Специальности: 030301.65 — Психология служебной деятельности

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии и педагогики

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО

ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно – методическое пособие

030300.62 –Психология

050407.65 – Педагогика и психология

девиантного поведения

преподаватель Апуневич О.А.

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой программой МГУ им. М.В.Ломоносова, факультета психологии. Данное пособие соответствует требованиям Государственного стандарта и предназначено для студентов второго курса психологического факультета. По каждой теме дается перечень понятий, указания по самостоятельной теоретической подготовке студентов, проблемные вопросы для обсуждения на семинаре, указывается основная и дополнительная литература. К каждому занятию разработаны практические задания на закрепление изучаемого материала.

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Предмет возрастной психологии, ее задачи и проблемы на современном этапе развития.

Основные понятия:

Психическое развитие, возрастные периоды, объект и предмет научной дисциплины, научная проблема, онтогенез, стадии психического развития, детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, «продольные» и «поперечные» срезы, лонгитюд, близнецовый метод, тест, социометрия.

12 стр., 5591 слов

Психология развития, возрастная психология

... выделяются и разделы возрастной психологии. Психология обучения и развития. 1.Основные теорий развития. А.Биогенетическая теория развития. Б.Социогенетическая теория развития. В.Психогенетический подход. Г.Культурно историческая концепция развития. 2.Проблема обучения и развития. 3.Проблема возрастной периодизаций психического развития. Литература: 1.Выгодский ...

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Возрастные особенности человека как предмет возрастной психологии.
  2. Связь возрастной психологии с другими науками.
  3. Задачи и проблемы возрастной психологии.
  4. Методологические основы организация исследования в возрастной психологии, классификация методов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы причины возникновения возрастной психологии как науки, как исторически изменялся предмет возрастной психологии?
  2. Какие наиболее актуальные теоретические и практические задачи возрастной психологии на современном этапе ее развития?
  3. В чем заключается специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного?
  4. В чем принципиальное различие методов поперечных и продольных срезов? Каковы области применения этих методов?
  5. В чем преимущества и ограниченность стратегии формирования для изучения механизмов детского развития?
  6. С какими трудностями вы можете столкнуться при организации исследования в русле возрастной психологии?

Литература:

  1. Агеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. –М., 1982. С.17-50.
  3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979. С. 5-20.
  4. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. –М., 1978. С. 4-10.
  5. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 124-133.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996. С. 4-17.
  7. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. –М., 1981. С. 193-219.
  8. Мухина В.С. Детская психология. –М., 1960. С. 10-28.
  9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.

Практическое задание:

1.Вставьте пропущенные по смыслу слова:

а) «Детская психология – наука, изучающая …. и …. психического развития ребенка: развития его …., развитие психических …. и качеств и формирования его …. .» / В.С. Мухина /

б) «Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на ребенка …. .» / Н.И. Непомнящая /

в) «Возраст характеризуется особенностями …. жизни и …., предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его …. с окружающими, уровнем …. психологической структуры личности ребенка, уровнем развития его …. и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.» / Н.И. Непомнящая /

2.Попытайтесь рассмотреть и обосновать со своей точки зрения одну из проблем возрастной психологии.

3.Согласны или не согласны со следующими высказываниями:

а) геронтопсихология – это одна из отраслей прикладной психологии;

б) возрастная психология – это теория развития психики ребенка в онтогенезе;

3 стр., 1335 слов

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

... переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в ... дет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов Взрослость: старение и старость ... – Смысложизненные решения – Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) ... круга об­щения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками - Принятие своей жизни ...

в) гипотеза исследования формулируется в форме утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

г) под проблемой в науке понимают трудно разрешимый вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный ответ.

4.Определите, о каких методах идет речь:

а) кратковременное психологическое исследование, которое проводиться с целью, выяснить, насколько психические качества испытуемого соответствуют установленным психическим нормам и стандартам;

б) индивида систематически изучают в обычной, повседневной жизни, исследователь не вмешивается в естественный ход событий;

в) исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.

Занятие № 2 Тема: Проблема психического развития и формирования личности в возрастной психологии

Основные понятия:

Психическое развитие, рост, факторы развития, периоды развития, возрастной кризис, наследственность, врожденность, социализация, переформированный и не переформированный тип развития, движущие силы психического развития, закономерности и условия возрастного развития, зона ближайшего и актуального развития, сензитивный период.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Понятие о процессе психического развития и его закономерностях.
  2. Факторы психического развития ребенка.
  3. Движущие силы психического развития в онтогенезе.
  4. Проблема соотношения психического развития и обучения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Из анализа, каких основных составляющих складывается полноценная возрастная, психологическая характеристика развития ребенка?
  2. Какова роль генетической и средовой обусловленности в психическом развитии ребенка?
  3. Какая из существующих точек зрения на соотношение обучения и развития вами больше всего разделяется? Обоснуйте свой выбор.
  4. Каково понимание движущих сил психического развития в отечественной психологии?
  5. В чем заключается теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»?
  6. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим?

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. — М., 1979. С. 13-15, 21-33.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984. С. 47-55.
  3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6 томах. –М., 1983. т.3
  4. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. –М., 1978. С. 4-10.
  5. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. // Избранные психологические произведения. –М., 1986. С 223-258.
  6. Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. –М., 1981. С. 7-10.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996. С. 10-27.
  8. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. –М., 1981. С. 509-538.
  9. Равич-Щербо И.В. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. –М., 1988.

Практическое задание:

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... реализации.  1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. ... производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения ... фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно теории Фрейда, в психике ... - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают ...

1.О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в приведенных кратких описаниях?:

а) одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослых, их указаний, поправок и т.д., и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности;

б) в последние годы дети, как показывают исследования и антропометрические исследования, растут быстрее, чем несколько десятилетий назад;

в) для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования абстрактно – теоретического мышления – 15 – 20 лет.

2.Проанализируйте следующие высказывания и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека:

а) дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми, даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения;

б) все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями, воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

3.Решите следующую психологическую задачу:

Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 9 месяцев. Он не пошел в школу и остался в детском саду. Виктору и Сергею исполнилось 7 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались. Через год было выявлено, что развитие Вити и Сергея было значительно выше, чем Миши. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели были у Виктора.

Назовите возможные причины разного психического развития этих трех мальчиков, при условии, что они не болели, и их физическое развитие было примерно одинаковым.

4.Раскройте сущность одной из закономерностей психологического развития на основе различных примеров.

5.Решите следующую психологическую задачу:

Из разговора двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что у ребенка к шести годам пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, а Данил ни интереса, ни желания учиться не проявляет, хотя ему уже скоро в школу».

Какой фактор, влияющий на развитие ребенка, не был учтен мамой? Какого рода рекомендации можно ей дать?

9 стр., 4135 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей

... становиться на тот момент главной деятельностью малыша. 1.3 Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей Развитие происходит постепенно. Как уже сказано выше это происходит ... и основные направления работы по развитию мелкой моторики у детей. Задачи: Изучить теоретические аспекты; · Рассмотреть возрастные особенности развития мелкой моторики у детей. · Изучить упражнения, которые ...

Занятие № 3

Тема: Биогенетические и социогенетические подходы к проблеме психического развития.

Основные понятия:

Рекапитуляция, биогенетический закон, нормативный подход, бихевиоризм, инстинкт, навык, интеллект, условный рефлекс, научение, отрицательное и положительное подкрепление, оперантное обусловливание, подражание, зависимое поведение, идентификация, социализация.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Эволюционные теории психического развития.

  2. Нормативный подход к исследованию психики человека.
  3. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер.
  4. Отождествление научения и развития в теории Б. Скиннера, Э. Торндайка и др.
  5. Теории социального научения.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается сущность биогенетического принципа в психологии?
  2. Объясните, в чем возможности применения теоретических положений нормативного подхода для практической и исследовательской работы с детьми?
  3. Сравните классическое и оперантное обусловливание.
  4. В чем заключается принципиальное различие понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития?
  5. Объясните, как создатели теории социального научения расширили диапазон теории научения и как в теории социального научения используются понятия подражания и следования поведению модели?

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.
  7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1999.

Практическое задание:

1.Продолжите следующие высказывания:

а) закон теории рекапитуляции Геккеля Э. гласит, что….;

б) Клапаред Эд. Утверждал, что чем продолжительнее детство, тем ….;

в) в своем развитии, по Холлу Ст., ребенок должен изжить ….;

г) закон детского развития Гезелла А. заключается в том, что ….;

д) в 1916 году Термен Л. ввел понятие ….;

е) различие отрицательного поведения от наказания Скиннер Б. видит в том, что ….;

ж) Бандура А. Отмечает, что у ребенка в результате наблюдения за поведением других строятся ….;

з) центральным понятием теории Сирса Р. является понятие …. .

2.Обоснуйте высказывание Бюлер К.:

« В ходе эволюции отмечается переход удовольствия с конца на начало».

3.Докажите, что можно говорить о теории К. Бюлера как о концепции рекапитуляции?

5 стр., 2306 слов

Возрастные особенности детей 3 – 6 лет

... молясь в слух. Целенаправленно подводите к самостоятельному изучению Библии. Возрастные особенности детей 9 – 10 лет Физические 1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, ... молиться за них. 2. Рассказывать захватывающие истории Библии, истории, произошедшие с миссионерами. Возрастные особенности детей 11 – 14 лет Физические 1. Рост в этом возрасте не только ...

4.Опишите:

а) как родителю с помощью систематического подкрепления можно научить малыша самостоятельно одеваться;

б) как учителю с помощью жетонной системы можно добиться хорошей дисциплины в проблемном классе;

в) как отучить подросткам классную руководительницу вести с ними «душеспасительные» беседы, которые они воспринимали с отвращением и всячески избегали.

5.Творческое задание.

На основе материалов текущей периодики подберите примеры зависимого поведения в детско-родительских отношениях.

Занятие № 4

Тема: Теории конвергенции двух факторов детского развития.

Основные понятия:

Конвергенция, созревание, социум, адаптация, эмоция, моторика, подражание, экспериментально – генетический метод, низшие и высшие психические функции, переживание, знаковые и орудийные системы, натуральное и культурное развитие, обучение, интериоризация, экстериоризация.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Основные взгляды на процесс развития Штерна В.
  2. Концепция развития психики ребенка Валлона А.
  3. Теория развития высших психических функций Выготского Л.С.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проведите сравнительный анализ взглядов на процесс развития Штерна В. и Валлона А.
  2. Что означает тезис о том, что Выготский Л.С. первым ввел принцип историзма в область детской психологии?
  3. Как понимал Выготский Л.С. роль среды в развитии высших психических функций?
  4. Проанализируйте и сравните механизмы приобретения нового опыта в концепциях Валлона А. и Выготского Л.С.
  5. Как бы вы кратко сформулировали, применительно к возрастной психологии, суть культурно – исторической теории Выготского Л.С.?
  6. Обоснуйте свою точку зрения на следующее высказывание: «Когнитивные теории развития психики берут начало там, где заканчиваются теории научения».

Литература:

  1. Божович Л.И. О культурно – исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований личности. // Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. / Собрание соч. в 6 т. –М., 1983. т.3, гл. 6 – 12.
  5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. –М., 1996.
  6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. –М., 1967.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
  8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
  9. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.

Практическое задание:

6 стр., 2612 слов

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.

... современного этапа в развитии отечественной возрастной психологии? Какие новые теоретические схемы в современной отечественной психологии развития существуют? Какие подходы к развитию культурно-исторической теории в психологии определяют авторы? Каков характер развития психологии? 5. Как ...

1.Верны или не верны следующие утверждения:

а) Штерн В., как и другие его современники, не был сторонником концепции рекапитуляции;

б) весь процесс развития Штерном В. трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни;

в) Валлон А. отрицает роль созревания в развитии психики;

г) проективная стадия (с 14 мес. до 3 лет), по мнению Валлона А., связана с развитием ходьбы и речи у ребенка;

д) это высказывание может быть отнесено к принципиальной методологической позиции в концепции Валлона А.: « … необходимо изучать конфликты, противоречия, антиномии в ходе развития ребенка».

2.Подготовьте конспект источника №3.

3.Составьте список ключевых понятий, которые относятся к культурно – исторической теории развития психики?

4.Творческое задание.

Вы только что подписали с крупным издательством контракт, согласно которому вы должны написать свою автобиографию. Вы решаете начать с определения центральных тем и событий вашей жизни. Чтобы сделать это, вам необходимо ответить на следующий вопрос:

а) каковы основные события, сделавшие вас тем, кем вы являетесь?

Ваша следующая задача – попытаться установить один или несколько теоретических подходов, которые объясняли бы основные вехи вашей жизни. В этой работе вам могут помочь следующие вопросы:

а) какова роль биологических факторов в развитии свойств вашей личности?

б) считаете ли вы, что ваша жизнь сложилась под воздействием устойчивых и непрерывных влияний, или на нее коренным образом повлияли непредвиденные обстоятельства и события, приведшие к резким переменам?

в) считаете ли вы, что вы сформировались под воздействием обучения и опыта ваших родителей?

г) считаете ли вы, что все уже в вас предопределено заранее и не зависит от вашей способности анализировать и решать проблемы?

Занятие № 5

Тема: Проблема периодизации психического развития. Периодизации, основанные на внешнем и биологическом критерии развития.

Основные понятия:

Возраст, периодизация, непрерывность и дискретность развития, новообразование, стабильные и критические периоды, глубинная психология, бессознательное, эрогенные зоны, амбивалентность, Эдипов комплекс, комплекс Электры, принцип удовольствия, принцип реальности, прегенитальный период, латентная стадия, генитальная стадия.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Проблема возрастной периодизации – одна из основных проблем возрастной психологии.
  2. Периодизации, основанные на внешнем признаке возрастного развития.
  3. Периодизации, в основе которых лежит внутренний, биологический критерий.
  4. Периодизация психосексуального развития личности Фрейда З. Работы по проблеме возрастного развития Фрейд А.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы в современной психологии подходы к представлению о периодизации возрастного развития?
  2. Каковы характеристики основных компонентов структуры возраста?
  3. В чем сущность и значение учения Выготского Л.С. о возрасте для развития возрастной психологии?
  4. Проиллюстрируйте на примерах возможности практического использования периодизаций возрастного развития, основанных на внешнем и биологическом критерии.
  5. Охарактеризуйте предположения Фрейда З. О развитии личности и его теорию психосексуального развития.
  6. В чем заключается особенности понимания социализации в психоаналитической теории развития?

Литература:

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... н.э.), давая объяснение развитию, соответ­ствующим образом представил и первую возрастную периодизацию, состоящую из трех ... ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О ...

  1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  7. Немов Р.С. Психология. –М., 1994. т.3
  8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.
  9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. –М., 1993.
  10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. –М., 1991.
  11. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1999.

Практическое задание:

1.Перечислите все основания и критерии для создания той или иной периодизации?

2.Продолжите следующие определения:

а) возраст – это ….

б) дискретность процесса развития – это ….

в) принцип реальности – это ….

г) критический период развития – это ….

д) супр – эго – это ….

3.Отметье недостатки и положительные моменты периодизаций, основанных на внешнем и внутреннем, биологическом критерии.

4.Опишите тип личности, фиксированной на оральной стадии психосексуального развития.

5.Раскройте смысл значение двух типов психологических защит личности (см. источник №9):

а) идентификация с агрессором;

б) форма альтруизма.

6.Какие мифы легли в основу названия Эдипова комплекса и комплекса Электры?

7.Творческое задание.

Выберите любые два термина психоаналитической теории и по аналогии с образцом попробуйте раскрыть также их содержание (амбивалентность, влечение, вытеснение, идентификация, инсайт, инстинкт, комплекс неполноценности, катарсис, невроз, проекция, эго)

Образец: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Полное значение: совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не дает себе отчета. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношения к ней человека составляют нерасчлененное целое.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ученика. ... Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. ...

Краткое содержание: влияет на человека, но не контролируется им.

Ассоциативный образ: червяк в яблоке.

Переживание: «не пойму, что со мной».

Занятие № 6

Тема: Возрастные периодизации психического развития, в основе которых лежит психологический критерий развития.

Основные понятия:

Возраст, периодизация, когнитивное развитие, нравственное развитие, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание, сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект, эгоцентризм, формальные операции, образ, символ, схема, понимание сохранения, конвенциональный и постконвенциональный уровень морали, адаптация, индивидуализация, интеграция.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Обзор периодизаций, относящихся к данной группе: их специфика и основные особенности (Кольберг Л., Полицин Н.Ф., Петровский А.В., Брунер Д., Лисина М.И. и др.)
  2. Учение Пиаже Ж. о психическом развитии, стадии интеллектуального развития ребенка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проведите сравнительный анализ данной группы периодизаций в русле их достоинств и недостатков.
  2. В чем вы видите сходство и взаимосвязь идей в работах Кольберга К. и Пиаже Ж.?
  3. Соответствуют ли стадии нравственного развития, выделенные Кольбергом К., развитию нравственности современного ребенка?
  4. Каково принципиальное различие теорий Пиаже Ж. и Выготского Л.С. относительно когнитивного развития ребенка?
  5. Почему в опытах Пиаже Ж. по «сохранению количества» дети отвечают правильно при словесном (теоретическом) выполнении опыта и ошибаются при его реальном (наглядном)?
  6. В чем суть критики взглядов Пиаже Ж. в отечественной и зарубежной психологии?

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  7. Немов Р.С. Психология. –М., 1994. т.3
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. –М., 1994.
  9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. –М., 1994.
  10. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия.// Вопросы психологии. -1966. -№4.
  11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.

Практическое задание:

1.Выбирите один из возрастных периодов: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Дайте ему психологическую характеристику, пользуясь периодизациями Кольберга Л., Полицина Н.Ф., Петровского А.В., Брунера Д., ЛисинойМ.И., ПиажеЖ.

2.Подготовьте конспект «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже» в книге Выготского Л.С. «Мышление и речь», глава 2.

3.Вставьте пропущенные по смыслу слова:

а) на стадии конкретных операций у ребенка прежде всего происходит развитие …. мышления, позволяющего ему представлять объекты с помощью мыслительных образов; затем, с формированием представления о …. вещества, …., ….., и объема, а также представления об измерении с помощью …. развиваются и способности …. предметы и …. их в порядке;

б) формальное мышление есть …. мышление, использующее …. и дедукции, позволяющее совершать операции без опоры на конкретные …;

в) Кольберг Л. называет …. уровнем такой уровень нравственного развития, на котором люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими;

г) в эпоху отрочества, как считает Петровский А.В., фаза …. превышает фазу ….;

д) Полицин Н.Ф. считает, что общественная направленность в дошкольном возрасте проявляется в потребности ….

4.Ознакомтесь с экспериментом Кольберга Л. по изучению нравственного развития детей и подростков (см. источник №3, стр. 53) и опытами Пиаже Ж.( см. источник № 8, 9).

5.Привидите примеры высказываний детей, свидетельствующих о эгоцентричности детского мышления.

6.Творческое задание.

Составьте четыре небольшие диалога детей и взрослых, характерных для соответствующих четырех этапов развития общения на протяжении детства, выделенных Лисиной М.И.

Занятие № 7

Тема: Проблема периодизации психического развития в трудах Выготского Л.С., Эльконина Д.Б.

Основные понятия:

Социальная ситуация развития, новообразование, фазы и эпохи развития, стабильный период, кризис, ведущий вид деятельности, сохраняющаяся и зарождающаяся деятельность, система «ребенок – общественный взрослый», система «ребенок – общественный продукт».

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Взгляды Выготского Л.С. на переодизацию возрастного развития.
  2. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
  3. Периодизация Эльконина Д.Б., основные положения и понятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем состоит сущность возрастных кризисов по Выготскому Л.С.?
  2. Почему социальная ситуация развития, по мнению Выготского Л.С., является исходным моментом для всех динамических изменений в психическом развитии ребенка?
  3. Какие ведущие принципы и положения отечественной психологии развития легли в основу концепции периодизации психического развития Эльконина Д.Б.?
  4. Каково значение данной концепции для раскрытия важнейших закономерностей возрастного развития?
  5. Проведите сравнительный анализ точек зрения Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Гальперина П.Я. относительно роли ведущей деятельности в развитии ребенка.
  6. Какие теоретические аргументы приводятся Элькониным Д.Б. в пользу разработанной им периодизации психического развития в детском возрасте? Почему с ними можно согласиться или не согласиться?

Литература:

  1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка. // Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.- Пб., 1997. гл. 1, 2.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
  6. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  8. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. //Проблемы развития психики. –М., 1981. С 509-538.
  9. Могун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. –М., 1981.
  10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. — №4.

Практическое задание:

1.Продолжите следующие высказывания, касающиеся взглядов на психическое развитие Выготского Л.С.:

а) возрастное развитие можно разделить на …. и …. периоды;

б) особенностями кризисных периодов являются….;

в) новообразования – это ….;

г) новообразования стабильных периодов отличаются от новообразований критических периодов тем, что ….;

д) критический период состоит из трех фаз: ….;

е) социальная ситуация развития это — ….;

ж) перестройка социальной ситуации развития – главное содержание ….

2.Эльконин Д.Б. выделяет две системы взаимоотношений «ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный продукт». Из этого следует, что…….

Сформулируйте кратко основные положения данного подхода к возрастному развитию.

3.Как вы понимаете после знакомства с концепцией возрастной периодизации Эльконина Д.Б. понятие «воспитание? Что вы, как психолог, предложили бы внести в практику (методику) воспитания, чтобы воспитатели реально опирались на психологические закономерности развития личности?

4.На примере одного из возрастных периодов раскройте как учителя и родители должны учитывать в практике обучения и развития:

а) ведущие типы деятельности, характерные для каждого возрастного периода;

б) противоречивое единство в развитии личностно – потребностных и операционально – технических возможностей ребенка.

5.Творческое задание.

Вы оппонент Выготского Л.С. и Эльконина Д.Б., ознакомившись с их трудами, вы решили написать им письмо – отзыв, где отметили недостатки и «слабые места» данного подхода к возрастному развитию.

Занятие № 8

Тема: Периодизации психического развития, охватывающие весь жизненный цикл человека.

Основные понятия:

Психосоциальное развитие, базовое доверие, автономия, чувство неполноценности, эгоидентичность, генеративность, цельность личности, интенциональность, зрелая личность, старение, долгожительство.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Периодизация развития личности Эриксона Э.
  2. Подход к периодизации возрастного развития Бюлер Ш.
  3. Периодизации полного жизненного пути Левинсона Д., Гаулда Р., Хейвигхерста, Моргуна В.Ф., Ткачева Н.Ю. и др.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проведите сравнительный анализ представлений о «зрелой личности» в различных психологических теориях.
  2. Чем аргументирует Эриксон Э. свой отказ признать в качестве основной детерминанты личности психосексуальное созревание?
  3. Каковы различия в трактовке психологического содержания жизненных кризисов у Эриксона Э. и Выготского Л.С.?
  4. Можно ли говоря о теории интенциональности Бюлер Ш., говорить о поиске человеком в течение своей жизни ее смысла?
  5. Какие ведущие принципы и положения отечественной психологии развития легли в основу периодизации Моргуна В.Ф., Ткачева Н.Ю.?

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 1999.
  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. –М., 1999.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
  4. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  5. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии.// Мир психологии. 1999. №2.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
  7. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 283-295.
  8. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.
  9. Эриксон Э.Г. Детство и общество. С.-Пб., 1996.

Практическое задание:

1.Упорядочите следующие выражения в соответствии с восьмью психосоциальными кризисами Эриксона Э.:

а) – могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

б) – могу ли я доверять миру?

в) – могу ли я стать настолько умелым, чтобы приспособиться к миру?

г) – могу ли я управлять собственным поведением?

д) – могу ли я стать независимым и исследовать границы своих возможностей?

е) – доволен ли я прожитой жизнью?

ж) – кто я, какие мои убеждения, взгляды, позиции?

з) – что я могу предложить будущим поколениям?

2.Выбирите правильный ответ:

— согласно Бюлер Ш., интенция, лежащая в основе человеческой природы и направляющая выбор целей, чаще всего воспринимается субъектом как таковая в конце:

а) отрочества; б) жизни; в) третьего десятилетия.

— по Эриксону Э., второй психосоциальный кризис может разрешиться развитием независимости или, напротив, развитием:

а) недоверчивости; б) чувства вины; в) чувства неполноценности.

— Братусь Б.С. называет «нормативным кризисом» период жизни человека:

а) с 50-55 лет; б) с 30-33 лет; в) с 40-45 лет.

3.Для какого приблизительно возрастного периода характерны следующие понятия:

«опустевшее гнездо», «сгорание на работе», принятие родительских ролей, «гормональный взрыв», максимализм, «вторая молодость», долгожительство, «возраст Христа».

4.Проведите сравнительный анализ и найдите различия в развитии личности в зрелом возрасте у мужчины и у женщины (см. источник №4).

5. Творческое задание.

Попросите друга или родственника, которому от 40 до 60 вспомнить и написать все важные, на его взгляд, события его жизни начиная с самого детства.

Проанализируйте полученный материал. Как он соотносится с известными вам периодизациями возрастного развития? Дайте психологическое заключение о психологическом развитии личности данного человека.

Занятие № 9

Тема: Психология пренатального развития. Новорожденность и младенчество.

Основные понятия:

Пренатальное развитие, кризис рождения, новорожденность, безусловные и условные рефлексы, комплекс оживления, непосредственно эмоциональное общение, аффект, гуление, лепет, прогрессивные и тупиковые движения, явление госпитализации,

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Проблемы психологии пренатального развития ребенка. Кризис рождения.
  2. Психологические особенности развития ребенка в период новорожденности. Комплекс оживления.
  3. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте. Кризис одного года.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем сущность незрелости новорожденного?
  2. Каково проявление и значение «комплекса оживления» для психического развития?
  3. Каковы основные средства общения ребенка с взрослым? Как общение влияет на психическое развитие ребенка в младенчестве?
  4. Почему доминирующим познавательным процессом на данном возрастном этапе является восприятие?
  5. В чем проявляется развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? ( Проиллюстрируйте это примерами из источника №6).
  6. В чем состоит значение кризиса одного года? Каковы его основные проявления?
  7. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов необходимо учитывать, по мнению Запорожца А.В., для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период?
  8. Охарактеризуйте развитие ребенка младенческого возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему детству. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 190-195.
  3. Выготский Л.С. Младенческий возраст. // Собр. соч. в 6 т. –М., 1984. т 4., С. 269-317.
  4. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах человека. // Психология как объективная наука. –М., 1998.
  5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 84-87.
  6. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.
  7. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
  8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
  9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.

Практическое задание:

Решите следующие психологические задачи:

1.Назовите причину данного явления.

Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

2.Объясните следующее явление.

Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом. Как в этом случае мама должна одевать малыша?

3.Проанализируйте и аргументируйте следующее суждение.

Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения?

4. Подумайте и перечислите.

Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребенка? Как это соотносится с образованием условных рефлексов?

5.Почему это случилось?

Когда папа подошел к дочке Оле (11мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

6.Мама Наташи (4 месяца) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Занятие № 10

Тема: Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве.

Основные понятия:

Предметно – манипулятивная деятельность, соотносящие и орудийные действия, ситуативно – деловое общение, автономная речь, телеграфная речь, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, моторная память, знаковая функция, система «Я», негативизм, упрямство, строптивость.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Специфика социальной ситуации развития в раннем детстве.
  2. Ведущий вид деятельности и основные новообразования возраста.
  3. Особенности развития познавательной сферы в раннем детстве.
  4. Особенности развития личности ребенка раннего возраста.
  5. Кризис 3-х лет. Его значение для дальнейшего развития.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я. видели принципиальное отличие орудийных операций у человека ( на примере данного возраста) от употребления вспомогательных средств приматами?
  2. В чем принципиальное отличие ( по Эльконину Д.Б.) формирования предметных действий от формирования функциональных и результативных?
  3. Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием?
  4. В чем состоит сущность внутренних конфликтов, возникающих у трехлетнего ребенка? Как они проявляются в эмоциональной сфере?
  5. Какие личностные новообразования возникают у детей в период кризиса трех лет?

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему детству. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 190-195.
  3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. –М., 1998.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. –М., 1997.
  8. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
  10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Подумайте и напишите:

а) что должны делать родители, чтобы расширить самостоятельность ребенка при общении его с внешним, предметным миром?

б) что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?

2.Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой:

а) в процессе, каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и положения предметов в пространстве;

б) как ребенок осваивает правильность направления и удаленность предметов в пространстве?

3.Прочитайте и объясните.

Студентка, наблюдая за действиями детей третьего года жизни, отметила, что Сережа (1 г. 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катает, тащит, сжимает и т.д., а Катя (2 г. 3 мес.), играя теми же игрушками, действует по – другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – чиркает и т.д.

Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

4.Назовите причины следующего явления:

в некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность.

Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи детей раннего возраста?

5.Прочитайте следующее утверждение:

Дети данного возраста начинают различать цвета как отличительные признаки предметов и явлений.

Как взрослый должен использовать отличительные признаки предмета и явления для обучения ребенка различению цветов?

6.Какими закономерностями процесса восприятия можно объяснить следующее явление?

Малыши часто рассматривают книги, картинки, газета, держа их перевернутыми. Детей не смущает опрокинутое положение предметов.

Занятие № 11

Тема: Психологические особенности развития дошкольника.

Основные понятия:

Сюжетно – ролевая игра, соподчинение мотивов, произвольность поведения, познавательный эгоцентризм, сенсорные эталоны восприятия, наглядно – образное мышление, эйдейтическая память, внеситуативно – познавательное общение, психологическая готовность к школе, «внутренняя позиция школьника».

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Специфика социальной ситуации развития дошкольника.
  2. Ведущий вид деятельности и основные новообразования возраста.
  3. Особенности развития познавательной сферы дошкольника.
  4. Особенности развития личности дошкольника.
  5. Психологическая готовность к школе. Кризис 7 лет.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. Проведите сравнительный анализ представлений отечественных и зарубежных психологов о сущности сюжетно – ролевой игры и ее роли в развитии ребенка.
  2. Каковы основные психологические особенности личности дошкольника?
  3. Каковы основные закономерности развития интеллектуальной сферы дошкольников?
  4. В чем сущность кризиса семи лет? Каковы его проявления?
  5. Как и когда готовить ребенка к школе с точки зрения психологии?
  6. Станет ли «трудный» дошкольник «трудным» школьником?

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте. // Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 133-146.
  3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в дошкольном возрасте. –М., 1996. С. 26-32.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  7. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.
  8. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
  9. Нежнова Н.Н. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. // Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 242-249.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
  11. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка.// Хрестоматия по детской психологии. –М., 1996. С. 146-149.
  12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. –М., 1998.
  13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Подумайте над следующим суждением:

В игре каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей.

Какие новообразования закладываются в игре и получают свое развитие? Как можно использовать умение ребенка играть не подавляя его индивидуальных способностей?

2.Прочитайте следующую ситуацию.

Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Дошкольникам разных групп детского сада было предложено обследовать разными способами натуру. Дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке и т.д. Дети старшей группы изучали белку с опорой на зрительное ощущение.

Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? Дайте психологическое обоснование своим выводам.

3.Для детей какого возраста характерно следующее:

Саша непрерывно задает вопросы: «Это что у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Недослушав ответа, убегает. Прибегая, снова задает вопросы: «Слон сильный? А лев? Откуда идет дождь? Откуда я родился?».

При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

4.Придумайте и запишите ситуацию, ради которой ребенок может отказаться от привлекательной для него игры?

5.Как должен повести себя воспитатель, чтобы состоялась игра в следующей ситуации?

Дети 6 лет играли в «моряков». Большинство мальчиков хотели быть капитанами, и никто не хотел юнгами. Назревал конфликт.

Что необходимо сделать взрослому, чтобы у детей появилось желание стать юнгами.

6.Отметьте в особенностях проявления чувств дошкольника следующее:

а) как и в каких формах у дошкольников проявляется сочувствие к другим людям?

б) в чем своеобразие проявления чувства юмора у дошкольников?

в) в каких случаях проявляется у дошкольников ревность, и как ее предотвратить?

Занятие № 12

Тема: Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.

Основные понятия:

Учебная деятельность, учебная задача, учебное действие, рефлексия, произвольность, самоконтроль, внутренний план действий, словесно – логическое мышление, письменная речь, механическая память, латентная стадия, школьный коллектив.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
  2. Учебная деятельность — ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
  3. Особенности развития познавательной сферы младшего школьника.
  4. Особенности развития личности младшего школьника.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем зарубежные и отечественные психологи видят главные особенности младшего школьного возраста?
  2. Что происходит в личностной сфере ребенка в связи с началом обучения в школе?
  3. Как влияет учебная деятельность на развитие мышления младшего школьника?
  4. Какие новообразования формируются у младшего школьника в мотивационно – потребностной сфере?
  5. Какие условия организации умственной деятельности необходимы для повышения эффективности учения?
  6. Для развития каких индивидуально – психических и личностных качеств сензитивен младший школьный возраст?
  7. При каких условиях у младшего школьника может быть сформирована способность к рефлексии?

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 160-169.
  3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  4. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 152-158.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 229-232.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  8. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.
  9. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
  11. Шадриков В.Д. Способности человека. –М., 1997. С. 129-178.
  12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.
  13. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 158-160.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Дайте обоснование следующей ситуации:

Таня (6 лет 7 мес.) учиться в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за столом и начинает спрашивать: «Как называется эта буква? Что здесь написано?». Девочка молчит. «Ну вот, ничего не знаешь! На, учи!», — мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. Мама заявляет: «Сегодня гулять не пойдешь!».

Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

2.Прочитайте следующую ситуацию.

Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: « Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов». Такая рекомендация насторожила опытного учителя. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявлял успехов в учебе, хотя и очень старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать не охотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?

3.Можно ли предвидеть, как ребенок будет учиться?

«Как определить, готов ли ребенок к школе? Особенно сейчас, когда можно отдавать его и в 6 и в 7 лет. Я хотела бы отдать своего шестилетнего сына в школу, но мне не советуют воспитатели. Да и сын не изъявляет большого желания учиться, хотя уже неплохо читает и считает», — огорчается мама будущего первоклассника.

Что можно посоветовать маме по вопросу психологической готовности детей к обучению к школе?

4.Придумайте ситуацию, в которой младший школьник смог бы проявить волевые усилия. Назовите мотив, который дает наибольший эффект при достижении поставленной перед ребенком цели.

5.Разрешите следующую ситуацию:

У Вити в школе с первого класса с трудом шел процесс усвоения письма. Эти навыки у него очень медленно развивались. Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.

С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?

7.Творческое задание.

Как вы представляете себе «сильного» ученика начальной школы?

Составьте на него психологическую портрет — характеристику.

Занятие № 13

Тема: Психология подростка.

Основные понятия:

Чувство взрослости, интимно – личностное общение, гормональная перестройка организма, аффект неадекватности, пубертатный период, акцентуации характера, акселерация, ретардация, групповой конформизм, дисморфобия, формально – логические операции, интеллектуализация познавательных процессов, делинквентное поведение.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Особенности социальной ситуации развития у подростков.
  2. Основные новообразования и ведущий вид деятельности.
  3. Особенности развития познавательной сферы подростка.
  4. Особенности развития личности подростка.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы проблемы отрочества как пубертатного периода развития? Почему этот период называют переходным и критическим?
  2. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Есть ли различия точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии?
  3. Какие потребности порождает «чувство взрослости» у подростков? Как целесообразно использовать сильные стороны этого феномена для развития личности подростка?
  4. Какая точка зрения на ведущую деятельность в этом возрасте представляется вам наиболее перспективной и почему?
  5. Чем младшие подростки отличаются от старших подростков? Почему старший подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший подростковый возраст? С чем это связано?
  6. Чем отличается учебная деятельность подростков от учебной деятельности младших школьников?
  7. Что понимается под психической готовностью к обучению в среднем звене школы?
  8. Почему общение со сверстниками так значимо для подростков, в отличии от общения со взрослыми и родителями?

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  3. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по –разному. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 237-239.
  4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого – педагогические характеристики переходного периода. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 239-248.
  5. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. –М., 1997.
  6. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. –Л., 1977.
  9. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.
  12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., 1996.
  13. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. // Психология подростка. / под ред. Ю.И. Орлова –М., 1997. С.313-320.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Перечислите наиболее типичные конфликты «отцов и детей» в общении подростка с взрослыми.

2.Проанализируйте следующие ситуации:

а) Мама Сергея (14лет) жалуется завучу школы, который вызвал ее для беседы: « Совсем не хочет учиться, ничем не интересуется. Только улица одна.… Раньше хоть в кружок по моделированию ходил, даже на выставку его поделки брали!».

Дайте обоснование снижения интереса к учебной деятельности у подростка. Определите пути выхода из сложившейся ситуации.

б) Разговор двух пятиклассниц:

-Тебе кто в классе нравится?

-Дениска.

— Ты что? Мы же все Борьку Евдокимова любим!

О каком подростковом феномене идет речь? Чем он обусловлен с психологической точки зрения?

в) Учительница входит в класс на урок. В восьмом классе за равнодушие к предмету физики учительницу ребята звали «селедка». Войдя в класс, она замечает нарисованную на доске рыбу.

Как психологически грамотно должна прореагировать на это учительница?

г) Во время сельхозяйственных работ подростки, выполнив задание, отказались подбирать картофель из распаханных борозд, мотивируя свой отказ уже выполненной «нормой». Классный руководитель….

Опишите возможные выходы из сложившейся ситуации.

3.Обоснуйте введение в учебную программу среднего звена школы таких предметов как физика, химия, геометрия, алгебра, опираясь на особенности развития познавательной сферы подростка.

4.Творческое задание.

Напишите небольшое рассуждение – размышление на тему «Подросток в учебнике и в жизни. Сходство и различия».

Занятие № 14

Тема: Психология юношеского возраста.

Основные понятия:

Профессиональное самоопределение, мировоззрение, абстрактно — теоретическое мышление, жизненный план, временная жизненная перспектива, психосоциальная идентичность, сексуальные отношения, гомосексуализм, референтная группа.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Особенности социальной ситуации развития в юношеском возрасте.
  2. Специфика ведущий вид деятельности в юношеском возрасте.
  3. Особенности развития познавательной сферы юноши.
  4. Особенности личности юноши и основные новообразования возраста.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы задачи развития в ранней юности? Какие особенности психологической реальности благоприятствуют и препятствуют их успешному решению?
  2. Как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения юноши? Наиболее типичные ошибки и трудности в выборе профессии.
  3. Проведите сравнительный анализ особенностей общения со сверстниками и взрослыми в юности и подростковом возрасте.
  4. В чем заключаются наиболее важные изменения в интеллектуальной сфере в юности?
  5. Какое место в развитии юноши занимают прошлое, настоящее, будущее? Как изменяется отношение ко времени у юношей по сравнению с подростками?
  6. Охарактеризуйте развитие дружеских и интимно – личностных отношений на протяжении ранней и поздней юности.

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1989.
  4. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. –М., 1997.
  5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
  7. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
  1. Мудрик А.В. Современный старшеклассник. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 266-275.
  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
  2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М., 1996.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., 1996.
  5. Юность. // Психология. Словарь./ под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М., 1990. С. 473-474.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Дайте психологическое обоснование понятию «юношеский максимализм», в чем особенности его проявления.

2.Прочитайте следующую ситуацию:

Сергей (17 лет) задумчиво говорит: «Да, я вообще не знаю, чем я буду заниматься в будущем… . У нас многие идут в политех …. . Ну и я тоже …. . Там посмотрим».

Что может являться причиной того, что профессиональные интересы юноши не четко определены?

3.Как вы считаете, что должен учитывать преподаватель, работающий с юношеским возрастом, при подаче учебного материала своим слушателям. Необходимо указать как личностные особенности, так и особенности познавательной сферы данного возраста.

4.Дайте комментарий сложившейся ситуации:

Мама Лены (18 лет) советуется со своей подругой: « Елена что – то скрывает, что – то у нее происходит… . Но, молчит. Я знаю, она дневник ведет. Может взять и почитать… . А то вдруг поздно будет, ведь молодежь сейчас такая сложная … . А ей институт еще заканчивать…».

5.Разрешите проблемную ситуацию:

Что, на ваш взгляд, является более опасным – юношеская самоуверенность или пониженное самоуважение юноши?

6.Известно, что готовность (способность) к жизненному самоопределению является центральным новообразованием ранней юности. Назовите и раскройте психологические понятия, наиболее часто встречающиеся при описании этого возраста зарубежными исследователями и наиболее близкие по своему содержанию к этому понятию.

7.Задание на рассуждение – размышление:

Как вы считаете, можно ли считать разновидностью юношеского протеста, увеличение числа молодых людей, употребляющих различного рода психотропные вещества, являющиеся частью молодежной субкультуры.

Занятие № 15

Тема: Психология взрослого человека.

Основные понятия:

Взрослость, зрелость, пожилой возраст, гетерохронность развития, самореализация, зрелые отношения, акме, освоение родительских ролей, кризис середины жизни, «бальзаковский возраст», пенсионный возраст.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

  1. Жизненные основные этапы психологии взрослого человека.
  2. Основные кризисы и новообразования жизни взрослого человека.
  3. Особенности развития познавательной сферы взрослого человека.
  4. Особенности личностного развития в зрелом возрасте.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы задачи возрастного развития в зрелом возрасте?
  2. В чем сущность понятия «зрелая личность»? Как понимается это различными авторами?
  3. В чем сущность и роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте?
  4. Какие социальные факторы и психологические характеристики помогают человеку достичь «акме»?
  5. Каковы особенности динамики познавательной сферы в зрелом возрасте? От каких факторов зависит интенсивность изменения интеллектуальных функций взрослого человека?
  6. Попытайтесь сформулировать наиболее актуальные на сегодняшний день направления исследований психического развития в зрелости?

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человековедения. –М., 1996.
  2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 275-283.
  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. –М., 1998.
  2. Бодалев А.А., Ганжин В.Г. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни. // Мир психологии. 1999. №2. С. 11-23.
  3. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  4. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого. // Мир психологии. 1999. №2. С. 29-32.
  5. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 283-295.
  6. Семенов И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых. // Мир психологии. 1999. №2. С.32-38.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М., 1999.
  8. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., 1996.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Дайте комментарий сложившейся ситуации:

Светлана (35 лет) рассказывает: «Пока не появился Павлик (сын), у нас с мужем было все хорошо. Мы отдыхали с друзьями, ходили в театр, ресторан, я занималась живописью… . Сейчас все изменилось… . Ни на что не хватает времени. Стали с мужем раздражительны, часто ссоримся по пустякам. Вечно какие- то неурядицы. Кажется, что семья рушится…

Какие возрастные особенности могут лежать в основе сложившейся ситуации?

2.Дайте психологическое обоснование следующим житейским афоризмам:

а) сорок пять – баба ягодка опять;

б) седина в бороду – бес в ребро;

в) первый внук – первый ребенок;

3.Перечислите причины, которые могут усугубить протекание кризиса 30-33 лет. Отметьте его психологическое значение для возрастного развития человека.

4.Опишите и сравните особенности профессионального роста и возможные возрастные проблемы следующих возрастных периодов:

а) 23-35 лет; б) 36-50 лет; в)51- 60 лет.

5.О каких личностных особенностях взрослых людей говорят следующие их высказывания:

а) никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется;

б) я и хлеб ем, как пряник, — очень люблю жизнь;

в) я вдруг решил, что если не я, то никто, понимаешь, никто не решит моих проблем;

г) я почувствовал, что стал взрослым только тогда, когда случилась беда с моими близкими, хотя уже идет четвертый десяток;

д) как подумаешь о жизни, ничего не понимал в молодости, вот если бы все начать сначала…

е) никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сердце защемило – жизнь – то проходит.

6.Поразмышляйте и напишите:

Каким, на ваш взгляд, должны быть важнейшие самоощущения взрослого человека?

Занятие № 15

Тема: Психологические особенности старения.

Основные понятия:

Геронтопсихология, естественное старение, ограничение механизмов саморегуляции, деменция, умирание, смерть, эвтаназия, завершение полного жизненного цикла, удовлетворенность прожитой жизнью.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Основные этапы психологии старения.

2. Особенности развития познавательной сферы пожилого человека.

  1. Особенности личностного и психосоциального развития в пожилом возрасте.
  2. Психологические аспекты умирания и смерти человека.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

1. Чем можно объяснить возросший интерес возрастной психологии и психологии развития к изучению старости?

  1. Каковы основные проблемы психологии старения и старости?
  2. Охарактеризуйте особенности личностного самоопределения в различные периоды старости?
  3. Каковы представления о социальной ситуации развития и ведущей деятельности в старости?
  4. Дайте сравнительную характеристику биологических и социально – психологических подходов к старению и старости.
  5. Приведите известные вам примеры «творческой» старости. В чем, по вашему мнению, заключается причина интеллектуальной и творческой сохранности в случаях творческого долголетия?

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человековедения. –М., 1996.

  1. Бодалев А.А., Ганжин В.Г. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни. // Мир психологии. 1999. №2.
  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. –М., 1999.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.2. –М., 1992.
  4. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости. // Мир психологии. 1999., № 2. С. 123-133.
  5. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии. 1999., № 2. С. 80-96.
  6. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии. 1999., № 2. С. 96-106.
  7. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
  8. Пряжников Н.С. Личностное самоутверждение в преклонном возрасте. // Мир психологии. 1999., № 2. С. 111-123.

Практическое задание:

Решите психологические задачи.

1.Дайте комментарий высказыванию:

Сергей Иванович (72 года) рассказывает: «Сейчас, все, что было раньше, очень хорошо помню, все до мельчайших деталей. Как мать пироги пекла, а мы с братьями на полатях ждали, ерзая от нетерпения. Даже запах этот хлебный помню! А вот куда свои очки вчера положил, или, что чайник на плите поставлен, все забываю…».

Какие возрастные особенности могут лежать в основе сложившейся ситуации?

2.Перечислите основные признаки:

а) позитивного принятия старости;

б) негативного принятия старости.

3.Перечислите морфо – функциональные изменения, связанные с процессом старения в период поздней взрослости. У всех ли людей они происходят? Дайте аргументированный ответ.

4.Прочитайте следующее высказывание:

Рождение, и смерть – естественные события, но их эмоциональное воздействие и личностное значение существенно различны.

Укажите эти существенные различия.

5.Какие личностные особенности пожилых людей можно выделить в:

а) предстарческий период б) старческий период; в) позднестарческий период; г) период дряхлости.

6.Поразмышляйте и напишите, что вы можете добавить к следующему определению мудрости:

Мудрость – это взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам жизни.

.