РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Проблема изучения памяти в отечественных и зарубежных исследованиях 7

1.2. Особенности развития памяти у детей старшей группы 21

1.3 Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности 33

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48

2.1 Организация, методы и анализ результатов исследования особенностей развития памяти у детей 5-6 лет 48

2.2 Разработка и реализация комплекса игр, направленного на развитие памяти у детей старшей группы 56

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

Проблема формирования разносторонне развитой личности всегда была в центре внимания отечественных и зарубежных педагогов, психологов и философов. Этот процесс начинается с момента рождения ребёнка. Ещё в глубокой древности Платон считал, что воспитание является делом государства. Его называют одним из первых теоретиков дошкольного воспитания, который внутренним основанием воспитания детей определил эмоции, поэтому призывал все науки преподавать «играючи», а не насильственно. Дошкольное детство является коротким, но важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка.

В России в XIX в. широко известно было имя немецкого педагога Ф. В.А. Фребеля, который ядром педагогики детского сада считал игру. Дидактическое значение игровых приёмов доказывал наш великий педагог К.Д. Ушинский. Педагогический феномен игровых приёмов истолкован в трудах советских педагогов-практиков А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Возникшая ещё в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игровых приёмов в дидактике дошкольных систем. В общественной практике последних лет понятие игровых приёмов обучения осмысливается по-новому, они воспринимаются как общенаучная, серьёзная категория. Возможно, поэтому игровые приёмы обучения начинают входить в дидактику более активно.

Особенности развития игровой деятельности, а также возможности использования игровой деятельности в дошкольном возрасте, исследовали отечественные педагоги и психологи, такие как: З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, В. В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, С. А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др. В их трудах игра рассматривалась одним из эффективных средств психического развития в детском возрасте. Многие из них отмечали, что игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие памяти, так как во время игры ребёнку необходимо придерживаться правил, которые следует запомнить, чтобы выполнять поставленную задачу и все условия игры.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические ... их организации. Подрастая, малыш приобретает все большую автономию от взрослого. В прием пищи включается все большее число социальных пред­метов, а сама процедура ...

А.А. Смирнов и П.И. Зинченко раскрыли законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. По мнению учёных-психологов, память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Формирование основных видов памяти имеет значение для подготовки ребенка к школьному обучению.

Таким образом, организация игровой деятельности дошкольников с целью развития памяти является одной из важных задач дошкольного образования. Её значимость возрастет в современных условиях развития российского дошкольного образования, когда на смену временным (примерным) приходят Федеральные государственные требования, которые определяют следующие необходимые виды детской деятельности: двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»), игровая («Социализация»), трудовая («Труд»), восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»), коммуникативная («Коммуникация»), познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»).

Эти новые требования повышают ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество и конечный результат образовательной работы — уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования.

………….

1 Авдулова Т.П. Игра: ее развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание.-2008.- № 8. — С. 28.

2 Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова.- М.: Мир, 1983. — 152 с.

3 Блонский П.П. Память и мышление.- СПб.: Питер, 2001. -288 с.

4 Блонский П.П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания. М.: Директ-Медиа, 2008.- 479с.

5 Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.-384с.

6. Авдулова Т.П. Игра: ее развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание.-2008.- № 8. — С. 28.

7. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова.- М.: Мир, 1983. — 152 с.

8. Артемова Л.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Педагогика , 2002. – 65 с.

9. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — Краснодар, 1999. — 104 с.

4 стр., 1859 слов

Особенности памяти глухих детей дошкольного возраста

... развития. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие памяти в научной литературе Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие повторное использование его в деятельности ...

10. Блонский П.П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания. М.: Директ-Медиа, 2008.- 479с.

11. Блонский П.П. Память и мышление.- СПб.: Питер, 2001. -288 с.

12. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. — М.: Аркти, 2006. – 156 с.

13. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 2005. — 176 с.

14. Венгер Л.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 185с.

15. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.-384с.

16. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.- № 2.- С. 62-68.

17. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти. М., «ЧеРо», 2002.- С. 406-419.

18. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. — Ульяновск, 1996.- 380 с.

19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогобелидзе, О.В. Солнцевой.- Спб.: Питер, 2013.- 464 с.

20. Житникова Л. М. Улучшаем память в любом возрасте. — М.: Просвещение, 1972.- 240с.

21. Житникова Л. М. Учите детей запоминать: Учебное пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1985.- 94с.

22. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение — М.: Детство-Пресс, 2006. — 224 с.

23. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. — М., 1976.-279 с.

24. Запорожец А.В. Изменение моторики ребёнка ? дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности. ?М.: Известия АПН РСФСР, 1984.

25. Зинченко П. И. О формировании произвольного и непроизвольного запоминания //Педагогика. — 1994.- № 4.

26. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 465-476.

27. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии.- СПб.: Питер, 2002. — 320 с.

28. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 184с

29. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти: Хрестоматия/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 653-657.

30. Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед.-М.: Сфера, 2006.-464 с.

31. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер. с фр. – Спб.: Питер, 2002.- 224 с.

32. Лебедева С.О. О возможности развития образной памяти // Дошкольное воспитание. -1985.- №8.

33. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М.: ЧеРо, 2000. 436 с.

34. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев. — М. Просвещение, 2013. — 173с.

14 стр., 6579 слов

Д.Б. Эльконин. Психология игры

... приводит животное и ребенка к игре. Ограничение игры от др. деят-тей: игра это всегда игра с чем-либо – двигат. игры животных – это не игры. В основе игры – не отдел. инстинкты, а более ... предметом, ребенок действует как отец, т.е. элемент ролевой игры) тождественность игр детей и взрослых – спортивные подвижные игры есть подражательные игры (подражание венчанию и т.п.), но нет подражание труду ...

35. Либерман А.А., Репина