Учитель как субъект педагогического труда.

9. Психологические предпосылки деятельности учителя.

10. Общие и специальные педагогические способности.

11. Педагогические способности по А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой.

12. Профессиональная «Я-концепция» учителя.

13. Направленность личности учителя.

14. Педагогическая деятельность: содержание, проблемы, результаты. Мотивационный комплекс.

15. Стили педагогической деятельности, их характеристики.

16. Общая характеристика педагогического общения: функции, структура.

17. Стили педагогического общения.

18. Затруднения и «барьеры» в педагогическом общении.

19. Понятие о педагогической ситуации: нормальной, конфликтогенной, конфликтной.

20. Этапы педагогической ситуации.

21. Предупреждение и разрешение педагогических конфликтов.

22. Учебная мотивация.

23. Сущность и структура учебных мотивов.

24. Развитие учебной мотивации и проблемы обучения в старших классах.

25. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

26. Специфические и неспецифические компоненты обучаемости.

27. Сущность процесса обучения.

28. Проблема соотношения обучения и развития.

29. Учение и научение. Виды научения. Психология усвоения.

30. Теория обучения.

31. Программированное обучение.

32. Проблемное обучение.

33. Ассоциативная теория.

34. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

35. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

36. Подход Л.В. Занкова к осуществлению общего развития младших школьников в процессе обучения.

37. Педагогические оценки как средство стимулирования. Педагогическая оценка и отметка.

38. Психологические особенности дошкольников и их учёт в воспитательной работе.

39. Общая и специальная готовность детей к школе.

40. Центральные новообразования и особенности учебной деятельности младших школьников.

41. Психологические особенности в среднем школьном периоде. Отношение к школе и учителю.

42. Психологические трудности в учении школьников средних классов и пути их преодоления.

43. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования на старшей ступени обучения.

44. Профессиональное самоопределение старших шко­ль­ников.

45. Специфика обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

46. Цели и принципы воспитания.

47. Виды и формы воспитания.

48. Типология неправильного воспитания.

49. Психология трудного подростка. Асоциальное поведение.

50. Условия социализации личности.

51. Нарушения социализации личности.

52. Роль коллектива в воспитании.

53. Роль семьи в воспитании.

54. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

55. Воспитание в младенческом и раннем возрасте.

56. Воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте.

57. Воспитание подростков и юношей.

58. Формирование профессионального мышления в процессе обучения в вузе.

59. Цель и задачи психологического анализа урока.

60. Психодиагностика профпригодности к педагогической деятельности.

61. Особенности работы психолога с педагогами.

62. Элементы психокоррекции в деятельности педагога.

63. Виды конфликтов в педагогическом коллективе.

64. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector