УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Цель и содержание психологического задания.
Данная учебно-методическая практика является первой активной практикой, на которой студенты самостоятельно проводят уроки по всем дисциплинам. Психологическое задание включает: практическое освоение гуманных стилей общения с ребенком, освоение психолого-педагогических средств воздействия на ученика и составление психологического портрета ученика на уровне психолого-педагогической характеристики. Одной из частных задач практики является освоение метода включенного наблюдения и методов диагностики психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также личностных свойств, отраженных в мотивации и самооценке.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.
Ученик _________________________ Класс ________________________
Школа ____________Время изучения учащегося с _________ по _________
Дата составления характеристики ____________________________________
Студент-практикант _______________________________________________
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ. Возраст. Состояние здоровья, физическое развитие.
II. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ: состав семьи, занятия родителей, материальные и жилищные условия в семье. Отношение к ребенку и его учебным занятиям в семье, отношение членов семьи к школе, учителям. Кто из членов семьи, и в какой мере осуществляет воспитательное воздействие на личность ребенка?
III. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ.
1. Официальный статус ученика (успеваемость, какие общественные поручения выполняет и как).
2. Неофициальный статус ученика (какое положение занимает в классе — лидер, популярный, принятый, отверженный, изолированный; как относится к мнению и критике товарищей — благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно).
3. Широта и постоянство контактов с одноклассниками (наличие или отсутствие близких друзей, мотивы дружбы, формы проявления дружеских отношений — взаимопомощь, взаимовыручка и т.д. Привести примеры).
4. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т.д.).
5. Что сделано студентом для вовлечения ученика в общественную жизнь коллектива? Чем определяется выбор методов? Каковы результаты?
IV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ.
Выводы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником. Схема ...
... воспитательную работу с целью поднятия уровня мотивации по отношению к обучению; -ученику рекомендуется больше заниматься самообразованием и участвовать в ... интерес, не смотря на наличия высокого уровня влияния семьи и класса на престижность учебы. Также заметен высокий ... уровень значимости влияния класса, семьи и школы на учащегося, а также высок мотив социального ...
1. Нравственные представления ученика (Результаты методики «что такое хорошо и что такое плохо»; уровень сформированности нравственных представлений).
2. Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное отношение к труду, проявление в труде добросовестности и аккуратности, любимые виды труда, степень трудовой подготовки в сравнении с другими учащимися).
3. Преобладающие мотивы учебной деятельности (Результаты диагностики по методике «Мотивы учебной деятельности»; проявление на уроках отношения к различным предметам: проявление активности на занятиях).
4. Отношение к себе и другим (Результаты диагностики по методике «Уровень притязаний»; поведенческое проявление оценки своих возможностей — уверенность, скромность, самоуверенность и т.д.; требовательность к себе и другим).
V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА.
1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе; успеваемость по предметам в прошлом и настоящем).
2. Особенности внимания (устойчивость, концентрация распределение, переключение).
3. Особенности памяти (скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения; тип памяти — результаты диагностики по методике «Тип памяти»).
4. Особенности мышления (уровень развития логического мышления — результаты диагностики по методикам «Соотношение пословиц и фраз» и «Образование простых аналогий»).
5.Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).
6. Что сделано студентом с целью повышения эффективности учебной деятельности школьника? Чем определился выбор методов? Каковы результаты?
VI. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (Способности, интересы, склонности. Широта, глубина, устойчивость интересов. Темперамент и характер ученика).
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: каковы перспективы развития личности школьника, пути и средства дальнейшей индивидуальной работы с ним.
Характеристика заверяется классным руководителем и сдается преподавателю кафедры педагогики.
Диагностический материал.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ
Цель: Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки ( в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
ТЕКСТ
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Исследования выявление значений, уровней и форм проявления эмпатий ...
... ё механизмов; 3. Исследовать уровни, формы проявления эмпатии у психологов, оказывающих помощь в кризисных ситуациях; 4. Cформулировать выводы и рекомендации. Методики: В качестве методик диагностики эмпатии используем следующие ...
ОБРАБОТКА
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0-2 — высший уровень внимания,
3-4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении или букв вслове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ
Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Ход выполнения задания: Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям моложе 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное.
Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказа испытуемым.
Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.
РАССКАЗЫ
1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
2. Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения: Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.
БЛАНК ДЛЯ СЛОВЕСНОГО ВАРИАНТА
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4.Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... материала. Язык и стиль диссертации. •Характеристика основных видов представления результатов исследователя 7 Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ •Роль ИКТ в проведении научного ... тезисов, учебного пособия, монографии 14 Рекомендуемая литература •Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. –2-еизд., испр. – ...
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
Методика «9 карточек»
На 9 карточках готовим 3 легких задания (по любому предмету), 3 — средней тяжести, 3 — очень трудных.
Раскладываем карточки в 3 столбика (по степени трудности) 1 — легкие , 2 — средние, 3 — трудные.
Предлагаем ребенку выбрать 3 карточки, предварительно сообщив ему, где какие карточки лежат.
Если ребенок выбрал все легкие карточки — значит можно предполагать у него заниженную самооценку, если все карточки средней тяжести — адекватную самооценку, если все карточки с трудными заданиями — самооценку завышенную.
Если ребенок выбрал из каждого столбика по одной карточке — ждем, когда он не решит самое трудное задание, и предлагаем ему взять 4 карточку на выбор. Выбор карточки после неудачи будет указывать на самооценку.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
Инструкция: Закончить предложения.
1. Я учусь, потому что…………….
2. Я хочу получить хорошую отметку для того, чтобы…………
3. Мне нравится наша учительница потому, что..…………..
4. Я хожу в школу для того, чтобы…………….
Интерпретация мотивации осуществляется по окончанию предложения.