Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

Цель и содержание психологического задания.

 

Данная учебно-методическая практика является первой активной практикой, на которой студенты самостоятельно проводят уроки по всем дисциплинам. Психологическое задание включает: практическое освоение гуманных стилей общения с ребенком, освоение психолого-педагогических средств воздействия на ученика и составление психологического портрета ученика на уровне психолого-педагогической характеристики. Одной из частных задач практики является освоение метода включенного наблюдения и методов диагностики психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также личностных свойств, отраженных в мотивации и самооценке.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

Ученик _________________________ Класс ________________________

 

Школа ____________Время изучения учащегося с _________ по _________

 

Дата составления характеристики ____________________________________

 

Студент-практикант _______________________________________________

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ. Возраст. Состояние здоровья, физическое развитие.

II. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ: состав семьи, занятия родите­лей, материальные и жилищные условия в семье. Отношение к ребенку и его учебным занятиям в семье, отношение членов семьи к школе, учителям. Кто из членов семьи, и в какой мере осущес­твляет воспитательное воздействие на личность ребенка?

III. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ.

1. Официальный статус ученика (успеваемость, какие общест­венные поручения выполняет и как).

2. Неофициальный статус ученика (какое положение занимает в классе — лидер, популярный, принятый, отверженный, изоли­рованный; как относится к мнению и критике товарищей — благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно).

3. Широта и постоянство контактов с одноклассниками (нали­чие или отсутствие близких друзей, мотивы дружбы, формы проявления дружеских отношений — взаимопомощь, взаимовы­ручка и т.д. Привести примеры).

4. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсу­тствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оцен­ки и замечания и т.д.).

5. Что сделано студентом для вовлечения ученика в общест­венную жизнь коллектива? Чем определяется выбор методов? Каковы результаты?

IV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ.

2 стр., 883 слов

Выводы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником. Схема ...

... воспитательную работу с целью поднятия уровня мотивации по отношению к обучению; -ученику рекомендуется больше заниматься самообразованием и участвовать в ... интерес, не смотря на наличия высокого уровня влияния семьи и класса на престижность учебы. Также заметен высокий ... уровень значимости влияния класса, семьи и школы на учащегося, а также высок мотив социального ...

1. Нравственные представления ученика (Результаты методики «что такое хорошо и что такое плохо»; уровень сформированности нравственных представлений).

2. Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное отношение к труду, проявление в труде добросовестности и аккуратности, любимые виды труда, степень трудовой подго­товки в сравнении с другими учащимися).

3. Преобладающие мотивы учебной деятельности (Результаты диагностики по методике «Мотивы учебной деятельности»; проявление на уроках отношения к различным предметам: проявление активности на занятиях).

4. Отношение к себе и другим (Результаты диагностики по методике «Уровень притязаний»; поведенческое проявление оценки своих возможностей — уверенность, скромность, са­моуверенность и т.д.; требовательность к себе и другим).

V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА.

1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, чи­тать и писать в нужном темпе; успеваемость по предметам в прошлом и настоящем).

2. Особенности внимания (устойчивость, концентрация распределение, переключение).

3. Особенности памяти (скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения; тип памяти — результаты диагностики по методике «Тип памяти»).

4. Особенности мышления (уровень развития логического мы­шления — результаты диагностики по методикам «Соотноше­ние пословиц и фраз» и «Образование простых аналогий»).

5.Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).

6. Что сделано студентом с целью повышения эффективности учебной деятельности школьника? Чем определился выбор методов? Каковы результаты?

VI. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (Способнос­ти, интересы, склонности. Широта, глубина, устойчивость интере­сов. Темперамент и характер ученика).

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: каковы перспективы развития лич­ности школьника, пути и средства дальнейшей индивидуальной работы с ним.

Характеристика заверяется классным руководителем и сда­ется преподавателю кафедры педагогики.

 

Диагностический материал.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ

Цель: Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки ( в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания пра­вил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

ТЕКСТ

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Само­лет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

2 стр., 854 слов

Исследования выявление значений, уровней и форм проявления эмпатий ...

... ё механизмов; 3. Исследовать уровни, формы проявления эмпатии у психологов, оказывающих помощь в кризисных ситуациях; 4. Cформулировать выводы и рекомендации. Методики: В качестве методик диагностики эмпатии используем следующие ...

ОБРАБОТКА

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 — высший уровень внимания,

3-4 — средний уровень внимания,

более 5 — низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропу­щенных ошибок: пропуск слов в предложении или букв вслове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Ход выполнения задания: Дети старше 11 лет сами читают пред­ложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям моложе 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное.

Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде во­просно-ответной формы, что позволяет судить о понимании перенос­ного смысла и подтекста рассказа испытуемым.

Исследователь анализирует средства, использованные ребен­ком для заучивания текста, особенности регуляции его познаватель­ных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного из­ложения.

РАССКАЗЫ

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

2. Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гу­лять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Де­вочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птич­ку в гнездышко.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых че­тыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно сло­во к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычерк­нуть)».

Ход выполнения: Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере воз­можности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затрудне­ния, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, ко­торые ему были заданы, и его ответы.

БЛАНК ДЛЯ СЛОВЕСНОГО ВАРИАНТА

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4.Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... материала. Язык и стиль диссертации. •Характеристика основных видов представления результатов исследователя 7 Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ •Роль ИКТ в проведении научного ... тезисов, учебного пособия, монографии 14 Рекомендуемая литература •Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. –2-еизд., испр. – ...

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Методика «9 карточек»

На 9 карточках готовим 3 легких задания (по любому предме­ту), 3 — средней тяжести, 3 — очень трудных.

Раскладываем карточки в 3 столбика (по степени трудности) 1 — легкие , 2 — средние, 3 — трудные.

Предлагаем ребенку выбрать 3 карточки, предварительно со­общив ему, где какие карточки лежат.

Если ребенок выбрал все легкие карточки — значит можно предполагать у него за­ниженную самооценку, если все карточки средней тяжести — адекват­ную самооценку, если все карточки с трудными заданиями — само­оценку завышенную.

Если ребенок выбрал из каждого столбика по одной карточке — ждем, когда он не решит самое трудное задание, и предлагаем ему взять 4 карточку на выбор. Выбор карточки после неудачи будет указывать на самооценку.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

Инструкция: Закончить предложения.

1. Я учусь, потому что…………….

2. Я хочу получить хорошую отметку для того, чтобы…………

3. Мне нравится наша учительница потому, что..…………..

4. Я хожу в школу для того, чтобы…………….

 

Интерпретация мотивации осуществляется по окончанию предложения.