Цели и задачи дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) для направлений (специальности) 150100 «Материаловедение и технология материалов», 230100 «Информатика и вычислительная техника», 221700 «Стандартизация и метрология», 280700 «Техносферная безопасность», 240100 «Химическая технология», 240700 «Биотехнология», рекомендаций методической секции Ученого совета РХТУ им. Д.И. Менделеева и накопленного опыта преподавания предмета «Инженерная психология» кафедрой психологии РХТУ им. Д.И. Менделеева. Программа рассчитана на изучение курса в течение одного семестра.
Цель курса «Инженерной психологии» – научить студентов применению психологических знаний в будущей профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины «Инженерная психология» сводятся:
· к развитию психологической и личностной компетентности студентов, необходимой для дальнейшего успешного вхождения в профессиональную среду, формированию интереса к самостоятельному изучению теоретических и прикладных основ психологии труда;
· к формированию у студентов способностей к конструктивному психологическому самоанализу и анализу поведения других людей с целью более эффективного взаимодействия с окружающей средой в процессе профессиональной деятельности;
· к изучению научных основ психологии безопасной деятельности человека в профессиональной деятельности;
· к формированию у студентов навыков практической реализации полученных психологических знаний и, в частности, психологической готовности к применению психологических знаний в практической работе для анализа трудовых процессов, организации и осуществления профотбора, психологического обеспечения и сопровождения становления профессионала, решения проблем взаимоотношений в трудовом коллективе, психологической профилактики травматизма и аварийности.
Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий для студентов очного отделения
п/п | Раздел дисциплины | часов | |||
Всего | Лек-ции | Практические занятия | Сам-ная работа | ||
Модуль 1. Психология человека и его профессиональная деятельность | |||||
1.1 | Общая характеристика психологии как науки | Семинар — практикум «Знакомство» | |||
1.2 | Психология человека: личность и ее психические свойства | Пр. № 1 (А) | |||
1.3 | Психология человека: когнитивные (познавательные) процессы | Пр. № 1 (Б) | |||
1.4 | Психология человека: регулятивные (эмоционально-волевые) процессы | Пр. № 1 (В) | |||
1.5 | Психология профессиональной деятельности | — | Семинар-обсуждение «ПВК» | ||
Модуль 2. Человек как участник трудового процесса | |||||
2.1 | Основные этапы развития субъекта труда | — | |||
2.2 | Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом | Семинар — деловая игра «Поиск мотива» | |||
2.3 | Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности | — | Семинар — практикум «Профессиональное целеполагание». | ||
2.4 | Профессиональная коммуникация | Семинар — практикум «Профессиональное общение» | |||
2.5 | Психология конфликта | — | Семинар — практикум «Решение конфликтов» | ||
2.6 | Психология совместного труда | — | |||
2.7 | Психология управления | Семинар — деловая игра «Управление предприятием» | |||
Модуль 3. Психология безопасности профессиональной деятельности | |||||
3.1 | Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев | — | |||
3.2 | Психология риска и безопасность труда | Семинар-обсуждение: «Профессиональная безопасность на предприятии» | |||
3.3 | Стресс и его профилактика | Семинар — практикум «Формирование стрессоустойчивости» | |||
Тестовый контрольный зачет | — | ||||
Всего часов |
Содержание разделов дисциплины “Инженерная психология”
Модуль 1. Психология человека и его профессиональная деятельность
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
История становления психологии как самостоятельной науки. Предмет, методы и задачи современной психологии. Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи. Психологические характеристики сознания. Человек во взаимосвязи с окружающим миром. Человек: индивид, личность, индивидуальность. Отрасли психологии. Инженерная психология и психология труда.
Тема 2. Психология человека: личность и ее психические свойства
Личность и ее структура. Самосознание: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Темперамент и характер в структуре личности. История становления типологии темпераментов. Характеристика типов темперамента. Проявление темперамента в деятельности. Структура и типология характера. Черты характера и отношения личности. Формирование характера.
Тема 3. Психология человека: когнитивные (познавательные) процессы
Общая характеристика познавательных процессов человека. Ощущение и восприятие: виды, свойства, особенности развития. Внимание и память: виды, свойства, функции. Развитие и воспитание внимания. Возрастные и индивидуальные особенности памяти. Приемы рационального заучивания. Мышление и его формирование. Типология мышления: формы, виды, операции, индивидуальные особенности. Мышление и речь. Способы активизации мышления. Воображение: виды, функции, развитие. Воображение и творчество.
Тема 4. Психология человека: регулятивные (эмоционально-волевые) процессы
Общее понятие об эмоциях и чувствах: функции, классификация, особенности развития. Способы управления своим эмоциональным состоянием. Общее представление о воли. Психологическая структура волевого акта. Развитие и воспитание силы воли.
Тема 5. Психология профессиональной деятельности
Человек и профессия. Структура профессиональной деятельности. Направления исследования человека в психологии профессиональной деятельности. Профессиографирование как метод изучения профессиональной деятельности. Виды профессиографирования. Задачи психологии профессиональной деятельности. Психологические признаки и регуляторы труда. Профессионально важные качества.Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов.
Модуль 2. Человек как участник трудового процесса
Тема 6. Основные этапы развития субъекта труда
Человек как субъект труда: структура основных компонентов. Этапы развития субъекта труда (периодизация Е. А. Климова).
Кризисы профессионального становления (Е. Ф. Зеер).
Функциональные состояния человека в труде. Регуляторы функциональных состояний. Классификация функциональных состояний. Психологический стресс как функциональное состояние. Методы управления функциональными состояниями.
Тема 7. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
Потребности и мотивы личности. Классификация потребностей и виды мотивации. Иерархия потребностей (пирамида А. Маслоу).
Трудовая мотивация. Мотивы трудового поведения (В. Г. Подмарков).
Основные теории трудовой мотивации и удовлетворенность трудом (Д. Макклеланд, Ф. Герцберг, В. Врум и др.).
Тема 8. Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности
Психологическая система трудовой деятельности. Мотивационный процесс как основа целеполагания. Этапы достижения цели. Структура мотивационного процесса. Критерии эффективности целеполагания. Классификация целей. Разработка программы реализации цели. Стратегическое планирование.
Тема 9. Профессиональная коммуникация
Психология общения. Составные элементы процесса общения. Функции и виды общения. Типы общения. Характеристики личности, способствующие успешности общения. Обмен информацией и коммуникативные барьеры. Авторитарная и диалогическая коммуникация.Общение как взаимодействие (интеракция). Межличностное восприятие и построение имиджа. Профессиональное общение. Культура делового общения.
Тема 10. Психология конфликта
Конфликт как особая форма взаимодействия. Структура, динамика, функции конфликтов. Основные стадии развития конфликтов. Классификация конфликтов. Основные этапы поиска выходов из конфликтной ситуации. Профессиональные конфликты. Источники конфликтов. Конфликтогенные личности. Условия конструктивного разрешения конфликтов.
Тема 11. Психология совместного труда
Психология совместной трудовой деятельности. Признаки группового субъекта труда. Классификация организаций. Способ организации совместной деятельности. Структура бригады. Психология группы. Социально-психологические особенности малой организованной группы. Социально-психологический климат группы. Особенности совместимости членов группы.
Тема 12. Психология управления
Управление как социальный феномен. Субъект и объект управления. Предмет науки управления. Этапы ее развития. Управленческая деятельность. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности. Основные функции управленческой деятельности.
Модуль 3. Психология безопасности профессиональной деятельности
Тема 13. Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев
Психология безопасности труда. Классификация опасных действий: несчастный случай, авария, катастрофа. Роль человеческого фактора в производственном травматизме. Опасные действия руководителя и работников в процессе труда. Ступенчатая модель возникновения несчастного случая (Д. Рамсей).
Принятие решений по обеспечению безопасности труда.
Тема 14. Психология риска и безопасность труда
Природа риска и проблемы безопасности. Типы риска и особенности принятия решения в условиях неопределенности. Принятие решений по обеспечению безопасности труда. Алгоритм принятия решений (ДЖ. Неймапн, О. Моргенштерн).
Факторы, регулирующие поведение человека в ситуациях риска. Экстремальная ситуация. Психосоматические последствия воздействия экстремальной ситуации.
Тема 15. Стресс и его профилактика
Психология стресса. Приемы управления эмоциональными состояниями. Профилактика стресса и формирование стрессоустойчивости.
самостоятельная работа
Примерный перечень ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПрАКТИЧЕСКОЙ РаботЫ
1. Методики определения профессиональной направленности:
— определение типа личности (методика Дж. Холланда);
— дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
— определение сферы профессиональных предпочтений (методика Йовайши Л. А., в редакции Ефимовой Н. С.).
2. Психологическая характеристика профессии:
— профессиограмма;
— постановка профессиональных целей (Ефимова Н.С.);
— самооценка профессиональной компетентности (Ефимова Н.С.).
3. Методики определения профессионально важных качеств
— профессиональные особенности сенсорной деятельности (определение обонятельных ощущений, порога различения в мускульных ощущениях, восприятия времени, пространства);
— профессиональные особенности внимания (изучение устойчивости, объема, переключаемости внимания);
— профессиональные особенности памяти (изучение индивидуальных особенностей памяти, запоминания);
— профессиональные особенности мыслительной деятельности (скорость протекания мыслительных процессов, дедуктивность мышления);
— профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы личности.
4. Психология профессиональная безопасность
3.1. Психологическое обеспечение профессиональной безопасности
— исследование профессиональной безопасности (личносный опросник – EPO, Г. Ю.Айзенк, тест Кеттела «16 pf – опросник», методика диагностики межличностных отношений);
— диагностика агрессивных эмоциональных состояний (определение интегральных форм коммуникативной агрессивности, диагностика агрессии и враждебности)
— изучение поведения в стрессовых ситуациях (определение поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях, уровня склонности к риску, ориентации контроля за ситуацией).