Основы теории управления

1. Функции управления

Основными функциями управления организацией являются:

— организация (совокупность приемов, методов для создания наиболее благоприятных условий для достижения цели орг.);

— нормирование (рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.);

— планирование (функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.);

— координация (осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов.

— мотивация; (поощрительные меры рабочим)

— контроль (эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.);

-регулирование(В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства).

2. Понятие и сущность системного подхода в управлении

Системный подход рассматривает любую организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Он позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии.

Св-ва:

* выделение системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;

* определение составных элементов системы;

* рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;

* анализ функций элементов по отношению к системе;

* выявление системообразующих связей;

* определение механизма функционирования системы.

Разновидности системного подхода:

Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления.

8 стр., 3601 слов

Система методов управления

... уход от иерархического управления, жесткой административной системы воздействия, фактически ... будут ниже итоговые результаты производства. Но реализация организационных ... неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, опирающихся на экономические методы. Вследствие этого необходимо разрабатывать принципиально новые подходы ...

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований.

Сущность нормативного подхода: анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании.

3. Исследование систем управления и их проектирование

СУ — совокупность взаимосвязанных, функциональных элементов, вырабатывающих управляющие параметры.

Система управления организацией должна обладать гибкостью, учитывать серьезную конкуренцию, требования к уровню качества обслуживания, принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды и др.

Организационной основой системы управления является ее структура. Структура определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления.

Прежде всего, СУ должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной структуре самой организации и меняться вместе с пре­образованием организационных форм. Это означает, что с прохождением разных стадий жизненного цикла (становления, роста, зрелости и завершения деятельности) в организационной СУ необходимо проводить изменения.

При проектировании или перестройке орг. стр-ры упр-я (ОСУ) необходимо учитывать принципы управления организацией, такие как разделение труда, единство командования, ответственность и полномочия.

4. Теория «человеческих отношений»

Школа человеческих отношений как научное направление является естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления, и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет (1868-1933), Элтона Мейо (1880-1949), А. Маслоу, Оливер Шелдон.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя.

5. Свойства и принципы системного подхода

1. Принцип целостности. Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т.е. отграничении его от других явлений, от среды. Например, система управления, система работы с персоналом и т.д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр.

2. Принцип совместимости элементов целого. Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

3. Принцип функционально-структурного строения целого. Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... разумным сочетанием централизованного и децент-рализованного управления. 4. Двухэтапная система организации ЭМП. 5. Мед. сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания ЭМП в ЧС. 6. ... населению в очагах массового поражения с целью быстрейшего возвращения пораженных к труду, максимального снижения инвалидности и летальности. 2. Проведение санитарно-гигиенических и ...

4. Принцип развития. Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития.

5. Принцип лабиализации функций. Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т.е. их состава и структу­ры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления.

6. Принцип полуфункциональности. В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

7. Принцип итеративности.

Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных.

8. Принцип вероятностных оценок.

В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариантности.

6. Наука об управлении Тейлора

Школа научного управления (1885-1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете». Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.

Разновидностью классической школы управления стала школа административного управления (1920-1950.) Она основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем (французский менеджер), главная идея которого — рациональное построение организации как иерархической структуры. Он выделял 5 функций управления: предсказание, планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. Представители административной школы: Л. Урвик, Дж. Муни.

7. Базовые функции управления

— Планирование (это процесс составления планов организации)-цели, задачи, ресурсы, способы достижения;

— организация; (заключается в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.)

— мотивация; (активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.)

9 стр., 4271 слов

Модели и методы управления организацией

... деятельности. Глава 1. Методы и модели управления организацией. 1.1 Методы управления организацией Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления — это совокупность приемов и ... Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер ...

— контроль; (процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.)

— координация (обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.).

8. Определение и сущность эффективности управления

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения); эффективность системы управления (с учетом иерархии управления), эффективность механизма управления (структурно -функционального, финансового, производственного, маркетингового, социального и др.).

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей заказчиков) на товары, услуги.

9. Основные показатели эффективности управления

Обобщающий показатель:

Эу = Д / З,

где Д — доходы предприятия,

З — затраты на содержание аппарата управления;

частные показатели:

* доля административно-управленческих расходов в обще сумме затрат предприятия,

* доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии,

* норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся:

* снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

* сокращение управленческого персонала;

* сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

Показатель для сравнительной оценки эффективности управления отражает следующее соотношение:

Эу = Ру /Уз,

где Эу, — эффективность управления;

Ру — результативность управления;

Уз — удельные управленческие затраты.

10. Классическая школа управления

Основателем административной (классическая) школы управления является Анри Файоль (1826-1926).

Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции — финансы, производство, маркетинг).

12 стр., 5716 слов

Человеческий фактор в управлении организацией

... практики в сфере найма, обучения, развития, управления эффективностью, оценки работы персонала и межличностных отношений. Этот подход является ... два основных подхода в работе с персоналом: доктрина научной организации труда; доктрина человеческих отношений. Если первая ... 2) формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат; 3) стабилизацию коллектива ...

Основная задача административной школы — создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.

11. Двенадцать принципов Эмерсона

1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала.

2. Здравый смысл. Необходимость нахождения причин трудности и смело и решительно их устранить.

3. Компетентная консультация (психологов, конфликтологов и пр.)

4. Дисциплина. Настоящая дисциплина требует, прежде всего, четкого распределения функций:

5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь — лучше живешь».

6. Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учитывать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию. Нарушение в обратной связи ведет к сбоям в системе управления.

7. Порядок и планирование работы.

8. Нормы и расписания. Высокие результаты в труде связаны не с повышением, а с сокращением усилий. Сокращение усилий достигается благодаря знанию и учету всех резервов производительности, умению реализовать их на деле и избежать неоправданных трудовых затрат, потерь времени, материалов, энергии.

9. Нормализация условий. Нужно не человека приспосабливать к машине, а создавать такие машины и технологии, которые дали бы возможность человеку производить больше и лучше.

10. Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.

11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений, творчества.

12. Вознаграждение за производительность

12. Управление нововведениями и развитием теории управления

Инновационный менеджмент — управление нововведениями и инновациями.

Нововведение — прогрессивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использующей его.

Инновация (от английского слова innovation) — процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей.

Внедрение — первое появление на рынке нового продукта, услуги или доведение до проектной мощности новой технологии.

13. Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации — это совокупность элементов и связей внутри самой организации, а также составляющие элементов. Внутренняя среда определяет характер и успешность деятельности предприятия. Элементы внутренней среды предприятия: структура, цели, задачи, технологии, персонал.

3 стр., 1380 слов

Технология и методы стратегического управления организацией

... коллектив, организацию в целом с целью краткосрочно решить, в первую очередь, текущие (тактические) задачи. Метод используется на любом уровне управления. Содержание решения, ... достичь намеченных результатов. ТЕХНОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Актуальность данной темы обусловлена развитием крупных и корпоративных предприятий, для управленческого персонала которых очень ...

Структура управления — это взаимоотношения подразделений предприятия. В основу любой структуры управления положен принцип разделения труда.

Цели — желаемое состояние объекта, результат какой-либо деятельности. Задачи решаются для достижения поставленных целей. Основная и наиболее трудная задача менеджера — работа с персоналом, людьми.

Влияние технологии производства на управление достаточно велико. Пример: приготовление пищи в хорошем ресторане и стандартная пища в дешевом ресторане быстрого обслуживания. Стандартизация упрощает требования к работнику, но одновременно повышает требования к менеджеру: нужна четкая организация производства.

Персонал (люди).

Человек — центральная фигура в любой организации. Работа персонала на фирме является сложнейшим сочетанием разнообразных факторов, влияющих на результаты его деятельности.

14. Школа Отечественной теории управления

Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы. Следует иметь в виду, что даже после изменения общественного строя и господствующей идеологии в 1917 г. трудовая этика в России оставалась коллективистской. Но ее основой стало соблюдение интересов государства. Нанесение любого ущерба общественным интересам каралось значительно суровее, чем интересам отдельного человека. Коллективизм в СССР по сравнению с артельностью дореволюционной России оказался значительно более полным и всепроникающим. А.Гастев и его сподвижники были уверены, что главное — овладеть логикой современной организации производства, а это — контроль, учет, нормирование, стандартизация, координация. Гастеву и его сподвижникам пришлось вести борьбу с “группой коммунистов”, которые активно изучали научную организацию труда. Оппоненты оперировали устаревшими методами революционной пропаганды, не имевшими с наукой ничего общего. Методология же Гастева была явно выигрышная и современная. Он призывал заимствовать у Запада методику работы и организации труда. Анализируя научные достижения и практический опыт управления 20-х годов, можно выделить следующие принципы отечественного менеджмента:

1. Разделение труда.

2. Полномочия и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единоначалие.

5. Единство действий.

6. Подчиненность личных интересов.

7. Вознаграждение персонала.

8. Централизация.

9. Скалярная цель.

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность персонала.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах.

15. Этика: понятие, основные компоненты, стандарт

Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

3 стр., 1094 слов

Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность ...

... исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, аттестации кадров, социально-психологического климата, ... коммуникация, высокая мотивация и гибкое руководство. В этих двух подходах легко обнаружить их укорененность в предшествующих парадигмах — научной организации ... работников становится целью кадровой политики, а не средством к достижению других целей, как в ...

Основными компонентами любой этической системы являются нравственные ценности человека, группы или общества.

1. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров.

2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей, поставщиков и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный». Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера.

16. Цели организации

Цели организации — это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к достижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями.

Цели должны быть:

— достижимыми;

— гибкими (допускать возможность корректировки);

— измеримыми (чтобы модно было их измерить и оценить):

— конкретными:

— совместными.

17. Организационные формы и структура управления

1) В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей (широко используется мелкими и средними фирмами).

— Четкая система взаимных связей;

— Ясно выраженная ответственность;

— Быстрая реакция в ответ на прямые приказания.

— Отсутствие звеньев по планированию и принятию решений;

— Перезагрузка менеджера верхнего уровня;

2) Область применения функциональной структуры — это однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия.

— Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

— Усложняются взаимосвязи;

— Затрудняется координация;

3) Линейно-функциональная структура, которая обеспечивает разделение управленческого труда. При этом линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

11 стр., 5388 слов

Управление агрессией в организациях

... эмоциональные коммуникации, с приоритетом выражения контролируемой агрессии. Он отмечал, что это позволяло убирать затруднения в эффективном управлении. Mellinger ... и менеджмента. Поскольку первой важной задачей в организациях является обучение и развитие менеджеров, целесообразна проверка ... что у лидера, который требует выполнения неприятных решений, возникает страх мести от подчинённых, вне ...

— Более глубокая подготовка решений, что связано со специализацией определенных категорий персонала;

— Освобождение линейных менеджеров от более глубокого анализа проблем;

— Недостаточна ответственность, так готовящий решения не участвует в его исполнении.

4) Дивизиональная орг.структура управления. Это когда отдельные подразделения, обладающие определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством. Область применения — это многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.

— Четкое разграничение ответственности;

— Высокая гибкость и адаптивность системы;

— Высокая самостоятельность структурных единиц;

— Разгрузка высшего уровня менеджмента;

— Кадровая автономия, высокая мотивация.

— Высокая потребность в руководящих кадрах;

— Сложность осуществления единой политики;

— Разобщенность персонала;

5) Матричная система имеет следующие характеристики:

— исполнитель имеет двух и более руководителей;

— наряду с линейно-вертикальной системой подчинения существует горизонтальное подчинение. Руководитель проекта (РП) — группы исполнения (ГР).

В горизонтальных связях осуществляется управление рабочим и технологическим временем, сроками, комплексами работ и полномочиями. Здесь решается вопрос, что и когда должно быть сделано.

— линейно-вертикальные связи решают вопросы технического характера: кто и как будет выполнять ту или иную работу. Нести ответственность за выполнение общей задачи на данном участке. На схеме линейно-вертикальные связи идут от общего

18. Понятие и характеристика организационной культуры

Организационная культура — это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений.

Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат стратегия качества производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к делу, формам отношений и достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других.

В зависимости от организационной культуры различают типы организаций:

1) реагирующая — характеризуется неуверенностью и импровизацией, отсутствием общей цели и жесткой централизацией;

2) отзывчивая — поддержка инициативы работников, организация коллективной работы, неформальные коммуникативные связи, материальное поощрение работников за результаты;

3 стр., 1202 слов

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

... Оценить эффективность групповой работы. 5. Разработка рекомендаций. В данной работе субъектом исследования является персонал организации. Объектом исследования является организация ООО «АДМ». Методами исследования выступили ... так как все больше принимается групповых решений, целенаправленная деятельность групп людей требует более эффективного управления. Понимание того, как создаются и развиваются ...

3) активная — серьезная постановка стратегической цели, высокая дисциплинированность работников, атмосфера доверия и взаимопонимания;

4) высокоэффективная — высокий уровень сознания работников, желание постоянного совершенствования.

19. Разновидности структур управления

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: — линейная; — функциональная; — линейно-функциональная; — матричная; — дивизиональная; — множественная.

20. Методы принятия управленческих решений

Методы принятия решений:

1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений — это совокупность логических приемов и методов выбора оптимальных решений, они базируются на аналитических способностях, логике, интуиции, опыте, знаниях менеджера. Преимущество: они принимаются оперативно, недостаток — высокая вероятность ошибочных (неэффективных) решений.

2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений — характеризуются участием определенного круга лиц в принятии решения, включая менеджеров разных уровней управления и непосредственных исполнителей (заседание, совещание, собрание, комиссия, комитет).

Они включают:

* метод экспертных оценок — процедура исследования проблемы и принятия решений экспертами;

* «мозговая атака» — принятие решений на основе генерирования креативных идей, творческого поиска нестандартных подходов с привлечением специалистов и неспециалистов;

3. Количественные методы принятия решений — опираются на научно-практический подход, предполагающий формализацию проблемы и выбор оптимальных решений на основе обработки больших массивов информации с использованием экономико-математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

21. Общенаучные методы управления

Методы управления — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для достижения поставленных целей.

Разновидности общенаучных методов управления: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, оценка, диалектика, системный и комплексный подходы

Все их многообразие может быть классифицировано по двум основаниям — по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам; — по осуществляемым ими функциям.

По содержанию на:

1. организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур.

2. экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами.

Среди экономических способов воздействия выделяются финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчет;

3. социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

22. Коммуникационные процессы в управлении

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя и более людьми. В коммуникативном процессе выделяют четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Классификация коммуникаций в процессе управления:

1. По субъектам

— внешние

— внутренние (восходящие, нисходящие, горизонтальные)

2. Управленческие коммуникации

— межуровневые

— коммуникации по восходящей (снизу вверх)

— между подразделениями и отделами

— между руководителем и рабочей группой (сверху вниз)

— неформальные коммуникации

3. Способ общения

— вербальные

— невербальные

4. По средствам общения

— речевая

— паралингвистическая

— вещественно-знаковая

23. Типы организационной культуры

1) Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях.

2) Адхократическая организационная: динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг.

3) Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.

4) Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

24. Модели и методы принятия решений

— Научный метод оптимизации управленческих решений рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет всесторонне изучать возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решений и выбрать наиболее эффективное их них.

— Системная ориентация в процессе оптимизации решений базируется на том, что проблему, которую необходимо разрешить, рассматривают как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих (параметров, факторов), имеющих целевую направленность.

— Моделирование позволяет принимать решения с учетом всех факторов и альтернатив, которые возникают процессе производственно-хозяйственной деятельности. Использование моделирования рассматривается как наиболее эффективный способ оптимизации управленческих решений.

Выделяют следующие типы моделей:

Физическая. Она отображает увеличение или уменьшение реального объекта системы (чертеж завода, модель изделия и т.д.);

Аналоговая. Эти модели ведут себя так, как реальный объект, но не являются таковым (график — зависимости между объемом производства и издержками и т.д.);

Математическая. Эта модель используется для описания характеристик и свойств объекта или событий в виде математических символов, формул и т.д.

Процесс построения модели включает несколько этапов:

Постановка задачи;

Построение модели — установление причинно-следственных связей факторов;

Проверка модели на достоверность, т.е. соответствие модели реальному процессу или организации;

Применение модели, т.е. ее использование;

Обновление модели.

25. Организация процесса разработки управленческого решения

Основные составляющие процесса разработки управленческого решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством.

Основные этапы процесса выработки решения:

1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения.

3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей.

4. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели.

5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели.

6. Согласование проекта решения с исполнителями.

7. Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей.

26. Организационные коммуникации

Организационная коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители предоставляют информацию большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.

Коммуникации важны для руководителей по ряду причин: коммуникации необходимы для эффективности управления; коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя; коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации.

Коммуникативный поток может перемешаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, перемещающийся от одного уровня к более низкому. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах.

Восходящее направление. Восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.

Горизонтальное направление. Общение происходит между членами одной группы или рабочих групп одного уровня, между руководителями или персоналом одного уровня.

27. Межличностные коммуникации

Межличностные коммуникации — устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в управлении, так как, с одной стороны, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей — начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом — в рамках различных событий, а с другой, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

28. Классификация стилей управления

Выделяют три классических стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный).

Авторитарный стиль — отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Руководитель непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Совещания проводятся лишь для соблюдения формальности, поскольку все решения принимает только руководитель. Руководитель не выносит критику и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать. В целом для руководителя — автократа характерен недостаток уважения к окружающим.

Демократический стиль — в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами подчинённых.

Руководитель демократического стиля во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Он старается чаще советоваться с ними и прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель демократического стиля считает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Либеральный стиль — не вмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях, неуверенностью в соей компетентности и в своём положении, непоследовательностью в действиях, влиянием окружающих, склонностью уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными руководитель придерживающийся либерального стиля руководства вежлив и доброжелателен, помогает в решении проблем. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчинённых и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он непоследователен в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение. Руководитель — либерал готов выслушивать критику и соображения, но, как правило, оказывается самостоятельно реализовать подсказываемые решения.

29. Конкретные методы управления

Методы управления — способы выполнения функций управления.

Классификация методов управления по содержанию: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.

Содержание экономических методов — целенаправленное воздействие на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения оптимальных результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами. Экономические интересы подразделяются на: 1) интересы государства; 2) интересы коллектива; 3) интересы личности. Принципы ЭМУ: 1) системность; 2) комплексность.

Две группы экономических методов управления:

1. Прямой экономический расчет основан на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

Прямой экономический расчет является плановым и директивным. Под директивностью понимается его обязательность, что придает ему характер закона.

2. Хозяйственный расчет основан на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

Административные методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных: 1) через административные приказы; 2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.

Сущность социально-психологических методов: с помощью воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать действенный механизм работы.

Социально-психологические методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей.

Разновидности социально-психологических методов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) «заражение»; 4) демонстрация примеров поведения.

30. Сущность, цели и концепции кадровой политики

Кадровая политика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:

— правилах внутреннего распорядка

— коллективном договоре.

Основной целью кадровой политики является своевременное обеспечение организации персоналом требуемого качества и в необходимой численности. Другими ее целями можно считать:

1) обеспечение условий реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей граждан;

2) рациональное использование кадрового потенциала;

3) формирование и поддержание эффективной работы трудовых коллективов.

В настоящее время выделяют три концепции стратегии кадровой политики. Первая концепция предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации персонала.

Вторая концепция основывается на том, что стратегия управления персоналом является центральной, самостоятельной и не зависит от стратегии организации. Занятые в организации работники рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых, в зависимости от их качества и способностей, можно решать различные задачи, возникающие в условиях рыночной экономики.

Третья концепция является синтезом двух предыдущих. Стратегия организации сопоставляется с имеющимися и потенциальными кадровыми ресурсами, определяется соответствие направлениям стратегии кадровой политики. В результате такого сопоставления может быть изменена стратегия деятельности всей организации и ее кадровой политики.

31. Концепция рациональной бюрократии

Концепция бюрократии была первоначально сформулирована в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером.

Характеристики рациональной бюрократии:

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.

32. Демократический стиль управления: понятие, содержание, сущность

Демократический (или коллективный) — управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.

33. Принципы управления организацией Анри Файоля

1. Разделение труда. Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей.

2. Полномочия и ответственность. Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единство распорядительства, или единоначалие. Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство руководства и направления действий. Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение. Получение работниками справедливого вознаграждения на работу.

8. Централизация. Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов

9. Иерархия или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

10. Порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11. Справедливость. Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел.

13. Инициатива. Инициатива — это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

14. Корпоративный дух. Гармония, единение персонала — большая сила в организации

34. Авторитарный стиль управления: понятие, содержание, сущность

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) — для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

управление этика эмерсон бюрократия

35. Актуальность теории и практики управления

Цель науки управления — изучение и совершенствование принципов, структур, методов и техники управления.

Решение проблем управления связано со значительными трудностями, так как наряду с процессами, которые поддаются количественным измерениям (затраты ресурсов в количественном и стоимостном выражении, расход энергии, металлоемкость и т.д.), есть и такие, что не поддаются объективной количественной оценке: эффективность действующих методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотиваций на производительность труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т.п. Анализ и оценка этих явлений возможны лишь после длительного экспериментирования с последующей математической обработкой полученных результатов.

Эффективность функционирования этих сложных организационных систем во многом зависит от искусства руководителя, его таланта и знания законов управления.

Размещено на