ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4

1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 4

1.2 Понятие эмпатии и ее проявления у детей с ЗПР 4

1.3 Особенности коммуникативного поведения у детей с ЗПР 4

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4

2.1 Организация и методы исследования 4

2.2 Характеристика группы и анализ результатов исследования 4

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию эмпатии и совершенствованию коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4

ПРИЛОЖЕНИЯ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.

ВВЕДЕНИЕ

Резкие социально-экономические преобразования, характерные для развития нашего общества на протяжении последних десятилетий, серьезно повлияли на положение всех слоев населения России и в первую очередь сказались детях. Данные статистики последних лет свидетельствуют о росте числа несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в этой связи приходится увеличивать число специализированных групп в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах и расширять численность вспомогательных школ.

Одной из наиболее распространенных форм нарушений психического развития ребенка является задержка психического развития (ЗПР).

Изучение конкретного опыта деятельности образовательных учреждений свидетельствует, что дети с ЗПР могут обучаться как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в коррекционных кассах общеобразовательных школ. Следовательно, проблема социальной адаптации детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы представляет актуальность как для науки, так и для практики.

Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности рассматривается во взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР изучали многие авторы (Т.А. Власова, Н.А. Менчинская, В.И. Зыкова, Е.С. Иванов, М.С. Певзнер и др.).

10 стр., 4876 слов

Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению

... коммуникативной готовности детей с ЗПР к школе Предмет исследования: коммуникативная готовность детей с ЗПР к школе. Объект исследования: особенности коммуникативной готовности старших дошкольников ... ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Дети с ЗПР испытывают затруднения в ... переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает способность к ...

Ими отмечено, что у этих детей снижен уровень потребности в общении и коммуникативной инициативы, в общении преобладает прагматическая направленность, выражен дефицит речевых и неречевых средств общения, что затрудняет развитие ведущих в этом возрасте видов деятельности — игровой и познавательной (Т.Н. Князева, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.) и, в конечном итоге, препятствует успешной социальной адаптации ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.).

Высокая значимость коммуникативной деятельности для своевременной успешной социализации личности и задержка в формировании навыков коммуникативного поведения у детей с ЗПР указывают на необходимость разработки эффективных путей совершенствования коммуникативного поведения у детей с ЗПР.

Важным фактором, затрудняющим процесс межличностного взаимодействия и, в конечном счете, социальную адаптацию детей с ЗПР, является их неспособность сопереживать другому, понять его точку зрения, представить ситуацию его глазами (О.К. Агавелян, Е.С. Слепович и др.).

Способность эмоционально отзываться на переживания других людей, сопереживать им, понимать их мысли, чувства, переживания, обозначается в психологии термином «эмпатия» (Л.И. Божович).

Проблему эмпатии и закономерностей ее развития изучали многие авторы (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Н. Козлова, Т.Д. Корягина, А. Маслоу, И.Г. Осухова, К. Роджерс, Л.П. Стрелкова, В. Франкл и др.).

Эмпатия — сложное психологическое образование, включающее когнитивный (понимание переживаний другого), эмоциональный (эмоциональный отклик на переживания другого) и поведенческий аспекты (стремление помочь, проявления эмпатии в поведении) при доминировании эмоционального.

Проявления эмпатии отмечаются уже на первых этапах онтогенеза, а с накоплением жизненного опыта способность к ней возрастает. Работы Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника закладываются в дошкольном возрасте, когда формируется эмоциональный компонент эмпатии — эмоциональная отзывчивость на неблагополучие другого. Важным этапом для становления эмпатии является старший дошкольный возраст, к концу которого эмпатийные отклики становятся более осознанными (Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская).

23 стр., 11420 слов

Формирование культурного поведения у дошкольников

... поведения у старших дошкольников 2.1 Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников 2.2 Диагностика уровня сформированности культуры поведения у старших дошкольников Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность исследования ... оценке своих поступков. В отличие от этого, просоциальное поведение, основанное на эмпатии (т.е. на вчувствовании в другого), является ...

В этом возрасте формируется способность к децентрации, т. е. умение встать на точку зрения другого человека и представить ситуацию его глазами (Л.И. Божович).

Способность к децентрации необходима для продуктивной совместной деятельности с взрослым и сверстником, в условиях которой происходит развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сферы ребенка (Л.И.Божович, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Э.К. Суслова).

Поскольку степень развития эмпатии у индивида является важным условием его социальной адаптации, то для решения проблемы социальной адаптации детей с ЗПР представляется значимым изучение взаимосвязи между эмпатией и параметрами коммуникативного поведения у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте, который является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, актуальность исследования проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии старших дошкольников с ЗПР определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР. Это противоречие определило проблему нашего исследования и выбор темы.

Проблемой исследования является осмысление взаимосвязи между коммуникативным поведением и эмпатией у старших дошкольников с ЗПР.

2 стр., 911 слов

Исследование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

... 3. Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста. 18 Глава II Исследование агрессии старшего дошкольника. 23 2.1. Выявление и изучение ... , способствующие снижению агрессивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования.Причины проявления агрессивности в поведении у детей дошкольного возраста множественны и ...

Тема исследования: «Взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР».

Цель исследования: изучить взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

Объект: особенности коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: у старших дошкольников с ЗПР имеется тесная взаимосвязь между параметрами коммуникативного поведения и показателями эмпатии.

Цель исследования определила круг исследовательских задач:

1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

2. Исследовать с помощью методов психодиагностики показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.

3. Изучить с помощью методов математико-статистического анализа взаимосвязь между показателями эмпатии и параметрами коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР и на основании полученных данных сформулировать выводы и 4) практические рекомендации для педагогов. (правильно сформулировать задачу)

Методологическими основами исследования являются принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностный подход, согласно которому реализующая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); представления о взаимообусловленности общения и психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина); положения специальной психологии о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, о наличии у каждого ребенка с ограниченными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно развивать его потенциальные возможности (Д.И. Альраххаль, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, Р.Д. Тригер и др.).

7 стр., 3494 слов

исследование педагогических условий развития эмпатии у детей дошкольного возраста

... развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Объект исследования: Процесс развития личности дошкольника в условиях ДОУ. Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезы исследования: Развитие эмпатии ... строится эмпатийное развитие детей Педагоги отмечают роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку ...

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) методы теоретического исследования — изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические методы — наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент:

• Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения

дошкольников (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

• Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой.

• Методика изучения параметрического наблюдения за

коммуникативным поведением ребенка (Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин).

• Методика «Нарисуй клоуна» (Е.Е. Кравцова, Т.К. Пуртова).

3) методы математико-статистического анализа:

• методы описательной статистики (вычисление средних значений,

стандартного отклонения, процентилей);

• метод ранговой корреляции Спирмена.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования закономерности дополняют существующие в современной специальной психологии и психологии развития представления о взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные открывают новые возможности для разработки научно обоснованных путей формирования эмпатии и совершенствования коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.

База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР — Детский сад № 370» г. Челябинска.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5−6 лет.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ... уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами ...

Этапы исследования:

1. Поисково-подготовительный этап, на котором была изучена проработанность проблемы в психолого-педагогической теории и практике, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, в соответствии с которыми подобраны методики исследования и группа испытуемых.

2. Исследовательский этап, на котором проводился сбор эмпирических данных: с помощью методов психодиагностики исследовались показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.

3. Обобщающий этап, на котором проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулировались общие выводы, разрабатывались практические рекомендации для педагогов.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы представлено на 60 страницах. Работа иллюстрирована 4 таблицами. Библиографический список содержит 83 источника литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности [55].

В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.

Специфические особенности детей с ЗПР отличают их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей. Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка [4].

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится ... одаренности. Примитивность, как задержка в культурном развитии, осложняет почти всегда развитие ребенка, отягченного дефектом. ... Развитие ребенка - Стр 2 Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии ...

Различные авторы отмечают у де…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта дошкольников

[Текст] / Р.Г. Амосова // Педагогика. — 2008. — № 8. — С. 50−58. — с.

2. Ахромеева, Л.Э. Нравственное воспитание в детском саду / Л. Э.

Ахромеева // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 42−43.

3. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект

[Текст] / Е. Г. Белякова. — Тюмень: 2009. — 358с.

4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с

задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /

Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2008. — 269 с.

6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /

Л.И. Божович // Вопросы психологии. — 2005. — № 1. — С.18−25.

7. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей [Текст]

В.В. Бойко. — Самара: СамГУ, 2001. — 86 с.

8. Боуэн, М. Духовность и личностно-центрированный подход [Текст] / М.

Боуэн // Вопросы психологии — 2002 — № 3 — № 4. С. 24−33.

9. Бреслав, Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] /

Г. М. Бреслав // Вопросы психологии. 2006. № 1. — С. 42−47.

10. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов [Текст] / Г.

Ванершот // Карл Роджерс и его последователи. Пер с англ. — М.: Академия, 2005. — 376 с.

11. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии [Текст] / Ф.Е. Василюк //

Вопросы психологии. — № 2, 2007. — С. 3−14.

12. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников [Текст] / А.М.Виноградова. — М.: Владос, 2009. — 443с.

13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова,

М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 12−23.

14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.:

Лань, 2003. — 654 с.

15. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего

и среднего школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 2004. — № 2 -С. 107−114.

16. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего

школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова. — М.: МГУ, 2006. — 178 с.

17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.

Исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. — № 2, 2001 — С. 147−158.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б.

Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е. Н Козлова // Вопросы психологии. — 2003. — № 4 — С. 61−68.

19. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М.

Надеина. — М.: Инфа, 2001. — 272 с.

20. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с

задержкой психического развития [Текст] / Н.А. Деревянкина. — М., 1997. — 432 с.

21. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей

[Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. — М.: Аркти, 2001. — 224 с.

22. Диагностики эмоционально-нравственного развития [Текст] / Ред. и сост.

И.Б. Дерманова. — СПб.: Речь, 2002. — С. 114−118.

23. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования [Текст] /

Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 200−210.

24. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших

дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6. — С. 11−17.

25. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям

дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — СПб.: КАРО, 2008. — 336 с.

26. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И.Н.

Емельянова. — Тюмень: ТГУ, 2003. — 326с.

27. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении

[Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Киров, 2001. — 142 с.

28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В.

Запорожец. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 1287 c.

29. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников

с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 223−228.

30. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж.

Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 1, 2000. — С. 47−54.

31. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или

нарушение? [Текст] / В.А. Киселева // Дефектология. 2007. № 3. С. 3−13.

32. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе

ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А. Козлова. — М.: Педагогика, 2008. — 376 с.

33. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А.

Коменский. — М.: Педагогика, 2002. — 656 с.

34. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми

образовательными потребностями в зависимости от социального окружения [Текст] / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. — 2008. — № 12. — С. 50−60.

35. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование

взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] / X. Кохут / под ред. А.В. Россохина — М.: ИП РАН, 2000. — 732 с.

36. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова //

Дошкольное образование. — 2005. — № 3. — С. 2−6.

37. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению

в школе [Текст] / Е.Н. Кравцова. — М.: РПО, 2005. — 160 с.

38. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

39. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к

сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье [Текст] / Дис. канд. психол. наук. — Н. Новгород, 1999. — 157 с.

40. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой

психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. — 1987. № 3. — С. 9−15.

41. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки

психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 63−83.

42. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младших школьников

[текст]: монография / Н. А. Лемяскина, И.А. Стернин. — Воронеж: Модэк, 2000. — 195 с.

43. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев.

М.: Просвещение, 2005. 214 с.

44. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.:

Смысл, 1997. — 365 с.

45. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И.

Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.

46. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших

дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» [Текст] / Е.В. Локтева // Дефектология. — 2006, № 6, с. 81−83.

47. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И.

Лубовский, Л.И. Переслени. — М.: Просвещение, 2003. — 164 с.

48. Люблинская, А.А. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] /

А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 2002. — 420с.

49. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст]

/ А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2004. — С. 87−90.

50. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и

нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. — М.: Компенс-центр, 1993. — 198 с.

51. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления

личности ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Медведева // Дефектология. — 2007. — № 3. — С. 49−54.

52. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации [Текст] / М.А.

Мкртчян // Организационная психология. — Красноярск: КГПУ, 2001. — 100 с.

53. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. -

М.: РПО, 2001. — 320 с.

54. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой

психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина. — М.: Владос, 2003. — 128 с.

55. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.

В.И. Лубовского. — Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. — 269 с.

56. Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов,

М.А. Хазанова // Вопросы психологии. — № 4, 2003. — С. 68−73.

57. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой. -

М., 2005. — 480 с.

58. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст]

/ О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007. — 304 с.

59. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [текст]: учебное пособие /

А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2009. — 288 с.

60. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой

психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. — 2000. № 3. — С. 12−16.

61. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы

дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 5−8.

62. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г.

Петрова, И.В. Белякова. — М.: МПСИ, 1998. — 104 с.

63. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская.

— М.: МГУ, 2009. — 216 с.

64. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении [Текст] / В.А. Петровский. — М.: Речь, 2003. — 542с.

65. Петровский А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г.

Ярошевский. — М.: Академия, 2002. — 467 с.

66. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное поведение [Текст]: монография /

Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. — М.: Флинта, Наука, 2006. — 286 с.

67. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.

Ярошевского. — М.: МПСИ, 2000. — 358 с.

68. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия

[Текст] / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — 432 с.

69. Развитие общения дошкольников со сверстникам [Текст] / под ред. А.Г.

Рузской. — М.: Педагогика, 2009. — 216 с.

70. Ражин, Н.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста

[Текст] / Н.А. Ражин. — М.: Просвещение, 2006. — 489с.

71. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.

Роджерс. — М.: Прогресс, 2004. — 327 с.

72. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии

[Текст] / Е.В. Сидоренко. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

73. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / В.М.

Сорокин. — СПб., 2003. — 216 с.

74. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение. Модели описания

коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. — 120 с.

75. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР

[Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2007. — № 8. — С. 52−59.

76. Субботский, Е. В. Формирование элементов эмпатийного поведения у

дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник МГУ. Серия Психология. — 2009. — № 2. — С. 36−47.

77. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] :

пер. с чешск. / З. Тржесоглава. — М: 1986. — 256 с.

78. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с

задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Триггер. — СПб., 2008.

79. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А.

Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Владос, 2005. — 420 с.

80. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития

детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — М.: АСТ, 2000. — 220 с.

81. Шипицына, Л.М. Развитие личности ребенка, навыков общения с

взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: Детство-пресс, 2003. — 384 с.

82. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.:

Академия, 2006. — 384 с.

83. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные

аспекты [Текст] / И.М. Юсупов. — СПб., 2001. — 252 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector