Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика преподавания психологии» Семинар 1. Организация содержания курса психологии и планирование

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика преподавания психологии» Семинар 1. Организация содержания курса психологии и планирование занятий

Содержание

  1. Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки. Методологические принципы психологической науки.
  2. Схема технологии разработки учебного курса.
  3. Общая характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов учебного курса. Зависимость содержания курса психологии от специализации. Сравнительный анализ учебных планов разных специальностей.
  4. Специфика содержания психологии как учебной дисциплины в детском саду и школе.

Вопросы для обсуждения

  1. Назовите парадигмы психологической науки, значимые при разработке учебного курса.
  2. Какими нормативно-правовыми документами должен руководствоваться преподаватель при планировании учебного курса?
  3. Каково значение Государственного образовательного стандарта в образовательном процессе?
  4. В чём разница учебного плана и тематического плана? Обоснуйте их необходимость для образовательного процесса.
  5. Раскройте технологию разработки учебного курса.
  6. Из каких действий преподавателя складывается алгоритм подготовки к учебному занятию?
  7. Как вы понимаете таксономию учебных задач? Дайте свою оценку эффективности её использования на занятиях по психологии?
  8. Какую помощь может оказать процедура таксации преподавателю при подготовке к занятию по психологии?

Задания для самостоятельной работы

  1. Сделайте краткий конспект 2-ой главы (стр. 40-60) книги В.В. Селиванова «Психология сознания». Дайте краткую характеристику основным методологическим принципам психологической науки.
  2. Используя учебник В.Н. Карандашева (Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007.), ознакомьтесь со схемой технологии разработки учебного курса. Составьте свой вариант схемы, внеся изменения в предложенную Карандашевым схему.
  3. Выбрав любую психологическую дисциплину и используя соответствующие учебники и методические пособия, составьте тематический план учебного курса из расчёта того, что на данную дисциплину в учебном плане отводится 72 часа (общая трудоёмкость в зачётных единицах – 2).

Наименование

раздела, темы

Количество часов

Всего

Лекц.

Семи-нары

Сам.

раб.

Основная литература

  1. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 13-16.
  2. Преподавание психологии в школе III-XI классы : Учеб .- метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной; Психол. ин-т Рос. акад. образования; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Изд-во Моск. псих-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003 .- 624 с.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  2. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии./ В.Я. Ляудис, — М., 2003.
  3. Никольская, И.М. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. / И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер – СПб., 2004. – 86 с.

Практикум 1.Психологические аспекты работы преподавателя вуза

Содержание

  1. Аутотренинг и социально-психологические тренинги в психологической подготовке преподавателя к учебному занятию. Знакомство с технологиями самоконтроля над эмоциями и их отработка.
  2. Презентация и отработка тренинговых упражнений, помогающих разрушить барьеры в общении преподавателя со студентами.
  3. Составление рекомендаций для подготовки преподавателя к учебному занятию (групповая работа).

Вопросы для обсуждения

  1. Чем характеризуются противоречия развития организма и личности студента?
  2. Какие этапы проходит студенческая группа в своём развитии?
  3. Какой уровень развития студенческой группы наиболее благоприятный для формирования ценных качеств личности?
  4. Перечислите психологические характеристики внимания преподавателя и студента?
  5. Назовите педагогические приёмы привлечения и удержания внимания студентов.
  6. По каким критериям оценивается речь преподавателя?

Задание для самостоятельной работы. Используя ниже предложенную литературу, разработайте систему тренинговых упражнений для психологической подготовки преподавателя к занятию:

  • Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – Казань, 1987. – 262 с.
  • Барьеры и трудности педагогического общения: Методическая разработка. / Составители: А.Д. Ганюшкин, О.С. Никитина. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – 56 с.
  • Захаров В.П., Хряцева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. – 55 с.
  • Игры, обучение, тренинг, досуг / ред. Петрусинский. – М., 1994.
  • Ситников А.П. Методические комплексы акмеологического тренинга // Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнология. – М., 1996. – С. 165-183.

Основная литература

  1. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 24-30.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  2. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.

Семинар 2. Методы обучения психологии

Содержание

  1. Понятие активных методов обучения и их классификация.
  2. Использование методов программированного обучения и методов интерактивного обучения на занятиях психологии.
  3. Методы проблемного обучения в преподавании психологических дисциплин.
  4. Специфика методов преподавания психологии в детском саду и начальной школе
  5. Специфика и классификация методов преподавания психологии в средней и старшей школе.

Вопросы для обсуждения

  1. Что подразумевают под активными методами обучения?
  2. Почему методы программированного обучения относят к активным методам обучения?
  3. Что лежит в основе метода проблемного обучения? Обоснуйте значимость этого метода в подготовке будущих специалистов.
  4. Как вы понимаете понятие «проблемная ситуация»? Из чего она складывается?
  5. Дайте определение интерактивным методам обучения, раскройте их суть и значение в преподавании психологии.
  6. Почему игра является основным методом преподавания психологии в детском саду и младшей школе?
  7. Какие приёмы использования игры на занятиях психологии вы знаете?
  8. Какие задачи помогает решить педагогу метод диалога «психолог-ребе­нок»?
  9. Обоснуйте применение элементов тренинга на занятиях по психологии в детском саду и школе. Почему для этой возрастной категории не используются целиком тренинговых занятия?
  10. Чем отличаются методы преподавания психологии в вузе и в школе?

Задание для самостоятельной работы

1. Используя учебник Бадмаева Б.Ц. (Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподават. И аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- стр.45-94), составьте классификацию активных методов обучения и оформите её в таблицу.

Название метода

Общая характеристика метода

Преимущества метода

Недостатки метода

2. Ознакомьтесь с характеристиками методов программированного обучения и теорией поэтапного формирования умственных действий. Проведите письменный сравнительный анализ систем программированного обучения Б.Ф. Скиннера и П.Я. Гальперина (Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподават. И аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- С. 48-62).

В чём заключается преимущество теории П.Я. Гальперина? Аргументируйте свой ответ.

3. Продумайте и опишите примеры использования активных методов обучения, применительно к конкретным темам курса психологии.

Основная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
  2. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 30-40.
  3. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.
  4. Преподавание психологии в школе III-XI классы : Учеб .- метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной; Психол. ин-т Рос. акад. образования; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Изд-во Моск. псих-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003 .- 624 с.

Дополнительная литература

  1. Бархаев, Б.П. Методическое обеспечение преподавания психологии. /Б.П. Бархаев — М., 2000.
  2. Никольская, И.М. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. / И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер – СПб., 2004. – 86 с.
  3. Орлов, В.И. Методы обучения в средней специальной школе. /В.И. Орлов -М., 2003.
  4. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения./ В.А. Трайнев – М.: Издательский Дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. – 360 с.
  5. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.

Семинар 3. Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам

Содержание

  1. Общие требования к проведению лекционных занятий.
  2. Виды лекций проблемного характера.
  3. Структура конспекта лекции, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции.
  4. Групповая работа: разработка схемы анализа лекции по психологии, с учётом требований к данному виду занятий, аргументация алгоритма анализа.

Вопросы для обсуждения

  1. Почему лекцию считают основной формой преподавания психологических дисциплин?
  2. Какие приёмы помогают оптимизировать лекционное преподавание?

Задание для самостоятельной работы

  1. Разработайте 1-й этап лекционного занятия, вступление (1-2 мин.).
  2. Проиллюстрируйте приёмы раскрытия содержания понятия на примере любой психологической категории (дайте логическое определение выбранного понятия через ближайший род и видовое отличие; подберите несколько определений одного понятия; проведите исторический аспект данного понятия; дайте последовательное разъяснение существенных признаков понятия; сопоставьте выбранное вами понятие с ближайшими психологическими категориями).
  3. Продумайте и приведите по конкретной теме занятия пример проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации.

Основная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
  2. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 30-40.
  3. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  2. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.

Практикум 2. Подготовка и проведение лекционных занятий по психологическим дисциплинам

Содержание

  1. Просмотр видеозаписи лекционного занятия.
  2. Обсуждение: анализ типового лекционного занятия.
  3. Изучение и сравнительный анализ образцов конспектов и методических разработок лекционных занятий.
  4. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции.

Задание для самостоятельной работы

  1. Разработайте конспект лекционного занятия, желательно одного из видов проблемной лекции (лекция с заранее запланированными ошибками, лекция — пресс-конференция, лекция визуализация, лекция вдвоём), обоснуйте выбранные методы и средства обучения.

Основная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
  2. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
  3. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.

Семинар 4. Организация семинаров в курсе психологии и требования к их проведению

Содержание

  1. Понятие семинарской формы обучения. Цели и задачи семинарского занятия.
  2. Типы семинаров по дидактическим целям: выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения.
  3. Методика проведения семинаров-дискуссий.
  4. Структура семинара. Алгоритм подготовки к семинарскому занятию.
  5. Требования к лабораторным занятиям по психологии.
  6. Демонстрационный эксперимент как разновидность практического занятия по психологии.

Вопросы для обсуждения

  1. Обоснуйте разделение целей семинарского занятия на основные и частные.
  2. Какие факторы влияют на эффективность проведения семинарского занятия?
  3. Почему семинару-дискуссии уделяется большое внимание в учебном процессе?

Основная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
  2. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
  3. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  2. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии / О.В. Хроменко. -Ростов н/Д, 2004.

Практикум 3. Семинарские занятия по психологии

Содержание

  1. Просмотр видеозаписи семинара по психологии.
  2. Обсуждение: анализ типового семинарского занятия.
  3. Групповая работа: разработка учебных задач для семинарских занятий.

Основная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
  2. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  2. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.

Практикум 4. Подготовка и проведение семинаров по психологическим дисциплинам

Содержание

  1. Изучение и сравнительный анализ образцов конспектов и методических разработок семинарских занятий.
  2. Формирование профессионального мастерства: работа над планом-конспектом, резюме семинара.
  3. Конкурс практических работ, обсуждение.

Задание для самостоятельной работы

  1. Руководствуясь принципами составления учебных задач для практических занятий, придумайте не менее 2-х учебных задач (желательно, чтобы они относились к разным психологическим дисциплинам).
  2. Разработайте план-конспект семинара-дискуссии, обоснуйте выбранные методы и средства обучения.

Основная литература

  1. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.- С. 46-51.
  2. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; 2003.

Дополнительная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001-304 с.
  2. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.

Семинар 5. Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов

Содержание

  1. Специфика и структура самостоятельной работы как формы обучения.
  2. Условия эффективности самостоятельной учёбы. Виды самостоятельной работы.
  3. Знакомство и анализ образцов разработок заданий для самостоятельной работы студентов.
  4. Организация проверки и оценивания знаний студентов при обучении психологии.
  5. Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок.

Вопросы для обсуждения

  1. Какова роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов?
  2. Какие приёмы на ваш взгляд будут способствовать эффективности самостоятельной работе студентов?
  3. В чём заключаются функции контроля учебной деятельности студентов?
  4. Почему существует проблема контроля усвоения психологических знаний?
  5. Каково значение типологии ошибок и технологии их учёта, разработанные Д. Толлингеровой?
  6. Какие методические приёмы обеспечивают эффективность педагогического контроля?

Задания для самостоятельной работы

  1. Разработайте систему заданий для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации к ним по одной из тем или разделу конкретной психологической дисциплины. При выполнении задания учитывайте следующие показате­ли:
  • разнообразие видов заданий для самостоятельной работы с учетом специфики учебной дисциплины;
  • сочетание типов, видов и форм самостоятельной работы;
  • целесообразность количественного состава заданий;
  • способы контроля за выполнением заданий;
  • приемы поощрения студентов;
  • наличие штрафных санкций и способы их предъявления сту­дентам;
  • наличие системы руководства самостоятельной работой сту­дентов в виде инструкций, советов, методических рекомендаций.

2. Продумайте и разработайте одну из форм реализации промежуточного контроля по одной из психологических дисциплин. Определите какие темы или разделы будет охватывать, составленная вами контрольная работа. Формы промежуточного контроля могут быть разнообразны:

  1. индивидуальное собеседование;
  2. коллоквиум;
  3. письменный опрос (ответы на вопросы);
  4. решение теста;
  5. решение учебных задач;
  6. написание аннотации, эссе на прочитанную книгу;
  7. составление отчета о проделанной работе (результаты наблюдения, психологическая характеристика на ученика, психолого-диагностическое заключение);
  8. составление или решение кроссворда;
  9. учебное домино;
  10. мини-задания для организации зачета в виде кон­курса, олимпиады или КВНа и т.п.

Разработав содержание одной из форм контроля, составьте рекомендации (инструкции) к её выполнению.

Методические рекомендации по составлению вопросов по теме для контрольной проверки знаний

  1. При подготовке задания определите, какую форму опроса вы будете предлагать студентам.
  2. Составьте вопросы, требующие прямого (репродуктивного) и преобразующего воспроизведения содержания материала, ко­торые должны быть логическими, четко сформулированы и предложены в определенной очередности.
  3. Отобранные вопросы структурируйте для конкретной формы контроля (система «вопрос — ответ», коллоквиум, контрольная работа и т.д.).
  4. Составляя карточки-задания, обратите внимание: на количество заданий в каждой карточке и их характер в соответствии с этапами усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков; задания должны быть четкими, краткими, разной степени трудности; задания должны стимулировать познавательные интересы и интеллекту­альные умения студентов.
  5. Следует учесть, что любые контрольные задания формируют у студентов умение систематизировать содержание учебной информации в определенном направлении, а также развивают их творческие способности.
  6. При подборе и разработке мини-заданий для конкурса сле­дует помнить, что: конкурс -интеллектуально-творческая игра, поэтому задания должны быть интересными, разнообразными, в оптимальной форме концентрировать и интегрировать знания студентов по предложенной теме; конкурс в определенной мере должен смоделировать будущую профессиональную деятельность студентов; конкурс должен способствовать поисковой деятельности студентов в процессе контрольной проверки знаний; в структуру конкурса может быть включена следующая систе­ма мини-заданий: «Вопрос — ответ», «Ваше мнение», «Отгадай ребус» и др.

Основная литература

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей и аспирантов вузов./ Б.Ц. Бадмаев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; 2001- с.117 – 127.
  2. Кузнецова, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. / И.В. Кузнецова – Смоленск: Универсум, 2006. – 98 с.

Дополнительная литература

  1. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  2. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Трофимова, И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. / И.А., Трофимова — СПб., 2001.
  4. Чернышев, А.С. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов / А.В. Чернышев, Н.Н. Гребеньков, С.В. Сарычев и др. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 256 с.

8