Российский Государственный Педагогический Университет 3

им. А.И. Герцена

Институт Практической психологии СЗО РАО

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ)

Санкт-Петербург, 2004

Печатается по рекомендации кафедры психологии человека и решению редакционной коллегии ИПП СЗО РАО

Авторы — составители:

Сотрудники кафедры психологии человека

Безгодова С.А., ассистент, кандидат психологических наук

Васильева С.В., доцент, кандидат психологических наук

Микляева А.В., доцент, кандидат психологических наук

Научный редактор:

Панферов В.Н., профессор, доктор психологических наук

Рецензенты:

Коржова Е.Ю., профессор, доктор психологических наук

Советова О.С., профессор, доктор психологических наук, зав.кафедрой педагогики и психологии высшей школы РГИ СпбГУ

Редакционная коллегия ИПП СЗО РАО:

доктор психологических наук, профессор Панферов В.Н. (главный редактор); доктор психологических наук, профессор Посохова С.Т. (зам. главного редактора); кандидат психологических наук, доцент Семикин В.В. (декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена); доктор психологических наук, профессор Ананьев В.А. (зав. каф. клинической психологии); доктор социологических наук, профессор Сикевич З.В.; доктор психологических наук, профессор Регуш Л.А. (зав. каф. психологии развития и образования); кандидат психологических наук, доцент Грачев А.А. (зав. каф. организационной психологии); кандидат психологических наук, доцент Микляева А.В. (помощник редактора).

9 стр., 4370 слов

Психология как наука. Предмет психологии.

... «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор Л.В. Марищук   Рекомендовано: Кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета; Научно-методическим советом Белорусского государственного ...

Печатается на средства сотрудников Института Практической психологии .

 Безгодова С.А.,

Васильева С.В.,

Микляева А.В.

 АНО ИПП СЗО РАО

Оглавление

Стр.

Введение 4

Как выбрать тему 5

Где найти литературу по выбранной теме и как с ней работать 5

Как оформить курсовую работу 6

Рекомендуемые темы курсовых работ 9

Персоналии 15

Критерии оценки курсовой работы 17

Заключение 18

Приложение 1 19

Приложение 2 20

Приложение 3 21

Приложение 4 22

Приложение 5 23

Приложение 6 24

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по учебной дисциплине «Общая психология» имеет своей целью формирование у студентов навыков поисковой активности, формулирования интересующей психологической проблемы, обобщения и логического структурирования теоретического материала, необходимых при написании дипломной работы. В связи с изложенным выше, можно говорить о том, что эта курсовая работа является первым, но далеко не последним опытом самостоятельного изучения и систематического изложения студентом научного материала.

Такая работа необходима для студента-психолога, вне зависимости от того, каким видит он свой дальнейший путь в избранной профессии, по нескольким причинам. Она дает возможность погрузиться в вызывающую интерес проблему, расширить свой кругозор, проанализировать актуальность той или иной общепсихологической тематики в русле развития современной науки, возможно даже найти недостаточно исследованные аспекты или «белые пятна» в теории общей психологии.

Данное методическое пособие должно помочь студентам сориентироваться в огромном поле общепсихологической проблематики, выбрать тему своей курсовой работы, сформулировать или переформулировать ее. Кроме того, даются рекомендации по оформлению работы, правилам цитирования литературных источников и составления библиографии работы, что, несомненно, поможет при написании других работ, где упомянутые выше технические моменты имеют большое значение.

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ

Выбор темы курсовой работы очень важен, потому что от него во многом зависит успех всего дела. Ее нужно выбирать так, чтобы она максимально соответствовала интересам автора.

21 стр., 10002 слов

Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии

... поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи: выявить возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста; рассмотреть методики преподавания психологии для дошкольников; изучить ... НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ 2.1 Пояснительная записка .2 Тематический календарный план .3 Содержание программы Заключение Список использованных источников Приложения ВВЕДЕНИЕ Воображение - ...

На первом этапе выбора темы необходимо определить для себя интересующий психический феномен. Это можно сделать разными путями.

Во-первых, можно обратиться к конспектам лекций по общей психологии и найти интересующие общепсихологические темы. Как правило, в лекциях только намечаются контуры той или иной проблемы, которая может быть раскрыта намного более подробно и глубоко.

Во-вторых, возможно выбрать тему курсовой работы исходя из практических потребностей автора. Курсовая работа может помочь найти ответы на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью автора, развитием и воспитанием детей и др.

В-третьих, полезным может оказаться просмотр научной периодики по психологии. Список наиболее известных и доступных журналов приводится в приложении 1. Тематика той или иной статьи может показаться студенту интересной, а сама статья позволит сориентироваться в психологических закономерностях изучаемого феномена.

Выбирая тему, следует помнить, что она должна отражать общепсихологическую проблематику, не перекрывая проблемные поля возрастной, социальной и педагогической психологии. Тема формулируется довольно узко, и в ее рамках, как правило, раскрывается только один аспект функционирования заинтересовавшего автора психического образования. Рекомендуемые темы для курсовой работы по общей психологии приведены в следующем разделе.

ГДЕ НАЙТИ ЛИТЕРАТУРУ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ И КАК С НЕЙ РАБОТАТЬ

Курсовая работа, прошедшая этап формулирования замысла, строится на основе уже имеющейся к данному моменту литературы по выбранной тематике.

Можно условно выделить несколько способов подбора литературы по интересующей проблеме.

Во-первых, можно воспользоваться каталогами доступных студенту библиотек. В алфавитном каталоге можно найти монографии, в частности, авторов, перечисленных в разделе «персоналии» после каждого блока тем. В систематическом каталоге литература, имеющаяся в распоряжении читателей библиотеки, представлена тематическими разделами (например «Память», «Мышление», «Стресс» и т.д.).

Найдя раздел, соответствующий выбранной теме курсовой работы, можно без труда подобрать необходимую литературу. В случае затруднений можно обратиться за помощью к библиографу.

Во-вторых, можно обратиться к каталогу статей периодических изданий по психологии, например, журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии» и т.д. (см. приложение 1), в которых наверняка встретятся статьи, перекликающиеся по тематике с замыслом курсовой работы.

В-третьих, осуществлять поиск литературы можно осуществлять с использованием сети Интернет, где есть как ссылки на те или иные работы, так и сами статьи или монографии.

И, наконец, можно обратиться к работам студентов старших курсов (дипломным, выпускным квалификационным), защищавшимся на факультете ранее, близким по тематике замыслу курсовой работы. Любая такая работа заканчивается списком литературы как минимум из 25 источников, который, без сомнения, может оказаться полезным для начинающего исследователя. Следует также помнить, что аналогичные списки литературы, как правило, завершают любую статью, монографию или учебное пособие, и являются «резервным» библиографическим источником.

14 стр., 6886 слов

Контрольно-курсовая работа по дисциплине психология

... поведения в обществе на развитие нормативной памяти Заключение Литература   1.3 Виды памяти и их особенности ... какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, ... в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, ...

Подбирая литературу по теме, следует учесть следующее. Курсовая работа — это результат самостоятельной проработки темы студентом, поэтому в списке литературы должны преобладать монографии, научные статьи и авторефераты. Благодаря этому автор получает возможность проявить свою индивидуальность и способность к работе с научной литературой, а не переписывать распространенные учебные пособия и словарные статьи. Именно поэтому список литературы может включать не более 1-2 учебных пособий и 1-2 словарей. Классические словари и учебные пособия, которыми можно воспользоваться, приведены в приложении 1.

Подобрав необходимую литературу, можно приступать к ее анализу. Студенту вряд ли необходима информация о том, как читаются и конспектируются научные книги и статьи. Естественно, что по ходу работы с литературой приходится делать выписки, причем таким образом, чтобы в дальнейшем было легко работать с их помощью. Однако однозначный ответ на вопрос, что именно нужно выписывать, дать довольно сложно. В зависимости от индивидуальных особенностей мышления студент может предпочесть практически дословное переписывание изучаемой работы, ее краткое конспектирование, или ограничиться выпиской цитат.

Единственное правило, которого следует неуклонно придерживаться при конспектировании литературы, гласит: если из работы дословно выписывается какая-либо фраза, она является цитатой, и должна оформляться в соответствии с правилами цитирования. Поэтому, выписывая такую фразу, следует сразу же указать номер страницы, на которой она расположена, чтобы в дальнейшем не возвращаться к этому литературному источнику, пролистывая его в поисках местоположения этой цитаты. И, конечно, важно выписывать все выходные данные изучаемой научной работы таким образом, как этого требуют правила оформления библиографии.

КАК ОФОРМИТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ

Курсовая работа представляется в рукописном или печатном виде с соблюдением правил оформления.

Объем курсовой работы — 20 и более страниц печатного текста (1 печатный лист)

Полностью оформленная курсовая работа должна включать в себя:

  • Титульный лист (смотри Приложение 2)
  • Оглавление (смотри Приложение 3)
  • Введение
  • Основной текст
  • Заключение
  • Список литературы

Введение – текст, объемом 1 –2 страницы, в котором излагается обоснование выбора темы (потребности теории и практики), а также личные мотивы выбора темы, причины интереса к проблеме. Обязательным условием является формулирование цели курсовой работы, которая чаще всего заключается в анализе заявленного в названии работы феномена на основе работы с литературой. Во введении кратко характеризуется понятийный аппарат, используемый в работе. Введение заканчивается перечнем основных понятий, которые используются для раскрытия темы курсовой работы (смотри Приложение 4).

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 ...

... аттестацию. На кафедре философии и психологии выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы. Основное существенное различие между курсовыми работами (как видом учебной деятельности) ... исследования. Уточнение плана дипломной работы. Выбор методов (методики) проведения исследования. Определение информационного пространства и поиск литературы по данной проблеме, составление ...

Основной текст является наиболее объемной и содержательной частью работы и представляет теоретический анализ изучаемой проблемы. Теоретический анализ должен быть представлен в виде обзора научной литературы в соответствии с темой курсовой работы. Текст необходимо структурировать, разбить на смысловые части с подзаголовками в соответствии с логикой рассмотрения проблемы. Исходя из этого, первый параграф любой курсовой работы представляет собой краткое (не более 1-3 страниц) описание того психического образования, один из аспектов которого раскрывается студентом.

Обязательным является анализ имеющихся определений изучаемого явления, характеристика разнообразия его понимания. Необходимо помнить о том, что все психические явления, заявленные в названии курсовой работы, должны быть рассмотрены в теоретической главе. Желательно сопоставление воззрений на изучаемый феномен различных зарубежных и отечественных направлений психологии. Особо ценным является описание результатов исследований в данной области, близких по тематике с выполняемой курсовой работой, а также указание на противоречия в понимании природы изучаемого явления. Автором дается оценка своего видения проблемы и ее отдельных сторон. При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается номер литературного источника в списке литературы и страница в данном литературном источнике. Если же некоторая часть текста представляет собой пересказ чьих-то идей, то в конце в скобках указывается номер литературного источника или нескольких источников, откуда почерпнуты описываемые сведения.

Заключение предполагает осмысление материала на новом более высоком уровне обобщения. В этой части работы автор представляет основные результаты работы в соответствии с целью, заявленной во введении. В заключении также намечаются дальнейшие перспективы исследования, даются рекомендации о применении полученных данных на практике (смотри Приложение 5).

Список литературы составляется в алфавитном порядке. В него включаются все литературные источники, к которым обращался автор в процессе работы (словари, периодические издания, статьи, книги).

Список литературы должен включать 10 и более литературных источников в полном библиографическом описании. Не допускается включать в список литературу, которая не использовалась в тексте работы (т.е. ту литературу, на которую нет ссылок в тексте).

Еще раз стоит обратить внимание на то, что в итоговом списке литературы могут быть только 1-2 учебника и 1-2 словаря, основную же часть используемой литературы должны составлять книги, статьи и авторефераты по тематике курсовой работы.

Примеры библиографических описаний

Монографии, коллективные монографии:

20 стр., 9857 слов

Курсовая работа: психология любви юношей и девушек

... связана со всей его личностью, Фрейд бездоказательно объявил ее основой психической жизни. В результате все ... потребности. Как невозможна классификация форм человеческой деятельности, в которой отсутствовало бы общение, так в ... себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, ... во время войны. Целью данной курсовой работы является на основе проведённого анализа ...

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1993. – 120 с.

Статьи из журналов:

Горбачева Е. И. Современный взгляд на педагогику и психологию высшего образования // Вопросы психологии. – 1997. — №2. – С. 131-133.

Учебники, учебные пособия:

Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. Дубровиной И.В. М.: Academia, 2000г. – 160 с.

Статьи из сборника научных трудов:

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. – М.: Мир, 1972. — С. 273-297.

Статьи из словарей и энциклопедий:

Непроизвольная память//Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – с. 228.

Авторефераты диссертаций:

Виттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культуральным изменениям.– Автореф. дисс. …канд. псих. наук. – СПб., 1999- 16 с.

Дипломы, ВКР, диссертации:

Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. – Дисс. …докт. псих. наук. – М., 1984. – 525 с.

Web— сайты:

Абраменкова В.В. Социальная психология детства//www.psychea.ru.12.07.03 (дата посещения сайта)

Курсовая работа оформляется в соответствии с формальными требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ:

  • работа выполняется на листах формата А4;
  • поля устанавливаются в размере: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1 см.
  • печатный вариант работы представляется кеглем 14 (полуторный интервал);
  • страницы работы нумеруются (за исключением титульного листа, номер на котором не ставится, но подразумевается);
  • каждый следующий раздел работы (введение, основной текст, заключение, список литературы) начинается с новой страницы;
  • каждые приведенные в работе рисунок или таблица обязательно должны быть названы и подписаны: рисунок — снизу, таблица — сверху (см. приложение 6);
  • внутри каждого раздела текст структурируется по абзацам;
  • работа должна быть сброшюрована.

Дополнительная литература

Дополнительные сведения о написании и оформлении курсовой работы студент может почерпнуть в различных учебных пособиях, например:

  • Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М., 1993.
  • Куликов Л.В. Психологическое исследование. – СПб., 1995.
  • Требования к подготовке курсовых работ. Методические рекомендации (Составители: С.А.Векилова, И.С.Клецина, Н.П.Реброва, Б.Г.Ребзуев).

    7 стр., 3412 слов

    Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...

    ... т.е. превращение внутренних действий во внешние. Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней: 1) уровень ... Существенным условием интериоризации является общение человека с другими людьми. Именно во внутреннем плане формируются программы деятельности человека. В трудовой деятельности человека имеет место не только ...

    – СПб., 1997.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Ниже приведены рекомендуемые темы курсовых работ в соответствии с логикой изложения материала в курсе «Общая психология». Необходимо отметить, что предлагаемый список тем является открытым, и студенты могут предложить другие темы, но обязательным является соблюдение всех выше перечисленных условий. В качестве опорных методических пособий студент может использовать следующие:

  • Теоретические основы психологии человека. Методическое пособие (Составители: Панферов В.Н., Семенова З.Ф., Васильева С.В., Поссель Ю.А., Румянцева П.В.).

    – СПб., 2003.

  • Психология человека. Методические рекомендации к практическим занятиям (Составители: Васильева С.В., Поссель Ю.А., Румянцева П.В.).

    – СПб., 2003.

Мотивационные психические образования:

  • Жизненное предназначение мотивации
  • Сравнительный анализ мотивации человека и животных
  • Мотивационный компонент адаптационных процессов
  • Потребности человека: теории, классификации
  • Потребности и мотивы
  • Теории мотивации: история и современность
  • Влечения и желания как психологические феномены мотивации
  • Интересы и склонности как психологические феномены мотивации
  • Установки как феномен мотивационной сферы
  • Мотивация учебной деятельности школьников, студентов
  • Мотивация трудовой деятельности
  • Мотивация спортивной деятельности
  • Мотивация и творчество
  • Мотивация и эффективность деятельности
  • Психологические проблемы направленности личности
  • Психология мотивации достижения
  • Целеполагание в структуре мотивационного потенциала
  • Филогенетические и онтогенетические закономерности развития мотивации
  • Мотивированное поведение как характеристика личности
  • Уровень притязаний и мотивация деятельности человека
  • Мотивация агрессивного поведения
  • Мотивы общения людей
  • Мотивы рискованного поведения
  • Мотивация аффилиации
  • Мотивация власти
  • Полимотивация и мотивационные конфликты
  • Мотивационные качества личности

Аффективные психические образования

  • Жизненное предназначение эмоций и чувств
  • Эмоции и чувства
  • Развитие аффективной сферы в филогенезе
  • Настроение как фон психической жизни
  • Теории эмоций: история и современность
  • Нравственные и эстетические чувства
  • Аффективные состояния: причины и последствия
  • Стресс и стрессоустойчивость личности
  • Стресс и адаптация
  • Копинг-поведение и стратегии адаптации
  • Фрустрация и ее влияние на личность человека
  • Компоненты эмоций
  • Психология переживания
  • Эмпатия
  • Эмоции и творчество
  • Психофизиология эмоций
  • Эмоции и отражение действительности
  • Эмоции и деятельность
  • Эмоциональный интеллект: структура, функции
  • Невербальное сопровождение эмоций
  • Тревога и тревожность
  • Психология страха
  • Психология зависти
  • Психология одиночества
  • Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях
  • Свойства эмоций и чувств
  • Факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций
  • Аффективные качества личности

Темпераментные психические образования

  • Жизненное предназначение темперамента
  • Нейродинамические и психодинамические свойства темперамента
  • Физиологические основы темперамента
  • Темперамент и личность
  • Темперамент и учебная деятельность
  • Темперамент и спортивная деятельность
  • Темперамент и профессиональная деятельность
  • Темперамент в структуре индивидуального стиля деятельности
  • Темперамент и эффективность деятельности
  • Критерии темперамента как психического свойства
  • Классические теории темперамента и их современное значение
  • Современные теории темперамента
  • Темперамент в структуре индивидуальности
  • Проявления темперамента в деятельности и поведении
  • Факторы формирования темперамента. Темперамент и воспитание
  • Проблема устойчивости темперамента

Регуляторные психические образования

  • Саморегуляция и самоконтроль
  • Самоконтроль и механизм биологической обратной связи
  • Жизненное предназначение саморегуляции
  • Физиологические и психологические механизмы саморегуляции
  • Компоненты саморегуляции
  • Антиципация и ее роль в процессах саморегуляции
  • Психология принятия решений
  • Психология волевой регуляции
  • Регуляция поведения животных и человека
  • Филогенез произвольной регуляции поведения
  • Произвольность в различных видах деятельности (профессиональной, учебной, спортивной и т.д.)
  • Борьба мотивов в структуре волевого усилия
  • Психологическая структура волевого акта
  • Волевая регуляция и эффективность деятельности
  • Воля как механизм организации психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком
  • Локус контроля личности
  • Внимание как универсальный регулятор познавательной деятельности
  • Теории воли: история и современность
  • Теории внимания: история и современность
  • Свойства внимания
  • Внимание и учебная деятельность
  • Регуляторные качества личности
  • Виды внимания
  • Волевые качества человека
  • Внимательность и рассеянность
  • Физиологические основы внимания
  • Феномен обученной беспомощности

Сенсорно-перцептивные психические образования

  • Конкретно-чувственные психические образы: формирование, свойства

  • Роль апперцепции в процессах психического отражения
  • Сенсорная депривация и ее последствия
  • Роль сенсорно-перцептивных психических образований о развитии психики
  • Место ощущения и восприятия в структуре познавательной деятельности
  • Физиологические механизмы ощущения
  • Классификации ощущений
  • Чувствительность, механизмы ее изменения. Адаптация и сенсибилизация органов чувств
  • Восприятие времени
  • Восприятие пространства
  • Восприятие движения
  • Сенсомоторная организация человека
  • Восприятие цвета
  • Теории восприятия
  • Наблюдательность в структуре личности
  • Перцептивная бдительность и перцептивная защита
  • Сенсорно-перцептивные качества личности

Мнемические психические образования

  • Жизненное предназначение памяти
  • Филогенез памяти
  • Подпроцессы памяти
  • Основные закономерности запечатления
  • Память как «сквозной» познавательный процесс
  • Основные закономерности воспроизведения материала
  • Забывание как подпроцесс памяти
  • Мнемотехники
  • Индивидуально-психологические особенности памяти
  • Классификации памяти. Взаимодействие различных видов памяти
  • Механизмы памяти
  • Физиологические основы памяти
  • Роль сна в процессах памяти
  • Факторы, влияющие на продуктивность памяти
  • Теории памяти: история и современность
  • Память в процессе научения
  • Произвольность памяти и способы управления ею
  • Представление как образ памяти
  • Свойства представлений
  • Мнемические свойства человека

Интеллектуальные психические образования

  • Интеллект как психическое свойство
  • Теории интеллекта
  • Роль среды и наследственности в интеллектуальном развитии человека
  • Социальный интеллект
  • Жизненное предназначение интеллекта
  • Творчество как процесс интеллектуальной деятельности
  • Мышление как базовый компонент интеллекта
  • Логические формы мышления
  • Классификации мышления
  • Мышление и интуиция
  • Психология понимания
  • Мышление и речь
  • Соотношение вербального и невербального интеллекта
  • Воображение и творчество
  • Виды воображения
  • Операции воображения
  • Когнитивный стиль личности
  • Интеллектуальные свойства человека
  • Остроумие как интеллектуальный феномен

Рефлексивные психические образования

  • Сознание в структуре психики
  • Основные теории сознания
  • Развитие сознания в филогенезе
  • Соотношение сознания и бессознательного
  • Уровни психической активности
  • Сон как особое состояние сознания
  • Психологическое содержание сновидений
  • Свойства сознания
  • Целеполагание и выбор как феномены сознательной деятельности
  • Интегративные феномены сознания
  • Смысложизненные компоненты сознания
  • Модель мира как базовый компонент индивидуального сознания
  • Психология мировоззрения
  • Соотношение общественного и индивидуального сознания
  • Структура индивидуального сознания
  • Сознание и самосознание
  • Рефлексивные способности личности
  • Я-концепция как базовый компонент индивидуального сознания
  • Самооценка личности и ее влияние на эффективность деятельности
  • Временная перспектива личности
  • Неосознаваемые психические феномены
  • Механизмы психологических защит: виды, функции
  • Психологическая сущность механизма идентификации-отчуждения
  • Личностная идентичность как компонент самосознания

Психомоторные психические образования

  • Роль психомоторного развития в становлении психики в фило- и онтогенезе
  • Психомоторика как интегративное психическое образование
  • Жизненное предназначение психомоторики
  • Идеомоторный акт: психологическое содержание, механизмы
  • Психофизиологическая основа движений
  • Уровни моторной активности
  • Отражение психодинамических особенностей в графической деятельности человека
  • Время реакции как психомоторный показатель
  • Экспрессивное поведение человека
  • Движения и действия
  • Психомоторная организация человека и прогноз успешности деятельности в разных областях
  • Психомоторные свойства и общие способности

Креативные психические образования

  • Жизненное предназначение творчества
  • Творчество и креативность
  • Отечественные и зарубежные концепции творчества
  • Структура творческого потенциала
  • Природа творческой деятельности
  • Задатки и способности
  • Классификации способностей
  • Общие способности: виды, функции
  • Способности к различным видам деятельности (математические, педагогические, музыкальные и т.д.)
  • Способности и одаренность
  • Факторы формирования способностей
  • Креативность и интеллект
  • Психологические проблемы одаренных людей
  • Креативные качества человека

Коммуникативно-речевые психические образования

  • Жизненное предназначение речи
  • Структура психолингвистического потенциала
  • Речь и язык
  • Знак и значение
  • Понимание устных высказываний и текстов
  • Особенности человеческой коммуникации (в сравнении с коммуникацией животных)
  • Развитие речи в филогенезе
  • Виды речи
  • Свойства речи
  • Речь и личность
  • Невербальная коммуникация
  • Речь как средство презентации индивидуального сознания
  • Физиологические основы речемыслительной деятельности
  • Коммуникативно-речевые качества человека

Нравственные психические образования

  • Жизненное предназначение нравственных психических образований
  • Психологическое содержание отношений человека
  • Соотношение морали и нравственности в регуляции поведения
  • Проблема нравственности в трудах отечественных психологов
  • Феномен морального конфликта
  • Совесть как психологический феномен
  • Характер как нравственное психическое образование
  • Исследования характера: история и современность
  • Характер в структуре психических свойств человека
  • Подходы к соотношению биологического и социального в характере
  • Типологии характера
  • Акцентуации характера
  • Нравственные качества человека

ПЕРСОНАЛИИ

В разделе «Персоналии» перечислены ученые-психологи, которые внесли наибольший вклад в исследование соответствующей темы. Курсовая работа совсем не обязательно должна включать в себя анализ трудов всех перечисленных авторов. Их имена перечислены для того, чтобы студент мог легче сориентироваться в теме, выбрав наиболее подходящую для себя литературу. В работе могут (и должны!) использоваться современные исследования, монографии и статьи других исследователей данной проблемы.

В то же время, следует помнить, что перечисленные ученые являются «классиками своего жанра», и обращение к их работам способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего психолога.

Мотивационные психические образования:

Асмолов А.Г., Аткинсон Дж., Вилюнас В.К., Гилфорд Дж., Додонов Б.И., Здравомыслов А.Г., Ильин Е.П., Левин К., Леонтьев Д.А., Линчевский Э.О., Магомед-Эминов М.Ш., Магун В.С., Маслоу А., Мерлин В.С., Мильман В.Э., Обуховский К., Роджерс К., Симонов П.В., Торндайк Э., Узнадзе Д.И., Фестингер Л., Фрейд З., Хекхаузен Х.

Аффективные психические образования:

Бреслав Г.М., Васильев И.А., Василюк Ф.Э., Веккер Л.М., Вилюнас В.К., Додонов Б.И., Изард К., Китаев-Смык Л.А., Короленко Ц.П., Лабунская В.А.,

Левитов Н.Д., Лук А.Н., Никольская О.С., Рейковский Я., Селье Г., Симонов П.В., Хомская Е.Д., Черепанова Е.М.

Темпераментные психические образования:

Айзенк Г., Белоус В.В., Вяткин Б.А., Гилфорд, Дж., Гуревич К.М., Климов Е.А., Кречмер Э., Мерлин В.С., Небылицын В.Д., Павлов И.П., Русалов В.М., Стреляу Я., Теплов Б.М., Шелдон Э.

Регуляторные психические образования:

Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Дормашев Ю.Б., Зимин П.П., Иванников В.А., Ильин Е.П., Кабыльницкая С.П., Карпов А.В., Козелецкий Ю., Куль Ю., Ломов Б.Ф., Муздыбаев К., Никифоров Г.С., Орлов Ю.М., Селиванов В.А., Шапкин С.А.

Сенсорно-перцептивные психические образования:

Ананьев Б.Г., Бреслав Г.М., Веккер Л.М., Ганзен В.А., Гостев А.А., Грановская Р.М., Грегори Р., Забродин Ю.М., Запорожец А.В., Логвиненко А.Д., Ломов Б.Ф., Лурия А.Р., Найсен У., Осгуд Ч., Пузырей А.А., Рок И., Смирнов С.Д.

Мнемические психические образования:

Аткинсон Р., Блонский П.П., Веккер Л.М., Голубева Э.А., Грановская Р.М., Зинченко П.И., Зинченко Т.П., Лурия А.Р., Ляудис В.Я., Матюгин Ю.Г., Смирнов А.А., Соколов Е.Н., Трошихина Ю.Г., Хорн Г., Хофман И., Шадриков В.Д.

Интеллектуальные психические образования

Айзенк Г., Брудный А.А., Брунер Д.С., Брушлинский В.А., Веккер Л.М., Векслер Дж., Выготский Л.С., Гилфорд Дж., Грановская Р.М., Давыдов В.В., Дружинин В.П., Кликс Ф., Короленко Ц.П., Лотман Ю.М., Лурия А.Р., Налимов В.В., Обухова Л.Ф., Пиаже Ж., Регуш Л.А., Самарин Ю.А.,Скоробогатов В.А., Спирмен Ч., Талызина Н.Ф., Тихомиров О.К., Холодная М.А.

Рефлексивные психические образования:

Адлер А., Аллахвердов В.А., Артемьева Е.Ю., Бернс Р., Грановская Р.М., Гроф С., Джемс У., Зинченко В.П., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Лефевр В.А., Лурия А.Р., Мухина В.С., Пантилеев Р.С., Петренко В.Ф., Петровский А.В., Платонов К.К., Соколова Е.Т., Столин В.В., Фрейд А., Фрейд З., Чеснокова И.И., Шорохова Е.В., Шмелев А.Г., Юнг К.Г.

Психомоторные психические образования:

Ананьев Б.Г., Бернштейн И.А., Запорожец А.В., Ильин Е.П., Лабунская В.А., Лурия А.М., Озеров Н.Н., Розе Н.А., Сеченов И.М.

Креативные психические образования

Артемьева Т.И., Гальтон Ф., Грановская Р.М., Дружинин В.Н., Крижанская Ю.С., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.Ф., Лейтес Н.С., Леонтьев А.Н., Небылицын В.Д., Платонов К.К., Теплов Б.М.

Коммуникативно-речевые психические образования:

Белянин В.П., Выготский Л.С., Дейк Т.А., Залевская А.А., Лабунская В.А., Леонтьев А.А., Лурия А.Р., Манеров В.Х., Носенко Э.Л., Петренко В.Ф., Руденко Л.П., Якушин Б.В.

Нравственные психические образования:

Абраменко В.И., Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Божович Л.И., Братусь Б.С., Воловикова М.И., Ганнушкин П.Б., Дробницкий О.Г., Дубко Е.Л., Колберг Л., Кон И.С., Левитов Н.Д., Леонгард К., Личко А.Е., Мясищев В.Н., Парамонова С.П., Панферов В.Н., Страхов И.В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа оценивается по следующим критериям.

Оценке «отлично» соответствует работа, содержание которой отвечает заявленной теме, четко структурирована, представлена авторская позиция относительно описываемого феномена, а также соблюдены все требования к оформлению научной работы, представленные выше.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой отсутствует один из перечисленных ниже критериев: не выражена авторская позиция, работа некорректно структурирована, выделенные во введении основные понятия не отвечают содержанию курсовой работы, оформление работы не соответствует требованиям.

«Удовлетворительно» получает работа, не отвечающая двум и более критериям для оценки «хорошо».

Оценку «неудовлетворительно» можно получить в том случае, если тема курсовой работы или ее содержание не отвечают предмету общей психологии. Разумеется, такой же оценки заслуживает работа, относительно которой доказано, что она не является авторской (найден ее аналог в сети Интернет, идентичная курсовая работа под другим именем, или же студент не может объяснить очевидные несоответствия в тексте).

Важнейшим критерием является осмысленное владение материалом, представленное в тексте курсовой работы. Для выяснения соответствия работы этому требованию преподаватель может провести устное собеседование с автором по теме курсовой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По окончании знакомства с данным методическим пособием задачи и технология написания курсовой работы по общей психологии должны приобрести если не четкие, то, по крайней мере, более ясные очертания. Авторы надеются, что общепсихологическая проблематика окажется интересной для студентов, курсовая работа станет не сверхсложным, а увлекательным занятием.

Кроме того, эта работа станет своего рода «пробой пера» и позволит оценить, в первую очередь самому студенту, свои возможности в научном жанре, раскроет диапазон личных предпочтений в психологии, подскажет, над чем еще следует поработать.

В дальнейшем при написании курсовых и дипломных работ можно обращаться к этому методическому пособию, поскольку в нем указаны технические требования по оформлению практически всех типов научных работ.

Авторы также предполагают, что это методическое пособие окажет помощь не только студентам, но и научным руководителям курсовых работ по общей психологии, поскольку оно содержит требования к написанию и критерии их оценки.

Приложение 1

Классические учебные пособия по курсу «Общая психология»

  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
  • Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 2000
  • Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,1999
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001
  • Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000
  • Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2000
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998
  • Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. СПб., 1999
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах. М., 1980 (и другие издания)

Словари:

  • Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровский. — М., 1988.
  • Психология. Словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
  • Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. — М., 1996.

Журналы:

  • Вопросы психологии
  • Психологический журнал
  • Мир психологии
  • Развитие личности
  • Человек
  • Реферативный журнал. Биология. Психология.
  • Психологическая наука и образование
  • Вестник МГУ. Психология.
  • Журнал прикладной психологии
  • Психология зрелости и старения
  • Вестник СпбГУ. Психология
  • Личность. Культура. Общество
  • Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (психолого-педагогические науки)

Приложение 2.

Образец титульного листа

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии человека

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ:

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Курсовая работа по общей психологии

Студентки 3 курса группы 11-см

Васильевой Татьяны

Научный руководитель – Васильева С.В.,

кандидат психологических наук, доцент

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2002

Приложение 3

Пример оглавления курсовой работы Васильевой Татьяны на тему «Развитие памяти: мнемотехнические приемы». СПб., 2002.

Стр.

Введение……………………………………………………………………3

1.Память как компонент психического потенциала человека.………….5

1.1.Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания

материала ……………………………………….………………………….8

1.2. Факторы, влияющие на запоминание………………………………..11

2.Мнемотехнические приемы развития памяти………………………….13

2.1. История возникновения интереса к развитию памяти………………13

2.2. Основные мнемотехнические приемы……………………………….17

2.3. Индивидуальные различия памяти и мнемотехники……………….23

2.3.Значение мнемотехники……………………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………29

Приложение 4.

Введение из курсовой работы Васильевой Татьяны на тему «Развитие памяти: мнемотехнические приемы».

Введение.

Все, что происходит с нами, с нашей психикой, в каком-то смысле в ней и остается. Остается как «след» прошедшего. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже было. Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, называется памятью, и ее значение во всех сферах человеческой жизни огромно. Психолог С.Л. Рубинштейн пишет о том, что «Без памяти… наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» (7, с.176).

Люди давно занимаются проблемой памяти и ищут средства для ее улучшения. Успех (в бизнесе, обучении) в значительной степени определяется способностью воспроизводить конкретную информацию. Существуют десятки систем, которые помогают запоминанию. Это искусство запоминания называют мнемоникой или мнемотехникой.

Сущность мнемотехнических систем в том, что они помогают запомнить как можно больше и четко организовать информацию. Обучение таким системам крайне важно проводить еще в дошкольном возрасте с учетом индивидуальных особенностей памяти.

Целью данной курсовой работы является описание мнемотехнических приемов, основанных на закономерностях работы памяти.

Знание основных механизмов и индивидуальных особенностей памяти, необходимо всем специалистам, работающим с детьми, в том числе и психологам. По этой причине я и выбрала для себя эту проблему в качестве темы курсовой работы. Кроме того, развивать возможности памяти практически никогда не поздно, и эти знания могут быть использованы также для работы с взрослыми.

Список ключевых понятий: память, виды памяти, механизмы памяти, ассоциативное запоминание, осмысленность запоминания, развитие памяти, мнемотехники, индивидуальные различия памяти.

Приложение 5.

Заключение из курсовой работы Васильевой Татьяны на тему «Развитие памяти: мнемотехнические приемы».

Заключение

Мнемотехника – это совокупность приемов, которые облегчают хранение, кодирование и воспроизведение информации. Интерес к развитию возможностей человеческой памяти возник очень давно, и на сегодняшний день разработано множество мнемотехнических приемов: среди них есть те, что опираются на образы и опосредование (например, метод размещения и система слов-вешалок), на фонематические и орфографические характеристики (например, системы воспроизведения слов и чисел), на семантическую организацию (экспресс-сочинение).

Главная задача этого искусства заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без каких-либо вспомогательных приемом было бы очень затруднительно, а иногда и совсем невозможно (2).

Способность мнемотехники улучшать память объясняется тем, что она помогает организовывать информацию и создает опосредующие связи между элементами, подлежащими запоминанию. Создаются мнемотехнические приемы на базе известных психологам закономерностях процессов запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

У каждого человека своя психическая организация, поэтому процесс развития памяти глубоко индивидуален (нельзя разрушать сложившиеся системы запоминания) и не для каждого возможен. Овладение мнемотехническими приемами требует значительных усилий от человека, но эти усилия очень скоро окупаются теми преимуществами, которые дают новые возможности памяти.

Рассмотренные нами приемы улучшения памяти относятся к наиболее легко усваиваемым и их использование может сыграть важную роль в оптимизации учебного процесса.

Приложение 6

Оформление рисунков и таблиц

Классификация основных видов памяти

По характеру По характеру По продолжительности

психической целей сохранения

активности деятельности материала

двигательная непроизвольная долговременная

эмоциональная произвольная кратковременная

образная оперативная

словесно-логическая мгновенная

Рисунок 1. Классификация основных видов памяти

Таблица 1

Способы заучивания большого по объему материала

Способ

Суть механизма заучивания

Целостный

Материал читается от начала до конца несколько раз до полного усвоения

Частичный

Материал разбивается на части, каждая часть заучивается отдельно

Комбинированный

Материал прочитывается целиком один или более раз, затем наиболее сложные его фрагменты заучиваются отдельно, после чего материал снова читается целиком

25