Структура письменной работы

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Колосова В.В., Шляхтин Г.С.

Методические рекомендации

по оформлению письменных работ

Нижний Новгород, 2008

Колосова В.В., Шляхтин Г.С. Методические рекомендации по оформлению письменных работ. Н.Новгород: ННГУ, 2008, 39 с.

Пособие содержит рекомендации по правильному оформлению письменных работ, включая реферативные работы, контрольные, курсовые и дипломные работы, выполнение которых предусмотрено учебными планами. Рекомендации изложены в соответствии с существующими требованиями и стандартами.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности и направлению «Психология», но могут также использоваться студентами других специальностей.

Рецензент: доктор психологических наук, профессор С.А.Гапонова.

  • Нижегородский государственный университет

им.Н.И.Лобачевского, 2008.

17 стр., 8482 слов

Методические рекомендации по подготовке дипломной работы по специальности ...

... марта 2003 г. № 1155), а также методические рекомендации, содержащие сведения об оформлении библиографических описаний источников и ссылок на них в научных работах с учетом требований ГОСТ 7.1-2003, ... уровень раскрытия темы, теоретическая подготовка студента, грамотность и логичность изложения. Дипломная работа с письменным отзывом научного руководителя и рецензией передается в деканат не позже, чем ...

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4

  1. Структура письменной работы . . . . . . . . . . . . . . 5

  1. Требования к оформлению работы. . . . . . . . . . . . . 6

2.1. Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2. Оглавление работы . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.3. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.4. Основная часть работы . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.6. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.7. Реферат работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.8. Дополнительные части работы . . . . . . . . . . . . . 22

  1. Оформление работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

3.1. Оформление текста работы . . . . . . . . . . . . . . 23

3.2. Оформление рисунков. . . . . . . . . . . . . . . . . 26

3.3. Оформление таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

3.4. Оформление ссылок на литературные источники . . . . . . 33

3.5. Сокращения и обозначения . . . . . . . . . . . . . . 34

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Приложение 1. . График выполнения письменных работ

студентами отделения психологии ФСН. . . . . 45

Введение

Важной частью учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров и магистров психологии являются письменные работы. Цель данного пособия — дать студентам представление о требованиях, которые предъявляются к оформлению письменных работ, а также рекомендации по работе над их содержанием.

Все письменные работы в зависимости от целей можно разделить на четыре группы:

  • учебные (контрольные, обучающие): конспект, контрольная работа, реферативная работа, курсовая работа;
  • квалификационные работы: диплом, диссертация;
  • научные и научно-практические: статья,диссертация,монография и т.д.
  • методические – методическое руководство, методические рекомендации, руководство по применению и т.д.

По характеру излагаемого материала можно выделить письменные работы трех типов:

  • реферативные (обзорные);
  • теоретические (аналитические, расчётные);
  • экспериментальные (эмпирические).

Грани между разными типами работ условны, так как в каждой работе в той или иной степени присутствуют элементы всех перечисленных видов.

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... правильность постановки и решения проблемы исследования, обоснованность и доказательность выводов работы, правильное оформление работы, а также качество выступления на защите и умение вести ... защиты студент может использовать заранее заготовленные раздаточные материалы: распечатанные листы с краткой характеристикой работы, иллюстративные материалы (диаграммы, схемы, графики, таблицы, рисунки и ...

Настоящее учебное пособие включает в себя рассмотрение правил и норм по оформлению учебных и квалификационных письменных работ, которые выполняет студент в процессе обучения.

1. Структура письменной работы

Дипломная и курсовые работы должны в обязательном порядке содержать следующие части:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Введение.
  4. Основная часть:

Глава 1. Изложение обзора литературы.

Глава 2. Описание объекта и методов исследования.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

  1. Заключение.
  2. Список литературы
  3. Реферат работы.

В реферативной работе, естественно, главы 2 и 3 будут отсутствовать. Каждая часть работы начинается с новой страницы.

Реферативная работа, объем которой более 12 страниц, должна состоять из этих же частей с учетом того, что основная часть разбивается на главы, только если это необходимо.

Включение в список литературы только учебников или учебных пособий недопустимо.

Контрольная работа, в которой требуется решение задач или выполнение заданий (напр., по математике, иностранному языку и др.), будет состоять только из двух частей – титульного листа и основной части. Контрольная работа по другим дисциплинам оформляется в соответствии с требованиями к оформлению реферативной работы.

2. Требования к оформлению работы

2.1. Титульный лист

Любая письменная работа должна начинаться с титульного листа. Это визитная карточка работы. Он должен содержать следующие сведения:

  1. полное названия ведомства, к которому относится учебное заведение;
  2. название учебного заведения;
  3. название факультета, отделения и кафедры;
  4. вид работы (контрольная, реферативная, курсовая, дипломная);
  5. тема работы;
  6. фамилия и инициалы автора с указанием курса и группы обучения;
  7. фамилия и инициалы научного руководителя работы, его учёная степень и ученое звание;
  8. место и год написания работы.

Титульный лист занимает всю первую страницу работы. С него начинается нумерация страниц, но номер страницы на нем не ставится. Образцы титульных листов показаны на рис.1-4.

2.2. Оглавление работы

В качестве второго обязательного компонента письменная работа содержит оглавление работы, которое даётся на второй странице, вслед за титульным листом. Оглавление содержит нумерацию и наименование всех работ с указанием страниц их расположения в тексте. Таким образом, оглавление даёт краткое представление о структуре работы, а указание страниц помогает быстро найти интересующие читателя разделы.

12 стр., 5843 слов

Образец титульного листа контрольной работы 2

... учебно-методическом пособии даны правила оформления титульного листа, оглавления, содержания, списка литературы, представлена рекомендуемая литература. ... работ. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» Образец титульного листа контрольной работы ... конкретного изучения студентом инженерного профиля теоретического курса по физическому воспитанию в вузе, ...

Оглавление ПР, как и титульный лист работы, располагается на отдельной странице.. Названия и нумерация разделов, приводимая в оглавлении, должны полностью соответствовать таковым в тексте работы.

Приведенные в оглавлении номера страниц, с которых начинаются разделы, должны совпадать с теми, с которых эти разделы действительно начинаются в тексте работы.

На рис.5 приведен пример оглавления дипломной работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

Контрольная работа (реферат)

Дисциплина Социальная психология .

Тема Социально-психологические закономерности .

функционирования средств массовой коммуникации .

Выполнил студент .

1 курса, 14-11 группы

Кузнецов А.А. .

(Ф.И.О) .

Преподаватель: .

проф. Лукина Е.С. .

(Ф.И.О) .

Нижний Новгород, 2008

Рис.1. Титульный лист контрольной (или реферативной) работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

Курсовая работа №2

Исследование

Особенностей перцептивной маскировки

Зрительных стимулов

Выполнил студент .

4 курса, 341 группы

Филев А.В. .

(Ф.И.О) .

Научный руководитель: .

3 стр., 1202 слов

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

... организационному развитию[5,с.98]. В курсовой работе рассмотрены рабочие группы, их виды и этапы формирования, эффективность работы в группах. Цель исследования: выявить причины неэффективности рабочих групп и разработать рекомендации по их ...

проф. Милов А.Ф. .

(Ф.И.О) .

Нижний Новгород, 2008

Рис.2. Титульный лист курсовой работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

Дипломная работа

Эмоциональная устойчивость

И стиЛь поведения

В конфликтных ситуациях

Выполнил студент .

5 курса, 251 группы

Маковеев И.Б. .

(Ф.И.О) .

Научный руководитель: .

проф. Орлов А.И. .

(Ф.И.О) .

К предзащите допущен: .

.

(подпись научного руководителя) .

Нижний Новгород, 2008

Рис.3. Титульный лист дипломной работы, представляемой на предзащиту.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

Дипломная работа

Эмоциональная устойчивость

И стиЛь поведения

В конфликтных ситуациях

Выполнил студент .

5 курса, 251 группы

Маковеев И.Б. .

(Ф.И.О) .

Научный руководитель: .

проф. Орлов А.И. .

(Ф.И.О) .

Нижний Новгород, 2008

5 стр., 2434 слов

Планы практических занятий Раздел 1. Научно-педагогическое исследование: ...

... к формулировке понятийного аппарата научного исследования; усвоить последовательность описания компонентов понятийного аппарата исследования; определить правильность обоснования актуальности проблемы исследования на основе анализа выполненных студенческих работ. Основные понятия: проблема, тема, ...

Рис.4. Титульный лист дипломной работы, представляемой к защите в ГАК.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы нлп и результаты их

экспериментального изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. История становления метода НЛП . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Структура НЛП и его центральные идеи. . . . . . . . . 9

1.3. Исследования модели репрезентативных систем и модели

глазных систем доступа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

1.4. Проблема клинической эффективности НЛП . . . . . . 25

Выводы

Глава 2. Методы и процедура экспериментального изучения модели глазных систем доступа . . . . . . . . . . . . . 31

2.1. Организация и процедура эксперимента . . . . . . . . . 31

2.2. Стимульный материал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

2.3. Экспериментальная установка . . . . . . . . . . . . . . 35

2.4. Процедура регистрации и показатели движений глаз . . 38

Выводы

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . 40

3.1. Характеристики движение глазных яблок и головы

испытуемого при решении задач разных модальностей . 41

3.2. Временная динамика движений глаз и головы. . . . . . 46

3.3. Индивидуальные особенности. движений глаз и головы

испытуемого при решении задач разных модальностей . 51

Выводы

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Приложение

Рис.5. Пример оформления оглавления дипломной работы.

2.3. Введение

Началом письменной работы является введение, в котором должны быть максимально кратко, но чётко изложены:

  1. проблема, предмет, объект исследования, другими словами — что исследуется в работе;
  2. актуальность и новизна исследования — почему автор выбрал именно эту тему;
  3. гипотеза, цель и задачи исследования, – какое предположение проверяется в исследовании, для чего проводится исследование; какие действия должны быть выполнены для достижения цели.
  4. методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностические методы, опрос, активные методы и т.д. (но не описывать конкретные методики).

Проблема исследования – ее определение является одним из центральных моментов введения. Автор работы должен обосновать целесообразность обращения к данной теме с точки зрения:

  • наличия противоречия в теории или экспериментальных данных;
  • недостаточной изученности процесса, явления или свойства;
  • необходимости уточнения характеристик явления, закона, закономерности или их верификации;
  • потребности в разработке новых методов (методик) работы или адаптации существующих к новым условиям;
  • нерешенности важной практической проблемы.

Другими словами, здесь должно быть объяснено, в силу каких существенных причин выбрана данная тема исследования.

Объект исследования – конкретные испытуемые; социальные, возрастные, профессиональные или другие группы; организации или их подразделения, с которыми проводится исследовательская работа.

Предмет исследования — это психические явления, их механизмы и закономерности, которые будут исследоваться в работе. В качестве предмета могут быть, например, взяты:

  • психические процессы, состояния, свойства, закономерности, механизмы и т.д.;
  • социально-психологические феномены и закономерности;
  • психологические особенности профессиональной деятельности, ее структура, успешность и т.д.;
  • методики (техники) психодиагностики, консультирования, коррекции, психотерапии, личностного развития и т.д.;
  • психологические закономерности возникновения, протекания и излечения психических, соматических и иных заболеваний;
  • психологические механизмы и закономерности процессов обучения и воспитания.

Актуальность исследования должна вытекать из постановки проблемы и подчеркивать важность темы и ожидаемых результатов.

Формулировка гипотезы – неотъемлемый компонент этой части работы. Гипотеза — это обоснованное предположения о характере и сущности причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, их свойствами, параметрами и т.д., высказываемое на основе анализа литературных данных, теоретических расчетов или предварительных результатов.

Чтобы построить «хорошие» научные гипотезы, следует помнить, что они:

  1. не должны содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы (т.е. сами нуждаются в проверке);
  2. не должны содержать оценочных суждений;
  3. не должны включать много ограничений и допущений;
  4. должны быть проверяемы при помощи доступных для исследователя средств — методов, техник, оборудования, материалов и т.п. [2].

Цель исследования – в ней формулируется главный результат работы, в котором будет содержаться решение поставленной проблемы.

Достижения цели предполагает решение ряда задач.

Задачи исследования – это пути и средства для достижения цели. Задачи отражают набор (последовательность) действий, выполнение которых необходимо для достижения цели.

2.4. Основная часть работы

Структура основной части ПР зависит от вида и характера работы. Поэтому ниже приводятся варианты для наиболее часто встречающихся видов ПР.

Дипломная и курсовая работы

Дипломная работадолжна обязательно носить экспериментальный (эмпирический) характер, представляя собой выполненное под руководством научного руководителя самостоятельное исследование.

При этом независимо от вида дипломной работы – фундаментальное исследование, прикладное, либо методическое – в любом из них предполагается изучение различного рода психических явлений и закономерностей, работа с испытуемыми или клиентами, применение соответствующих методов планирования, организации и проведения исследования, а также обработки, анализа и верификации результатов. Написание текста ПР предполагает изложение материала научным языком – логичным, деловым стилем с использованием соответствующей профессиональной лексики.

Теоретическое дипломное исследование может быть выполнено только в порядке исключения. Разрешение на выполнение теоретической дипломной работы оформляется решением кафедры по ходатайству научного руководителя этой работы.

В основной части исследования должны быть представлены следующие главы:

  • — Изложение обзора литературы.
  • — Описание методов и методик исследования, процедуры и условий его проведения, выборки испытуемых.
  • — Изложение результатов исследования и их обсуждение.

Литературный обзор.

Первая глава не должна носить название «Литературный обзор». Название первой главы должно отражать суть обсуждаемой проблемы.

Например:

Глава 1. «Теоретические и экспериментальные основы концепции нейро-лингвистического программирования»;

Глава 1 «Архетипы коллективного бессознательного и этническое самосознание»;

Глава 1 «Эмоциональный стресс и эффективность деятельности операторов эргатических систем»;

Глава 1 «Акцентуации характера в подростковом возрасте»;

Глава включает достаточно полное и систематическое изложение проблемы на основе имеющихся научных данных. Она должна содержать не только изложение, но и анализ идей, концепций, теорий, имеющихся экспериментальных данных и эмпирических фактов. Важно осветить не только историю исследования проблемы, но и современное её состояние.

Важным моментом является правильное цитирование источников иточное указание авторов упоминаемых идей, теорий и результатов за счет правильного оформления ссылок на литературные или иные источники, откуда эти идеи или данные были взяты автором ПР. Строгое соблюдение этих правил позволит вам не нарушить авторские права и не допустить плагиата.

Методы исследования.

В этой части работы должны быть освещены следующие вопросы:

а) Обоснование выбора использованных в работе методов и конкретных методик, их описание, достаточное для понимания сути. Если же используемые методики являются общеизвестными, то в этом случае достаточно привести только их название. Например:

, «…метод «Да-Нет», 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма В), теппинг-тест, интеллектуальный тест Векслера для взрослых WAIS-2, личностный опросник MMPI».

Не следует давать подробное описание и характеристику отдельных шкал таких методик. Если же методика является малоизвестной или новой, подробное описание необходимо с обязательным указанием литературного источника, где дано такое описание

б) Особенности организации и процедуры исследования и сбора данных, существенные с точки зрения их влияния на результат, параметры использованных стимулов и способ регистрации ответных реакций испытуемых, а также описание экспериментальной установки и использованной аппаратуры.

Например:

«Процедура. Во время проведения экспериментов испытуемые находились в свето- и звукоизолированной экспериментальной камере в сидячем положении. Положение головы фиксировалось с помощью подголовника. Наблюдение за стимулами велось бинокулярно. После пятиминутной адаптации к темноте давалась инструкция, за ней следовал тренировочный период, затем — основное испытание. С каждым испытуемым проводился один опыт в день.

Стимульный материал. Стимулами служили два точечных световых источника желтого цвета, располагавшихся в горизонтальной плоскости. Длительность вспышки — 1 мс. Отдельная проба включала предъявление двух таких световых стимулов, разделенных интервалом времени t, после чего следовал трехсекундный интервал для ответа. Точка фиксации взора — слабо светящееся световое пятно диаметром 5 мм — располагалась посредине между левым и правым стимулами.

в) Описание выборки испытуемых должно содержать обоснование использования именно этих групп испытуемых с точки зрения репрезентативности выборки, указание на состояние испытуемых во время проведения исследования, а также сведения о других релевантных особенностях испытуемых.

Не всегда требуется давать детальное описание всех особенностей испытуемых. В большинстве исследований прикладного, практического или методического плана достаточно указать пол, возраст, профессиональный и социальный статус испытуемых, их количество, дату и место проведения исследования.

Например:

«Исследование выполнено в период с октября 2006г. по март 2007г. на базе МОУ (муниципального образовательного учреждения) №2 г. Павлово Нижегородской области. В нём приняли участие в качестве испытуемых 128 учащихся – три класса начальной школы (возраст 7-8 лет, 58 человек – 27 мальчиков, 31 девочка) и три класса среднего звена (13-14 лет, 70 человек – 33 мальчика, 37 девочек).

При этом важно соблюдать профессиональную этику и не указывать здесь и далее в работе подлинные фамилии испытуемых, ограничиваясь инициалами или условными номерами.

Результаты исследования и их обсуждение

В изложении полученных результатов следует учитывать следующие моменты:

  • результаты носят количественный характер – т.е. являются результатом проведенных измерений или оценивания. В этом случае считается правильным приводить не первичные («сырые») данные, а результаты, полученные после применения соответствующих методов обработки данных. Это позволяет представить результаты в более сжатом и информативном виде. Первичные данные, если их имеет смысл привести в работе, следует помещать в приложении.
  • результаты могут носить качественный характер и заключаться, например, в констатации возникновения в специально созданных условиях особого психического состояния испытуемого, появления какого-либо феномена или эффекта, в обнаружении способа поведения или нового способа решения задачи, и т.п.. Соответственно и изложение таких результатов будет представлять собой описание этого психического состояния, эффекта, способа решения.

Представление полученных результатов осуществляется в разных формах – текстовой,, графической (диаграммы, схемы, графики, и т.п.) и табличной. Наилучший вариант сочетания различных форм представления выбирает сам автор, исходя из требований полноты и ясности изложения материала. При этом следует помнить, что данные, приведенные в таблице или на графике (диаграмме) должны быть обязательно описаны (объяснены) и в текстовой форме.

Необходимо приводить не только значения самих статистических показателей, но и обязательно указывать уровень их статистической достоверности. Если описание дано в текстовом варианте:

«…Корреляционный анализ связи показателей нейротизма (по Айзенку) с показателями личностной тревожности (по Спилбергеру) обнаружил наличие достоверной положительной связи: r = 0,735 (p < 0,01).»

«…Как показывает анализ достоверности различий по t-критерию Стъюдента между средними значениями показателя эффективности деятельности в 1-й и 2-й группах испытуемых, в первой группе он достоверно выше (p < 0,05).»

Если результаты статистической обработки представляются в табличной форме, то они должны выглядеть следующим образом:

Таблица 1

Средние значения показателей по субтестам Амтхауэра (в сырых баллах) и достоверность различия этих средних между группами с низким и высоким темпом деятельности.

Субтесты Амтхауэра

Средние значения показателей по группам

Разность средних

Низкий

темп

Высокий

темп

1

Завершение предложений

10,9

12,4

-1,53**

2

Обобщение

10,5

11,7

-1,12*

3

Аналогии

9,5

11,3

-1,85**

4

Классификация

20,4

22,8

-2,45**

5

Арифметический счет

7,7

9,8

-2,47**

6

Числовые ряды

12,5

10,5

-2,00*

7

Фигуры

10,5

12,8

-2,27***

8

Кубики

8,2

9,5

-1,25*

9

Память

15,7

16,0

-0,27

 — р<0,05;  — p<0,01;  — р<0,001

или

Таблица 2

Матрица интеркорреляций использовавшихся показателей.

Показатели

1

2

3

4

1

Нейротизм

745***

−201

314

2

Эмоцион. чувств-ть

−152

435*

3

Общий IQ (по Векслеру)

575**

4

Успеваемость

(  — р<0,05;  — p<0,01;  — р<0,001; нули и запятые опущены)

Данные, приведенные в табличной форме, должны быть интерпретированы и объяснены и в текстовом виде.

Обсуждение результатов предполагает:

  1. анализ результатов с точки зрения подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы, соответствия полученных данных теории, концепции, модели;
  2. сравнительный анализ и сопоставление собственных результатов с данными, полученными другими исследователями и описанными в литературном обзоре;
  3. корректировку, если это необходимо в свете полученных результатов, предложенной концепции, модели, теории; выдвижение новых гипотез, возникших на базе полученных результатов.

Обсуждение результатов исследования может проводиться по мере их приведения в тексте работы.

Если объем основной части велик, или исследование состояло из нескольких больших серий, ее следует разбить на несколько разделов согласно логике исследования.

Курсовая работа №3, выполняется в соответствии с требованиями, описанными выше применительно к дипломной работе, т.е. она должна носить экспериментальный характер. Ее отличие от дипломной состоит в меньшем объеме используемого теоретического и эмпирического материала.

Курсовая работа №1и №2 может быть как экспериментальной, так и обзорно-теоретической,т.е. может носить реферативный характер. Требования к реферативным работам изложены в следующем разделе.

Реферативная работа

Основная часть реферативной работы представляет собой связное изложение идей, теорий, фактов и экспериментальных данных, содержащихся в научной литературе.

Следует отметить, что хорошая обзорная работа, как правило, не является простой подборкой данных, а имеет определенный единый стержень, идею, объединяющую все привлекаемые данные.

Например, это может быть утверждение об истинности или ложности какого-либо психологического закона, гипотеза о существовании или отсутствии некоего психического феномена, идея преемственности в развитии психологических научных школ, реализация какого-либо основополагающего принципа (напр., принципа развития или принципа системности) в исследовании разноплановых психологических явлений, взаимосвязь развития психологического знания с развитием естественных наук и т.д.

В реферативной работе должно строго выполняться требование указания авторства излагаемой теории, идеи или результата, что достигается за счет правильного применения норм оформления литературных ссылок (см. 3.4).

В случае, если автор ПР хочет высказать собственную позицию или сформулировать свою гипотезу или теорию, он должен это четко обозначить, используя, например, предваряющие фразы типа: «С нашей точки зрения…» или «Мы полагаем, что действительные закономерности развития обсуждаемых явлений иные….» и проч. (обращаем Ваше внимание на использование в этих высказываниях множественного числа «Мы…», «Наши результаты…»).

Если объем реферативной работы большой, рекомендуется разделить основную часть на несколько разделов.

2.5. Заключение

Заключение содержит оценку самим автором того, насколько удалось реализовать поставленные цели и задачи. При этом решение каждой из поставленных во введении (или литературном обзоре) задач должно быть отражено и в выводах.

Здесь же отмечается теоретическая и практическая значимость проведённого исследования. Как правило, заключительная часть содержит практические рекомендации по использованию полученных данных. В заключении высказывается предположение о перспективах дальнейшего изучения данной проблемы.

2.6. Список литературы

Следующей частью курсовой, дипломной или реферативной работы является список литературы. В списке литературы обязательно приводятся библиографические описания всех публикаций и научных работ, на которые делаются ссылки в исследовании.

Литературные источники (в том числе книги, статьи) располагаются в едином списке в алфавитном порядке, вначале на русском, а затем на иностранных языках. Работы одного автора располагаются в алфавитном порядке по названиям трудов.

Все работы в списке нумеруются сквозной нумерацией, и этот номер, заключаемый в квадратные скобки, используется при оформлении ссылок на работы в тексте ПР.

Кроме печатных публикаций, в список литературы могут быть включены и рукописи, дипломные и диссертационные работы, авторефераты диссертаций.

Что касается переводов книг и статей иностранных авторов, то в список литературы включаются только изданные переводы. Если такого перевода нет, даётся описание работы на языке оригинала.

Ниже приведены примеры библиографических описаний наиболее часто используемых видов публикаций и рукописей.

Библиографические описания книг:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1 – 232 с; Т.2 – 288 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: – М.: Аспект Пресс, 1996 – 376 с.
  3. Блок В. Уровни бодрствования и внимание / Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже // Экспериментальная психология. – М. Прогресс, 1970. – Вып.3. – С.97-146.
  4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
  5. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. – М.: МГУ, 1987. – 300 с.
  6. Doob L.W. Patterning of time. –New Haven, London: Yale Univ. Press, 1971. –472 p.

Библиографические описания статей:

а) из периодических изданий:

  1. Денисов В.А., Чернышов А.П. Структура управления движений человека-опера-тора в процессе слежения // Психол.журн. –1984. –Т.5, N.3. – С.138–151.
  2. Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982 .№3. – С. 9–18.
  3. Cowan N. On short and long auditory stores // Psychol. Bull. – 1984. –Vol. 96, N.2. – P.341–370.
  4. Johnston W.A., Dark V.J. Selective attention. // Ann.Rev.Psychol. –Calif., Palo Alto, 1986. – Vol.37. – P.43–75.

б) из сборников научных работ:

  1. Агеев В.С. Сравнительно культурный подход к исследованию общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – С. 251- 263.
  2. Элькин Д.Г. Роль парности больших полушарий в восприятии времени // Тез.докл. 2 съезда Общ-ва психологов СССР. – М., 1963. –Т.1. – С.17–18.
  3. Efron R. The measurement of perception duration. / Fraser J.T., Haber F.C., Muller G.H. (Eds.) // The Study of Time. – Berlin, Heidelberg, N.Y.: Springer–Verlag, 1972. – P.207–218.
  4. Sternberg S., Knoll R.L. The perception of temporal order: Fundamental issues and a general model. / Kornblum S.(Ed.) // Attention and perfomance IV. –N.Y.: Acad.Press, 1973. – P.248–261.

в) из собраний сочинений:

  1. 14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л. С. Выготский. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982. – С. 5–361.
  2. 15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избр. произв. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. –Т.1. – С.7–127.

Библиографические описания рукописей:

  1. Бурова А.В. Образы коммуникатора и аудитории в телевизионном общении. Дипломная работа. – М.: МГУ, 1990. – 47 с.
  2. Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: дис…канд. психол. наук:19.00.05 – М., 1984. – 178с.
  3. Соловьёва О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов): автореф. Дис…канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 1985. – 23 с.

Электронные ресурсы:

  1. 1.Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005, Москва, Кремль. [Электронный ресурс] – http:/www/kremlin.ru/appears/2005/10/25/2036.
  2. Коган Н.Н. Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности [Электронный ресурс} – .

Список литературы в дипломной работе обычно включает не менее 45-50 источников, а в курсовой работе — не менее 25-30 источников.

2.7. Реферат работы

Реферат работы (аннотация) представляет собой краткое изложение рассматриваемой в работе проблемы, использованных методов, характеристика испытуемых, описание основных результатов. Объём аннотации не превышает 12–15 строк.

Пример приведен далее в разделе 2.8.

2.8. Дополнительные части работы

Приложения. Обычно в приложении даются образцы методического инструментария (опросные листы, категории контент-анализа и т.д.), а также таблицы полученных данных, графики, гистограммы и т.п., которые нецелесообразно включать в основную часть. Другими словами, приложения содержат те материалы, которые дают наиболее полную и детальную информацию о проведённом исследовании и полученных результатах, но которые загромождают основной текст работы и могут затруднить её восприятие. Таблицы и рисунки, включенные в приложение, нумеруются отдельно от содержащихся в основной части работы. Ссылки на них в тексте работы оформляются так: «….Исходные данные приведены в табл.1 приложения 2», или «….Подобный характер зависимости между рассматриваемыми параметрами отмечается и у других испытуемых (см. рис.3 приложения 5)». В приложение также выносятся наиболее интересные или типичные протоколы, рисунки испытуемых и т.д.

Ключевые слова и словосочетания. Их использование обусловлено необходимостью организации автоматизированного поиска информации в современных базах данных. Поэтому набор таких слов и словосочетаний должен достаточно точно очертить ту область психологических явлений, которая была подвергнута изучению в ПР. При этом число используемых ключевых слов и словосочетаний не должно превышать 10-12. Список ключевых слов располагается в конце реферата работы.

В качестве примера ниже приводится реферат со списком ключевых слов, взятых из статьи Л.Ф.Бурлачука и Е.Ю.Коржовой [1]:

«Сообщаются результаты комплексного исследования индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик больных с приобретенными пороками сердца. Рассматриваются особенности психологического времени (по данным зондажного исследования), самооценки здоровья, трудовых установок, жизненных проблем, индивидуального сознания и восприятия этими больными значимых ситуаций. Показано, что наличие данного тяжелого соматического заболевания сказывается на изменениях личности и эффективности ее социальной адаптации. Выделены типичные психологически однородные группы с различными формами личностно-ситуационного взаимодействия.

Ключевые слова: личность, ситуация, социальная адаптация, личностно-ситуационное взаимодействие, соматическое заболевание.

3. Оформление работы

3.1. Оформление текста работы

Письменная работа должна быть представлена в печатном виде на бумаге формата А4 (210297 мм) с полями: сверху и снизу страницы — 2,5 см, слева – 3,5 см, справа – 1,0 см. В рукописном виде курсовые и контрольные работы не принимаются.

При распечатке на принтере для основного текста тип шрифта – «Times New Roman», размер шрифта для основного текста — 14 пт; для подписей таблиц и рисунков – 12 пт, для названий частей и глав работы – 14 пт («жирный»).

Межстрочный интервал – одинарный. Текст должен быть выровнен по ширине. Для выделения части текста используется курсив или жирный шрифт того же размера, что и основной текст.

Если возникает необходимость привести математические формулы, то каждая формула размещается по центру отдельной строки, а с правого края этой же строки размещается в круглых скобках порядковый номер этой формулы. Например:

; (1)

где xi – выраженность изучаемого свойства у i-го испытуемого;

m – среднее значение этого свойства по всей группе испытуемых;

n – число испытуемых;

 — среднеквадратическое отклонение значения изучаемого свойства.

Можно не давать расшифровку обозначения какого-либо из использованных в формуле параметров, если это обозначение уже было использовано ранее.

Нумерация формул в работе должна быть сквозной.

Не рекомендуется приводить в тексте работы общеизвестные формулы расчета таких величин, как, например, среднее арифметическое, среднеквадратическое отклонение, коэффициент корреляции и др.

Объём основного текста дипломной работы без приложений, как правило, не должен превышать 50-85 машинописных страниц. Объём курсовой работы — не более 35-40 страниц. Объём приложений не ограничивается. При необходимости, если объем приложений очень велик, они выносятся в отдельный том.

Нумерация страниц должна начинаться с титульного листа и заканчиваться на последней странице работы. Страница с рефератом работы не нумеруется и не переплетается, а вкладывается в работу как отдельный лист. Страницы приложения, если оно представляет собой отдельный том, нумеруются отдельно.

3.2. Оформление рисунков

Использование наглядного представления результатов позволяет не только проиллюстрировать то, что очевидно из текста, но и помогает лучше осмыслить их.

Существует много способов наглядного представления результатов в любой письменной работе: диаграмма, схема, график, рисунок, фотография и т.д., но наиболее часто используются первые три. Фотографии, чертежи, рисунки и т.д. используются в качестве графических иллюстраций в письменных работах по психологии редко и, как правило, выносятся в приложение. Независимо от вида используемых иллюстраций все они в тексте работы упоминаются как рисунки с использованием стандартного сокращения названия – «рис.»

1. диаграмма – графическое изображение материала, наглядно показывающее соотношение между величинами. Наиболее часто используются следующие разновидности столбиковая (рис.6), секторная (рис.7), круговая (рис.8). Кроме вышеуказанных, существует множество других типов диаграмм: лучевая, объемная, горизонтальная и пр., которые используются, если этого требует характер иллюстрируемого материала.

Рис.6. Уровень ситуативной тревожности (СТ) в фоне и в ситуациях

неудачи и успеха у мужчин ( ( ) и у женщин( ) (>0.95).

Рис.7. Основные места работы психологов в США

(по данным опроса 70914 психологов) [8].

Рис.8. Диаграмма выраженности интересов студентов физико-технических специальностей в различных областях знания по 20-балльной шкале (1-биология, 2-техника, 3-математика, 4-физика, 5-химия, 6-литература, 7-музыка, 8-живопись).

2. СХЕМА– это чертеж, применяемый чаще всего тогда, когда требуется отразить взаимоотношения и связи между элементами системы или процесса, проиллюстрировать структуру явления или последовательность этапов в развитии явления и т.п. На рис.9-10 приведены примеры таких схем.

Рис.9. Структурная схема модели H.Eisler [7].

Рис.10. Предполагаемые этапы опознания слова [6].

3. ГРАФИК– применяется для иллюстрации функциональной зависимости между двумя (или более) величинами. На рис.11-12 приведены примеры.

Рис.11. Зависимость порога различения длительности по усредненным данным шести испытуемых (а) и дроби Вебера для трех испытуемых (б) от величины эталонной длительности (пояснения см. в тексте).

3.3. Оформление таблиц

Рис.12. Зависимость уровня агрессивности ответных действий испытуемых

от продолжительности провокационных действий со стороны окружающих людей

(○ — низкотревожные ;  — высокотревожные испытуемые) [2].

В качестве особой разновидности графиков, используемых в психологии, следует выделить личностные профили – «…графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал (личностного опросника – В.К. и Г.Ш.), каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции.» [5, с.16]. На рис.13 приведен пример одного из таких личностных профилей, построенных с использованием опросника MMPI.

L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Рис.13. Личностный профиль при эндогенной депрессии [5].

В оформлении рисунков, независимо от их конкретного вида, следует придерживаться следующих правил:

  1. Используется сквозная нумерация (т.е. нумерация строго по порядку размещения рисунков в тексте независимо от нумерации разделов работы): Рис.1., Рис.2., …, Рис.8., …, Рис.N.;

  1. Каждая ось на рисунке должна быть обозначена одним из следующих способов:
  • кратким условным общепринятым обозначением;
  • кратким условным обозначением, которое расшифровывается в подрисуночной подписи или в основном тексте (в последнем случае в подрисуночном тексте указывается «Пояснения см. в тексте» (см. Рис.9.);
  • кратким текстом (см. Рис.12.);
  • должны быть указаны единицы измерения, используемые в разметке оси в стандартных сокращениях (если используются уникальные единицы или условные единицы, это должно быть также указано – например – усл.ед., соны, этапы и пр.);

  1. Каждый рисунок должна сопровождать подпись, кратко поясняющая суть рисунка, и располагающаяся под рисунком;
  2. На каждый рисунок должна быть ссылка (минимум одна) в основном тексте работы;
  3. Рисунок размещается в тексте работы после ссылки на него;
  4. Рисунки не следует размещать подряд, один за другим – их рекомендуется разделять текстом;
  5. Отдельный рисунок не должен содержать слишком большое число элементов – так, на одном графике не следует размещать более 3-4 зависимостей, на схеме не должно быть свыше 8-10 блоков, и т.д..;
  6. Размеры рисунка определяются прежде всего его сложностью, однако, как правило, он не должен занимать более половины листа.

Часть материала, приводимого в работе, особенно цифрового, может быть представлена в табличной форме. При этом надо оставлять в тексте работы только те таблицы, содержание которых часто используется при обсуждении и анализе данных, и к которым читателю приходится обращаться многократно.

Таблицы, в которых представлены все полученные в исследовании сырые данные, или результаты промежуточных расчетов, или если таблица очень велика – рекомендуется выносить в приложение.

Требования к оформлению таблиц следующие:

  1. Используется сквозная нумерация: Таблица 1., Таблица 2, …, Таблица 8, …, Таблица N.;
  2. Каждую таблицу должно сопровождать название, характеризующее данные, приведенные в таблице, и размещающееся над таблицей;
  3. На каждую таблицу должна быть ссылка (минимум одна) в основном тексте работы;
  4. Таблица размещается в тексте работы после ссылки на нее;
  5. Все сокращения, используемые в таблице, должны быть раскрыты либо в надписи к таблице, либо в основном тексте;
  6. Столбцы в таблице рекомендуется разделять вертикальными линиями.
  7. Таблицу рекомендуется размещать на одной странице без переноса части таблицы на другую страницу;
  8. Если таблица не умещается на одной странице, она может быть размещена на двух или более страницах. При этом на каждой следующей странице, где приводится продолжение таблицы, вместо названия таблицы пишется «Продолжение Таблицы N» и повторяется шапка таблицы или ее цифровое обозначение.

В качестве образца оформления таблицы могут быть взяты табл.1 и табл.2 настоящего пособия, а также приведенная ниже табл.3.

Таблица 3

Факторные нагрузки личностных показателей.

Показатели

Ф а к т о р ы

F1

F2

F3

G

Эмоциональная устойчивость

798***

171

252

G

Ответственность, обязательность, собранность

138

734***

356*

H

Смелость, решительность

193

-079

608***

I

Эмоциональная чувствительность

-611***

154

-259

L

Подозрительность, недоверчивость

-669***

-293*

271

N

Проницательность, расчетливость, сдержанность

277

749***

-060

O

Озабоченность, тревожность, самообвинение

-819***

054

-039

Q1

Радикализм (гибкость)

062

-648***

218

Q3

Самоконтроль, внутренняя организованность

579***

424**

315*

Q4

Фрустрированность

-801***

-278

-238

И

Интернальность локус контроля

640***

187

233

Р

Склонность к риску

419**

-194

550***

У

Стремление к успеху

025

160

840***

Процент дисперсии, объясняемой фактором

36,3%

13,8%

10,1%

 — р<0,05;  — p<0,01;  — р<0,001; нули и запятые опущены

Если размеры таблицы не позволяют разместить ее в обычной горизонтальной ориентации, допускается ее поворот на 900 так, чтобы нижняя часть таблицы располагалась с правой стороны листа. При этом на этой странице больше ничего не должно быть размещено, и нумеруется она как обычная страница основного текста.

3.4. Оформление ссылок на литературные источники

  1. Оформление ссылок на источники. Ссылки на источники, которые необходимо сделать в основном тексте работы, бывают нескольких видов:
  • в тексте в квадратных скобках указывается только номер, под которым данный источник числится в списке литературы;
  • в тексте указывается фамилия автора литературного источника и за ней в квадратных скобках номер источника в списке;
  • в тексте указывается фамилия автора литературного источника и за ней в круглых скобках — год издания источника.

Предпочтительным способом ссылки (являющимся международным стандартом) является первый вариант. Второй и третий вариант используется обычно как дополнительные, если необходимо выделить авторство приводимых результатов, идей, теорий.

Оформление цитат. Цитатой считается дословное воспроизведение фрагмента текста литературного источника. При цитировании следует соблюдать следующие правила:

1) цитировать автора только по его произведениям. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, но завершить ссылку словами «Цит. по []», где в скобках указан номер этого издания в списке литературы;

2) цитата должна полностью соответствовать источнику. Пропуск отдельных слов или фраз в цитате возможен, если мысль автора цитаты не искажается, при этом пропуск обозначается многоточием. Если есть необходимость выделить какую- либо часть цитаты, используя курсив или подчёркивание, то в скобках следует отметить соответственно: (курсив мой. — инициалы автора) или (подчёркнуто мной. — инициалы автора) .

3) цитата должна быть заключена в кавычки;

4) после окончания цитаты необходимо обязательно указать источник, откуда взята цитата, и номер страницы в этом источнике, на которой располагается цитируемый текст.

Например:

  • «Человеческое поведение, — пишет Т. Шибутани, — может описываться как биохимический процесс, как сокращение мышц или как проявление личностных структур. Социальный психолог представляет лишь одну из многих возможных точек зрения: он рассматривает людей как участников группы» [78, с.24].
  • «Социальная идентификация, — пишет, например, В. А. Ядов, — обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите,.. ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» референтных групп и общностей» [18, с.5].
  • Как отмечает П. Шихирев, «…основная социальная функция науки состоит в том, чтобы решить в идеальном, а потом и в материальном плане задачи, объединённые одной целью: улучшить качество жизни общества и его граждан, сделать её более безопасной, продолжительной, комфортабельной, осмысленной, счастливой, как бы субъективно это счастье не определялось» [83, с.356].

3.5. Сокращения и обозначения

В целях экономии места можно использовать сокращения слов, терминов, словосочетаний (аббревиатуры), а также принятые обозначения единиц измерения.

Ряд таких сокращений стал общепринятым и стандартизирован для русского и иностранного языков. Эти сокращения могут быть использованы в списках литературы, заголовках таблиц, на рисунках, чертежах и т.п., но их не рекомендуется использовать в тексте работы.

В отличие от сокращений слов аббревиатуры (например, РАН, НИИ, ННГУ) могут использоваться в текстах письменных работ. Если это общепринятые (НИИ, ННГУ) или известные профессиональные аббревиатуры (ЭЭГ, НЛП, ДНК), то их не надо расшифровывать в тексте.

Возможно введение собственных аббревиатур для того, чтобы избежать частого повторения одних и тех же словосочетаний. В этом случае при их первом использовании необходимо это указать. Например: «…. для достижения этой цели использовалась техника телесно-ориентированной терапии (далее – ТОТ), что позволило.…», или «…При проведении исследования нами использовалась модифицированная методика измерения времени реакции на движущийся объект (РДО).

Использованная в работе методика РДО характеризовалась тем, что в ней…».

При использовании сокращений и аббревиатур надо помнить простые правила:

  • они должны быть единообразными во всей работе;
  • их не должно быть слишком много;
  • сокращения не должны использоваться в заголовках.

Что касается обозначений единиц измерений, то они должны быть стандартными, и их можно найти в соответствующих справочниках.

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Психол. журн. – 1992, т.13. №3, С.112–120.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.
  3. Лекции по методике конкретных социальных исследований. // Под ред. Г.М.Андреевой М., 1972.
  4. Орлов А.В., Николаев И.Н. Методическое руководство по написанию и оформлению научно-исследовательских работ для студентов-биологов. –Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. – 64 с.
  5. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. –М., 1990. 75 с.
  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. 600 с.
  7. Eisler H. Subjective duration and psychophysics. //Psychol. Review. – 1975. –Vol.82, N.6. P.429–450.
  8. Careers In Psychology. – Washington, DC: American Psychological Association, 1986. 28 p.

Приложение 1

Примерный график выполнения письменных работ студентами отделения психологии фсн

Период

Вид работы

Примечание

1.

1-10

семестр

Контрольные работы

Для заочной и сокращённой форм обучения. Работы сдаются и регистрируются в деканате.

2.

3 семестр

Курсовая работа №1*

Студенты сокращённой формы обучения выполняют работу в 4 семестре.

3.

6 семестр

Курсовая работа №2

4.

8 семестр

Курсовая работа №3

1) Работа может защищаеться на заседании комиссии, состоящей из преподавателей кафедры.

2) По решению кафедры сту-денты, принимающие участие в научно – практических конфе-ренциях, освобождаются от защиты курсовой работы.

5.

9 семестр

Сентябрь

Октябрь-

декабрь

Январь-

Февраль

Подготовка чернового варианта дипломной работы:

  • выбор темы дипломной работы, утверждение темы и научного руководителя на заседании кафедры; подготовка введения и развёрнуто-го плана исследования;
  • анализ и систематизация теоретических материалов дипломной работы, подготовка и проведение исследования;
  • обработка результатов исследования, написание исследовательской части работы.

Студенты заочной формы обучения готовят черновой вариант дипломного исследо-вания по указанным видам работ в 10 семестре (февраль – июнь), включая работу по уточнению содержания и выводов исследо-вания, а также готовят работы к предзащите.

6

10 семестр

Март-

Апрель

Май

Май-июнь

Подготовка окончательного варианта дипломной работы и защита дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии

  • работа по уточнению содержания и выводов исследования, подготовка работы к предзащите;
  • Предзащита дипломной работы;
  • Исправление отмеченных недостатков, под-готовка рецензии, доклада, наглядных мате-риалов, печать и окончательное оформление дипломной работы, брошюрование одного экземпляра работы**.

Защита дипломной работы.

Студенты заочной формы обучения проходят предзащиту и защиту в 11 семестре.

Предзащита — до 15 сентября.

В течение октября готовится окончательный вариант диплом-ной работы, который и защищается на заседании ГАК до 15 ноября.

*Курсовые работы и дипломные работы сдаются и регистрируются методистами кафедры.

** — Вместе с переплётеным экземпляром диплома на кафедру сдаётся его электронная версия.

37