Методические рекомендации по дисциплине
«Психологический тренинг в группах»
Преподаватель — Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – trifonova@ieml.ru
Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то сфера образования, производственная сфера, бизнес, армия, МВД, клиника, является проведение социально-психологических тренингов – современных активных методов обучения. Социально-психологический тренинг выступает методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Общей целью психологического тренинга выступает – повышение коммуникативной компетентности участников.
Дисциплины рассматривают теоретические вопросы психологии общения, основные принципы, механизмы, условия, специфику и методику проведения психологического тренинга с малой группой. Основной акцент сделан на практических занятиях, направленных на овладение необходимыми навыками ведения социально-психологического тренинга. Практические занятия ориентированы как на отработку конкретных психологических техник, так и на развитие навыков организации тренинговой работы.
Целью дисциплин является – формирование у студентов системы знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга с малыми группами, развитие коммуникативных навыков и профессиональных умений проведения тренинга.
Данная цель конкретизирована в учебных задачах, направленных на формирование и развитие у студентов следующих профессиональных знаний, умений и навыков:
· Знание сущности, принципов, условий, организации проведения социально-психологического тренинга;
· Знание групповых процессов, групповой динамики и специфических эффектов социально-психологического тренинга;
· Знание требований по организации времени и пространства для занятий – «среды общения»;
· Знание методического обеспечения, используемого в тренинге, умение провести упражнение, групповую дискуссию, ролевую игру, обсудить и проанализировать результаты;
· Навыки разработки тренинговых программ;
· Коммуникативные навыки.
На основе этих знаний и умений у студентов формируется коммуникативная компетентность, навыки проведения социально-психологического тренинга. По окончании курса студенты могут упражняться в проведении социально-психологического тренинга.
Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков
... агрессии и факторов, ее обуславливающих, подобрать методики позволяющие изучить социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков, дать объективную оценку уровню агрессивности подростков ... Практическая значимость исследования обусловлена высокой актуальностью проблемы создания системы социально-психологической помощи детям и подросткам с агрессивным поведением. Выявлены факторы ...
Зачетные задания:
Для студентов, планирующих посещать занятия очно в период сессии, необходимо будет на практических занятиях выполнить тренинговое упражнение.
Для этого самостоятельно нужно подобрать 2-3 упражнения, соответствующих определенной тематике психологического тренинга, потренироваться в произнесении инструкции, продумать вопросы для обсуждения с участниками после завершения упражнения.
2) Для студентов, не имеющих возможность посещать занятия в период сессии, для зачета необходимо ответить на проверочные тесты по каждому разделу + итоговый тест + самостоятельно разработать программу психологического тренинга
Тематика программ психологического тренинга
1. Каталог упражнений тренинга эффективного общения.
2. Программа тренинга развития коммуникативных навыков.
3. Программа тренинга делового общения.
4. Программа тренинга сензитивности в общении.
5. Программа тренинга поведенческой гибкости.
6. Программа тренинга установления контакта.
7. Программа тренинга развития лидерских качеств.
8. Программа тренинга активного слушания.
9. Программа тренинга уверенности в себе.
10. Программа тренинга развития психических процессов.
11. Программа интеллектуального тренинга.
12. Программа тренинга «Создание имиджа и искусство самопрезентации».
13. Программа тренинга на развитие самоорганизации и самоуправления.
14. Программа тренинга развития креативности.
15. Программа тренинга развития рефлексии.
16. Программа тренинга управления конфликтами.
17. Программа тренинга на развитие профессионально важных качеств ведущего-тренера.
Тестовый контроль по теме «История развития групповых методов»
1. Страна, в которой возникли групповые формы тренинга:
1) США;
2) Советский Союз;
3) Германия;
4) Австрия.
2. Понятие «социально-психологический тренинг» в психологическую теорию и практику ввел:
1) К. Роджерс;
2) К. Левин;
3) М. Форверг;
4) Р. Липпит.
3. Интерес к личностному росту участников в наибольшей степени представлен в:
1) Т-группах;
2) гештальт-группах;
3) психодраматических группах;
4) группах встреч.
4. Анализ жизненных сценариев характерен для:
1) Т-групп;
2) трансактной модели;
3) когнитивно-поведенческой модели;
4) бихевиорально-ориентированных групп.
5. В Советском Союзе СПТ получил распространение в следующие годы:
1) 80-годы ХХ века;
2) начало ХХI века;
3) 90-годы ХХ века;
4) 70-годы ХХ века.
6. Первая в России монография, посвященная теории и методики СПТ была написана:
1) С.И. Макшановым;
2) С.Л. Рубинштейном;
3) Г.М. Андреевой;
4) Л.А. Петровской.
7. Трудности распространения СПТ в Советском Союзе связаны с:
1) жесткой цензурой;
2) запретом СПТ;
3) отсутствием мотивации, как со стороны участников, так и со стороны ведущих тренинга;
4) неподготовленностью общества, участников, тренеров к партнерским отношениям.
8. Будущая перспективная модель групповой тренинговой работы, по мнению Е.В Сидоренко, это:
Программа развития ассертивности у подростков
... тренинг. Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль. Таким образом, цель программы по развитию ... создать благоприятный психологический климат в группе, снять ситуативную тревожность, зажимы, активизировать ... ассертивности. При разработке программы использовались методы контробуславливания (замещение старой, неэффективной модели поведения на новую, ...
1) тренинг-сопровождение;
2) корпоративный тренинг;
3) обучающий тренинг;
4) интенсивный тренинг.
9. В каком году впервые возникли групповые формы тренинга:
1) 1947 г.;
2) 1982 г ;
3) 1970 г.;
4) 1945 г.
Тестовый контроль по теме «Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»
1. Наиболее общим и ключевым понятием для понимания психологического тренинга, по мнению О.В. Евтихова, является понятие:
1) обучение;
2) опыт;
3) изменение;
4) развитие.
2. Л.А. Петровская под психологическим тренингом понимала:
1) развивающий метод;
2) метод преднамеренных изменений;
3) психологический метод воздействия;
4) активный метод обучения.
3. В профессиональной подготовке для традиционной формы обучения, в отличие от тренинга, характерно:
1) Специалист получает информацию, использует ее через какое-то время;
2) Специалист соотносит полученную информацию с практикой;
3) Специалист эмоционально проживает новые модели поведения;
4) За счет механизма обратной связи специалист обнаруживает у себя имеющиеся пробелы, дефициты знаний, умений, навыков.
4. В схеме «Окошко Джогарри», иллюстрирующей процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе, область, содержащая информацию, не осознаваемую человеком, но очевидную для окружающих, называется:
1) неизвестная;
2) слепая;
3) открытая;
4) скрытая.
5. Необходимость коррекции самовосприятия и самопредставления в тренинге обусловлена тем, что она:
1) повышает мотивацию участия в тренинге;
2) является условием эффективности тренинга;
3) способствует «закрытию» человека;
4) улучшает усвоение новых моделей поведения;
6. Прогноз результатов тренинга затруднен в связи с неизвестностью:
1) личности тренера;
2) содержания тренинга;
3) стиля ведения тренинга;
4) взаимоотношений в тренинговой группе.
7. «Агрессивная» ликвидация пробелов характерна для следующей модели тренинга:
1) русской;
2) немецкой;
3) американской;
4) английской.
8. Наличие обязательной положительной обратной связи более характерно и впервые было предложено в следующей модели тренинга:
1) английской;
2) русской;
3) немецкой;
4) скандинавской.
Тестовый контроль по теме «Групповая динамика в тренинговой группе»
1. Первоначальную диагностику участников тренер осуществляет на фазе:
1) сотрудничества;
2) агрессии;
3) ориентации и зависимости;
4) завершения.
2. Первые «заявки» на социальную нишу в группе осуществляются на фазе:
1) ориентации и зависимости;
2) умирания группы;
3) устойчивой работоспособности;
4) «притирки» и конфликта.
3. «Турнирные бои» разворачиваются в тренинговой группе на фазе:
1) ориентации и зависимости;
2) «притирки» и конфликта;
3) устойчивосй работоспособности;
Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты» ...
... одним из последних проводит дорожки от своего домика к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в ... кругу не вернется к первому участнику. Обсуждается, кому что понравилось в получившемся рисунке, и что – нет. «Чей это портрет?». Члены группы рисуют абстрактно-символические или метафорические ...
4) умирания группы.
4. Самый продолжительный этап содержательной работы в тренинге приходится на фазу:
1) агрессии;
2) умирания;
3) ориентации и зависимости;
4) сотрудничества и целенаправленной деятельности.
5. Появление и осознание чувства принадлежности к группе, общего «МЫ» характерно для фазы:
1) фрустрации;
2) завершения;
3) ориентации и зависимости;
4) устойчивой работоспособности.
6. Вероятность возникновения и развития конфликта тренинговой группы с ведущим выше на этапе:
1) завершения;
2) знакомства;
3) агрессии;
4) устойчивой работоспособности.
7. Роль участника, не пользующегося особыми правами, принимающего на себя все негативные эмоции группы, называется:
1) оппозиционер;
2) аутсайдер;
3) рядовой;
4) эксперт.
8. Каковы основные функции эксперта в тренинговой группе:
1) выполняет решения лидера;
2) организует групповую дискуссию;
3) дает хорошие и умные советы;
4) пользуется любовью рядовых участников;
5) контролирует исполнение групповых норм;
6) оказывает влияние на лидера;
7) пользуется уважением;
Тестовый контроль по теме «Структурно-психологические характеристики социально-психологического тренинга»
1. Основная цель социально-психологического тренинга это:
1) расширение сферы осознания участников;
2) личностный рост;
3) разрешение внутриличностных конфликтов;
4) повышение коммуникативной компетентности.
2. Принцип «здесь и теперь» отражает:
1) необходимость активного включения в работу;
2) преодоление тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;
3) создание креативной среды в тренинге;
4) ориентацию на сознательный уровень регуляции поведения.
3. Количественное постоянство тренинговой группы обозначено в принципе:
1) пространственно-временной организации тренинга;
2) комплектования группы;
3) физической закрытости;
4) системной детерминации.
4. Вмешательство ведущего в групповые процессы в затруднительных ситуациях обусловлено выполнением им следующей функции:
1) посреднической;
2) аналитической;
3) руководящей;
4) экспертной.
5. Предоставление информации и оценка происходящего в группе относится к следующей функции ведущего:
1) аналитической;
2) руководящей;
3) посреднической;
4) экспертной.
6. Работа ведущего с личностными особенностями участников группы направлена в первую очередь на:
1) помощь в самопознании, самопонимании и самопринятии;
2) на коррекцию Я-концепции;
3) развитие рефлексии;
4) развитие коммуникативной компетентности.
7. Свобода участников в выборе целей своей деятельности и средств их достижения характерна для следующего стиля ведения тренинга:
1) демократического;
2) тематического;
3) свободного;
4) программного.
8. Одним из важнейших условий эффективности свободного ведения тренинга является:
1) высокий профессионализм участника;
2) определенная зрелость участников;
Понятие группы и группового поведения
... • с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи; • со своевременным и умелым разрешением конфликта; ... функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики, основными из которых являются: • общение работников; • сплоченность ...
3) определенные особенности групповой динамики;
4) участие тренируемых в групповой работе в первый раз.
Тестовый контроль по теме «Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге»
1. Наличие протагониста характерно для:
1) психогимнастики;
2) психодраматических приемов;
3) ролевой игры;
4) дебрифинга.
2. Способ организации разыгрывания ролей, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ними, называется:
1) «аквариум»;
2) «зеркало»;
3) «дублирование»;
4) «параллель».
3. Способ организации разыгрывания ролей, когда роль главного героя поочередно исполняется всеми участниками группы, называется:
1) «дублирование»;
2) «ротация ролей»;
3) «отражение»;
4) «параллель».
4. Описание ведущим характеристики роли и побуждение участника к ее разыгрыванию относится к:
1) психодраматическому приему;
2) ролевой игре;
3) психогимнастическим упражнениям;
4) методу фиксированной роли.
5. Процесс, обратный инструктажу, называется:
1) групповой дискуссией;
2) брейнстормингом;
3) дебрифингом;
4) психогимнастикой.
6. Метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без слов, называется:
1) психогимнастикой;
2) рисованием;
3) дебрифингом;
4) мозговым штурмом.
7. Форма проективного рисования, при которой пара участников общается между собой при помощи образов, линий, красок, называется …. рисованием:
1) дополнительным;
2) разговорным;
3) совместным;
4) свободным.
8. Раскрытие психологических понятий, описание случаев, анализ конкретной складывающейся в группе ситуации, происходит через:
1) анализ ситуации;
2) диагностику;
3) групповую дискуссию;
4) информирование.
Тестовый контроль по теме «Конструирование и подготовка тренинга»
1. Построение во внешнем плане желаемой модели поведения характерно для:
1) начального этапа тренинга;
2) завершающего этапа;
3) середины тренинговой работы;
4) всех этапов тренинга.
2. Закрепление во внутреннем плане новых поведенческих моделей происходит:
1) на заключительном этапе;
2) на диагностическом этапе;
3) на этапе устойчивой работоспособности;
4) после тренинга.
3. Глубинная коррекция Я-концепции участников, быстрое усвоение ими новых умений и навыков происходят:
1) на интенсивном курсе;
2) на регулярных занятиях;
3) при эпизодических встречах;
4) при всех типах временной организации тренинга.
4. Свободный стиль ведения тренинга подходит лишь для:
1) регулярных занятий;
2) интенсивного курса;
3) эпизодических встреч;
4) для любого типа временной организации тренинга.
5. Наиболее подходящий стиль ведения при эпизодических встречах:
1) тематический;
2) свободный;
3) смешанный;
4) программный.
6. Регулярные занятия проводятся:
1) 1 – 2 раза в месяц;
Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга
... возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку ... спонтанное произвольное рисование. Презентация рисунков: — Как называется рисунок? — Кто был инициатором идеи? — ... тренинга. Предварительная работа После того как группы сформированы, с родителями необходимо провести собеседование или вводное занятие, на котором обсуждаются основные принципы групповой ...
2) 1 – 2 раза в неделю;
3) в течение 3-х дней;
4) на протяжении недели.
7. Принцип преемственности при организации тренинга подразумевает, что каждое занятие должно:
1) подкрепляться специальным упражнением;
2) содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего;
3) включать сначала теоретическое информирование, затем выполнение упражнений;
4) учитывать закономерности групповой динамики.
8. Принцип поэтапности подразумевает:
1) четкое закрепление порядка выполнения функций в упражнении;
2) поочередное распределение между участниками элементов деловой игры;
3) учет закономерностей групповой динамики;
4) планирование работы, направленной на развитие группы.
Тестовый контроль по теме «Организация и проведение тренинга»
1. Если социально-психологический тренинг воспринимается участниками как учебное мероприятие, то для мотивирования необходимо:
1) показать необычный феномен;
2) рассказать интересные случаи из практики;
3) внести соревновательную окраску в занятия;
4) пообещать приз победителю;
5) обеспечить новизну и необычность занятий;
6) разъяснить практическую пользу занятий.
2. Разогревающие упражнения нужно проводить:
1) сразу после знакомства;
2) до процедуры знакомства, чтобы снять напряжение участников;
3) между смысловыми упражнениями для отдыха;
4) после обсуждения ожиданий, сомнений, опасений.
3. К способам определения тренером правильности понимания участниками инструкции к выполнению упражнения не относится:
1) визуальный контакт;
2) участие тренера в упражнении;
3) пробное выполнение упражнения;
4) вопросы участников.
4. Проговаривание обычно скрытых, «свернутых» действий относится к следующему типу модификации упражнений:
1) интериоризация;
2) интерперсонализация;
3) экстериоризация
4) стохастизация;
5. Упражнение или игра являются завершенными тогда, когда:
1) все правильно поняли и выполнили инструкцию;
2) закончилось время для выполнения;
3) проведен дебрифинг;
4) проведены дебрифинг и обсуждение.
6. Преимущество поочередного опроса участников группы заключается в:
1) лучшей подготовленности к ответу;
2) мобилизации участников;
3) концентрации внимания участников;
4) снижении тревожности.
7. Специфичность обратной связи заключается в том, что:
1) информация актуальна, своевременна;
2) информация соответствует потребностям и коммуникатора, и реципиента;
3) информация относится к конкретному действию участника;
8. Основной смысл использования ритуалов в группе состоит в том, что они:
1) снимают эмоциональное напряжение;
2) способствуют развитию чувства общности;
3) оказывают мотивирующее воздействие;
4) способствуют раскрепощению участников.
Тестовый контроль по теме «Групповые эффекты, возникающие в тренинге»
1. Устойчивость и единство межличностных взаимоотношений, обеспечивающих стабильность групповой деятельности, отражается в:
1) сотрудничестве участников;
2) организованности группы;
Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...
... определенностью и однозначностью. Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при ... в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы: - мотивационный подход; - подход свободного выбора; - регуляционный подход. Мотивационный подход означает, ...
3) групповой сплоченности;
4) активности группы.
2. Несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией способствует:
1) возникновению ролевого конфликта;
2) изменению стереотипов;
3) повышению креативности участников;
4) групповому сплочению.
3. Социальная активность группы проявляется в:
1) превышении членами группы принятых среднестатистических показателей;
2) ориентации на нестандартные, творческие способы решения тренинговых задач;
3) повышении общего коммуникативного уровня, уровня личностной рефлексии;
4) развитии внутригрупповых и межгрупповых отношений..
4. Снижение мотивации к деятельности, ухудшение ее выполнения в присутствии других людей, называется эффектом:
1) социальной лени;
2) социальной ингибиции;
3) синергии;
4) группомыслия.
5. Эффект группового фаворитизма проявляется в:
1) тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы
2) изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы;
3) чувстве отстраненности от других, размежевания с другими группами;
4) направленности групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм, поведения отдельных членов группы.
6. Чувство принадлежности к определенной группе людей характерно для следующего эффекта:
1) группомыслия;
2) группового фаворитизма;
3) «МЫ»;
4) подражания.
7. Эффект группомыслия состоит:
1) в следовании общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе;
2) во влиянии на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;
3) в доминировании поиска согласии внутри группы над поиском наилучшего решения задачи;
4) во возникновении прибавочной интеллектуальной энергии, которая выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.
8. Главным отличием между эффектами конформизма и подражания является то, что:
1) подражание возникает в сплоченной группе, а конформизм – в несплоченной;
2) при конформизме группа оказывает давление на участников, а подражание – добровольно;
3) лидер содействует возникновению конформизма, а подражание возникает само собой;
4) конформизм присущ пассивным группам, подражание — активным.
Тестовый контроль по теме «Прикладные знания и техники, полезные тренеру»
1. Человек часто употребляет в своей речи следующие слова-предикаты: «посмотрите», «яркий», «далеко», пользуется фразой «Решение проблемы уже вырисовывается», следовательно, его ведущей репрезентативной системой является:
1) аудиальной;
2) визуальной;
3) кинестетической;
4) логической.
2. Человек, нередко использующий в своей речи слова «тяжело», «сухо», «гладко», «радоваться», фразу «Я чувствую, что проблема в следующем…», относится к следующему типу восприятия информации:
1) кинестетик;
2) визуал;
3) логик;
4) аудиал.
3. Отношение, построенное на взаимном доверии и признании, это:
Тренинг Личностного роста для подростков
... один раз в неделю по 45 – 60 минут. Группа набирается по результатам диагностик: (уровень развития тревожности, самооценки), количество участников тренинга 10 – 15 человек с повышенным уровнем тревожности ... о чем пойдет речь в группе, не будет выноситься за рамки группы. 3.Правила группы на занятиях. - После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей ...
1) симпатия;
2) подстройка;
3) раппорт;
4) ведение.
4. Очень быстрая речь ведущего тренинг:
1) способствует изложению большего объема информации;
2) свидетельствует о внутреннем напряжении и нервозности;
3) способствует лучшему пониманию содержания;
4) поддерживает внимание и интерес слушающих.
5. Коммуникативная конгруэнтность подразумевает:
1) соответствие интонации содержанию речи;
2) соответствие речи ведущей репрезентативной системе собеседника;
3) согласованность мимики, поз, интонации речи;
4) соответствие вербального сообщения невербальным проявлениям.
6. Взгляд, направленный на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом, называется:
1) деловым;
2) дружеским;
3) сверлящим;
4) интимным.
7. Вопросы типа «Правильно ли я понял, что….» относятся к:
1) наводящим;
2) возвратным;
3) закрытым;
4) контрольным.
8. К техникам активного слушания не относится:
1) перефразирование;
2) резюмирование;
3) помощь в формулировке фразы;
4) отражение чувств собеседника.
Тестовый контроль по теме «Тренинговые упражнение, игры, психотехники»
1. Основной целью деловых имитационных игр «Воздушный шар», «Необитаемый остров» «ЧП на Луне», «Потерпевшие кораблекрушение», является развитие:
1) коммуникативных навыков;
2) навыков коллективного принятия решения;
3) мыслительных процессов участников;
4) эффективного взаимодействия.
2. Упражнение «Метафора» направлено в первую очередь на:
1) развитие креативности;
2) командное взаимодействие;
3) самоопределение команды;
4) развитие рефлексии.
3. Сравнение эмоционального состояния с цветом, напитком, природным явлением способствует развитию:
1) рефлексии;
2) креативности;
3) сензитивности;
4) образного мышления.
4. Упражнение «Художники» направлено, прежде всего, на развитие:
1) креативности;
2) коммуникативных навыков;
3) командного взаимодействия;
4) рефлексии.
5. Упражнение, в котором необходимо угадать количество рук, приложенных к спине, направлено на развитие:
1) сензитивности;
2) рефлексии;
3) группового сплочения;
4) креативности.
6. Упражнение, в котором без предварительной договоренности должны одновременно подняться количество участников, равное названному числу ведущим, не позволяет выявить:
1) невербальное взаимодействие участников;
2) социальную лень участников;
3) организованность группы;
4) лидерство, инициативность.
7. Ролевая игра «Князь» направлена в первую очередь на:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) расшифровку невербальных средств общения;
3) командное взаимодействие;
4) развитие сензитивности.
8. Упражнение «Иностранец и переводчик» направлено на развитие:
1) групповой сплоченности;
2) навыков ведения деловой беседы;
3) навыков активного слушания;
4) самосознания.
Итоговый тест проверки знаний
1. Социально-психологический тренинг представляет собой:
1) метод преднамеренных изменений;
2) метод психологического консультирования;
Тренинг постановки целей
... жизни». Анализ упражнения. 1) Оценивается, все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется (примечание: в каждой группе обязательно находятся те, кто не успел сформулировать ... постановку целей); умение подростка сформулировать цель, отвечающую специальным требованиям (см. ниже). Тренинг постановки целей Блок 1 Цель: формирование мотивации на постановку жизненных целей. Задачи: ...
3) современный вид молодежного досуга;
4) обучающую программу.
2. Тренинговые методики в теоретическом аспекте ближе всего к идеям:
1) гуманистической психологии;
2) психоанализа;
3) экзистенциональной психологии;
4) бихевиорального подхода.
3. Первые тренинги связаны с идеями и именем:
1) З. Фрейда;
2) К. Левина;
3) К. Роджерса;
4) Ф. Перлза.
4. Формирование умений справляться с конкретными проблемами и приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам характерно для:
1) Т-групп;
2) групп встреч;
3) психодрамы;
4) бихевиорально-ориентированных групп.
5. Ролевая игра – основной метод в:
1) трансактной модели тренинга;
2) психодраме;
3) когнитивно-поведенческой модели;
4) гештальт-модели.
6. Национальная лаборатория тренинга впервые появилась в:
1) Советском Союзе;
2) США;
3) Германии;
4) Швейцарии.
7. Максимально недирективный стиль управления группой характерен для:
1) Т-групп;
2) групп встреч;
3) психодраматических групп;
4) гештальт-групп.
8. Работа с поведенческими проявлениями, с интерпретацией поведения характерна для:
1) психодрамы;
2) когнитивно-поведенческой модели;
3) бихевиорально-ориентированной модели;
4) трансактной модели.
9. Содержательная работа в тренинге должна привести к расширению следующей области (из схемы «Окошко Джогарри»):
1) открытой;
2) скрытой;
3) слепой;
4) неизвестной.
10. Оптимальные количественные границы в тренинговой группе составляют:
1) 2 – 5 человек;
2) 6 – 12 человек;
3) 5 – 10 человек;
4) 10 – 15 человек.
11. Активное распределение ролей между участниками группы характерно на фазе:
1) фрустрационной;
2) завершения;
3) ориентации и зависимости;
4) сотрудничества и устойчивой работоспособности.
12. «Развязывание» конфликта с ведущим может свидетельствовать о:
1) сплочении группы;
2) попытке самоутверждения лидера;
3) неподготовелнности тренера;
4) перераспределении ролей в группе.
13. Безусловное принятие каждого участника в тренинговой группе отражает принцип:
1) креативности;
2) партнерского общения (доверительности);
3) активности;
4) осознанности поведения.
14. Наиболее определенным и жестким стилем проведения занятий является следующий стиль ведения тренинга:
1) авторитарный;
2) тематический;
3) программный;
4) свободный.
15. С точки зрения временной организации тренинга наиболее бурные изменения в психическом строе участников оказывают (ет):
1) эпизодические встречи;
2) двухлетнее обучение;
3) регулярные занятия
4) интенсивный курс.
16. Прием модификации упражнения, при котором элементы действия, выполняемые в скрытой, внутренней форме, выносятся во внешний план действий: вербальный или практический, называется:
1) экстериоризация;
2) интериоризация;
3) драматизация;
4) стохастизация.
17. Прием модификации упражнения, при котором реально выполняемые действия заменяются на воображаемые, выполняемые во внутреннем плане, называется:
1) импровизация;
2) интериоризация;
3) интраперсонализация;
4) интерперсонализация;
18. Интерперсонализация представляет собой такой прием модификации упражнений, при котором:
1) персонально разнесенные действия выполняются одним участником;
2) случайное выполнение участниками компонентов упражнения;
3) воображаемое выполнение действия;
4) распределение между участниками компонентов упражнения.
19. Инструкция в упражнениях должна быть (отметьте лишнее):
1) подробной, с детальным разъяснением;
2) четкой;
3) ясной;
4) лаконичной.
20. Релевантность обратной связи заключается в следующем:
1) информация актуальна, своевременна;
2) информация соответствует потребностям и коммуникатора, и реципиента;
3) информация относится к конкретному проявлению участника.
21. Состояние тренинговой группы, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры, называется:
1) активностью группы;
2) пассивностью группы;
3) конфронтацией в группе;
4) организованностью группы.
22. Стремление членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других является проявлением:
1) агрессии;
2) конкуренции;
3) сотрудничества;
4) адаптации.
23. Взаимное приспособление членов группы друг к другу называется:
1) организованностью группы;
2) сплоченностью группы;
3) социальной адаптацией;
4) сотрудничеством участников.
24. Тип групповой активности, связанный с повышением общего коммуникативного уровня, называется:
1) производительный;
2) социальный;
3) творческий;
4) личностно-развивающий.
25. Эффект «синергии» проявляется в:
1) прибавочной интеллектуальной энергии, и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов;
2) изменении поведения человека в результате давления группы;
3) тенденции благоприятствовать членам своей группы;
4) усилении доминантных реакций в присутствии других.
26. Симптомом группомыслия, при котором группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов, называется:
1) стереотипизацией;
2) иллюзией единодушия;
3) самоцензурой;
4) рационализацией.
27. Распространение в группе идей, целей, норм и ценностей называется эффектом:
1) «маятника»;
2) «пульсара»;
3) «волны»;
4) «бумеранга».
28. Эффект социальной лени проявляется в:
1) изменении психофизиологических реакций в присутствии других людей;
2) уменьшении среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу;
3) следовании общим образцам поведения, примерам, принятым в группе;
4) направленности групповых интересов против интересов отдельных членов группы или всего общества.
29. Микрогруппа участников, ориентированных на коллективную работу и активно включенных в тренинговые занятия – «реальный актив» составляет от общей тренинговой группы примерно:
1) 5 %;
2) 25 %;
3) 55 %;
4) 15 %.
30. Понятие групповой динамики не включает в себя:
1) роль;
2) нормы;
3) индивидуальность;
4) лидерство.
31. Понятие нормы в тренинговой группе – это:
1) принятые правила поведения в социальных и асоциальных группах;
2) правила поведения, руководящие действиями участников группы;
3) принятые правила поведения, существующие в группе и любом обществе;
4) принятые правила поведения, руководящие действиями участников группы и определяющие санкции наказания при их нарушении.
32. В развитии тренинговой группы выделяются все стадии за исключением:
1) стадии агрессии;
2) стадии распада группы;
3) стадии развития межличностных отношений;
4) стадии устойчивой работоспособности.
33. Обратная связь, прежде всего, является фактором:
1) развития группы;
2) изменения участников;
3) управления группой;
4) распределения ролей в группе.
34. Раппорт – это:
1) копирование поведения другого человека для повышения степени его доверия к вам;
2) бессознательное отражение собеседником ваших действий;
3) отношение, построенное на взаимном доверии и признании;
4) понимание вербального и невербального сообщения.
35. Соответствие вербального сообщения его истинным желаниям, ценностям, убеждениям, называется:
1) коммуникативной конгруэнтностью;
2) коммуникативной компетентностью;
3) подстройкой;
4) раппортом.
36. Участники задают вопросы тренеру, направленные на демонстрацию собственных знаний, ведущему целесообразно:
1) ответить на вопросы;
2) переадресовать вопросы другим участникам группы;
3) попросить автора ответить на собственный вопрос;
4) оставить вопрос без внимания.
37. Интерпретация сообщения относится к техникам:
1) нерефлексивного слушания;
2) активного слушания;
3) эмпатического слушания;
4) пассивного слушания.
38. Упражнение, в котором ведущий называет число, равное или меньшее количеству участников, необходимо одновременно встать числу людей, названному ведущим, при этом нельзя переговариваться, направлено на все за исключением:
1) командное взаимодействие;
2) выявление лидерства;
3) развитие эмпатийности;
4) выявление инициативных, ответственных участников.
39. Упражнение «Испорченный телефон» направлено в первую очередь на развитие:
1) креативности;
2) умения слушать;
3) командного взаимодействия;
4) сензитивности в общении.
40. Деловые имитационные игры, такие как: «Катастрофа на воздушном шаре», «Кораблекрушение», «ЧП на Луне» направлены на все нижепречисленное за исключением:
1) командное взаимодействие;
2) принятие групповых решений;
3) развитие лидерских качеств;
4) решение личных проблем в общении.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература.
а) основная литература.
1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн .— СПб. : Питер, 2007. – 271 с.
2. Арбузова Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И.Анисимов, О.В. Шатрова. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с.
3. Трифонова Т.А. Основы психологического тренинга в группах : учеб. пособие / Т.А. Трифонова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (Казань), 2014. – 208 с.
4. Трифонова, Т. А. Основы социально-психологического тренинга / Т. А. Трифонова.- Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2008.- 188 с.
б) дополнительная литература:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. – М.: Служба доверия, 1999. – 315 с.
2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2001. – 150 с.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы).
Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов: Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса / Д. Валкер. – СПб.: Светлячок: Речь, 2001. – 128 с.
4. Ван Ментс М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / М. Ван Ментс. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
5. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
6. Вачков И. Основы группового тренинга / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 215 с.
7. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники (Учебно-методическое пособие к урокам творческого мастерства) / С.В. Гиппиус. – М.: Искусство, 1967. – 250 с.
8. Дерманова И.Б. Межличностные отношения. Психологический практикум / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
9. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: ЛГУ, 1985 – 167 с.
11. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Моногр./ Т.В. Зайцева. – СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. – 80 с.
12. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: ЛГУ, 1989. – 55 с.
13. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П. Захаров. – Л.: ЛГУ, 1990. – 70 с.
14. Каменюкин А.Г. Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.
15. Келли Г. Тренинг принятия решения / Г. Келли, Р. Армстронг. – СПб.: Питер, 2001. – 185 с.
16. Клюева Н.В. Программы социально-психологических тренингов / Н.В. Клюева, М.А. Свистун. – Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992. – 205 с.
17. Книппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с нем / Д. Книппер. – М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. – 224 с.
18. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
19. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – 3-е изд. / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 1999. – 191 с.
20. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 225 с.
21. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 345 с.
22. Курбатов В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 175 с.
23. Лебедева Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учеб. пособ. для студ. психол. спец. / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. – М.: Привет, 2004. – 358 с.
24. Ли Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
25. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособ. / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с. – (для студ., обуч. по психолог. спец.).
26. Льюис Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. – М.: Эксмо, 2002. – 225 с.
27. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2001. – 190с.
28. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе / Г. Макмахон. – М.: Эксмо, 2002. – 165 с.
29. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – М.: Совершенство, 1998. – 130 с.
30. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография / С.И. Макшанов. – СПб.: Образование, 1997. – 250 с.
31. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге: Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 189 с.
32. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 256 с.
33. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.
34. Перькова О.И. Интеллектуальный тренинг: Учеб.-метод.пособ./ О.И. Перькова, Л.И. Сазанова. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2002. – 221 с.
35. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002. – 216 с.
36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.
37. Петрушин С.В. Секреты открытого общения / С.В. Петрушин. – Казань: Татиздат, 1994. – 112 с.
38. Петрушин С.В. Игротека для взрослых (200 упражнений СПТ): методические рекомендации / С.В. Петрушин. – Москва-Казань: НМЦ, 1989. – 70 с.
39. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе: Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек / С.В. Петрушин. – М.: Академич. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 256 с.
40. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб.: ИГУП, 1997. – 115 с.
41. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
42. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков. – М.: Академия, 1993. – 180 с.
43. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. — СПб.: Речь, Ин-т Тренинга, 2000. – 256 с.
44. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.
45. Ромек В. Тренинг наслаждения / В. Ромек, Е. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 135 с.
46. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер с англ. / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1990. – 356 с.
47. Рэйс Ф. 500 лучших советов тренеру / Ф. Рэйс, Б. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 87 с.
48. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум / Н.В. Самоукина. – Дубна: Феникс +, 2000. – 197 с.
49. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 234 с.
50. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.
51. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: авторская концепция / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
52. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2004. – 208 с.
53. Смит Дж. Мануэль. Тренинг уверенности в себе / Дж. Мануэль Смит. – СПб.: Речь, 2001. – 244 с.
54. Слаква С.П. Психология малой группы: Учеб. пособие. / С.П. Слаква; Под ред. И.А. Рябовой, С.Н. Путилиной. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с.
55. Соснин В.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения / В.А. Соснин, П.А. Лунев. – М.: Академия, 1996. – 120 с.
56. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов / Н. Стимсон. – СПб.: Питер, 2002. – 210 с.
57. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. – СПб.: Питер, 2001. – 165 с.
58. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практич. пособ.: Пер. с нем. 2-е изд. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.
59. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. Библиотека психологии и психотерапии / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
60. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л.Н. Шепелева. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.