Психология управления 7

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания

Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета психологии

Составитель: доц. С. А. Бышляго

Рецензент: зав. кафедрой проф. образования Иркут. ин-та повышения квалификации работников образования, канд. пед. наук О. Г. Кондратьева

Методические указания предназначены для студентов выпускного курса факультета психологии.

----------------------------------------------------

Учебное издание Психология управления

Составитель: Бышляго Сергей Анатольевич

Подготовлено к печати Г. А. Никифорова

Подписано в печать 11.03.2008. Формат 60×84 1/16.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 0,9. Уч.-изд. л. 0,5.

Тираж 200 экз. Поз. 18. Заказ 48.

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Иркутского государственного университета

664 003, Иркутск, бульвар Гагарина, 36; тел. (3952) 24−14−36

Данный курс представляет собой продолжение и является составной частью курса социальной психологии, в котором освещаются наиболее общие закономерности социального поведения человека, специфики его реагирования в условиях больших и малых социальных групп. Исторически социальная психология как наука получила свое развитие именно благодаря изучению производственной деятельности людей в условиях организаций, которые в наибольшей степени представляют формальные группы. Законы развития общества опираются на развитие промышленного производства и деловой сферы, которые представляют собой в сублимированном виде человеческие отношения в условиях четко определенной системы целеполагания, ориентированной на реализацию такого ведущего вида деятельности человека, как трудовой.

6 стр., 2722 слов

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика преподавания психологии» Семинар 1. Организация содержания курса психологии и планирование

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика преподавания психологии» Семинар 1. Организация содержания курса психологии и планирование занятий Содержание Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки. Методологические принципы психологической науки. Схема технологии разработки учебного курса. Общая характеристика системы психологических знаний и ...

Курс охватывает наиболее значимые, с точки зрения руководителя, вопросы жизни организации, на которую оказывает влияние так называемый «человеческий фактор». Это и кадровая политика, связанная с подбором, диагностикой, карьерным ростом сотрудников, с определением наиболее эффективных рычагов активизации их потенциала, ориентированная на специфику потребностно-мотивационной сферы; это и учет специфики корпоративной культуры с психологически операционализируемыми ее параметрами. В рамках психологии управления рассматриваются закономерности передачи управленческой информации по иерархическим организационным уровням и специфические коммуникационные барьеры, искажающие содержание этой информации. Рассмотрена относительно новая для психологии технология и специфика деловых переговоров, как между коллегами, так и с представителями внешнеорганизационной среды. Кроме того, в рамках управленческого процесса, рассматриваются аспекты межличностных и межгрупповых конфликтов, возникающих внутри организации. В теоретическом разделе упор делается на освещение основных управленческих функций, таких как организация, планирование, контроль, мотивация и процесс принятия управленческих решений.

Курс составлен в ключе так называемой эмпирической, или консультативной школы в психологии управления, где упор делается на диагностику и учет специфических проблем конкретных организаций с определением стратегии и тактики повышения эффективности их функционирования.

Цель курса: освоение основных теоретических положений психологии управления в рамках современных организаций.

Задачи курса:

  1. Введение студентов выпускного курса факультета психологии в систему понятий и категорий психологии управления.
  2. Формирование мышления психолога-практика, ориентированного на консультативную работу в современных организациях.
  3. Обучение первичным консультативным навыкам по работе с диагностикой и коррекцией управленческих проблем.
  4. Формирование комплексного, междисциплинарного подхода к социально-психологическим вопросам на примерах конкретных организаций.

Объем курса рассчитан на 18 часов лекционных и 18 часов семинарских занятий. В процессе обучения предполагается активная самостоятельная работа студентов, включающая в себя литературный поиск, умение сформулировать задачу в рамках заданной темы и выполнение прикладных задач.

Итоговый контроль знаний студентов — экзамен.

В методической разработке приводятся:

  • Примерный тематический план, в котором отражена последовательность аудиторного и самостоятельного изучения тем курса.
  • Содержание каждой изучаемой темы с указанием литературных источников.
  • Примерный план семинарских занятий.
  • Примерные вопросы для закрепления знаний и самоконтроля.
  • Список основной и дополнительной литературы.

Структура и содержание курса строятся в соответствии с программами подготовки психологов-практиков. Для основательной теоретической профессиональной подготовки необходима глубокая самостоятельная работа с литературными источниками и отработка практических навыков в условиях организаций.

Примерный тематический план курса

Название темы

Кол-во часов

Лекции

Семинары

Тема 1. Психология управления: основные школы и направления. Круг рассматриваемых проблем

2

Тема 2. Социально-психологическая реальность в организации и характеристики «человеческого фактора»

1

Тема 3. Личность руководителя. Рычаги управления — лидерство и руководство

2

2

Тема 4. Основные функции управления

2

Тема 5. Мотивация организационного человека

1

4

Тема 6. Коммуникативный процесс в организации

1

2

Тема 7. Психология деловых переговоров

2

2

Тема 8. Функции планирования, принятия управленческих решений и управленческого контроля

2

Тема 9. Организационная культура и ее диагностика

2

Тема 10. Силовые отношения в организации

1

4

Тема 11. Нововведения в организации

2

4

ИТОГО

18

18

Содержание курса

Тема 1. Психология управления: основные школы и направления. Круг рассматриваемых проблем

Определение места психологии управления в социальной психологии. Понятие и задачи, стоящие перед ней. Базовые парадигмы «работа» и «человек» в психологии управления.

Школа научного менеджмента Ф. Тейлора. Подходы Дж. Муни, Л. Урвика и А. Файоля. Человек как «экономическое существо» и способы управления им.

Школа «человеческих отношений» Э. Мэйо, Ф. Ротслибера. Постановка социально-психологических задач в процессе управления.

Дополнительные «ветви» изучения взаимоотношений руководителей и подчиненных в организациях: «эмпирическая школа» Г. Кунца, «школа социальных систем» Ч. Бернарда и Г. Саймона, «новая школа науки управления» Л. Берталанфи, А. Раппопорта и Д. Экмана, «тектология» А. А. Богданова.

Современное состояние дел в психологии управления или организационной психологии.

Тема 2. Социально-психологическая реальность в организации и характеристики «человеческого фактора»

Рабочая группа как разновидность малой социальной группы. Параметры группы: композиция, структура, групповые нормы и ценности, система санкций. Специфика организационного контекста. Стереотипы и социально-психологические феномены в организации. Проблема групповой сплоченности и командообразование.

Система самосознания «организационного человека», механизмы и условия ее формирования по Р. Л. Кричевскому, Т. Шибутани, Р. Бернсу. Система целеполагания и уровень притязаний человека в трудовой деятельности (А. Л. Свенцицкий, А. И. Китов).

Проблема оптимального социально-психологического климата в рабочей группе и организационного дистресса (Г. Селье, В. Зигерт, Л. Ланг).

Коррекционная работа руководителя с подчиненными (М. Аргайл, Р. Левинсон, М. Граф).

Тема 3. Личность руководителя. Рычаги управления — лидерство и руководство

Проблема критериев эффективного руководителя. Концепции А. И. Китова, М. Шоу. Биографические характеристики, способности и черты личности.

Категории «лидерство» и «руководство» в социальной психологии, критерии отличий (по Б. Д. Парыгину).

Три направления в разработке проблемы лидерства — теория врожденных черт (Берд, Росс, Стогдилл), теория лидерства как функции группы (Левин, Аргайл), теория лидерства как функции ситуации (Триплет, Крачфилд).

Руководство, определение понятия, соотношение терминов «метод руководства» и «стиль руководства» (Б. Д. Парыгин, В. В. Новиков).

Подходы к изучению феномена руководства. Классическая классификация стилей руководства К. Левина, «управленческая матрица» Р. Блейка и Д. Мутона, типология руководителей Т. Коно, «вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлера.

Тема 4. Основные функции управления

Организация, ключевые параметры (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури).

Ресурсы, распределение труда по вертикали и по горизонтали.

Организация как система отношений: силовые отношения, деловые отношения, социоэмоциональные отношения и отношения при ведении переговоров (модель У. Мастенбрука).

Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Сквозные функции управления: коммуникация и процесс принятия управленческого решения (Р. Фалмер).

Взаимосвязь и системный характер реализации функций в управленческой деятельности руководителя.

Тема 5. Мотивация организационного человека

Различные подходы к пониманию мотивов в психологии. Мотив как предмет (А. Н. Леонтьев), мотив как потребность (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов), мотив как намерение (Д. А. Леонтьев), как устойчивое свойство личности (В. С. Мерлин), как побуждение (В. Н. Мясищев).

Специфичность рассмотрения мотивации в психологии управления. Базовые гипотезы человеческой мотивации в концепции Д. МакГрегора, системы управления по Р. Ликкерту, установки личности в концепции К. Аргириса.

Двуфакторная теория удовлетворения от работы Ф. Герцберга. Мотиваторы и «гигиенические» факторы как система стимуляции. Теория ожидания (по МакКлеланду).

Комплексная система по стимулированию результативности труда Д. С. Синка.

Тема 6. Коммуникативный процесс в организации

Место коммуникации в общей структуре взаимодействия людей. Соотношение понятий «отношения» (В. Н. Мясищев), «общение» (Г. М. Андреева) и «коммуникация» (К. Девис).

Структурные компоненты процесса коммуникации, их учет и применение в управлении организацией. Сферы коммуникативного взаимодействия руководства с персоналом (Г. Кунц, С. ОДоннел).

Потери информации в коммуникативных цепочках по вертикали и по горизонтали системы управления (К. Киллен).

Причины плохих коммуникаций или коммуникативные барьеры (Свенцицкий, Кунц, ОДоннел, Девис).

Проблема обратной связи в передаче управленческой информации и характеристики эффективной (Р. Албанезе, Д. Ван Флит).

Принципы построения эффективных коммуникаций.

Тема 7. Психология деловых переговоров

Понятие переговоров. Подходы к их изучению: как набор тактических приемов, способ разрешения дилемм, процесс, организованный во времени, комплекс различных видов деятельности.

Место переговоров в континууме «сотрудничество — борьба». Комплексная модель эффективных переговоров (У. Мастенбрук).

Манипуляции в переговорах (Д. Карнеги, Р. Паркинсон).

Приемы нейтрализации манипулятивных техник (Д. Шостром).

Тема 8. Функции планирования, принятия управленческих решений и управленческого контроля

Определение планирования и основные подходы к процессу планирования в менеджменте (Ч. Линдблом, Д. Минцберг).

Уровни планирования: корпоративное (стратегическое), планирование проекта, планирование задачи. Средства планирования: планирование ключевых событий, поэтапное планирование, планирование с помощью полосовых диаграмм, сетевые методы.

Виды организационного контроля. Требования к эффективному управленческому контролю (Киллен, Ланг, Зигерт).

Тема 9. Организационная культура и ее диагностика

Неоднозначность трактовки феномена организационной культуры. Проблема операционализации культуры в психологических терминах.

Нормативный подход к культуре организаций (Т. Коно, Ф. Роджерс, Т. Уотсон).

Аналитический подход к культуре организаций (Д. Маршалл).

Диагностическая модель Ч. Хэнди: культура власти, культура роли, культура задачи, культура личности. Соотношение организационной культуры и субкультур структурных подразделений.

Тема 10. Силовые отношения в организации

Модель организационных отношений У. Мастенбрука «три в одном». Конфликты как верхушка айсберга организационных отношений.

Социально-психологическое исследование конфликтов. Классификация производственных конфликтов (А. А. Ершов).

Концептуальные модели организационных конфликтов (Д. Понди).

Анализ и разрешение конфликтной ситуации (Р. Л. Кричевский, Л. Д. Гришина).

Тема 11. Нововведения в организации

Определение понятия «нововведение». Уровни и размеры организационных изменений (М. Курб).

Теория изменений у человека К. Левина. Транстеоретическая модель изменения поведения (Прохоров, Велисер, Прохазка).

Антиинновационные барьеры (К. Дэвис, М. Курб).

Основные этапы и методы нововведений (Питерс, Уотермен, Пригожин).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — 2-е изд. — М., 1988.
  2. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. — М., 1990.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М., 1990.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М., 1986.
  5. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. — М., 1976.
  6. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. — М., 1991.
  7. Генов Ф. М. Психология управления / Ф. М. Генов. — М., 1982.
  8. Грейсон Дж. К. мл. Американский менеджмент на пороге 21 века / Дж. К. мл. Грейсон, К. ОДейл. — М., 1991.
  9. Гришина Н. В. Производственные конфликты и их регулирование // Промышленная социальная психология. — Л., 1982.
  10. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. — М., 1988.
  11. Кабаченко А. В. Психология управления / А. В. Кабаченко. — М., 2000.
  12. Карпов А. В. Психология менеджмента / А. В. Карпов. — М., 2000.
  13. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / под ред. Т. Н. Ушакова. — Дубна, 1997.
  14. Организационная психология / под ред. Л. В. Винокурова. — СПб., 2000.
  15. Рейлян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений / Я. Р. Рейлян. — М., 1989.
  16. Управленческое консультирование. В 2 кн. / под ред. М. Курба. — М., 1982.
  17. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5 кн. / Р. Фалмер. — М., 1992.
  18. Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юрии. — М., 1997.
  19. Шепель В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. — М., 1985.
  20. Якокка Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. — М., 1990.

Дополнительная литература

  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека / А. А. Бодалев. — М., 1982.
  2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. — М., 1987.
  3. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. — М., 1990.
  4. Киллен К. Вопросы управления / К. Киллен. — М., 1981.
  5. Китов А. И. Экономическая психология / А. И. Китов. — М., 1987.
  6. Конно Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т. Конно. — М., 1987.
  7. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель / Р. Л. Кричевский. — М., 1996.
  8. Кузьмин Е. С. Руководитель и коллектив / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков. — Л., 1974.
  9. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Д. Мерсер. — М., 1991.
  10. Морита А. Сделано в Японии / А. Морита. — М., 1990.
  11. Питерс Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотермен. — М., 1986.
  12. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. — М., 1989.
  13. Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек — фирма — маркетинг / Ф. Дж. Роджерс. — М., 1990.

Содержание тем семинарских занятий

Тема 1. Лидерство и руководство

  1. Личностные и профессионально значимые качества руководителя.
  2. Лидерство как психологический параметр управления.
  3. Руководство как социологический параметр управления. Стили и методы руководства.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М., 1990.
  2. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. — М., 1991.
  3. Кабаченко А. В. Психология управления /А. В. Кабаченко. — М., 2000.
  4. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / под ред. Т. Н. Ушакова. — Дубна, 1997.

Тема 2. Мотивация организационного человека

Часть 1

  1. Модели изучения потребностно-мотивационной сферы в зарубежной психологии.
  2. Подходы к изучению активаторов поведения в отечественной психологии.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М., 1990.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев.- М., 1975.
  3. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. — М. 1982.
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 кн. / Х. Хекхаузен. — М., 1982.

Часть 2

  1. Специфика мотивации человека в условиях организации.
  2. Мотивационные модели в зарубежной психологии управления.
  3. Система мотивации и стимуляции в отечественной школе организационной психологии.

Литература

  1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. — М., 1976.
  2. Генов Ф. М. Психология управления / Ф. М. Генов.- М., 1982.
  3. Киллен К. Вопросы управления / К. Киллен. — М, 1981.
  4. Организационная психология / под ред. Л. В. Винокурова. — СПб., 2000.
  5. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель / Р. Л. Кричевский. — М., 1996.
  6. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5 кн. / Р. Фалмер. — М., 1992.

Тема 3. Коммуникативный процесс в организации

  1. Сферы коммуникативного взаимодействия руководства с персоналом.
  2. Коммуникативные барьеры в передаче управленческой информации.
  3. Принципы и модели построения эффективных коммуникаций.

Литература

  1. Генов Ф. М. Психология управления / Ф. М. Генов. — М., 1982.
  2. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. — М., 1988.
  3. Кабаченко А. В. Психология управления / А. В. Кабаченко. — М., 2000.
  4. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель / Р. Л. Кричевский. — М., 1996.
  5. Шепель В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. — М., 1985.

Тема 4. Психология деловых переговоров

  1. Переговорный процесс, его составляющие.
  2. Применение манипуляций в переговорах.
  3. Способы нейтрализации манипулятивных техник.

Литература

  1. Мокшанцев Р. И. Психология переговоров / Р. И. Мокшанцев. — М., 2002.
  2. Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юрии. — М., 1997.
  3. Шостром Р. Антикарнеги / Р. Шостром. — М., 1998.

Тема 5. Силовые отношения в организации

  1. Понятие «конфликт» в социальной психологии. Классификации конфликтов.
  2. Психологические причины возникновения внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.
  3. Специфика организационных конфликтов.
  4. Способы профилактики и разрешения конфликтов в организации.

Литература

  1. Гришина Н. В. Психология конфликтов / Н. В. Гришина. — М., 2000.
  2. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг.- М., 1990.
  3. Кабаченко А. В. Психология управления / А. В. Кабаченко. — М., 2000.
  4. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель / Р. Л. Кричевский. — М., 1996.

Тема 6. Нововведения в организации

  1. Концепции изменения человеческого поведения.
  2. Антиинновационные барьеры в организации.
  3. Основные этапы и методы нововведений в организации.

Литература

  1. Питерс Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотермен. — М., 1986.
  2. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. — М., 1989.
  3. Управленческое консультирование. В 2 кн. / под ред. М. Курба. — М., 1999.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа организуется с целью закрепления и осмысления теоретических знаний, самостоятельных творческих интерпретаций и практического решения психологических проблем на основе полученных знаний; воспитания качеств, обеспечивающих активный творческий характер будущей профессиональной деятельности, саморазвития познавательных, эмоциональных, креативных способностей.

Формой контроля качества выполнения самостоятельных заданий является проверка письменных работ, собеседование или защита выполненного проекта. Оценка осуществляется в соответствии с рейтинговой системой контроля.

Задание: подготовка рефератов по тематике педагогической психологии.

Цель: углубление полученных знаний по педагогической психологии, развитие умений работать с научной литературой.

Содержание: реферирование источников по проблемам.

Темы

  1. Психологические составляющие лидерских качеств руководителя.
  2. Кадровая политика организации: отбор, ориентация и оценка деятельности сотрудников.
  3. «Ассесмент — центр» как инструмент оценки персонала.
  4. Планирование: виды, подходы и требования к планированию.
  5. Работа в команде, социальные роли и их реализация в эффективной групповой работе.
  6. Командообразование — активный метод социальной психологии.
  7. Переговорный процесс — структура, виды деятельности участников, решаемые психологические дилеммы и требования к переговорным тактикам.
  8. Манипулятивные техники и их применение в организационной жизни.
  9. Имидж организации и составляющие его формирования.
  10. Силовые отношения в организации: проблема внутриорганизационных конфликтов.
  11. Использование социально-психологических тренингов в условиях организации.
  12. Социально-психологический климат, его диагностика и методы оптимизации в рабочих группах.
  13. Синдром эмоционального выгорания у руководящего состава организации.

Форма контроля: анализ и оценка представленных рефератов.

Экзаменационные вопросы

  1. Школа «научного менеджмента» (Ф. Тейлор), постановка проблемы управления и способы ее решения.
  2. Социально-психологические задачи в «школе человеческих отношений».
  3. Разновидности подходов к изучению вопросов управления в зарубежной и отечественной организационной психологии.
  4. Ключевые параметры рабочей группы. Стереотипы и социально-психологические феномены в организации.
  5. Составляющие социально-психологического климата в организации.
  6. Категории «лидерство» и «руководство», основные критерии отличий.
  7. Стили лидерства.
  8. Основные подходы к изучению стилей руководства в психологии управления.
  9. Организация как система отношений. Их определение и взаимосвязь.
  10. Функции управления, системный характер их реализации в процессе управления.
  11. Базовые гипотезы человеческой мотивации (по Д. МакГрегору).
  12. Двуфакторная теория удовлетворения от работы (Ф. Герцберг).

    Взаимосвязь мотиваторов и «гигиенических» факторов.

  13. Комплексная модель по стимулированию результативности труда (Д. Синк).
  14. Место и роль коммуникации в общей структуре взаимодействия людей.
  15. Сферы коммуникативного взаимодействия руководителя с подчиненными, трудности и специфические требования.
  16. Причины плохих коммуникаций и меры по их преодолению.
  17. Комплексная модель эффективных переговоров (У. Мастенбрук).
  18. Манипуляции в переговорном процессе.
  19. Уровни и средства управленческого планирования.
  20. Организационный контроль. Виды контроля.
  21. Организационная культура, нормативный и диагностический подходы.
  22. Диагностическая модель культуры организации Ч. Хэнди.
  23. Организационные конфликты, причины возникновения и классификации.
  24. Концептуальные модели организационных конфликтов (Д. Понди).
  25. Уровни и размеры организационных нововведений.
  26. Теория изменений у человека К. Левина.
  27. Транстеоретическая модель изменения поведения.
  28. Антиинновационные барьеры.
  29. Основные этапы нововведений и их содержание.
  30. Методы проведения организационных нововведений.

19